Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Н. В. Гоголь повесть «Шинель»

23.11.2022
1649

На этой странице вы узнаете

  • Какие фантастические элементы есть в финале произведения?
  • Как понять, что перед нами «маленький человек»?
  • Существуют ли призраки?

Как часто вы покупаете себе новую одежду? А вот герой произведения, которое мы сейчас проанализируем, делает это крайне редко, отказывая себе во многом, чтобы заплатить за новую шинель. Давай скорее разбираться, почему так получилось.

История создания

«Петербургские повести» — так называется сборник, в который входит повесть «Шинель».

Цикл повестей (сборник) — это совокупность произведений, которые жанрово, тематически и идейно связаны друг с другом, но при этом каждый текст самостоятельный. 

Представим, что перед нами большая тарелка салата, который состоит из разных овощей: их можно съесть отдельно, а можно и сделать салат. 

Цикл произведений — тот же самый салат, собранных из отдельных произведений, которые имеют общие черты.

Теперь давайте выделим особенности цикла:

  1. Он включает в себя пять повестей: «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Шинель».
  1. Их объединяют три фактора:
  • Место событий — Петербург.
  • Тема — жизнь «маленького человека».
  • Использование фантастики, чтобы акцентировать внимание на парадоксальности изображаемой действительности.

В основу сюжета лег «канцелярский анекдот» о бедном чиновнике, потерявшем свое ружье, на которое он долго копил. Этот анекдот расстроил Гоголя, в то время как все остальные смеялись. Поэтому спустя время автор решает написать произведение, а основой для сюжета берет тот самый анекдот.

Сюжет произведения 

Новая вещь — мечта или необходимость? 

  1. Повесть начинается с описания Акакия Акакиевича Башмачкин: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат…».
  1. Главный герой — низкий чиновник: «Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели».
  1. У героя есть старая шинель, которая уже ни на что не годна. Он хочет её починить, но портной говорит, что нужно шить новую: «— Нет, нельзя поправить: худой гардероб!».
  1. Герой долго и упорно копит на новую шинель: экономит на еде, свечах, которые зажигают по вечерам, не носит белье в прачечную, а потом приобретает ее и приходит в ней на работу: «Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник».
  1. По пути с праздника, на который был приглашен герой, у него крадут шинель: «Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал».
  1. Герой надеется, что его начальник поможет отыскать украденную шинель, но он только кричит на Башмачкина и прогоняет его: «Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять».
  1. После посещения значительного лица герой заболевает и умирает: «Наконец бедный Акакий Акакиевич испустил дух».
  1. Конец произведения фантастический. В городе появляется призрак, который пугает людей и срывает с них шинель: «По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели»

Смысл финала

Как мы помним, в основу сюжета лег «канцелярский анекдот». В анекдоте друзья помогают человеку, который потерял ружье, в то время как Башмачкину никто не помогает отыскать или купить новую шинель. Из-за этого прослеживается контраст повести и анекдота: в анекдоте заканчивается все хорошо, друзья помогают герою, и он снова покупает ружье, а в повести герой обращается ко многим людям за помощью, но никто её не оказывает. 

Гоголь показывает идею бунта и возмездия, который проявляются тогда, когда человек не находит поддержки и помощи у других. 

Также автор вкладывает гуманистические идеи в финал произведения. У значительного лица, который не помог Башмачкину, украли шинель, а значит, ему воздалось по заслугам, ведь он не помог Акакию Акакиевичу отыскать его шинель. Справедливость восторжествовала. 

Какие фантастические элементы есть в финале произведения?

1. Гиперболизация в описании города и интерьера: «Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшей на краю света».
2. Галлюцинации героя: «Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него».
3. Призрак героя: «Один из департаментских чиновников видел своими глазами мертвеца и узнал в нем тотчас Акакия Акакиевича». 

Фантастический финал нужен был Гоголю, чтобы показать, как Башмачкин радовался ничтожности тех, с кого он срывал шинели, чувствуя свое превосходство над ними, чего не могло быть в реальности.

Род, жанр и направление произведения 

РодЖанрНаправление
Эпос:

— Изображена частная жизнь героя.
— Автор объективно повествует о событиях.
— Есть сюжет и система персонажей.
Повесть:

— В произведении показано естественное течение жизни.
— Средний объем произведения.
— Сюжет сосредоточен вокруг главного героя.
— Изображение событий “достоверно”: показан реальный человек, который мог бы существовать, указывается его чин, то, как он живет, какие его интересы. Единственное, что нарушает эту достоверность — фантастически финал, в котором герой превращается в призрака. 
Реализм:

— Используется прием типизации: главный герой — «маленький человек».
— В произведении описывается жизнь людей такая, какая она есть в нашей повседневности.
— Обращается внимание на общественное устройство: показывается неравенство людей, их сословное разделение.
Как понять, что перед нами «маленький человек»?

«Маленький человек» — это не тот персонаж, который маленького роста, и не ребенок. Это один из типов героя, который присущ реализму. Как правило, это персонаж невысокого социального положения и происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами.

«Маленький человек» характеризуется следующими чертами:

  •  Низкое положение в обществе, чин. 

Например, Акакий Акакиевич был «вечным титулярным советником»: чин самого низшего IX класса, такой человек является только кандидатом в советники, что указывает на низкое социальное положение героя.

  • Бедность

Герой ущемлял себя даже в еде, чтобы накопить на новую шинель.

  • Приземленность и ничтожность мечтаний.

Единственной мечтой Башмачкина была шинель. Он мечтал не о богатстве, не о своем большом доме, а всего лишь о вещи.

  • Неумение дать отпор тем, кто обижает героя.

Так, Башмачкин терпит унижения от коллег, у которых чин выше, чем у героя. Единственное, что он им отвечает: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

  • Трагичность судьбы.

Акакий Акакиевич умирает в конце произведения.

  • Трансформация образа: бунт героя.

Башмачкин решается на бунт только после своей смерти. Он превращается в призрака и срывает шинели с людей. Герой трансформируется: сначала Акакий Акакиевич терпит унижение от коллег, а потом заставляет уже их чувствовать себя ничтожно, пугая и срывая шинели. 

А существуют ли призраки?

Мы же знаем, что призраков не бывает. 

Гоголь пишет о призраке, который только похож на нашего героя. В произведении информация о нем дается через слухи, указывая на мысль, что, возможно, это не призрак вовсе, а лишь какой-то бандит, который крадет шинели с людей. 

Темы и идеи повести 

Зачем Гоголю рассказывать о бедном чиновнике и его мечте купить шинель? 

Каждое произведение написано с какой-либо целью, несет определенные мысли, над которыми можно задуматься.

Так, темой является незначимая в обществе личность.

Идея же заключается в том, чтобы показать несправедливость мира к «маленькому человеку», осмыслить его образ. Башмачкину никто не помогает, когда у него воруют шинель. Даже «значительное лицо», которое могло как-то повлиять на случившееся, оставляет Акакия Акакиевича одного со своей проблемой. Так, автор сочувствует герою, ему обидно за Башмачкина.

Герои повести

Мы разобрались со всем произведением, осталось совсем немного. Выделим основные черты, присущие героям произведения.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин.
  • С греческого «Акакий» переводится как «незлобивый».
  • Фамилия происходит от слова «башмак», что подчеркивает ничтожность героя.
  • Титулярный советник.
  • Бедный чиновник.
  • Он любит свою работу: «он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его».
  • Коллеги не уважают его, издеваются над героем: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха».
  • Из-за своей бедности Башмачкин может себе позволить новую шинель лишь через лишения. Он экономит на еде, свечах, не относит белье в стирку, старается меньше надевать одежду, чтобы она не изнашивалась.
Герой до новой шинелиГерой после новой шинели
— Живет только службой.
— Робкий и боязливый.
— Выносит все лишения.
— Идет на день рождения, чего раньше себе позволить не мог, пьет шампанское.
— Устремляется за дамой после праздника.
— Оказывается способен на бунт.

Так, мы можем увидеть, что шинель меняет образ жизни Башмачкина, делает его уверенней в себе. 

  1. Значительное лицо.
  • У него нет имени.
  • Его должность становится важнее личности: «Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку».
  • После смерти Башмачкина жалеет о том, как отнесся к нему, также потом значительное лицо становится более деликатным с подчиненными: «Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело».

Итак, мы разобрались с повестью Гоголя «Шинель», увидели мастерство писателя, волнующие его темы, а также то, что обычный анекдот может лечь в основу целого произведения.

Фактчек

  • «Шинель» входит в цикл «Петербургские повести».
  • В произведении раскрывается образ «маленького человека» в лице Акакия Акакиевича Башмачкина.
  • В произведении есть фантастические элементы: гиперболизация, мистический финал, галлюцинации.
  • В основу произведения лег «канцелярский анекдот».

Проверь себя

Задание 1.
Как переводится имя «Акакий»?

  1. послушник
  2. незлобивый
  3. маленький
  4. бедный

Задание 2.
Главная тема произведения —…

  1. природа
  2. деньги
  3. «маленький человек»
  4. призрак

Задание 3.
Что легло в основу произведения?

  1. Рассказ Пушкина.
  2. То, что реально произошло с Гоголем.
  3. «Чиновничий анекдот».
  4. «Канцелярский анекдот».

Задание 4
Какой жанр произведения? 

  1. эпос
  2. повесть
  3. драма
  4. рассказ

Ответы: 1. — 2; 2. — 3; 3. — 4 4. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов