Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Зарубежная драматургия

23.3.2024
26

На этой странице вы узнаете

  • Почему «Илиада» начинается как будто с середины?
  • Откуда Шекспир взял сюжет «‎Ромео и Джульетты»?
  • Кто покровительствовал Мольеру?

Мы много и подробно изучаем русскую классику, но на зарубежные произведения часто не хватает времени. Пора это исправлять! Сегодня мы разберем одни из самых популярных европейских драм, такие как «‎Ромео и Джульетта» или «‎Фауст». Однако прежде чем обращаться к драматургии, познакомимся с великим древним эпосом и его автором — Гомером.

Гомер

Гомер легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».

Гомер — очень загадочная фигура древней истории. Он жил до нашей эры, точных сведений о его биографии не сохранилось, поэтому многие ученые сомневаются, существовал ли он вообще. Некоторые считают, что он был слепым, но в древние времена слепота ассоциировалась с пророческим или поэтическим даром (слепой на Земле = видишь будущее и тайное, скрытое от всех остальных), поэтому данную особенность могли приписать ему впоследствии. Тем не менее, традиционно считается, что Гомер действительно жил примерно в 8 веке до н.э. и написал две поэмы, подробно описывающие историю Троянской войны, которая случилась за несколько веков до его рождения.

Поскольку про Гомера практически ничего неизвестно, сразу переходим к его поэмам.

«‎Илиада»

Как мы уже сказали, в поэме рассказывается о событиях Троянской войны. Долгое время считалось, что эта война — лишь легенда, пока в XIX веке фанат Гомера Генрих Шлиман не отправился на территорию современной Турции и не раскопал там руины древней Трои. Однако этот факт не делает поэму по-настоящему исторической. В детстве и начальной школе вы наверняка знакомились с древнегреческой мифологией и слышали такие имена, как Зевс, Афродита, Афина. Именно они являются одними из действующих лиц «‎Илиады». Как вы понимаете, даже если война действительно была, боги вряд ли в ней участвовали. 

С родом, жанром и направлением здесь все сложно. По роду «‎Илиада» — это древний эпос, в котором повествуется о великих событиях прошлого и воспеваются герои Троянской войны. По жанру произведение традиционно считается военно-героической поэмой. Литературные направления тогда еще не существовали, так как не было и самой литературы в современном понимании. Однако некоторые ученые считают «‎Илиаду» первой трагедией в древнем смысле слова: произведением, в котором отражались великие события прошлого и сильнейшие героические характеры.  

Поэма написана древнегреческим стихотворным размером — гекзаметром и состоит из 24 песен. Она написана очень образным, лирическим языком с большим количеством возвышенной лексики, перифразов и эпитетов. Например, герой Ахилл — «быстроногий», корабль — «красногрудый», море — «многошумное».

Почему «Илиада» начинается как будто с середины?

Если вы откроете книгу и начнете читать, у вас наверняка возникнет ощущение, что это точно не первая часть: все герои и предшествующие события как будто уже должны быть вам известны, автор не объясняет, кто кем кому приходится, и вообще начинает повествование с десятого года осады Трои (по-другому — Илион, отсюда название поэмы). 

Дело в том, что произведение создавалось спустя несколько веков после описываемых событий на основе сказаний об этих событиях — каждый грек, беря в руки «‎Илиаду», уже знал всю эту историю, ему не надо было рассказывать, как все началось. Гомер делает предметом изображения один конкретный эпизод войны — гнев Ахилла — и рассказывает о том, что за ним последовало. Поэтому в произведении нет и полноценного окончания: в поэме не описывается падение Трои, так как подразумевается, что читатель знает о нем и так.

События в «Илиаде» делятся на два плана: человеческий и божественный. Автор очень тесно переплетает эти два пласта. Изначально все начинается с того, что на свадебном пиру нимфы Фетиды и царского сына Пелея богиня раздора Эрида бросает на стол яблоко, на котором написано «Прекраснейшей»

Три богини, Гера, Афродита и Афина вступают в спор, кому оно предназначено, и обращаются за ответом к Зевсу, но тот не хочет ссориться с родственницами и отправляет их на суд к Парису, сыну царя Трои, считающемуся самым прекрасным юношей на Земле. Афродита обещает Парису любовь самой красивой женщины мира, если он признает прекраснейшей ее, и юноша соглашается. Тогда богиня влюбляет в Париса жену царя Спарты Менелая Елену. После того, как Парис и Елена бегут в Трою, обманутый муж собирает армию ахейцев и отправляется на осаду города. Само произведение начинается на десятый год этой осады, когда в лагере греков между двумя военачальниками, Ахиллесом и Агамемноном, происходит ссора из-за дележа добычи. 

Итак, на протяжении поэмы на Земле враждуют две армии: ахейцы (греки) и троянцы, а в небе боги тоже делятся на два лагеря, и каждый небожитель поддерживает «‎своих». Давайте познакомимся с главными действующими лицами этого легендарного противостояния.

Герои (люди)

Ахейцы (греки)Троянцы
— Ахиллес — сын нимфы Фетиды и смертного человека. Величайший воин, обладающий огромной силой, практически непобедимый. В одиночку Ахиллес способен противостоять целой армии, у него есть только одно слабое место — пятка (отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята» — уязвимое место). С одной стороны, он честный и милосердный, с другой — вспыльчивый и храбрый, а также знающий себе цену герой.
— Агамемнон — правитель Микен, брат Менелая, мужа Елены.  Жадный и жестокий человек, стремящийся к завоеваниям. Конфликт Агамемнона и Менелая из-за добычи — начало действия поэмы.
— Менелай — царь Спарты, брат Агамемнона, муж Елены. Именно он начал поход на Трою, чтобы вернуть жену и восстановить справедливость.
— Нестор — царь Пилоса, глубокий старец, мудрый советчик ахейских царей.
— Патрокл — верный друг Ахилла, убитый Гектором.
— Гектор — сын царя Трои Приама и брат Париса, укравшего Елену. Сильный и смелый воин, предводитель троянского войска, разумный и справедливый человек, преданный своей стране и своей семье. Сцена прощания Гектора с женой и сыном — одна из самых трогательных в произведении.
— Парис — прекрасный юноша, сын Приама и брат Гектора, укравший Елену.
— Приам — отец Гектора и Париса, пожилой царь Трои.

Боги

За грековЗа троянцев
— Гера — жена и сестра Зевса, богиня-покровительница брака.
— Афина — дочь Зевса, богиня мудрости и справедливой войны.
— Посейдон — брат Зевса, повелитель морей.
— Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела.
— Гермес — вестник богов, выбирает сторону только во время «битвы богов», когда Зевс открыто разрешает им вмешиваться в события.
— Зевс — верховный бог-громовержец.
— Афродита — дочь Зевса, богиня любви.
— Арес — сын Зевса и Геры, бог войны.
— Аполлон — сын Зевса, бог искусств, медицины и болезней.
— Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня охоты.

В произведении очень обширная тематика и проблематика: автор раскрывает темы судьбы, мести, гнева, чести. «Илиада» отражает нравы, быт и образ мыслей древних греков. Герои произведения всецело подчиняются судьбе и воле богов, они верят, что все предрешено судьбой. Именно поэтому никто не винит в ужасном бедствии Елену, изменившую своему мужу и давшую повод к войне: любовь вдохнула в нее богиня Афродита, а сама героиня не властна над своими чувствами. 

Итак, с «Илиадой» разобрались. Но это еще не вся история: у поэмы есть сиквел — «Одиссея». Посмотрим, что было с героями дальше.

«‎Одиссея»

События в поэме происходят более чем через 10 лет после действия «Илиады». Главным героем является Одиссей — второстепенный персонаж первой части, который в Троянской войне сражался на стороне ахейцев. Античному читателю этот герой уже был знаком из мифов: именно Одиссей выдумал троянского коня, благодаря которому город наконец был взят и разрушен. Поэма посвящена длительному возвращению героя на Родину.

Одиссей и Пенелопа

Во время возвращения на родину Одиссей переживает всевозможные приключения: оказывается в пещере с циклопами, встречается с великанами, попадает в плен к нимфе Калипсо. В это время на его Родине, Итаке, представители местной знати занимают его дом, расхищают его богатства и пытаются заставить его жену Пенелопу выбрать одного из них себе в мужья. Выросший сын Одиссея Телемах тем временем отправляется на поиски отца.

В отличие от «Илиады», «Одиссея» — сказочно-приключенческая поэма. Это тоже древний эпос, направление не определяется. Поэма написана гекзаметром, в ней 24 песни. Язык произведения также очень поэтичен: например, вместо «встала заря» Гомер пишет: «встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос» (Эос — богиня утренней зари).

В произведении очень необычная композиция: Одиссей возвращался на родину 10 лет, но события в самом произведении происходят на протяжении всего 40 дней. Временной пласт произведения расширяется за счет воспоминаний героя и его рассказов о своих странствиях. Такой композиционный прием называется «рассказ в рассказе», его можно встретить в большом количестве произведений, написанных на много веков позже гомеровского эпоса (например, в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»).

Одиссей в пещере Полифема

А теперь давайте познакомимся с главными героями поэмы.

  • Одиссей — царь Итаки, очень хитроумный и находчивый человек. Он искренне стремится как можно скорее вернуться на Родину, к жене и сыну, которых очень любит, и потому отказывается от любви прекрасной нимфы Калипсо. Во время возвращения он вызывает гнев Посейдона, ослепив его сына Полифема, из-за чего Бог долго не позволяет герою вернуться на Родину.
  • Пенелопа — жена Одиссея и мать его сына Телемаха, все 20 лет ждущая возвращения своего мужа домой. Она верная и преданная женщина, которая любой ценой пытается спастись от домогательств женихов и не теряет надежды, что ее муж вернется.
  • Телемах — сын Одиссея и Пенелопы, которого тот оставил младенцем. Он храбрый, отважный и честный человек, который любит родителей и всеми силами пытается сохранить дом и государство до возвращения отца.
  • Афина — богиня, покровительствующая Одиссею. Может принимать образы разных людей. 

Как видите, хотя боги и влияют на жизнь героев, само действие произведения, в отличие от «Илиады», в основном сосредоточено на Земле.

Как и «Илиада», «Одиссея» отражает мировосприятие древних греков, считавших, что все в мире определяет рок и воля богов и человек не может ей противиться: именно воля Посейдона не позволяет главному герою так много лет вернуться домой. Кроме того, поэма показывает, что человек должен избегать гордыни и высокомерия и не гневить богов, как это сделал Одиссей, иначе можно очень дорого заплатить за свои поступки.

Незаметно перенесемся через несколько столетий и окажемся в Англии XVI века. Здесь нас уже ждет следующий автор!

Уильям Шекспир

Уильям Шекспир (26 апреля 1564 — 23 апреля 1616) английский драматург и поэт, считается одним из самых лучших драматургов мира.

Несмотря на то, что сведений о Шекспире дошло до нас значительно больше, чем о Гомере, в его биографии все равно много пустых пятен. Драматург родился в небольшом городе Стратфорд-апон-Эйвон, а затем переехал в Лондон, где начал писать пьесы, которые ставила труппа «Слуги лорда-камергера». В 1599 году на средства актеров труппы (и самого Шекспира, который входил в нее) был построен знаменитый деревянный театр «Глобус», представления в котором могли посещать и простые горожане. На протяжении жизни Шекспир написал большое количество пьес и сонетов. Перед смертью он вернулся в родной город, где и умер в 1616 году.

В то время, когда Шекспир начал творить, драматургия была «в моде», поэтому атмосфера способствовала новым творческим решениям и экспериментам. Много идей Шекспир брал у другого талантливого драматурга того периода, Кристофера Марло. Но если Марло выступал за права личности, человеческую индивидуальность, то Шекспир был противником индивидуализма. Тем не менее он прославлял в человеке гуманность, преданность высоким нравственным понятиям и веру в разум. Шекспировские герои — многогранные характеры, которые сами выбирают себе путь: «Само по себе ничто ни хорошо, ни плохо, если наша мысль не сделает его таким», — их поступками руководят их личные побуждения, а не нормы и правила.

В творчестве Шекспира проявляется глубокая образованность автора, прекрасное знание античности, истории и культуры Средневековья, нравов и обычаев разных слоев населения разных мест. Во многом из-за этого даже возник «шекспировский вопрос»: как мог человек, не обучавшийся в университете, так много знать? Кто писал  «за Шекспира»? Однако большинство исследователей все же сходятся на мысли, что эти знания автор вполне мог получить в грамматической школе. Кроме того, в его произведениях много анахронизмов, то есть пережитков старинных слов, что тоже говорит о не такой уж глубокой образованности автора.

Исследователи делят творческое наследие Шекспира на 2 части: лирика (сонеты) и драма (пьесы).

Сегодня нас с вами будет интересовать драматическая часть. Условно пьесы Шекспира можно разделить на 3 большие группы:

  • Комедии. Жизнерадостные и веселые произведения, тем не менее затрагивающие глубокие проблемы. Часто героями становятся исторические личности.
  • Трагедии. Произведения, посвященные столкновению двух начал — человечности и подлости. Автор показывает, как злые силы губят самые прекрасные и благородные людские характеры. 
  • Исторические хроники. В них изображены события многовековой истории Англии, приведшие к существующему во времена Шекспира положению вещей. В хрониках драматург выражает свои политические взгляды: например, он считает, что король должен быть справедливым и бескорыстным, а также ему следует заботиться о нуждах своей страны и народа.

Сегодня нам предстоит посмотреть две самых популярных трагедии автора. Так что устраиваемся поудобнее и готовимся наблюдать за происходящим на сцене.

«‎Ромео и Джульетта»

РодДрама
ЖанрТрагедия

Даже если вы не читали произведение, наверняка вы слышали, о чем оно: имена главных героев давно стали нарицательными. В пьесе рассказывается, как в Средневековье в итальянском городе Верона дети двух враждующих семей влюбляются друг в друга и тайно женятся. Однако в ходе очередной стычки между представителями двух кланов от рук Ромео погибает родственник Джульетты, и юношу высылают из города. Чтобы избежать брака с другим, Джульетта выпивает снотворное, и вся семья решает, что девушка умерла. Хотя Ромео должны предупредить об обмане, он прежде узнает о гибели девушки, возвращается в Верону и на ее могиле выпивает яд. Очнувшись, Джульетта видит труп возлюбленного и закалывает себя его кинжалом. В финале их родители, поняв, чем обернулась для них многолетняя вражда, мирятся друг с другом.

Откуда Шекспир взял сюжет «‎Ромео и Джульетты»?

Мало кто знает, что сюжет трагедии неоднократно встречается в литературе еще со времен античности: в поэме древнеримского автора Овидия «Метаморфозы» рассказывается о двух влюбленных, Пираме и Фисбе, родители которых отказываются дать разрешение на брак молодых людей. Как и герои шекспировской трагедии, Пирам и Фисба погибают из-за недоразумения. Впоследствии эта история неоднократно перерабатывалась разными авторами, в том числе и Шекспиром.

Для начала скажем несколько слов о главных действующих лицах.

  • Ромео — молодой веронский дворянин, наследник рода Монтекки. Пылкий и страстный юноша, который влюбляется в Джульетту, несмотря на то, что она дочь его врагов. Герой высоко ценит любовь и дружбу и даже убивает человека, из-за которого погиб его близкий друг.
  • Джульетта — юная, чистая и послушная девушка, наследница Капулетти. После знакомства с Ромео идет на все ради своей любви.
  • Меркуцио — друг Ромео, язвительный и самовлюбленный юноша. Его убивает Тибальт.
  • Парис — граф и племянник князя Вероны, которого родители Джульетты выбирают ей в женихи. Добрый и честный человек, выступающий против вражды семейств. Умирает от рук Ромео на могиле Джульетты.
  • Монах Лоренцо — монах, венчающий Ромео и Джульетту, а позже дающий ей снотворное. Он выступает против вражды семейств и надеется, что свадьба молодых людей наконец принесет мир. 
  • Тибальт — кузен Джульетты, отрицательный персонаж произведения, поддерживает вражду семейств. Умирает от руки Ромео.

В произведении раскрываются темы любви, семьи и мести. Трагедия отражает гуманистические идеалы Эпохи Возрождения. Каждый человек свободен в выборе, он должен иметь право на свободную любовь и бороться за свое счастье, как это делают Ромео и Джульетта. Ограничение же этого права приводит к трагедии. 

А теперь переместимся из средневековой Италии в средневековую Данию, прямо к королевскому двору.

«‎Гамлет»

РодДрама
ЖанрТрагедия

В этом произведении рассказывается о преступлении, совершенном ради власти. Призрак умершего короля рассказывает своему сыну Гамлету, что его убил его брат Клавдий, который позже женился на вдове короля и завладел престолом. Гамлет решает во всем разобраться и во время представления «Убийство Гонзаго» разоблачает короля. В финале произведения погибают все главные действующие лица. 

В трагедии можно выделить 2 конфликта — внешний и внутренний. Внешний связан с местью Гамлета, внутренний — с его противоречивыми внутренними переживаниями. 

А теперь поближе познакомимся с героями произведения.

  • Гамлет — принц датский, меланхоличный молодой человек, склонный к философским размышлениям. Открытие страшной тайны потрясает его, в душе героя появляется разлад, он пытается осмыслить окружающую действительность.
  • Клавдий — дядя и отчим Гамлета, ради власти убивший родного брата. Это лицемерный и подлый человек, который готов истребить любого ради достижения своей цели. Однако муки совести все же не дают ему наслаждаться своим правлением.
  • Гертруда — мать Гамлета и жена Клавдия. Слабовольная женщина, которая всецело подчиняется мужу и понимает свою ошибку только перед смертью.
  • Офелия — возлюбленная Гамлета. Чистая и добрая девушка, искренне любящая принца. Однако жизненные испытания, смерть отца тяжело сказываются на ней, героиня сходит с ума и кончает с собой.
  • Полоний — придворный короля, отец Офелии и Лаэрта. Он хитрый интриган, который повинуется Клавдию. Погибает от рук Гамлета. 
  • Лаэрт — сын Полония, брат Офелии. Как и отец, слепо служит Клавдию и погибает в поединке с Гамлетом.
  • Горацио — лучший друг Гамлета. Честный и смелый молодой человек, искренне преданный принцу. Он даже хочет умереть вместе с Гамлетом, но тот велит ему жить, чтобы рассказать людям обо всем случившемся.

В этом произведении раскрывается огромное количество самых разных тем.

  • Тема власти. Именно ради власти над Данией Клавдий берет тяжкий грех на душу и убивает родного брата — примерно как Шрам в «Короле и Льве».
  • Тема измены. Приятели Гамлета Розенкранц и Гильденстерн соглашаются за вознаграждение предать своего друга.
  • Тема любви. Гамлет и Офелия влюблены друг в друга, но обстоятельства мешают им быть вместе.
  • Тема жизни и смерти. Она раскрывается в монологах Гамлета, который, узнав о страшном поступке дяди, пытается разобраться в мире, полном лжи и коварства. Во время размышлений Гамлет задает вопрос, ставший афоризмом: «быть или не быть».
  • Тема безумия. Чтобы иметь возможность вывести Клавдия на чистую воду, Гамлет притворяется безумным, и в своем «безумии» произносит глубокие философские монологи о смысле жизни. Кроме того, Офелия после смерти отца по-настоящему сходит с ума.
  • Тема мести. Именно приказ призрака отца Гамлета отомстить за него Клавдию является завязкой действия. Все поступки персонажа направлены на реализацию этого желания.

Это произведение может пригодиться в сочинении ЕГЭ №5. Задание, например, может звучать так: «Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлен рефлексирующий персонаж». Именно таким героем является Гамлет. Его можно сравнить, например, с Григорием Печориным из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова или Андреем Болконским из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Всем этим персонажам свойственна рефлексия, они часто погружаются в свой внутренний мир и анализируют свои мысли и чувства.

И снова прыжок во времени! На этот раз нам предстоит перенестись на 50 лет после Шекспира, в середину XVII века, где нас уже ждет следующий драматург.

Мольер

Мольер

Мольер (15 января 1622 — 17 февраля 1673) французский драматург, создатель классицистической комедии. Настоящее имя — Жан-Батист Поклен. 

Несмотря на хорошее образование и большие интеллектуальные способности, Мольер выбрал недостойную по тем временам профессию актера. Вместе со своей труппой он целых 13 лет ездил по всей Франции и участвовал в различных постановках. Во время скитаний Мольер познакомился с бытом и нравами разных слоев населения и людьми разных характеров, отточил свое актерское мастерство и начал сам писать пьесы. 

Поскольку бродячие актеры ставили представления для простых людей, Мольер в первую очередь опирался на фарс, многовековую народную смеховую культуру. Автора интересовали яркие характеры, сцены из повседневной жизни, разнообразие тем. Многие комедии были созданы в стиле «комедии масок», которая подразумевала импровизацию актеров. 

Кто покровительствовал Мольеру?

По-настоящему знаменитым Мольер стал после возвращения в Париж, когда его произведения начали ставиться при дворе короля Людовика XIV, также известного как король-солнце.



Королю нравилось, что Мольер мог в короткий срок придумать и поставить новое произведение для пышного праздника, поэтому он поддерживал комедианта. Однако правитель не понимал всей глубины таланта Мольера, поэтому очень удивился, когда знаменитый теоретик классицизма Никола Буало сказал ему, что именно Мольер может по-настоящему прославить его царствование. Для развлечения придворных Мольер даже создал новый жанр — комедию-балет, в котором сочетались диалог, танец, пантомима и музыкальное сопровождение.

Мольер писал в господствующем в тот период направлении классицизм и стал создателем классицистической комедии. 

Классицизм (от латинского classicus – первоклассный, образцовый) — литературное направление XVIII века, основывающееся на культе разума.

Наблюдая за реальными людьми, Мольер создавал типичные характеры буржуа, мещан, дворян и отражал в комедиях их нравы. Как и все классицисты, драматург превыше всего ставил разум и в своих произведениях противопоставлял глупцов и здравомыслящих людей. Кроме того, его комедии содержали в себе элемент сатиры, направленной против социальной несправедливости. 

Итак, теперь мы знаем, черты какого направления следует искать в работах этого автора. Переходим к анализу одной из его самых известных комедий!

«Мещанин во дворянстве»

В этом произведении рассказывается о богатом мещанине (простом городском жителе), который изо всех сил пытается стать похожим на дворян. Из-за этого он запрещает своей дочери Люсиль выходить замуж за Клеонта, тоже мещанина, так как хочет в зятья более высокопоставленного человека. Однако слуга Клеонта Ковьель придумывает хитрость: он выдает своего господина за сына турецкого султана, и тогда Журден соглашается на свадьбу молодых людей.

РодДрама
ЖанрКомедия-балет
НаправлениеКлассицизм

Вот мы и дождались появления литературных направлений! Это произведение относится к классицизму по нескольким причинам:

  • Соблюдается правило трех единств: все события длятся 1 день, происходят в 1 месте (доме г-на Журдена) и рассказывают об одной сюжетной линии.
  • В характере каждого персонажа доминирует одна главная черта (глупость).
  • Мольер противопоставляет «глупого» г-на Журдена здравомыслящим персонажам, в конце произведения торжествует разум.

Сразу перейдем к анализу главных действующих лиц.

  • Господин Журден — богатый мещанин средних лет, который пытается выбиться в дворяне. Журден представлен глупым, наивным и простодушным человеком, которого легко обмануть и одурачить.
  • Госпожа Журден — жена главного героя произведения, здравомыслящая женщина, которая переживает из-за расточительства супруга. Она всячески пытается остановить Журдена в его стремлении добиться недостижимых целей и искренне заботится об их дочери.
  • Люсиль — дочь Журдена, красивая и умная девушка. Героиня влюблена в Клеонта и согласна на любой обман, чтобы быть с ним вместе.
  • Клеонт — богатый мещанин, влюбленный в Люсиль. В отличие от Журдена, он не стыдится своего социального положения. Однако в то же время Клеонт довольно вспыльчив и самолюбив, из-за чего у него случаются ссоры с Люсиль.

В этой комедии раскрывается множество различных тем.

  • Тема глупости раскрывается через образ господина Журдена, который своим стремлением выбиться в дворяне выставляет себя на посмешище. 
  • Тема любви показана через отношения Люсиль и Клеонта, которые, хотя иногда и ссорятся из-за капризности Люсиль и ревности Клеонта, все же борются за свое счастье. 
  • Тема сословных противоречий развивается в пьесе через образ Журдена, который пытается стать дворянином. Однако его интересует прежде всего внешняя сторона дворянства: красивый наряд, образованность, знатность. В то же время настоящий дворянин Дорант в комедии оказывается лицемером, который бесконечно занимает деньги у Журдена и использует его в своих целях, а слуга Клеонта простолюдин Ковьель предстает умным и преданным человеком.

Идея произведения заключается в том, что человек должен быть тем, кто он есть на самом деле. Мольер показывает, насколько абсурдно и смешно желание мещан выдать себя за дворян. Кроме того, этим произведением Мольер хотел высмеять турок, которые незадолго до постановки посетили двор Людовика XIV и недостаточно восхитились роскошью монарха.

Произведение Мольера тоже может пригодиться для сопоставления в сочинении ЕГЭ №5. Его можно сравнить с комедиями русских авторов, в которых высмеивались глупость и стремление персонажей подняться выше по социальной лестнице. К таким произведениям, например, относятся комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», Д.И. Фонвизина «Недоросль», А.Н. Островского «Бедность не порок».

Перемещаемся еще на 100 лет вперед, во вторую половину XVIII века. Здесь нас ждет знакомство с последним автором на сегодня.

Иоганн Вольфганг фон Гете

И.В. Гете

Иоганн Вольфганг фон Гете (28 августа 1749 — 22 марта 1832) немецкий поэт и драматург, ученый-энциклопедист. 

Творческий метод Гете невозможно определить однозначно — в его произведениях сочетались черты многих направлений. Условно его творчество делят на два периода:

  • Период «Бури и натиска» — время, когда Гете создает большое количество лирических стихотворений, историческую драму «Гец фон Берлихенген» (в духе исторических хроник Шекспира, о которых мы говорили выше) и знаменитый роман «Страдания юного Вертера». В этот период Гете создает героев, которые вступают в борьбу с враждебной им действительностью.
  • Период зрелого творчества. После переезда в город Веймар Гете делает стремительную служебную карьеру. В творчестве он стремится к гармонии и умиротворению. Поэт создает много произведений в духе классицизма, а также обращается к философской лирике. Именно в этот период он пишет главный труд своей жизни — «Фауста».

А теперь познакомимся с одним из самых мистических произведений мировой литературы! 

«Фауст»

В этой трагедии рассказывается о докторе Фаусте, который к концу жизни понимает, что несмотря на все изыскания не может проникнуть в тайны мироздания. Фауст решается заключить договор с дьяволом — Мефистофелем, который в обмен на душу доктора соглашается вернуть ему молодость, верно ему служить и посвятить в тайны Вселенной.

РодДрама
ЖанрЭпическая поэма / философская драма или трагедия
НаправлениеНе определяется однозначно

«Фауст» — одно из величайших произведений литературы и главный труд Гете, который он создавал целых 60 лет. В связи с этим в произведении отразились черты разных литературных направлений:

  • классицизм: автор обращается к темам античности;
  • романтизм: главный герой одинок и разочарован в жизни;
  • реализм: в произведении реалистично показаны быт и нравы простых людей.

Однако с жанром произведения тоже все непросто. Хотя это и пьеса, Гете писал ее не для театра, а для чтения, и потому не ограничивал себя возможностями сцены. Поскольку произведение написано в стихах и в нем много лиризма, его часто относят к жанру поэмы. Другие исследователи отдают предпочтение драме или даже трагедии, так как главный герой оказывается игрушкой в руках судьбы.

Произведение состоит из двух частей:

  • I часть. В ней рассказывается основной сюжет произведения (сделка доктора с Мефистофелем и история любви Фауста и Гретхен).
  • II часть. Здесь действие переносится в античный мир, где Фауст сочетается браком с Еленой Прекрасной (да-да, той самой, из-за которой началась Троянская война). Эта часть переполнена символами, различными отсылками и ассоциациями, она очень сложна для понимания и трактовки, поэтому мы будем рассматривать и анализировать только первую часть. 

А теперь давайте познакомимся с главными действующими лицами!

  • Фауст — доктор и ученый, который потратил свою жизнь на изучение тайн Вселенной, но в результате понял, что так ничего и не достиг. Он хочет принести пользу людям, поэтому соглашается на договор с дьяволом. Однако в результате герой приносит лишь страдание и себе, и окружающим. Во второй части ему все же удается найти смысл жизни и применить полученные знания, поэтому Бог прощает его и не дает дьяволу завладеть душой доктора. 
  • Мефистофель — демон, который искушает Фауста. Он становится причиной всех ужасных событий в произведении. Мефистофель очень обаятелен и красноречив, поэтому ему всегда удается добиться желаемого. Однако в конце герой все же проигрывает, так как теряет душу Фауста.
  • Маргарита (Гретхен) — молодая наивная девушка, которая влюбляется в Фауста. Ради этой связи она невольно отравляет свою мать и становится причиной гибели брата. Более того, у женщины рождается ребенок от Фауста. Маргарита отказывается от спасения и в отчаянии отдает себя в руки судьбы, и Бог прощает ее. 

В этом произведении очень сложная и глубокая тематика и проблематика. Автор говорит о смысле человеческой жизни, мироустройстве, судьбе, жажде познания, любви, противостоянии добра и зла в мире и душе человека. Гете показывает, что человек слишком слаб, чтобы противостоять искушению, и что стремление проникнуть в тайны мира может привести к плачевным последствиям. 

Итак, сегодня мы познакомились с одними из самых известных драм мировой литературы. Но не стоит на этом останавливаться, ведь в зарубежной классике еще так много произведений! А познакомиться с ними поближе вам поможет статья «Зарубежная проза».

Термины

Афоризм — это краткое изречение, выражающее законченную мысль, философскую или житейскую мудрость.

Перифраз — иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.

Фактчек

  • Гомер — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». О его жизни практически ничего неизвестно.
  • «Илиада» — военно-эпическая поэма, в которой рассказывается о Троянской войне между ахейцами (греками) и троянцами. Произведение посвящено одному из эпизодов войны — гневу Ахилла.
  •  «Одиссея» — сказочно-приключенческая поэма, в которой рассказывается о приключениях, которые переживает один из героев Троянской войны, Одиссей, во время возвращения домой.
  • Уильям Шекспир — английский драматург и поэт, который прославлял в человеке гуманность, преданность высоким нравственным понятиям и веру в разум. Он создавал трагедии, комедии и исторические хроники.
  • «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» — одни из самых знаменитых трагедий Шекспира. В первой рассказывается о трагической любви двух молодых людей, во второй — об интригах при датском королевском дворе.
  • Мольер — французский драматург, творивший в направлении классицизм. Он создал жанр комедии-балета.
  • «Мещанин во дворянстве» — комедия Мольера, в которой высмеивается желание мещан походить на дворян. В комедии раскрываются темы глупости, любви и сословных противоречий.
  • И.В. Гете — немецкий поэт и драматург, ученый-энциклопедист. Его творчество делят на два периода. 
  • «Фауст» — главный труд жизни Гете, глубокое философское произведение, жанр и направление которого нельзя определить однозначно. Произведение состоит из двух частей. В нем раскрываются темы смысла человеческой жизни, мироустройства, судьбы, жажды познания, любви, противостоянии добра и зла в мире и душе человека.

Проверь себя

Задание 1.
В какой поэме рассказывается о событиях Троянской войны?

  1. «Энеида»;
  2. «Одиссея»;
  3. «Илиада»;
  4. «Метаморфозы».

Задание 2.
Чем заканчивается «Ромео и Джульетта»? 

  1. Главные герои погибают, но их семьи мирятся.
  2. Главные герои погибают, и их семьи начинают враждовать с новой силой.
  3. Погибает только Ромео, Джульетта выходит замуж за Париса.
  4. Главные герои остаются в живых и женятся.

Задание 3.
В каком направлении творил Мольер?

  1. сентиментализм;
  2. классицизм;
  3. романтизм;
  4. реализм.

Задание 4.
На сколько периодов делится творчество Гете?

  1. 2;
  2. 3;
  3. 4;
  4. 5.

Задание 5.
Как зовут дьявола в «Фаусте»?

  1. Люцифер;
  2. Мефистофель;
  3. Воланд;
  4. Сатана.

Ответы: 1. — 3; 2. — 1; 3. — 2; 4. — 1; 5. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов