Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Теория литературы: основные понятия. Часть 2

15.10.2022
13218

На этой странице вы узнаете

  • Чем может быть полезен смузи в литературном отношении?
  • Как связаны фильм ужасов «Сияние» Стэнли Кубрика и художественная деталь? 

Любая наука — это система знаний, внутри которой необходимо знать понятия, чтобы в этой науке не потеряться. Литература ничем не отличается. 

Вы могли подумать, что тоскливых определений хватает на физике и химии в школе! Спешим вас порадовать: из авторов этой статьи в результате долгого (и почти судебного) разбирательства господин Зануда был исключен. Увлекательного знакомства с основными понятиями теории литературы!

Как понять смысл литературного произведения

Сегодня в центре внимания вопрос, в чем смысл литературного произведения

Нам кажется, что он очень простой, не правда ли? Однако многие из нас начнут пересказывать сюжет, даже не задумываясь, что это не ответ на вопрос. 

Смысл произведения можно понять не только из его событий. Разберемся с тем, что такое тематика и проблематика, идея, авторская позиция.

Тематика и проблематика. Идея

Тема — предмет изображения в художественном произведении, основное содержание.

Выделяют вечные темы. Они интересуют авторов произведений всех эпох, эволюционируя и развиваясь со временем.

Посмотрим, какие темы можно отнести к вечным на примерах произведений, где они раскрываются.

Проблема — вопрос, поставленный в художественном произведении.

Чтобы понять, как раскрываются проблемы в произведении, посмотрим на басню И.А. Крылова «Мартышка и очки». В конце произведения звучит мораль:

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Эта мораль выводится как раз из основной проблемы произведения — глупости.

Что случится с темой и проблемой, если добавить к ним два суффикса и окончание?

Нас приветствуют герои «Иллюзии обмана», которые в три действия превратят наши понятия во что-то новое.

В шляпе сложилось несколько тем, чуточка магии и вуаля — перед нами тематика. 

Тематика — художественная взаимосвязь нескольких самостоятельных тем.

Проблематика — это совокупность всех проблем, поставленных в литературном произведении.

Таким образом, тематика — это комплекс тем, а проблематика — комплекс проблем.

Двигаемся дальше и знакомимся с понятием идеи.

Идея — главная мысль или мысли в произведении.

Например, идея «Слова о полку Игореве» — необходимость объединения русских князей. Именно чтобы выразить призыв к этому, было написано произведение.

Теперь, когда мы разобрались с тремя понятиями, давайте переместимся на кухню… 

Лексическая сочетаемость

Чем может быть полезен смузи в литературном отношении?

Посмотрим на два набора продуктов. Первый — огурец, соленая рыба и молоко. Второй — клубника, голубика и банан. 

Мы сильно сомневаемся, что кто-то из вас хотел бы попробовать смузи из первого набора продуктов, ведь они совершенно не сочетаемы!

Оказывается, что о сочетаемости можно говорить не только в вопросах готовки. В русском языке есть понятие
лексической сочетаемости. Она показывает, какие слова можно использовать вместе, а какие — нет (чтобы не получилось некорректное высказывание — мерзкий смузи).

Запомнить лексическую сочетаемость слов очень важно для написания хороших сочинений:

Пафос

Обычно это слово ассоциируется у нас с энтузиазмом, манерой слишком воодушевленно что-то читать или рассказывать. Но в литературе пафос обозначает кое-что другое.

Пафос —основной эмоциональный тон произведения.

Вы наверняка замечали, что настроение в юмористическом рассказе и в романе о судьбах людей в войну сильно отличается. Это различия как раз в пафосе произведения. Выделяют три основных вида пафоса.

  • Трагический пафос встречается в произведениях, где поднимаются серьезные жизненные проблемы. Например, к таким романам относится «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
  • Героический пафос можно найти в произведениях, где описываются подвиги людей. Например, он часто встречается в произведениях, посвященных победе в войне.
  • Комический пафос делится на сатирический и юмористический (об этих видах комического мы поговорим чуть ниже). Его можно встретить в произведениях, где автор что-то высмеивает: например, он присущ произведению Н.В. Гоголя «Ревизор».

Продолжаем путешествие по теории литературы.

Авторская позиция

Каждый из нас имеет свое мнение по разным жизненным вопросам. При прочтении книги или просмотре фильма у нас складывается определенное мнение о сюжете и персонажах: одних мы любим, другим сочувствуем, а третьи могут нас раздражать. Например, говорят, что абсолютно всех фанатов «Гарри Поттера» выводит из себя Долорес Амбридж.

Своя позиция есть и у автора произведения.   

Авторская позиция — оценка писателем в художественном произведении героев, событий.

Как проявляется авторская позиция? Двумя способами: прямым и косвенным. 

В этой таблице вы, возможно, столкнулись с непонятными для вас словами. Давайте быстренько проясним, что эпиграф — это изречение, краткая цитата перед произведением, характеризующая его основную идею. Обычно это отрывок из другой книги, пословица, строчка из песни, написанная справа на странице над основным текстом.

А вот к разбору терминов портрет, пейзаж и интерьер мы сейчас приступим. Но пока что нам нужно отвлечься на один маленький, но очень значимый нюанс.

Понимание отношения автора к произведению и героям очень важно при написании сочинений на экзамене. При проверке абсолютно каждого задания с развернутым ответом эксперт обязательно обратит внимание на то, не исказили ли вы авторскую позицию. Если такое произойдет, то по критерию 2 вы получите 0 баллов, а сочинения 6 и 11 ЕГЭ и вовсе не будут проверяться дальше, то есть по критерию 3 у вас тоже автоматически будет 0 баллов. 

Исказить авторскую позицию очень легко: такое произойдет, если вы напишете, например, что А.С. Пушкин осуждает Татьяну Ларину за письмо Онегину или что Н.В. Гоголь сочувствует помещикам, обманутым Чичиковым

Как не допустить искажения авторской позиции? Всегда внимательно читайте произведение и обращайте внимание на слова автора. Также следует уделить особое внимание этому вопросу при анализе. На экзамене, если позиция автора не ясна и вас о ней не спрашивают, вообще не затрагивайте в сочинениях этот вопрос. А также читайте наши статьи: в них мы подробно рассматриваем авторскую позицию во всех произведениях кодификатора. 

Портрет, пейзаж и интерьер

А теперь переместимся в художественную школу. Зачем снова школа, спросите вы? Чтобы узнать, что такое характеристики художественной действительности.

Что общего между литературой и изобразительным искусством?


Представьте, что перед нами — мольберт и краски, а в отдалении расположен красивый интерьер. И мы начинаем рисовать… Стоп! Ведь речь о литературе.

Слова портрет, пейзаж, интерьер ассоциируются у нас с живописью, но они также являются литературными терминами, которые помогают автору охарактеризовать героев, становятся средством создания психологизма, а еще часто позволяют нам лучше понять авторскую позицию. Этими тремя терминами можно кратко охарактеризовать все те длинные и пространные описания, которые нам так часто хочется пропустить, чтобы поскорее узнать, что же там было дальше. 

Портрет — внешняя характеристика героя в произведении. 

Часто в произведениях при появлении нового персонажа автор пускается в длинные описания его внешности и одежды. Все это — портрет. 

Пример портрета: «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» (Л.Н. Толстой «‎Война и мир»‎).

Пейзаж — описание природы в литературном произведении. 

А здесь вспомним описания природы, напоминающие наши школьные «сочинения по картине».

Пример пейзажа:
«Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…» (М.А. Шолохов «‎Тихий Дон»‎).

Как и в природе, в литературе пейзаж тоже бывает разным. Давайте рассмотрим его основные виды:

ЛирическийТакой пейзаж встречается в стихотворениях и отражает настроение лирического героя, его мысли и чувства.«Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь»
(С.А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…»)
РомантическийЭто буйная и бурная природа, чаще всего экзотическая, которая встречается в произведениях романтизма.«И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов»
(М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)
ПсихологическийПейзаж отражает психологическое состояние героя.В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» в момент максимального эмоционального напряжения героини Натальи разражается гроза.
Символический Пейзаж служит символом чего-либо. Например, в произведениях символистов пейзаж может быть не описанием реальной природы, а символом другого, далекого и загадочного мира.«Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль»
(А.А. Блок «Незнакомка»)

Интерьер — описание помещения в литературном произведении.

Если автор подробно описывает, как выглядит комната персонажа, как мы в теме по иностранному языку «Мой дом», это точно интерьер.

Например, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя подробное описание дома Плюшкина (засохший лимон, люстра в «коконе») наглядно показывает, до какой степени опустился персонаж.  

Итак, мы узнали много информации о художественных произведениях в целом, а теперь попробуем погрузиться в сам текст. Там нас встречает много разных лиц, и все это — персонажи. Подробнее о них мы и поговорим.

Система персонажей

Персонаж — это действующее лицо произведения.  

Персонажи населяют художественное произведение, как люди — дом. Все действующие лица, которых мы встречаем в книгах — это персонажи. Внутри одного произведения все они каким-либо образом соотносятся друг с другом (даже если напрямую ни разу не встречаются и не разговаривают), то есть образуют единую систему

Система персонажей — это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом.  

Система персонажей романа-эпопеи «‎Война и мир».

Каждый персонаж, как и каждый человек, обладает своим характером. Одни персонажи добрые и сострадающие, другие разочарованные и мстительные. Но при этом не стоит забывать, что характер персонажа всегда выдуман автором, герой не реальный человек. 

Характер — это образ человека в литературном произведении, имеющий индивидуальные черты, которые диктуют ему тип поведения. Характер помогает раскрыть взгляд автора на мир и человека.

Но не забывайте, что характер и персонаж — разные понятия. Например, один и тот же герой может сочетать в себе несколько разных характеров. Например, такой противоречивый персонаж, как Андрей Болконский из «‎Войны и мира»‎ Л.Н. Толстого.

Средств создания образа персонажа очень много, одним из них является говорящая фамилия.

Говорящая фамилия — это фамилия, которая является частью характеристики персонажа художественного произведения и подчеркивает наиболее яркую черту его характера.

Например, в комедии Д.И. Фонвизина «‎Недоросль» говорящие фамилии Скотинин и Простаков многое говорят о характере персонажей. Даже не читая пьесу, мы можем предположить, какими чертами наделены эти герои.

Погружаемся в литературное произведение еще глубже и обращаем внимание на все детали…

Художественная деталь

Нет, это не оборот речи, а литературное понятие.

Художественная деталь — выразительная подробность в портрете, пейзаже, интерьере, характере героя художественного произведения.

Если автор акцентирует внимание читателя на какой-нибудь особенной черте внешности или предмете, имеющем важное значение для характеристики героя, это и есть художественная деталь. Детали бывают внешние и психологические. Давайте рассмотрим, чем они отличаются друг от друга. 

Как связаны «Сияние» Кубрика и художественная деталь? 

Чтобы точно запомнить, что такое деталь, обратимся к кинематографу. При съемке фильмов операторы часто снимают детали, стремясь обратить на них внимание зрителя. Посмотрим на деталь в хоррор-фильме Кубрика «Сияние»:

Предложение на листе в печатной машинке переводится как «работа без развлечений сделала Джека унылым мальчиком». Что это может значить? Повторяющиеся надписи говорят о сумасшествии главного героя Джека. На листе также видны опечатки в некоторых словах — они подчеркивают, что Джек торопился и плохо видел буквы.

По такому же принципу мы будем анализировать детали в литературном произведении. При чтении нам необходимо обращать внимание на все тонкости и размышлять, как они могут быть связаны с основным сюжетом.

Например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чистая сорочка Печорина в путешествии говорит о достатке героя.

Переходим к рассмотрению еще нескольких понятий, без которых не обходится ни одно литературное произведение.

Диалог и монолог

Со словом «диалог» мы все неоднократно встречались в жизни: чего только стоят постоянные диалоги на уроках иностранного языка. Да и в книгах нам чаще всего хочется пропустить длинные скучные описания и наконец дойти до места, где герои говорят друг с другом. В литературе у этого термина то же значение, что и у простого слова.

Диалог — разговор (обмен репликами) двух и более лиц в литературном произведении.

Но что делать, когда герой говорит сам с собой или просто произносит вслух высказывания, не обращаясь ни к кому конкретно? Тогда на помощь приходит другой термин — монолог.

Монолог — развернутое высказывание героя произведения, обращенное к другому герою, группе действующих лиц или к самому себе.

Внутренний монолог — воспроизведение речи героя, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух.

Монологи очень любят и простые читатели, и литературоведы, потому что в них герои прямо выражают свои мысли — не нужно сидеть и думать, что же там автор хотел выразить через то или иное действие персонажа. Именно через монолог писатель раскрывает внутренний мир героя.

Например, в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий в монологах открыто выражают свои взгляды на окружающую действительность.

Но иногда бывает и такое, что все произведение выглядит как записанное устное повествование (что-то вроде голосовых ВК, но с качественной расшифровкой). Тогда мы имеем дело со сказом.

Сказ — способ повествования, который воспроизводит живую, устную речь.

Рассказчик в сказе может говорить простым разговорным языком, который отличается от литературной нормы. Например, сказом является «Левша» Н.С. Лескова.

Знание понятий, которые мы сейчас разбираем, обязательно поможет вам при выполнении тестовой части экзамена. В задании 4 ЕГЭ вас попросят вставить в небольшой отрывок два пропущенных термина. Главное правило здесь — внимательно читать отрывок, так как в нем даются определения понятий.

Пример: Обмениваясь репликами, персонажи в приведенном фрагменте ведут ….Вспоминаем, какой из терминов обозначает обмен репликами. Правильно! Это диалог.

Мы только что заметили, что в сказе язык отличается от литературного. А каков он вообще, язык литературного произведения?

Язык художественного произведения

Язык художественного произведения — это совокупность языковых средств, используемых в конкретном литературном произведении.

Здесь речь идет обо всех языковых средствах, которые использует автор конкретной книги: литературная норма, средства художественной выразительности, просторечие, пословицы и поговорки и многое другое. В каждом произведении, соответственно, свой язык.

Иногда авторам удается найти такой удачный оборот речи или придумать такую меткую фразу, что люди запоминают ее и начинают активно использовать в том числе и в обычной жизни. Наверняка вы слышали выражения типа «Служить бы рад, прислуживаться тошно» или «Счастливые часов не наблюдают» и до чтения произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума». По-научному такие фразы называются афоризмами.

Афоризм — это краткое изречение, выражающее законченную мысль, философскую или житейскую мудрость.

Теперь скажем пару слов о стихотворениях. Несомненно, вы замечали, что стихотворения чаще всего написаны «‎красивым языком», и многие слова использованы в них в переносном значении. Для таких выражений тоже есть научный термин.

Изобразительно-выразительные средства — это средства художественной выразительности, которые придают речи и литературным произведениям яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.

Более подробно о разных изобразительно-выразительных средствах можно прочитать в нашей статье «Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 1».

Другая особенность языка стихотворений — использование поэтического синтаксиса.

Поэтический синтаксис — это cиcтeмa cpeдcтв пocтpoeния peчи, которые cпocoбcтвyют ycилeнию ee oбpaзнoй выpaзитeльнocти.

Например, к таким средствам относится градация — постепенное нарастание какого-либо признака или эмоции. В стихотворении С.А. Есенина есть фраза «Не жалею, не зову, не плачу», в которой наглядно видно, как усиливается накал страстей.

Устали? Не переживайте, осталась всего одна тема, и она связана со смехом! 

Трагическое и комическое

С этими понятиями важно разобраться, чтобы осознавать, какое настроение вкладывает автор в произведение.

Трагическое — это неразрешимый конфликт, в результате которого происходит переоценка ценностей. Как правило, этот конфликт связан с внутренними переживаниями персонажа, а не какими-то внешними событиями. 

Про комическое стоит поговорить немного подробнее. С помощью комического тоже раскрываются жизненные противоречия, однако это происходит через смех. В основе подобного смеха — какое-то несоответствие норме. Это может проявляться на нескольких уровнях: языковом, на уровнях сюжета и характеров. Например, с помощью языка, на котором общаются герои, автор может высмеивать этих персонажей. Так, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Простакова говорит «еоргафия» вместо география. Это показывает нам ее необразованность. 

Несмотря на то что трагическое и комическое — это противоположные явления, они могут и сосуществовать. Например, в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть трагические элементы — это рабская психология мужика и его судьба. Комическое же изображено с помощью образов генералов, которые не могут жить самостоятельно. 

При просмотре комедии вы наверняка неоднократно замечали, что смех вызывают разные вещи: то остроумная шутка героя, то нелепые поступки персонажей, то их странный наряд. В литературе смех тоже бывает разным.

Сатира — это острое, злое высмеивание пороков человека и общества, которые (по мнению автора) подлежат обязательному искоренению. 

Если в произведении описывается, что в стране все плохо, чиновники берут взятки, кругом воровство и невежество, и автор все это высмеивает — перед вами данный прием. Например, сатирой пронизано все произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Юмор — это шутливое, веселое изображение недостатков человека и общества. 

В романтических комедиях или «Ералашах» мы сталкиваемся именно с ним. А еще юмора много в ранних рассказах А.П. Чехова.

Ирония — это скрытая насмешка, построенная на несовпадении внешней формы и внутреннего содержания. 

Когда автор смеется над тем, что человек кажется одним, а на самом деле он совсем не таков, это и есть ирония. Например, Н.В. Гоголь в «Мертвых душах» сначала говорит, что люди, подобные Ноздреву, — хорошие товарищи, а потом дополняет, что они при этом бывают «весьма больно поколачиваемы». 

Сарказм — злая, язвительная или горькая ирония, открытое выражение негодования, едкая издевка.

В жизни мы часто неосознанно используем сарказм в фразах типа «Какой ты умный!», когда имеем в виду противоположное. То же самое встречается и в литературе. Например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Где? укажите нам, отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы? / Не эти ли, грабительством богаты

Гротеск — это предельное преувеличение, доходящее до неправдоподобия. 

Например, в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» в голове у одного губернатора находится органчик, умеющий играть только 2 фразы: «Разорю!» и «Не потерплю!». Естественно, в реальной жизни такого не может произойти, однако автор с помощью гротеска подчеркивает степень глупости персонажа.

Все эти понятия помогут вам не только решить тест, но и выполнить практическую часть экзамена: при написании задания № 12 ЕГЭ вам нужно будет обязательно использовать в сочинении несколько терминов. За термины считаются и простые понятия типа «автор», «герой», «художественное произведение», но для максимального балла по этому критерию необходимо использовать в анализе хотя бы два и более сложных термина. Но не стоит останавливаться на двух! Если вы уверены, что точно знаете значение слова, используйте его — такая тактика однозначно поможет впечатлить эксперта на экзамене и набрать большее количество баллов!

Итак, сегодня мы поговорили о терминах, необходимых для понимания смысла произведения. Чтобы продолжить изучение основных понятий литературы, переходите в статью «Теория литературы: основные понятия. Часть 3». Впереди нас ждет множество увлекательных тем. До новых встреч!

Термины

Психологизм изображение в произведении внутреннего мира персонажа, его мыслей и чувств.

Романтизм — художественное направление конца XVIII — первой половины XIX вв., которому свойственно изображение сильных страстей, исключительных характеров и утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности.

Символизм — течение художественного направления модернизм конца XIX — начала XX вв., которому свойственны недосказанность, загадочность, наполнение мистическим смыслом обычных земных образов.

Фактчек

  • Тема — это основное содержание художественного произведения, проблема — поставленный в нем вопрос, а идея — основная мысль автора. 
  • Пафос — это настроение произведения. Он бывает трагический, комический и героический.
  • Авторская позиция может проявляться двумя способами — прямым и косвенным. К прямому проявлению авторской позиции относятся непосредственно слова в тексте, к косвенному — название произведения, эпиграфы, пейзажи, портреты и интерьеры. 
  • Характеристики художественной действительности в произведении — это портрет, пейзаж и интерьер. Они помогают автору охарактеризовать героев и становятся средством создания психологизма. Пейзаж бывает лирический, романтический, психологический и символический.
  • Все действующие лица произведения — это персонажи. Вместе они образуют систему персонажей. У каждого персонажа есть свой характер. Иногда для характеристики героя используются говорящие фамилии.
  • Художественная деталь может быть внешней или психологической. 
  • Диалог — это разговор нескольких действующих лиц, а монолог — развернутое высказывание самого героя.
  • Язык художественного произведения — это совокупность языковых средств, используемых в конкретном литературном произведении. Языку стихотворений свойственно использование изобразительно-выразительных средств и поэтического синтаксиса.
  • К видам комического относятся сатира, юмор, ирония, сарказм и гротеск.

Проверь себя

Задание 1.
Выберите определения идеи произведения:

  1. Отношение автора к окружающему миру.
  2. Авторская оценка изображаемого в произведении.
  3. Основная мысль произведения.
  4. Ответ на вопрос: «зачем произведение было написано».

Задание 2.
Выберите предложения без лексических ошибок:

  1. В «Мертвых душах» высказывается проблема отношения к крестьянам.
  2. Тема любви в «Горе от ума» раскрывается через отношения Молчалина и Софьи.
  3. В «Капитанской дочке» развивается тема долга и чести.
  4. Проблема эгоизма в «Слове о полку Игореве» раскрывается через образ князя Игоря.

Задание 3.
Выберите отличия тематики от темы:

  1. Тематика — более широкое понятие.
  2. Тематика включает в себя комплекс тем.
  3. Тематика отвечает на вопрос «о чем произведение написано».
  4. Тематика — это вопрос, который интересует автора при написании произведения.

Задание 4.
Выберите лишнее понятие:

  1. пейзаж
  2. интерьер
  3. деталь
  4. портрет
  5. натюрморт

Задание 5.
Выберите определение авторской позиции:

  1. Авторская позиция — вопрос, который интересует автора при написании произведения.
  2. Авторская позиция — оценка писателем в художественном произведении героев и событий.
  3. Авторская позиция — политическая позиция автора произведения.
  4. Авторская позиция отвечает на вопрос «о чем произведение».

Ответы: 1. — 1, 4; 2. — 2, 3; 3. — 1, 2; 4. — 5; 5. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов