Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души». Часть 2

6.6.2023
1174

На этой странице вы узнаете

  • Квартирный вопрос: что ваш дом расскажет о вас?
  • Какой завет дал Чичикову его отец?
  • Черты всех героев в одном: миф или реальность? 

Сегодня мы совершим путешествие по галерее образов помещиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и поближе познакомимся с персонажами этого произведения. В картинной галерее, наподобие Третьяковской, вполне могли бы висеть портреты героев в привычном нам виде — красками на холсте. Но мы с вами сегодня попадем в галерею литературных образов — вас ждут подробнейшие описания не только внешности героев произведения, но и их внутреннего мира и образа жизни. 

Мы начали разбираться с этим произведением в статье «Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души». Часть 1», поэтому она тоже может вам пригодиться.

А сейчас мы переходим к помещикам и их образам. Давайте заедем в окрестности города NN и посмотрим, как там что заведено.

Система персонажей

Персонаж — это действующее лицо в произведении. 

Как правило, в произведении только один главный герой, а все остальные — персонажи, которые выполняют определенные функции, помогают раскрыть характер главного героя, двигают сюжет, так сказать. И даже узнав черты помещиков, мы можем найти точно такие же качества в самом Чичикове, главном герое.  

Но Гоголь показывает в произведении не просто персонажей, он изображает цельные характеры. 

В произведении автор создает собирательный образ русского помещика XIX века. 

Собирательный образ — это образ, включающий в себя совокупность различных черт, присущих человеку того или иного времени / социального круга. 

Каким способом можно подчеркнуть черты характера конкретного героя? Вы, вероятно, заметили, что встречают не только по одежке. Интерьер и правила, заведенные в доме человека, нередко также являются «зеркалом души». 

Квартирный вопрос: что ваш дом расскажет о вас?

Покажи мне, где ты живешь, и я скажу, кто ты. Да, дом человека отражает его личность. 

Например, в комнате вашего друга могут висеть постеры с его любимой музыкальной группой, что указывает на его заинтересованность в этом. В помещении может быть также «творческий беспорядок» или идеальная чистота, большое количество деталей: рамки, статуэтки, цветы или полный минимализм. Все это так или иначе характеризует хозяина этого помещения.

Гоголь решил использовать этот прием и в своем произведении, он начинает описание помещиков именно с места, где они живут. 

Теперь отправимся к помещикам в гости в город NN и его окрестности. 

Представителей каких сословий можно встретить в произведении?

  1. Чиновники.

Чиновники — это государственные служащие, которые имеют чин. Например, коллежский регистратор, титулярный советник и т.д. Они ходят на службу куда-нибудь в департамент, работают там (часто просто переписывают бумаги), за это им платят жалование. 

В «Мертвых душах» к чиновникам относятся губернатор, полицмейстер, почтмейстер и некоторые другие должностные лица. Если вы читали произведение Н.В.Гоголя «Ревизор», то можете с лёгкостью их себе представить. 

В «Мертвых душах» эти люди погрязли в пороках (например, берут взятки), они абсолютно бездуховны и морально мертвы. Особенно ярко это показано в «Повести о капитане Копейкине». 

  1. Помещики.

Помещики — это дворяне, которые живут в деревне в своём поместье и иногда приезжают в близлежащий уездный город. Они владеют крепостными крестьянами, которые всё за них делают.

В «Мертвых душах» к помещикам относятся все те люди, которых посещает Чичиков — Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и Плюшкин. Подробнее о них мы поговорим ниже. Всех этих людей объединяют пороки — ограниченность, невежество, отсутствие каких-то духовных устремлений.

Поэтому физически живых помещиков и чиновников в этом произведении можно назвать «мёртвыми душами».

  1. Крестьяне.

Крестьяне — это самые зависимые слои населения. Они живут в деревне и находятся в собственности помещика. Их можно подарить, продать, проиграть в карты, как вещь. 

В произведении показаны крестьяне разных хозяев. Часто они служат отражением характера помещика.

Крестьяне МаниловаОни ленивы, как и сам хозяин.
Крестьяне КоробочкиРаботают исправно, хозяйство помещицы содержится в хорошем состоянии.
Крестьяне НоздреваНоздрев мало находится дома, поэтому его крестьяне не готовят, не убирают поместье.
Крестьяне СобакевичаХозяин основательно занимается своим поместьем. У его крестьян избы крепкие и надежные.
Крестьяне ПлюшкинаУ него много мертвых и беглых душ. Его крестьяне живут в старых, ветхих домах.

Но образы крестьян тоже двойственны:

  • С одной стороны, они часто обладают богатырской силой и большими талантами — например, каретник Михей умел изготавливать рессорные экипажи (разновидность колесницы) необыкновенной красоты. Души этих крестьян выглядят «живее», чем души помещиков.
  • С другой стороны, крестьяне привыкли к своему положению, они не пытаются развиваться и всецело находятся под властью своих хозяев.

Такое положение очень печалит автора, поскольку он видит в крестьянах большой потенциал, который невозможно реализовать в современном ему обществе.

Перейдем к анализу конкретных персонажей. Для начала нужно понять, кто такой Чичиков, с которым мы и будем ходить по гостям, поэтому давайте проанализируем его образ.

Павел Иванович Чичиков

  • Мужчина средних лет.
  • Внешность героя: «…господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод…»
  • Он чиновник в отставке. Чин же его достаточно высокий — коллежский советник.
  • Родители героя — дворяне, но это все, что о них известно: «…Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает…»
Какой завет дал Чичикову его отец?

Отец Чичикова дает ему наставление, когда он уезжает учиться, и герой следует ему всю свою жизнь. Оно объясняет, почему Чичиков поступает тем или иным образом в поэме. Вот ключевые пункты этого наставления:
«…учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь».
«С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными».
«Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Обратите внимание, что вы можете использовать эти цитаты в своих сочинениях, анализируя образ Чичикова. 
  • Герой — рассудительный человек, сдержанный, любезный, умеет нравиться окружающим.
  • Цель жизни Чичикова — приобретательство, при этом он достигает ее нечестными способами. Герой относится к типу приобретателя-авантюриста, такие в то время были распространены в России.

Если для выполнения задания №6 на ЕГЭ вас просят привести пример предприимчивого человека, то наш герой как раз подходит под такое определение.

Чичиков показан «деятельным» персонажем. Несмотря на то, что вся его предпринимательская деятельность основана на обмане, герой все же способен извлекать выгоду из ситуаций. Эта черта проявлялась у него еще в детстве. Так, Чичиков покупал пирожки на рынке и продавал их одноклассникам по «сообразной аппетиту» цене.

Образ предприимчивого героя также встречается в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». Лопахину удалось стать купцом, несмотря на то, что его отец был крепостным: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Благодаря своим усилиям и трудолюбию герой имеет капитал, чтобы выкупить вишневый сад.

У Лопахина, как и Чичикова, много идей, которые помогают извлечь материальную выгоду. Например, Ермолай Алексеевич предлагает Раневской спасти имение, вырубив сад. Однако Лопахин зарабатывает деньги честным трудом, встает в 5 утра, чтобы работать. Чичиков же хочет получить выгоду, обманув окружающих.

  • Образ Чичикова показывает именно пороки общества, на что указывает и сам Гоголь: «Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели».

Давайте наглядно разберем, сколько душ получается купить герою у помещиков.

В итоге герой купил более 300 мертвых душ, потратив при этом немалые на тот момент деньги.

Повествование начинается с приезда Чичикова в город NN, поэтому важно понять, что это вообще за место.

Что за чиновники живут в городе NN

Это типичный провинциальный город России. В городе полная разруха: плохие дороги, повсюду нелепые вывески. Впрочем, с тех времен во многих городах России немногое изменилось.

В нем властвуют чиновники, которые хотят только наживы. Сначала Чичков решает посетить всех чиновников города NN

Яркими представителями чиновников являются: 

  • Губернатор. Доверчивый человек, но, по словам Собакевича, «разбойник». Он думает только о своей выгоде, участвует в различных махинациях. Его не заботят нужды простого народа. 
  • Иван Антонович кувшинное рыло. Этот чиновник служит в крепостном столе. Он игнорирует посетителей, ничего не делает без взятки и даже после совершения услуги продолжает вымогать поощрение: «Крестьян накупили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую (25 руб.)».
  • Полицмейстер Алексей Иванович. Автор с иронией называет этого чиновника «отцом и благодетелем города». Полицеймейстер ходит в торговые ряды, как к себе в кладовку: «…Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую». Полицмейстер лицемерием завоевывает популярность у купцов: он ласково общается с ними и их домашними, но при этом берет взятки и сильно обворовывает горожан. 

Давайте попробуем решить задание №3 из ЕГЭ, где нужно сопоставить образы чиновников из «Мертвых душ» с их характеристиками:

ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ

А) Иван Антонович кувшинное рыло
Б) Алексей Иванович (полицмейстер)В) Губернатор

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИНОВНИКОВ

1. Доверчив и простодушен.
2. Вымогает поощрение за оказываемые услуги.
3. Взяточник, но при этом не обижает купцов.
4. «Остряк», «философ» и красноречивый человек.

Решение.

Вы уже охарактеризовали каждого чиновника? Давайте вместе проверим. 

Иван Антонович вымогает поощрение за свои услуги, он постоянно берет взятки. Так, с Чичиковым герой даже не начал разговаривать, пока тот не дал ему денег. Выбираем ответ 2.

Полицмейстер Алексей Иванович тоже взяточник, однако он более обходителен с купцами, старается им понравиться. Здесь подходит ответ 3.

Остался только губернатор — доверчивый и простодушный герой — ответ 1. Например, он называет афериста Чичикова благонамеренным человеком. 

Ответ: 231 

Таким образом, воровство, взятки, чинопочитание — все это характеризует чиновников города NN. В 30—40-х гг. XIX века бедствием народа было не только крепостное право, но и эти власть имущие люди.

Гоголь саркастично оценивает героев: «…Все эти толки, мнения и слухи, неизвестно по какой причине, больше всего подействовали на бедного прокурора. Они подействовали на него до такой степени, что он, пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого умер…»

Однако на страницах произведения герой знакомится не только с чиновниками, но и с помещиками. В первой главе это Манилов, Собакевич и Ноздрев. Герой настолько понравился первым двум помещикам своими манерами и отношением к ним, что помещики приглашают его посетить их дома. 

Первый, к кому приезжает Чичиков — Манилов.

Манилов

  • Герой обладает говорящей фамилией.

Говорящая фамилия — это фамилия, которую автор дает персонажу неспроста, она характеризует героя тем или иным образом.

Фамилия Манилова происходит от слова «манить», автор показывает его излишнюю слащавость. Например, чтобы угодить Чичикову, он отдает ему мертвые души бесплатно.

  • Портрет героя автор описывает через доведение положительного качества до избытка: «… сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное…»
  • Герой — помещик-расточитель, он ленив, мечтателен, что приводит его дом к упадку: «Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…»
  • Интерьер его дома указывает на неприспособленность Манилова к жизни: например, там есть беседка под названием «Храм уединенного размышления», где персонаж предаётся пустым мечтаниям.
  • У него есть жена и два ребенка: Фемистоклюс и Алкид. Через их имена высмеивается необразованность Манилова, например, Фемистокл — древнегреческое имя, к которому отец «оригинально» добавляет окончание «юс», а Алкид — это, кстати, имя Геракла при рождении. 
  • Через образ Манилова автор показывает первую ступень омертвения души. Так, Гоголь говорит о «маниловщине» — мечтательности и бездеятельности людей, склонности псевдофилосовствовать. 

Наше путешествие продолжается так же, как и у Чичикова, и следующая остановка будет у Коробочки, к которой герой попадает случайно, потому что сбивается с пути.  

Коробочка

  • Полное имя героини — Настасья Петровна Коробочка.
  • У героини говорящая фамилия, которая подчеркивает ее характерную черту — собирательство. Она все, что нужно и не нужно, припрятывает, складывает в коробку.
  • Внешность Коробочки указывает на ее пожилой возраст: «… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…»
  • Ее интересы ограничены хозяйством, при этом она зажиточная помещица: «…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…»
  • Мелочность Коробочки, ее ограниченность показываются через животные образы. Например, у нее есть сосед Бобров, или же чучело в чепце хозяйки — пародия на саму помещицу. Коробочка также переживает, что продешевила при продаже мертвых душ Чичикову, почему и едет в город узнать, сколько они стоят, при этом неосознанно раскрывая действия главного героя.
  • Все предметы внутри ее дома говорят о ее интересах, представлениях о красоте: «… комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…»
  • Чичиков называет ее «дубинноголовой». Через образ Коробочки Гоголь показывает ограниченность людей, упрямство: «Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает…»

Далее Чичиков в итоге случайной встречи в трактире оказывается в гостях у Ноздрева.

Ноздрев

  • Фамилия героя — говорящая. Ноздря — часть носа, а наш герой «сует нос» не в свои дела.
  • Внешность героя была приятной: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами»                               
  • Ноздрев — «гуляка», любит покутить и выпить: «…Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять…». Гоголь называет его историческим человеком, потому что он постоянно попадает в какие-то нехорошие истории: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели»
  • Герой всегда готов навредить даже другу, он лгун, из-за чего часто попадает в неприятные ситуации: «…Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни…»
  • Дом Ноздрева отличается беспорядком, по нему видно, что хозяина постоянно нет дома, это также показывает страсть героя преувеличивать. Например, в его конюшне бóльшая часть стойл пустует. В кабинете героя нет ничего, что говорило бы об использовании кабинета по назначению: «Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».
  • Дудка в шарманке, которую показывает помещик Чичикову, никак не хотела умолкать. Это указывает на черту Ноздрева постоянно говорить по делу и без: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться…»
  • Внешность героя, которая была приятна людям, противопоставлена характеру помещика. Через его образ Гоголь показывает, что даже самый красивый человек может иметь «гнилую» душу. Именно Ноздрев первый выдает Чичикова, рассказав о его махинациях. Более того, Ноздрев придумывает, что главный герой на самом деле шпион, который хотел украсть дочь губернатора. 
  • Важным эпизодом является момент игры в шашки: Ноздрев никак не хочет ни продавать, ни отдавать души Чичикову, и согласен только играть на них. Однако помещик играет нечестно и, более того, отказывается признавать этого. Ноздрев даже готов ударить Чичикова, отказавшегося продолжать партию, что подчеркивает полную безнравственность и невероятное нахальство персонажа, отсутствие у него каких-либо границ или нравственных ценностей. В конце концов он остается единственным, кто так и не продаёт мертвых душ Чичикову и даже выгоняет его из дома.

Хорошо, что мы уже покинули дом такого скверного человека, как Ноздрев, и теперь держим путь в имение Собакевича — следующего помещика, которого посещает Чичиков.

Собакевич

  • Полное имя — Михей Семенович Собакевич.
  • Говорящая фамилия героя указывает на его характер — он злой, как собака.
  • Внешне же герой напоминает настоящего медведя, он даже был таким же неуклюжим: «…он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета…»
  • Герой груб, прямолинеен, говорит о людях «за глаза»: «…Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны…». Герой также обманывает Чичикова в скупке мертвых душ: он продает ему не только мужиков, но и нескольких женщин, которые не считались при переписи населения. 
  • Герой знает все о своих крестьянах, помнит их имена, чем они занимались: «А Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика».
  • Дом Собакевича точно такой же, как и сам герой. Например, прочная и грубая мебель, картины, на которых нарисованы люди, похожие на помещика. Еда же у него лишена изысканности, но очень обильная: «Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома».
  • Автор через образ героя показывает такой тип людей, как «кулак». Так называли зажиточных помещиков, которые не занимались физическим трудом. 

Да, по гостям ездить сложно, но не переживайте, мы держим курс на имение последнего помещика — Плюшкина.

Плюшкин

  • Говорящая фамилия отсылает нас к слову «плюшка», которая символизирует достаток, что контрастирует с образом самого помещика.
  • Плюшкин представляется нам изначально как бы «бесполым» существом, Чичиков путает его с ключницей: «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик… “Ой, баба! — подумал он про себя и тут же прибавил: — Ой, нет!”»
  • Герой — единственный из помещиков, образ которого показан в развитии. Только в его описании автор рассказывает прошлое героя. Мы видим постепенную деградацию персонажа, узнав о его прошлом: бережливый хозяин превратился в прореху на человечестве.
Плюшкин в прошлом Плюшкин сейчас
— Хороший хозяин.
— Есть семья: жена, двое детей.
— Опрятный вид.
— Скряга.
— Жена умерла, после герой и становится скупым. Дети к нему приезжают редко из-за его характера.
— Ходит в лохмотьях.
  • Плюшкин — неряшливый и недоброжелательный хозяин. У него около 1000 крепостных, что указывает на то, что он должен жить в достатке, но при этом мелочность героя приводит его имение в упадок. Запасы еды, например, пропадают просто так, ему жалко их использовать: «…мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль».
  • В доме помещика все указывало на то, что герой — скряга. Это и поношенный колпак, и желтые зубочистики, и высохшие чернила на перьях.
  • В имении Плюшкина есть живописный сад, который символизирует надежду автора на возможность возрождения души героя: «…сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении»
  • Образ Плюшкина — предел падения человека. Автор показывает героя, чтобы предупредить людей не терять в себе человеческие качества: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких, юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».
Черты всех героев в одном: миф или реальность?

Чичиков вбирает в себя черты каждого из помещиков.

Черты Манилова: приторная любезность, мечтательность.
Черты Коробочки: у Чичикова есть свой ларчик, в который он складывает разные нужные и ненужные вещи, как и сама помещица.
Черты Собакевича: цинизм, пренебрежение культурными ценностями.
Черты Ноздрева: самовлюбленность.
Черты Плюшкина: скупость.

Живые души — мертвые, а мертвые — живые? 

А.И. Герцен говорил о «Мертвых душах», что заглавие «носит в себе что-то, наводящее ужас». О смысле названия «Мертвых душ» мы подробно говорили в Части 1 этой статьи. А сейчас будем разбираться с конфликтом, который отражен и в названии, и в содержании. В этой статье мы несколько раз говорили о мертвых и живых душах, но чтобы не оставалось вопросов, и это сочетание слов нас не пугало, давайте еще раз разграничим, кто в произведении живой, а кто нет. 

В поэме существуют реальные мертвые души крестьян, и, на первый взгляд, вполне живые помещики. Но Гоголь всё меняет местами.

Мертвые крепостные оказываются намного живее живых помещиков. Давайте посмотрим, какие черты характера Гоголь относит к мертвым душам, и какие к живым. 

Мертвые души
(помещики)
Живые души(крепостные)
— Нет развития.
— Нет стремления помогать другим.
— Главное в жизни — быт и деньги.
— Есть своё любимое дело.
— Талантливые.
— Сильные и крепкие.

На этом противостоянии построен главный конфликт в произведении. Общество помещиков морально мертво. В нём нет души, нет развития и света. Как говорит Герцен в своих мемуарах: «“Мертвые души” Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». А не безнадежный этот упрек, потому что решение Гоголь видит в русском народе. Он верит, что живые души способны преобразить Русь, избавить ее от нищеты и рабства. 

Итак, наше путешествие по галерее образов героев поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя подошло к концу. Надеемся, что вам понравилось. Если вы хотите продолжить прогулку по «виртуальной картинной галерее образов героев произведений», можете отправиться в статью, посвященную повести И.С. Тургенева «Ася» и познакомиться с типичной тургеневской девушкой. 

Термины

Контраст (антитеза) — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.

Конфликт — столкновение противоположных взглядов, сторон. 

Ирония — скрытая насмешка, осмеяние с оттенком злобы. Важен двойной смысл: автор имеет в виду противоположное тому, что было сказано.

Сарказм — высшая степень иронии, едкая издёвка, язвительность. 

Фактчек

  • Н.В. Гоголь создает целую галерею образов людей, которые населяли Россию в выбранную автором эпоху — это и чиновники, и помещики, и крестьяне. 
  • Автор описывает пять разных характеров чиновников, с которыми встречается главный герой. Они, с одной стороны, непохожи друг на друга, но, с другой же, в каждом из них проявляются одинаковые черты.
  • Манилов — помещик-расточитель, он ленив, мечтателен, что приводит его дом к упадку.
  • Коробочку Чичиков называет ее «дубинноголовой». Через образ помещицы Гоголь показывает ограниченность людей.
  • Ноздрев всегда готов навредить даже другу, он лгун, из-за чего часто попадает в неприятные ситуации. За это Гоголь называет его исторической личностью.
  • Собакевич груб, прямолинеен, говорит о людях «за глаза». Однако герой знает все о своих крестьянах, помнит их имена, чем они занимались.
  • Плюшкин — единственный герой, у которого показана прошлая жизнь. Это указывает нам на деградацию помещика.
  • В образ Чичикова автор вкладывает черты каждого из помещиков: Манилова (приторная любезность), Коробочки (у Чичикова есть свой ларчик, в который он складывает разные нужные и ненужные вещи, как и сама помещица), Собакевича (цинизм), Ноздрева (самовлюбленность), Плюшкина (скупость). 

Проверь себя

Задание 1.
Кто раскрывает аферу Чичикова?

  1. Манилов
  2. Собакевич и Плюшкин
  3. Ноздрев и Коробочка
  4. Плюшкин и Ноздрев

Задание 2.
У кого Чичиков не смог купить мертвые души?

  1. Манилов
  2. Коробочка
  3. Ноздрев
  4. Собакевич

Задание 3.
В какой последовательности Чичиков объезжает помещиков?

  1. Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев, Плюшкин
  2. Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев
  3. Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрев, Плюшкин
  4. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Задание 4.
Город NN — это…

  1. Провинция, которая вбирает в себя черты всех городов России.
  2. Конкретный город в России.
  3. Петербург.
  4. Москва.

Задание 5.
Кто из помещиков вселяет надежду на возрождение души?

  1. Манилов
  2. Коробочка
  3. Плюшкин
  4. Собакевич

Ответы: 1. 3; 2. 3; 3. 4; 4. — 1; 5. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов