Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Литературные роды и жанры. Часть 1

21.11.2022
5385

На этой странице вы узнаете

  • Что можно увидеть в гостях у семьи Эпос?
  • Что общего у лирики и розовых очков?
  • Неужели и здесь математика: как понять устройства сонета без особых арифметических усилий?
  • Как блины помогут в запоминании понятия ода?

Эта статья объединит всех. Меломанов, у которых в плейлисте найдется место для любого жанра от рэпа до классической музыки. Тех, кто всегда смотрит в графу «жанр» выбирая, что посмотреть на Кинопоиске — и неизменно выбирает одно и то же. Даже тех, кто уже всё знает про литературные жанры, и поэтому не нуждается ни в каких отступлениях в начале этой статьи.

Сегодня мы поговорим о родах литературы и ее жанрах.

Роды литературы 

Род литературы — группа жанров, которые обладают сходными структурными признаками; род определяет то, как автор и читатель видят мир.

Проще говоря, два произведения будут принадлежать к одному роду, если у них похожая структура. Что входит в структуру, мы поймем, когда будем разбирать конкретные роды литературы. Произведения одного рода схожи и потому, что их авторы имеют схожий взгляд на мир. 

Также запомним, что литературный род — это большая категория, внутри которой уже выделяются более маленькие — жанры

Про жанры мы говорим в повседневной жизни. Все параллели из начала статьи действительно актуальны: жанры есть и в музыке, и в кинематографе. На самом деле жанры в литературе выделяются по тому же принципу, что и в других видах искусства.

Литературный жанр — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.

Проще говоря, это группы произведений, которые выделяются не только по форме и структуре произведений (как это происходит в литературных родах), но и по содержанию.

Мы разобрались с основными понятиями и теперь готовы узнать, какие бывают роды и жанры. 

Эпос

Эпос — род литературы, предполагающий сюжетное повествование о событиях.

Эпос — взгляд извне на события прошлого.

Давайте посмотрим на черты эпоса

  • Акцент на событиях.

Главная цель эпического произведения — достоверно передать события, а не выразить чувства и эмоции.

  • События привязаны ко времени (хроносу) и пространству (топосу).
    Нам может показаться это неочевидным, но задумаемся: ведь в стихотворениях (спойлер, они относятся к роду лирики) время и пространство встречаются не всегда, а если и присутствуют, то чтобы передать какой-то смысл, переживания лирического героя. В эпосе такого быть не может: события всегда происходят в какое-то время в каком-то месте, иначе мы бы не смогли назвать это событием.
  • Сочетает три типа речи: повествование, описание и рассуждение.

Мы можем вспомнить любой прочитанный нами роман. Например, в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова рассказчик описывает горные пейзажи, в журнале рассуждает о своих поступках. Но при этом он и повествует нам о событиях: как общается с Княжной Мери, как идет на дуэль с Грушницким.

Определить род литературы можно визуально: эпическое произведение занимает всю страницу (от одного края до другого).

Деление на жанры в эпосе обуславливается сложностью изображаемых событий и явлений.

Чем больший промежуток времени взят, чем глобальнее темы произведения и чем больше количество сюжетных линий, тем сложнее изображаемый процесс. Так, в рассказе масштаб событий будет меньше, чем в повести или романе. 

Раз уж мы упомянули деление на жанры, давайте посмотрим на него поподробнее.

Что можно увидеть в гостях у семьи Эпос?

Представим, что эпос — это фамилия семьи. Получается семья Эпос, давайте на нее посмотрим. Здесь все просто: у нас есть роман, повесть и рассказ — старший, средний и младший брат.
И действительно, жанры эпоса делятся на большие, средние и малые (по объему).А куда деть притчу? Притча — это мудрый дедушка в семье Эпос. 

Теперь подробнее о каждом.

Притча — небольшой рассказ, содержащий в себе поучительный смысл (нравственный, религиозный).

Наверное, многих из нас в детстве пугали притчей о мальчике и волках. Кратко вспомним: мальчик-врунишка, все время звал на помощь, когда ему ничего не угрожало. Когда волки на самом деле пришли, и он позвал людей, никто не откликнулся, ведь все привыкли к вранью.

Это пример притчи. Притчи встречаются также в Библии. Там поучительный смысл связан с религией.

Рассказ — небольшое эпическое произведение.

Черты рассказа: маленькое количество героев, небольшой объем и одна сюжетная линия.

Проще говоря, в рассказе нам раскрывают одну небольшую историю. Рассказ легко пересказать без потерянных деталей, ведь он небольшого объема и в нем нет сложного переплетения сюжетных линий

Вспомним в качестве примера рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Есть главный герой — Булднев, и у него болят зубы. По совету приказчика генерал хочет вылечить зубы заговором. Фамилию чиновника-заговорщика никто не мог вспомнить, но помнили, что она «лошадиная». Герои пытаются вспомнить, как зовут заговорщика — в рассказе одна сюжетная линия.

Есть просто рассказ, а есть отдельные жанры, которые мы относим к подтипам рассказа. Посмотрим на эти разновидности.

Новелла — разновидность рассказа, для которой характерно описание повседневной частной жизни с неожиданным сюжетом, нарушающим привычное течение дней.

Особенность этого жанра можно описать одной фразой: «Вот это поворот!». 

Например, к жанру новеллы относят рассказы И.А. Бунина. Вспомним «Чистый понедельник». Сначала описывается размеренная жизнь героини, а в конце рассказа она неожиданно уходит в монастырь. 

Следующая разновидность рассказа — очерк.

Очерк — разновидность рассказа, в котором нет акцента на событии, главное — описание и рассуждение.

В очерке исследование предмета сочетается с художественным осмыслением через образы. Очерк имеет документальную основу (реальное событие), а сюжет отходит на второй план. Важнее — рассуждения о событии или явлении.

С рассказом и его разновидностями разобрались, а теперь переходим к следующему эпическому жанру — повести.

Повесть — среднее по объему и сюжетной наполненности эпическое произведение.

Черты повести:

  • По объему больше рассказа и шире изображает действительность.
  • Больше событий и действующих лиц, в отличие от рассказа.
  • Чаще всего одна сюжетная линия, в отличие от романа.

Повесть по определению занимает промежуточное место между рассказом и романом, поэтому и черты этого жанра эпоса даны относительно двух других.

Пример повести — «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков. 
В повести одна сюжетная линия — отношения Катерины Львовны и Сергея. Ради счастливого будущего влюбленная героиня идет на несколько убийств, на этом и строится повествование. Сюжетная линия, таким образом, одна.

Однако круг охватываемых событий расширяется: помимо убийств мы наблюдаем за семьей, в которой живет Катерина Львовна, за ее жизнью в браке и «русской скукой». 

В конце повести действие переносится на каторгу — новая локация и другие события. Повесть Лескова, в отличие от рассказа Чехова, не удастся пересказать в двух предложениях. 

Роман — эпический жанр, описывающий жизнь в ее полноте и разнообразии, в котором развернуто повествуется о событиях в жизни главных действующих лиц и их судьбах.

Черты жанра роман: 

  • Есть главный герой, вокруг развития которого строится сюжет.
  • Большое количество героев, характеры которых тоже могут развиваться.
  • Несколько сюжетных линий.
  • Охватывается большой период времени и несколько пространств.

Рассмотрим на примере «Отцов и детей» И.А. Тургенева, как проявляются некоторые из этих черт.

В произведении главный герой Евгений Базаров — нигилист. Его убеждения подвергаются испытаниям: он отрицает любовь, но начинает испытывать чувства к Анне Одинцовой, не боится смерти и не верит в ее скорый приход, но она наступает, и Евгений понимает свое бессилие перед ней. Таким образом, его убеждения изменяются, герой развивается

В романе раскрывается конфликт отцов и детей, находят отражения взгляды двух поколений — так проявляется масштабность. 

В «Отцах и детях» несколько сюжетных линий: 

  • отношения Базарова и Одинцовой;
  • отношения Базарова и Павла Петровича Кирсанова (идеологические споры);
  • отношения Аркадия и Кати;
  • дружба (но не совсем) между Аркадием и Евгением.

Действие романа происходит в нескольких локациях: 

  • Марьино (имение Кирсановых);
  • Никольское (имение Одинцовой);
  • имение Базаровых.

А что насчет романа-эпопеи?

Роман-эпопея — разновидность романа, отличающаяся особой полнотой изображения исторических событий.

Роман-эпопея — это жанр, еще больший, чем роман (и по форме, и по масштабу рассматриваемых событий). В романе-эпопее рассказывается о переломных исторических событиях, значимых для жизни целого государства, отражение жизни разных слоев общества, народный мир и мировосприятие. 

Как разновидность романа, роман-эпопея включает все черты этого жанра, однако в еще большем объеме: в романе-эпопее больше сюжетных линий, героев и т.д.

Например, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого описывается период с 1805 по 1820 гг. — то есть временной промежуток событий очень большой. К тому же показаны переломные исторические события, такие как война с французами 1812 г. Герои романа-эпопеи, как бы мы сказали сейчас, “живут в учебнике истории”. При этом эпизоды сражений автор описывает подробно, они занимают значительную часть повествования. Кто читал «Войну и мир», никогда не забудет десятки страниц — описаний сражений.
Рассказываются истории нескольких семей: Болконских, Ростовых, Курагиных и др. Сюжетных линий много и все они переплетаются.

В «Войне и мире» раскрываются широкий спектр тем: от движения истории до любви и дружбы. 

В романе-эпопее Толстой изображает более 550 героев. Можно ли представить, чтобы такое количество уместилось в рассказ или даже роман? Нет. И поэтому «Война и мир» относится к роману-эпопее.

С эпосом мы закончили, двигаемся дальше и знакомимся с лирикой.

Лирика

В жизни мы часто называем “лирическим отступлением” какой-то грустный разговор, не относящийся напрямую к теме остальных обсуждений. Или говорим: «Это все лирика», после долгих разговоров о разбитом сердце. Так это правда лирика? Давайте разбираться.

Лирика — род литературы, в котором автор изображает субъективные переживания, эмоции и чувства.

Черты лирики:

  • Изображение окружающего мира через призму восприятия лирического героя.
  • Преобладают описание и рассуждение. Здесь редко встречается повествование, это мы оставили эпосу.
  • Особая графическая организация текста. Лирическое произведение занимает только часть страницы, делится на строфы (похоже на столбик).
Что общего у лирики и розовых очков?

Этот род литературы, в отличие от эпоса, не стремится к достоверности. Здесь в центре внимания личное восприятие жизни и переживания лирического героя. Как можно представить лирику? Давайте вообразим очки. Розовые, голубые, желтые — вообще любые. Очки встают между нами и миром, на окружающее мы смотрим через них. Поэтому очки — это своеобразная призма. Такой же призмой являются чувства лирического героя.

Теперь посмотрим на жанры лирики.

Начнем изучение с оды.

Ода — жанр лирики, в произведениях которого торжественно воспевается что-либо.

 За примерами оды обратимся, конечно же, к произведениям эпохи классицизма. Вспомним «Оду на день восшествия на Всероссийский Престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносова (отвечаю на логичный вопрос: покороче назвать не получилось). В этом произведении воспевается императрица Елизавета Петровна. Посмотрим на отрывок:

Когда на трон Она вступила,
Как Вышний подал Ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец…

Как блины помогут в запоминании понятия ода?

Может показаться, что этот жанр далек от нас, но это не так. Представим, что мы с утра съели невероятные блины, а теперь, по воскресному уединившись в своей комнате, сочиняем про блины стихотворение. Мы говорим, что вкус у блинов божественный, а за их аромат можно продать душу. Получилась бы «Ода блинам» — восхваление кулинарного блюда. 

Двигаемся дальше.

Элегия — жанр лирики, произведения которого содержат грустные философские размышления (о смысле жизни, о жизни и смерти).

Пример элегии — стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». В нем лирический герой размышляет о жизни:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Мы видим, что лирический герой ощущает безнадежность, пытаясь разобраться в смысле жизни. Если говорить проще, в стихотворении преобладает грустное, печальное настроение, а главная тема — философская, связанная со смыслом жизни. Для элегии также характерно изображение природы, которое подчеркивает состояние лирического героя.

Обратим внимание, что слово пишется с одной “л”: элегия.

А теперь о сонете.

Сонет — стихотворение, обладающее особой структурой, состоит из 14 строк: два катрена, две терцины.

Неужели и здесь математика: как понять устройства сонета без особых арифметических усилий?

Скорее всего, у вас возникло много вопросов: что за странные слова, откуда из 2 + 2 получилось 14 и т.д. Не спешим пугаться все проще, чем кажется.

Катрен — строфа из четырех строк, а терцина — строфа из трех строк. Математика стала понятнее: 2 * 4 + 2 * 3 = 14.

Посмотрим на сонет Петрарки «В собранье песен, верных юной страсти»:

Нас ждет следующий жанр лирики — песня. 
Вы спросите, насколько песни в вашем плейлисте подходят в эту категорию. Ответ — очень даже подходят. 

Песня — жанр лирики, в котором текст наложен на музыку.

У песни есть структура: куплеты и припевы.

Песни делят на первобытные, народные и авторские. 

Наиболее интересно посмотреть на авторские песни, их еще называют бардовскими.

Как отличить бардовскую песню от всех остальных?

  • Жанр русской литературы, который возник в СССР.
  • Автор музыки, текста и исполнитель — один и тот же человек.
  • Гитарное сопровождение.
  • Текст приоритетнее музыки.

Песни Высоцкого и Окуджавы как раз относятся к бардовским. 

Если мы решим написать песню: придумаем текст и музыку, а потом у костра будет ее исполнять ребятам из лагеря, нашу песню тоже можно будет назвать бардовской.

Далее — послание.

Послание — стихотворение, обращенное к одному лицу или группе лиц.

Послание легко узнать — оно похоже на письмо. Чаще всего послание бывает дружеским и любовным.

Посмотрим на отрывок из стихотворения «И.И. Пущину» А.С.Пушкина:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Мы видим обращение к другу и легко можем представить эти строки в письме человеку. Перед нами послание.

А теперь ненадолго перемещаемся в 2000-е и включаем песню группы «Винтаж»:

Пусть все будет, как решит
Монолог твоей души.
Ты — Венера , я – Земля,
Ева, я любила тебя!

Твои пластинки слушала я
И в каждой находила себя.
Зачем остановила меня?
Ева, я любила тебя!

Да, эта песня — тоже пример послания, ведь у нас есть адресат — Ева, к которой обращается лирический герой. 

Мы посмотрели на очень разные примеры, которые объединяет форма послания.
Теперь двигаемся к эпиграмме.

Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или явление.

Эпиграмма — это жанр, созданный для того, чтобы высмеять кого-либо или что-либо. Пример эпиграммы можно найти у В.А. Жуковского — «На прославителя русских героев, в сочинениях которого нет ни начала, ни конца, ни связи»:

Мирон схватил перо, надулся, пишет, пишет
И под собой земли не слышит!
«Пожарский! Филарет! отечества отец!»
Поставил точку — и конец!

Давайте вспомним эпоху Николая Соболева и Дмитрия Ларина на Youtube. Тогда блогеры ходили на версус-баттлы и писали друг на друга дисы. Дис — это как раз эпиграмма. Колкое высказывание, направленное на высмеивание человека. Посмотрим на отрывок из диса Ларина «Коля хейтер»:

Хэй, Коля!
Мускулы, смазливость, нарциссизм,
Мальчик, этот трек что-то значит.
Оглянись, там Mazda плачет, Mazda плачет,
Mazda плачет, Mazda плачет,
Mazda плачет, из-за новых тачек плачет.
Хэй, Колян! Хэй, пранкмейкер!

Теперь к следующему лирическому жанру.

Лирическое стихотворение — небольшое произведение, написанное ритмизированной речью, стихами.

Расскажем по секрету, что лирическим стихотворением мы называем стихотворение, которое не подошло под определение всех предыдущих жанров.

Например, мы смотрим на стихотворение А.С. Пушкина «Деревня» и не можем понять, к какому жанру его отнести. Мы по очереди зачеркиваем в голове варианты: обращения нет, значит — не послание, настроения грусти и философских размышлений тоже нет, никого сатирически не высмеивают, да и сонет с песней оно явно не напоминает. Тогда ответ прост — перед нами лирическое стихотворение.

Мы разобрались с эпосом и лирикой и жанрами этих литературных родов. Разговор о драме и лиро-эпосе ожидает вас во второй части статьи — «Литературные роды и жанры. Часть 2».

Фактчек

  • Эпос — род литературы, чертами которого являются объективность, наличие времени и места, сюжетное повествование о событиях.
  • Эпическими жанрами являются: притча, рассказ (два вида — новелла и очерк), повесть и роман (вид романа — роман-эпопея).
  • Лирика — род литературы, предполагающий субъективность восприятия и выраженный в форме стихотворения.
  • Лирическими жанрами являются ода, элегия, сонет, песня, послание, эпиграмма, лирическое стихотворение.

Проверь себя

Задание 1.
Выберите черты эпоса:

  1. субъективность восприятия
  2. объективность восприятия
  3. многолинейность сюжета
  4. сюжетность повествования

Задание 2.
Выберите определение рассказа:

  1. Эпическое произведение среднего объема, охватывающее большой пласт событий.
  2. Небольшое эпическое произведение с одной сюжетной линией.
  3. Средний жанр, для которого характерно большое количество сюжетных линий.
  4. Эпическое произведение небольшого объема, в котором может быть только один герой.

Задание 3.
Выберите черты лирики:

  1. субъективность восприятия
  2. объективность восприятия
  3. преобладающая тип речи — повествование
  4. преобладающая тип речи — описание и рассуждение

Задание 4.
Выберите определение элегии:

  1. Жанр эпоса, в произведениях, относящихся к которому отражены грустные размышления героя на философскую тему.
  2. Жанр, в произведениях, относящихся к которому есть обращение к лицу или группе лиц.
  3. Колкое, сатирическое высказывание о ком-то или о чем-то.
  4. Жанр лирики, в произведениях, относящихся к которому выражаются философские размышления лирического героя и преобладает грустное настроение.

Задание 5.
Выберите определение эпиграммы:

  1. Небольшое письмо, обращенное к человеку или группе лиц.
  2. Жанр, в произведениях, относящихся к которому высмеивается кто-то или что-то.
  3. Небольшая комедия, написанная в форме послания.
  4. Стихотворение, состоящее из 14 строк.

Ответы: 1. — 2, 4; 2. — 2; 3. — 1,4; 4. — 4; 5. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов