Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Гарсиа Маркес Габриэль. Роман «Сто лет одиночества»

13.2.2023
166

На этой странице вы узнаете 

  • Как отличить магический реализм от фэнтези?
  • Медицинские советы от героев: как вылечить горло и избавиться от угрызений совести?
  • Что такое закон сансары по-латиноамерикански?

С чем у вас ассоциируется Латинская Америка? С солнцем, танго или Бразильским карнавалом? Сегодня мы поговорим о латиноамериканской литературе XX века, магическом реализме и романе Нобелевского лауреата — Габриэля Гарсиа Маркеса.

Своеобразие магического реализма

Наш разговор о латиноамериканской литературе стоит начать с описания весьма интересного художественного метода — магического реализма.

Мы уже изучали реализм и много говорили о нем в статье «Романтизм, реализм, импрессионизм». А что такое магический реализм?

Магический реализм — это художественное направление, в котором в реалистичную картину мира вплетены магические элементы. Причем эти элементы могут проявляться как в сверхъестественной сути героев, так и в атмосфере вокруг. Большинство латиноамериканских авторов XX века творили именно в этом направлении. 

Сам по себе термин «магический реализм» — это некий оксюморон, сочетание несочетаемого. Ведь реализм — это отражение действительности, повседневной жизни, а магия от нашей жизни слишком далека, она противоречит ей. Каким образом реальность может быть магической? Но как раз в этом парадоксе заключаются безграничные возможности автора. Это синтез реального и магического. При правильном использовании фантастические элементы дополняют окружающий мир. 

Что мы можем отнести к чертам магического реализма? 

  • Двойственность — сочетание обыденного и вымышленного, отсутствие грани между ними.
  • Герои воспринимают магию как что-то нормальное, их не удивляет летающая циновка, эпидемия забывчивости или то, как священник поднимается в воздух на 12 сантиметров. 
  • Гротеск (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер) — часто мир в произведениях магического реализма искажен и деформирован. 
  • Фольклорность, мифологичность, символика. 
  • Искажение времени. Оно может быть цикличным, когда настоящее повторяет прошлое, или, наоборот, застывшим — как, например, в романе «Сто лет одиночества», где автор изображает дождь, идущий почти пять лет. 
  • Отказ от психологизма. В произведениях магического реализма отсутствует глубокий психологический анализ героев. 

Если вам знакомы фильмы «Зеленая миля» или «Лабиринт фавна», то у вас уже есть представления о магическом реализме.

Как отличить магический реализм от фэнтези?

Эти два жанра действительно похожи, поэтому неудивительно, что их часто путают. И в магическом реализме, и в фэнтези есть два мира — реалистический и магический. Однако в фэнтези сюжет основан на сверхъестественном — всегда есть магический мир, магия в нем действует по четким законам. Магический реализм — это, прежде всего, реализм. В нем тоже есть сверхъестественное, но это не основа сюжета.

Если вы можете пересказать произведение, избегая фантастических элементов, и при этом сильно сюжет от этого не пострадает, то перед вами произведение магического реализма. Так, сюжет романа «Сто лет одиночества» без магии не разваливается, это все еще история о семье. 

А теперь самое время приступить к роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

Роман «Сто лет одиночества»: путеводитель в магический реализм

Культовый роман Г.Г. Маркес начал писать в 40 лет, плодотворная работа длилась 18 месяцев — произведение было готово в 1967 году. Чтобы семья чувствовала себя комфортно, пока Маркес отдавался творчеству, писателю пришлось продать свою машину. 

Когда роман был закончен, у Маркеса не было денег, чтобы просто послать его в издательство. Жене писателя пришлось заложить миксер, чтобы отправить рукопись мужа. 

Интересный факт: Г.Г. Маркес выдвинул условия для экранизации романа «Сто лет одиночества». Действия в книге длятся 100 лет, фильм должен рассказать всю историю семьи Буэндиа. При этом ежегодно может выходить только одна часть фильма, которая должна описывать один книжный год. Таким образом, чтобы снять экранизацию романа, режиссерам понадобится сто лет. 

Композиция

Анализ этой саги о семье Буэндиа стоит начать с особенностей композиции. 

Композиция романа — это, по сути своей, краткий пересказ жизни шести поколений семьи Буэндиа в городе Макондо. 

Всего произведение состоит из 20 глав. В первых 4 рассказывается история основания города Макондо, с 4 главы по 16 повествуется о политическом и экономическом развитии города, в конце — о гибели селения. 

Интересна концепция времени в романе. В доме Буэндиа время всегда циклично, а в городе Макондо время идет привычным нам образом. У Маркеса со временем происходят и другие необычные вещи. Например, в доме полковника Аурелиано Буэндиа всегда на часах три часа пополудни. Но при этом за пределами дома мы видим разные исторические отсылки, например, Банановая резня 1928 года.

В этом как раз заключается феномен романа, потому что, с одной стороны, мы видим невозможные вещи, но с другой — узнаем реальный латиноамериканский мир. 

Теперь переходим к героям произведения. Скорее готовьте кофе или чай — сейчас будем разбираться в одинаковых именах и родственных связях семьи Буэндиа. 

Система образов

Чтобы не запутаться в этой Санта Барбаре, обратимся к семейному древу рода Буэндиа. 

Итак, первое поколение — это Хосе Аркадио и Урсула Игуаран, они основали город Макондо. Герои были двоюродными братом и сестрой. Из-за родственной связи их род оказался проклятым. 

Хосе Аркадио Буэндиа — это упрямый и волевой мужчина, он стремился познать мир. Одна из его идей — запечатлеть бога с помощью дагеротипии (предок фотоаппарата). В итоге герой сходит с ума, его привязывают к дереву, у которого он состарился и умер. 

Урсула Игуаран — фактически именно она была главой семьи, женщина прожила 120 лет и застала 6 поколений Буэндиа. 

Второе поколение — это три ребенка Хосе Аркадио и Урсулы.

Хосе Аркадио — старший сын основателей города. Это образ авантюриста и красавца-мужчины. Он женился на своей родственнице Ребеке. Умер Хосе Аркадио от огнестрельного ранения.  

Полковник Аурелиано — во время Гражданской войны ушел на сторону либералов. Вернулся домой и до самой смерти изготавливал золотых рыбок. Взял в жены несовершеннолетнюю Ремедиос. Девушка умерла во время родов. Также у полковника Аурелиано было 17 детей от разных женщин, но все они умерли. 

Амаранта — в юношестве пережила несчастную любовь, после чего всю жизнь была одинока. В старости она плела себе саван — покрывало, которым накрывают тело в гробу. Героиня умерла, как только закончила изделие. Интересно, что именно Смерть приказала Амаранте плести этот саван.

Ребека — это дальняя родственница Хосе Аркадио старшего и Урсулы. Они удочерили ее, так как девочка осталась сиротой. У Ребеки были странные привычки — сосать палец и есть землю. Вышла замуж за Хосе Аркадио, а после его смерти жила затворницей.

Третье поколение — это два незаконнорожденных сына Хосе Аркадио и полковника Аурелиано. У братьев была одна любовница — Пилар Тернер. Именно она является матерью третьего поколения Буэндиа. 

Аркадио — сын Хосе Аркадио. Герой испытывал влечение к своей матери — Пилар Тернер. Женщина наняла девушку, чтобы переключить внимание сына. Это была дочка владельца магазина — Санта София де ла Пьедад. Она и стала женой Аркадио. Сам Аркадио в итоге пришел к власти в Макондо, стал диктатором — его свергли и казнили.  

Аурелиано — сын полковника Аурелиано. Герой с детства был влюблен в свою тетю Амаранту (это та, которая плела себе саван). Его убили из-за того, что он не дал себя обыскать в театре. 

Четвертое поколение — это трое детей Аркадио и его жены Санты Софии де ла Пьедад.

Ремедиос Прекрасная — девушка была необычайна красива, но любовь ее не интересовала. Кроме привлекательной внешности, у героини не было других достоинств. Ремедиос унес сильный ветер, из-за чего она и погибла. 

Хосе Аркадио II и Аурелиано II — это братья-близнецы. Одно время у них была любовница, которая считала их одним человеком, — Пьетра Котес. Хосе Аркадио II бросил ее, а Аурелиано II остался с девушкой, но завел семью с другой. 

Хосе Аркадио II — ушел надсмотрщиком в банановую компанию. Выжил после демонстрации бастующих рабочих и проснулся в поезде, полном трупов. После этого герой сошел с ума. 

Аурелиано II — страсть героя с любовницей Пьетрой Котес оказала магическое влияние на скот, а Аурелиано II разбогател. Женился же герой на Фернанде дель Карпио, которая стала хозяйкой рода Буэндиа, отобрав это место у Урсулы (это основательница рода, вы же еще не забыли, что она прожила 120 лет?)

Пятое поколение — это трое детей Аурелиано II и Фернанды. 

Рената Ремедиос (Меме) — влюбилась в Маурисио Вавилонья (сына рабочего). Из-за этого Фернанда (мать девушки) отправила Меме в монастырь, где девушка родила сына. 

Хосе Аркадио — дружил с соседскими мальчиками. Герой нашел клад, после чего дети утопили героя и отобрали золото.

Амаранта Урсула — уехала учиться в Европу. Не прощаемся с этой героиней, она еще сыграет свою роль. 

Шестое поколение — это Аурелиано Вавилонья, сын Ренаты Ремедиос (Меме), которого она родила в монастыре. Из-за связи Меме с рабочим в семье Буэндиа мальчика воспитывали как подкидыша. После того, как Амаранта Урсула вернулась домой из Европы, она влюбилась в Аурелиано. Он приходится ей племянником, но герои не знали о своем родстве, потому что происхождение Аурелиано скрывали. Герои полюбили друг друга, и у них родился сын. Именно Аурелиано Вавилонья расшифровал пергаменты Мелькиадеса (цыган, который приходил в Макондо каждый март, друг основателя рода — Хосе Аркадио Буэндиа) с пророчеством о семье Буэндиа. 

Седьмое поколение — Аурелиано — это сын Аурелиано Вавилонья и Амаранты Урсулы. Из-за родственной связи родителей мальчик родился со свиным хвостом. Младенца съели муравьи.

Медицинские советы от героев: как вылечить горло и избавиться от угрызений совести?

У жителей Макондо были свои способы справляться с разными жизненными трудностями. Например, от угрызений совести можно обжечь себе руку углями: «Амаранта вошла на кухню, положила руку на угли в плите и держала до тех пор, пока боль не стала такой сильной, что Амаранта уже ощущала не ее, а только тлетворный запах своего собственного паленого мяса. Это было сильнодействующее средство против угрызений совести».

От боли в горле тоже есть народное средство. Достаточно закопать курицу под каштан — и боль сразу пройдет: «…она посоветовала Аурелиано Второму взять курицу-наседку, полить ее своей мочой, а затем зарыть живьем в землю под каштаном; Аурелиано Второй выполнил все эти рекомендации с искренней верой в успех, и едва он прикрыл сухими листьями взрытую землю, как ему уже показалось, что дышать стало легче».

Тематика

Тема одиночества — основная в произведении. Маркес считает, что главная беда рода Буэндиа заключалась в том, что они не умели любить, поэтому эта семья обречена на сто лет одиночества. Урсула — одна из основателей рода — поняла, что одинока только в глубокой старости, когда ослепла. Несмотря на большую семью, она одинока, рядом с ней нет любящих ее людей, именно поэтому никто вплоть до ее смерти так и не заметил, что героиня потеряла зрение. 

Тема любви. Маркес лишает своих героев самого главного — способности любить. За всю историю рода Буэндиа Аурелиано — последний представитель семьи, ребенок с хвостом свиньи — единственный, кто был рожден в любви. Именно любовь — это залог счастья, она способна изменить судьбу человека. Пока герои не будут способны полюбить, они не смогут полноценно жить. 

Что такое закон сансары по-латиноамерикански?

Сансара — это круговорот жизни и смерти. В контексте романа «Сто лет одиночества» это связано с темой времени. Автор показывает цикличность времени в романе. Это одна из причин, по которой у героев постоянно повторяются имена.

Судьба семьи Буэндиа — замкнутый круг, вечное одиночество. Повторяются не только их имена, но и судьбы. Их жизнь безнравственна и лишена хоть какого-то смысла. Члены семьи Буэндиа вступают в брак со своими родственниками, пьянствуют, заводят любовников и самое главное — страдают от одиночества.

Цикличность времени проявляется и в занятии полковника Аурелиано, которое он выбрал после войны. Герой изготавливает золотых рыбок, переплавляет их и создает заново. 

Тема проклятья. Семья Буэндиа была обречена на одиночество. Предсказание старого цыгана Мелькиадеса сбывается. Последний из рода Буэндиа — Аурелиано — читает пергамент с записями Мелькиадеса и погибает в своем доме: «Но, еще не дойдя до последнего стиха, понял, что ему уже не выйти из этой комнаты, ибо, согласно пророчеству пергаментов, прозрачный (или призрачный) город будет сметен с лица земли ураганом и стерт из памяти людей в то самое мгновение, когда Аурелиано Бабилонья кончит расшифровывать пергаменты, и что все в них записанное никогда и ни за что больше не повторится, ибо тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».

Также тема проклятия раскрывается в описании дождя, длиною почти в пять лет. Рабочие на банановых плантациях выходят на мирные демонстрации, но правительство подавляет эту забастовку — тысячи солдат расстреляны. После этих событий на Макондо обрушивается ливень как наказание за жестокость. 

Тема запретной любви. Как раз это и стало причиной проклятия семьи Буэндиа. У рода есть последний шанс — это единственный ребенок, рожденный в любви, сын Амаранты и Аурелиано. Но герои тоже родственники, поэтому мальчик, а затем и весь род Буэндиа умирают. Разговоры о запретной любви в романе сопровождаются мифом о рождении ребенка с хвостом свиньи — так и происходит. 

Тема убийства. Жестокость и способность на убийство — это одна из черт рода Буэндиа. Например, Ремедиос умирает из-за Амаранты, которая решает воспользоваться ядом и убить свою родственницу. Но в итоге яд попадает в кружку Ремедиос, и девушка умирает.

Мотивы

В романе постоянно повторяется мотив крушения надежд. Как бы ни старались Буэндиа спастись от одиночества — все их попытки бесполезны. Самый яркий пример мотива разрушения надежд — это рождение последнего ребенка в этой семье. 

Аурелиано — сын Аурелиано Вавилонья и Амаранты — единственный ребенок, рожденный в любви. Амаранта надеется, что он сможет продолжить род Буэндиа. Но из-за родственной связи его родителей ребенок рождается с поросячьим хвостом, а его мать умирает во время родов. Маленького Аурелиано съедают муравьи — после этого эпизода становится понятно, что у рода Буэндиа нет шансов на будущее. 

Также в романе встречается мотив бессонницы. После появления в доме Ребеки, семья Буэндиа заболела бессонницей. Самое страшное в этом недуге было то, что за ним следовала эпидемия забывчивости: «когда больной свыкается с потерей сна, в его памяти начинают стираться сначала воспоминания детства, потом названия и назначения предметов, затем он <…> погружается в некое подобие идиотизма». Так в произведение вводится еще один мотив — памяти и забвения

Мотив изолированности также встречается в произведении. Главным образом он раскрывается в описании города Макондо. Это селение изолировано от цивилизованного мира. Каждый раз, когда Макондо пытается соединиться с внешним миром, происходят несчастья: эпидемия забывчивости, ливень, который шел 4 года 11 месяцев и 2 дня, и, наконец, вихрь, который уничтожает город.

Роман «Сто лет одиночества» — это не только сага о семье, но и глубокие размышления Г.Г. Маркеса об одиночестве, которое делает жизнь человека бессмысленной. Теперь вы знаете немного больше о магическом реализме, семье Буэндиа, эпидемии забывчивости и о многом другом. Если вам интересна литература XX века, то рекомендуем к прочтению роман Э.М. Ремарка «Три товарища», а также творчество Ф. Кафки и Д. Оруэлла

Фактчек

  • Магический реализм — это художественное направление, в котором в реалистичную картину мира вплетены магические элементы. Герои воспринимают магию как что-то нормальное.
  • Главная тема романа «Сто лет одиночества» — одиночество. Семья Буэндиа была обречена на одиночество, потому что они утратили способность любить. Именно любовь — это залог счастья, она способна изменить судьбу человека. 
  • В произведении раскрывается темы одиночества, любви и запретной любви, проклятия, времени и убийства. Встречаются мотивы крушения надежд, бессонницы, памяти и забвения, изолированности. 

Проверь себя

Задание 1.
Что не свойственно для магического реализма?

  1. искажение времени 
  2. психологизм 
  3. фольклорность 
  4. двойственность мира 

Задание 2.
Кем приходилась Урсула Игуаран своему мужу Хосе Аркадио?

  1. родной сестрой
  2. двоюродной сестрой 
  3. тетей 
  4. подругой 

Задание 3.
Почему семья Буэндиа была одинока?

  1. из-за их глупости 
  2. из-за их жестокости
  3. из-за их неумения любить 
  4. из-за их эгоизма

Задание 4.
Сколько времени шел дождь в Макондо?

  1. 5 лет 
  2. 4 года 2 месяца 11 дней
  3. 2 года 4 месяца 11 дней
  4. 4 года 11 месяцев 2 дня

Ответы: 1. — 2; 2. — 2; 3. — 3. 4. — 4.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов