Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

А. С. Пушкин «Повести Белкина»

23.11.2022
1224

На этой странице вы узнаете 

  • Чем занимались во время самоизоляции в XIX веке?
  • Как плохая погода может в корне изменить жизнь человека?
  • Кто был первым «маленьким человеком» в русской литературе?

Мы знаем Александра Сергеевича Пушкина как автора огромного количества стихотворений и романа в стихах «Евгений Онегин». Однако это далеко не все жанры, в которых он творил. Пушкин написал также целую серию прозаических произведений, некоторые из них вошли в цикл «Повести Белкина». Разберем их подробнее.

Общая информация

А.С. Пушкин

«Повести Белкина» — цикл произведений А.С. Пушкина, состоящий из предисловия издателя и 5 повестей.

Чем занимались во время самоизоляции в XIX веке?

В 2020—2021 годах многие задавались вопросом, чем занять себя во время вынужденного пребывания дома. Однако мы не первые, кто столкнулся с такой проблемой. В 1830 году разразилась эпидемия холеры, и Пушкин оказался на карантине в его имении Болдино. Однако он не расстроился и провел свободное время с пользой: написал более 30 стихотворений, закончил «Евгения Онегина» и придумал «Повести Белкина».

Автором повестей выступает Иван Петрович Белкин — молодой помещик, якобы собравший и записавший истории, рассказанные ему разными людьми. С помощью этого образа Пушкин пытается максимально удалиться от авторства текста: эти истории рассказал один человек, записал другой, издал третий. Такая сложность дает Пушкину свободу повествования, так как ему не нужно придерживаться одной точки зрения или одного стиля написания. 

Подробнее рассмотрим сами произведения.

«Выстрел»

В этой повести рассказывается об офицере по имени Сильвио. В прошлом он вызвал на дуэль одного графа, однако не стал стрелять, так как тот всем своим видом демонстрировал полное пренебрежение к смерти. Сильвио решил взять реванш спустя много лет, когда граф только что женился и, следовательно, начал ценить свою жизнь. Однако, увидев страх на лице графа, Сильвио удовлетворился одним этим и не выстрелил в графа.

Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосПовестьРомантизм/реализм

Направление этого произведения нельзя определить однозначно, так как в нем присутствуют черты и романтизма, и реализма. 

Повесть называют романтической, исходя из характеристик образа главного героя. Сильвио — романтический герой. Это человек с таинственным прошлым, крутым нравом, окруженный мрачным и загадочным ореолом. Ему присущи сильные страсти (стремление отомстить графу несмотря ни на что даже спустя много лет) и высокие идеалы. 

Но в произведении есть и черты реализма: все персонажи, кроме Сильвио, — обыкновенные офицеры, типичные характеры. Ситуации, о которых идет речь, тоже вполне реалистичны и типичны для дворянской среды того времени.

Интересный факт: В основу сюжета произведения положен случай из жизни самого автора. Во время дуэли с офицером Зубовым Пушкин, как и граф из «Выстрела», спокойно ел черешню.

Темы

  • Тема мести. Месть — смысл жизни главного героя, он долгие годы живет, думая только о том, как бы выгадать удачный момент и поразить своего врага. Но стоило ли оно того? Месть «сожгла» душу героя, он напрасно потратил годы, мечтая о ней.
  • Тема чести. Вспомним Евгения Онегина, который убил на дуэли друга, но зато сохранил честное имя. Так же и у Сильвио: честь для него важнее всего, даже жизни, и за любое оскорбление он готов убить. Правда, такое поведение совершенно типично для дворян того времени.
  • Тема ценности человеческой жизни. В финале произведения автор показывает, что человеческая жизнь очень важна и ценна, значительно важнее чести. Ведь если бы Сильвио убил графа, это сделало бы несчастной искренне любящую его жену.
  • Тема великодушия. В последний момент Сильвио решает сохранить жизнь графу и тем самым спасает его семью от страшного горя. 

Идея

На примере поведения Сильвио автор показывает, что всегда следует выбирать не месть, а великодушие и уметь прощать обиды.

«Метель»

Эта повесть рассказывает историю дочери помещика Марьи Гавриловны.

Как плохая погода может в корне изменить жизнь человека?

Главная героиня взаимно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича. Родители девушки против этого брака, и влюбленные решают обвенчаться, прямо как Ромео и Джульетта. Однако жених не может приехать из-за сильной метели, и Марью Гавриловну в суматохе по ошибке венчают с незнакомцем, случайно заехавшим в село. Спустя много лет девушка встречает полковника Бурмина, и между ними вспыхивают чувства. Неожиданно выясняется, что Бурмин и есть ее муж.
Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосПовестьСентиментализм

В этом произведении можно встретить характерные для сентиментализма черты:

  • Очень чувствительные и ранимые герои. И для Марьи, и для Владимира в жизни важнее всего чувства — они даже решаются сбежать и обвенчаться тайно, как герои романа. У них идиллические отношения с тайными встречами в роще и тайными письмами, вздохами и слезами, что особенно свойственно сентиментализму.
  • Роль природы. Именно бурная стихия — метель — влияет на сюжет и меняет судьбы героев.

Ключевые персонажи

  • Марья Гавриловна — главная героиня повести, дочь помещика. Помните Татьяну Ларину из «Евгения Онегина»? Марья Гавриловна очень на нее похожа: тоже любит читать французские сентиментальные романы о любви и мечтать о прекрасном принце. Также она смелая и решительная, готовая ради любви пойти даже против воли родителей.
  • Владимир Николаевич — бедный прапорщик, возлюбленный Марьи. Тоже очень романтичный и тонко чувствующий молодой человек.
  • Бурмин — блестящий офицер, с которым Марья Гавриловна встречается спустя много лет после основных событий повести. Это достойный и благородный человек, по глупости и легкомыслию обвенчавшийся когда-то с незнакомой девушкой. Позже он, очевидно, искренне раскаялся в своем поступке.

Тема

Тема судьбы ключевая в этом произведении. Именно стечение обстоятельств навсегда разлучает Марью и Владимира, а потом «сводит» ее с собственным мужем. Судьба в этой повести сильнее человека, она полностью меняет жизнь героев, а затем помогает им найти счастье.

Идея

Над жизнью людей властвуют высшие силы — рок, судьба. Они могут полностью изменить ход событий в жизни человека.

«Гробовщик»

В этом произведении рассказывается о гробовщике Адриане Прохорове, который в разговоре легкомысленно упомянул, что позовет в гости своих клиентов — всех мертвецов, которых он когда-либо хоронил. Вернувшись поздно вечером домой, герой неожиданно в самом деле встретил у себя дома этих гостей. В ужасе он упал в обморок, а наутро понял, что все это было простым сном.

Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосПовестьРомантизм/реализм

В произведении присутствует много черт, свойственных романтизму:

  • Мистицизм — эпизод с мертвецами, пришедшими в гости к главному герою. 
  • Мотив сна во сне герой оказывается будто в параллельной реальности, где оживают мертвецы. Причем вплоть до самого конца мы не понимаем, что это сон. Такой же мотив присутствует в «Светлане» Жуковского — типичном романтическом произведении.

Однако есть и реалистические черты:

  • Герои — типичные представители своих профессий (гробовщик, сапожник).
  • Реалистично описан быт героя — переезд, общение с соседями.

Ключевые персонажи

  • Адриан Прохоров — главный герой повести, гробовщик. Это угрюмый и задумчивый, а также очень скупой человек. Он запрашивает за свои услуги очень высокую цену, а порой и обманывает — например, дешевый сосновый гроб выдает за дорогой дубовый.

Темы

  • Тема смерти. Автор задается вопросом, как живет человек, вынужденный все время сталкиваться со смертью, и показывает, что такое тесное взаимодействие неминуемо оставляет след на характере и поведении человека.
  • Тема алчности. Главный герой не стесняется наживаться на чужом горе и обманывать родственников умирающих людей, лишь бы получить как можно больше денег. Более того, он с нетерпением ждет смерти пожилых богачей, надеясь заработать на них.

Идея

Автор говорит о том, что человек, ремесло которого связано со смертью, неизменно черствеет душой и становится циничным. Люди должны стараться не умереть духовно, жить честно и трудиться не ради денег.

«Станционный смотритель»

Это грустная история о станционном смотрителе Самсоне Вырине. У старика в жизни только одна радость — дочь Дуня. Однажды на станции появляется красавец-гусар. Он влюбляется в девушку и с ее согласия увозит в Петербург. Отец, сходя с ума от горя, добирается до столицы и пытается вернуть дочь, однако гусар прогоняет его. Самсон Вырин умирает в горе и одиночестве, а спустя некоторое время его могилу посещает богатая барыня с тремя детьми — Дуня, вышедшая замуж за гусара. 

Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосПовестьСентиментализм/реализм

В произведении присутствуют характерные черты сентиментализма:

  • Герои слушают не разум, а сердце, для них важнее всего чувства.
  • Герои очень чувствительны и ранимы. Рассказ Самсона Вырина все время прерывается вздохами и рыданиями, Дуня также безутешно рыдает на его могиле.

Но в то же время есть и черты реализма

  • Подробно описывается быт станционных смотрителей и их тяжелая судьба.
  • Ситуация, описанная в повести, типична для времени Пушкина.

Ключевые персонажи

  • Самсон Вырин — бедный чиновник, смысл жизни которого заключен в его дочери (примерно как у Акакия Акакиевича — в шинели). У него доброе сердце, но нет стойкости, чтобы бороться с обстоятельствами. 
  • Дуня — дочь станционного смотрителя, очень красивая, добрая, трудолюбивая девушка. Она живет «в глуши», на мелкой провинциальной станции и, естественно, хочет повидать мир. Она искренне влюбляется в гусара и ради него бросает отца. 
  • Минский — гусарский офицер. Самсон Вырин считает его эгоистичным и распутным. Однако Минский оказывается честным человеком: он женится на Дуне, несмотря на ее низкое происхождение. 

Темы

  • Тема «маленького человека». 

Представьте себе ситуацию: ужасная погода, плохая деревенская дорога, лошади вязнут в грязи, а вам нужно как можно скорее доехать до места назначения. Да еще скука, одиночество… Скорее всего, настроение у вас будет не очень веселым. 

Именно так себя чувствовали путешественники XIX века, останавливающиеся на станциях, чтобы поменять лошадей. Всю досаду и злость от долгого и скучного путешествия они срывали на станционных смотрителях, обвиняя их во всех грехах.   

Кто был первым «маленьким человеком» в русской литературе?

«Маленький человек» — тип литературного героя:

— человек невысокого социального положения;
— не одарен выдающимися способностями;
— не отличается силой характера.

Первым таким героем в русской литературе стал Самсон Вырин. В начале XIX века писатели в основном создавали образы романтических героев — выдающихся личностей, обуреваемых страстями. Пушкин же хотел обратить внимание читателей на обыкновенного мелкого чиновника и показать, что он тоже человек, что и в его жизни есть радости и горести.
  • Тема любви. Любовь к дочери — смысл жизни Самсона Вырина. Именно это чувство дает ему силы пережить все притеснения и несправедливости со стороны путешественников. В то же время для Дуни любовь — очень важное чувство, ради любви она бросает отца и привычную жизнь.
  • Тема эгоизма. Сбежав с гусаром, Дуня бросает Самсона Вырина на произвол судьбы, не думая о том, как отец перенесет ее отъезд. Именно ее эгоизм убивает станционного смотрителя. Он начинает пить и в итоге умирает, а Дуне приходится расплатиться за эгоизм вечными угрызениями совести. 

Идея

Пушкин пытается пробудить в современниках сочувствие к «маленьким людям» и показать, что мелкие чиновники тоже имеют право на существование и свое маленькое счастье. Кроме того, необходимо почитать и уважать своих родителей, не бросать их на произвол судьбы. Потом может быть слишком поздно пытаться что-то исправить. 

«Барышня-крестьянка»

В этой повести рассказывается история любви Лизы Муромской и Алексея Берестова. Отцы молодых людей, русские помещики, не ладят между собой. Лиза, которой очень любопытно взглянуть на недавно вернувшегося в деревню Алексея, переодевается крестьянкой и знакомится с ним. Молодые люди влюбляются друг в друга, хотя Алексей думает, что любит крестьянку. В итоге они остаются вместе. 

Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосПовестьСентиментализм

Помните произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» про любовь крестьянки и дворянина? Пушкин взял за основу тот же сюжет, но видоизменил его, добавив мотив переодевания и счастливый конец. 

Однако в произведении сохранились черты сентиментализма. Для героев главную роль в жизни играют чувства, молодые люди очень чувствительны, и их отношения разворачиваются на лоне природы. 

Интересный факт: По мотивам сюжета повести в 1995 году был снят фильм «Барышня-крестьянка». Он почти без изменений отражает сюжет повести.

Ключевые персонажи

  • Лиза Муромская — единственная дочь помещика Муромского, веселая и жизнерадостная девушка, способная и на шалость, и на смелый поступок. Она естественная, не жеманная, благодаря чему с легкостью играет роль неграмотной крестьянки, хотя на самом деле прекрасно образованна.
  • Алексей Берестов — единственный сын помещика Берестова, красивый и статный молодой человек, только что окончивший университет. В глазах уездных девушек он настоящий романтический герой — таинственный, мрачный, разочарованный. Но в действительности это простой честный человек, который оказывается выше предрассудков и серьезно собирается жениться на девушке, которую любит, хоть она и крестьянка.

Также большую роль в сюжете играют отцы главных героев, образы которых во многом противопоставлены.

ГероиРазличноеОбщее
Иван Петрович БерестовБывший военный со строгим нравом, умело ведет хозяйство, его имение — самое богатое в округе. Приверженец исконно русских традиций, не любит нововведений.Оба являются русскими помещиками, вдовцами, которые живут в деревне. У каждого из них по одному ребенку, и они очень любят своих детей. Оба нетерпимы к чужим недостаткам и считают свое мнение единственным правильным.
Григорий Иванович МуромскийВ прошлом тоже был богат, но промотал состояние. Добряк и «англоман» — любит все английское, разбил английский сад, нанял дочери гувернантку-англичанку.

Темы

Тема любви — ключевая в этом произведении. Именно история отношений Лизы и Алексея двигает сюжет и показывает, что любовь выше общественных условностей.

Идея

Настоящая любовь свободна от предрассудков, нет ничего зазорного в любви дворянина и крестьянки. Человек, готовый отстаивать свое право на счастье, заслуживает его.

Термины

Сентиментализм — художественное направление второй половины XVIII в., которому свойственны культ чувства, изображение глубоких душевных переживаний героев, культ природы и утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.

Романтизм — художественное направление конца XVIII — первой половины XIX вв., которому свойственно изображение сильных страстей, исключительных характеров и утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности.

Реализм — художественное направление XIX века, которому свойственно полное изображение действительности такой, какая она есть.

Мистицизм — нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Мотив переодевания — элемент сюжета, когда герой надевает наряд другого человека и становится неузнаваемым. Например, женщина переодевается в мужское платье, и другие герои думают, что перед ними мужчина.

Фактчек

  • «Повести Белкина» — цикл из 5 повестей, которые Пушкин написал в 1830 году в его имении Болдино во время карантина.
  • Повести написаны от лица помещика Белкина, которому их рассказали разные люди. Пушкин использовал «подставного автора», чтобы писать свободно.
  • «Выстрел» — повесть, заключающая в себе черты реализма и романтизма. Основные темы — честь, месть, ценность человеческой жизни, великодушие.
  • «Метель» — сентиментальное произведение, ключевой темой которого является тема судьбы.
  • «Гробовщик» — повесть с элементами романтизма и реализма, в которой присутствуют мистические мотивы. Ключевыми являются темы смерти и алчности.
  • «Станционный смотритель» — повесть, заключающая в себе черты сентиментализма и реализма. В ней впервые в русской литературе в образе Самсона Вырина раскрывается тема «маленького человека» — мелкого чиновника, страданий которого никто не замечает. Также важными являются темы любви и эгоизма.
  • «Барышня-крестьянка» — сентиментальная повесть о любви дворянина и барышни, переодетой в крестьянку. Ключевой является тема любви, которая выше всех предрассудков. 

Проверь себя

Задание 1.
К каким литературным направлениям относятся повести цикла?

  1. реализм
  2. классицизм
  3. модернизм
  4. сентиментализм
  5. романтизм

Задание 2.
В чем заключается идея повести «Выстрел»?

  1. За любую обиду нужно мстить до конца.
  2. Важно уметь прощать и поступать великодушно.
  3. Прощение недостойно благородного человека.
  4. Время притупляет все обиды.

Задание 3.
Кого из этих героев можно назвать «маленьким человеком»?

  1. Алексея Берестова
  2. Самсона Вырина
  3. Сильвио
  4. Полковника Бурмина

Задание 4.
Ключевая тема «Барышни-крестьянки» — …

  1. любовь
  2. месть
  3. «маленький человек»
  4. судьба

Ответы: 1. — 1, 4, 5; 2. — 2; 3. — 2; 4. — 1.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов