Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Зарубежная проза

25.3.2024
41

На этой странице вы узнаете

  • Когда белые медведи танцуют?
  • Как выглядит «дивный новый мир»?
  • Какова реальная судьба героев «Дневника Анны Франк»?

Р. Брэдбери. Роман «451 градус по Фаренгейту»

РодЭпос
ЖанрРоман-антиутопия
НаправлениеНаучная фантастика

Род «451 градус по Фаренгейту» — эпос: в произведении есть сюжет, повествующий о событиях, есть система персонажей, а сам текст написан прозой и расположен на всю ширину страницы.

Жанр — роман-антиутопия. В таком произведении изображается общественный строй, представляющийся автору нежелательным, отталкивающим или пугающим. Направление — научная фантастика. Это фантастическое направление в литературе, сюжет которого строится на развитии событий, ставших возможными в результате вымышленных научных открытий и технологий.

Сюжет

В книге показана Америка недалекого будущего. В этом мире люди живут потребительски, они наполняют свои головы тем, что им показывают по телевидению, не задумываются о вечных вопросах, не подвергают сомнению то, что им внушается государством. 

Главный герой – пожарник Гай Монтэг. В его обязанности входит сжигать книги, которые находятся в домах некоторых людей, ведь все книги считаются опасностью и крамолой, читать их запрещено. Он занимается своим делом и не задумывается о моральном аспекте до тех пор, пока не встречает необычную девушку Клариссу Маклеллан, которая воспринимает мир по другому: она любит природу, прогулки, задумывается над тем, что такое счастье. Встреча с ней изменила героя, он начинает осознавать, что есть что-то неправильное в его профессии, взглядах, его совместной жизни с женой Милдред, в которой нет любви и даже понимания. 

Вскоре Кларисса погибает, а Монтэг становится свидетелем того, как пожилая женщина добровольно сгорает вместе со своими книгами. Эти события еще больше провоцируют главного героя на мысли о том, что же такого важного содержат книги. Монтэг тайно погружается в мир книг, а затем идет к старику Фаберу, который когда-то читал ему наизусть стихи. Главный герой надеется, что книги сделают его счастливым.

Ему приходится сжечь свой собственный дом, в котором обнаружили книги, однако после этого он нападает на своих коллег, которые собирались раскрыть его нелояльность государственной программе. Гая объявляют в розыск, он сбегает из города и направляется в лес, где встречает людей, которые хранят книги в своей памяти: «Все мы — обрывки и кусочки истории, литературы, международного права». В этот момент начинается война и город погибает от взрыва. Гай со своими спутниками отправляются на север. Главный герой «чувствует, что и в нем пробуждаются и тихо оживают слова».

Тематика и проблематика

Автор раскрывает проблему тоталитарного государства, где людям запрещено критически оценивать реальность. Человек в таком мире слепо воспринимает то, что ему транслируется через СМИ, и живет только потреблением. Такое государство будущего жестоко, люди в нем находятся в состоянии некоего оцепенения, они живут без мыслей и эмоций и при этом несчастливы (так, жена Гая Милдред чуть не погибает от передозировки таблеток). Мыслящий человек не может существовать в таком обществе, он либо уничтожается, либо становится изгоем. Идея произведения заключается в том, что человек, который хочет жить, а не существовать, не может вписаться в тотальное государство.

 Х. Ли. Роман «Убить пересмешника»

РодЭпос
ЖанрРоман
НаправлениеРеализм

Переместимся в Америку 30-х годов. Главные герои – дети Джин Луиза Финч (Глазастик) и ее брат Джим Финч. Их отец Аттикус Финч работает адвокатом в местном суде. Семья очень дружная, дети весело проводят время играя друг с другом. Однажды они пытаются выманить из дома Артура Рэдли по прозвищу Страшила: замкнутого мужчину, который почти не выходил из своего дома, из-за чего стал героем местных пугающих легенд. У детей ничего не получилось, но когда они пошли в школу, они стали находить небольшие подарки в дупле дуба около дома Рэдли и догадались, от кого эти сюрпризы.

Тем временем Аттикусу Финчу поручили дело о защите темнокожего парня Тома Робинсона, заподозренного в изнасиловании белой девушки. Когда в школе узнали, что отец Джима и Глазастика «защищает черномазых», у детей начались проблемы. Аттикус верил в невиновность парня, однако все жители городка были настроены враждебно, они были готовы совершить самосуд и растерзать подозреваемого.

На суде выяснилось, что Том не виновен. Отец пострадавшей Боб Юэл застукал свою дочь с темнокожим парнем и жестоко избил ее, а вину свалил на Робинсона. Но, несмотря на доказательства, суд присяжных приговорил парня к смертной казни. Том попытался сбежать из тюрьмы и погиб. Боб Юэл, которого адвокат изрядно опозорил на суде, стал угрожать Аттикусу, но он не отнесся к опасности серьезно.

Однажды, когда Джим и Глазастик возвращались домой после школы, на них напал Боб Юэл. Финчи вряд ли бы вернулись домой живыми, если бы не помощь незнакомца. Он убил Юэла и на руках донес домой Джима, который сломал руку и потерял от боли сознание. Спасителем детей оказался Артур Рэдли. Глазастик, ее отец и шериф не хотели, чтобы о подвиге Страшилы узнали в городе: судебное разбирательство, популярность погубили бы его. Это было бы равносильно тому, что убить птицу пересмешника, что в тех краях считалось подлостью. Чтобы уберечь доброго и робкого человек от суда, местный шериф присягнул, что «Боб Юэл упал и напоролся на собственный нож».

Тематика и проблематика

В книге поднимаются серьезные и актуальные проблемы: сексуальное насилие, расизм, социальное неравенство (дети сравнивают материальное положение своих семей). Самой важной темой является расизм, нетерпимое отношение к темнокожим людям. Эта тема раскрывается на примере Тома Робинсона, который погиб, несмотря на свою невиновность. С этой историей тесно связана проблема справедливости и предвзятости, жестокости и милосердия. В то время как Аттикус Финч судит человека по его делам, а не по его внешности, остальное население городка не может похвастаться подобным подходом. Идея романа заключается в том, что такая нетерпимость приводит к ужасным последствиям.

В тексте также есть тема детства. Все события книги читатели видят глазами ребенка, также в романе присутствует мысль о том, что дети обладают врожденным чувством справедливости и приобретают предрассудки лишь под влиянием окружающих. Дети способны по-настоящему дружить и любить свою семью, что видно на примере Финчей и их друзей.

У. Старк «Пусть танцуют белые медведи»

РодЭпос
ЖанрПовесть
НаправлениеРеализм

Главный герой Лассе – типичный хулиганистый подросток, который плохо учится, проказничает со своими друзьями, ходит в затертых джинсах и радуется такой обычной, но свободной жизни.

Переломный момент наступает в жизни Лассе, когда его мама уходит от его отца к другому мужчине, от которого ждет ребенка. Сам Лассе был близок с отцом, они понимали друг друга с полуслова: «Достаточно нам было промычать что-то или пробурчать — мы понимали друг друга без слов, словно два белых медведя». И вот теперь в жизни главного героя появляется «новый отец» Торстенсон: человек, прямо противоположный мальчику по духу.

Жизнь в новом доме была непривычной. Главный герой оказался в богатой семье, которая могла обеспечить ему достойное будущее, но Лассе было нужно не это, он хотел жить так, как жил, а ему навязывали изменения. Торстенон помог поднять его оценки в школе, в результате репутация Лассе среди учителей улучшилась, но вот среди друзей испортилась. Для подростка, конечно, важнее мнение друзей. Лассе понимает, что вынужден делать выбор между образом пай-мальчика и прежним Лассе, похожим на своего «непутевого» отца.

Когда белые медведи танцуют?

Лассе очень любил смотреть на белых медведей в зоопарке. Однажды их не оказалось на месте, но мальчик не расстроился: «Ничего, что их нет. Им лучше там, где они сейчас». Ему хотелось верить, что их отправили на Север, где они танцуют под полярным небом — так же, как когда-то танцевали его мама и папа. Для Лассе белые медведи становятся символом свободы и ушедшей беззаботной жизни его семьи.

Тематика и проблематика

Используя метод психологизма, автор раскрывает тему детства и тему взросления. Как и в романе Харпер Ли, происходящее мы видим со стороны ребенка, оцениваем поведение взрослых с его позиции. Лассе тяжело переживает разрыв родителей, пытается найти ориентиры в жизни и сделать выбор. Идея произведения заключается в том, что желание взрослых изменить образ жизни своих детей может только навредить им. Обозначая свое мнение как единственно верное, родители Лассе совсем не принимали во внимание желания подростка, не понимали, что он  чувствует себя неполноценным, ненужным в новой семье.

У. Старк «Чудаки и зануды»

РодЭпос
ЖанрПовесть
НаправлениеРеализм


«Девочка притворялась парнем в школе до тех пор, пока не…» — звучит как кликбейтный заголовок. На самом деле это очень-очень краткое содержание повести «Чудаки и зануды».

Двенадцатилетняя Симона действительно, перейдя в новую школу, представилась парнем, а после втянулась в игру и делала все, чтобы поддержать свой образ: ходила с мальчиками в заброшенный сарай, курила. А потом вообще началась какая-то Санта-Барбара с любовным треугольником: в Симону влюбилась девочка Катти, а сама Симона влюбляется в своего бывшего врага Исаака. В общем, сюжет закручивается. Со временем притворяться парнем становилось все труднее, и девочка каждый раз придумывала какие-то оригинальные решения, чтобы выкрутиться. Но, в конце концов, ей все же приходится раскрыть свою сущность.

Тематика и проблематика

Как и в «белых медведях», автор концентрируется на мире подростка-бунтаря, раскрывает его внутренний конфликт. Он обращается к таким темам, как отношения с родителями, поиски своей личности, первая любовь. У. Старк раскрывает тему семьи со стороны ребенка. Симона несчастна в своей семье, она не выносит своего отчима, ее родные забывают про ее день рождения, а единственный близкий ей человек – дедушка – скоро умрет. С другой стороны, ее родители не злые люди, которые по-своему любят капризную и пессимистичную дочку, так что им тоже можно посочувствовать. Кроме того, автор обращается к теме детства. Детство Симоны отнюдь не безоблачное, оно связано с трудностями, переходным возрастом, новыми врагами и друзьями, смертью близкого человека. В 12 лет у девочки уже пессимистичный взгляд на мир. Автор обращается к проблеме взросления, показывает переживания подростка от первого лица.

 О. Хаксли. Роман «О дивный новый мир»

РодЭпос
ЖанрРоман-антиутопия
НаправлениеМодернизм

Модернизм — это литературное направление, развивавшееся в XX веке, которому свойственны поиск нового стиля, отход от всех известных в прошлом форм искусства в сторону радикального пересмотра.

И… очередной роман-антиутопия! Готовы к безысходной картине будущего мира, за красивой обложкой которого прячется далеко не идеальное общественное устройство? Что ж, вы вряд ли увидите насколько пессимистичную картину в этом романе. Наоборот, в Мировом Государстве будущего все люди счастливы. Общество Эры Форда стандартизировано, основано на кастовой системе. Люди выращиваются в пробирках, и низшие касты вполне довольны своей участью и не завидуют вышестоящим. Мир живет сегодняшним днем, забыв историю прошлых веков. В этом государстве под запретом наука, искусство, религия, сильные эмоции, семья и любовь. Долгие отношения с одним партнером считаются дурным поведением: «Каждый принадлежит всем остальным». Вместо искусства мы видим массовую культуру с примитивным содержанием, вместо науки — следование уже открытым и утвержденным шаблонам. Психологические проблемы и негативные чувства заглушают безвредным наркотиком — сомой.

Бернард Маркс — представитель высшего класса, но он отличается от других своей задумчивостью и меланхолией. Он чувствует себя ненужным, «не таким», его раздражает и печалит то, что он с трудом вписывается в общество. Линайна Краун — девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная, живет по принципам своего общества, то есть не рефлексирует, не испытывает сильных чувств, часто меняет партнеров.

Бернард и Линайна отправляются в заповедник, где можно посмотреть на «диких» людей: тех, кто продолжает жить так, как жило все человечество до Эры Форда. Они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются. Там герои встречают странного индейца Джона — он отличается от остальных и говорит на английском. Оказалось, что мать Джона, Линда, много лет назад попала из цивилизации в мир дикарей, где она и родила ребенка. Линда ведет развратный образ жизни, много пьет, ее презирают индейцы. Джона местное население также не принимает, поэтому он соглашается на предложение Бернарда уехать в Заоградный мир. Там Джон становится модной диковиной, его называют Дикарем, удивляются его привычке цитировать Шекспира, его сильным эмоциям. Он влюбляется в Линайну, но вскоре разочаровывается в своем идеале. Когда она предлагает ему заняться «взаимопользованием», он в ярости называет ее блудницей.

Дикарь страстно убеждает представителей низшей касты отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги и срывает раздачу сомы. В результате толпа нападает на него и порядок с трудом удается восстановить. А Джона, Бернарда и его друга Гельмгольца вызывают к Главноуправителю, его фордейшеству Мустафе Монду.

Он и разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество. Мустафа Монд сам в молодости увлекался наукой, однако потом выбрал должность Главноуправителя и встал на защиту стабильности и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. Джон же хочет другого: «Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех». Гельмгольцу Мустафа предлагает ссылку на остров, где собираются самые интересные люди на свете, те кто умеет мыслить самостоятельно и не согласен подчиняться режиму. Джон же сам уходит от цивилизованного мира и селится на старом заброшенном авиамаяке. Однако ему не удается скрыться от толпы, его маяк становится местом паломничества огромных масс туристов. Один раз Дикарь видит в толпе Линайну и с криком «Распутница» бросается на нее с бичом. Толпа в экстазе следует его примеру и начинает самоистязание, которое перерастает в оргию.

На следующий день становится известно, что Дикарь повесился.

Как выглядит «дивный новый мир»?

В заглавие романа вынесена строчка из трагикомедии Шекспира «Буря»: «О чудо! Какое множество прекрасных лиц! Как род людской красив! И как хорош / Тот новый мир, где есть такие люди!». Томик Шекспира – это важная деталь в романе. Для Джона произведения Шекспира, которые он прочитал еще в заповеднике, стали основой внутреннего мира. По ним он учился жить, любить, думать.

Кроме того, это заглавие иронично сочетается с жанром произведения. Мировое Государство кажется «дивным новым миром», где люди счастливы, но во имя общего благополучия человек теряет все то, что делает его человеком.

Тематика и проблематика

Главная тема произведения — будущее человеческой цивилизации. Хаксли показывает общество потребления, в котором прогресс используется для удовлетворения всех потребностей людей: от сомы до создания ощущальных фильмов. Однако в этом мире нет моральных ценностей, люди не испытывают сильных положительных или отрицательных эмоций: они стабильно довольны. Любовь заменяется плотскими удовольствиями, искусство – примитивной массовой культурой. В новом мире, где все равны, запрещено искусство и наука, ведь они развивают индивидуальность человека и ведут к рефлексии. Такое общество пустое и бездуховное, человек становится всего лишь частичкой системы. Институт семьи отсутствует, все люди взаимозаменяемы, никто никому по-настоящему не нужен. У человека нет выбора: все навыки и установки ему прививаются механически еще в детстве в зависимости от касты. У низших каст нет возможности развиваться самостоятельно, они никогда не смогут быть умнее высших каст (альф). Так же как и альфы не будут знать больше, чем требуется обществу. Идея произведения заключается в том, что при всей внешней привлекательности и стабильности, подобное общество лишает человека самого главного – свободы, индивидуальности, самого себя.

А. Франк. Книга «Дневник Анны Франк»

Вы когда-нибудь вели дневник? Сохраняли на бумаге свои мечты, надежды, эмоции, воспоминания? «Дневник Анны Франк» — это реальные записи девушки-подростка, которая 2 года провела в домашней изоляции, прячась от фашистов во время войны и гонений на евреев в Голландии. С лета 1942 по лето 1944 гг. ее и еще несколько семей находились в убежище, откуда не рисковали выйти. Они жили в «тайной пристройке»: чердачном помещении за кабинетом семейной офисной конторы. Друзья и коллеги, рискуя своей жизнью, тайно доставляли Франкам еду и теплую одежду. В своем дневнике Анна писала об условиях жизни, об отношениях с родными, о своих мечтах, надеждах и страхах. Она скучала по школе, грустила из-за отсутствия близких друзей, переживала из-за проблем с родителями и сестрой. Девочка мечтала стать журналистом, писать книги, быть в будущем активным членом общества, а не просто вести хозяйство.

Какова реальная судьба героев «Дневника Анны Франк»?

К сожалению, здесь хэппи-энда не будет. Да, у нас сегодня много тяжелых произведений.

В 1944 году немецкая полиция обнаружила потайное помещение и арестовало жильцов. Семью Франк вместе с четырьмя другими, укрывавшимися вместе с ними, отправили в Освенцим. Анна и ее сестра, отобранные для принудительных работ из-за своей молодости, позже были переведены в концентрационный лагерь Берген-Бельзен в северной Германии. Девочки умерли от тифа в 1945 году, всего за несколько недель до освобождения лагеря британскими войсками. Мать Анны также умерла в лагере и только отец Анны, Отто, пережил войну.

Г. Уэллс. Роман «Машина времени»

И снова мы попадаем в мир будущего (802 701 год). Вместе с Путешественником мы, с помощью машины времени оказываемся в антиутопии, где прогресс и неравенство среди людей привели к деградации человечества. Теперь Землю населяют морлоки и элои – две интеллектуально неразвитые расы, в которые превратились люди.

Путешественник пытается наладить контакт с прекрасными элоями, чтобы понять первопричину и структуру нового общества. Пока он общается с элоями, морлоки проявляют интерес к технике и крадут Машину времени. Путешественник впадает в отчаяние, однако потом думает о том, как отыскать пропажу. Изучая феномен всеобщей боязни темноты у элоев, Путешественник совершенно случайно видит нескольких морлоков, похожих на человекообразных пауков, и находит выход в Подземный Мир. Он решается спуститься в Подземный Мир через один из пустых колодцев. Там он сталкивается с морлоками, которые обслуживают гигантское количество техники, и чуть не погибает от их рук.

Путешественник понимает, что морлоки, скорее всего, потомки «бедных» классов рабочих, которые когда-то обслуживали машины, а позже так и остались в пещерах и перестали выносить дневной свет. Элои — потомки прежней элиты, хрупкие существа, совершенно не приспособленные к труду и растерявшие свои интеллектуальные навыки. И те, и другие за долгие тысячелетия существования, не требующего умственной деятельности, практически лишились разума, превратившись в полуживотных.

После множества опасных приключений Путешественнику по Времени удается переместиться в далекое будущее, где он не находит людей и обнаруживает общий упадок жизни на Земле. Движимый чисто научным интересом, Путешественник продвигается во времени еще на несколько миллионов лет вперед, однако, ощутив необычайную физическую и психологическую усталость от вида медленно умирающей Земли, возвращается назад и попадает в тот же самый день, в который начал свое Путешествие, и рассказывает о своих приключениях.

Рассказ Путешественника по Времени воспринимается его собеседниками с недоверием, поэтому на следующий день он, подготовив необходимые приборы и инструменты, отправляется в новое Путешествие во Времени, чтобы привезти из него доказательства, — и уже никогда не возвращается.

Термины

Повесть — жанр литературы, относящийся к роду эпоса. Среднее по объему произведение (между рассказом и романом), в котором дано последовательное изображение событий из жизни героев.

Психологизм это метод, который заключается в описании внутреннего мира персонажей, их психологических характеристик и мотивации действий.

Символ — многозначный образ-знак, имеющий переносное значение. 

Фактчек

  • В антиутопиях изображается общественный строй, представляющийся автору нежелательным, отталкивающим или пугающим. Общество в таких книгах подчинено тоталитарному государству, а большинство людей не способны к рефлексии.
  • Научная фантастика — фантастическое направление в литературе, сюжет которого строится на развитии событий, ставших возможными в результате вымышленных научных открытий и технологий.

Проверь себя

Задание 1.
К какому жанру относится «О дивный новый мир»?

  1. повесть;
  2. роман-антиутопия;
  3. роман-эпопея;
  4. рассказ.

Задание 2.
Сколько градусов по Фаренгейту требуется для сжигания бумаги (из названия романа)?

  1. 361;
  2. 461;
  3. 451;
  4. 551.

Задание 3.
Кем являются главные герои повестей У.Старка?

  1. трудные подростки;
  2. маленькие дети;
  3. взрослые;
  4. пожилые люди.

Задание 4.
К какому периоду относится «Дневник Анны Франц»?

  1. Первой мировой войны;
  2. Второй мировой войны;
  3. Сталинских репрессий;
  4. Бурных двадцатых.

Задание 5.
Почему главный герой «Машины времени» застревает в будущем?

  1. Хочет изучить нравы элоев и морлоков.
  2. Хочет понять первопричину упадка человечества.
  3. Не может улететь, его транспорт украли.
  4. Его рассказам не верят в настоящем времени

Ответы: 1. — 2; 2.  — 3; 3.  — 1; 4.  — 2; 5.3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов