Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

М.Е. Салтыков-Щедрин роман «История одного города» (обзорное изучение). Часть 2

6.2.2023
537

На этой странице вы узнаете

  • Почему «История одного города» является «жанровой химерой»?
  • Что скрывается в головах у градоначальников? История одного Прыща.
  • Кто скрывается под масками глуповских градоначальников?

Ищете антиутопии на полках книжных магазинов, где пестрят такие заголовки: «Дивергент», «Рассказы служанки», «Бегущий в лабиринте» и так далее? А зря! Меняем маршрут, пункт назначения — отдел русской классики, ведь там тоже можно найти то, что вам нужно. «История одного города» — удивительное произведение, которое вполне может посоревноваться со своими американскими конкурентами.

«История одного города» (1870): основные сведения

М.Е. Салтыков-Щедрин известен своим виртуозным мастерством сатирического изображения действительности. Сегодня мы разберем один из самых знаменитых произведений писателя — роман «История одного города».

Что нам нужно знать о произведении перед его анализом? Конечно, род, направление и жанр. 

Начнем по порядку.

  • Род литературы. Перед нами прозаическое произведение, в котором ведется повествование о событиях, а, значит, это эпос. Давайте на всякий случай вспомним, что это такое.

Эпос — род литературы, предполагающий сюжетное повествование о событиях.

  • Направление. «История одного города» написана в рамках реализма.

Реализм — литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале 19 века. Целью писателей-реалистов является достоверное отображение действительности в типичных ее чертах.

На этом этапе может возникнуть вопрос, а почему мы относим произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина к реализму, там же ничего реального нет? Естественно, в произведении присутствуют фантастические элементы, но это не значит, что «История одного города» недостоверна. Разве самодурство властей — это что-то нереальное? А бездействие народа, рабское повиновение властям? Поэтому смело в графе «направление» пишем: «реализм».  

  • Жанр. Здесь все уже не так однозначно. Согласно общепринятой точке зрения, «История одного города» — роман.

Роман — большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

Почему «История одного города» является «жанровой химерой»?

Новаторство произведения вызвало споры относительно жанровой принадлежности «Истории одного города». Давайте рассмотрим основные точки зрения на эту проблему.

— Самое популярное определение жанра «Истории…» — гротескный сатирический роман.
— Некоторые литературоведы полагают, что «История…» является собранием сатирических очерков, так как каждая глава обладает внутренней завершенностью.
— «Историю…» можно назвать сатирической исторической хроникой из-за того, что композиция произведения напоминает строение летописи.
— Группа ученых полагает, что «Историю…» можно отнести к жанру антиутопии.

После того, как мы определили основные характеристики «Истории одного города», рассмотрим композицию этого новаторского романа.

Город, которого нет: художественное пространство романа

Чтобы лучше понять замысел произведения, нам необходимо проанализировать художественное пространство. Каковы особенности города Глупова как места действия романа? Давайте разберемся.

  • Неопределенность, размытость границ пространства Глупова.
  • Глупов описывают как небольшой уездный город.
  • Тем не менее город сравнивается с Римом: Глупов «имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен…»
  • Тот факт, что город построен на болоте, является отсылкой к Петербургу: «Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами».
  • Глупов является собирательным образом столичных, губернских и уездных городов. Обратите внимание на название романа: «История одного города». 

Тематика и проблематика: власть имущие и неимущие

Взаимоотношения народа и власти являются центральной темой романа М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель обличает пороки государственных деятелей, обращает внимание на несовершенства политического устройства Российского государства.

Конфликт в произведении реализуется в столкновении глуповцев и градоначальников. 

Проблема взаимоотношений народа и власти в романе «История одного города»
ГлуповцыГрадоначальники
— Сами навязали себе княжескую власть.
— Несмотря на жестокость своих градоначальников, они радостно приветствовали каждого из них и страдали, когда кто-то из них уходил: «…весть об упразднении градоначальниковой головы в несколько минут облетела весь город. Из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами…»
— Оставшись без градоначальника, глуповцы впадают в анархию: «…едва узнали глуповцы, что они остались совсем без градоначальника, как, движимые силою начальстволюбия, немедленно впали в анархию…»
— Желания каждого отдельного правителя определяли направление развития города. Например, Перехват-Залихватский «сжег гимназию и упразднил науки».
— Любые инициативы градоначальников, даже самые деспотичные и жестокие, не встречают никакого сопротивления со стороны горожан.

Таким образом, в произведении раскрывается идея о том, что бездумное поклонение представителям власти приводит к ухудшению благосостояния народа. Глуповцы не проявляют никакой инициативы для того, чтобы изменить свой город в лучшую сторону. Они неспособны сами позаботится о себе, потому и страдают от тиранов-градоначальников. 

Система образов: один другого краше

Брудастый, Беневоленский, Прыщ — эти имена вам что-нибудь говорят? Давайте подробно разберем систему образов в романе «История одного города».

Прежде чем мы перейдем к знакомству с «фантастическими тварями», следует узнать кое-что о системе образов в целом.

  1. Все герои в романе разделены на два лагеря: горожане и градоначальники. Важно, что писатель высмеивает пороки и тех, и других.
  2. В образах градоначальников отражена противоестественная природа власти.
  3. Градоначальники глухи к проблемам простых людей.
  4. Писатель использует гротеск и гиперболу для того, чтобы реализовать свой замысел.

Мы упомянули в последнем утверждении два прекрасных слова на букву «Г», давайте обратимся к определениям этих терминов, чтобы все точно было понятно.

Гротеск — принцип изображения действительности, при котором сочетаются несочетаемые понятия, реальное и фантастическое, трагическое и комическое.

Например, гротескным является образ Прыща, градоначальника с фаршированной головой. Автор показывает, что городом может править и такой «человек», что одновременно смешно и трагично.

Гипербола — намеренное преувеличение автором свойств, качеств, характеристик какого-либо явления, объекта или количества. 

Пример гиперболы мы можем увидеть в изображении автором глуповцев, их бесконечного терпения и слепой веры начальству: «Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить — мы и тогда противного слова не молвим!»

Разобравшись с основными принципами изображения героев в романе, перейдем к конкретным персоналиям.

Дементий Варламович Брудастый: тараканы в голове или…?

  • Молчаливый и угрюмый человек. 
  • Он суров и жесток: «…едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков».
  • В голове градоначальника находился органчик с двумя фразами: «Не потерплю!» и «Раззорю!»: «…небольшой органчик, могущий исполнять некоторые нетрудные музыкальные пьесы. Пьес этих было две: “Раззорю!” и “Не потерплю!”», за это его и прозвали органчиком.
  • Однажды органчик в голове градоначальника сломался, новый аппарат был заказан из Петербурга, но посылка запаздывала. Из-за волнения народа наскоро была починена голова Брудастого, однако появился еще один городничий с такой же головой. Выяснилось, что одним из самозванцев являлся лейб-компанец, которому прикрепили голову из Петербурга. В итоге обоих градоначальников признали самозванцами и «…из губернии прибыл рассыльный, который, забрав обоих самозванцев и посадив их в особые сосуды, наполненные спиртом, немедленно увез для освидетельствования».

Семен Константинович Двоекуров: ценитель наук

  • «Покровительствовал наукам и ходатайствовал о заведении в Глупове академии…»
  • Его правление было самым продуктивным и положительно повлияло на жизнь в городе: «…следует предполагать, что для Глупова это было едва ли не лучшее время в его истории».

Петр Петрович Фердыщенко: любил женщин и вкусно поесть

  • Фердыщенко — простой человек: «И действительно, Фердыщенко был до того прост, что летописец считает нужным неоднократно и с особенною настойчивостью остановиться на этом качестве…»
  • Герой являлся бестолковым градоначальником: «Начальство же кругом себя видим неискусное, ко взысканию податей строгое, к подаянию же помощи мало поспешное…»
  • В течение первых лет его правления город процветал.
  • На седьмом году правления Фердыщенко меняется до неузнаваемости: он становится деятельным и настойчивым градоначальником. Причиной таких перемен становится любовь к замужней женщине Аленке.
  • Мужа Аленки Фердыщенко ссылает в Сибирь, и насильно селит женщину у себя. Но вскоре жители сбрасывают ее с колокольни, героиня погибает.
  • На замену Аленке пришла Домашка, крестьянка, в которую Фердыщенко влюбился.
  • Из-за того, что градоначальник пытался устроить свою личную жизнь, в городе начались беспорядки, пожары, голод.
  • Умирает Петр Петрович от переедания во время путешествия по окрестностям Глупова.

Бородавкин: нужно просвещение или нет — вот в чем вопрос

  • Период его правления считается золотым веком: «Это был Василиск Семенович Бородавкин, с которого, собственно, и начинается золотой век Глупова».
  • Очень деятельный и мечтательный начальник: «Вообще видно, что Бородавкин был утопист и что если б он пожил подольше, то наверное кончил бы тем, что или был бы сослан за вольномыслие в Сибирь, или выстроил бы в Глупове фаланстер».
  • Он недальновидный градоначальник: «Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиною…»
  • Провел четыре войны за просвещение, из-за чего Глупов пришел в упадок.
  • После революции во Франции проводит 3 войны против просвещения. Да, он быстро “переобулся”.
  • Намеревался сжечь город, но внезапно умер: «В 1798 году уже собраны были скоровоспалительные материалы для сожжения всего города, как вдруг Бородавкина не стало».

Беневоленский: чем оборачивается дружба с Наполеоном

  • Имел страсть к написанию законов: «Оказывал склонность к законодательству. Предсказал гласные суды и земство».
  • Второй большой страстью градоначальника были пироги: «страсть к законодательству находилась в непрерывной борьбе со страстью к пирогам».
  • Был связан с Наполеоном: «И вот он вступил в секретные сношения с Наполеоном…», за что и был арестован.
Что скрывается в головах у градоначальников? История одного Прыща.

— Простой и глупый человек.
— Его политическое кредо заключалось, в том, чтобы не напрягаться: «Конечно, и у меня есть план кампании, но этот план таков: отдохнуть‑с!»

— Не издает новых законов, не вмешивается в жизнь глуповцев, просит только о том, чтобы горожане были аккуратны с огнем.
— Город достигает наивысшего своего расцвета, невиданного роста благосостояния: «Так прошел и еще год, в течение которого у глуповцев всякого добра явилось уже не вдвое или втрое, но вчетверо».
— Выяснилось, что у него фаршированная голова: «Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства».
— Умер от того, что его голову съел предводитель.

Эраст Андреевич Грустилов: пороки, пороки, пороки

  • Имел чин статского советника, был дружен с Н.М. Карамзиным.
  • Порочен, был развратником и лжецом: «Но меланхолический вид (предтеча будущего мистицизма) прикрывал в нем много наклонностей, несомненно порочных».
  • Все время проводил на балах.
  • Не занимался управлением города.
  • В Глупове начался голод.
  • Грустилова арестовывают за тайные «сходки» с глуповским «бомондом».

Угрюм-Бурчеев: все снести!

  • Ужасный человек и «угрюмый прохвост».
  • Жестокий начальник, он истязает глуповцев: «Изнуренные, обруганные и уничтоженные, глуповцы…»
  • Бесстрастный человек, он не проявляет никаких эмоций: «Он не жестикулировал, не возвышал голоса, не скрежетал зубами, не гоготал, не топал ногами, не заливался начальственно‑язвительным смехом; казалось, он даже не подозревал нужды в административных проявлениях подобного рода. Совершенно беззвучным голосом выражал он свои требования».
  • Разрушает Глупов до основания.
  • Строительству нового города мешает река, возводит в низине Непреклонск.
  • Градоначальник растаял в воздухе, на этом «история прекратила течение свое».
Кто скрывается под масками глуповских градоначальников?

У ужасных и не очень градоначальников из Глупова есть свои прообразы. Давайте узнаем о некоторых из них.

— Беневольский — пародия на Сперанского.
— В образе Угрюм-Бурчеева можно отыскать черты Николая I, который гордился своим суровым взглядом, и устрашающего военного министра А.А. Аракчеева.
— «Сказание о шести градоначальницах» — карикатура на эпоху дворцовых переворотов. Градоначальница Ираидка — Анна Иоановна, Амалия Карловна — Екатерина II.

Фактчек

  • «История одного города» (1870) — гротескный сатирический роман. Жанровая принадлежность: роман также можно назвать сборником сатирических очерков, сатирической исторической хроникой, антиутопией.
  • Глупов — собирательный образ города. Особенность: обладает размытыми границами. Глупов является уездным городом, при этом сравнивается с Римом. Также есть отсылки к Петербургу.
  • Центральная тема — взаимоотношения народа и власти.
  • В произведении раскрывается идея о том, что слепая вера власть имущим и безынициативность вредят народу.
  • Все герои делятся на два лагеря: горожане и градоначальники. Автор высмеивает пороки и простого народа, и правителей.
  • Писатель использует гротеск и гиперболу для реализации своего замысла.

Проверь себя

Задание 1.
К какому жанру не относится «История одного города»?

  1. гротескный сатирический роман
  2. утопия
  3. сатирическая историческая хроника
  4. антиутопия

Задание 2.
Какой литературный прием использует писатель, раскрывая образ Бурчеева?

  1. гипербола
  2. оксюморон
  3. гротеск
  4. ирония

Задание 3.
Какое качество автор высмеивает в глуповцах?

  1. добросовестность
  2. безынициативность
  3. добродушие
  4. пацифизм

Задание 4.
С каким городом сравнивается Глупов в романе?

  1. Рим
  2. Мадрид
  3. Париж
  4. Монпелье

Ответы: 1. — 2; 2. — 3; 3. — 2; 4. — 1.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов