Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Александр Николаевич Островский «Гроза». Часть 1

4.12.2022
2378

На этой странице вы узнаете

  • «Домострой» — книга о том, как строить дома?
  • События в произведении драматичные или трагичные?
  • «Гроза» — это явление природы или брань одной из героинь?

Гроза — страшное и бурное явление природы, которое издавна и привлекало, и пугало людей. Неслучайно в язычестве грозами управляли самые сильные Боги. Для многих людей гроза — символ неотвратимой кары. Эта идея нашла отражение и в произведении А.Н. Островского. Давайте приступим к его изучению и для начала разберемся с историей создания.  

История создания произведения

О создании «Грозы» ходит много легенд и мифов. Одни думают, что в ее основу положено реальное событие, произошедшее с девушкой, которая утопилась в Волге. Другие считают, что прототипом Катерины является актриса, к которой испытывал чувства сам писатель. Давайте вместе в этом разбираться!

Автор задумывает произведение в 1859 году. В это время была непростая ситуация в России: политический кризис, скорая отмена крепостного права. В обществе развивался капитализм, характеризующийся наличием частной собственности, юридическим равноправием и свободой предпринимательства. Кабаниха и Дикой были купцами, поэтому смена экономической системы для них была бы ударом.

Помимо купцов кризис затронул в целом патриархальное общество. Автор показывает, как оно утрачивает свои принципы, уходит на второй план.

Считается, что в произведении описывается реальная история Александры Клыковой из Костромы, которая бросилась в Волгу из-за тирании своей свекрови. Но есть загвоздка — пьеса была написана на два месяца раньше произошедшего с девушкой. 

Однако у Катерины все же был прототип — актриса Любовь Павловна Косицкая, которая потом и сыграла эту роль. А сон Катерины — это сон Косицкой. Островский писал: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Любовь также относилась бережно к религии, как и главная героиня «Грозы». 

Кроме истории создания произведения, мы должны узнать и про его театральную составляющую, поэтому переходим к особенностям сценического действия «Грозы». 

Особенности сценического действия «Грозы»

А.Н. Островский — человек, который изменил русский театр, а вместе с ним и драматические произведения. Посмотрим, что именно он привнес нового в сценическое действие пьес.

  1. Островский первый в русской литературе показал на сцене именно купеческое сословие, ставя вопрос о его патриархальных взглядах на жизнь, которые тормозили развитие России.
  1. Писатель расширил сценическое пространство. До Островского события в пьесах происходили только в комнатах героев. Он же показывает своих персонажей на фоне природы, улиц Калинова, что расширило задействованное пространство.
  2. Островский ввел в произведение персонажей, которые не важны для развития сюжета, но при этом необходимы, чтобы показать противостояние самодуров и их жертв. Например, такими персонажами являются Кулигин и Феклуша.

Сюжет произведения

Давайте освежим в памяти последовательность событий в произведении, ведь знание сюжета важно для полноценного анализа произведения.

Действие 1 

Действие пьесы начинается на берегу Волги в городе Калинов. Показываются герои: Кудряш, часовщик-самоучка Кулигин, и мещанин Шапкин. Они ведут диалог и невольно становятся свидетелями ссоры Дикого и его племянника Бориса, который должен подчиниться своему дяде, чтобы тот отдал ему наследство бабушки. 

Далее мы видим появление Кабанихи, Катерины и Тихона. 

Кабанова указывает сыну на то, как ему жить и как относится к жене: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?». Эта фраза полно описывает характер героини, ее отношение к своей семье. 

О детстве Катерины можно узнать из ее диалога с Варварой. Главная героиня была воспитана в любви и заботе. Из воспоминаний девушки можно также понять, что она — поэтичная и мечтательная натура, добрая и набожная. Жизнь до замужества и после него совершенно разная. У Кабановых Катерина чувствует себя несчастливо из-за постоянных упреков свекрови и ее деспотичного характера. 

Тем временем на город надвигается гроза. На сцене появляется полусумасшедшая барыня, которая указывает на Волгу и говорит Катерине: «Вот красота-то куда ведет. В самый омут». Катерина начинает предчувствовать свою гибель.  

Далее Островский описывает, как Катерина специально ждет Тихона, чтобы пойти домой, потому что замужним женщинам нельзя было прогуливаться одним. 

Действие 2

События разворачиваются в доме Кабановых. Варвара узнает правду о чувствах Катерины: жена Тихона влюбилась в Бориса, а к своему мужу испытывает смешанное чувство любви и жалости. Именно поэтому Катерина предчувствовала свою гибель в первом действии. 

Варвара давно поняла чувства Катерины, но никому не говорила об этом. В семье Кабановых вообще все основано на лжи: «Можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто». Но Катерина не такая, она не умеет лгать. Эта характеристика прослеживается в сцене, где Варвара решает устроить главной героине и Борису встречу.

Перед отъездом Тихона мать снова учит его, как разговаривать с женой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела, …чтобы на молодых парней не заглядывалась!». Это унижало как Тихона, так и Катерину. Марфа Игнатьевна также заставляет девушку кланяться мужу в ноги, потому что она не должна стоять наравне с ним. Это указывает на обычаи их семьи и всего купечества в целом, ведь Кабановы представляют именно это сословие.

Между тем Варвара дает Катерине ключ от калитки, через которую можно выйти из дома. Женщина сначала наотрез отказывается брать его, однако не может пересилить свою любовь.

Действие 3

На сцене появляется странница Феклуша и говорит о том, что дом Кабановых — рай на земле.

Далее следует диалог Дикого и Кабановой, в котором раскрывается характер героя — его деспотизм и скупость: «Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть».

 Тем временем ночью Катерина все же встречается с Борисом.

Действие 4 

Действие происходит спустя 10 дней после 3-го действия: Тихон уже вернулся из поездки.

Надвигается гроза. 

Кулигин знает толк не только в часах. Часовщик-самоучка хочет улучшить город, поставить громоотвод, на что ему нужны деньги, которые он просит у Дикого. Как мы помним, Савел Прокофьевич — скупой человек, поэтому денег Кулигину не видать. Единственное, что дает ему Дикой — порцию уже привычных оскорблений: «так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Из-за приближающейся грозы Катерина начинает нервничать. Она думает, что явление природы — ее божья кара за измену мужу. Снова появляется полусумасшедшая барыня, слова которой все больше и больше пугают Катерину: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдешь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!», — из-за чего она признается в измене.

Действие 5

Кабаниха была в ярости из-за признания Катерины. Тихон же был готов простить ее, но боялся мать. Пока Кабаниха сокрушалась из-за Катерины, Варвара, которая не хотела мириться с властностью матери, убегает из дома с Кудряшом. А Бориса Дикой посылает в Сибирь. 

В это время Катерина бросается в реку. Когда люди вытаскивают мертвое тело Катерины, Тихон впервые в жизни говорит что-то против матери, упрекая ее в произошедшем.

«Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!», — такими словами Тихона заканчивается произведение.

Мы много раз упоминали купеческое сословие, но кто же такие эти купцы? Герои — не те люди, которые скупают все без ума и памяти, не современные шопоголики, они, наоборот, продают товар.

Купечество — привилегированное сословие, находящееся между крестьянством и дворянством, с патриархальными устоями жизни, занимающееся торговлей.

Именно это сословие показывает Островский в произведении: и Кабановы, и Дикой — купцы. 

«Домострой» — книга о том, как строить дома?

Купцы живут по законам «Домостроя». Но нет, эта книга не содержит информацию о том, как правильно строить дома. 

Почему Катерина не могла пойти одна домой без Тихона в первом действии? Почему жена должна была вставать на колени перед мужем? Ответы мы найдем именно в этой книге.

«Домострой» — книга XVI века, в которой содержится свод правил и законов по всем сферам жизни, включая семейные отношения. 

Какие идеи домостроя Кабаниха воплощала в жизнь?

  1. Младшие должны беспрекословно слушаться старших, а жена — мужа и свекровь, поэтому Кабанова и тиранит свою дочь, сына и невестку.
  1. Лишь молодые девушки могут гулять по вечерам, а жены должны сидеть дома.
  1. При отъезде мужа следует кланяться в ноги и «выть» на крыльце, чтобы соседи видели горе жены. Эта идея прослеживается во фрагменте, когда Тихон уезжает, а Кабаниха заставляет Катерину «упасть» к нему в ноги:

Кабанова. Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов (становясь против Катерины). Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова. Скажи, чтоб не грубила свекрови.

А теперь давайте поговорим о городе, в котором происходит действие произведения.

 Образ Калинова 

Как думаете, существует ли Калинов в реальности? В России нет такого города. Но за основу образа Калинова Островский берет города: Торжок, Осташково и Тверь.

Островский изображает провинциальный город с патриархальными устоями купеческой жизни, который является собирательным образом городов России

Калинов — «темное царство», в котором люди отличаются косностью взглядов. Например, жители узнают новости, которые творятся в мире не из газет, а из рассказов странниц, например, таких, как Феклуша. 

Жители города либо обладают властью и «поедом едят домашних», либо страдают от гнета своих родственников, живущих по вековым традициям Домостроя. Бедные люди вынуждены работать не покладая рук, чтобы прокормить себя: «честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Красивая природа Калинова противопоставляется жестоким нравам людей, живущих в этом городе. На контрасте с прекрасными пейзажами — «вид необыкновенный! Красота!» — показана бездуховность и тирания купцов. 

Также в природе присутствует много знаков свободы, которой нет в самом городе: например, образ птицы, с которой сравнивает себя Катерина.

Теперь поговорим о роде, жанре и направлении «Грозы».

Род, жанр и направление произведения

Может быть такое, что драма — это и род, и жанр произведения? Да.

РодЖанрНаправление
Драма:

— Произведение написано для постановки на сцене.

— «Гроза» построена на речи героев: диалогах, монолога, внутренней речи персонажа.

— Чувства и речь героев преувеличена.

— В произведении есть ремарки, которые являются пояснением автора по ходу действия событий в драме. 
Драма

Точно драма, а не трагедия, почему?

В произведении есть черты и драмы, и трагедии, а объяснение этого смотрите ниже.
Реализм:

— Точное изображение быта и нравов купечества.

— Характеры героев приближены к тому, какими были реальные люди в то время. Например, Кабаниха и Дикой — представители купечества. Так, почти все купцы в середине XIX века имели такой же нрав и характер, как у героев: злость, деспотизм, несправедливое отношение к другим людям.

Трагедия — драматическое произведение, в основе которого лежит неразрешимый конфликт, вызывающий сильные страдания героя.

Основа сюжета трагедии — непримиримый конфликт личности с другими силами, например, судьбой, стихией, государством или же с самим собой. В борьбе герой, как правило, погибает физически, но побеждает нравственно. 

Цель трагедии — вызвать в зрителе сострадание, чтобы произошел катарсис, то есть высвобождение эмоций у людей.

Драма — драматическое произведение, в основе которого лежит серьезный, чаще всего — бытовой, конфликт, имеющий и не трагический, и не комический финал.

В драме конфликт не так возвышен, как в трагедии, и зачастую даже разрешим. 

Например, теоретически «Гроза» могла иметь и менее грустный финал: Катерина могла бы остаться жить с мужем или сбежать с Борисом. Это драматический финал. А, например, в древнегреческих произведениях положительного финала в принципе не может быть, потому что судьба человека предрешена богами, поэтому эти произведения именно трагедии.

События в произведении драматичные или трагичные?

Итак, какие черты трагедии и драмы можно выделить в «Грозе».

Трагедийное в пьесе:

— Катерина — сильная личность, противопоставленная другим героям.
— В героини есть внутренний конфликт: борьба между страстью и долгом.
— Катарсис достигается после гибели Катерины. Смерть потрясает всех: и героев, и зрителей.

Драматическое в пьесе:

— Каждый герой значим в пьесе. Драматург не акцентирует внимание только на главной героине, он показывает сцены и с другими персонажами, которых можно разделить на самодуров и их жертв.
— Писатель детально показывает быт и нравы людей.
— В произведении бытовой, внутрисемейный конфликт (а не вселенского масштаба, как в трагедиях).

Несмотря на присутствие в произведении черт и драмы, и трагедии, Островский определяет его жанр как драму. Писатель видел в смерти Катерины не столько трагизм, сколько душевное освобождение девушки из тяжелых оков несвободы. Он считал, что ее гибель — первый шаг к освобождению всех жителей Калинова. 

Пришло время поговорить о темах, раскрывающихся в произведении, и его идее.

Темы и идеи произведения

Что изображает Островский в драме, как понять темы произведения?

Представьте перед собой натюрморт, на котором изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, виноград. Сама картина — наше произведение, а то, что на нем нарисовано — его темы. Чтобы понять весь рисунок, необходимо определить каждый из фруктов. Так мы и поступим, разберем в отдельности темы произведения.

В драме показывается:

  1. Семья и брак. Семья Кабановых и брак Катерины и Тихона олицетворяют собой то, как жила подавляющая часть купцов в XIX веке.
  1. Религия. Катерина — искренне верующая девушка. Для нее измена — это страшный грех, и невозможность покаяния и приводит ее к самоубийству. В отличие от Катерины, Кабаниха верит только в суеверия, для нее недоступна одухотворенность и полет души, которые ощущает Катерина в церкви.
  1. Исторические реалии. Эта тема раскрывается в образе Катерины, которая выражает протест против правил Кабанихи. В современном Островскому обществе происходил кризисный момент: одна эпоха должна была сменить другую. Взгляды Кабановой — олицетворение прошлого, а Катерины — нового времени. Так, драматург показывает уход патриархальных устоев, сковывающих свободу человека.
  1. Жизнь провинциального города. Островский изображает нравы Калинова с негативной стороны, показывая, как жили люди в провинциальном городе в XIX веке.
  1. Купечество. Мы видим, что это сословие живет по законам книги, которая была написана в XVI веке. Это говорит об отсталости людей, их консервативных взглядах. В пьесе также показывается скупость купцов, их самодурство и нежелание развиваться. Все эти качества присущи двум главным представителям купечества в драме — Дикому и Кабанихе.
  1. Самодурство. Эта тема также связана с Диким и Кабанихой. Эти герои действуют по прихоти и личному произволу, держат в страхе весь город.  

С какой целью было написано произведение, какая мысль была вложена в пьесу?

Островский показывает, как было устроено общество в России, а также акцентирует внимание людей на том, что нужно меняться, освобождаться от старых взглядов и идей, дать путь новой эпохе. Можем сказать, что главная идея произведения — старые порядки ломают души и судьбы людей. 

Кабанова является главным примером, иллюстрируя как ее «Домострой» может навредить: 

  1. Она сломала жизнь Катерине, та совершила самоубийство.
  1. Сломала жизнь Тихону, который в конце произведения завидовал умершей жене, потому что ей не придется больше находиться под гнетом деспота.
  1. Варвара, дочь Марфы Тимофеевны, сбежала из дома, потому что не хотела терпеть порядки и нрав матери. 

Но почему все-таки произведение о купцах называется «Гроза»?

Смысл названия

«Гроза» — это явление природы или брань одной из героинь?

Название помогает понять идеи произведения, поэтому нам важно раскрыть смысл образа грозы, который является символом в драме.

Каждый из героев по-своему понимает грозу, которая надвигается на Калинов, что определяет их характер: 

  • Катерина уверена, что гроза — божья кара: «Меня убьет. Молитесь тогда за меня».
  • Кулигин совсем не боится грозы, принимая ее просто как природное явление (электричество). Также он воспринимает грозу как обновление, очищение: «Не гроза это, а благодать!».
  • Тихон называет грозой ругань матери: «недели две никакой грозы надо мной не будет».
  • Дикой говорит, что она посылается людям в наказание, что люди должны ее бояться: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали».

А теперь перейдем к конфликту.

Конфликт произведения 

  1. Любовный.

Катерина замужем за Тихоном, но любит Бориса, из чего и складывается любовный конфликт. Запрет на выбор того, кого любить, с кем строить семью, в городе Калинов — первая причина, которая приводит к самоубийству главной героини.

  1. Внутренний. 

Он прослеживается в душе Катерины: она любит Бориса, но измена для нее — грех. Это вторая причина, почему девушка решается на самоубийство.

  1. Общественный.

Конфликт происходит между двумя типами героев: 

  • представителями «темного царства»: Кабанихой и Диким;
  • и жертвами: Катериной, Борисом, Варварой, Кулигиным и Кудряшом. 

Кабанова и Дикой тиранят всех жителей города, решают, как жить другим, каким принципам и законам следовать.

Важно также выделить противостояние Кабанихи и Катерины. Девушка — единственная, кто не мирился с устоями города Калинов, смог выразить протест.

Итак, мы с вами начали разбираться с произведением «Гроза» и выделили важные его аспекты. Продолжение разговора ждет вас в статье «Александр Николаевич Островский «Гроза». Часть 2».

Термины

Диалог — форма организации текста, обмен высказываниями двух или более лиц.

Монолог — форма организации текста, развернутое высказывания одного героя.

Внутренняя речь — монолог, который не произносится вслух, проговаривается про себя.

Ремарка — комментарий автора в драматическом произведении.

Фактчек

  • Род произведения — драма, жанр — драма, направление — реализм.
  • В «Грозе» показывается купеческое сословие.
  • В драме есть три конфликта: любовный, общественный и внутренний.
  • Название произведения важно, его можно рассматривать с трех сторон: как Божью кару, как явление, являющееся кульминационным элементом и как речевую характеристику Кабанихи. Персонажи пьесы относятся к грозе по-разному.

Проверь себя

Задание 1.
Как звали героя, которого полюбила Катерина?

  1. Борис
  2. Кудряш
  3. Савелий
  4. Дикой

Задание 2.
К какому сословию принадлежат Кабановы?

  1. дворяне
  2. купцы
  3. крестьяне
  4. военные

Задание 3.
Какого конфликта нет в драме?

  1. любовный
  2. общественный
  3. внутренний
  4. политический

Задание 4.
Диалог — это…

  1. Мелкая значимая подробность.
  2. Прием психологизма: высказывание, обращенное к самому себе, которое не произносится вслух.
  3. Развернутое высказывания одного героя.
  4. Обмен высказываниями двух или более лиц.

Ответы: 1. — 1; 2. — 2;  3. — 4; 4. — 4.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов