Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Л.Н. Толстой «Война и мир». Часть 2

7.2.2023
3065

На этой странице вы узнаете

  • Каких героев Л.Н. Толстой любил, а каких — нет?
  • Есть ли в литературе место математике?
  • Как, по мнению Николая Болконского, нужно воспитывать детей?

По статистике, наиболее часто в романе-эпопее встречаются существительные и имена собственные: «время», «князь», Пьер, Андрей, Наташа. Что это за герои, о которых Л.Н. Толстой говорил едва ли не на каждой странице? В этой статье мы подробно разберем образы этих и других персонажей произведения. 

Отметим, что эта статья является продолжением чего-то не менее масштабного, чем сам роман-эпопея Л.Н. Толстого. Действительно, это вторая статья небольшого цикла, посвященного этому произведению. Узнать об истории создания произведения, его тематике и проблематике можно в прошлой главе «Л.Н. Толстой «Война и Мир». Часть 1». Об образах второстепенных персонажей, а также об историзме и особенностях изображения войны в романе можно прочитать в третьей части. 

Давайте знакомиться

В произведении Л.Н. Толстого больше 500 персонажей. Представьте, если собрать такое количество людей вместе, то можно устроить легендарную вечеринку!

Все герои делятся на:

  • Исторических — реальных людей, которые жили в то время. Среди них встречаются Наполеон Бонапарт, Александр I, Кутузов. Однако мы должны понимать, что они не полностью идентичны историческим личностям, их реплики и многие поступки так же вымышлены, как и у других героев.
  • Вымышленных — персонажей, которых придумал автор. К ним относятся, например, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и многие другие. Тем не менее у многих этих героев есть реальные прототипы, например, родственники и знакомые автора. 

Кроме того, герои также различаются по своей роли, которую они играют в произведении:

  • Главные — ключевые персонажи, которые описываются очень подробно и вокруг которых строится сюжет произведения. В нашем случае это Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов.
  • Второстепенные — персонажи, чьи характеристики менее подробны, они участвуют в небольшом (по сравнению с главными) количестве событий и играют менее активную роль в развитии сюжета. В романе-эпопее это Марья Болконская, Элен Курагина, Николай Ростов и некоторые другие персонажи.
  • Эпизодические — персонажи, которые не имеют разработанного характера, появляются в отдельных эпизодах, не влияют на развитие конфликта и служат средством типизации. В романе-эпопее к таким персонажам можно отнести Захара (кучера князя Ростова) или Якова (лакея Анатоля Курагина).
  • Случайные и безымянные — это герои, которые появляются только в одном эпизоде, но при этом все вместе создают образ русского народа, как, например, барабанщик-запевала в эпизоде смотра под Браунау.
  • Коллективные — народные массы, которые, по мнению Л.Н. Толстого, творят историю: например, крестьяне или солдаты.
Каких героев Л.Н. Толстой любил, а каких — нет?

Героев можно разделить и еще по одному принципу — по отношению самого автора к ним. Это:
любимые — Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Николай Ростов
— и нелюбимые — Элен Курагина, Анатоль Курагин, Борис Друбецкой, Долохов

К любимым, в первую очередь, относятся те герои, которые непрерывно ищут себя, развиваются, проходят путь нравственных исканий. Нелюбимые, наоборот, находятся в статике, эгоистичны и самодостаточны, им чужды сомнения и духовные искания.

Путь развития и нравственного совершенствования не зря присущ именно любимым героям, автор будто бы пытается спасти их души. В то время как нелюбимые герои, находящиеся в «негативной статике», не имеют даже надежды на какие-либо положительные изменения.

«Диалектика души»

В литературоведении детальное изображение духовного развития персонажа и изменения его внутреннего состояния получило название «диалектика души». Этот термин ввел Чернышевский: «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс… его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином». Как мы уже сказали, это детальное изображение формирования мыслей и чувств героев, их развитие и изменения. 

Важно! Этот термин применим только к данному произведению, во всех остальных мы говорим просто про психологизм.

Какими способами Л.Н. Толстой показывает внутренний мир персонажей?

Во-первых, через сны. Сны и в обычной жизни часто отражают наше психологическое состояние и напрямую связаны с тем, что происходит в нашей жизни. А у героев Толстого «случайных» снов вообще не бывает. Например, один из главных героев, Пьер Безухов, видит во сне множество маленьких капель, каждая из которых в отдельности ничего не значит, но вместе они составляют целый глобус. Этот сон передает мысль Л.Н. Толстого о сопряжении, единстве народных масс — только вместе возможно вершить великие дела. 

Во-вторых, через внутренние монологи. Наверняка вы хоть раз в жизни раздумывали о чем-то наедине с собой, принимая решение или пытаясь что-то понять. Так же и герои Л.Н. Толстого: иногда их внутренние монологи и попытки понять себя и жизнь растягиваются на целые страницы. 

Итак, Л.Н. Толстого интересовало, как меняется человеческая душа, как происходит процесс самопознания. Он считал, что смысл жизни заключается в том, чтобы развиваться через душевные кризисы. Проще говоря, автор показывает все взлеты и падения персонажа. Прямо как в настоящей жизни: белая полоса, потом неудачи, затем снова все круто, и вы готовы горы свернуть. 

Так, мы пришли к выводу, что, описывая судьбу своих героев, Л.Н. Толстой прибегал к тонкому психологизму. Он детально изображал все умозаключения персонажей, объяснял их мысли и эмоции. Получилась яркая картинка — целый калейдоскоп чувств и размышлений. Давайте узнаем, в чем именно заключались нравственные искания, взлеты и падения главных героев романа-эпопеи.

Андрей Болконский

  • Один из центральных персонажей романа-эпопеи, сын старого князя Николая Болконского и брат княжны Марьи Болконской.
  • Он знатен и достаточно красив, всесторонне образован, независим: «Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он все читал, все знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться».
  • Честный, независимый, благородный и мыслящий человек, который на протяжении всего произведения находится в духовном поиске. В его духовных исканиях отразились мысли русской интеллигенции того времени.

Теперь давайте рассмотрим основные этапы в жизни этого героя.

В начале романа-эпопеи герой живет в Петербурге, где свысока относится к высшему обществу, презирая царящие в нем наигранность, лицемерие и фальшь: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Его супруга Лиза является частью этого общества, поэтому к ней герой тоже испытывает холодность и презрение.

В это время Болконского преследуют честолюбивые мечты: он восхищается Наполеоном Бонапартом и хочет тоже найти свой Тулон, то есть совершить какой-то поступок, который прославит его (карьера Наполеона пошла вверх после осады города Тулона). Именно ради славы герой идет на войну: «что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую».

На войне князь Андрей чувствует, что вот-вот найдет свой Тулон, поэтому охотно исполняет любые поручения и вообще чувствует себя значительно лучше, чем в светских гостиных. Однако во время Шенграбенского сражения он впервые сталкивается с настоящей войной и понимает, что в действительности это грязное и мерзкое действо: «Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Также он впервые сталкивается с истинным патриотизмом простых солдат, которые сражаются не ради славы, а чтобы спасти Родину, и это производит на героя сильное впечатление.

Первый перелом сознания происходит во время Аустерлицкого сражения. Герой совершает героический поступок: поднимает упавшее из рук раненого знаменосца знамя и бежит с ним вперед с криком «Ура!», увлекая в атаку окружающих. Однако этот героизм продиктован только желанием выделиться. 

Болконского ранят, он падает и, глядя на чистое небо Аустерлица у себя над головой, Андрей понимает, что все, во что он верил, на самом деле не является важным: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..» 

Когда мимо князя Андрея проходит сам Наполеон — его кумир — голос императора кажется раненому лишь жужжанием мухи, настолько герой отрешается от прежних идеалов: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

После возвращения с войны князь Андрей начинает заниматься хозяйством, чувствует отвращение к военной службе и считает, что его жизнь кончена: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол». Однако внезапно в его жизни происходит событие, которое все меняет: он едет по делам к своим соседям Ростовым в Отрадное, и по дороге видит дуб, про который вы, вероятно, слышали.

Под влиянием всего случившегося Андрей едет в Петербург, где поступает на государственную службу и начинает принимать активное участие в разработке нового законодательства. С течением времени он понимает, что это тоже пустое занятие, так как другие министры только создают видимость деятельности.

Внезапно его жизнь опять в корне меняется: на одном из балов герой встречает Наташу Ростову и влюбляется в нее: «так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий». 

Князь Андрей впервые в жизни испытывает настоящие, искренние, глубокие чувства. Любовь девушки буквально возрождает его к жизни. Болконский готов жениться на ней, но по велению отца князя свадьбу откладывают на год. К несчастью, за это время Наташа поддается чарам молодого Анатоля Курагина и фактически предает Болконского, из-за чего он, вновь потеряв смысл жизни, решает уйти на войну.

Перед Бородинским сражением князь Андрей встречается со своим другом Пьером Безуховым и излагает ему свои новые взгляды на жизнь: это третий перелом в сознании героя. Болконский хочет быть ближе к народу, он чувствует связь с солдатами и единение духа, от которого и зависит исход сражения. Также князь перебирает в душе все события своей жизни и понимает, что они были пусты и не важны: «Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».

Во время Бородинского боя князь Андрей получает смертельное ранение. На грани жизни и смерти он вновь встречается с Наташей и прощает ее, а также понимает многие жизненные истины: самым важным оказывается смирение, прощение, любовь к ближним. 

Князю Андрею открывается высшая, божественная любовь, всеобъемлющее чувство, духовное просветление, всепрощение: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить Бога во всех проявлениях». Но после осознания этой высшей истины жить дальше он уже не может, ведь высшее знание недоступно земным людям и неприменимо к реальности. Итак, князь Андрей наконец познает истину и потому умирает счастливым.

Наташа Ростова у постели умирающего Болконского

Во время рассказа этой грустной истории мы несколько раз упомянули Наташу Ростову, поэтому теперь давайте поближе познакомимся с этой героиней.

Есть ли в литературе место математике?

Наглядно «диалектику души» каждого из основных героев можно изобразить в форме синусоиды.

Синусоида — это волнообразная кривая, которая является графиком тригонометрической функции. На самом деле похоже на внутренние метания героев: то вверх, то вниз.Нравственные искания Андрея Болконского

Наташа Ростова

  • В начале романа-эпопеи — еще почти ребенок, юная девушка, дочь графа Ростова и любимица семьи.
  • Л.Н. Толстой так описывает ее внешность: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка…»
  • Наташа — чувственная, эмоциональная натура, которая часто следует своим порывам, а не рассуждениям или правилам: «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».
  • Детская непосредственность, оптимизм, жизнерадостность и искренность Наташи подкупают окружающих, все вокруг не могут противиться ее обаянию. Выше мы уже сказали о том, какое влияние она оказала на князя Андрея.
  • Наташа близка простому народу, душой она по-настоящему русская девушка: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы <…>? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».
  • Наташа очень красиво поет, вкладывает в пение всю душу: «В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность…»

Теперь мы знаем основные черты характера героини, давайте же поговорим об основных вехах ее жизни.

В детстве Наташа ведет беззаботную и беспечную жизнь среди любящих и родных людей. Ей прощаются все смелые выходки, она всегда говорит и делает то, что думает и чувствует, не сковывает себя правилами приличия. Например, впервые в жизни увидев Денисова, сослуживца ее брата, героиня целует его без всякой задней мысли, просто, чтобы выразить симпатию.

Первый бал Наташи Ростовой

В 16 лет Наташа уже жаждет любви, хочет быть любимой. После встречи с князем Андреем ей кажется, что он и есть ее судьба. Однако вскоре Ростова знакомится с повесой и дамским угодником Анатолем Курагиным, который заставляет ее поверить в его чувства к ней. Еще совсем не знающая жизни, не разбирающаяся в свете и не умеющая отличить правду от лжи, Наташа увлекается молодым человеком. Князь Андрей далеко, и ей уже кажется, что все прошедшее было ошибкой, а ее отношения с Анатолем — настоящие, искренние, правдивые: «Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала все это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой».

Примечание: Л.Н. Толстой не винит и не осуждает Наташу Ростову за измену князю Андрею, так как причина этому — ее наивность и незнание жизни.

Наташа быстро понимает, что она наделала, но уже ничего нельзя исправить. Девушка хочет отравиться, а потом сильно заболевает. Она не видит никакого просвета в жизни и ужасно корит себя. В это непростое время героиню утешает и поддерживает Пьер Безухов.

Наступление французов застает Ростовых в Москве. Наташа совершает настоящий моральный подвиг, решив отдать подводы, на которых можно было бы увезти свое имущество из покидаемой столицы, под раненых. Семья героини была против этого поступка, однако Наташа уговаривает мать и остальных поступиться имуществом ради спасения человеческой жизни. За этим поступком скрываются истинное великодушие, милосердие и самопожертвование, сила настоящего русского духа героини.

Смерть князя Андрея, о чем мы уже писали, становится огромным ударом для Наташи. Пьер, встретив ее спустя некоторое время, даже не узнает ее: «И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, — улыбнулось».

Однако Наташе удается реализоваться в жизни, и происходит это в семье. Она выходит замуж за Пьера Безухова и становится матерью его детей. Героиня всю себя отдает семье, до безумия любит мужа и четверых детей, в них — вся ее жизнь. Все остальное (заботу о себе, пение) героиня полностью забрасывает. В такой судьбе Л.Н. Толстой видит идеал реализации женщины в жизни. 

Как видите, Наташа Ростова — настоящая русская женщина. В задании 11 ЕГЭ вас могут попросить вспомнить других героинь русской классики с исконно русской душой. Для такого сопоставления идеально подойдут «русская душою»Татьяна Ларина из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и Светлана из одноименной баллады В.А. Жуковского.

Друг Андрея Болконского, муж Наташи Ростовой… мы уже так много раз упомянули этого человека, что не можем не перейти к рассказу о нем самом. 

Пьер Безухов

  • Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи графа Безухова, который оставляет сыну богатое наследство.
  • Этот герой наиболее близок Л.Н. Толстому, через его образ и его нравственные искания автор нередко озвучивает свои мысли.
  • У Пьера не самая привлекательная внешность: «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян».
  • Впечатлительный, эмоциональный, открытый, честный и добрый человек. Он пытается решить любую ситуацию гуманными способами, живет по принципам человеколюбия и человечности. Пьер приходит в ужас, став свидетелем кровопролитного Бородинского сражения: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!»
  • Часто увлекается различными идеями и подвергается чужому влиянию.
  • Как и Наташа Ростова, Пьер — по-настоящему русский душой человек: «Для московского света Пьер был самым милым, добрым, умным, веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином».

Помните Андрея Болконского с его взлетами и падениями? У Пьера они тоже были, но не настолько резкие. В начале романа-эпопеи это совсем молодой и неуклюжий человек, не умеющий вести себя в светском обществе. Пьер умен и искренен, поэтому ему тяжело и неуютно в петербургском обществе тщеславных, высокомерных и лживых людей; которые, к тому же, относятся к нему презрительно. Но все меняется после получения им наследства — теперь богатого молодого графа рады видеть везде.

Как и большинство молодых людей того времени, Пьер грезит Наполеоном. Также он оказывается под влиянием повесы Анатоля Курагина, который увлекает его в разгульную жизнь, однако Пьеру удается вырваться из нее. Тем не менее герой женится на Элен Курагиной — воплощении холодности и лицемерия светского общества — а после ее измены переосмысляет свою жизнь и пытается понять себя: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Пьер начинает настойчиво искать смысл жизни, стремясь помогать людям и делать добро: «я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни». Сначала Пьер находит смысл жизни в масонстве, но разочаровывается в нем и начинает усиленно заниматься хозяйством, однако не доводит и это дело до конца. 

После вторжения французов Пьера преследует навязчивая идея убить Наполеона, чтобы спасти страну, однако вместо этого он попадает во французский плен, где знакомится с простым русским крестьянином Платоном Каратаевым. После общения с ним Пьер приходит к внутренней гармонии и счастью, осознает ценность человеческой жизни, начинает верить в справедливость и добрых людей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».

В конце романа-эпопеи Пьер наслаждается счастьем в счастливой семейной жизни с Наташей Ростовой и четырьмя детьми.

Вы наверняка заметили, что при анализе образов героев мы использовали конкретные цитаты из произведения, подтверждающие наши комментарии. Вы также можете использовать эти цитаты в сочинениях 11 и 12, чтобы ваша работа выглядела более солидной. Кроме того, за аргументацию всегда выставляется отдельный балл! Не упустите шанса убедить эксперта в своих знаниях.

Итак, мы разобрались с тремя центральными действующими лицами романа-эпопеи и упомянули, что Наташа и Андрей тесно связаны со своими семьями. Давайте поподробнее поговорим о них и заодно узнаем, какую семью Л.Н. Толстой считал идеальной.

Мысль семейная

Семья, родители, дом — то, что оказывает на человека огромное влияние. Л.Н. Толстой очень уважал семейные ценности и передал свое к ним отношение с помощью образов своих героев. Давайте посмотрим на основные семьи, представленные в романе-эпопее.

РостовыЦарит взаимопонимание и любовь. В доме теплая дружеская атмосфера. Это проявляется в эпизоде именин Наташи, во время святок, семейных радостей и горестей. Они тепло принимают князя Андрея: «…все семейство Ростовых приняли князя Андрея как старого друга, просто и радушно. Все семейство… <…> теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей».
БолконскиеЧлены семьи уважают друг друга, но атмосфера стоит напряженная. Строгий отец занимается воспитанием княжны Марьи, соблюдает четкий образ жизни, уважает знания и образованность: «Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях».

Трудолюбивый и деятельный, он приучает к этому детей, искренне любит их, однако стремится всячески скрыть свои чувства. Даже при отъезде князя Андрея на фронт о волнении старого князя свидетельствует только один раз дрогнувший голос.
КурагиныВоплощение мнимой красоты в произведении. Семье свойственно высокомерие, тщеславие. Лицемерные и нечестные, эти люди стремятся к личной выгоде. Натянутые отношения между родителями и детьми, например, князь Василий открыто признается: «…Мои дети — обуза моего существования», а его жена завидует успехам и красоте своей дочери Элен.
ДрубецкиеОбедневшая семья. Вдова-княгиня пользуется добротой Ростовых, ищет любые способы помочь сыну Борису в жизни.«…она одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что-нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания…» Ради сына Друбецкая готова унижаться перед кем угодно и как угодно, она буквально преследует князя Василия, чтобы тот оказал протекцию ее сыну. 

Давайте отправимся в гости к каждой из семей. Как нас там примут?

Ростовы, скорее всего, вкусно накормят, расспросят про успехи и расскажут про свои. А потом будут танцы, конечно. Всем весело, радостно и легко!

Главное — не опоздать к Болконским! Там все расписано по минуточкам, задерживаться нельзя. Князь Болконский наверняка расспросит о военных новостях и политике, а потом ка-а-ак заставит заниматься геометрией. Слишком много математики сегодня, не так ли?

Как, по мнению Николая Болконского, нужно воспитывать детей?

— Заведите себе четкий распорядок дня, напоминающий армейский, тогда дети будут брать с вас пример.
— Не нарушайте этот распорядок, даже если дети приезжают к вам после долгого отсутствия.
— Будьте резки и требовательны.
— Уделяйте должное внимание образованию ваших детей, следите, чтобы они были высоконравственными людьми.
— Любите детей больше себя, но будьте с ними строги.

В результате вы вырастите высоконравственных и образованных людей, но не удивляйтесь, если у них возникнут проблемы с выражением чувств.

У Курагиных очень красиво, но уйти захочется быстро. Дорого-богато, а все-таки ни тепла, ни любви, какие-то все лицемерные и злые. Лучше геометрия, чем такое общество.

У Друбецких в доме держите при себе кошелек. Наверняка хозяйка пожалуется на жизнь, а потом захочет занять денег. Все для сыночка любимого, не обессудьте. 

Итак, мы увидели, какими бывают семьи, но какую считал идеальной Л.Н. Толстой? Можем сразу сказать, что для него идеалом была семья Ростовых. Автор считал, что самое главное — это теплота во взаимоотношениях между членами семьи, радушие, гостеприимство и домашний уют, а предназначение женщины заключается в материнстве, преданности мужу и детям и постоянной заботе о них. В общем, идеальная женщина для писателя — это Наташа Ростова, вышедшая замуж за Пьера.

Сегодня мы стали еще ближе к пониманию гиганта русской литературы — романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Но впереди еще второстепенные герои, о них узнать будет также важно и интересно. А про мысль народную мы говорили? Еще нет! Все впереди, в следующей главе — «Л.Н. Толстой «Война и Мир». Часть 3» — мы окончательно разберемся с этим непростым произведением.

Термины

Масонство — тайная организация, братство, основными целями которого были благотворительность, духовное и нравственное совершенствование.

Мысль семейная — взгляды Л.Н. Толстого на семью и брак.

«Диалектика души»изображение духовного развития персонажа и изменения его внутреннего состояния.

Фактчек

  • Героев романа-эпопеи можно поделить на исторических и вымышленных; главных, второстепенных, эпизодических, случайных и безымянных, коллективных; любимых и нелюбимых.
  • Создавая образы героев, находящихся в духовном поиске, Толстой вводил в повествование сны и монологи героев. Впоследствии изображение духовных исканий персонажа получило название «диалектика души».
  • Главными героями романа-эпопеи являются Андрей Болконский, Наташа Ростова и Пьер Безухов. Все они — любимые герои Толстого.
  • Мысль семейная отражена в образах семей Ростовых, Болконских, Курагиных и Друбецких. Идеальной Л.Н. Толстой считает семью Ростовых, где царят радушие, теплота, искренность и гостеприимство, а Наташу Ростову в конце произведения он считает идеалом женщины, исполнившей свое предназначение в жизни.

Проверь себя

Задание 1.
Как называется понятие, введенное Чернышевским, характеризующее особый психологизм Л.Н. Толстого?

  1. мысль семейная
  2. диалектика души
  3. психологическая проблематика
  4. душевный кризис

Задание 2.
О ком идет речь? 

«…порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту…»

  1. Николай Болконский 
  2. Николай Ростов
  3. Андрей Болконский 
  4. Илья Ростов

Задание 3.
Кто из этих персонажей относится к любимым героям Толстого?

  1. Андрей Болконский
  2. Анатоль Курагин
  3. Наташа Ростова
  4. Борис Друбецкой
  5. Пьер Безухов

Задание 4.
Выберите героя, который не является историческим:

  1. Наполеон
  2. Кутузов
  3. Безухов
  4. Багратион

Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 1, 3, 5; 4. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов