В. В. Маяковский. Часть 1. Поэт-футурист
На этой странице вы узнаете
- Кому дали пощечину футуристы?
- Что такое заумь?
- Лестницы и Владимир Маяковский — в чем связь?
Литературный процесс — это не тихое озеро, а бурлящий горный поток, который постоянно меняет свое направление. Сегодня мы поговорим о творчестве Владимира Владимировича Маяковского, который является одним из самых известных представителей «революционного» направления в литературе — футуризма.
Что такое футуризм и откуда он взялся?
Начало двадцатого века ознаменовало перемены во всех сферах жизни. Научно-технический прогресс изменил течение жизни людей: фабрики и заводы заполонили новые станки, на улицах место повозок заняли автомобили. Могут ли литература и искусство в целом быть оторванными от того, что происходит в обществе? Конечно, нет!
20 февраля 1909 года итальянский поэт Филиппо Маринетти публикует «Манифест футуризма» в газете «Фигаро». Эта дата ознаменовала появление нового направления в искусстве.
Давайте обратимся к основным тезисам манифеста Ф. Маринетти:
- Отказ от эстетических ценностей и опыта предшествующей литературы: «Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного?»
- Смелые эксперименты в литературе и искусстве: «Мы будем воспевать огромные толпы, взволнованные трудом, удовольствием или восстанием; многоцветные и многоголосые бури революций в современных столицах…»
- Для футуристической поэзии характерны смелость, дерзость и бунт: «Основными элементами нашей поэзии будут: смелость, дерзость и бунт».
Кому дали пощечину футуристы? Так как футуризму в целом присущ отказ от литературных традиций, русские футуристы решили дать пощечину общественному вкусу. «Пощечина общественному вкусу» (1913) — так назывался первый сборник поэтов-футуристов в России. Его авторами были члены поэтической группы «Гилея»: В. Хлебников, В. Маяковский, Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц. |
Что провозгласили русские футуристы?
- Отказ от литературной традиции: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».
- Поиск новых средств речевой выразительности: «Увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество)».
- Авторы отвергали фашизм и анархизм Маринетти. В «Манифесте» футуризма автор призывает к беспорядочным разрушениям, он воспевает «войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи». В манифесте русских футуристов этого нет.
Таким образом, футуризм восстает против традиционной эстетики, ищет новые средства реализации художественного замысла, в том числе и речевые.
После того, как мы проследили истоки футуризма, давайте обратимся к определению этого термина.
Футуризм — это модернистское течение в литературе начала XX века, отвергавшее культурное и художественное наследие прошлого, разрушение форм и условностей искусства.
Поэтические объединения
Русский футуризм не был однородным. Существовало несколько поэтических групп в рядах футуристов:
Особенности футуризма
У каждого литературного направления есть характерные черты, по которым его можно «опознать». Давайте разберемся, по каким признакам мы можем понять, что произведение написано в рамках футуризма.
- Антиэстетизм — отрицание культуры в целом. Антиэстетизм проявляется в изображении отталкивающе материального в произведениях: «обрюзгший жир». Кроме того, футуристы для создания художественного эффекта используют сниженную лексику: «зады, крепкие, как умывальники», «ни в зуб ногой».
- Речетворчество, заумь. Поэты-футуристы «играют» с языком, для того, чтобы создать что-то новое.
Что такое заумь? Заумь — литературный прием, суть которого заключается в полном или частичном отказе от элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями. Пример зауми из пролога к опере В. Хлебникова «Победа над солнцем»: «Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые указуем волхвом игор, в чудесных ряжевых, показывая утро, вечер дееск». Таким образом, поэты-футуристы стремятся создать что-то новое, бросая вызов в том числе и нормам русского литературного языка. |
- Эксперименты с формой произведения. Поэты-футуристы использовали различные формы записи стиха. Обратите внимание на следующий стихотворный отрывок, который записан «лесенкой»:
Вы ушли,
как говорится,
в мир в иной.
Пустота…
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского
«Сергею Есенину»
- Культ техники, индустриальных городов, урбанизм. «А вы / ноктюрн сыграть / могли бы / на флейте водосточных труб?» — как мы видим, урбанизм проникает в поэзию футуристов, поэтому вместо флейты ноктюрн нам В. Маяковский предлагает сыграть на водосточных трубах.
Особенности поэзии В. Маяковского
Когда мы разобрались, что такое футуризм, и с чем его «едят», можем рассмотреть подробнее характерные черты творчества В. Маяковского.
- Обилие гипербол: «ощетинит ножки стоглавая вошь».
- Динамичность. Экспериментируя с ритмикой стиха, В. Маяковский передает стремительное движение: «За голод / за мора море / шаг миллионный печатай!»
- Эстрадность. В.Маяковский зачастую обращается к кому-то: читателям, неприятелям, Богу: «Вот вы, женщина, на вас белила густо, / вы смотрите устрицей из раковин вещей».
- Авторские неологизмы: «златолюбый», «громкогубый», «молоткастый».
Неологизм — слово, оборот речи, словосочетание, созданные для обозначения.
нового предмета, явления или выражения нового понятия.
Лестницы и Владимир Маяковский — в чем связь? «Лесенка» В.Маяковского — способ записи стиха с разрывами строк на определенном слове, например: У- лица. Лица у догов годов рез че. Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Из улицы в улицу» Такое оформление меняет мелодику стиха, позволяет автору добиться определенного звучания. Сам поэт так объяснял использование такого способа записи стиха: «Он дает мне наилучшие средства для передачи моих мыслей о революции, о социализме, о советском человеке. Поэтому не тычьте мне классиков в лицо. Классики — классиками, а Маяковский — Маяковским». Примечательно, что многие поэты упрекали В.Маяковского в том, что он использует «лесенку» ради денег, так как в некоторых издательствах гонорар зависел от количества строк в стихотворениях. Интересный факт: инновация Маяковского получила широкое распространение среди поэтов. «Лесенку» использовали в том числе и поэты-«шестидесятники»: Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. |
Таким образом, мы с вами разобрали основные черты футуризма и особенности творчества Владимира Маяковского. Теперь у нас есть отличная теоретическая база, чтобы перейти к практике, а именно к анализу произведений знаменитого поэта. Так, чего же мы ждем? Продолжить увлекательное путешествие по творчеству футуриста В.Маяковского можно, обратившись к статье «В. В. Маяковский. Часть 2. Анализ избранных стихотворений».
Термины
Гипербола — намеренное преувеличение автором свойств, качеств, характеристик какого-либо явления, объекта или количества.
Урбанизм — отражение в литературе (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом жизни.
Анархизм — учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности.
Фактчек
- Футуризм появляется в начале XX века. Первые программный документ футуризма — «Манифест футуризма» Ф. Маринетти, опубликованный 20 февраля 1909 года.
- Футуризму по Маринетти присущи: отказ от эстетических ценностей и опыта предшествующей литературы, смелые эксперименты в литературе и искусстве, смелость, дерзость и бунт в поэзии.
- «Пощечина общественному вкусу» — первый сборник русских футуристов, который сопровождался манифестом. Авторы сборника: В. Хлебников, В. Маяковский, Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц.
- В манифесте «Пощечина общественного вкуса» утверждались следующие принципы: отказ от литературной традиции, поиск новых средств речевой выразительности. Тем не менее авторы отвергали фашизм и анархизм Маринетти.
- Футуристические поэтические объединения в России: Петербургские эгофутуристы, Кубофутуристы, «Мезонин поэзии», «Центрифуга».
- Особенности футуризма: антиэстетизм, речетворчество, эксперименты с формой произведения, культ техники, индустриальных городов.
- Характерные черты лирики В.Маяковского: обилие гипербол и авторских неологизмов, «лесенка», эстрадность, динамичность.
Проверь себя
Задание 1.
Первым программным документом футуризма является…
- «Манифест футуризма»
- «Пощечина общественному вкусу»
- «Поэтическое искусство»
- «Слова к свободе»
Задание 2.
Первым сборником русский футуристов является…
- «Манифест футуризма»
- «Пощечина общественному вкусу»
- «Поэтическое искусство»
- «Слова к свободе»
Задание 3.
Что не относится к принципам футуризма по Маринетти?
- Отказ от эстетических ценностей и опыта предшествующей литературы.
- Смелые эксперименты в литературе и искусстве.
- Смелость, дерзость и бунт в поэзии.
- Опора на античные образцы.
Задание 4.
Что утверждали русские футуристы в манифесте «Пощечина общественному вкусу»?
- Опора на классические произведения русской литературы.
- Поиск новых средств речевой выразительности.
- Стремление к романтизации действительности.
- Ориентация на понятия «хороший вкус» и «здравый смысл».
Задание 5.
Какого футуристического поэтического объединения не существовало в России?
- Эгофутуристы
- Кубофутуристы
- «Мезонин поэзии»
- «Цех»
Ответы: 1. — 1; 2. — 2; 3. — 4; 4. — 2; 5. — 4.