Проза Генрика Ибсена и Мориса Метерлинка
На этой странице вы узнаете
- В чем заключается принцип троллей?
- Почему «Кукольный дом» можно назвать «новой драмой»?
- С помощью чего в пьесе «Слепые» создается атмосфера ужаса и отчаяния?
Когда мы говорим о зарубежной литературе, в первую очередь в голову приходит литература Англии, Франции и иногда — Америки. Но ведь не только в этих странах творили талантливые писатели. В этой статье мы познакомимся с авторами из менее известных государств — Норвегии и Бельгии.
Генрик Ибсен
Генрик Ибсен (1828 — 1906) — норвежский драматург, основоположник европейской «новой драмы».
Интересный факт: Генрик Ибсен был очень молчаливым человеком и потому часто отказывался ходить в гости. |
Этот автор был драматургом, поэтому писал он в основном только пьесы. Именно Ибсен заложил основы «новой драмы».
«Новая драма» — понятие, которым обозначают период в истории европейской драматургии конца XIX — начала XX веков.
Что ей свойственно?
- Актуальность поднимаемых проблем.
- Наличие острого морально-философского конфликта между «ложью» и «правдой», бытием и сознанием, мыслью и поступком.
- Объективность, достоверность.
- Интеллектуальность: в конце действия герои переосмысляют свою жизнь, делают выводы и принимают важные решения.
- Аналитичность: по мере развития действия раскрывается некая тайна, связанная с прошлым героев, причем акцент делается именно на внутренней сути этой тайны (какие мотивы были у героев, почему они именно так поступили), и зритель должен проанализировать все это, чтобы понять происходящее.
- Преобладание диалога над действием.
- Включение в действие информации о событиях, которые произошли с персонажами до начала драмы.
Творчество Ибсена можно разделить на четыре периода:
- I период. В начале своего творческого пути Генрик Ибсен обращается к романтизму: он идеализирует историческое прошлое своей страны и изучает норвежские саги и национальный фольклор.
- II период. В это время Генрик Ибсен отказывается от романтических идеалов: например, крестьяне в его драмах предстают грубыми и неотесанными, а не благородными и высокодуховными. В то же время автор уделяет большое внимание самоосмыслению человека. Так, одни герои стремятся выполнить то, что считают своей миссией, несмотря ни на какие преграды, а другие, наоборот, просто приспосабливаются к обстоятельствам.
В чем заключается принцип троллей? В пьесе Ибсена «Пер Гюнте» выдвигается два принципа: 1. Человеческий — «будь самим собой». 2. Троллей — «будь самим собой доволен». Герой может следовать любому из них, однако выбирает принцип троллей: упиваться собой, создать себе образ своего «Я» и гордиться им. |
- III период. В зрелом творчестве Ибсен обращается к реалистическим тенденциям. Его пьесам свойственна острая социальная проблематика, также он продолжает исследовать глубины человеческой души. Большое внимание уделяется вопросам эмансипации, то есть нежелания женщины быть зависимой от мужчины.
- IV период. В поздних пьесах усиливается многоплановость образов и появляется много символистских мотивов. В драмах присутствуют длительные паузы, герои часто не слушают друг друга, а просто говорят вслух каждый о своем (как, например, в «Вишневом саде» А.П. Чехова). Также можно встретить очень сложную символику, которая будто уводит в туманные дали — схожие мотивы присутствуют, например, в поэзии А.А. Блока.
Основные темы и проблемы
- Внутренний мир человека — это ключевая тема пьес Генрика Ибсена.
Помните русских реалистов, подробно изучавших движение человеческой души, например, Достоевского? Ибсен тоже интересовался этим вопросом, однако он писал драмы, поэтому слов автора в его произведениях почти нет, все передается через диалоги и различные приемы, присущие «новой драме».
Так, в произведении «Кукольный дом» смятение героини передается через восклицательные предложения, паузы и судорожные движения: «Э, что там! Запугать меня хотел! Не так-то я проста. (Принимается прибирать детские вещи, но скоро бросает.) Но… Нет, этого все-таки не может быть!»
В рамках этой темы автор поднимал проблемы цельности человеческой личности, возможности осуществления человеком своего призвания, судьбы личности в современном обществе, столкновения в душе эгоистического и гуманистического начал.
- Социальная проблематика.
Просматривая различные фильмы и сериалы, мы не раз сталкивались с тем, что за «красивой картинкой» жизни героев, которую видят окружающие, скрывается множество драм и конфликтов, о которых никто не знает. Во времена Генрика Ибсена было точно так же, и автор решил показать это на сцене: со стороны в семейной жизни героев все может быть прекрасно, однако по ходу действия пьесы обнаруживается, что в отношениях супругов много лжи и эгоизма.
Теперь давайте проанализируем одно из самых известных произведений Генрика Ибсена и посмотрим, какие темы в нем раскрываются.
«Кукольный дом»
В начале пьесы перед нами предстает обычная счастливая семья: любящие друг друга супруги Торвальд и Нора Хельмер, у них трое детей. Однако по мере развития действия становится известно, что когда-то Хельмер был болен, и Нора, чтобы спасти его, взяла деньги в долг и подделала подпись на расписке. Муж, узнав о грозящей им в случае разоблачения опасности, обвиняет во всем Нору и называет ее лгуньей и предательницей, но, когда опасность проходит, снова превращается в любящего супруга. Однако уже слишком поздно: Нора понимает, что была для Хельмера всего лишь «куколкой-женой», и уходит от него.
Род литературы | Жанр литературы | Направление |
Драма | Новая драма | Реализм |
Почему «Кукольный дом» можно назвать «новой драмой»? Выше мы уже упоминали термин «новая драма» и ее характеристики. Какие же из них присутствуют в Кукольном доме? — Аналитичность. По мере развития действия раскрывается тайна Норы: до событий пьесы она подделала подпись на документе, чтобы спасти жизнь мужу. Этот поступок раскрывает внутренний мир героини: мы понимаем, что она не легкомысленная транжира, а сильная женщина, готовая на все ради мужа. — Интеллектуальность. В финале пьесы супруги Хельмер серьезно разговаривают друг с другом, анализируют свою жизнь и понимают, что больше по-старому жить нельзя. — Неоднозначное отношение к героям. В пьесе нет ярко выраженного «черного» и «белого», поступки всех героев можно оценивать по-разному. — Открытый финал. Пьеса заканчивается уходом Норы от Хельмера, что было с героями дальше — мы не знаем. |
Ключевые персонажи
Нора Хельмер — главная героиня пьесы. Вначале она кажется легкомысленной жизнерадостной женщиной, однако в дальнейшем мы понимаем, что в действительности она сильна духом и искренне любит мужа. Нора долгие годы подавляла все свои желания и свою индивидуальность из желания угодить супругу.
Торвальд Хельмер — адвокат и глава семьи. Первоначально он предстает любящим идеальным мужем, который готов защитить жену ото всех и всего. Однако при первых же неприятностях Хельмер отворачивается от жены, поэтому мы можем заключить, что он просто трус и эгоист, относящийся к Норе, как к красивой кукле, а не живому человеку со своими желаниями.
Крогстад — частный поверенный, у которого Нора заняла денег, чтобы спасти жизнь мужа. Именно он объясняет Норе, что ее поступок — подделка подписи, пусть даже ради любви — преступление, которое карается законом. Он шантажирует героиню, чтобы она помогла ему, однако, поняв, что поступил бесчестно, возвращает Норе расписку.
Фру Линне — старая подруга Норы, настоящая «эмансипированная женщина»: она живет своим трудом, работает, чтобы прокормить мать и братьев.
Тематика и проблематика
Какие темы раскрываются в этом произведении?
- Тема эмансипации — предоставления женщинам равноправия.
Раньше существовал стереотип, что женщина должна всегда веселиться и быть в хорошем настроении, не может вести серьезных разговоров и обязана удовлетворять все желания супруга. Также поступает и Нора: она всю жизнь танцует, поет и веселится, лишь бы ее мужу было хорошо. Однако, поняв, что для Торвальда она всего лишь красивая кукла, Нора уходит из дома, ведь она не согласна мириться с таким бесправным положением.
- Тема моральной ответственности.
В семье Хельмеров все до мелочей решает муж, у Норы нет права на принятие самостоятельных решений. Героине даже запрещено есть миндальное печенье, ведь от него портятся зубы, а Хельмеру нужна красивая жена. Этот контроль приводит к катастрофе: все персонажи оказываются несчастливы.
- Тема утраты иллюзий.
Персонажи пьесы живут в иллюзиях, в их мире нет ничего настоящего: с виду красивая и идеальная жизнь полностью пуста и построена на эгоизме. Хельмер, с виду идеальный муж и отец, в действительности труслив и эгоистичен, а Нора, легкомысленная куколка-жена, на самом деле сильная женщина.
Идея произведения
Кукольный дом — это не только семья Хельмеров, но и весь мир, где живут люди-куклы, которые лишь играют навязанные им другими людьми роли. Однако каждый человек свободен, он имеет право быть тем, кто он на самом деле.
Теперь давай обратимся к творчеству еще одного драматурга рубежа веков — Мориса Метерлинка.
Морис Метерлинк
Морис Метерлинк (1862 — 1949) — бельгийский писатель, драматург, философ. Творил в направлении символизма, произведения писал на французском языке.
Интересный факт: в 1911 году Морису Метерлинку была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». |
Особенности творчества
Основным творческим методом Метерлинка является символизм, с чем и связаны особенности его манеры: мистицизм и фатализм. Все пьесы автора многоплановы, в них множество символов, которые можно трактовать по-разному. Также Метерлинк часто писал о бессилии человека перед волей рока.
В своих произведениях Метерлинк нередко обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. Его знаменитая пьеса «Синяя птица» — это авторская интерпретация многих известных сказочных мотивов, но в то же время произведение наполнено символами. Например, сказочное путешествие главных героев можно интерпретировать как трудный путь человека к правде и добру.
Метерлинк был также новатором в драматургии: он разработал идею «статического» театра «молчания» (или «ожидания»). В его произведениях конфликт может почти полностью отсутствовать, а герои могут всю пьесу просто говорить друг с другом, не сходя с места. Важным является мотив молчания — он присутствовал также у Генрика Ибсена и у А.П. Чехова. Как в «Вишневом саде» паузы создают гнетущую, напряженную атмосферу, так и в произведениях Метерлинка тишина помогает передать настроение пьесы, сделать акцент на едва уловимых звуках.
Основные темы и проблемы
Произведениям Метерлинка свойственна философская тематика.
В качестве примера давайте разберем одну из самых известных пьес Метерлинка.
«Слепые»
Действие пьесы происходит в «старом-старом, первобытном» лесу на острове, окруженном океаном. На небольшом расстоянии друг от друга сидят 6 слепых мужчин и 6 слепых женщин. Они переговариваются между собой, пытаясь понять, куда ушел их проводник-священник и как скоро он вернется, сколько сейчас времени и где они находятся.
Внезапно слепые понимают, что священник среди них и он мертв. Раздаются шаги, но слепые не могут понять, кто идет. Пьеса заканчивается отчаянным криком ребенка одной слепой — единственного зрячего героя.
Род литературы | Жанр литературы | Течение |
Драма | Драма | Символизм |
Символы в пьесе:
- Остров — жизнь человека, а также Земля во Вселенной.
- Океан — смерть, окружающая героев, которая неизбежна, как и прилив.
- Слепые — человечество, которое потерялось и не может найти выход.
- Священник-поводырь — вера, которой у людей больше нет.
Символы всегда многозначны, поэтому трактовать их можно по-разному. Здесь приведен самый распространенный вариант.
С помощью чего в пьесе «Слепые» создается атмосфера ужаса и отчаяния? Во-первых, автор использует прием молчания: между репликами героев много пауз, что создает тягостную атмосферу. Во-вторых, ужас навевает и цветовая гамма: это мрачный лес, темная одежда слепых, черный плащ мертвого священника. |
Действующие лица
Все герои этого произведения, кроме маленького ребенка и мертвого священника, слепые.
- Самая старая слепая женщина и самый старый слепой мужчина — самые рассудительные из всех героев.
- Юная слепая — красивая молодая женщина, которая еще помнит красоту мира.
- Трое слепорожденных — самые несчастные герои, так как они никогда не видели мира.
Эти герои являются олицетворением страха, безнадежности и беспомощности.
- Тема смерти. Метерлинк считает, что смерть неизбежна. Она всегда находится среди людей, но они не замечают ее. В пьесе приближение смерти может почувствовать только мудрый старец, а увидеть — маленький ребенок.
- Тема веры: В прошлые века человечество находило путь благодаря вере, поэтому проводником слепых является священник. Однако теперь вера умерла, и люди потерялись в темноте. Они ищут дорогу, но не в состоянии найти ее своими силами.
Идея произведения
Метерлинк говорит о том, что человек слеп, одинок, беззащитен перед смертью.
Однако финал пьесы неоднозначен: шаги могут принадлежать как новому проводнику, так и убийце. Крик зрячего ребенка может обозначать и страх, и радость или попытку попросить у незнакомца помощи.
Термины
Романтизм — художественное направление конца XVIII — первой половины XIX вв., которому свойственно изображение сильных страстей, исключительных характеров и утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности.
Реализм — художественное направление XIX века, которому свойственно полное изображение действительности такой, какая она есть.
Символизм — течение художественного направления модернизм конца XIX — начала XX вв., которому свойственны недосказанность, загадочность, наполнение мистическим смыслом обычных земных образов.
Символ — это самостоятельный художественный образ, который воплощает в себе какую-либо идею (например, роза может быть символом любви).
Феминизм — политическое движение, цель которого — борьба женщин за равные с мужчинами права.
Фактчек
- Генрик Ибсен — норвежский драматург, основоположник «новой драмы».
- В творчестве Генрика Ибсена выделяют 4 периода: «романтический», «переходный», «реалистический», «символистский». Ключевая тема его произведений — внутренний мир человека, также им свойственна социальная проблематика.
- Морис Метерлинк — бельгийский драматург, творил в рамках модернистского течения символизм. Он разработал идею «статического театра».
- Произведениям Метерлинка свойственны мистицизм и фатализм, также в них очень много символов. Основные темы — смерть, значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе и в истории.
Проверь себя
Задание 1.
Генрик Ибсен писал в основном…
- пьесы
- романы
- короткие рассказы
- стихотворения
Задание 2.
Что из нижеперечисленного свойственно «новой драме»?
- актуальность поднимаемых проблем
- интеллектуальность
- единство места и времени
- большая продолжительность действия
- аналитичность
Задание 3.
Что из нижеперечисленного характерно для творчества Метерлинка?
- Обилие символов в произведениях.
- Мысль о бессилии человека перед волей рока.
- Обилие неожиданных сюжетных поворотов в пьесах.
- Обращение к библейским и сказочным сюжетам.
- Большое внимание уделено событиям, а не диалогам.
Задание 4.
Что означает крик ребенка в конце пьесы «Слепые»?
- Его нельзя трактовать однозначно: может быть, страх, а может, радость и надежду.
- В нем не заложено никакого скрытого смысла.
- Гибель всего человечества.
- Приход нового проводника.
Ответы: 1. — 1; 2. — 1, 2, 5; 3. — 1, 2, 4; 4. — 1.