Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Э.Т.А. Гофман. Сказочная повесть «Крошка Цахес»

27.3.2023
142

На этой странице вы узнаете 

  • Кто был кумиром Гофмана?
  • Какими были ужастики в XIX веке?
  • Кто ужаснее: Цахес или Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери»?

Перу Эрнста Теодора Амадея Гофмана принадлежит любимая многими рождественская повесть-сказка про Щелкунчика, девочку Мари и Мышиного короля. Однако «Щелкунчик» — не единственное произведение талантливого немецкого литератора. Давайте поближе познакомимся с этим автором и его творчеством.

Особенности творчества Гофмана

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) — немецкий писатель, музыкант, композитор, художник-график. Одна из крупнейших фигур европейского романтизма.

Гофман был сторонником универсального искусства и стремился к объединению всех видов искусства (литературы, музыки, живописи) в одно. Такое слияние происходит во многих его произведениях: например, литературные герои погружаются в волшебный мир музыки.

В творчестве Гофмана нашли отражение все характерные черты немецкого романтизма:

  • Романтическое двоемирие. Вспомним волшебные сказки, где через портал можно перейти из одного мира в другой? Например, в мультфильме про Винкс персонажи очень часто перемещались таким образом через измерения. Вот нечто похожее происходит и с романтическими героями, только они переходят из мира реального в мир идеальный. Этот переход обычно осуществляется через сон, грезы или даже смерть. 

В творчестве Гофмана герои также очень часто находятся в двух мирах одновременно, четкая граница (этот самый портал) исчезает, и миры наслаиваются друг на друга. Например, обыкновенный горожанин может на самом деле являться великим магом и использовать свои способности в повседневной жизни.

  • Романтическая ирония. Очень часто Гофман смеется над принципами романтизма и намеренно снижает возвышенные образы — так, фея и маг могут разговаривать в обычном доме, мирно попивая кофе, как простые люди. Также романтическая ирония возникает на стыке двух миров: в одной из сказок маг в обличии архивариуса рассказывает обыкновенным чиновникам о том, что поссорился со своим братом 300 лет назад.
  • Связь с искусством и особенно с музыкой. Романтики очень высоко ценили искусство, так как считали, что оно способно перенести человека в иной, идеальный мир. Вспомним стихотворения А.С. Пушкина: автор нередко говорил о том, что только поэту доступны тайны мироздания, только он может приобщиться к ним и открыть их людям. Гофман тоже придерживался этой точки зрения, однако на первом месте для него всегда стояла музыка: автор считал, что, слушая ее, человек переносится в иной, волшебный мир.
Кто был кумиром Гофмана?

Любимым композитором Гофмана был Вольфганг Амадей Моцарт. Гофман настолько преклонялся перед его гением, что в 1805 году сменил свое настоящее имя «Вильгельм» на «Амадей».
  • Фантастика. Во всех произведениях Гофмана присутствуют сказочные элементы: потусторонние силы, волшебство, превращения. Волшебник, живущий среди людей, может в любую минуту превратиться в жука или птицу и улететь прочь. Но фантастика бывает разная:
Какими были ужастики в XIX веке?

Наряду со светлыми волшебными сказками Гофман писал и по-настоящему жуткие произведения — например, роман «Эликсир дьявола» или цикл «Ночные рассказы». Здесь на первый план выходит мрачная кошмарная фантастика: потусторонние силы, старинный монастырь, таинственный двойник, совершающий преступление за преступлением. В общем, произведения Гофмана могут оказаться и пострашнее сериалов с ТВ-3.
  • Романтический герой. В произведениях Гофмана обязательно присутствует исключительный герой с выдающимися способностями. Он отличается от обычных людей тем, что может увидеть этот идеальный мир, прикоснуться к волшебству. 
  • Связь с фольклором. Романтики очень интересовались народным творчеством своих родных стран и часто собирали, а потом записывали сказки. На волне такого интереса возникло также большое количество имитаций народных сказок. Гофман тоже часто обращался к этому жанру: брал за основу сказочную форму и известный фольклорный сюжет, но трансформировал его так, как ему хотелось.  

А теперь попробуем найти романтические черты в конкретном произведении Гофмана.

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Цахес на коленях у феи Розабельверде

Представим себе такую ситуацию: вы написали очень красивое стихотворение и решили прочитать его перед одноклассниками. Все слушают вас, затаив дыхание, вы на седьмом небе от счастья. Но стоит вам закончить чтение, как все начинают поздравлять, но не вас, а какого-то уродца рядом с вами и говорить, какое красивое стихотворение он написал.

Именно такие ситуации неоднократно повторяются в повести Гофмана. В произведении рассказывается об уродце по имени крошка Цахес, лишенным каких-либо способностей или душевных качеств. 

Добрая фея Розабельверде жалеет крошку Цахеса и наделяет его даром: к нему переходят заслуги других людей. Например, если кто-то в его присутствии талантливо поет, окружающим кажется, что это поет Цахес. Она надеется, что таким образом в Цахесе пробудится желание сравняться с талантливыми и духовно богатыми людьми, но этого не происходит. Однако общество под властью чар превозносит Цахеса, и он под именем Циннобер даже получает должность министра.

Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосСказочная повестьРомантизм

Почему это именно сказочная повесть?

  • Это повесть, потому у произведения средний объем и одна основная сюжетная линия — история крошки Цахеса.
  • Это сказка, потому что в ее основе лежит популярный фольклорный сюжет присвоения одним человеком себе успеха другого. Также в произведении присутствуют классические волшебные герои — колдуны и феи — и характерные для сказок ситуации, например, преподнесение герою какого-либо магического дара (вспомним Золушку и ее фею-крестную)

Романтизм в повести

Какие черты романтизма можно встретить в этом произведении?

  1. Романтическое двоемирие. В произведении представлено два мира: волшебный с феями и магами и реальный с чиновниками и простыми горожанами, причем граница между ними размыта.
  1. Романтические герои. В повести присутствуют персонажи исключительных душевных качеств и способностей — например, студент Бальтазар. В отличие от окружающего общества он неподвластен волшебным чарам и видит крошку Цахеса в его истинном обличии.
  2. Романтическая ирония. В произведении Гофман намеренно снижает возвышенные образы. Так, на свадьбу Бальтазара и его возлюбленной могущественный волшебник дарит им практичные, но не очень поэтические вещи: горшки, в которых не подгорают блюда, ковры, на которые нельзя поставить пятно. Возвышенная любовь заканчивается обыкновенной супружеской жизнью со стиркой, глажкой и прочими не очень поэтическими подробностями.
  3. Связь с природой. Пейзаж — обязательный атрибут романтического произведения, так как романтики очень почитали природу и делали ее полноправным участником повествования. В «Крошке Цахесе» природа служит для раскрытия образа романтического героя Бальтазара — юноша бежит от общества на вольные просторы лесов. Кроме того, в гармонии с природой живут феи и волшебники до того момента, когда власть правителя изгоняет их из княжества.

Система образов

  • Крошка Цахес, он же министр Циннобер — очень уродливый человечек. Его голова вросла в плечи, у него короткое туловище, длинные паучьи ножки. В то же время он начисто лишен каких-либо талантов или выдающихся душевных качеств. Он получает от феи Розабельверде волшебный дар, однако использует его исключительно в корыстных целях.
Кто ужаснее: Цахес или Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери»?

Мы привыкли, что авторы противопоставляют внешность и внутренний мир героя. Например, Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери» при всем своем уродстве обладает глубокими душевными качествами, умеет искренне любить. Однако крошке Цахесу присуще и внешнее, и внутреннее уродство, никаких положительных черт в нем нет.
  • Бальтазар — типичный романтический герой: это меланхоличный поэт, любящий в тишине поразмышлять на лоне природы. По способностям и душевным качествам герой на голову выше представителей окружающего общества, поэтому ему удается увидеть истинное лицо крошки Цахеса и при поддержке Проспера Альпануса разоблачить его.
  • Кандида — возлюбленная Бальтазара, обыкновенная легкомысленная девушка, не наделенная большим умом. 
  • Проспер Альпанус — доктор, он же маг из волшебной страны Джиннистан. Помогает Бальтазару победить крошку Цахеса и открыть обществу глаза.
  • Фея Розабельверде — начальница приюта благородных девиц, она же фея из волшебной страны Джиннистан. Именно она наделила Цахеса 3 золотыми волосками, в которых заключена его сила — присваивать себе чужие способности и поступки. 

Тематика

  1. Любовь. Герой произведения Бальтазар любит Кандиду чисто и искренне, он готов на все ради нее. Однако автор подчеркивает, что героиня — обыкновенная горожанка, она недостойна таких глубоких и возвышенных чувств.
  2. Сочувствие. Именно сочувствие к уродливому мальчику побуждает фею Розабельверде наделить его чудесным даром. 
  3. Добро и зло. Благие намерения не всегда приводят к положительным результатам. Например, в фильме «Заколдованная Элла» с Энн Хэтэуэй главную героиню наделили даром послушания, что само по себе неплохо, однако ей приходится выполнять повеления не только хороших людей, но и плохих. Похожая ситуация и в повести Гофмана: общественное возвышение Цахеса сопровождается несчастьем людей, у которых он отбирает их заслуги.

Проблематика

  • Общественные пороки. Вспомните наши отечественные произведения вроде «Горя от ума» или «Войны и мира», где авторы рисуют различные пороки современного им общества — чинопочитание, невежество. Такие же люди живут и в княжестве Гофмана. Поразительный успех Цахеса во многом вызван порочностью самого общества — если бы Цахеса окружали достойные люди (как, например, Бальтазар), они бы сразу же увидели его истинное лицо.
  • Проблема власти. Гофман рассказывает, как в старые времена в княжестве люди жили в полном согласии с феями и магами. Однако с приходом к власти нового правителя волшебство оказалось под запретом, а всех волшебников выслали в их родную страну Джиннистан. Лишь немногим удается остаться дома, но они вынуждены тщательно скрывать свои магические способности и внешне поддерживать реформы князя.
  • Проблема несправедливости. Автор показывает, как в порочном и «слепом» обществе успехов может достигнуть совершенно недостойный человек, а талантливые люди остаться непризнанными. 

Идея произведения

Гофман говорит о том, что порочное и несправедливое общество нередко приписывает выдающиеся заслуги людям, которые этого совершенно недостойны. Однако в мире существуют и настоящие художники, которые способны видеть больше, чем простые люди.

Фактчек

  • Эрнст Теодор Амадей Гофман — крупнейшая фигура немецкого романтизма.
  • Немецкому романтизму и, в частности, произведениям Гофмана свойственны такие черты, как романтическое двоемирие, романтическая ирония, связь с искусством и особенно музыкой, фантастика, изображение исключительного героя с выдающимися способностями и связь с фольклором.
  • «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — сказочная повесть, в которой рассказывается об уродце, присваивающем себе чужие заслуги.
  • В повести раскрываются темы любви, сочувствия, добра и зла, а также поднимаются проблемы общественных пороков, власти и несправедливости.
  • Идея произведения состоит в том, что иногда недостойные люди занимают в обществе высокое положение, однако только талантливому и достойному человеку, настоящему художнику дано видеть истину.

Проверь себя

Задание 1.
В рамках какого литературного направления творил Гофман?

  1. реализм
  2. романтизм
  3. модернизм
  4. сентиментализм

Задание 2.
Какие из этих черт присущи немецкому романтизму?

  1. Разум всегда побеждает чувство.
  2. Герои одновременно находятся в двух мирах — реальном и идеальном.
  3. В произведениях присутствуют фантастические мотивы.
  4. Герои — исключительные характеры.
  5. Описание реалистичных ситуаций.

Задание 3.
С какой целью фея Розабельверде наделила Цахеса даром присваивать себе чужие заслуги?

  1. Она хотела, чтобы он стал богатым и в будущем помог своей бедной матери.
  2. Она хотела, чтобы он отомстил за несправедливость, которой подверглись все волшебники после прихода к власти нового правителя.
  3. Она надеялась, что у Цахеса появится желание совершенствоваться и сравняться в уровне способностей с окружающими. 
  4. Она надеялась, что Цахес будет использовать свой дар на благо окружающим.

Задание 4.
Кто разоблачил Цахеса?

  1. Бальтазар и его возлюбленная Кандида.
  2. Бальтазар при помощи доктора Проспера Альпануса. 
  3. Общество само поняло свои заблуждения.
  4. Волшебники из страны Джиннистан.

Ответы: 1. — 2; 2. — 2, 3, 4; 3. — 3; 4. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов