Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Часть 2

13.6.2023
3297

На этой странице вы узнаете

  • Полностью ли было отменено крепостное право после реформы 1861 года?
  • Почему на Руси нельзя найти счастливую женщину?
  • Кого можно назвать счастливым человеком?

Продолжаем наше путешествие в быт разных сословий Российской империи середины XIX века! В первой части этой статьи мы уже узнали основную информацию о произведении Некрасова. Теперь переходим к самому интересному — о чем размышлял автор, и какие проблемы его волновали. Мы также познакомимся с нашими героями: узнаем, кого из них можно назвать настоящим богатырем, кого самодуром, а кого — народным заступником.

Тематика поэмы

В поэме показана жизнь большинства сословий Руси 1860-х годов. Автор раскрывает вечные темы: свобода и несвобода, добро и зло, счастье и несчастье. Это сделано для того, чтобы в полной мере и со всех сторон показать Россию того времени. Но центральными темами являются следующие три:

  1. Счастье народа.

Поэма начинается с того, что семь мужиков идут искать счастливого на Руси. Каждый из героев высказывает свое предположение о том, кто может быть счастливым: царь, помещик, священник, ведь они обладают богатством и властью.  

И вправду, подумайте, что делает лично вас счастливыми? Попробуйте узнать об этом также у ваших близких. Ответы будут очень разными, но именно благодаря им вы сможете понять ценности, мировоззрение и идеалы этих людей. Точно так же из ответов на вопрос о счастье мы понимаем, чем дорожит русский народ в произведении.

  1. Крепостное право и жизнь пореформенной России.

Некрасов размышляет о реформе 1861 года — отмене крепостного права. Многие приняли ее отрицательно, потому что крестьяне все равно оставались должны деньги государству за освобождение. 

Полностью ли было отменено крепостное право после реформы 1861 года?

Известно, что в 1861 году было отменено крепостное право и крестьяне перестали быть «рабами» своих помещиков. Но так ли это? Крестьяне на самом деле получили полную свободу и землю, но с одним важным условием: за право быть свободными бывшие крепостные должны были единовременно выплатить помещику 20% выкупной стоимости земли, которая им доставалась. До уплаты этого долга они оставались во власти помещиков как «временнообязанные». Остальные 80% платило государство. Однако и эту сумму нужно было вернуть в течение 49 лет. Получается, что крестьяне не только не получили настоящую свободу, так как суммы были для них непосильными, но еще и оказались должны и помещику, и государству. 

Некрасов относился к реформе скорее оптимистично, понимая, что жизнь крестьян все-таки меняется не в худшую сторону. Однако в поэме автор обращает внимание на то, как тяжело народ переживает эти перемены.

События произведения происходят после отмены крепостного права. Но рабская психология, невозможность быстро адаптироваться к новым условиям жизни и по-прежнему существующая (просто в другой форме) зависимость не давали людям быть по-настоящему свободными. Например, это показано в главе про холопа Якова Верного, который делал все для барина, несмотря на то, что помещик плохо к нему относился. 

Автор показывает жизнь разных сословий в этот непростой период. 

  1. Родина.

В произведении присутствует очень много размышлений на тему родной страны и ее судьбы. Автор надеется, что Россию ждет светлое будущее. Также большую роль играют пейзажи. Некрасов описывает родной край очень реалистично: это и размытые дороги, и покосившиеся деревянные избушки, и голые поля:

Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!

Однако при этом в описаниях заметна большая любовь автора к родному краю:

Леса, луга поемные,
Ручьи и реки русские
Весною хороши.

Идем дальше — к проблематике.

Проблематика поэмы

Некрасов поднимает в поэме проблемы, которые в то время являлись важными для всего русского народа. 

  1. Терпение и бунт.

Автор показывает, что русский народ очень терпелив. Крестьяне даже гордятся тем, что безропотно выносят столько страданий. Однако всякому терпению приходит конец. Некрасов показывает, что народный дух начинает восставать, народное самосознание наконец просыпается. Например, это заметно в рассказе о бунте крестьян помещика Обрубкова, которые взбунтовались против своего хозяина: 

Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова… 

  1. Пьянство и тяжелая работа.

Русский народ много пьет, но оправдывает свое пьянство тяжелой работой, которая лежит на его плечах:

Пьем много мы по времени,
А больше мы работаем.

Нет меры хмелю русскому.
А горе наше меряли?
Работе мера есть?

Автор не осуждает крестьян, однако ему больно смотреть на происходящее.

  1. Судьба русской женщины.

Мы уже увидели, что крестьянам жилось плохо. Но их женам жилось еще хуже по многим причинам.

Почему на Руси нельзя найти счастливую женщину?

Тема тяжелой женской доли очень часто встречается в творчестве Некрасова. Он стал первым, кто действительно задумался о судьбе простой русской крестьянки и неоднократно писал об этом в своих стихотворениях — например, в «Тройке». 

В то время положение женщины в принципе было бесправным, но судьба женщины-крестьянки была в большинстве случаев совершенно ужасна. Во многом это было связано с тем, что мужчин часто забирали на службу на долгие годы. Женщинам преходилось самостоятельно выполнять тяжелую работу, воспитывать детей и заботиться о них, нести ответственность за весь быт и хозяйство. 

Более того, женщины, в отличие от мужчин, зависели не только от помещика, государства и т.д., но и от своих мужей и их матерей, в дом которых переезжали после свадьбы и где не имели вообще никакого права голоса. Мужья часто били жен, грубо обращались с ними. Защиты искать было негде — жена фактически являлась собственностью мужа. 

В произведении эта проблема в основном поднимается в главе, посвященной Матрене Корчагиной, русской женщине, пережившей многое на своем веку:

…По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

…Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!..

  1. Характер русского народа.

Н.А. Некрасов хотел показать русский народ со всех сторон: его быт и характер во всей противоречивости, сложности и многообразии.

Мы видим народ, когда он трудится, отдыхает, бунтует, горюет. Все это описано реалистично. Люди каждый день совершают подвиги, терпят голод, нищету, но при этом не теряют оптимизма: помогают друг другу, запевают песни, которые скрашивают их тяжести. Русские люди смогли выстоять в эпоху бесправия и рабства, в этом их сила. 

Тематика и проблематика — основные элементы анализа, в которых вам необходимо разбираться, чтобы понимать произведение. В задании 12 ЕГЭ вам может попасться тема сочинения, связанная с одной из приведенных нами тем и проблем. Например: «Крестьянская тема в поэме», «В чем противоречивость изображения Некрасовым крестьянской Руси», «Как Некрасов раскрывает тему счастья в поэме». Теперь вы знаете, что написать на каждом случае.

Идея произведения

Поэма посвящена поиску ответа на философский вопрос «в чем заключается счастье?». Автор показывает, что на Руси несчастны как люди высшего сословия (поп, помещик), так и крестьяне. Отмена крепостного права не приносит счастья крестьянам, так как люди не знают, что делать со своей свободой, ведь внутри они по-прежнему пленники рабской психологии. 

Однако значение отмены крепостного права заключается в том, что происходит рост народного самосознания, люди впервые начинают задумываться о философских вопросах, а это уже первый шаг к внутренней свободе. Некрасов верит, что внутреннее рабство будет преодолено и народ придет к свободной и счастливой жизни:

Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.

Кого можно назвать счастливым человеком?

Автор говорит о том, что личное счастье неотделимо от народного: невозможно быть счастливым, если твой народ несчастен. Идея произведения выражается в следующих строках:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Счастливый человек — тот, кто живет ради счастья своей страны и своего народа.

А теперь давайте подробнее познакомимся с главными действующими лицами произведения.

Система образов

В поэме необычная система образов: в ней нет главного героя, потому что Некрасова волновала судьба всего русского народа в целом. Тем не менее давайте выделим яркие образы, на которых автор акцентирует внимание.

  • Семь крестьян-странников.

В первую очередь эти герои играют сюжетообразующую роль: именно с их решения пойти на поиски счастливого человека и начинается поэма. Также именно странники соединяют между собой разрозненные части произведения. У крестьян нет ярко выраженных индивидуальных черт, они представляют собой собирательный образ народа: у них тяжелая жизнь, но они трудолюбивы, веселы на пиру, способны сострадать чужой беде. 

  • Поп.

Автор рисует этот образ несколько сатирически: для попа счастье — «покой, богатство, честь». Поэтому ему очень нравилась сытая и достаточно богатая жизнь при крепостном праве. Однако теперь все изменилось, богатых помещиков не стало, а с нищих крестьян ничего не получишь. Но в то же время герой неравнодушен к судьбе крестьян, переживает за своих прихожан и поддерживает их, хотя его и не уважают люди: «…О ком слагаете / Вы сказки балагурные, / И песни непристойные, / И всякую хулу?..». Герой также терпит нищету, голод, вынужден много работать.

Через его образ Некрасов показывает, что не только крестьяне несчастливы на Руси, но и представители духовенства.

  • Яким Нагой

Это простой крестьянин, изможденный тяжелой работой:

Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле. 

Именно он объясняет причины пьянства на Руси: работа крестьян настолько тяжела, что другого выхода у них просто нет:

В деревне Басове
Яким Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..

Герой является тружеником, который понимает как русский характер, так и причины горького положения народа. В то же время автор отмечает богатство духовного мира Якима, который во время пожара в его доме спасает «картиночки», которые он купил сыну, а не последние деньги. Предметы искусства и иконы оказываются для, казалось бы, необразованного крестьянина из глухой деревни важнее материального.  

  • Ермила Гирин

Герой — умный и честный человек, преданный народу, его уважают окружающие. Он благороден и справедлив. Герой готов на все ради народа, люди видят это и избирают его старостой. Лишь однажды герой несправедливо поступил — отправил в рекруты (служить по воинской повинности) вместо своего брата, сына другой крестьянки. Однако он не смог жить с таким грузом на совести, признался во всем перед народом, хотел даже повеситься из-за этого. Но, несмотря на его положительные качества, судьба героя печальна — он оказался в остроге (тюрьме) по несправедливому обвинению.

Автор вводит в поэму Ермилу Гирина, чтобы показать такие качества простого народа, как нравственность и справедливость.

  • Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Герой — помещик, который считает свою власть неограниченной. Он расстраивается из-за отмены крепостного права: теперь пришел конец его богатой, прекрасной, беззаботной жизни. Счастье для него заключается во вседозволенности, праздности, почете со стороны крестьян и богатстве. Он гордится тем, что не умеет ничего делать самостоятельно, и не собирается учиться. Через его образ Некрасов сатирически показывает несамостоятельность помещиков, которые не могут сделать ничего сами, без помощи крестьян: 

Скажу я вам, не хвастая,
Живу почти безвыездно
В деревне сорок лет,
А от ржаного колоса
Не отличу ячменного.

  • Князь Утятин

Князь — жестокий самодур, который издает глупые указы: «…Добро господское / Гноить? Я вас, мошенников, / Самих сгною на барщине! / Пересушить сейчас!..». Он не готов отказаться от крепостных крестьян, поэтому, когда узнает об освобождении народа, заболевает. Его родственники просят крестьян притвориться, что крепостное право не было отменено, а взамен обещают отдать людям земли. Крестьяне соглашаются сделать это, но в итоге так и не получают обещанного.

Утятин — собирательный и гротескный образ злых помещиков. Его самодурство доходит до абсурда — например, он решает поженить ребенка и старушку: «…Так барин приказал: / На той вдове Терентьевой / Женить Гаврилу Жохова <…> А той вдове – под семьдесят, А жениху – шесть лет!..». Этот помещик навсегда остался в прошлой эпохе, его счастье — в вечном крепостном праве: «С тех пор, как слух прошел./ Что воля нам готовится, / У князя речь одна: / Что мужику у барина / До светопреставления / Зажату быть в горсти!..»

  • Матрена Тимофеевна Корчагина

В образе героини воплощаются сотни русских женщин. Она трудолюбива, умна, честна и смекалиста. Женщина была счастлива в родительском доме, но после замужества ее жизнь изменилась в худшую сторону, стала просто невыносимой: «…Ночь – слезами обливаюся, / День – как травка пристилаюся… / Я потупленную голову, / Сердце гневное ношу!..»

Она абсолютно бесправна в доме, где живет после свадьбы, вынуждена подчиняться мужу и его родственницам. Односельчане из-за предрассудков обвиняют ее в неурожае. И даже единственная радость Матрены — маленький сын — погибает по вине деда мужа. А потом и самого мужа Матрены чуть не забирают в рекруты. Только героизм женщины и ее невероятная преданность семье дают ей силы пойти к жене губернатора и умолять ее о помощи. 

Матрена Тимофеевна вбирает в себя черты стойкости и терпения русского народа. Через ее образ автор показывает, как тяжело жилось женщинам на Руси.

  • Савелий

Дедушка Савелий — русский богатырь. Он является родственником Матрены Тимофеевны и единственным человеком, который ее жалел, сочувствовал женской доле. Герой — обычный крестьянин, который испытал на себе все тяготы жизни. Савелий говорит о себе: «клейменный, да не раб!», что показывает его свободолюбие.

Когда герой был крепостным, его помещик нанял управляющего немца, который разорил крестьян. Тогда крестьяне, включая Савелия, восстали против немца и закопали его в яму, за что потом попали в тюрьму. 

Савелий — воплощение стремления русского народа к свободе, а также его силы.

  • Гриша Добросклонов

Герой — разночинец, семинарист, сын дьячка и бывшей крепостной крестьянки. В 15 лет у него уже была цель — сделать жизнь народа лучше: «…Не надо мне ни серебра, / Ни золота, а дай Господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!..».

Интересный факт: фамилия героя отсылает нас к критику Добролюбову, который так же, как и  Добросклонов, боролся за лучшую жизнь народа.

Герой сочиняет веселые песни, чтобы они заменили народу грустные, веря в то, что они поднимут дух людей. Через образ Гриши выражается авторская идея о том, что счастливый человек — тот, кто живет «…для счастья / Убогого и темного / Родного уголка». Именно таким является Григорий. 

Автор называет его «народным заступником», считает, что как раз из таких людей и складывалась революционная молодежь, готовая бороться за счастье народа. Некрасов подчеркивает, что человека, вставшего на этот путь, ждет тяжелая судьба:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника.
Чахотку и Сибирь.

При анализе образов героев мы неоднократно использовали цитаты, подтверждающие наши рассуждения. Цитаты могут помочь и вам продемонстрировать эксперту свои знания и получить высокие баллы на экзамене. Не забывайте их использовать!

Обратите внимание на то, составители экзамена любят давать задания на соотнесение (задание 3 на ЕГЭ) с подборными цитатными характеристиками персонажей, где необходимо выбрать для описания каждого персонажа цитату из предложенного списка. Однако цитаты важны не только в решении тестовой части.

Например, в задании 6 ЕГЭ часто бывает тема про женские образы или образы представителей простого народа. Вы можете рассмотреть в качестве примера Матрену Тимофеевну, написать о тяготах жизни крестьянки, привлекая указанные выше цитаты.

Также знание цитатных характеристик героев и системы образов пригодится для написания задания 12 ЕГЭ, так как большинство вопросов по произведению связаны именно с персонажами и их ролью для раскрытия сюжета.

Итак, мы полностью разобрали поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и вместе с семью мужиками совершили путешествие в середину XIX века, узнали больше о жизни самых разных сословий в тот период. 

Если вас заинтересовала тема взаимоотношений помещиков и крестьян, мы можем предложить вам еще одну статью по этой теме — «Мертвые души» Н.В. Гоголя. В ней вы узнаете, как жили представители этих сословий до отмены крепостного права, кого Гоголь называл «мертвыми душами», и почему произведение тоже является поэмой, хотя в нем нет рифмы. 

Фактчек

  • В поэме раскрываются темы счастья народа, Родины, крепостного права и жизни в пореформенной России.
  • В произведении поднимаются проблемы терпения и бунта, пьянства и тяжелой работы, судьбы русской женщины и характера русского народа.
  • Среди всех, кого семь мужиков встретили на своем пути, не было ни одного счастливого человека. Автор показывает, что положение народа после реформы не меняется в лучшую сторону. Страдают как представители высших сословий, так и крестьяне. 
  • Именно в образе Гриши Добросклонова раскрывается авторское представление о счастье: он хочет служить народу, помогать крестьянам и добиваться для них лучшего.
  • Идея произведения заключается в том, что невозможно быть счастливым, если твой народ несчастен. По-настоящему счастливый человек — тот, кто думает о счастье всего народа.

Проверь себя

Задание 1.
Как звали «народного заступника»? 

  1. Савелий
  2. Фогель
  3. Яким
  4. Гриша

Задание 2.
Какие проблемы поднимаются в произведении? 

  1. терпения и бунта
  2. пьянства и тяжелой работы
  3. неразделенной любви
  4. судьбы русской женщины
  5. лживости светского общества

Задание 3.
В чем заключается счастье для помещика Оболт-Оболдуева?

  1. Во вседозволенности, праздности, почете со стороны крестьян и богатстве.
  2. В счастье народа.
  3. В образовании и способности самостоятельно о себе позаботиться.
  4. В успехах в светском обществе.

Задание 4.
Какой герой олицетворяет нравственность и справедливость? 

  1. Савелий
  2. Ермил Гирин
  3. Утятин
  4. Оболт-Оболдуев

Задание 5.
Удалось ли семи мужикам встретиться с по-настоящему счастливым человеком?

  1. Да, в начале поэмы.
  2. Да, в финале поэмы.
  3. Нет.

Ответы: 1. 4; 2. 1, 2, 4; 3. 1; 4. 2; 5. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов