Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Н. В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

23.11.2022
3332

На этой странице вы узнаете

  • Как император Николай I «Ревизора» смотрел?
  • Может ли молчание сказать больше, чем слова?
  • Как смех стал героем произведения?

Несколько лет назад была на телевидении программа «Ревизорро», где ведущие тщательно проверяли те места, которые посещали: отели, рестораны, ночные клубы. Поблажек не было никому, а выявленные в ходе съемок нарушения становились основанием для особого внимания к этим заведениям со стороны официальных органов. А каким изображает ревизора Н.В. Гоголь? В этой статье мы сами проведем проверку комедии великого русского писателя. 

История создания пьесы «Ревизор»

Правда ли, что Пушкин подарил сюжет произведения Гоголю? 

Да. Сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал А.С. Пушкин. Существуют две версии появления сюжетной линии:

1 версия2 версия
Пушкин рассказал историю Гоголю о проезжем человеке, который выдал себя за чиновника министерства и обокрал всех жителей города. Самого Пушкина приняли за большого начальника, когда он остановился на постоялом дворе. Чиновники города всю ночь ожидали ревизию, а утром пришли к Пушкину и ждали какие-либо приказания. 

Гоголь решил положить в основу своего произведения рассказ Пушкина и начал работу над «Ревизором» в 1835 году. 

Как император Николай I «Ревизора» смотрел?

После написания произведения в 1836 году, Гоголь читал пьесу в кругу литераторов: Пушкин и Жуковский были от нее в восторге. Но произведение не разрешали ставить на сцене из-за цензуры. 

Жуковскому, который был вхож во дворец, удалось убедить Николая I, что в пьесе нет ничего «неблагонадежного». Для этого Жуковский лично позаботился, чтобы пьесу императору прочли по ролям. Благодаря его стараниям, «Ревизор» был поставлен в Александринском театре. На премьере был полный зрительный зал и также присутствовал император, который, говорят, хохотал от всей души.

Род, жанр и направление произведения 

Разберемся с фундаментом всего произведения — родом, жанром и направлением. 

РодЖанрНаправление
Драма

«Ревизор» — произведение , которое написано для постановки на сцене.

Основой произведения является речь персонажей.
Комедия

В произведении сатирический пафос. Автор использует иронию и гротеск. 
Реализм

В «Ревизоре» показаны типичные обстоятельства и типичные герои. 

Несмотря на то, что Гоголь пишет реалистическую общественную комедию, в ней есть и классицистические черты. 

Сатира — вид комического в литературе. 

Используя ее, Гоголь придает своему произведению сатирический пафос, то есть настроение. 

Гротеск — комический прием, который заключается в доведении преувеличения до абсурда. 

Чтобы понять, как работает этот прием, вспомним шарж: большая голова, крупные глаза, рот и нос, а тело маленькое. Это выглядит, с одной стороны, смешно, а с другой, даже немного пугающе.

Так, Гибнер, уездный врач, не знает ни слова по-русски, но лечит русских людей, которых даже не понимает. Его образ доведен до абсурда, то есть автор, изображая врача, использует гротеск. 

Направление комедии

Реалистические черты в «Ревизоре»:

  • Правдивая, простая речь героев

Например, Хлопов говорит: «Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал». Он не подбирает специально слова, а выражается так, как привык.

  • Типичные герои и обстоятельства. Гоголь показывает через один город и нескольких чиновников пороки всей России. У города, где происходят события, нет конкретного названия.

Классицистические черты в «Ревизоре»:

  • Классицистическая структура. Гоголь соблюдает единство времени, которое обязательно соблюдали в классицистических пьесах: все действия в произведении занимают всего 24 часа. Кого-то могло запутать, что Хлестаков ложится спать, но просыпается он через несколько часов в этот же день.

Жанр произведения 

В «Ревизоре» неоднозначно не только направление, но и жанр. 

В таблице выше мы выделили, что жанр произведения — комедия, но в ней выделяются черты плутовского романа.

Комедия — драматический жанр, в котором высмеиваются пороки людей.

Черты комедии в произведении: 

  • высмеивание пороков общества;
  • комическое положение героев;
  • сатирический пафос произведения. 

Плутовской роман — эпический жанр, показывающий приключение ловкого пройдохи, авантюриста, который добивается чего-либо через свою ложь.

Главное отличие плутовского романа и «Ревизора» в том, что события, происходящие с Хлестаковым, начинаются не по его воле. Герой врет, но не преследует цель обмануть чиновников и убедить их в том, что он — ревизор. Хлестаков сам по себе врун, его ложь не продуманная, а внезапная и импровизированная.

«Говорит и действует без всякого соображения»

Темы комедии

Чтобы донести до читателя всё задуманное, Гоголь изображает в комедии:

  1. Нравы уездного чиновничества в лице Сквозник-Дмухановского, Земляники, Тяпкина-Ляпкина, Хлопова и Шпекина. Все они глупы, лживы и плохо выполняют свою работу.
  2. Нравы поместного дворянства в лице Бобчинского и Добчинского. Герои — «городские шуты», от которых рождаются сплетни.
  3. Различные социальные учреждения: больница, школа, суд.
  4. Мещанство и купечество. Купцов притесняют чиновники, забирают их товар, а значит, и доход.
  5. Положение обычных людей. Обычным людям сложно жить в таком городе, где чиновники заботятся только о себе. Вспомним для примера унтер-офицерскую вдову, которую высекли на площади без суда.
  6. Философские и нравственные темы: тема лжи, нравственности, добра и зла.

Идеи произведения

Какие мысли вложил автор в написанное произведение?

Гоголь говорил: «… хотел собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Гоголь пишет сатирическое произведение, поэтому посредством сатиры доносит такие мысли:

  1. Чиновники — воплощение лицемерия, пошлости, взяточничества, зависти и двуличности. 

Например, Сквозник-Дмухановский знает обо всех недостатках своего города и пороках чиновников, но ничего с этим не делает. Ляпкин-Тяпкин берет взятки. Хлопов боится всех тех, кто выше его чином, у него есть такая черта, как чинопочитание. А Шпекин вскрывает и читает чужие письма.

  1. Прежде чем осуждать человека, необходимо посмотреть на себя, разобраться со своими пороками. На это указывает, в первую очередь, эпиграф произведения, а также фраза городничего: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.. Эх вы!..».
  2. Неизбежность возмездия. Вспомним немую сцену, которая доказывает то, что чиновникам воздастся по заслугам. Они это понимают именно в финале произведения. 

Особенности сценического действия и конфликта

Что заставляет вас идти гулять с друзьями, когда вы чувствуете усталость? Наверное, мысль о том, как замечательно пройдет время с дорогими людьми. 

А что заставляет героев совершать действия в произведении? Страх от новости приезда ревизора — вот пружина, которая толкает героев на действия. Страх заставляет героев признаться в своих «грешках» и рассказывать о «грешках» других.

В этих сценах автор использует прием саморазоблачения, заключающийся в уличении себя в дурных мыслях и намерениях, обличении собственных поступков. Например, Земляника в начале произведения сам разоблачает себя, указывает на то, как лечат больных в уездном городе: «О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры <…> лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Страх чиновников как раз вызван тем, что герои занимаются в городе казнокрадством, взяточничеством и не выполняют свои прямые обязанности, а должны они действовать, наоборот, в интересах простых людей. В этом противоречии и заключается конфликт произведения

Комедийность этого конфликта Гоголь показывает через «сражение» чиновников с мнимым ревизором. Никто не проверил, точно ли Хлестаков — ревизор. Забавно, правда? Это происходит из-за страха чиновников, который не дает трезво оценить слова Хлестакова. 

Эпиграф произведения 

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Эпиграф отражает идею произведения.

Он как вишенка на торте, дополняет десерт и делает его более полным.

Сюжет и композиция произведения 

Мы уже много сказали о произведении, его особенностях, рассмотрим ход событий в пьесе.

  1. Экспозиция.

Когда мы открываем произведение, то сначала видим «Замечание для господ актеров», в котором дается характеристика некоторых героев пьесы. Оно не является экспозицией в традиционном виде, потому что не входит в основной текст. Но по функциям заменяет именно этот композиционный элемент: описывает действующих героев в пьесе, их характер, одежду, манеры поведения.

Это необходимо, чтобы актеры и читатели в полной мере понимали образ персонажей. Например, Гоголь говорит о городничем, как о неглупом человеке. А судья, по мнению автора, — несколько вольнодумен. 

  1. Завязка.

На сцене сидит городничий и читает письмо чиновникам, советуя им приготовиться принимать «ревизора из Петербурга, инкогнито». Он понимает, что в городе не всё так хорошо, как должно быть: чиновники устраивают произвол на рабочих местах, берут взятки, не следят за городом, плохо относятся к простым людям:  «…А я вас, господа, предуведомил…Особенно вам, Артемий Филиппович!..И потому вы сделайте так, чтобы всё было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему».

Добчинский и Бобчинский, уездные помещики, рассказывают о том, что они видели молодого человека, который похож на ревизора:

Бобчинский. … Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получить нотацию, — ревизор.

  1. Развитие действия. 

Чиновники расходятся, а городничий едет в гостиницу к человеку, которого принимают за ревизора, чтобы познакомиться с ним. 

Хлестаков, мнимый ревизор, на самом деле не может оплатить проживание и найти деньги на еду: «Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст есть. Так хочется, как еще никогда не хотелось. Разве из платья что-нибудь пустить в оборот? Штаны, что ли, продать? Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме». 

Когда к нему приезжает городничий, герой пугается, думает, что его заберут в тюрьму за неуплату, Сквозник-Дмухановский же тоже испытывает страх, потому что думает, что перед ним настоящий ревизор. Страх не дает увидеть городничему правду:

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

Городничий дает взятку ревизору, надеясь откупиться от него, также приглашает его к себе в гости, чтобы угодить Хлестакову:

Городничий. Я бы дерзнул… У меня в доме есть прекрасная для вас комната, светлая, покойная… Но нет, чувствую сам, это уж слишком большая честь… Не рассердитесь — ей-Богу, от простоты души предложил.

Городничий. Не угодно ли будет вам осмотреть теперь некоторые заведения в нашем городе, как-то — богоугодные и другие?

  1. Кульминация.

Хлестаков, мнимый ревизор, знакомится с семьей городничего. Там герой делает вид, что он важная особа, приписывает себе такие качества и заслуги, которыми не обладает. В этот момент его ложь достигает высшей степени. Но важно понимать, что врет герой не из-за желания, чтобы его считали за ревизора, а просто потому, что он привык лгать. Более того, Хлестаков сам верит в свои небылицы:

Хлестаков. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики…Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. <…>

Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?

Хлестаков. Да, это мое сочинение.

Анна Андреевна. Я сейчас догадалась.

Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.

Хлестаков. Ах да, это правда: это точно Загоскина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

  1. Спад действия. 

Когда Хлестаков ложится спать, чиновники города решают дать ему взятки, чтобы он не проверял тщательно места их работы, а соответственно, и не увидел бы недочеты города. Герои привыкли решать все вопросы посредством взяток, чинопочитания, лести и лжи.

А Хлестаков только рад такому исходу. Он решает написать письмо обо всем произошедшем своему другу Тряпичкину в Петербург.

В это время Осип, слуга Хлестакова, который был намного умнее своего барина, да и такое бывает, настоятельно рекомендует ему уехать из города. Перед тем, как покинуть город, мнимый ревизор делает предложение дочери городничего, что также показывает абсурдность ситуации и характеризует главного героя как ветреного и несерьезного человека, который «без царя в голове».

  1. Развязка.

Чиновники читают письмо Хлестакова, которое он писал другу, и понимают, что герой — не тот, за кого они его приняли:

Почтмейстер. Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

Все. Как не ревизор?

Почтмейстер. Совсем не ревизор, — я узнал это из письма…

Далее до чиновников доходит известие о приезде настоящего ревизора. Только представьте, какие чувства они испытывают:

Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

  1. Финал.

Немая сцена. Так, все герои замерли в определенных позах на целых две минуты. 

Композиция произведения — кольцевая. Всё начинается с письма о приезде ревизора и заканчивается снова письмом, содержащим информацию о том, что Хлестаков не настоящий ревизор. 

Значение немой сцены 

В игре «Свинтус» есть карточка, выкладывая которую все игроки должны молчать до тех пор, пока игрок, который кинул эту карточку, снова не сходит. Если вы играли в эту игру, то могли заметить — не говорить даже небольшое количество времени не всегда получается. А вот актеры пьесы должны молча стоять целых две минуты!

Может ли молчание сказать больше, чем слова? Да, в этой сцене происходит именно так.

Эта сцена — момент истины: герои понимают, что Хлестаков — не тот, за кого они его приняли, а в их город приехал настоящий ревизор.Эта цена выражает страх героев, который еще больше того, что они испытывали прежде. Чиновники понимают, что настоящий ревизор мог уже осмотреть город, пока они были с Хлестаковым, и увидеть все недостатки уездного городка. Через эту сцену прослеживается мотив возмездия. Чиновники понимают, что получат по заслугам. 

Система персонажей

Финишной прямой являются персонажи комедии. Давайте узнаем ответ на последний вопрос: что говорит фамилия человека о нем самом?

  1. Смех.
Как смех стал героем произведения?

Гоголь называет смех в комедии настоящим героем. Более того, автор говорит, что смех — единственный ее положительный герой. Гоголь писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо — был смех».

Тем не менее, с точки зрения понятия «герой» в литературоведении смех не является настоящим действующим лицом.
  1. Иван Александрович Хлестаков. 
  • 23 года.
  • Худенький и глупенький.
  • Сам верит в свою ложь. Гоголь писал о нем так: «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит». 
  1. Осип.
  • Слуга Хлестакова.
  • Хитер и практичен.
  • Не уважает своего хозяина, осуждает его поведение, может спорить с ним:

Хлестаков. На, прими это. (Отдает фуражку и тросточку.) А, опять валялся на кровати?

Осип. Да зачем же бы мне валяться? Не видал я разве кровати, что ли?

Хлестаков. Врешь, валялся; видишь, вся склочена.

Осип. Да на что мне она? Не знаю я разве, что такое кровать? У меня есть ноги; я и постою. Зачем мне ваша кровать?

  • Терпит барина потому, что является крепостным.
  1. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
  • Городничий, постаревший на службе.
  • Взяточник, привык на всем и всех наживаться: «Один из купцов. Да всё от городничего здешнего. Такого городничего никогда еще, государь, не было…Придет в лавку и, что ни попадет, всё берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят».
  • Фамилия у героя — говорящая и происходит от слов «сквозняк» и «дмухать» (дуть), что олицетворяет хитрого и гордого человека.Из-за страха не может распознать ложь Хлестакова.
  1. Лука Лукич Хлопов.
  • Смотритель училищ.
  • Титулярный советник.
  • Боится людей, которые выше его чином.
  • Фамилия происходит от слова «хлоп», значит то, что его может другой человек «прихлопнуть». Герой является слугой, холопом, что говорят ремарки автора, поясняющие слова героя:

Лука Лукич (вытягиваясь не без трепета и придерживая шпагу)<…>(про себя, в нерешимости) <…> (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя)

  • Несмотря на то, что он — смотритель училищ, он ничего не понимает в учебном процессе.
  1. Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.
  • Судья.
  • Считает себя умным человеком, несмотря на то, что за всю жизнь прочел 5 или 6 книг, что показывает его глупость и самоуверенность.
  • Берет взятки борзыми щенками.
  • Ничего не понимает в судебном процессе:

Ляпкин-Тяпкин. Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку — а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда…

  • Фамилия происходит от «тяп-ляп», то есть он всё делает кое-как.
  1. Артемий Филиппович Земляника.
  • Попечитель богоугодных заведений.
  • Подлый и коварный человек. Он раскрывает свои коллег, хотя сам ничуть не лучше их: «Судья тоже <…> ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения, если признаться пред вами, – конечно, для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель, – поведения самого предосудительного…»
  • Нежная фамилия героя на контрасте подчеркивает его подлость.
  1. Иван Кузьмич Шпекин.
  • Почтмейстер.
  • Добродушный до наивности человек, почему без мук совести читает чужие письма.
  • Глупый и подлый человек: «…Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать…».
  1. Христиан Иванович Гибнер.
  • Уездный лекарь.
  • Немец, не знает русский язык. В комедии изъясняется только звуками, не говоря ни слова: «…Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по‑русски ни слова не знает…<…> Христиан Иванович издает звук, отчасти похожий на букву и несколько на… <…> Христиан Иванович издает тот же звук…».
  • Его пациенты чаще умирали, чем выздоравливали. 
  1. Добчинский и Бобчинский.
  • Городские помещики.
  • Низенькие, коротенькие и очень любопытные.
  • Добчинский просит у Хлестакова, чтобы его внебрачного сына признали законным.
  • Бобчинский просит у Хлестакова рассказать о своем существовании.
  • Герои — олицетворение убогости уездного быта и интересов: «…Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!..»
  1. Анна Андреевна и Марья Антоновна.
  • Жена и дочь городничего.
  • Жена — суетлива и глупа, ведет себя как кокетка: «…Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей».
  • Дочь выступает лишь тенью матери, слушается ее во всем, а Анна Андреевна, в свою очередь, не дает дочери сказать ни слова, постоянно критикуя ее:

Анна Андреевна (дочери). Это что значит, сударыня? Это что за поступки такие?

Марья Антоновна. Я, маменька…

Анна Андреевна. Поди прочь отсюда! слышишь: прочь, прочь! И не смей показываться на глаза.

Фактчек

  • Гоголь заимствует сюжет «Ревизора» у Пушкина.
  • Род произведения — драма, жанр — комедия, направление — реализм.
  • Город, описанный в комедии, — собирательный образ всей России, а чиновники включают в себя все те пороки, которые есть в каждом человеке.
  • Для обличения пороков в комедии автор использует сатиру  — вид комического в литературе, и гротеск — комический прием, который заключается в доведении преувеличения до абсурда.

Проверь себя

Задание 1.
Какой темы нет в комедии?

  1. чиновничества
  2. страха
  3. смерти
  4. уездного дворянства

Задание 2.
Анна Андреевна — это …

  1. жена городничего
  2. дочь городничего
  3. служанка
  4. вдова, которую высекли на площади

Задание 3.
Гоголь использует в комедии …

  1. юмор
  2. гротеск
  3. анафору
  4. фольклорные элементы

Задание 4.
Какого героя нет в комедии?

  1. Осип
  2. Захар
  3. Шпекин
  4. Хлопов

Ответы: 1. — 3; 2.— 1; 3. — 2; 4. — 2. 

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов