Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Историко-литературный процесс и направления литературы. Классицизм и сентиментализм

5.7.2022
8388

На этой странице вы узнаете 

  • Море волнуется раз: что такое три штиля?
  • Как правило трех единств связано с МВД? 
  • Почему классицизм всем надоел? 

В жизни каждого человека можно выделить несколько периодов. Например, детство: мультики по телевизору утром, сказки от мамы перед сном. Потом юность: школа, первая пятерка, первая влюбленность. И так далее… В каждый из периодов нам кажется особенно важным то или другое. 

Так и в литературе — в разные периоды существования литературы, в разные моменты истории авторов и читателей интересовали больше те или иные аспекты. Так же, как меняемся мы, развивается литература. В ее хронологии можно выделить различные этапы, разговор о которых мы и начнем сегодня.

Историко-литературный процесс и направления 

Литература живет, изменяется, развивается с течением времени. 

Историко-литературный процесс — развитие литературы на протяжении веков.

Его можно рассматривать с двух сторон: 

  • в узком смысле: как литературную жизнь определенной страны или эпохи; 
  • в широком смысле: как развитие литературы в целом.

Давайте оживим историко-литературный процесс и представим его, как движение по обычной дороге. Ведь литература развивается и не стоит на месте. Каждый поворот дороги — это смена направлений, только не географических, а литературных. 

Литературное направление — совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, характерная для произведений многих писателей, сохраняющаяся и реализующаяся в их творчестве на протяжении некоторого исторического периода

То есть литературное направление — это особенности творчества, характерные разным отрезкам времени в жизни общества.

Всего существует 6 литературных направлений:

  1. Классицизм — литературное направление XVIII века, основывающееся на культе разума.
  2. Сентиментализм — литературное направление конца XVIII века, которое основывается на культе чувств.
  3. Романтизм — литературное направление первой половины XIX века, где реальность противопоставляется идеалам. Это эпоха сильных и независимых героев, которые могут открыто противостоять обществу. Авторы романтизма часто обращались к фольклору, историческому прошлому и экзотике.
  4. Реализм — это литературное направление XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению мира. 
  5. Модернизм — это литературное направление начала XX века, которому свойственен отказ от классических произведений с целью поиска нового стиля и форм. 
  6. Постмодернизм — литературное направление нашего времени, в основе которого лежит игра с текстом.

В этой статье мы познакомимся с двумя направлениями: классицизмом и сентиментализмом. А остальные направления рассмотрим в двух других статьях: «Романтизм, реализм, импрессионизм» и «Модернизм и его течения. Постмодернизм».  

Классицизм

Классицизм — (от латинского classicus – первоклассный, образцовый) — литературное направление XVIII века, основывающееся на культе разума.

Классицизм, как литературное направление, зародился в Италии, однако получил большое распространение во Франции. Русское искусство, и литература в том числе, в своей истории часто оказывалась под влиянием западной, а особенно французской культуры. Это влияние можно увидеть, например, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина. Вспомните, Татьяна пишет свое письмо именно на французском языке, а также читает французские романы. Подобным образом классицизм и пришел в Россию в XVIII веке. 

Классицизм связан с идеями Просвещения, которые пропагандировали верховенство разума над чувствами, веру в необходимость социального и духовного развития личности, стремление к совершенству. Также была популярна идея государственного долга — человек должен жить не для себя, а для общественного блага. В то же время в произведениях классицизма наблюдается сходство с образами и формами произведений античной эпохи (Древние Греция и Рим), которая на тот момент считалась воплощением золотого века культуры и примером идеального общественного устройства.

Представители классицизма в русской литературе: Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, М.В. Ломоносов и другие.

Давайте представим, что классицизм — это строгий и внимательный ко всем мелочам педант и перфекционист. Почему он именно такой? Сейчас разберемся.

Особенности классицизма

1. Философия рационализма. 

У вас наверняка были случаи, когда вам хотелось разложить какую-то ситуацию по полочкам: все обдумать и проанализировать. Так поступает и герой классицизма, слушая разум, который считался сильнее чувств. 

Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Исходя из философии рационализма, все подчинялось именно разуму — это главный источник знания, человек познает мир благодаря своему здравомыслию. Часто конфликт произведений строился как раз на выборе между разумным и чувственным началом, личным и общественным. 

Вспомните финальную сцену в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Там Госпожа Простакова уговаривает Правдина помиловать ее и не отнимать имение. Правдин на просьбы героини отвечает четко и в духе идеалов классицизма: «Я от должности никак не отступлю». Служебный долг для него важнее всего, в том числе чувства жалости к помещице.

2. Стремление к выдержанности. 

В произведениях классицизма проявление ярких эмоций считалось дурным тоном. 

Вспомним, например, Софью из «Недоросля» Д.И. Фонвизина. Ее пытаются выдать замуж за Митрофана, который ей абсолютно не интересен. В то же время героиня испытывает романтические чувства к Милону. Но как Софья себя ведет, когда ее похищает Простакова, чтобы выдать за Митрофана? Ей как будто не хватает эмоций, она очень сдержанная. Это как раз связано со стремлением классицизма к выдержанности.  

3. Посвящение своей жизни государству. 

Идеальный герой живет для государства, а не для себя; он — добровольный аскет — воздержанный человек, который всю жизнь отказывается от удовольствий и следует строгим правилам. 

Например, Стародум из «Недоросля» — этот герой всю жизнь посвятил служению государству (он был отставным офицером), вместо того, чтобы строить личное счастье.  

4. Герои произведения — люди высокого социального положения. 

Это могут быть, например, цари, полководцы, представители духовенства. И снова обратимся к комедии «Недоросль» Фонвизина: все главные герои — это дворяне: Простакова, Скотинин, Стародум, Правдин. 

Низшие сословия тоже изображались в произведениях классицизма, однако чаще всего их высмеивали и описывали как недостойных. 

5. Четкое деление персонажей на положительных и отрицательных. 

Авторы классицизма старались воспитывать своих читателей через систему образов. В произведениях герои делятся на две категории: положительные (примеры для подражания) и отрицательные (антипримеры). 

Если упрощать, то мир в произведениях классицизма черно-белый. Сравните эту концепцию, например, с реализмом, где авторы всегда изображают сложных героев — в них есть как положительные черты, так и отрицательные. 

Допустим, Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского будет ярким примером персонажа-реалиста. Автор показывает нам доброту героя, когда он отдает последние деньги на похороны Мармеладова. Но в то же время мы помним, что он убил аж двух людей. Подобный персонаж не мог бы существовать в классицизме, в том числе потому, что у авторов этого направления не было цели объективно показать человека во всем его противоречии. Герои в классицизме либо положительные, либо отрицательные. 

Обратите внимание, что этот принцип разделения героев воплощается и в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Положительными можно назвать персонажей с ярко выраженными нравственными чертами, сторонников просвещения — это Правдин, Стародум, Софья и Милон. А к отрицательным относятся порочные персонажи: Простакова, Простаков, Скотинин и Митрофан.

Заметили, что в этой классификации не хватает некоторых героев? Фонвизин немного отходит от строгих правил классицизма и вводит в произведение нейтральных персонажей. К ним относятся Еремеевна, Тришка и учителя Митрофана (Кутейкин, Вральман и Цыфиркин). В комедии мы видим плохие поступки этих героев. Учителя, например, не выполняют свою работу, ведь они так и не смогли обучить Митрофана, а Еремеевна помогает в похищении Софьи.

Однако Фонвизин поднимает в комедии общественные проблемы и описывает тяжелую судьбу крепостных: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Учителя и слуги — средство, с помощью которого можно показать жестокость и глупость дворян, а также выразить сочувствие зависимым от них слоям населения. Автор освобождает нейтральных героев от ответственности именно из-за их тяжелого социального положения.

Все эти тезисы можно и нужно использовать при анализе системы образов, а также черт классицизма в заданиях № 5 и 12 на ЕГЭ, а также №1 и 5 на ОГЭ.

Помните игру «Угадай, кто ты», где участники приклеивают стикеры на лоб и пытаются догадаться, кем они являются? В этой игре человек забывает о своих индивидуальных качествах и становится одним конкретным предметом. Так вот, эту игру можно сравнить с героями классицизма, где каждый персонаж — это не личность, а носитель одной черты характера или порока. 

Вспомните, например, Скотинина из «Недоросля». Этот герой олицетворяет грубость и невежественность. А Правдин — честность и порядочность. 

Одно из средств, подчеркивающих, к какой категории относится персонаж — говорящие фамилии. Например, отрицательные: Простакова, Скотинин; положительные: Стародум, Правдин. Но обратите внимание, что говорящие фамилии есть не только в классицизме, их использовали и реалисты, и модернисты.

6. Иерархия жанров и стилей: разделение на высокие, средние и низкие.

Море волнуется раз: что такое три штиля?

Теория «трех штилей» — так названа концепция М.В. Ломоносова, в которой он выделяет три литературных стиля: высокий, средний и низкий.

Например, в низких жанрах допускались просторечия, можно было говорить о простых людях. А вот в высоких — никак и ни за что. Такая вот невероятная строгость!

Но посмотрим подробнее на эту теорию.

Если вам не знакомы какие-то указанные в таблице жанры, вы можете прочитать о них в статье «Литературные роды и жанры. Часть 1».

Также важно, что стили не могут смешиваться между собой. Например, в оде (высоком жанре) не будет описываться жизнь народа, а в комедии (низком жанре) не будут восхищаться мудростью правителя. 

7. Система амплуа. 

Амплуа — это стереотипные черты характера героя, которые «переходят» из одного произведения в другое. 

Это можно сравнить с современным подростковым кино, где обычно есть добрая девочка-изгой и злая звезда школы, которые обязательно вступят в конфликт. 

В произведениях классицизма тоже появляется типичный сюжет, который выражается в очень знакомой нам форме — в любовном треугольнике. Нас и сейчас увлекают такие сюжеты. Помните, например, любовный треугольник между Беллой, Эдвардом и Джейкобом из серии фильмов «Сумерки»

В произведениях, которые мы рассматриваем для ЕГЭ, как раз можно увидеть любовный треугольник. Например, Софья (идеальная героиня) — Молчалин (идеальный герой-любовник) — Чацкий (любовник-неудачник) в комедии Грибоедова «Горе от ума». 

Посмотрим на схему, которая подойдет для описания и фильма, и произведения.

Важно уточнить, что на начальном этапе развития классицизма авторов не интересовала любовная линия, их произведения были посвящены общественному конфликту. Однако со временем, когда классицизм поддавался влиянию других направлений (романтизму и реализму), в пьесах появился и любовный конфликт.

Обратите внимание, что и в ОГЭ, и в ЕГЭ представлены произведения, где мало «чистого», эталонного классицизма, где авторы отходят от его строгих принципов и поддаются влиянию романтизма и реализма. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» нарушается единство действия, о котором пойдет речь ниже. А «Горе от ума» Грибоедова написано на стыке сразу трех направлений (классицизма, романтизма и реализма). 

8. Правило «трех единств».

Этот принцип говорит про три строгих правила, которым должна подчиняться пьеса классицизма.

  • Единство времени. Действие в произведении проходит в течение одних суток. Например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» всё начинается на рассвете, когда Фамусов приходит к Софье в комнату, а заканчивается тем, что на рассвете следующего дня Чацкий уезжает из Москвы.
  • Единство места. Все события происходят в одном месте. Например, у Фонвизина в «Недоросле» — это дом Простаковых, у Грибоедова в «Горе от ума» — дом Фамусовых.
  • Единство действия. В произведении один конфликт. Этот конфликт — и есть главное действие произведения. 
Как правило «трех единств» связано с МВД?

Аббревиатура МВД — зашифрованные первые буквы «трех единств»места, времени и действия.

Чтобы запомнить это правило классицизма, придумаем ассоциацию. Классицизм — строгое направление, почти такое же, как МВД — министерство внутренних дел. Этот орган власти внимательно следит за порядком, требует подчинения правилам. 

Запомнить основные черты классицизма поможет следующая схема:

Наше знакомство со строгим джентльменом — классицизмом — почти позади. Действительно, он сильно строг и прямолинеен, ставит перед собой очень высокие цели, настоящий педант. Давайте посмотрим, почему постепенно писатели «устали от него». 

Почему классицизм всем надоел?

В классицизме множество правил и запретов. Авторы устают от строгости, читатели устают от одних и тех же сюжетов и однозначности трактовок. Их легко понять: нас тоже раздражают однотипные сериалы и фильмы.

Устали жители XVIII в. и от рационализма, который диктовал строгие правила, провозглашал целую идеологию служения государству. Эта философия, построенная на главенстве разума, вымещает чувственное.

На смену приходит сентиментализм — неизбежный ответ на строгое и рациональное. Он открывает мир чувств и обращает внимание на когда-то скрытые части жизни. 

Сентиментализм

Сентиментализм — литературное направление конца XVIII века, которое основывается на культе чувств.

Слово «сентиментализм» образовано от французского sentiment (чувство). В России сентиментализм развивался во второй половине XVIII в. 

Появление сентиментализма можно связать с кризисом рационализма. Помните, мы говорили, что в классицизме все герои эмоционально сдержанные, а между чувством и разумом персонажи всегда выбирали последнее. Писатели и читатели устали от этого, поэтому в противовес классицизму возникает сентиментализм. Концепция этого направления — культ чувств, то есть акцент на эмоциональном. В произведениях сентиментализма показывали духовный мир простых людей — наконец, они стали важными героями произведений. 

Представители сентиментализма в русской литературе: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Сентиментализм похож на знакомые нам образы принцесс: смиренных, чувствительных, но только тех, кто из простых семей — помним об этом! Например, на Золушку.

Особенности сентиментализма

  1. Героями становятся люди незнатного происхождения. 

Чувственность простых людей противопоставлялась расчетливости высших слоев общества. Например, в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина искренность крестьянки Лизы изображена в контрасте с порочностью дворянина Эраста.

  1. Культ чувств. 

Для героев сентиментализма переживания и чувства стоят на первом месте, в отличие от персонажей классицизма. Ведь Лиза в повести Карамзина, если бы руководствовалась разумом, согласилась бы на свадьбу с богатым крестьянином. Однако она выбирает любовь дворянина, несмотря на то, что их отношения были изначально обречены из-за социального неравенства. Восприятие мира Лизой — чувственное, все решения она принимает, основываясь на своих эмоциях.

  1. Зарождение психологизма.

Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Психологизма здесь еще нет, он появится в полной мере чуть позже. Однако его начало уже прослеживается в таких чертах: 

  • Внимание к внутреннему миру героя. 

Сюжет «Бедной Лизы» достаточно прост — история любви крестьянки и дворянина. Однако Карамзин изучает психологию героев, показывает, что абсолютно любой человек может чувствовать. «…и крестьянки любить умеют», — это фраза о матери Лизы передает идею повести. Автору было важно показать чувственность, на которую способны люди низкого социального положения. Подобное было невозможно в классицизме. 

  • Исповедальные мотивы — взгляд в глубину душевного мира человека, своеобразное оголение его самых сильных переживаний, то есть настоящая исповедь. 

Например, в «Бедной Лизе» мы можем наблюдать за эмоциями главной героини благодаря описанию каких-то внешних деталей. Во время диалога Эраста с мамой Лизы автор так описывает состояние Лизы: «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщательно сокрыть хотела; щеки её пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою».

  1. Особая связь природных образов с внутренним миром человека.

Сентиментализм отходит от установки классицизма, что высокие нравственные качества воспитываются в человеке государством или просвещением и говорит о том, что самое главное есть в нас от рождения. Именно природная часть дает человеку особенные возможности, именно ей обусловлен его внутренний мир

Для облегчения запоминания основных черт сентиментализма предлагаем вам такую схему:

Давайте подведем итог. Сентиментализм — это первые шаги в изучении внутреннего мира человека, необходимое промежуточное звено между слишком рациональным и крайне иррациональным. А чтобы повторить разницу между классицизмом и сентиментализмом, обратимся к таблице.

Сегодня мы узнали о том, как литература дружит с историей и что от этой дружбы происходит. Позади лишь два направления, но на этом наш разговор не заканчивается. Вас ждут подробности о других направлениях во второй части статьи — «Романтизм, реализм, импрессионизм». 

Термины

Исторический период — это отрезок времени, который имеет общие признаки, позволяющие отделить его от другого периода.

Фактчек

  • Литературное направление — это особенности творчества, характерные разным периодам.
  • Классицизм — направление, основанное на культе разума. 
  • Черты классицизма: героями становятся люди высокого социального положения, правило «трех единств», стремление к выдержанности, рационализм, деление героев на положительных и отрицательных, посвящение своей жизни государству, система амплуа и иерархия жанров и стилей.
  • Правило «трех единств» легко запомнить через аббревиатуру МВД: единство места, времени и действия.
  • Сентиментализм возникает во многом как ответ классицизму из-за изменения общественных настроений и отхода от культа рационализма. Он возводит в культ чувства, обращает внимание на простого человека, связывает нравственное развитие человека с его природой.
  • Черты сентиментализма: героями становятся люди незнатного происхождения, культ чувств, зарождение психологизма, особая связь природных образов с внутренним миром человека. 

Проверь себя

Задание 1.
Выберите возможные определения термина «историко-литературный процесс»:

  1. Положительные изменения в литературе.
  2. Литературную жизнь определенной страны и эпохи. 
  3. Развитие литературы на протяжении веков в целом.

Задание 2.
Определите направление произведения по нескольким строкам: «Когда на трон Она вступила, / Как Вышний подал Ей венец, / Тебя в Россию возвратила, / Войне поставила конец».

  1. Классицизм
  2. Сентиментализм 
  3. Романтизм
  4. Реализм 

Задание 3.
Какая из перечисленных черт характерна для классицизма?

  1. Внимание к внутреннему миру представителей низших сословий.
  2. Строгая жанровая иерархия.
  3. Разделение на положительных и отрицательных героев отсутствует.
  4. Основным конфликтом комедий становится любовный.

Задание 4.
Какое произведение русской литературы можно отнести к сентиментализму?

  1. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.
  2. «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  3. «Светлана» В.А. Жуковского.
  4. «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

Задание 5.
Какое произведение русской литературы можно отнести к классицизму? 

  1. «Старуха Изергиль» М. Горький.
  2. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. 
  3. «Недоросль» Д.И. Фонвизин. 
  4. «Гроза» А.Н. Островский.

Ответы: 1. 2, 3; 2. 1; 3. — 2; 4. — 1; 5 — 3. 

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов