Франц Кафка, Джордж Оруэлл
На этой странице вы узнаете
- Как Кафку обманул его литературный душеприказчик?
- О чем произведения Ф. Кафки?
- В чем Дж. Оруэлл был первым?
- Какую ошибку не нужно совершать при анализе «Скотного двора»?
Любите ли вы «Человека-паука» и «Зверополис»? Да? А что, если мы вам скажем, что о людях-насекомых и государствах, в которых всем руководят животные, можно прочитать на страницах произведений классиков зарубежной литературы? Надеемся, что вы заинтригованы, потому что в этой статье мы рассмотрим творчество двух необычных писателей: Франца Кафки и Джорджа Оруэлла.
Франц Кафка: очень странные дела
Сегодня вам представляется возможность поближе познакомиться с одной из ключевых фигур литературного процесса XX века.
Франц Кафка (1883—1924) родился в Праге в буржуазной еврейской семье. По окончании Пражского университета он стал юристом и поступил на службу в страховую фирму, чтобы обеспечивать себя (call-центров тогда еще не было, но страховые компании уже были). Кафка не любил свою официальную работу и все свое свободное время посвящал литературному труду. Однако писал он по большей части «в стол». При жизни творца было опубликовано только несколько коротких рассказов, Кафка был популярен лишь в узких литературных кругах.
Писатель был очень болезненным человеком. Кроме того, Ф. Кафка страдал от низкой самооценки, постоянного «самокопания» и болезненного восприятия окружающего мира, что отразилось в его творчестве.
Как Кафку обманул его литературный душеприказчик? Если у вас возник вопрос, что это за интересная должность, поясним. Литературный душеприказчик — это человек, который назначается в соответствии с завещанием автора, чтобы вести дела, связанные с его литературным наследием, после его смерти. Перед смертью Ф. Кафка завещал уничтожить все свои рукописи (Гоголь, ты ли это?). Возлюбленная писателя, Дора Диамант, исполнила его волю. Она уничтожила большинство рукописей, которыми обладала. Тем не менее литературный душеприказчик Ф. Кафки — Макс Брод — ослушался писателя. И благодаря этому неповиновению свет увидели такие произведения, как «Америка», «Замок» и «Процесс». Спасибо, Макс Брод! |
Узнав, что из себя представлял великий писатель, мы можем перейти к особенностям творчества Ф. Кафки.
- Абсурдизм. Признание хаотичности мира, а этот хаос непостижим.
- Человек в произведениях Кафки противопоставлен чужому и враждебному миру.
- «Протокольность», избыточная детализация. Это имитирует достоверность.
- Нормализации ужаса, кошмара.
- Притчевый характер произведений.
Если появился вопрос, что под собой подразумевает «притчевый характер», давайте разберемся, что это за феномен такой.
Для притчевой модели произведения характерны:
- Полисемантичность, которая предполагает множество интерпретаций. Это значит, что не существует одного верного толкования произведения. Любая интерпретация имеет право на существование.
- Многоуровневость — наличие скрытого уровня текста. На уровне подтекста зашифрован смысл произведения, зачастую поучительный.
О чем произведения Ф. Кафки? В произведениях Ф. Кафки раскрываются следующие темы: 1. Тема преступления и наказания («Процесс»). 2. Тема вины, страха, одиночества («Превращение», «Процесс»). 3. Тема силы, власти и закона («Процесс»). 4. Тема отчужденности человека («Замок», «Превращение»). 5. Тема творчества («Голодарь»). |
Теперь мы почти эксперты в «кафковединии». Почему почти? Для того, чтобы стать настоящими экспертами по творчеству этого незаурядного писателя, нам необходимо проанализировать хотя бы одно произведение автора. И наш выбор пал на «Превращение».
Превращение (1915): утро добрым не бывает
Род | Жанр | Направление |
Эпос | Повесть | Модернизм |
«Превращение» — это история о том, как однажды молодой человек, Грегор Замза, просыпается и понимает, что превратился в насекомое (как авторам такое в голову приходит вообще).
Самое поразительное, что осознав это, герой не приходит в ужас и не начинает кричать от страха, он только рассуждает о том, какая у него неблагодарная профессия, и что нужно высыпаться: «От этого раннего вставания, — подумал он,— можно совсем обезуметь».
Грегор больше переживает не о своем перевоплощении, а о том, что опаздывает на работу. В связи с этим в комнату Замзы настойчиво начинают стучаться другие обитатели этой квартиры, а именно:
- Отец Грегора, который обанкротился и большую часть времени сидел дома, пролистывая газеты.
- Мать Грегора, страдающая астмой. Из-за болезни она тоже не работает.
- Грета, сестра Грегора. Она неплохо играет на скрипке, и потому мечтой ее брата было помочь ей поступить в консерваторию после того, как отцовские долги будут погашены.
Грегор не хочет открывать дверь из-за своего нового обличия. Вскоре в квартире Замзы появился его начальник, который тоже требовал немедленного появления Грегора. Через некоторое время герой все же открыл дверь и показался в своем новом облике домочадцам и боссу. Раздались крики, начальник Грегора убежал, мать упала в обморок, а отец затолкал неведомое существо обратно в комнату. А кто бы отреагировал иначе? Никто не слушал Грегора, он пытался объяснить своему работодателю, что он все обязательно отработает и наверстает.
Так началась жизнь Грегора в заточении. Он испытывал постоянное чувство стыда из-за того, что подвел свою семью, так как являлся единственным кормильцем. В комнату его заходила только сестра, чтобы прибраться и поставить миску с едой.
Вскоре родные Замзы решили забрать всю мебель из его комнаты, читаем — лишить нормального человеческого жилища.
Вначале Грета проявляет к брату жалость и понимание. Но позже семья начинает жить впроголодь и вынуждена пустить квартирантов, которые нагло и беспардонно ведут себя в их доме. И тогда даже Грета теряет остатки последних чувств жалости к насекомому. Вскоре Грегор умирает, заразившись от гнилого яблока, которое застряло у него в спине. Этот фрукт в сына кинул отец. А семья в итоге начинает жить счастливо, очень быстро позабыв о Грегоре, который когда-то был их единственной опорой.
В произведении раскрывается конфликт человека с враждебным ему миром. Грегор, превратившись в насекомое, сталкивается с жестокостью и непониманием со стороны домочадцев. Как только герой перестает быть кормильцем, он становится врагом и обузой для своих родных.
Кроме того, в произведении есть и внутренний конфликт. В душе Грегора происходит борьба человеческих качеств и животных инстинктов. Когда мы читаем повесть, мы замечаем, что постепенно герой перестает разговаривать. Связные высказывания Грегора вскоре превращаются в нечленораздельные животные звуки.
В произведении поднимаются такие проблемы, как:
- проблема семейных взаимоотношений;
- проблема «маленького человека»;
- проблема одиночества человека в жестоком мире.
Джордж Оруэлл: ужасы тоталитаризма
Кто такой Дж. Оруэлл? Его настоящее имя — Эрик Артур Блэр. Его творческий псевдоним Джордж Оруэлл (1903—1950). Родился он в 1903 году в Британской Индии в семье сотрудника опиумного департамента (любопытно, но сейчас не об этом).
Учился в Итонском колледже. 1922 по 1927 год служил в колониальной полиции в Бирме. После этого долгое время провел в Великобритании и Европе, живя за счет случайных заработков. В этот период Дж. Оруэлл начал писать художественную прозу и публицистику.
В 1936 году он отправился в Испанию, где началась гражданская война, чтобы воевать на стороне республиканцев. Во время Второй мировой войны хотел пойти в армию, но не прошел по здоровью, поэтому вел антифашистскую программу на Би-би-си до 1943 года, затем стал литературным критиком в газете Tribune.
В 1945 году была опубликована принесшая известность Дж. Оруэллу повесть «Скотный двор». Идейным продолжением которой послужил роман «1984», увидевший свет в 1949 году. Умер в Лондоне в 1950 г. от туберкулеза.
Теперь, когда мы можем представить себе, кто такой Дж. Оруэлл, самое время переходить к рассмотрению особенностей творчества писателя.
- Простой стиль письма. Если ждете витиеватых фраз, как у Пруста, то не дождетесь…
- Критика тоталитаризма — это то, что определяет два главных произведения Дж. Оруэлла «Скотный двор» и «1984».
Тоталитаризм — политический режим, который подразумевает полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества.
Говоря о тематике и проблематике, нужно понимать, что наиболее важные работы Дж. Оруэлла посвящены именно тоталитарным режимам. Автор интересуется следующими вопросами:
- Как зарождаются тоталитарные режимы?
- Какие механизмы использует лидеры в тоталитарных государствах?
- Какие условия необходимы для поддержания подобного режима?
В чем Дж. Оруэлл был первым? Дж. Оруэлл дал впервые полное, исчерпывающее художественное исследование тоталитаризма. Когда писатель опубликовал «Скотный двор» даже термина «тоталитаризм» в привычном нам понимании не существовало. |
Мы уже достаточно знаем о творчестве Дж. Оруэлла, чтобы перейти к анализу повести «Скотный двор».
Род | Жанр | Направление |
Эпос | Повесть | Модернизм |
Что это такое? Согласно авторскому подзаголовку — с англ.: Animal Farm: A Fairy Story — это сказка. Но это не так. Подзаголовок лишь указывает на литературные традиции анималистической литературы — литературы, в которой главными героями являются животные. В английской литературе эта традиция переживала упадок, а Дж. Оруэлл возродил ее.
Так о чем эта «сказка»? Обратимся к сюжету произведения.
Действие происходит на ферме, которой владеет пьяница мистер Джонс. Дела там идут плохо. Однажды всем уважаемый хряк Майор устраивает собрание для всех животных, где предлагает свергнуть людскую власть и самим управлять фермой. Все распевают гимн «Твари Англии». Однако несколько дней спустя Майор умирает.
Однажды мистер Джонс забывает накормить животных. Это и послужило причиной бунта, в результате которого фермер был изгнан и власть захватили животные. Они создают семь заповедей, которые все должны соблюдать. Свинья Снежок создал из зеленой скатерти флаг животных.
На одном из собраний хряк Наполеон захватывает единоличную власть на ферме, натравив на Снежка девять огромных псов. Он объявляется «врагом народа», который устраивает диверсии. Свинье удалось сбежать, с тех пор его никто не видел. Высшей Целью животных становится строительство ветряной мельницы — план строительства разработал Снежок, однако Наполеон присвоил его себе. Тем не менее насладиться прелестями этого сооружения животные не смогли. Мельница была разрушена дважды.
Семь заповедей во время правления претерпели некоторые изменения: Наполеон исправлял, а затем и вовсе отменил все заповеди, кроме одной, последней и самой главной. Только и эта заповедь не осталось неизменной: из «Все животные равны» она превратилась в «Все животные равны, но некоторые животные равнее других».
Жизнь на ферме проходит под тотальным контролем Наполеона и его приспешников, которые принимают все решения на «Скотном дворе». Если животные начинают сомневаться, Визгун убеждает их, что все хорошо. Наполеон устраивает казни для тех, кто был заподозрен в преступной связи со Снежком.
В то же время свиньи переселяются в опустевший дом Джонса, начинают носить его одежду, пьют его вино, играют в карты с людьми. Заканчивается повесть ссорой и примирением людей и свиней: «Оставшиеся снаружи переводили взгляды от свиней к людям, от людей к свиньям, снова и снова всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, кто есть кто».
После того, как мы ознакомились с основными событиями, можем переходить к анализу. Конечно, нам очевидно, что история про свиней — это не история про свиней, это анализ тоталитарного государства.
Повесть Дж. Оруэлла посвящена теме становления тоталитарного государства. Автор в «Скотном дворе» поднимает следующие проблемы:
- Проблема установления тоталитарного режима (Как появляются тоталитарные режимы?).
- Проблема влияния тоталитарной власти на жизнь людей (Как тоталитарная власть влияет на обычных людей?).
Какую ошибку не нужно совершать при анализе «Скотного двора»? Важно не совершить довольно частую ошибку при анализе «Скотного двора». Не нужно ассоциировать государство, созданное животными, только с Советским Союзом. В этом произведении изображена модель любого тоталитарного государства. Все они строятся по одним законам и принципам. |
Какие это принципы?
- Необходим враг извне. Это он будет «козлом отпущения» (в нашем случае — свиньей, но да ладно), и причиной всех проблем, что поможет консолидировать население. Хряк Снежок стал этим «врагом народа».
- Пропаганда. Наполеон вводил разного рода собрания, на которых пели гимн «Твари Англии». Животным внушалось, что им живется лучше, чем раньше.
- Искоренение инакомыслия. Все, кто отличался, бесследно пропадали.
- Аппарат насилия. Помним девятерых псов, которых Наполеон натравил на Снежка? Вот, это оно.
Таким образом, каждый эпизод в произведении — художественное обобщение событий сталинизма и фашизма.
Что нам хочет сказать Дж. Оруэлл? Мысль эта достаточно проста. Любой тоталитарный режим опасен и точка.
Термины
«Маленький человек» — это тип литературного героя. Как правило, это персонаж невысокого социального положения и незнатного происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами.
Фактчек
- Франц Кафка — немецкоязычный писатель, особенностями творчества которого являются: абсурдизм, «протокольность», избыточная детализация, нормализация ужаса, кошмара, притчевый характер произведений.
- «Превращение» — повесть, в которой реализованы два конфликта: внешний (человек и враждебный ему мир) и внутренний (борьба человеческих качеств с животными инстинктами). В произведении поднимаются такие проблемы, как: проблема семейных взаимоотношений, проблема «маленького человека», проблема одиночества человека в жестоком мире.
- Джордж Оруэлл — британский писатель, характерными чертами его творчества являются простота стиля написания, критика тоталитаризма.
- «Скотный двор» — художественное осмысление тоталитаризма: его зарождения и механизмов удержания власти.
Проверь себя
Задание 1.
Что не является чертой творчества Ф. Кафки?
- абсурдизм
- избыточная детализация
- нормализация ужаса, кошмара
- гуманизм
Задание 2.
Какого конфликта нет в «Превращении»?
- внутреннего
- человека и враждебного мира
- отцов и детей
- разума и чувств
Задание 3.
Что является чертой творчества Дж. Оруэлла?
- абсурдизм
- избыточная детализация
- критика тоталитарного режима
- экзистенциализм
Задание 4.
Как нельзя назвать произведение Дж. Оруэлла «Скотный двор»?
- роман
- сказка
- повесть
- художественное осмысление тоталитаризма
Ответы: 1. — 4; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 1.