Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Зарубежная лирика. Часть 2

27.3.2024
21

На этой странице вы узнаете

  • О ком поется в песне группы «‎Scorpions»‎ «‎Lorelei»‎? 
  • Почему Верлен назвал некоторых поэтов «‎проклятыми»?
  • Как повлияло на Рильке путешествие в Россию?

Загадочные и туманные символы, акцент на музыкальности, новые и неожиданные образы — все это относится к характерным чертам творчества различных поэтов. Устраивайтесь поудобнее: мы продолжаем знакомиться с лирикой зарубежных авторов.

Уильям Шекспир

Уильям Шекспир (26 апреля 1564 — 23 апреля 1616) — английский драматург и поэт, считается одним из величайших поэтов Англии.

Вы наверняка слышали о таких знаменитых пьесах, как «‎Гамлет»‎ или «‎Ромео и Джульетта»‎. Их автором был Шекспир — одна из самых известных и в то же время самых загадочных фигур мировой литературы. Несмотря на то, что некоторые исследователи вообще сомневаются в его существовании, традиционно считается, что Шекспир родился в городе Стратфорд-апон-Эйвон, затем переехал в Лондон, где начал писать сонеты и драматические произведения, которые ставились в театре «‎Глобус»‎. Подробнее о жизненном пути Шекспира и его драматургическом творчестве можно узнать в статье «‎Зарубежная литература»‎. Нас же сейчас будут в первую очередь интересовать его поэтические произведения — сонеты.

Сонет — стихотворение, обладающее особой структурой, состоит из 14 строк: два катрена (4 строки), две терцины (3 строки).

В 1609 году был опубликован сборник из 154 сонетов, написанных Шекспиром, однако еще 6 дополнительных сонетов можно найти в его различных пьесах. Сама форма сонета сложилась в литературе задолго до Шекспира, однако обычно в подобных стихотворных произведениях говорилось о любви к недосягаемой белокурой Даме, похожей на Богиню (вспомните культ Прекрасной Дамы в Средневековье). Шекспир же шокирует общество, наполняя форму сонета совсем другим содержанием: первые 126 стихотворений посвящены молодому человеку (другу), а последние 28 — смуглой возлюбленной.  

Сонеты, посвященные другуСонеты, посвященные смуглой возлюбленной
Лирический герой восхищается благородством своего друга, дает ему различные советы и наставления.Возлюбленная изображена вполне реалистично: это не эфемерная красавица, а жестокая и вероломная женщина, которую лирический герой обличает и даже проклинает.

В основном сонеты посвящены подробному описанию душевных переживаний лирического героя. В соответствии с традициями эпохи Возрождения поэт создает яркие и неожиданные образы, которые позволяют ему передать эмоции лирического «‎Я»‎. 

В сонетах Шекспира раскрываются самые разные темы: течение времени, любовь, неверность, ревность, красота и смертность. Давайте подробнее рассмотрим одно из самых известных его произведений.

«Ее глаза на звезды не похожи…‎»‎

Этот сонет посвящен темам любви и красоты. В нем Шекспир противопоставляет образ возлюбленной устоявшимся традициям в литературе.

Литературный методРод Жанр Размер 
Традиции ПетраркиЛирикаСонетЯмб

Во времена Шекспира, как и в наши дни, существовали определенные стандарты красоты. Однако если сейчас мы стремимся к пониманию, что каждый человек по-своему прекрасен, в 16 веке эталон выглядел вполне конкретно: красивой считалась девушка с коралловыми губами, глазами, напоминающими звезды, белокурыми вьющимися волосами и кожей, пахнущей фиалками. Этот идеал переходил из стихотворения в стихотворение, поэты описывали своих возлюбленных, используя все эти клише, даже если в действительности девушки совсем не были похожи на принятый эталон. Шекспир же становится первым, кто отходит от принятой системы и прямо заявляет, что возлюбленная лирического героя не соответствует идеалу: 

Ее глаза на звезды не похожи
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

Кроме того, лирический герой подчеркивает, что несмотря на столь явное несоответствие канонам, его возлюбленная ничуть не уступит красавицам, соответствующим «‎идеалу»‎. 

Ну а мы переходим к следующему поэту, жившему почти на 200 лет позже Шекспира.

Генрих Гейне

Генрих Гейне (13 декабря 1797 — 17 февраля 1856) — немецкий поэт, публицист и критик, творивший в направлении поздний романтизм. 

Генрих Гейне родился в Дюссельдорфе в еврейской семье. Начальное образование мальчик получил в католическом лицее, а затем перешел в экономическое училище. Родители хотели, чтобы Генрих продолжил семейную традицию и связал свою жизнь с коммерцией, однако мальчик с детства склонялся к занятиям литературой. В 1816 году его отправили к дяде-банкиру, чтобы Гейне смог попрактиковаться, однако он оказался не способен ни управлять компанией, ни заниматься бухгалтерией. 

В 1819 году он поступил в Боннский университет на факультет юриспруденции, однако, однажды услышав в том же учебном заведении лекцию по истории немецкого языка и поэзии Августа Шлегеля (одного из теоретиков романтизма), молодой человек понял, что именно это является его призванием. Непродолжительное время Гейне учился в Геттингенском университете, а затем — в Берлинском, где прослушал курс лекций знаменитого философа Гегеля. Именно в это время он получил первую известность как поэт, после чего вплотную занялся литературной деятельностью.

Однако Гейне был не только поэтом, но и борцом за свободу и демократию. В своих произведениях он выступал за равноправие и резко критиковал аристократов, а также церковь, поддерживающую существующий порядок вещей. Из-за этого стихотворения Гейне часто подвергались цензуре или запрещались, и в конце концов поэт вынужден был эмигрировать во Францию, в Париж. В 1846 году у него начался прогрессивный паралич, и в последние годы жизни он оказался прикованным к постели, однако все это время не переставал писать. Гейне умер в 1856 году в Париже в возрасте 58 лет.

Исследователи делят творчество Гейне на 4 этапа:

  • I этап — «романтический» (до эмиграции в Париж).

Романтизм — художественное направление конца XVIII — первой половины XIX вв., которому свойственно изображение сильных страстей, исключительных характеров и утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности.

Мировую известность Гейне принес поэтический сборник «‎Книга песен»‎, состоящий из нескольких стихотворных циклов: «Юношеские страдания»,«Лирическое интермеццо», «Опять на родине», «Путешествие по Гарцу» и «Северное море». В этой книге отразился процесс формирования творческого метода автора, поэтому стихотворениям присуща автобиографичность — поэт вкладывает в них собственные переживания. 

Гейне было свойственно романтическое мировосприятие, в связи с чем лирический герой стихотворений поэта противопоставляет себя миру. Поэт подробно описывает чувства и эмоции лирического «Я», используя для этого характерные для романтиков жанры сонета, баллады и романса. В то же время автор несколько иначе трактует характерные для романтиков темы любви и природы.

  • II этап характеризуется развитием и углублением общественно-политической публицистики. В это время Гейне создает в основном прозаические произведения.
  • III этап связан с расцветом политической лирики. Гейне интересуют социально-политические проблемы современности, поэт создает ряд сатирических стихотворений, а также произведений на революционную тематику.
  • IV этап — творчество конца 1840-1850-х гг. В этот период революционные силы потерпели поражение, а Гейне оказался прикован к постели из-за болезни. В связи с этим стихотворения поэта проникнуты разочарованием и пессимизмом, однако в то же время Гейне по-прежнему призывает к продолжению революционной борьбы. В эти годы поэт создает знаменитый сборник «‎Романсеро», стихотворения в котором разделены на три книги.

А теперь давайте познакомимся с одним из самых знаменитых произведений Гейне.

«Лорелея»

В этом стихотворении Гейне обращается к образу прекрасной девы Лорелеи.

Литературный методРод Жанр Размер 
РомантизмЛирикаБалладаЯмб
О ком поется в песне группы «‎Scorpions»‎ «‎Lorelei»‎? 

Наверняка вы хотя бы раз слышали историю о прекрасной девушке, сидящей на скале над рекой и заманивающей проплывающих мимо мужчин чудесным пением. В действительности эту героиню придумал один из немецких романтиков Клеменс Брентано, написав произведение «На Рейне в Бахарахе». Гейне впечатлила баллада Брентано, и он создал стихотворение с похожим сюжетом, тем самым прославив рейнскую деву Лорелею на весь мир. Именно о ней и поется в знаменитой песне рок-группы «‎Scorpions»‎.

Произведение Гейне отличается от баллады Брентано в первую очередь тем, что Гейне делает акцент не на истории Лорелей, а на самом образе девушки. Автор создает яркий и впечатляющий поэтический образ красавицы, сидящей на скале над вечерним Рейном:

Девушка в светлом наряде
Сидит над обрывом крутым,
И блещут, как золото, пряди
Под гребнем ее золотым.

Содержание баллады сосредоточено на выражении чувства лодочника, завороженного пением красавицы. В соответствии с традициями романтизма, Гейне отражает в произведении разрушительные силы любви, искусства и природы, которые обрекают человека, очарованного ими, на гибель.

Вот такое красивое и грустное произведение. А мы переносимся во вторую половину XIX века, где нас ждут сразу несколько поэтов.

Артюр Рембо

Артюр Рембо (20 октября 1854 – 10 ноября 1891) — французский поэт, предшественник модернизма.

Речь пойдет вовсе не о герое фильмов или компьютерных игр Джоне Рембо, как вы могли подумать. Артюр Рембо родился в 1854 году на северо-востоке Франции в городе Шарлевиль, где впоследствии учился в лицее. Свое первое стихотворение молодой человек написал уже в 16 лет. А спустя год он познакомился с поэтом Полем Верленом, который оплатил ему переезд в столицу Франции. В Париже молодые люди участвовали в заседаниях литературных кружков, а также просто весело проводили время. В 1872 году они вместе отправились в путешествие, во время которого Верлен под воздействием опьянения нанес Рембо рану. Обидчик был осужден на два года тюрьмы, а его бывший друг вернулся на Родину. После этого, в возрасте 20 лет, Рембо бросил занятия литературой и отправился путешествовать. Он умер от рака в возрасте 37 лет.

Несмотря на такую недолгую творческую деятельность, Рембо оказал значительное влияние на произведения поэтов-модернистов, например, Гийома Аполлинера, подробнее о котором можно прочитать в первой части нашей статьи. Творчество Рембо условно можно разделить на 3 периода:

Поэзии Рембо свойственна независимость и самостоятельность. Вспомните творчество В.В. Маяковского, сознательно разрушавшего привычную нам форму стихотворений. Рембо занимался примерно тем же, но за целых двадцать-тридцать лет до футуристов. Французский поэт разрушал традиционный стиль разными методами: неожиданно использовал слова другой стилевой окраски (например, термины или просторечия посреди текста, написанного стандартным литературным языком) или обращал больше внимания на звучность, чем на логическую связь между словами. Тексты второго и третьего периодов творчества написаны хаотично, их внутреннюю логику очень сложно понять и расшифровать. Стихотворения Рембо теряют связь с какими бы то ни было традициями или правилами, у каждого произведения есть «буквальный и все возможные смыслы». 

В 16 лет поэт разрабатывает «теорию ясновидения»: он надеется реформировать поэзию, стать пророком и ясновидцем, который сможет изменить мир с помощью лирики. Рембо уходит в «иллюзорный мир», становясь, таким образом, предшественником поэтов-символистов

Символизм — течение художественного направления модернизма конца XIX — начала XX вв., которому свойственны недосказанность, загадочность, наполнение мистическим смыслом обычных земных образов.

Однако уже в 1873 году он разочаровывается в своей теории и готовит к изданию сборник «Одно лето в аду» — единственную книгу стихотворений, изданную при жизни автора.

Итак, теперь мы представляем себе характерные черты творчества поэта. Переходим к анализу одного из его самых известных стихотворений!

«Гласные»

В этом стихотворении поэт раскрашивает гласные буквы в разные цвета.

Литературный методРод Жанр 
СимволизмЛирикаСонет

Возможно, в детстве вы раскрашивали в азбуке буквы в разные цвета или даже пытались представить, какого цвета может быть определенное слово. Именно этим занимается и Рембо, однако вкладывает в наделение букв цветами глубокий смысл. В стихотворении слова превращаются в символы, а также уделяется большое внимание смысловой окраске звуков:

А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных.

Поэт говорит о соединении всех ощущений в постижении мира, надеясь изобрести поэзию, которая станет доступна всем пяти чувствам. Впоследствии идея соединения (синтеза) искусств стала центральной в творчестве символистов, а сонет Рембо даже провозгласили творческим манифестом этого литературного течения. 

А теперь подробнее поговорим о друге Рембо, сыгравшем столь важную роль в его жизни — самом Поле Верлене.

Поль Верлен

Поль Мари Верлен (30 марта 1844 — 8 января 1896) — французский поэт, один из основоположников импрессионизма и символизма.

Поль Верлен родился во французском городе Мец в семье военного. После того как отец будущего поэта вышел в отставку, семья обосновалась в предместье Парижа. Уже в ранней юности, в 1858 году Верлен начал писать стихи, вдохновляясь творчеством Виктора Гюго, Шарля Бодлера, а также поэтов Парнасской школы. После окончания университета молодой человек надеялся сдать экзамен в министерство финансов, однако параллельно с этим начал вести богемную жизнь. В 1863 году в свет вышел его первый сонет. С этого времени Верлен плотно занялся литературой, публикуя один поэтический сборник за другим. Поэт умер в 1896 году от кровотечения в легких.

Творчество Верлена на протяжении жизни поэта претерпевало изменения. 

  • Первые стихотворения автора написаны в духе Парнасской школы, однако уже здесь наметилась самобытность лирики.
  • В 1870-х годах поэт начинает творить в духе импрессионизма.

Импрессионизм — творческий метод второй половины XIX — первой половины XX веков, в рамках которого авторы стремились запечатлеть не сам предмет, а впечатление от него.

Основой импрессионизма поэт считал музыкальность, поэтому обращал большое внимание именно на звучание своих произведений, считая, что музыкальная гармония позволяет познать себя. В духе импрессионизма создан один из лучших сборников Верлена «Романсы без слов» (1874 год). В нем поэт раскрывает темы любви, города и природы и уделяет особое внимание неясным образам и переходным состояниям природы: дождю, сумеркам, туману. 

Вспомните поэзию А.А. Фета, который тоже был импрессионистом — русский автор также стремился запечатлеть в стихотворении конкретный миг и поделиться впечатлением от него. В это же время Верлен обращается и к символизму, призывая поэтов попытаться проникнуть в потусторонние миры.

  • Однако в конце 1870-х годов Верлен пересматривает жизненные ценности и даже обращается к Богу. В 1884 г. он издает сборник эссе «Проклятые поэты», в котором пишет о себе, Артюре Рембо и еще четырех авторах. 
Почему Верлен назвал некоторых поэтов «‎проклятыми»?

В середине XIX века в культуре Франции главенствовало реалистическое направление: авторы-прозаики старались изображать реальность такой, какова она есть. Однако новых, молодых авторов, уже не устраивала эта концепция: им хотелось реформировать литературу, снова обратиться к поэзии, а не к прозе, и при этом создать «‎новую литературу»‎, не связанную с традициями классиков. 

Разумеется, общество не было готово к таким изменениям и потому не понимало новое и «‎странное»‎ искусство молодежи 1870-х годов. Из-за этого ряд по-настоящему талантливых поэтов (среди них Рембо и Верлен) оказались непонятыми и отвергнутыми, по выражению Верлена — «‎проклятыми»‎. Лишь много лет спустя их единомышленники и последователи стали называть себя символистами, разработали полноценную творческую программу этого течения и даже стали брать произведения Рембо и Верлена за образец.

А теперь предлагаем вам поближе познакомиться со стихотворением, являющимся настоящим творческим манифестом Поля Верлена.

«Поэтическое искусство»

В этом стихотворении Верлен утверждает основные принципы импрессионизма.

Литературный методРод Жанр Размер 
ИмпрессионизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Название стихотворения пародирует знаменитое произведения теоретика классицизма Никола Буало, который в своем трактате «Поэтическое искусство» утверждал принципы этого направления.  

Верлен же в своем произведении говорит о прямо противоположных идеях. Поэт считает, что поэзия должна выражать чувства и эмоции автора, запечатлевать отдельные мгновения. Чтобы прийти к этому, нужно освободить слова от их устойчивых, определенных значений, сосредоточиться на их звуковой оболочке и не стремиться строго соблюдать рифму и стихотворный размер:

О музыке на первом месте!
Предпочитай размер такой,
Что зыбок, растворим и вместе
Не давит строгой полнотой.

Стихотворения, в которых авторы открыто утверждают свою творческую программу, помогают нам лучше понять их творчество. Достаточно проанализировать «‎Поэтическое искусство»‎ Верлена, и нам сразу становится понятно, почему в его стихотворениях так много музыкальности или переходных образов. Произведение этого автора вполне может попасться для анализа в сочинении №9 ЕГЭ, поэтому нам необходимо знать особенности его творчества.

Ну а нас уже ждет следующий поэт — тоже символист, писавший на французском языке.

Эмиль Верхарн 

Эмиль Верхарн (21 мая 1855 — 27 ноября 1916) — бельгийский поэт, один из основоположников символизма.

Эмиль Верхарн родился в 1855 году в Бельгии в семье среднего класса, которая говорила на французском языке. Мальчик получил хорошее образование, сначала в иезуитском интернате в Генте, а затем на юридическом факультете Левенского университета. Уже во время обучения он начал публиковать статьи в студенческих журналах, а после окончания университета, недолго проработав юристом, решил полностью посвятить себя литературе. На рубеже XIX и XX веков поэт обрел широкую известность, его произведения были переведены на различные языки мира. Верхарн погиб в 1916 году в возрасте 61 года на Руанском вокзале, когда толпа вытеснила его с перрона под колеса поезда.

Эмиль Верхарн начал свой творческий путь в духе литературной группы «Молодая Бельгия», члены которой мечтали создать самобытную франкоязычную бельгийскую поэзию. Первый сборник его произведений получил название «Фламандки» и был вдохновлен фламандской живописью. 

Однако в 1880-е годы из-за неудачи другого литературного сборника и проблем со здоровьем поэт начал обращаться к мистицизму и символизму, как раз оформившемуся в художественное течение. Верхарн создал «трилогию отчаяния», наполненную горечью и мрачными настроениями. В 1890-е годы поэт обратился к урбанистическим (городским) темам, противопоставляя милый и привычный старый патриархальный уклад жизни ужасному новому миру «‎‎городов-спрутов»

На ЕГЭ стихотворения Эмиля Верхарна на эти темы можно сравнить с поэзией С.А. Есенина, который тоже страдал из-за того, что патриархальный мир русской деревни уходит в прошлое. Например, стихотворение Есенина «‎Я последний поэт деревни…» можно сопоставить с произведениями Верхарна из сборников «Обезумевшие деревни», «Призрачные деревни» и «Города-спруты».

В начале XX века поэзия Верхарна перестала быть «бунтарской» и приобрела философское и лирическое настроение. Поэт создавал произведения на самые разные темы, что особенно отмечал его друг, писатель Стефан Цвейг.

В позднем творчестве Верхарна, в отличие от поэзии его современников, начали доминировать светлые мотивы. Поэт говорил о любви к жизни, созидании, своей причастности ко всему человечеству и утверждал общечеловеческие ценности.

А теперь давайте рассмотрим заключительное стихотворение Верхарна из сборника «‎Города-спруты»‎.

«К будущему»

В этом стихотворении поэт говорит об успехах, достигнутых человеком в разных сферах жизни, и устремляется к будущему.

Литературный методРод Жанр Размер 
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Это произведение проникнуто светлой атмосферой. Верхарн говорит о торжестве науки и прогресса, он верит в возможности человека:

В неистовстве все знать, все взвесить, все измерить
Проходит человек по лесу естества,
Сквозь тернии кустов, все дальше… Время верит,
Что он найдет свои всемирные права!

Но параллельно с этим поэт задается вопросом, воскреснет ли когда-нибудь привычный ему патриархальный быт, станут ли поля и луга снова мирными и спокойными, или же город навсегда поработил старый мир:

Вас обретем ли вновь, и с вами луч рассветный,
И ветер, и дожди, и кроткие стада —
Весь этот старый мир, знакомый и заветный,
Который взяли в плен и скрыли города?

Итак, мы разобрали творчество трех поэтов, писавших на французском языке. Теперь мы переходим к новому автору, на этот раз австрийцу.

Райнер Мария Рильке

Райнер Мария Рильке (4 декабря 1875 — 29 декабря 1926) — австрийский поэт и переводчик, один из самых значительных поэтов модернизма.

Райнер Мария Рильке родился в 1875 году в Праге в семье чиновника. Мальчик получил образование сначала в военном, а затем в торговом училище. В 1896 году он поступил в Пражский университет, где учился на философском факультете, а после — на юридическом. В это же время Рильке опубликовал первые сборники стихотворений — «Жизнь и песни» и «Жертвы ларам».

Как повлияло на Рильке путешествие в Россию?

В 1899 году Рильке со своей возлюбленной Лу Андреас-Саломе провел несколько месяцев в России — Москве и Санкт-Петербурге. За это время он познакомился с Львом Николаевичем Толстым и художниками Ильей Репиным и Леонидом Пастернаком, отцом знаменитого поэта. 

Во второй раз Рильке посетил Россию в 1900 году, однако на этот раз увидел гораздо больше городов. Результатом этих поездок стал сборник «Часослов», в котором поэт идеализировал образ России, назвав ее патриархальной страной, где человек существует в союзе с Богом и природой. 

Рильке даже создал несколько стихотворений на русском языке, а впоследствии много занимался переводами с русского и состоял в длительной переписке с Мариной Цветаевой. Впоследствии поэт говорил, что у него две Родины — Богемия и Россия, и именно вторая из них оказала на него огромное влияние.

 

В начале XX века Рильке переехал в Париж, где и провел большую часть своей жизни. На него оказали большое влияние творчество Огюста Родена и Поля Сезанна. Некоторое время Рильке работал секретарем Родена, но в основном занимался литературной деятельностью. В 1910 году в Париже вышел его единственный роман «Записки Мальте Лауридса Бригге». 

Во время Первой мировой войны Рильке работал в военном архиве, а в 1919 году отправился в Швейцарию, чтобы завершить создание «Дуинских элегий». В 1923 году у него начались проблемы со здоровьем, и незадолго до смерти у него диагностировали лейкемию. Поэт умер в 1926 году в санатории в Швейцарии.

В поэзии Рильке нашли отражение особенности искусства начала XX века: стремление к обновлению, общественным потрясениям, ощущение надвигающегося перелома. В то же время Рильке чувствовал связь всех вещей и явлений, его лирике была присуща эмоциональность и музыкальность. Самыми известными сборниками поэта являются «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею», где Рильке пробовал создать новую картину мира, в которой соединяются прошлое и настоящее и иначе решаются вечные проблемы. На Рильке оказали большое влияние поэзия символистов и живопись импрессионистов, что во многом определило трагизм его мировосприятия. Однако, в отличие от символистов, Рильке создавал конкретные и емкие образы.

А теперь мы предлагаем вам проанализировать одно из самых знаменитых произведений Рильке.

«Осенний день»

В этом стихотворении поэт описывает осенний день.

Литературный методРод Жанр Размер 
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Лирический герой стихотворения радуется приходу осени и лишь надеется на то, что еще будут теплые дни, чтобы последние плоды винограда смогли доспеть. Поэт раскрывает темы времени и одиночества: каждый человек одинок и должен со смирением относиться к течению времени, неизменной смене времен года. Настроение стихотворения можно назвать задумчивым и меланхоличным.

И последний поэт на сегодня!

Томас Стернз Элиот

Томас Стернз Элиот (26 сентября 1888 — 4 января 1965) — американо-британский поэт, драматург и литературный критик, творивший в направлении модернизм.

Томас Стернз Элиот родился в США в очень состоятельной семье и был по-настоящему талантливым человеком. Он начал писать стихи в 14 лет, а после окончания частной школы поступил в один из самых знаменитых университетов мира — Гарвардский, который закончил за 3 года вместо 4, примерно как Галина Сергеевна из сериала «‎Папины дочки»‎ осилила за год программу нескольких лет средней школы. На протяжении последующих лет Элиот продолжал учиться: слушал лекции по философии и языкам, изучал индийскую философию и санскрит.

После начала Первой мировой войны Элиот переехал в Англию, где прожил большую часть жизни, посвятив себя литературе и написанию критических статей. С 1925 года и до своей смерти он работал в издательстве «Faber and Faber» и стал впоследствии его директором.

Интересный факт: Элиот неоднократно удостаивался престижных наград за свой вклад в литературу. В 1948 году его наградили Нобелевской премией «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». Также поэт был награжден британским Орденом заслуг, французским орденом Почетного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза. А в 1993 году была учреждена премия Т.С. Элиота, которую присуждают за лучший сборник новых стихотворений.

Поэт умер в Лондоне в 1965 году в возрасте 76 лет.

В юности Элиот создавал бунтарские произведения и много писал о кризисе духа, кризисе гуманизма. Поэта интересовало современное состояние мира, в котором ценности оказались утрачены, а жизнью общества стали двигать катастрофические процессы (вспомним о трагическом  мироощущении деятелей культуры начала XX века — декадансе). Элиот говорил о трагизме существования человека, он не верил в нравственные силы людей и общественный прогресс. 

В 1922 году он написал одно из самых значительных произведений XX века — поэму «‎Бесплодная земля»‎, в которой отразилось мироощущение представителей «потерянного поколения». Идеи этого произведения автор развил и в следующей поэме «‎Полые люди»‎. Образы «бесплодной земли» и «полых людей» стали ключевыми в поэзии автора. Больше всего на его творчество повлияли метафизическая, классицистская и символистская литературные традиции. В позднем творчестве Элиота проявилось стремление к неоклассицизму.

А теперь давайте чуть подробнее поговорим об одном из самых известных произведений автора. 

«‎Бесплодная земля»

У этого произведения нет конкретного сюжета и героев, поэтому мы поговорим лишь о его структуре и темах, которые в нем раскрываются. Поэму можно разделить на 5 частей:

  • I часть — «‎Погребение мертвого»‎.
  • II часть — «Игра в шахматы».
  • III часть — «Огненная проповедь».
  • IV часть — «Смерть от воды».
  • V часть — «Что сказал гром».

Как видите, не самые позитивные наименования частей. В поэме говорится о тщетных действиях и поступках человека, неизменно ведущих к смерти. Смерть — ключевая тема этого произведения. Поэт подчеркивает, что современный мир деградирует и духовно умирает, цивилизация представляется ему безжизненной.

В поэме присутствует огромное количество отсылок к библейским и античным образам, цитаты из произведений различных авторов на разных языках, что делает ее очень сложной для чтения и понимания. Элиот даже написал несколько страниц комментариев, чтобы облегчить толкование произведения.

Итак, на этом наше знакомство с зарубежной лирикой завершено. Однако иностранные авторы писали не только поэтические, но и прозаические и драматические произведения! Познакомиться с их анализами вы можете в статьях «Зарубежная проза»‎ и «Зарубежная драматургия»‎.

Термины

Баллада — лироэпическое произведение с напряженным, необычным сюжетом на легендарную или историческую тему.

Парнасская школа — литературная группа французских поэтов, противопоставлявших свое творчество романтизму.

Фактчек

  • Уильям Шекспир — английский драматург и поэт, считающийся одним из величайших поэтов Англии. Писал сонеты, которые посвящал другу или смуглой возлюбленной, что было новаторским для его времени.
  • Генрих Гейне — немецкий поэт, публицист и критик, творивший в направлении поздний романтизм. Был также борцом за политические права и свободы. Его творчество условно можно разделить на 4 периода. Самыми известными сборниками являются «‎Книга песен» и «‎Романсеро».
  • Артюр Рембо — французский поэт, предшественник модернизма, творивший с 16 до 20 лет. Близко общался с Полем Верленом. Создал «теорию ясновидения», надеясь изменить мир с помощью поэзии. Единственный сборник стихотворений, выпущенный при жизни автора, называется «Одно лето в аду».
  • Поль Верлен — французский поэт, один из основоположников импрессионизма и символизма. В юности создавал произведения в духе Парнасской школы. Его стихотворение «Поэтическое искусство» является творческим манифестом импрессионизма.
  • Эмиль Верхарн — бельгийский поэт, один из основоположников символизма, писавший на французском языке. Поэт создавал произведения на самые разные темы, одной из которых является противопоставление города и деревни. В позднем творчестве поэта преобладают светлые образы. 
  • Райнер Мария Рильке — австрийский поэт и переводчик, один из самых значительных поэтов модернизма. На его творчество во многом повлияли два путешествия в Россию на рубеже XIX и XX веков. Самыми известными сборниками поэта являются «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею».
  • Томас Стернз Элиот — американо-британский поэт, драматург и литературный критик, творивший в направлении модернизм. Очень образованный человек, лауреат Нобелевской премии по литературе. Основной темой его творчества был кризис духа, также поэт много писал о смерти. Его поэма «Бесплодная земля» — одно из самых значительных произведений XX века.

Проверь себя

Задание 1.
Сколько сонетов написал Шекспир? 

  1. 154;
  2. 154 и 6 дополнительных;
  3. 100;
  4. 150 и 6 дополнительных.

Задание 2.
Какой поэт был ближе всех связан с Артюром Рембо? 

  1. Поль Верлен;
  2. Эмиль Верхарн; 
  3. Стефан Малларме; 
  4. Шарль Бодлер.

Задание 3.
Какое стихотворение считается творческим манифестом символизма?

  1. «Осенний день»;
  2. «Поэтическое искусство»;
  3. «К будущему»;
  4. «Гласные».

Задание 4.
На каком языке писал Эмиль Верхарн?

  1. фламандский;
  2. бельгийский;
  3. французский;
  4. немецкий.

Задание 5.
Что можно в целом сказать о жизненной позиции Элиота?

  1. Поэт верил в возрождение мира после потрясений Первой мировой войны.
  2. Поэт считал, что современный мир духовно умирает, происходит глубокий кризис духа.
  3. Поэт считал, что его произведения смогут изменить мир.
  4. Поэт обращал внимание только на свой внутренний мир и не интересовался глобальными вопросами.

Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 4; 4. — 3; 5. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов