Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души». Часть 1

15.3.2023
2495

На этой странице вы узнаете

  • Ад, чистилище и рай — какая связь с «Мертвыми душами»?
  • «Изношенная развалина», «дубинноголовая», «кувшинное рыло» — как Гоголь характеризует героев с помощью метафор? 
  • Фейлы Чичикова: что помешало успеху героя?

Предлагаем вам сегодня побыть следователями и раскрыть махинации главного героя поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя: какой план был у Чичикова, куда он собирался «заложить» умерших крестьян, как хотел получить с этого деньги? Уже любопытно? Тогда начинаем. 

История создания 

Работа над произведением шла в течение 17 лет, можете себе представить? Николай Васильевич Гоголь считал именно эту поэму самым главным произведением в своей жизни. 

Ад, чистилище и рай — какая связь с «Мертвыми душами»?

Изначально писатель хотел создать целых три тома, то есть довольно масштабное эпическое произведение. Он «подсмотрел» такую структуру у Данте в «Божественной комедии». В ней герой проходит ад, чистилище (место, где душа умершего человека очищается от грехов) и рай. Так и путешествие Чичикова, по задумке автора, должно было состоять из этих трех этапов.

К сожалению, Гоголь успел создать только первый том «Мертвых душ», который включал в себя как раз тот самый «ад» в России. Второй же том, подразумевающий под собой «чистилище», автор сжег. Точной причины такого поступка мы знать не можем. Но есть версия, что автора расстроили негативные рецензии критиков. Хотя в сохранившихся дневниках тех, кому довелось услышать «читку» второго тома, присутствуют только восторженные отзывы. А к написанию третьего тома, в котором должен был быть отражен «рай», Гоголь так и не приступил. 

Существует мнение, что сюжет произведения Гоголю «подарил» Пушкин. Однажды Александр Сергеевич рассказал историю, которую услышал во время своей ссылки в Кишинёв. Она была о том, как беглые крестьяне часто покупали себе документы умерших, смерть которых еще не была документально зарегистрирована. Далее сюжет был немного доработан, приобрел черты авантюры с примесью иронии, но об этом позже…

Род, жанр и направление произведения

Изначально Гоголь задумывал «Мертвые души» как роман — жанр литературы, изображающий жизнь человека, его судьбу и развитие личности с учетом социальных противоречий. В письме к Пушкину в 1835 году автор писал: «Мне хочется в этом романе показать хоть с одного боку всю Русь…». 

И мы видим в «Мертвых душах» подтверждения принадлежности именно к этому жанру: 

  1. Большой объём произведения, в котором изображается широкая, всесторонняя картина жизни множества людей в определенный исторический период.
  2. Система разнообразных равнозначных персонажей.
  3. Несколько проработанных сюжетных линий.
  4. Автор оценивает героев через реплики и действия других персонажей.

Однако уже в 1836 году в письме к Жуковскому Гоголь определяет «Мертвые души» как поэму.

Почему же «Мертвые души» — поэма? 

Поэма — это лиро-эпический жанр, слияние эпоса и лирики. У вас, возможно, возникает вопрос: поэма же обычно имеет стихотворную форму, почему тогда произведение Гоголя написано в прозе? Да, действительно, большинство поэм — это стихотворная форма, например, «Мцыри» и «Песня про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. 

Однако поэма может быть написана и в прозе, но для этого должны соблюдаться определенные правила:

  1. Наличие объемных лирических отступлений, о них как раз чуть ниже. 
  2. Особый язык произведения, по мелодичности близкий к стихотворному. Давайте посмотрим на отрывок из «Мертвых душ», он богат и на эпитеты, и на сравнения, и на метафоры, и на метонимию:

    «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостию старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски где вразбитную, где густыми кучами». 

Такие моменты четко прослеживаются на протяжении всего произведения. Это и позволяет назвать «Мертвые души» поэмой. 

«Изношенная развалина», «дубинноголовая», «кувшинное рыло» — как Гоголь характеризует героев с помощью метафор?

Часто Гоголь с помощью метафор сопоставляет персонажей с неодушевленными предметами. Например, Плюшкина он называет «изношенной развалиной»: «…человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине». Иногда эти метафоры имеют обидный смысл, они язвительны и оскорбительны.

Некоторые метафоры, с помощью которых Гоголь характеризует персонажей, стали крылатыми. Например, Коробочке автор дает такую метафорическую характеристику: «Эк ее, дубинноголовая какая!» Чичиков называет так героиню из-за ее глупости и ограниченности.

В поэме можно найти метафоры, которые характеризуют не только личность героев, но и их внешний вид. Например, сравнение внешности чиновника Ивана Антоновича с кувшинным рылом: «…вся середина лица выступала у него вперед и пошла в нос, — словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом». 

Теперь давайте перейдем к определению рода и направления произведения.

Род «Мертвых душ», исходя из жанра, — лиро-эпос, таблица ниже подтверждает, что у произведения есть как черты лирики, так и эпоса. 

Черты лирикиЧерты эпоса 
— Лирические отступления, которые прерывают развитие сюжета.
— Авторская оценка поступков персонажей, размышление о смысле существования.
— Описание пейзажа и изображение народа.
— Сюжетность.
— Большое количество действующих лиц.
— Большой охват действительности.
— Рассказчик — частное лицо.

Направление произведения — реализм. Оно отличается объективным описанием быта, обращением внимания к деталям реальной действительности, жизни России, показывается влияние общества на человека.

Итак, давайте подытожим. Жанр «Мертвых душ» — это поэма, а род — лиро-эпос, направление — реализм. Именно так стоит определять особенности произведения, если это потребуется на экзамене!

Лирические отступления

Остановимся чуть подробнее на лирической составляющей произведения, о которой мы упоминали выше.

Лирическое отступление — это внесюжетный элемент произведения, представляющий собой отступление автора от непосредственного сюжетного повествования.

Так, лирические отступления в «Мертвых душах» выражают отношение автора ко всему происходящему и к ситуации, сложившейся в России того времени. Они расширяют пространство в произведении. Мы видим, что это проблема не только отдельного города NN, но и всей страны. Через них Гоголь показывает народный дух страны. 

Лирические отступления есть в каждой главе произведения, но мы с вами разберём некоторые из них.

ГлаваАнализЦитата
Глава V

Лирическое отступление «о метком русском слове».
Гоголь показывает самобытность русского языка, восхищается им.«…но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Глава VI

Лирическое отступление «о юности и впечатлениях».
Образ автора говорит о том, что в юности он острее воспринимал новые впечатления. Также автор размышляет о быстротечности жизни.«Всякое строение, все, что носило только на себе напечатленье какой-нибудь заметной особенности, — все останавливало меня и поражало».
Глава XI

Лирическое отступление «о любви автора к Руси». 
Автор осмысляет свою глубокую связь с Русью.«…у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»
Глава XI

Лирическое отступление «о быстрой езде и птице-тройке».
Птица-тройка — это тройка лошадей, символ России. Упряжка быстро мчится, что символизирует движение России вперед, надежду автора на ее развитие и изменение. Однако Гоголь не знает, куда движется Россия, а может лишь размышлять на эту тему.«Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Если на ЕГЭ в задании №6 вас попросят привести пример произведения, в котором так же, как и в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, присутствуют лирические отступления, то смело можете сопоставлять поэму с романом в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В обоих произведениях в лирических отступлениях есть философские размышления. Так, в «Евгении Онегине» раскрывается тема быстротечности жизни: «Увы! На жизненных браздах / Мгновенной жатвой поколенья, / По тайной воле провиденья, / Восходят, зреют и падут; / Другие им вослед идут…». Подобные мотивы можно увидеть и в поэме Н.В. Гоголя: «Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства…». Кроме того, в обоих произведениях лирические отступления помогают расширить масштаб повествования.

Лирические отступления действительно очень помогают автору расширить поле зрения на важные вопросы того времени. А какие же именно проблемы волновали Гоголя, какие темы он считал важным нам показать? 

Тематика и проблематика произведения 

Гоголь хотел изобразить в своём произведении всю Россию, он писал: «Вся Русь явится в нем». Поэтому среди героев поэмы есть и помещики (хозяева имений), и чиновники (люди, занимающие государственную должность), и крестьяне. То есть самые разные сословия, на которые делилось население Российской империи. Чтобы реализовать такую глобальную цель — показать всю страну — автору пришлось затронуть разные проблемы и темы.

Проблематика поэмы

Проблема — вопрос, поставленный в произведении. То, что интересует автора.

  1. Социально-общественная проблема. 

Гоголь рассуждает о том, куда движется Русь, какой путь ее ждет. Также автор акцентирует внимание на людских пороках, которые словно тянут страну вниз, показывает состояние имений помещиков, пытается понять судьбу как народа, так и всего государства.

Господствующие классы помещики и чиновники — показаны погрязшими в пороках. Они безнравственны, бездуховны, для них самое главное — нажива. Автор высмеивает их пороки.

Из-за недостатков и произвола помещиков страдают крестьяне. У них нет никаких прав, к ним относятся, как к вещам, однако для господствующих классов такое положение в порядке вещей. Например, крепостные Плюшкина, несмотря на материальную обеспеченность своего господина, постоянно голодают и умирают от болезней: «…всех людей переморил голодом. <…> Как мухи мрут…». В то же время среди крестьян есть талантливые и способные люди. Именно в народе Гоголь видит будущее России. 

С людскими пороками, которые негативно влияют на развитие России, связана и следующая проблема произведения. 

  1. Нравственная проблема. 

Большинство персонажей произведения, помещики и чиновники, духовно «мертвы». У них нет понятий о нравственности и морали. Они не развиты духовно и грубо обращаются со своими крепостными. Помимо безнравственности, помещики еще и невежественны, потому что не понимают, в каком состоянии находятся они сами и их поместья. Если бы герои осознавали свои проблемы, то у них был бы шанс на исправление. Однако сейчас они «слепы».

Как эту информацию применять на практике? В задании №6 на ЕГЭ вас могут попросить привести пример произведения, в котором, как и в «Мертвых душах», изображены безнравственные герои. В таком случае поэму Н.В. Гоголя можно сопоставить с драмой А.Н. Островского «Гроза».

Подавляющее большинство жителей города Калинов — это безнравственные люди, они невежественны и ограничены. А.Н. Островский изображает их как настоящее «темное царство» — калиновцы не знают о существовании науки. Кулигин не может установить в городе даже солнечные часы и громоотвод из-за того, что не находит поддержки у жителей.

Кроме того, в обоих произведениях от безнравственности вышестоящих героев страдает простой народ. Так, в «Мертвых душах» капитану Копейкину, ветерану Отечественной войны 1812 года, чиновники отказывают в материальной помощи. В «Грозе» же Дикой считает людей, которые ниже его по статусу, «червяками»: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю…».

  1. Философская проблема. 

Гоголь осмысляет сущность человека, смысл жизни и назначения людей. Через образ Чичикова автор показывает, как происходит «деградация» души в современном ему мире и почему. В основном эти размышления присутствуют в лирических отступлениях, о чем мы говорили выше. Также в рамках этих философских размышлений можно отдельно выделить тему дороги.

Тематика поэмы

Тема — основной предмет изображения. То, о чем говорится в произведении. 

1. Тема дороги. Многие из нас любят путешествовать, есть своя особенная эстетика в лапше, которую мы едим в поездах, в кофе, который мы пьем перед ранним вылетом или же в самых вкусных бутербродах, которые мы берем с собой, отправляясь в деревню или на дачу. Все перечисленное у нас ассоциируется с дорогой куда-либо. Гоголь тоже описывает путешествие Чичикова, только в ином ключе. 

Почему дорога у Гоголя — это не только про путешествие Чичикова, но и про движение всей страны? 

  • С одной стороны, тема дороги раскрывается через путешествие Чичикова, посещение им помещиков.
  • С другой стороны, путь героя показывает дорогу, по которой «движется» вся Русь. Вспомним, что первый том произведения — это условный ад, а дорога главного героя и всего русского народа — это движение по направлению к чистилищу, а в дальнейшем, как надеется автор, к раю.
  • Гоголь акцентирует внимание на том, что «колесо» брички (повозки) Чичикова «кривовато». Тем самым он указывает на то, что всю Россию герою не объехать: его транспортное средство просто это не осилит, точно так же, как и не показать Гоголю свою страну в одном произведении.
  • Автор намеренно пишет о препятствиях, которые сбивают Чичикова с намеченного им пути. Вспомним, что к Коробочке герой изначально не собирался ехать. Он попал к ней по случайности, потому что заблудился, так же, как и к Ноздреву. Интересно, что именно эти герои впоследствии и раскроют аферу Чичикова. Так, русская дорога хочет помешать «неправильным» задумкам главного героя.
Чичиков в доме у Коробочки. Рисунок П. П. Соколова, 1891
  • В конце произведения автор в лирическом отступлении говорит о «птице-тройке», символизирующей Россию, которая стремительно несется вперед, и автор хотел бы надеяться, что летит она к светлому будущему.

2. Тема общественной жизни России. В «Мертвых душах» Гоголь изобразил современную ему Россию (это 30-ые годы XIX века), именно поэтому он так подробно описывает чиновников, помещиков, крестьян. Гоголь был уверен, что его Родина будет процветающей страной — в произведении видна любовь автора к Отчизне. Гоголь считал, что сила России в простых людях. 

3. Тема «маленького человека», которая наиболее ярко проявляется во вставном эпизоде поэмы — «Повести о капитане Копейкине».

«Маленький человек» — это один из типов героев, который присущ реализму.

Как правило, это персонаж невысокого социального положения и происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами. Но авторы, используя этот тип, призывают помнить, что такой человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

Что это за «бонус», о котором говорится в поэме? Это эпизод, который Гоголь вставил в Х главу своего произведения — «Повесть о капитане Копейкине». Она практически не связана с основным сюжетом, ее рассказывает почтмейстер, когда люди гадают, кто такой Чичиков на самом деле. 

Капитан Копейкин — «маленький человек», он ветеран Отечественной войны 1812 года, после которой стал инвалидом. А какие черты «маленького человека» есть в Копейкине, давайте разбираться.

  1. Мир чиновников несправедлив к нему: власть имущие люди отказываются выдавать материальную помощь Копейкину.
  2. Герой беден.
  3. Нарушает закон, становится главой шайки разбойников, ворует у людей, чтобы прокормиться и выжить.

История кажется нереальной, правда? Но, к сожалению, Гоголь показывает события, которые происходили в России того времени каждый день. Копейкин — собирательный образ народа, который оказывается в сложной жизненной ситуации, а чиновники же безразличны к его бедам.

Важно отметить также, что эту историю рассказывает почтмейстер (начальник почтового отделения), который считает все произошедшее обычной шуткой. Он также безразличен к бедственному положению капитана, как и те власть имущие люди. Это же подчеркивает бездушность мира, который показывает Гоголь.

Благодаря «Повести о капитане Копейкине» автор изображает отношение чиновников и государства к простым людям. В этой истории инвалида Отечественной войны прослеживается мотив возмездия — так и не дождавшись помощи от государства, Копейкин становится атаманом банды разбойников. Это можно расценить как «предупреждение» Гоголя власти. 

И все-таки такое разнообразие тем и проблем обусловлено одним основным моментом, о котором мы сейчас поговорим. 

Конфликт поэмы

Конфликт — это столкновение действующих лиц, их мировоззрений, идей.

В «Мертвых душах» автор показывает конфликт между трудолюбивым народом и помещиками, которые «заковывают» его крепостным правом. 

Крепостное право — это зависимость крестьян от помещиков, закрепленная в законе. Помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежащих ему крестьян. 

Это было главным столкновением в современности Гоголя. Показывает он это через:

  1. Описание самих помещиков и чиновников, которые были лишены нравственности.
  2. Описание поместий героев.
  3. Описание крестьян, многие из которых, в отличие от помещиков, обладают богатырской силой и большими талантами.

Отсюда мы можем выделить основные мысли, которые автор хотел нам показать в этом произведении.

Идеи произведения

К сожалению, после прочтения произведения немногие читатели поняли замысел писателя, поэтому в предисловии ко 2 изданию Гоголь сам решил объяснить его. Он выделил несколько мыслей, которые вложил в поэму:

  1. Автор показывает все пороки, слабости и недостатки русских людей: «…В книге… изображен человек, взятый из нашего же государства… Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели».
  1. Гоголь изображает все то, что люди каждый день видят в мире, рядом с собой: «…А между тем «Мертвые души» произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкой, и правдой, и карикатурой; коснулись порядка вещей, который у всех ежедневно перед глазами».
  1. Автор стремится заставить людей присмотреться внимательнее к самим себе и собственному поведению: «..мне хотелось попробовать, что скажет вообще русский человек, если его попотчеваешь его же собственной пошлостью…».

А теперь давайте наконец узнаем, почему души в названии «мертвые».

Смысл названия 

«Мертвые души» — звучит как-то пессимистично, согласитесь. И вроде бы Гоголь так называет людей, которые уже умерли, однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. 

В прямом смысле «мертвые души» — это умершие крестьяне, с которыми была связана афера Чичикова (об этом чуть ниже).

В метафорическом (переносном) смысле «мертвые души» — это бездуховные и морально омертвелые люди, помещики и чиновники, которые просто существуют, что нельзя назвать настоящей жизнью. 

А теперь давайте разбираться, в чем же заключалась афера Чичикова и какая у неё историческая основа.

Афера Чичикова: какой смысл?

Итак, вы готовы примерить на себя костюм следователя и раскрыть махинации Чичикова? Мы с вами много говорили об афере главного героя, но не совсем понятно, что именно хотел делать Чичиков с мертвыми крестьянами и зачем. Давайте это разъясним.

Сам Чичиков раскрывает свой план в 11 главе: «… Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрести их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу!<…>Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их!»

Герой покупал «мертвые души» за небольшую сумму денег. Затем Чичиков хотел заложить своих крестьян в Опекунский совет. Это учреждение в XIX веке выдавало помещикам кредиты под залог имущества (а крестьяне как раз в те времена считались имуществом). Так Чичиков и собирался заложить своих «крестьян» и получить за это деньги от государства. Это как сейчас взять кредит под залог машины, например. Но Чичиков хотел дать в залог то, чего на самом деле нет. 

Перепись населения проводилась редко. Из-за этого в ревизских сказках числились как живые, так уже и умершие крестьяне. Уточним, что ревизские сказки — это документ, где были записаны мужчины по результатам переписи (на тот момент женщины не учитывались в ревизских сказках, так как не работали на земле, а занимались хозяйством). Например, перепись была в 1720 году, а следующая проводилась только через 5 лет, за время которых многие могли уже умереть (но помещики продолжали платить налог на их содержание). 

Поэтому те крестьяне, которых скупал Чичиков, были живы на бумаге, но на самом деле нет. Из-за этого великий махинатор рассчитывал получить их задешево. Но от аферы выиграл бы не только наш герой, но и помещики. Во-первых, они получили бы деньги за умерших крестьян, а во-вторых, избавили бы себя от необходимости платить подати (налоги) за свои «мертвые души». Напомним, что перепись проводилась редко, поэтому помещикам приходилось платить государству за всех крепостных (и живых, и мертвых).   

Встает еще одна проблема — крестьяне должны были быть закреплены на определенной земле. У главного героя нет имения (земли), которое он сможет заложить вместе с крестьянами и получить деньги. Поэтому он решает «переселить» купленные мертвые души в Херсонскую губернию. В то время Херсонская и Таврическая губернии не были заселены, из-за чего государство стимулировало переезды в те регионы, для этого были определенные льготы. 

Таким образом, смысл аферы Чичикова очень прост и меркантилен – герой ездит от одного помещика к другому и покупает их крестьян, которые на бумаге ещё живы, для того, чтобы обогатиться. 

Фейлы Чичикова: что помешало успеху героя?

Бизнес-план Чичикова кажется перспективным, герой продумал все детально — даже решил, что делать с отсутствием у него земли. Но все же несколько роковых ошибок Павел Иванович совершил.

Ошибка первая. Чичиков знакомится с «дубинноголовой» Коробочкой. Она долго не решается на сделку, потому что раньше никогда не слышала о продаже мертвых душ. Именно это сомнение позже заставит Коробочку поехать в город, где она расскажет знакомой о скупке мертвых крестьян Чичиковым. Эта новость разлетится по городу, как «горячие пирожки», что в итоге и погубит гениальную затею главного героя.

Ошибка вторая. Павел Иванович знакомится с Ноздревым. Сделка героев так и не состоялась, однако такой ненадежный человек, как Ноздрев, не смог оставить в секрете столь необычное предложение. Ноздрев на балу рассказывает всем о покупке Чичиковым мертвых душ – это стало началом конца. Все знали, что Чичиков покупает крестьян, однако не догадывались, что это были мертвые крепостные, а не живые.

Интересно, что встречи с Коробочкой и Ноздревым — героями, которые и раскрыли Чичикова — были случайными и незапланированными.

Ошибка третья. Главный герой остается слишком долго в городе NN. У Чичикова в этом городе получилось приобрести 400 душ — можно было ехать в следующий населенный пункт. Однако герой задерживается: он заболевает простудой и три дня не выходит из гостиницы. В это время сплетни о Чичикове стремительно распространяются по городу. 

Итак, мы с вами разобрались с основой нашего произведения, героев же будем анализировать в следующей части — «Николай Васильевич Гоголь. Поэма “Мертвые души”. Часть 2», не откладывайте ее на потом, в ней будет не меньше интересного!

Термины

Жанр — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.

Лирика — род литературы, в котором автор изображает субъективные переживания, эмоции и чувства.

Метафора — скрытое сравнение, заключающееся в переносе свойств одного предмета/явления на другой на основе сходства или контраста. Например, «серебряный ручей» ручью приписывается нехарактерный для него цвет серебра. 

Метонимия — оборот речи, заключающийся в переносе названия с одного предмета на другой на основе смежности (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса и т.п.). Например, «шляпа исчезла в толпе» — исчезла не шляпа, а человек. 

Направление — совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, характерная для произведений многих писателей, сохраняющаяся и реализующаяся в их творчестве на протяжении некоторого исторического периода.

Род — группа жанров, которые обладают сходными структурными признаками; род определяет то, как автор и читатель видят мир.

Реализм — литературное направление, к чертам которого относятся: правдивое изображение действительности, психологизм, историзм и народность, типический герой в типических обстоятельствах.

Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.

Эпитет — художественно-образное определение какого-либо предмета или явления, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Эпос — род литературы, предполагающий сюжетное повествование о событиях.

Фактчек

  • Гоголь работал над «Мертвыми душами» в течение 17 лет. Структура произведения должна была напоминать «Божественную комедию» Данте: ад, чистилище и рай.
  • Род произведения — лиро-эпос, жанр — поэма, направление — реализм.
  • Лирические отступления в «Мертвых душах» выражают отношение автора к изображаемому в произведении и расширяют пространство.
  • Проблематику произведения можно условно разделить на три аспекта: социально-общественный, нравственный и философский. Также в произведении раскрываются следующие темы: дорога, общественная жизнь России, «маленький человек».
  • В «Мертвых душах» автор показывает конфликт между трудолюбивым народом и порочными помещиками.
  • Гоголь показывает пороки общества, чтобы читатели увидели их в самих себе и почувствовали отвращение, изменили свою жизнь.
  • У названия поэмы есть два смысла: прямой (умершие крестьяне, которые скупал Чичиков) и переносный (бездуховные и морально омертвелые люди, помещики и чиновники).
  • Афера Чичикова заключалась в том, чтобы заложить крестьян, которые считались на бумаге живыми, но на самом деле были умершими, и получить за это деньги.

Проверь себя

Задание 1.
Что такое конфликт?

  1. Столкновение действующих лиц в произведении, их мировоззрений, идей.
  2. Маленькая подробность.
  3. Ход развития событий.
  4. То, о чем произведение. 

Задание 2.
На основе какого произведения Гоголь планировал структуру «Мертвых душ»? 

  1. «Декамерон»
  2. «Божественная комедия»
  3. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  4. «Дон Кихот»

Задание 3.
Какой жанр истории о капитане Копейкине?

  1. рассказ
  2. роман
  3. поэма
  4. повесть 

Задание 4.
В ком Гоголь видит надежду на счастливое будущее России? 

  1. в чиновниках
  2. в помещиках
  3. в народе
  4. в императоре 

Ответы: 1. — 1.; 2. — 2; 3. — 4; 4. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов