Зарубежная лирика. Часть 1
На этой странице вы узнаете
- Как отмечают день рождения Бёрнса в наши дни?
- Почему Блейка считали безумным?
- Как Байрон повлиял на мировосприятие современников?
Отчаянный разбойник и благородный лорд, уважаемый критик и полубезумный художник — всех их объединяет талант к написанию стихотворений. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие во времени, в течение которого мы познакомимся с поэтами Франции и Англии, жившими в разные эпохи. Отправляемся в путь и перемещаемся в Средневековье.
Франсуа Вийон
Франсуа Вийон (1431/32 — 1464/1491) — французский поэт позднего Средневековья. Настоящая фамилия — де Монкорбье.
Жизнь этого человека была очень насыщенной и необычной. Он рано остался сиротой и был воспитан священником, который и дал мальчику свою фамилию. Затем Вийон учился в Сорбонне и в 1452 году стал магистром искусств, однако через три года убил в драке напавшего на него священника Сермуаза. Священник перед смертью признал свою вину, и Вийон был оправдан. Однако позже он связался с ворами и грабителями, из-за чего неоднократно сидел в тюрьме и однажды даже был приговорен к повешенью. Где и при каких обстоятельствах поэт умер, неизвестно.
В основном Вийон создавал баллады и поэмы.
Вийон был настоящим новатором: в его творчестве огромное количество черт, совершенно не свойственных для типичного средневекового поэта. Что же это за черты?
- Конструирование собственного «я». Во времена, когда жил Вийон, понятия «лирический герой» еще не существовало — если авторы писали стихотворение от первого лица, они говорили о своих чувствах и переживаниях. Вийон был одним из первых, кто сознательно менял факты своей биографии и буквально сам сочинял в стихотворениях свою историю.
- Переоценка ценностей. В Средние века мировосприятие людей было очень тесно связано с христианством. Считалось, например, что земное страдание очищает человека: чем больше ты мучился на земле, тем лучше тебе будет на небе. Вийон не был согласен с этой идеей и извлекал уроки из жизненных страданий и испытаний. Кроме того, он считал, что нужно хорошо жить в этом мире, а не ждать вечного блаженства.
Но не только это отличает поэзию Вийона. Творчеству автора также свойственны:
- Анализ. Стихотворения поэта посвящены анализу его чувств, эмоций и переживаний.
- Реалистичность. Как мы уже сказали, Вийон обращал внимание больше на физическое, чем на духовное, поэтому в его произведениях много бытовых деталей.
- Ирония и пародийность. Во многих произведениях Вийон снижает возвышенные образы: пишет произведение о плотской любви, создает «рецепт», как варить языки клеветников.
А теперь попробуем найти все эти черты в двух самых известных произведениях Франсуа Вийона.
«Малое завещание»
Эта поэма была создана в год, когда Франсуа Вийон со своими друзьями совершил ограбление Наваррского колледжа. Она написана от лица нищего студента, который пустился в странствия из-за неразделенной любви.
Это пародия на юридическое завещание. Герой произведения оставляет своим знакомым различные «ценные вещи»: поношенные штаны, судебную тяжбу, пустой кошелек, яичную скорлупу и так далее.
Робер Вале, рассудком слабый
Парламентский писец-шалбер,
Мои штаны получит, дабы
Он выкупил их в «Трюмильер»
И отдал Жанне де Мильер,
Своей подружке: даме этой,
Кого глупей он не в пример,
Быть лучше по-мужски одетой.
В этом отрывке проявляется мастерство Вийона-поэта: по-французски выражение «носить штаны» означает также «держать мужчину под каблуком». Робер Вале был товарищем Вийона и по велению своей подруги отказал поэту в помощи. На протяжении всего произведения автор соединяет высокое и низкое, юмор и лирические размышления.
А мы идем дальше — к следующему произведению.
«Большое завещание»
Эту поэму также можно назвать иронической. Героем произведения является человек, умирающий от неразделенной любви к женщине легкого поведения, — это пародия на баллады, воспевающие прекрасных дам. Главный герой анализирует свой жизненный путь и с горькой иронией отдает распоряжения, где и как его похоронить и как поступить с его воображаемым имуществом:
Познал я бедность, горе, стыд,
Бездомным псом не раз бродил,
От унижений и обид
Утрачивал остаток сил,
Но жизнь полнее изучил,
Усвоил глубже, кто и что есть,
Чем Аристотеля раскрыл
Нам в комментарьях Аверроэс.
В это произведение включены несколько вставных баллад, в которых Вийон изображает представителей низших слоев общества. Поэт пишет как о глубоких чувствах и переживаниях этих людей, так и об их жизнерадостности и ироническом отношении к жизни. Кроме того, поэт переживает из-за того, что эпоха рыцарей и прекрасных дам уходит в прошлое. Он чувствует, что скоро наступит новый исторический период — эпоха Возрождения.
Переносимся через несколько столетий и оказываемся в Париже XIX века. Давайте познакомимся с одним из самых известных поэтов этого периода.
Шарль Бодлер
Шарль Бодлер (9 апреля 1821 — 31 августа 1867) — французский поэт, эссеист и переводчик. Основоположник декаданса и символизма.
Жизнь Бодлера, как и Франсуа Вийона, тоже была очень яркой. Он рано потерял отца, не принял нового мужа матери и в юности в качестве протеста часто совершал шокирующие общество поступки. Благодаря хорошему финансовому положению Бодлер рано начал безрассудно тратить деньги, проводить время в увеселительных заведениях, предаваться разврату и общаться с людьми сомнительной репутации. Несмотря на это, молодой человек еще в колледже почувствовал страсть к литературе и решил стать поэтом.
Родители, обеспокоенные образом жизни Бодлера, через суд добились права распоряжаться его финансами и выдавать ему только сумму «на карманные расходы». Из-за этого в последующие годы поэт нередко оказывался в нищете.
В 1845 и 1846 годах Бодлер выступил с обзорными статьями по современному искусству, что впервые принесло ему широкую известность. Более того, впоследствии все суждения поэта о творчестве его современников были подтверждены исследованиями литературоведов.
Бодлер считал, что художник посредством своих произведений должен как можно полнее выражать свою индивидуальность и создавать неповторимое, необычное искусство. Хотя поэт не оставил никакого трактата, в котором бы прописал принципы своего творческого метода, исследователи считают его основоположником символизма.
Символизм — течение художественного направления модернизма конца XIX — начала XX вв., которому свойственны недосказанность, загадочность, наполнение мистическим смыслом обычных земных образов.
В 1857 году поэт опубликовал сборник «Цветы зла», который настолько шокировал публику, что Бодлера оштрафовали и заставили убрать из книги шесть особенно «непристойных» стихотворений. Всего в этом сборнике можно выделить шесть циклов:
- I цикл — «Сплин и идеал»: стихотворения о добре и зле, искусстве и творческой личности, концепция «соответствий» между физическим и духовным.
- II цикл — «Парижские картины»: стихотворения посвящены теме города, это и реальные зарисовки Парижа, и рассказы о судьбах людей, живущих в нем.
- III цикл — «Вино»: стихотворения, в которых отражается сознание человека, находящегося в состоянии опьянения и считающего себя Богом.
- IV цикл — «Цветы Зла»: стихотворения на пессимистические и мрачные темы.
- V цикл — «Бунт»: стихотворения на библейские мотивы в интерпретации Бодлера.
- VI цикл — «Смерть»: стихотворения на тему смерти, которая предстает у Бодлера не как абсолютный конец, а как перемещение человека в новый, «иной» мир.
Человек в мировосприятии Бодлера постоянно мечется между добром и злом и страдает от мук совести. Зло — очень емкое и неоднозначное понятие, которое присутствует как в человеке, так и во всем мире, оно является природным началом. Кроме темы добра и зла, в поэзии Бодлера широко раскрываются темы поэта и поэзии и красоты. В современном ему мире красота оказывается странной, необычной и даже шокирующей. Бодлер признает предметом искусства все явления окружающей действительности и все виды и оттенки чувств и переживаний современного человека. Основой поэтического образа у Бодлера является связь человека и внешнего мира, поэтому в его произведениях присутствуют и реальные, предметные образы. Кроме того, большое влияние на Бодлера оказало творчество Эдгара Аллана По, подробнее о котором можно узнать в нашей статье «Эдгар Аллан По, Фредерик Стендаль, Гюстав Флобер». Переводам По на французский язык Бодлер посвятил 17 лет жизни.
Умение разбираться в творчестве основоположников литературных направлений и течений поможет вам лучше понять их особенности. Ведь, характеризуя то или иное течение, мы в первую очередь выделяем общее в творчестве его представителей. Стихотворения Бодлера и его сторонников оказали огромное влияние и на знаменитых русских поэтов-символистов, например, Александра Блока, чьи произведения входят в основную часть кодификатора ЕГЭ.
А теперь представляем вашему вниманию два стихотворения Бодлера на разные темы.
«Альбатрос»
Это стихотворение из первого цикла «Цветов зла». В нем Бодлер сравнивает поэта с альбатросом — величественной и прекрасной птицей. От скуки матросы ловят альбатроса и издеваются над ним — царь небес превращается в посмешище. Точно так же и поэт не способен жить среди глупцов.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Символизм | Лирика | Элегия | Ямб |
Все стихотворение наполнено различными символами. Альбатрос — это великий поэт, матросы — его аудитория, которая всячески терзает творческую личность, корабль — человеческая жизнь, подверженная всевозможным ненастьям — морским волнам.
В стихотворении раскрываются несколько ключевых тем:
- Тема поэта и поэзии. Поэт — человек, обладающий особым даром, он находится выше всех людей и из-за своего таланта не может стать одним из них.
- Тема поэта и толпы. Толпа не понимает поэта, издевается над ним ради забавы, относится к его возвышенному творчеству, как к развлечению.
- Тема свободы. Творчество дает человеку безграничную свободу, поэт, как альбатрос, будто бы парит в бескрайних просторах.
- Тема судьбы. Она связана с трагизмом произведения — судьба альбатроса предрешена, его ждет смерть.
Тема поэта и толпы звучит в лирике самых разных авторов, поэтому стихотворение «Альбатрос» может очень пригодиться в сочинении №10 ЕГЭ. Его можно сопоставить, например, со стихотворениями М.Ю. Лермонтова «Поэт», В.В. Маяковского «Нате!», А.С. Пушкина «Пророк». Во всех этих произведениях говорится об особом предназначении поэта и непонимании его толпой.
Средства выразительности
Эпитеты | Метафоры | Перифраз | Сравнения |
«Беспечных птиц»; «снежных два крыла»; «исполинские крылья». | «Тоска грызет матросов». | «Царя любимого лазури»; «краса воздушных стран»; «быстрейший из гонцов». | «Влачит, как два больших весла». |
«Гимн красоте»
Это стихотворение также относится к первому циклу «Цветов зла». Здесь Бодлер размышляет о том, что такое красота.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Символизм | Лирика | Гимн | Ямб |
Это произведение построено на антитезе. Размышляя о красоте, лирический герой обращается и к положительным, и к отрицательным образам: «Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?». Красота здесь — это некий одушевленный таинственный дух, который и освобождает мир от плена, и в то же время идет по трупам. Поэт хочет сказать, что Красота выше добра и зла, и чем бы она ни оказалась, она ведет в бесконечность: «Ты отверзаешь нам к безбрежности врата».
«Гимн красоте» относится к философской лирике и раскрывает в первую очередь тему красоты. Стихотворение отражает бодлеровское понимание этого понятия, о чем мы уже более подробно говорили выше.
Средства выразительности
Эпитеты | Метафоры | Олицетворения | Сравнения | Риторические вопросы и восклицания |
«Таинственна, безмолвна власть»; «блеск жестокий»; «преступные мечты»; «безвестная, ужасная отрада». | «Лазурь небес»; «великий пал во прах»; «упившись губ твоих чарующею урной»; «алмазы ужаса»; «ты отверзаешь нам к безбрежности врата». | «Равно ты радости и козни сеять рада»; «с усмешкой гордою идешь по трупам ты»; «быстрейший из гонцов». | «Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста»; «ты аромат струишь, как будто вечер бурный»; «твой Демон, словно пес»; «преступные мечты <…> как звонкие брелоки». | «Скажи, откуда ты приходишь, Красота? Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада?»; «Прислал ли ад тебя, иль звездные края?»; «Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?» |
Переходим к следующему поэту, тоже из Франции. Для этого перемещаемся на тридцать лет вперед, в конец XIX века.
Гийом Аполлинер
Гийом Аполлинер (26 августа 1880 — 9 ноября 1918) — французский писатель, поэт и критик. Один из крупнейших представителей европейского авангарда и сюрреализма. Настоящее имя — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий де Вонж-Костровицкий.
Гийом Аполлинер прожил недолгую, но яркую и наполненную событиями жизнь. Он был незаконнорожденным сыном польской аристократки и детство провел в Италии, а учился в Монако. В 1899 году Аполлинер переехал с матерью в Париж, где подружился со многими впоследствии знаменитыми художниками, например, Пабло Пикассо и Анри Матиссом. Уже в юности будущий поэт начал писать стихотворения и взял в качестве псевдонима французские варианты двух своих имен — Вильгельм (Гийом) и Аполлинарий (Аполлинер). В 1910-х годах поэт работал в различных журналах, а весной 1917 года выступил с манифестом искусства будущего под названием «Новый дух». Примерно в то же время вокруг Аполлинера стал формироваться кружок авторов-сюрреалистов. Этот термин впервые употребил сам Аполлинер в пьесе «Груди Терезия».
Сюрреализм — направление в искусстве XX века, характеризующееся частым использованием аллюзий и парадоксов.
В 1914 году Аполлинер добровольцем отправился на фронт Первой мировой войны, в 1916 году был ранен, а в 1918 умер во время эпидемии испанского гриппа и был похоронен в Париже.
Итак, мы познакомились с биографией Аполлинера, теперь переходим к его творчеству. Первоначально поэт создавал произведения в направлении кубизм.
Кубизм — направление в искусстве XX века, последователи которого изображали мир с помощью простых геометрических форм.
Тем не менее во многих ранних стихотворениях Аполлинера присутствуют символистские черты. Как и многие авторы начала XX века, поэт не боялся нарушать традиции в стихосложении. Визуально его стихотворения были похожи на «лесенки» В.В. Маяковского, автор часто сознательно не использовал знаки препинания или не рифмовал стихи. В то же время он вернул в поэзию предметные, осязаемые образы, против которых выступали символисты.
Уже в первых сборниках наметились основные темы творчества Аполлинера.
Однако в целом в его произведениях переплетается огромное количество самых разных тем, так как автор считал, что в современной лирике соединяются самые разные вещи. Более того, поэзия Аполлинера подразумевала сотворчество автора и читателя: читатель должен был не только знакомиться с произведением, но и самостоятельно интерпретировать и как бы «дописывать» его.
Попробуем проанализировать конкретные произведения поэта.
«Мост Мирабо»
В этом стихотворении лирический герой сравнивает свои любовные страдания с рекой Сеной, протекающей в Париже под мостом Мирабо. Сам мост напоминает лирическому герою соединенные руки влюбленных.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Символизм | Лирика | Лирическое стихотворение | Верлибр |
Это произведение относится и к любовной, и к философской лирике, в нем раскрываются темы любви и быстротечности жизни. Лирический герой страдает от неразделенной любви. Он чувствует, что чувства навсегда уходят, как вода под мостом Мирабо. В то же время волны символизируют и уходящую жизнь, которая оставляет любовь в прошлом. И жизнь, и любовь преходящи, в то время как мост Мирабо и текущая под ним Сена остаются неизменными.
Также в стихотворении присутствует мотив ночи — именно в это время суток лирический герой оказывается на мосту и предается размышлениям. Свободный стих — верлибр — позволяет автору передать плавность течения воды в Сене. В произведении целенаправленно нет знаков препинания — читатель должен сам расставить акценты и решить, что для него важнее.
Средства выразительности
Эпитеты | Олицетворения | Сравнения | Рефрен |
«Над рекою / От глаз людских не знающей покою». | «Любовь уходит / Жизнь нетороплива / О как Надежда вдруг нетерпелива». | «Любовь уходит как вода разлива»; «плывут как клочья пены». | «Пусть бьют часы приходит ночь / Я остаюсь дни мчатся прочь». |
Рассмотрим еще одно стихотворение.
«Сумерки»
Это стихотворение посвящено одной из великих европейских рек — Рейну.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Символизм | Лирика | Лирическое стихотворение | Ямб |
В этом стихотворении Аполлинер обращается к фольклорным и легендарным образам, связанным с Рейном: нибелунгам, ундинам, гномам. В сумерки великая река словно оживает и позволяет путнику услышать свое пение. Рейн поражает человека, как любовь, пробуждает в нем сильное и глубокое чувство.
Наше путешествие по Франции завершено! Теперь мы отправимся в Шотландию, где нас уже ждет следующий автор.
Роберт Бёрнс
Роберт Бёрнс (1759 — 1796) — шотландский поэт и фольклорист.
У Роберта Бёрнса было достаточно тяжелое детство. Поэт родился в Шотландии в семье простого крестьянина и с детства был вынужден терпеть голод и лишения и работать вместе со взрослыми. Образование мальчик получил в сельской школе, а в 1781 году вступил в масонскую ложу, что впоследствии отразилось на его творчестве. После смерти отца у Бёрнса не получилось продолжить заниматься сельским хозяйством, и молодой человек решил посвятить себя литературе. Первые опубликованные произведения быстро принесли поэту известность, и в 1787 году он переехал в столицу Шотландии — Эдинбург. Поэт совмещал творчество с должностью сборщика налогов, однако его все больше преследовали финансовые проблемы. Он скончался в возрасте 37 лет от болезни.
Как отмечают день рождения Бёрнса в наши дни? В России о Бёрнсе знают далеко не все, а вот в его родной Шотландии поэт известен примерно так же широко, как у нас — Александр Сергеевич Пушкин. День его рождения, 25 января, уже более 200 лет является в этой стране национальным праздником. В этот день проходит торжественный обед с традиционным порядком следования блюд, которые воспевал поэт. Блюда выносят под национальную шотландскую музыку, а пиршество предваряют чтением соответствующих стихотворений Бёрнса, например, «Оды шотландскому пудингу “Хаггис”». |
Поэзия Бёрнса интересна в первую очередь с точки зрения языка: хотя поэт в совершенстве знал литературный английский, он целенаправленно писал на родном шотландском наречии. Даже свой первый стихотворный сборник Бёрнс назвал «Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте». Поэт писал просто, но в то же время эмоционально. Кроме того, во многих произведениях он использовал особую строфу, впоследствии получившую его имя: шестистишие по схеме AAABAB с укороченными четвертой и шестой строками.
Бёрнс вырос в простой крестьянской среде, был близок к народу, поэтому и в творчестве он обращался прежде всего к фольклорным мотивам и говорил «на одном языке» с обычными шотландцами. Многие стихотворения поэт даже сочинял на мотивы старинных песен. Эту особенность поэзии Бёрнса особенно отмечал Гёте:
Центральной фигурой поэзии Бёрнса был честный, трудолюбивый и религиозный фермер — типичный шотландец-простолюдин. Поэт утверждал личное достоинство человека и ставил его превыше всевозможных материальных благ.
Бёрнс создавал произведения на самые разные темы: прославлял труд и творчество, веселье и свободу, а также посвящал стихотворения любви и дружбе. В то же время автор обращался и к социальной проблематике и задумывался о причинах общественного неравенства и тяжелом положении бедных слоев населения. В этих стихотворениях преобладают сатира, ирония и сарказм. Условно можно выделить несколько основных тем поэзии Бёрнса:
Обратимся к анализу конкретных стихотворений автора.
«Честная бедность»
В этом стихотворении Бёрнс противопоставляет бедняков и знать.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Шотландское Просвещение | Лирика | Лирическое стихотворение | Ямб |
- Простой люд в произведении Бёрнса наделен многими положительными качествами, обычный человек для поэта — «честный малый».
- Богатые люди, напротив, — «дураки и плуты».
Бёрнс показывает, что за деньги нельзя купить честность и душевное благородство, и простые люди не должны стыдиться своего положения. Честная бедность для поэта куда достойнее, чем богатство при отсутствии положительных душевных качеств. Настоящим богатством Бёрнс называет честность: «Кто честным кормится трудом, / Таких зову я знатью».
Лирический герой произведения — обыкновенный бедняк, который чувствует единство с представителями своего сословия и гордится своим положением: «Пускай бедны мы с вами, / Богатство — / Штамп на золотом, / А золотой — / Мы сами!». Он верит, что однажды настанет день, когда человеческие качества начнут цениться выше, чем материальное благосостояние, и все люди станут равны: «Настанет день и час пробьет, / Когда уму и чести / На всей земле придет черед / Стоять на первом месте».
Средства выразительности
Эпитеты | Рефрен |
«Честным трудом». | «При всем при том, При всем при том». |
Переходим к следующему произведению!
«Босая девушка»
В этом стихотворении поэт описывают простую девушку из народа — настоящую красавицу.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Шотландское просвещение | Лирика | Лирическое стихотворение | Ямб |
Это произведение относится и к любовной, и к гражданской лирике.
- С одной стороны, лирический герой влюбляется в простую незнакомую девушку и описывает ее красоту: «Бежит ручей ее кудрей / Льняными кольцами на грудь. / А блеск очей во тьме ночей / Пловцам указывал бы путь».
- С другой стороны, поэт обращает внимание на тяжелую судьбу этой девушки: пусть она и красива, она бедна, поэтому вынуждена босиком ходить по острым камням мостовой: «Казалось, камни мостовой / Терзают кожу нежных ног. // Такие ножки бы одеть / В цветной сафьян или в атлас».
На экзамене произведения Бёрнса можно сравнить со стихотворениями русских авторов, посвященных социальной проблематике. Например, в стихотворении «Тройка» Н.А. Некрасова тоже представлена невероятно красивая молодая крестьянская девушка. Однако если Бёрнс лишь описывает красоту героини и сожалеет о ее нынешних трудностях, то Некрасов предсказывает крестьянке ужасную и тяжелую судьбу.
Средства выразительности
Метафоры | Олицетворение | Метонимия | Сравнения |
«Бежит ручей ее кудрей». | «камни мостовой / Терзают кожу»; «А блеск очей во тьме ночей / Пловцам указывал бы путь». | «одеть / В цветной сафьян или в атлас». | «Льняными кольцами на грудь». |
Переходим к следующему автору — современнику Бёрнса.
Уильям Блейк
Уильям Блейк (28 ноября 1757 — 12 августа 1827) — английский поэт, художник и гравер.
Уильям Блейк родился в Лондоне в семье лавочника. Родители мальчика, хоть и были небогатыми людьми, во всем поддерживали ребенка. Когда Блейк увлекся копированием рисунков, родители отдали его на уроки живописи, а впоследствии — гравировки. Некоторое время молодой человек работал в Вестминстерском аббатстве, что поспособствовало формированию его собственного творческого стиля.
Почему Блейка считали безумным? С самого детства Блейк утверждал, что его посещают видения. Чаще всего это были картины на библейские сюжеты, например, образы Бога, ангелов и апостолов. В определенный момент Блейк начал зарисовывать то, что он видел — так появилась серия картин «Головы призраков». Видения посещали Блейка на протяжении всей жизни и становились источником вдохновения для многих его работ — не только в живописи, но и в литературе. |
В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, однако не окончил ее, так как не был согласен со взглядами на искусство руководителей учебного заведения. Тогда же молодой человек начал зарабатывать на жизнь изготовлением гравюр. В последующие годы помимо картин и гравюр Блейк создал и ряд выдающихся литературных произведений. К большинству своих стихотворений поэт создавал красочные иллюстрации. Он умер в бедности, не закончив серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, над которой работал в последние годы.
Главным источником вдохновения поэта на протяжении всего его творчества была Библия. Однако Блейк не относил себя ни к одной религии и в итоге создал свою собственную мифологию со своим миром богов и героев. Сейчас мало кого удивишь созданием «лора» (мы все слышали про детально продуманные вымышленные вселенные «Игры престолов» или «Властелина колец»), но в те годы такое невозможно было себе представить. В мифологии Блейка религиозные догматы сочетались с принципами эпохи Просвещения.
При жизни Блейк не получил ни известности, ни признания. Настоящая популярность пришла к нему только посмертно. Исследователи, изучая его творчество, назвали Блейка предромантиком, поскольку в его раннем творчестве преобладали характерные для романтизма настроения протеста и мятежа (в основном, против религии). Однако миропонимание автора со временем изменялось.
- Раннее творчество знаменуется сборником «Песни невинности». Это сборник простых, незамудренных стихотворений на темы любви, природы и детства. Блейк хотел, чтобы, читая их, взрослые снова почувствовали себя детьми. Кроме того, поэт считал, что дети лучше понимают Бога и природу.
- Спустя несколько лет Блейк издал сборник «Песни опыта». Здесь автор переосмыслил идеи первого сборника. Он говорил о том, что стремиться к невинности и детской непосредственности не всегда удается. Под опытом Блейк понимал осознание того, что жизнь на Земле не проста и не идеальна, но это единственное, что есть у человека. Поэт говорил о том, что не только детство (как в первом сборнике), но и взросление и человеческий опыт тоже очень важны.
- Идеи обоих периодов соединились в сборнике «Песни невинности и опыта». Здесь Блейк пытался осмыслить мир целиком, причем не только через философию, но и посредством научных исследований, отрицал разграничение добра и зла и понимал всю природу как проявление божественной воли (такая концепция получила название «пантеизм»).
А теперь поищем характерные особенности творчества Блейка в конкретных стихотворениях.
«Мотылек»
Это стихотворение из сборника «Песни невинности». В нем Блейк сравнивает жизнь человека и мотылька.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Предромантизм | Лирика | Лирическое стихотворение | Ямб |
Произведение относится к философской лирике. Поэт говорит о том, что жизнь человека так же хрупка, как и жизнь мотылька, она так же мгновенно заканчивается: «А чем и я / Не мотылек? / Ведь нам один / Отпущен срок».
Кроме того, мотылек становится символом человеческого сознания — наша мысль, как и насекомое, может устремиться куда угодно, у нее нет преград.
«Лондон»
Это стихотворение из сборника «Песни опыта. В нем Блейк создает мрачную картину лондонской городской жизни.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Предромантизм | Лирика | Лирическое стихотворение | Ямб |
У этого стихотворения острая социальная проблематика. Поэт говорит о всевозможных тяготах и сложной жизни жителей Лондона — трубочистов, солдат, обычных горожан: «Мужская брань, и женский стон, / И плач испуганных детей / В моих ушах звучат, как звон / Законом созданных цепей». Поэт показывает, что в некогда вольном городе главенствует деспотизм, из-за которого люди бедны и несчастливы. Лирический герой очень переживает за жителей Лондона и сочувствует им.
Средства выразительности
Эпитеты | Метафоры | Сравнение |
«Вольным улицам»; «сумрачный собор». | «Печать бессилья и тоски»; «чернеют капли детских слез». | «В моих ушах звучат, как звон». |
И последний поэт на сегодня!
Джордж Гордон Байрон
Джордж Гордон Байрон (22 января 1788 — 19 апреля 1824) — английский поэт, творивший в направлении романтизм. Одна из крупнейших фигур мировой литературы.
Если вы читали произведения А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова, то наверняка уже слышали о Байроне — в начале XIX века в России им зачитывались все образованные люди. Кем же был этот удивительный человек?
Джордж Гордон Байрон был настоящим английским лордом, однако его родители потеряли семейное состояние, поэтому детство мальчика прошло в бедности. Несмотря на это, Байрон получил хорошее образование в Кембриджском университете, после окончания которого отправился путешествовать. Поэт побывал в Португалии, Испании, Турции, Греции, Албании и на острове Мальте, что впоследствии отразилось в его творчестве. Кроме написания произведений, Байрон славился умением ездить верхом, пить, играть в карты и плавать — однажды он даже в качестве эксперимента переплыл Дарданелльский пролив, чего до него никто не делал.
После возвращения на родину Байрон начал принимать активное участие в политической жизни своей страны. Он выступил в палате лордов с двумя речами, в которых осуждал антинародную политику правящей партии. В то же время Байрон женился, а затем развелся со своей супругой, что вызвало скандал и много сплетен и слухов вокруг него. В конце концов травля вынудила поэта навсегда покинуть Англию. Спустя несколько лет он умер в Греции от последствий малярии.
Как Байрон повлиял на мировосприятие современников? В начале XIX века, когда жил Байрон, в европейском обществе царили мрачные настроения: Великая французская революция, которая должна была обновить общество, оказалась кровавым и ужасным событием, люди разочаровались в возвышенных идеалах. Из-за этого и в литературе начали появляться гордые, загадочные и разочарованные в жизни герои. Байрон оказался будто бы живым воплощением такого персонажа: он был красив, богат, обладал незаурядными способностями, но при этом был гоним и вокруг него не утихали скандальные слухи. В автобиографической поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» поэт создал персонажа-изгнанника, который превосходит других умом и образованностью, высокомерно относится к ним и окружает себя ореолом мрачности и таинственности. Этот персонаж положил начало целому литературному типу — байроническому герою. Произведение потрясло современников и вызвало много подражаний — все хотели быть, как Чайльд-Гарольд и как сам Байрон. В русской литературе чертами байронического героя обладают, например, Евгений Онегин и Григорий Печорин. |
Творчество Байрона условно можно подразделить на два периода: до изгнания и после.
- В первый период поэт еще находился под влиянием английской классицистической поэзии.
- Во второй период он выступал как оригинальный поэт-романтик.
Наибольшую известность автору принесли произведения, написанные в направлении романтизм.
Романтизм — художественное направление конца XVIII — первой половины XIX вв., которому свойственно изображение сильных страстей, исключительных характеров и утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности.
В поэзии Байрона звучат как сатирические обличения пороков господствующих классов (вспомним его речи в парламенте), так и мотивы разочарования, «мировой скорби». Кроме того, Байрон написал несколько произведений на восточную тематику: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Осада Коринфа». Центральным персонажем этих поэм является байронический герой — благородный разбойник, разочарованный мститель, изгнанник, презирающий общество, который действует на фоне экзотического антуража. Однако на протяжении творчества Байрона понимание этого образа меняется:
- В ранних произведениях байронический герой разочарованный, надломленный, не видящий смысла в жизни: «Он средь людей тягчайшую из школ – / Путь разочарования – прошел».
- В восточных поэмах он бунтарь, бросающий вызов всем, не подчиняющийся правилам и отстаивающий право на индивидуальную свободу. В отличие от Чайльд-Гарольда, он знает, что ему нужно и к чему он стремится.
К концу жизни Байрона в его творчестве появляется все больше реалистических и сатирических черт. Это нашло отражение в поэме «Дон Жуан», где автор переосмысляет образ Чайльд-Гарольда и даже иронизирует над ним. Более того, в этом произведении Байрон пародирует романтические стереотипы и порицает общественные нравы.
Для примера проанализируем два произведения Байрона: стихотворение и поэму.
«Элегия на Ньюстедское аббатство»
«Ньюстедское аббатство» — это родовой замок семьи лорда Байрона. В этом стихотворении лирический герой вспоминает историю аббатства и пересказывает события прошлого, случившиеся в его стенах.
Литературный метод | Род | Жанр | Размер |
Романтизм | Лирика | Элегия | Ямб |
В этом произведении отражено множество романтических черт. Байрон возвышенно и торжественно вспоминает великие события, участником которых были родные стены: «Король тебя воздвиг в краю глухом, / Где шервудцы блуждали, словно звери, / И вот в тебе, под черным клобуком, / Нашли спасенье жертвы суеверий». Старинное здание становится порталом, который позволяет лирическому герою погрузиться в прошлое — «другой мир» романтиков. Кроме того, лирический герой переживает из-за плохого состояния родового гнезда: «Он видит ветхость серых стен твоих, / Глядит на кельи, где гуляют грозы, / На славные гробницы дней былых, / Глядит на все, глядит, чтоб лились слезы!»
В этом стихотворении огромное количество средств художественной выразительности: они подчеркивают былое великолепие аббатства и его нынешнее плачевное состояние, а также позволяют ярче передать чувства лирического героя.
Средства выразительности
Переходим к поэме.
«Паломничество Чайльд-Гарольда»
Род | Направление | Жанр |
Лироэпос | Романтизм | Поэма / роман в стихах |
В этом произведении рассказывается о странствованиях главного героя — молодого английского аристократа Чайльд-Гарольда. Молодой человек без сожаления покидает родную страну и отправляется в путешествие. Поэма состоит из 4 песен:
- I песня — отъезд из Англии, посещение Португалии и Испании.
- II песня — посещение Греции и Албании.
- III песня — посещение Бельгии, Германии и Швейцарии.
- IV песня — посещение Италии.
Главным героем произведения является Чайльд-Гарольд — первый байронический герой в мировой литературе. Однако не менее важен образ автора, который нередко отступает от сюжета и в лирических отступлениях выражает собственное мнение о происходящем.
Главной в поэме является гражданская тематика. Во время путешествий Чайльд-Гарольд становится свидетелем важнейших политических событий современности автора, национально-освободительной борьбы народов Европы. Автор поддерживает народы, сражающиеся против порабощения (испанцы — против Наполеона, греки и албанцы — против турок). Важным при этом является образ моря — свободной стихии, олицетворения и бунтующего героя, и сражающегося за свою свободу народа.
На экзамене Чайльд-Гарольда легко можно сравнить с «лишними людьми» русской литературы — Евгением Онегиным и Григорием Печориным, ведь именно герой Байрона во многом вдохновил авторов на создание их произведений. Более того, А.С. Пушкин откровенно сравнивал своего персонажа с героем Байрона прямо в тексте романа в стихах: «Как Child-Harold, угрюмый, томный / В гостиных появлялся он». Все три персонажа красивы, богаты и обладают незаурядными способностями, превосходят окружающих по уму и образованности и окружают себя ореолом таинственности.
На этом наше путешествие подошло к концу. Однако не только приведенные поэты создавали интересные и глубокие произведения! Еще больше зарубежных авторов уже ждет вас во второй части нашей статьи — «Зарубежная лирика. Часть 2».
Термины
Ирония — это скрытая насмешка, построенная на несовпадении внешней формы и внутреннего содержания.
Метонимия — троп, состоящий в употреблении одного слова, выражения вместо другого на основе близости, смежности понятий.
Перифраз — иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.
Сарказм — злая, язвительная или горькая ирония, открытое выражение негодования, едкая издевка.
Сатира — это острое, злое высмеивание пороков человека и общества, которые (по мнению автора) подлежат обязательному искоренению.
Фактчек
- Франсуа Вийон — французский поэт позднего Средневековья, создавал поэмы и баллады. Его творчество характеризуется конструированием собственного «я», переоценкой ценностей, анализом, реалистичностью, иронией и пародийностью.
- Шарль Бодлер — французский поэт, эссеист и переводчик, основоположник декаданса и символизма. Основной сборник — «Цветы зла», в нем поэт раскрывает темы добра и зла, поэта и поэзии, красоты. Большое влияние на поэта оказало творчество Эдгара Аллана По.
- Гийом Аполлинер — французский писатель, поэт и критик, один из крупнейших представителей европейского авангарда и сюрреализма. В раннем творчестве присутствуют символистские и кубистические черты. Был новатором поэтического языка, в произведениях раскрывал большое количество тем, переплетающихся друг с другом.
- Роберт Бёрнс — шотландский поэт и фольклорист. Он создавал произведения на шотландском национальном языке и использовал большое количество фольклорных мотивов. Поэт раскрывал темы любви и дружбы, человека и природы, а также обращался к социальной проблематике.
- Уильям Блейк — английский поэт, художник и гравер. В течение жизни его часто посещали видения, из-за чего поэта считали безумным. Главным источником вдохновения поэта была Библия. В зрелые годы он создал собственную мифологию со своим миром богов и героев. В раннем творчестве обращался к темам любви, природы, детства, в более зрелом — к социальной проблематике.
- Джордж Гордон Байрон — английский поэт, творивший в направлении романтизм. Одна из крупнейших фигур мировой литературы. Создал новый литературный тип — байронического героя. Это молодой, красивый, богатый и окруженный ореолом мрачности и таинственности молодой человек, разочарованный в жизни, гонимый обществом и ставящий себя выше него. К концу жизни в его творчестве начали проявляться реалистические черты.
Проверь себя
Задание 1.
Что можно сказать о жизни Франсуа Вийона?
- Он провел жизнь в «честной бедности».
- Он был вором и разбойником.
- Он был богатым человеком.
- Он был всемирно известным ученым.
Задание 2.
Чье творчество оказало на Бодлера наибольшее влияние?
- Эдгара Аллана По;
- Иоганна Вольфганга фон Гёте;
- Эрнста Теодора Амадея Гофмана;
- Джорджа Гордона Байрона.
Задание 3.
В какой стране жил Бёрнс?
- в Шотландии;
- во Франции;
- в Ирландии;
- в Швейцарии.
Задание 4.
Что служило источником вдохновения для Блейка?
- Библия;
- природа;
- его жена;
- родной город.
Задание 5.
В каком направлении большую часть жизни творил Байрон?
- классицизм;
- романтизм;
- реализм;
- модернизм.
Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 1; 4. — 1; 5. — 2.