Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Теория литературы: основные понятия

1.4.2022
62253

На этой странице вы узнаете

  • Как художественная литература влияет на нас?
  • Как модернисты перевернули значение формы литературного произведения?
  • Всегда ли авторам удается реализовать свой замысел?

Теория большого взрыва. Нет, не то… Теория происхождения жизни на Земле… Опять не то. Теория литературы?.. А что, в литературе есть теория? Можно же просто книжки читать и наслаждаться приключениями и эмоциями героев, разве нет?

Безусловно, чтение книг — это прекрасный способ отдохнуть и один из самых бюджетных вариантов совершить кругосветное путешествие. А вот чтобы правильно и точно понимать заложенные автором идеи, анализировать содержание, писать впечатляющие преподавателей сочинения и получать высокие баллы на экзамене, нам нужно хорошо разбираться в базовых понятиях литературы. Этим мы с вами и займемся. Скучно не будет, уж поверьте нам на слово: на что же еще, ведь слово — это основной инструмент литературы.

Художественная литература как искусство слова

Давайте начнем издалека и сначала поймем, что представляет собой искусство, ведь литература — это один из видов искусства. 

Искусство — это отражение реального мира через художественную деятельность, результатом которой являются произведение, скульптура, музыка или живопись. 

В искусстве автор переосмысляет то, что берет из реальной жизни. Например, вы подходите вечером к окну и видите красивый закат. Он настолько впечатляет, что вы решаете зарисовать его или написать о нем стихотворение.

Но при этом объекты реального мира (например, деревья, дома) в искусстве преображаются в образы, а мысли автора — в идею (главную мысль) произведения.

Образ — это любое явление, осмысленное и воплощенное автором произведения искусства. 

Например, вспомним картину И.И. Шишкина и К.А. Савицкого «Утро в сосновом лесу», 1889 г.

Эта картина реалистичная, автор, безусловно, вдохновился окружающим миром. А далее художник изобразил его на холсте, добавив или убрав какие-то детали, исходя из своей задумки. 

Идея — это главная мысль, лежащая в основе произведения. 

Например, идея «Слова о полку Игореве» — необходимость объединения русских князей. Именно чтобы выразить призыв к единству, и было написано произведение.

Искусство делят на три группы

  1. Пространственные или статические — это виды искусства, которые направлены на построение образов в пространстве, они материальны. Результаты такого творчества воспринимаются зрением — их можно увидеть, например, какой-то дворец (архитектура) или картина (живопись).
  2. Временные или динамические — это виды искусства, которые развиваются во времени и воспринимаются на слух — музыкальные и литературные произведения, а также фольклор.
  3. Пространственно-временные — это сценические виды искусства, которые нацелены на зрителя, например, театр, кино, цирк. 

Так вот, литература, относится к временной группе искусства, потому что развивается во времени. Что это значит? Полностью осознать литературное произведение можно лишь пройдя через две временные точки: начало и конец произведения. Только тогда мы можем как-то анализировать литературный текст. Этого свойства нет, например, у архитектуры или живописи (пространственных видов искусства), потому что ни картина, ни здания не способны как бы «передвигаться» во времени. Они являются лишь запечатленным моментом в пространстве.  

Литература — это любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли.

Литература бывает разной, например, публицистической, научной или художественной. 

ВидОписаниеПримеры
Художественная литератураЭто знакомые нам произведения, которые имеют вымышленный сюжет и/или героев: рассказы, повести и пьесы. Особенность художественной литературы — большое количество средств художественной выразительности.

Также у художественной литературы широкие границы: разнообразие тем, направлений, образов, речевых средств. 
Романы, повести, стихотворения.
Публицистическая литератураЭтот вид литературы, прежде всего, связан с журналистикой. В публицистике главную роль играют реальные факты, тогда как в художественной литературе важен вымысел.

В публицистике описываются актуальные темы и общественно-политические вопросы. Публицистическая литература нужна, чтобы влиять на аудиторию. 
Письма, дневниковые записи, статьи, выступления на телевидении. 
Научная литератураЭто результаты научных исследований. Важная черта научной литературы — четкость и прямолинейность. 

В научной литературе невозможна неопределенность или двусмысленность: если бы она была, то мы бы запутались и ничего не поняли. Наука требует четкости.
Монографии, диссертации, доклады, учебники.

Литературу называют искусством слова, потому что именно слово будет служить инструментом для создания текстов, средством образного отражения реальности. 

Было ли у вас такое, что после прочтения книги «мир полностью изменился»: вам открылись новые знания, вы сделали собственные выводы? Художественная литература способна повлиять на образ мысли, ценности человека и его понимание мира. А как еще она может воздействовать на людей?

Как художественная литература влияет на нас?

— Литература помогает лучше понимать других людей: знакомство с персонажами с разными характерами может расширить жизненный опыт человека. Например, узнав причины поступков героев, можно впоследствии лучше понять собственное окружение: почему кто-то из близких или друзей ведет себя так же. Многие авторы — Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев — показывают нам типичных героев в типичных ситуациях. Это ли не люди вокруг нас?

Литература расширяет наше мировоззрение, предлагает нам альтернативные взгляды на жизнь. Например, в драме «На дне» можно увидеть разные концепции понимания мира или «три правды». Лука допускает возможность вранья ради милосердия и сострадания (первая правда). Сатин отрицает любую ложь, даже утешительную (вторая правда). Позиция Бубнова заключается в том, чтобы «валить» правду, то есть беспощадно раскрывать её (третья правда). Понять идеи героев и выбрать более близкую вам позицию поможет статья М. Горький «На дне».

Обратите внимание, что мы пока ни разу не упомянули фольклор. Иногда его относят к разновидностям литературы, но сейчас мы с вами докажем, что это не так. Обсудим еще один вид временного искусства — фольклор. 

Фольклор

Всем нам в детстве читали сказки, а сейчас мы продолжаем иногда слышать пословицы и поговорки от окружающих. Современный фольклор встречается ежедневно в нашей повседневной жизни, например, мемы — это тоже своего рода фольклорный жанр. Кто-то придумал шутку, другой человек её дополнил: так мем начинает свое путешествие по интернету. А еще помните детскую считалочку про сороку: «Сорока-ворона, / Деткам отдала. / Этому дала, / Этому дала, / Этому дала, / Этому дала, / А этому не дала»? Все это — формы устного народного творчества, а если одним словом, то фольклора. 

Фольклор — это устное народное творчество: оно не закреплено письменно, передается народом из уст в уста, поэтому у фольклора нет автора. 

Да, мы не ошиблись со словом «устное» в определении. В магазине вы можете встретить книжку «Колобок», но изначально это была сказка, придуманная народом и переходящая из уст в уста, из поколения в поколение, приобретая разные вариации. То обстоятельство, что кто-то когда-то решился первым ее напечатать на бумаге — это уже веяние времени. Но тем самым «Колобок» не превратился в достижение литературы, он остается фольклорным.

Фольклор имеет очень характерные черты, отличающие его от других видов искусства, в том числе литературы. Поэтому остановимся на них подробнее. 

Начнем с того, что, исходя из самого определения, это исключительно устный характер творчества. Фольклор не закреплен в письменной форме, потому что люди стали сочинять сказки или стихотворения достаточно давно, когда не имели возможности записывать свои произведения. 

Из-за того, что фольклорное произведение рассказывают устно и по памяти, с каждым разом она может приобретать новые черты. Получается аналог игры «Сломанный телефон». Поэтому еще одной характерной чертой фольклора считают вариативность. Так, у «Колобка» есть большое количество исходов: от папы можно услышать, что колобка съела лиса, сладко причмокивая, а заботливая мама, дабы не травмировать хрупкую детскую психику любимого чада, расскажет, что герой обманул лису и укатился от нее.

Так как изначально фольклорные произведения носили исключительно устный характер, неотъемлем был непосредственный контакт рассказчика со слушателем. Например, дедушка будет находиться рядом со своим внуком, пока рассказывает сказку. И, да, по видеозвонку тоже считается. 

Коллективность означает, что автором фольклорного произведения будет считаться целый народ, это совместное творчество. 

В ногу с коллективностью будет идти еще такая черта фольклора, как анонимность. Никто не знает, какой конкретно человек и когда первым упомянул ту или иную пословицу. Это творчество народа в целом. Поэтому анонимность иногда еще называют народностью. Фольклорное произведение сочиняет не один человек, каждый рассказчик вносит свой вклад в общее произведение, именно поэтому сложно выделить только одного автора. Например, знаете ли вы автора сказки про колобка? И никто этого не знает.

Еще одна черта фольклора — это особые средства изобразительно-художественной выразительности. Остановимся на них чуть подробнее: 

  1. Гипербола — художественное преувеличение. Например, в былине про Илью Муромца сила богатыря описывается так: шапкой «куда махнёт — там улица, назад отмахнёт — переулочек, разметал он все сорок разбойников».
  2. Постоянные эпитеты — определения при слове, влияющие на его выразительность, красоту произношения. Мы часто можем встретить в фольклорных произведениях такие выражения, как «красна девица» или «добрый молодец», что является ярким определением и повторяется во многих сказках.
  3. Творительные сравнения — это существительные в форме творительного падежа, которые выполняют роль сравнения, они тоже часто бывают постоянными: «враг волком смотрит», «певец соловьем поет».
  4. Повторы, которые помогают замедлить время: «шли-шли»; и обращения, которые также присутствуют во многих произведениях фольклора: «избушка-избушка».

Как же всю эту информацию применять на практике? На экзамене не упоминается фольклор в чистом виде, однако встречаются произведения с фольклорными чертами. В задании №12 ЕГЭ или № 5 ОГЭ, например, может быть такая формулировка темы сочинения, где как раз нужно проанализировать фольклорные черты произведения.

Подобное задание может быть посвящено поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В ней встречаются фольклорные элементы — постоянные эпитеты: «красна девица», «слёзы горькие», «ветры буйные», «чужая сторонушка». Также автор использует пословицы и поговорки, которые передают колоритность народной речи: «Наши топоры лежали до поры», «С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат».

Отдельно стоит обратить внимание на песни в поэме. Это не только фольклорная черта произведения, но и способ отражения сознания простого русского человека. Так, в главе «Пир на весь мир» можно увидеть много песен, которые показывают народные настроения, отражают черты характера русских людей и рассказывают об их доле: «Голодная» — нехватка еды у народа, «Соленая» — тяжелая судьба русской женщины. 

Какие существуют различия между фольклором и литературой?

  • Фольклор — это искусство устного слова, фольклорные произведения передаются из уст в уста, от человека к человеку. Тогда как, литература — творчество письменное: произведения записывают на бумаге.
  • В фольклоре происходит непосредственный контакт со слушателем, например, когда мама поет ребенку колыбельную, они находятся рядом друг с другом. В литературе же, читая романы Ф.М. Достоевского, мы не общаемся с ним лично, не он нам рассказывает о событиях, произошедших с Раскольниковым. А жаль, было бы интересно послушать это из его уст.
  • В фольклоре существует множество вариантов одного произведения, в литературе — оригинальным считается только один. Конечно, нам бы хотелось иметь альтернативную концовку «Войны и мира», в которой Андрей Болконский жив и счастлив с Наташей, но, к сожалению, это невозможно…

Несмотря на перечисленные отличия, в фольклоре, как и в литературе, выделяют одни и те же роды: эпос, лирика и драма. Однако жанровое деление фольклора несколько отличается от литературного. О родах и жанрах литературы вы можете подробнее прочитать в статьях «Литературные роды и жанры. Часть 1», «Литературные роды и жанры. Часть 2». А жанровое своеобразие фольклора сейчас разберем с вами вместе. 

К эпическим, то есть повествовательным, жанрам относятся: былина, историческая песня, предание, легенда, загадка и сказка. 

  • Былина — это древнее сказание, в котором рассказывается о жизни и подвигах русских богатырей. Например, «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» — это былина.
  • Историческая песня — это песня, повествующая о реальном или вымышленном историческом лице или событии. Например, песни о Степане Разине, известном казачьем атамане.
  • Предание — рассказ об исторических лицах или событиях прошлого. Например, существуют предания о сотворении мира и земли.
  • Легенда — рассказ, в основе которого лежит чудо, и воспринимается оно как нечто достоверное. Например, легенды Древней Греции о богах о Зевсе и его брате Аиде, об Афродите, которая вышла из «пены морской» и др.
  • Сказка — эпическое произведение, особенностью которого является нескрываемая вымышленность сюжета. Существует три вида сказок. Бытовая — сказка, которая отражает реальную жизнь людей например, «Репка». Волшебная — сказка, о необычных событиях и приключениях, в которых участвуют волшебные персонажи например, «Морозко». О животных — сказка, в качестве героев которой выступают звери, например, «Три поросенка».

О сказках есть у нас отдельная очень интересная статья, захотите немного окунуться в детство — милости просим в «Русские народные сказки».

Также к эпическим жанрам фольклора относятся пословица и поговорка — это малые формы фольклора. У двух этих жанров есть сходства и различия, которые мы отразили в следующей таблице: 

Существуют также лирические жанры фольклора: частушки, календарная и семейная поэзия, которая сопровождает какие-либо обряды.

Например, Масленица в календаре восточных славян обозначала границу зимы и весны. Этот праздник отмечают целую неделю перед Великим постом. А когда наступает время провожать Масленицу, то люди поют фольклорные песни и сжигают чучело. 

Это пример календарной поэзии — народные песни сопровождают обряд сжигания чучела. В лирических жанрах отражается действительность через переживания, чувства и мысли автора.

Драматические жанры фольклора: вертепная драма и религиозная драма. Это сцены, связанные с обрядами, хороводы, игры, отражающие жизнь людей, и ряжения, которые включают в себя переодевание для исполнения каких-либо ритуалов. Жанры этого рода отличаются тем, что в их основе лежит диалог между действующими лицами, а также установка на исполнение для круга зрителей.

Итак, мы разобрались с фольклором, теперь снова возвращаемся непосредственно к литературе. 

Художественный образ

Вы когда-нибудь представляли, как выглядят герои романов? А потом, посмотрев фильм по этому произведению, понимали, что видение режиссера отличается от вашего? Все это — образы. Несмотря на то, что у режиссера и у вас они могут отличаться, в целом у них много общего — того, что хотел передать нам именно автор.

Художественный образ — это отражение действительности в искусстве, в том числе в литературе. 

Общий закон искусства говорит о том, что действительность преобразуется в образы. Например, Печорин из «Героя нашего времени» — типичный человек 1830-х годов. Так, Лермонтов проанализировал реальных людей этого поколения и отобразил их важные, по его мнению, черты в одном образе Григория Печорина. 

К образам относятся не только герои, но и символы. Например:

Различные образы помогают писателю лучше выразить идею произведения. С опорой именно на свои цели автор отбирает то, что будет изображено в произведении, а что нет. 

Наши художественные образы должны где-то существовать, верно? Давайте разберемся, что из себя представляют время и пространство в произведении. 

Хронотоп

Нет, это слово не связано с тем, как мы можем синхронно топать с друзьями. Хронотоп — один из литературоведческих терминов, и это страшное слово распадается на две части, что облегчает его понимание.

Хронотоп — это взаимосвязь художественного времени (хроноса) и художественного пространства (топоса), способствующая выражению определенного смысла.

Эти два понятия неразделимы, потому что в тексте всегда так или иначе можно выделить время и место действия. Произведения вне времени и пространства не существуют. 

Обратите внимание, что термин «хронотоп» можно использовать в задании №5 ОГЭ или №12 ЕГЭ, ведь при оценивании сочинения есть отдельный критерий, отвечающий за использование терминов. 

Существует особый хронотоп провинциальных городов в литературе. Примерами могут служить такие произведения, как «Ионыч» А.П. Чехова, «Гроза» А.Н. Островского, «Ревизор» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В этих городах время зацикливается, исторически не развивается — с помощью этого изображено положение людей, такое же зацикленное.

Как иногда хочется ускорить время на скучных уроках или, наоборот, замедлить во время долгожданных каникул. Нам, к сожалению, не подвластно время, но вот писатель имеет возможность так сделать. 

Художественное время — это время в произведении, которое подчиняется авторской задумке.

Так, автор может останавливаться на конкретных датах, ускорять и замедлять время или вовсе его не выделять, все это зависит от задумки писателя. Помните ленивца по имени Блиц из мультфильма «Зверополис»? В сценах с этим персонажем картинка намеренно замедляется (эффект слоу мо), чтобы показать расслабленность и неторопливость этого героя. 

Художественное пространство — это место, в котором существуют литературные персонажи. 

Пространство также важно в литературном тексте, потому что оно организовывает все события в произведении. Художественное пространство может быть:

  • замкнутым, например, комната Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
  • и открытым, как в эпизоде, где Болконский смотрит на небо под Аустерлицем в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».  

Также пространство делится на:

Также и термин «художественное пространство» можно использовать в задании №5 ОГЭ, №12 ЕГЭ или же в любом другом сочинении, ведь термины отлично дополнят ваш анализ.

Так, вы можете упомянуть, когда и почему автор намеренно замедляет время в произведении. Например, роман И.А. Гончарова «Обломов» местами тяжело читать — это можно объяснить приемом ретардации (намеренным замедлением времени в художественном произведении). Значительный объем первой части произведения посвящен описанию одного дня Обломова. Первая и четвертая части, где Обломов лежит на диване, замедлены. Автор это делает намеренно, чтобы охарактеризовать быт главного героя, его миропорядок — такой же медленный и ленивый. Текст произведения передает настроение Ильи Обломова. 

Мы проделали большой путь в изучении теории литературы, но и это еще не все. Помимо времени и пространства, у произведения есть еще содержание и форма. Сейчас разберемся, как форма может влиять на содержание произведения. 

Содержание и форма

Помните фильмы про Гарри Поттера? В «Узнике Азкабана» есть сцена, где Гарри и Гермиона пользуются маховиком времени, чтобы вернуться в прошлое. Так вот, в этом эпизоде важно, как изображено течение времени — главные герои стоят на месте, а все остальное как бы перематывается назад. В то время как в фильме «Машина времени» профессор Александр Хартдеген изобретает сложнейшее устройство, чтобы отправиться в прошлое. Что объединяет эти два примера? Содержание — путешествие во времени, однако форма совершенно разная. То же самое происходит и с литературными произведениями.

Содержание — это то, о чем говорится в произведении, реализуется за счет сюжета, формы, идеи, темы, внутренней стороны текста.

Форма — это способ предоставления содержания, осуществляется с помощью использования особой художественной речи, композиции, внешней стороны текста.

Как модернисты перевернули значение формы литературного произведения?

Как известно, новаторство модернистов было в поиске новых форм и средств выразительности, они постоянно экспериментировали с формой произведений. Вспомним «лесенку» Маяковского — способ записи стиха с разрывами строк на определенном слове, например:

У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез
че.

Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского
«Из улицы в улицу»

Стихотворения Маяковского (и других футуристов) можно не только читать, но и смотреть.

Еще один популярный прием модернистов — это использование «потока сознания». Представьте, что все ваши мысли, которые только есть у вас в голове, перенесли на бумагу без знаков препинания. Это и есть «поток сознания» — художественный прием, который имитирует течение мыслей. Чаще всего мы читаем книги ради сюжета, какой-то интересной истории, однако в XX веке многие писатели-модернисты на первое место ставили именно форму произведения. Так, роман У. Фолкнера «Шум и ярость» с сюжетной стороны — это типичная сага про семью, которая живет на юге Америки. Подобные сюжеты встречались часто. Однако роман Фолкнера отличается формой, языком — например, первая часть произведения написана в виде «потока сознания» психически нездорового Бенджи. Герой не понимает, где прошлое, а где настоящее, не осознает, что происходит вокруг.

И «лесенка» Маяковского, и «поток сознания» — это все изобретения модернистов, которые экспериментировали с формой произведений.

Вы наверняка замечали, что творчество одного автора может нравиться вам больше другого, и дело тут не только в форме и содержании произведения. Так вот, чтобы понять, почему так происходит, нужно разобраться в термине «поэтика». 

Поэтика

Как думаете, поэтика связана только с поэтами? Нет! Значит, не все так просто и однозначно, поэтому давайте разбираться с этим термином.

Поэтика
В широком смысле это — теория литературы в целом.
В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции. Например, можно сказать поэтика романа или поэтика драмы. То есть это исследование перечисленных выше терминов в контексте определенных категорий текстов. 
В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя. Например, поэтика А.С. Пушкина или поэтика «Капитанской дочки».

Если обобщить, то поэтика — это совокупность приемов, которые характерны для произведения/автора/эпохи, своеобразная визитная карточка каждого писателя. Если нужно проанализировать, например, поэтику Достоевского, то необходимо указать средства, отличающие творчество Достоевского от любого другого автора. Почему мы вряд ли перепутаем Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого? Все дело в поэтике! 

Именно поэтика делает неповторимым любое произведение, помогает воплотить авторский замысел, с которого начинается работа над любым произведением. 

Авторский замысел и его воплощение 

Помните фильм «Гарри Поттер и кубок огня», где лорд Волан-де-Морт подстроил все так, чтобы Гарри участвовал в соревнованиях между волшебными школами, а потом выиграл и попал через портал к самому злодею? Волан-де-Морт заранее продумал то, как Поттер должен оказаться на кладбище. Так и авторский замысел возникает в голове писателя до начала работы над произведением. 

Авторский замысел — это первый этап творческого процесса, обычно он предшествует началу работы над произведением. 

Именно в замысле выявляются главные черты мировоззрения автора и идея литературного текста. 

Всегда ли авторам удается реализовать свой замысел?

Давайте начнем с интересного факта о том, как писался роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Л.Н. Толстой изначально хотел написать роман о декабристах, но в итоге начал с предыстории формирования движения, а до описания самих декабристов так и не дошел. Это пример того, как изначальный замысел может не совпадать с результатом.

У вас были ситуации, когда все шло не по плану? Когда вы уже продумали свой идеальный день, но вдруг череда обстоятельств меняет вашу первоначальную задумку? Как и наши планы на жизнь, авторский замысел может быть подвергнут значительным изменениям. 

Иногда же замысел остается нереализованным в полной мере. Например, Н.А. Некрасов задумывал масштабное произведение, поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо», в которой будет показана вся Россия: быт разных сословий, их характер, нравы, но, к сожалению, смерть прервала написание произведения. Несмотря на это, автор отчасти достигает своего первоначального замысла: показывает жизнь духовенства, помещиков, князей, обычных крестьян.

А вот Н.В. Гоголю в повести «Шинель» удалось воплотить свой замысел — показать «маленького человека» в большом городе, Петербурге: его жизнь, характер, интересы, мечты и положение в обществе. 

К слову, о «Шинели»! Вы помните, как в конце произведения Акакий Акакиевич превратился в призрак? Чтобы показать несправедливость мира, Гоголь вводит такой фантастический элемент в финал повести. А вот что такое «фантастика» мы узнаем сейчас более подробно. 

Фантастика и художественный вымысел

Как часто вы мечтаете перед сном? Всегда ли ваши мысли могут воплотиться в жизнь или есть такие, которые нереально осуществить? 

А вот писатели свои мысли, даже самые удивительные, могут воплотить в жизнь через произведения, а фантастика помогает им это реализовать. 

Фантастика — изображение несуществующих предметов и явлений, вымышленных персонажей, нереальных образов. 

Например, элементы фантастики мы можем наблюдать в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Достаточно вспомнить известный бал Сатаны или образ кота Бегемота, который был то ли кот, то ли человек. 

Художественный вымысел — это всё то, что создается воображением автора.

Все изображаемое так или иначе является вымыслом, даже если в них есть прототипы или указаны реальные события, которые происходили в жизни. Это связано с законом искусства, помните? В текстах отражается именно образ, который возникает в голове автора. Но важно понимать, что он не противопоставляется действительности, это то, что могло случиться в жизни. В этом отличие художественного вымысла от фантастики.

Итак, мы разобрали основы теории литературы. Конечно, она на этом не заканчивается и впереди нас ждет много интересного. А чтобы убедиться в этом, продолжайте путешествовать по миру литературы! В этом вам помогут статьи: «Теория литературы: средства художественной выразительности» и «Теория литературы: Роды литературы. Жанры». 

Термины

Средство художественной выразительности — инструмент, средство, речевой оборот, который придает высказыванию красочный, образный характер.

Фактчек

  • Литература и фольклор относятся к временным видам искусства. Литература — это любые зафиксированные на бумаге достижения человеческой мысли, тогда как фольклор — это устное народное творчество. Фольклор появился задолго до литературы.
  • Произведениям фольклора свойственны устный характер, вариативность, контакт рассказчика с читателем, коллективность, анонимность, и определённые средства художественной выразительности. 
  • В литературных произведениях действия сюжета происходят в определенном пространстве и времени. Их сочетание называется хронотоп.
  • Поэтика — это многозначный термин. В широком смысле это — теория литературы в целом. В более узком — исследование языка, стилистики, формы, композиции. В частном употреблении это — особенности творчества отдельного писателя.
  • Первой ступенью творческого процесса создателя литературного произведения является авторский замысел.
  • Отличие фантастики от художественного вымысла заключается в том, что она помогает автору изобразить нечто вымышленное, несуществующее в реальной жизни. Тогда как художественный вымысел — позволяет изобразить нечто, реально существующее в действительности, но в желаемом автором виде. 

Проверь себя

Задание 1.
Искусством чего является литература? 

  1. искусством слова
  2. искусством разума 
  3. искусством мелодии 
  4. искусством прозы

Задание 2.
Что такое фольклор?  

  1. письменное народное творчество
  2. устное народное творчество
  3. музыкальное народное творчество
  4. правильного ответа нет

Задание 3.
Что характерно фольклору? 

  1. Один автор и строгие каноны оформления.
  2. Письменный характер творчества и преобладание описания культуры зарубежных стран.
  3. Традиционность, коллективность, анонимность.
  4. Фольклор не имеет каких-либо черт, отличающих его от нынешней классической литературы.

Задание 4.
Когда возникает авторский замысел? 

  1. До начала написания произведения.
  2. В процессе создания произведения.
  3. В конце написания произведения.
  4. В середине написания произведения.

Ответы:1. — 1; 2. — 2; 3. — 3; 4. — 1.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов