Проза Виктора Гюго, Оноре де Бальзака, Оскара Уайльда
На этой странице вы узнаете
- К чему может привести несогласие в литературных взглядах?
- Как Дисней превратил распутного солдата в прекрасного рыцаря?
- Что общего у Оскара Уайльда и роботов из научной фантастики?
Известно, что в России в XIX веке творили Пушкин и Лермонтов, Гончаров и Тургенев, Достоевский и Лев Толстой. А вот что происходило за рубежом? Чтобы узнать об этом, рассмотрим творчество одних из крупнейших литераторов Западной Европы — Виктора Гюго, Оноре де Бальзака и Оскара Уайльда.
Виктор Гюго
Виктор Гюго (1802 — 1885) — французский писатель, одна из ключевых фигур французского романтизма. |
Виктор Гюго прожил долгую жизнь и потому успел увидеть почти все стадии развития романтизма во Франции. Он начинал творить с ранними романтиками и увидел закат этого направления.
В нашей стране и вообще в мире Гюго знают в основном как прозаика — именно он написал такие культовые романы, как «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные». Однако для французов он прежде всего поэт. Уже в 15 лет Гюго стал лауреатом Тулузской и Французской академий, а в 17 начал получать пенсию от короля за свои стихотворные произведения.
Особенности творчества Виктора Гюго
В 1827 году в предисловии к драме «Кромвель» Гюго сформулировал принципы романтизма, которым следовал он сам. Самым важным автор считал личный творческий порыв. Он был убежден, что всякие стандарты, и романтические, и классицистические, убивают искусство, поэтому надо творить свободно, а не по канонам.
Гюго вообще был большим противником классицизма и сознательно нарушал его каноны. Так, в своих стихотворениях он использовал вольные размеры и ритмы, звукопись, разговорные интонации, а в драме нарушал принцип трех единств (места, времени и действия).
К чему может привести несогласие в литературных взглядах? Многие конфликты происходят из-за расхождения во взглядах — чаще всего политических или религиозных. Однако и разные воззрения на литературу могут вызвать не менее горячие споры. Так, во время премьеры пьесы Гюго «Эрнани» прямо в театре состоялась настоящая драка между сторонниками классицизма и приверженцами романтизма. |
Также в творчестве Гюго присутствует типичный для романтизма мотив «двоемирия»: столкновения реального и идеального миров. Например, в сборнике «Восточные мотивы» автор описывает экзотические восточные края как другой мир, не связанный с нашей европейской цивилизацией.
В произведениях Гюго всегда присутствует романтический герой — человек исключительных способностей, честный, смелый, благородный, однако его образ почти всегда связан с социальным неравенством: романтическим героем может быть раб на плантациях.
Романтикам вообще и Гюго в частности было свойственно обращение к средневековой истории и ее романтизация. Например, если реальные рыцари XIV века были обыкновенными солдатами на королевской службе — неграмотными, грубыми, неотесанными, то в творчестве романтиков они превращаются в честных и благородных дворян, готовых беззаветно служить своей Прекрасной Даме.
В реальности: | У романтиков: |
антисанитария, грязь, суеверия, власть церкви, борьба с ересью, жестокие кровопролитные войны. | прекрасные дамы, благородные рыцари, великолепные замки. |
В те годы вообще велось много дискуссий о «процентном содержании» истории в историческом романе. Представим себе любой исторический сериал вроде «Царства» или «Великолепного века»: костюмы и локации исторические, дух эпохи тоже передан верно, однако сюжет и многие персонажи полностью вымышлены. Примерно по таким же правилам написаны произведения Гюго. Правда, в отличие от многих современных режиссеров, Гюго изучал огромное количество исторических трудов, чтобы в его произведениях все выглядело максимально правдоподобно.
В произведениях Гюго скрыто очень много отсылок к современным ему политическим событиям. Из-за цензуры он не мог прямо критиковать правящую власть, поэтому часто переносил действие в другие страны или века. Например, в греческом цикле стихотворений рассказывается о борьбе греческого народа за независимость.
Основные темы и проблемы творчества Гюго
- Несправедливость общественного устройства.
Гюго был не только писателем, но и видным общественным деятелем. В своих произведениях он обращал внимание на социальные проблемы и пороки и часто обращался к образам отверженных и страдающих людей. Например, в произведении «Бюг Жаргаль» он показал бесчеловечность белых плантаторов в обращении с рабами и создал образ честного, смелого и благородного человека из народа.
- Гуманизм.
Для гуманистов высшей ценностью является жизнь человека. Гюго очень сочувствовал бедным слоям населения и пытался показать в своих романах, что нищие или рабы тоже имеют право на жизнь, что они тоже люди. Вспомним семью Мармеладовых из «Преступления и наказания». К сожалению, такие бедные люди были и во Франции.
- Любовь.
Во всех произведениях Гюго присутствует любовь — огромная сила, которой практически невозможно противостоять.
А теперь приступим к анализу знаменитого произведения — «Собор Парижской Богоматери».
«Собор Парижской Богоматери»
Есть диснеевский мультфильм «Горбун из Нотр-Дама» с красавицей Эсмеральдой, красавцем Фебом, злобным Фролло и малопривлекательным, но добрым Квазимодо. В романе рассказывается как раз про них, только помрачнее и без хэппи-энда.
Род литературы | Жанр литературы | Направление |
Эпос | Исторический роман | Романтизм + реализм |
Почему романтизм?
Главные персонажи произведения — Эсмеральда, Фролло, Квазимодо — исключительные личности, романтические герои, оказывающиеся в чрезвычайных обстоятельствах.
Почему реализм?
Автор максимально подробно и детально создает картину средневекового Парижа — живи мы в те времена, некоторые главы можно было бы использовать как путеводитель. Также Гюго подробно описывает нравы парижан и создает глубокие, неоднозначные образы персонажей.
Ключевые персонажи
- Эсмеральда — главная героиня романа.
Это юная девушка, которая зарабатывает на жизнь пением, танцами и фокусами на городских площадях. В ней много романтических черт: она очень красива, свободолюбива и милосердна, а также она выросла среди цыган. Романтики часто обращались к цыганской теме, так как этому народу в наивысшей мере свойственно свободолюбие, которое так превозносили романтики.
- Клод Фролло — священник, настоятель Собора Парижской Богоматери, а также алхимик, втайне влюбленный в Эсмеральду.
Это человек очень больших умственных способностей — он знает множество языков, уже в юности мог на равных беседовать с докторами наук. А еще он человек больших страстей, которыми не умеет управлять.
- Квазимодо — звонарь Собора Парижской Богоматери и воспитанник Фролло.
Он очень уродлив внешне и к тому же глух, из-за чего постоянно пребывает в своем собственном мире. Однако встреча с Эсмеральдой и любовь к ней пробуждают в его душе лучшие человеческие чувства — доброту, сострадание, готовность на самопожертвование.
- Феб де Шатопер — капитан королевских стрелков, в которого влюблена Эсмеральда.
Как Дисней превратил распутного солдата в прекрасного рыцаря? В мультфильме Феб представлен настоящим «прекрасным принцем» — добрым, честным, справедливым, готовым на все ради своей возлюбленной. К сожалению, «книжный» Феб совсем другой — это пустой, эгоистичный человек, который не способен ни на какие глубокие чувства. |
Какие темы раскрываются в этом произведении?
- Тема любви. В романе Гюго изображает самые разные типы любви: и всепоглощающую страсть Фролло, и глубокую, чистую любовь Квазимодо к Эсмеральде и Эсмеральды к Фебу. Любовь здесь предстает огромной силой, толкающей человека на самые отчаянные поступки.
- Тема милосердия. На протяжении романа Эсмеральда спасает жизнь нескольким людям. Например, когда Квазимодо приговаривают к позорному столбу и вся чернь Парижа смеется над ним, Эсмеральда единственная подносит ему флягу с водой. Именно после этого события душа Квазимодо преображается, он становится настоящим Человеком.
- Тема красоты и уродства. Она раскрывается через образ Квазимодо: невероятно уродливый внешне, этот человек наделен глубокими душевными качествами.
- Тема добра и зла. Гюго показывает нам, что в душе одного и того же человека неразрывно сплетены добро и зло, у каждого есть отрицательные и положительные стороны.
- Тема свободы. Она раскрывается через образы нищих и бродяг, которые создают в трущобах Парижа собственное государство. Эти люди готовы бороться за свою свободу и свои права.
- Историческая тема. Этот роман описывает переходный период от Средневековья к Возрождению. В средние века жизнь людей определялась догмами церкви, а в эпоху Возрождения в центре всего оказался Человек, его желания и страсти.
Это столкновение эпох определяет характер Фролло: он священник, как бы отрешившийся от всего мирского, но испытывающий обычные человеческие желания (страсть к женщине). Его трагедия в том, что умом он еще человек Средневековья, поэтому воспринимает эту страсть как грех и наваждения дьявола.
Идея произведения
Гюго верит в торжество гуманистического начала — человечности и милосердия в людях. Эти качества способны изменить мир.
Романтизм во Франции, как и у нас в России, сменился реализмом. Давайте поближе познакомимся с одним из французских реалистов.
Оноре де Бальзак
Оноре де Бальзак (1799 — 1850) — французский писатель, один из основоположников литературного направления реализм. |
Если у вас что-то не получается сразу, не переживайте: возможно, все еще впереди. Первые книги Бальзака были слабыми и ничем не выдающимися, их не оценили не только в литературном мире, но даже в семье автора. Однако Бальзак не сдавался. Параллельно с художественными произведениями он начал писать очерки об окружающем его обществе, которые легли в основу его самого крупного труда — «Человеческой комедии».
Особенности творчества Оноре де Бальзака
Основным творческим методом Бальзака является реализм, с чем и связаны особенности его манеры:
- Реалистичное изображение действительности. Бальзак ничего не придумывает, а, как художник, «списывает с натуры», поэтому циклы своих романов он называл этюдами. Писатель подробно описывает быт, нравы и обычаи современного ему общества.
- Герои его произведений — типичные представители всевозможных сословий французского общества: чиновники, горожане, бедняки, ростовщики, дворяне. В них нет ничего необычного или исключительного, они выглядят, говорят, ведут себя как реальные люди того времени.
- В произведениях обычно нет какого-то авантюрного и захватывающего сюжета. Скорее это изображение героев в их повседневности и типичных ситуациях, в каких вполне могли оказаться реальные люди того времени.
Основные темы и проблемы творчества Бальзака
Помните Н.А. Некрасова, который хотел в поэме «Кому на Руси жить хорошо» изобразить жизнь всех сословий его времени? Такая же мысль пришла в голову и Бальзаку, но, в отличие от Некрасова, ему удалось ее осуществить.
«Человеческая комедия» — цикл сочинений Бальзака (137 романов), в которых описывается жизнь Франции XIX века: быт и нравы всех сословий и общественных институтов.
«Человеческая комедия» делится на следующие части:
Ключевой проблемой этюдов о нравах является победа материальных интересов над духовными, усиление роли богатства в жизни людей, исчезновение традиционных нравственных принципов. Автор показывает, что в современном ему обществе люди думают только о деньгах — как их накопить, а потом сохранить. Даже в изначально чистых душой и нравственных героях стремление к наживе уничтожает все лучшие человеческие чувства.
Произведениям в целом свойственна социальная проблематика: автор показывает быт и нравы горожан, полунищенское существование людей из народа. Повсюду царит безнравственность, коррупция, беспринципность, люди торгуют и телом, и душой.
Еще одна важная проблема — это неравноправие женщины в обществе. Да, Бальзаку был не чужд феминизм. Женщины в его время были целиком зависимы от мужчин, они «имели ценность» только в юности. Также автор обращал внимание на зачастую полное бесправие женщины в семье — в таком же бесправном положении находилась Катерина из драмы А.Н. Островского «Гроза».
В философских этюдах Бальзак размышляет о различных жизненных закономерностях. Например, он показывает, как стремление к богатству истощает в человеке жизненные силы.
Интересный факт: в одном из философских этюдов, в романе «Шагреневая кожа», присутствует фантастический элемент — герой получает шагреневую кожу, которая может исполнить все его желания, но за каждое приходится поплатиться днями жизни. |
В аналитических этюдах в основном представлены теоретические рассуждения о супружеской жизни.
В качестве примера разберем один из романов цикла «Человеческая комедия».
«Евгения Гранде»
В этом романе рассказывается о жизни богатого, но скупого землевладельца Гранде и его дочери Евгении. Однажды к ним приезжает Шарль — племянник Гранде. Между Шарлем и Евгенией вспыхивают чувства, однако герой вынужден уехать. Проходят годы, Шарль становится богатым и нарушает слово, данное Евгении. Героиня после смерти отца наследует его состояние и великодушно оплачивает долги Шарля, однако выходит замуж за человека, которому нужны только ее деньги.
Род литературы | Жанр литературы | Направление |
Эпос | Роман | Реализм |
Основные персонажи
В произведении два ключевых образа — папаша Гранде и его дочь Евгения.
- Папаша Гранде — это скупой землевладелец, который живет в провинции и держит в страхе и подчинении всю семью. Самым важным в жизни для него являются деньги. Он любит их приумножать, используя для этого всю свою хитрость и ум, вкладывать в разные предприятия, просто любоваться ими (как Кощей Бессмертный, который чах над златом). Однако герой ни под каким видом не согласен тратить эти деньги, поэтому его жена и дочь живут впроголодь.
- Евгения Гранде — чистая, наивная, безыскусная девушка. Она понятия не имеет о состоянии отца и во всем его слушается. Также героиня способна глубоко и искренне любить. Однако она бессильна против мира меркантильных людей, которых интересуют только деньги, и в результате сама становится расчетливой.
Проблематика произведения
Все произведение построено на противопоставлении духовного (любовь к человеку) и материального (любовь к деньгам).
- Проблема меркантильности общества: Бальзак считает, что его современников интересуют, в первую очередь, материальные интересы, они любят деньги и готовы ради них на все. Например, герой романа Шарль, разбогатев, бросает девушку, которую любил и на которой обещал жениться, когда был беден. Вокруг Евгении Гранде увиваются женихи, однако их интересует только ее состояние.
- Проблема скупости: Главный герой романа папаша Гранде неимоверно богат, однако ни за что не хочет тратить эти деньги. Скупость героя приводит к тому, что его семья живет практически в нищете.
- Проблема духовной черствости: для папаши Гранде значение в жизни имеют только деньги, а чувства доброты, сострадания, любви к ближнему ему не знакомы. Узнав о смерти своего брата, он огорчается только тому, что тот не оставил состояния сыну. Сам факт гибели близкого родственника не вызывает у героя никаких чувств. Даже умирая, он завещает дочери беречь его состояние — никаких возвышенных эмоций перед смертью Гранде не испытывает.
Скупого папашу Гранде можно сравнить со Скруджем из «Рождественской песни в прозе» Диккенса. Возможно, вы даже видели мультик по этому произведению. Однако если Скруджу удается «исправиться», то герой Бальзака умирает таким же скрягой, каким был при жизни.
Идея произведения
Этим романом Бальзак показывает, как алчность и скупость разрушают судьбы людей.
А теперь давайте посмотрим на творчество другого реалиста, но на этот раз англичанина.
Оскар Уайльд
Оскар Уайльд (1854 — 1900) — ирландский писатель, поэт и драматург. Одна из ключевых фигур европейского модернизма. Основоположник эстетизма. |
Оскар Уайльд был очень необычной и яркой личностью. В юности он блистал в салонах Лондона своим остроумием и стал известен благодаря хлестким высказываниям и экстравагантной манере одеваться, потом несколько лет провел в тюрьме, а закончил жизнь во Франции под другим именем.
Что общего у Оскара Уайльда и роботов из научной фантастики? В фильмах мы часто видим, как какому-нибудь роботу достаточно прикоснуться к толстой книге, чтобы сразу просканировать все ее содержание. Похожие таланты были и у Оскара Уайльда: в юности он мог изложить сюжет 3-томного романа, за полчаса пролистав его. Благодаря таким способностям, писатель окончил школу с золотой медалью. |
Подробнее рассмотрим особенности творчества этого писателя.
Особенности творчества Оскара Уайльда
В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд сформулировал свою точку зрения на творчество и эстетику. Он считал, что для художника добродетель и порок равны, ему дозволено изображать все.
В соответствии с идеями модернизма Оскар Уайльд считал, что искусство не должно ничему поучать и проповедовать мораль. Поэтому многие его произведения — особенно «Портрет Дориана Грея» — подвергались резкой критике, ведь автор изображал порок, не говоря, что так поступать плохо.
На творчество Оскара Уайльда оказал большое влияние символизм: поэт обращается к символам и мистике.
Многие произведения Оскара Уайльда написаны в ироничном ключе: например, его Кентервильское привидение старое и больное. А в комедиях автор высмеивает предрассудки английского светского общества.
Темы и проблемы творчества Оскара Уайльда
Красота. Для Оскара Уайльда красота — это сила, способная спасти мир.
Жизненное актерство. Многие герои Оскара Уайльда подменяют жизнь игрой, ведут себя неестественно, притворяются теми, кем на самом деле не являются. Это притворство убивает в человеке настоящие чувства.
В сказках Оскара Уайльда говорится о:
- спасительной силе красоты;
- доброте и самоотверженности;
- несправедливом социальном устройстве.
Теперь перейдем к анализу самого известного произведения и единственного романа Оскара Уайльда.
«Портрет Дориана Грея»
В этом романе рассказывается о прекрасном внешне молодом человеке Дориане Грее, чей портрет рисует талантливый художник. Портрет получается удивительно похожим, и Дориан выражает желание, чтобы с годами старело именно изображение, а не он сам. Так и происходит.
Род литературы | Жанр литературы | Направление |
Эпос | Роман | Модернизм |
Ключевые персонажи
- Дориан Грей — главный герой романа, блестящий молодой человек с очень красивой внешностью и чистой душой. Но под влиянием лорда Генри он утрачивает все моральные и нравственные ценности и идеалы.
- Лорд Генри — фактически наставник главного героя. Обычно наставники учат подопечных хорошему, как Оби-Ван Кеноби Люка Скайуокера в «Звездных войнах». Но с лордом Генри не тот случай. Он считает, что главное в жизни — это красота, молодость, удовольствия, и для их получения не существует никаких моральных рамок и границ.
- Бэзил Холлуорд — художник, нарисовавший портрет Дориана Грея. Его высокие нравственные принципы противопоставляются безнравственности лорда Генри.
Тематика и проблематика
Ключевая тема произведения — внешняя и внутренняя красота, прекрасное и безобразное. Автор показывает, что внешняя красота не может заменить душевную чистоту и принести счастье. В то же время за прекрасной внешностью всегда может таиться моральное уродство.
Тема искусства раскрывается через творение талантливого художника Бэзила Холлуорда. Искусство способно запечатлеть красоту и сохранить ее навечно, затмить и пережить своего создателя. После смерти порочного и жестокого Дориана его прекрасный портрет остается нетронутым.
Идея произведения
Через образ Дориана Грея автор показывает, что «убийство» совести не может пройти безнаказанно. Когда человек отрицает все духовные ценности, он погибает и нравственно, и физически. Нет пользы в красоте, если, сохраняя ее, человек теряет свою душу.
Термины
Романтизм — художественное направление конца XVIII — первой половины XIX вв., которому свойственно изображение сильных страстей, исключительных характеров и утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности.
Реализм — художественное направление XIX века, которому свойственно полное изображение действительности такой, какая она есть.
Модернизм — художественное направление конца XIX — начала XX вв., которому свойственно разрушение устоявшихся норм и представлений об искусстве, форм и жанров и поиск новых способов отражения действительности.
Эстетизм — течение в европейской культуре середины XIX века, утверждавшее культ прекрасного в искусстве и в жизни. Красота признавалась абсолютной, высшей ценностью, а наслаждение ею — смыслом жизни.
Фактчек
- Виктор Гюго — французский писатель и поэт. Он творил в направлении романтизм.
- Выше всего Гюго ставил личный творческий порыв. Его произведениям свойственен историзм и социальная проблематика, описание страданий отверженных и бедных людей. Основные темы — социальная несправедливость, гуманизм, любовь. Самые известные произведения — романы «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные».
- Оноре де Бальзак — основоположник французского реализма. Он написал цикл романов «Человеческая комедия», в котором изобразил жизнь всех слоев французского общества.
- Ключевая тема произведений Бальзака — власть денег над обществом. Людей интересует только материальное, нравственные ценности исчезают. Также автор обращается к проблеме бесправия женщин в обществе.
- Оскар Уайльд — ирландский писатель, поэт, драматург, творивший в направлении модернизм. Основоположник эстетизма.
- Оскар Уайльд считал, что писатель может писать о чем угодно, не давая оценок изображаемому. Произведениям свойственна ироничность, а также символистские черты. Часто обращался к теме красоты, в частности, в романе «Портрет Дориана Грея».
Проверь себя
Задание 1.
Что не свойственно творческой манере Гюго?
- Изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах.
- Творчество по правилам, по канонам.
- Обращение к жанру исторического романа.
- Внимание к социальной проблематике.
Задание 2.
Что пробуждает душу Квазимодо?
- Страх перед Фролло.
- Ужас перед наказанием.
- Любовь к нему Эсмеральды.
- Милосердие Эсмеральды и любовь к ней.
Задание 3.
Что из нижеперечисленного присуще творчеству Бальзака?
- Описание бурных страстей.
- Повествование о повседневной жизни представителей различных общественных слоев.
- Неожиданные сюжетные повороты и постоянная интрига.
- Описание нравов провинциального общества.
- Обращение к актуальным социальным проблемам.
Задание 4.
Что думал Оскар Уайльд об искусстве?
- Художник может изображать все, что угодно.
- Художник должен обличать пороки общества.
- Художник должен писать только о красоте и умалчивать обо всем неприглядном и непривлекательном.
- Художник должен изображать действительность такой, какая она есть.
Ответы: 1. — 2; 2. — 4; 3. — 2, 4, 5; 4. — 1.