Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Проза второй половины XX века

24.11.2022
571

На этой странице вы узнаете 

  • Что такое проза андеграунда?
  • Что общего между В.П. Астафьевым и С.А. Есениным?
  • Из-за чего человек может деградировать?

Мы много читаем в школе Пушкина и Лермонтова, досконально проходим «Войну и мир» и «Тихий Дон», а вот на авторов второй половины XX века времени почти никогда не остается. Давай это исправлять.

Исторический контекст

Что было в начале века?

В первой половине XX века после революции господствовало направление «социалистический реализм». Авторы писали, как весело и здорово живется в СССР, как все любят работу на заводе и мечтают построить коммунизм. Вся литература контролировалась властью, поэтому ни о какой реалистичности речи быть не могло.

Что было в середине?

В 1940-х годах случилась Великая Отечественная война. Естественно, такое масштабное событие не могло не отразиться в литературе. Появилось огромное количество стихотворений и рассказов на эту тему. Однако война повлекла за собой экономическую разруху и другие беды, и властям было необходимо сохранять жесткий контроль над населением, чтобы все сосредоточили свои силы только на восстановлении страны. Это привело к усилению репрессий и жесткой цензуре в литературе: можно было только прославлять подвиги и героизм русского народа и поднимать дух населения, вдохновлять всех на строительство коммунизма. «Безыдейные» произведения в печать не проходили, а их авторы подвергались репрессиям.

Что было во второй половине?

В 1953 году умер Иосиф Виссарионович Сталин. В 1956 году его преемник Никита Сергеевич Хрущев начал развенчивать культ личности Сталина: вместо тоталитаризма в стране установился более мягкий политический режим. Этот период получил название «оттепель».

«Оттепель» — период в истории СССР с середины 1950-х по середину 1960-х гг., когда произошло публичное осуждение культа личности Сталина и репрессий, были освобождены политические заключенные, ослаблена цензура. Теперь стало возможно открыто говорить о реалиях советской жизни.

После 1960-х гайки то закручивали, то, наоборот, ослабляли. После «оттепели» наступил «застой» — свобода слова опять была ограничена, цензура усилена и про репрессии перестали говорить открыто. Однако в 1985 году к власти пришел М.С. Горбачев, началась политика гласности, и свобода слова была гарантирована на законодательном уровне. Наконец, можно было писать без оглядки на цензуру.

Литература во второй половине XX века

Итак, что было с литературой во все эти исторические периоды?

«Оттепель»

Представьте себе картину: бурная река прорывает плотину, которая сдерживала ее несколько десятков лет. 

То же самое произошло и с нашей литературой в 1950-х: наконец стало возможным говорить о том, о чем прежде было нельзя, но очень хотелось. Из тюрем вышли старые талантливые авторы, начали творить новые молодые, стал собираться Съезд писателей, открылись журналы, заработали театры. В общем, культурная и литературная жизнь забила ключом. 

Литература разделилась на два направления: 

  1. Одни писатели по-прежнему творили в духе социалистического реализма.
  2. Другие писатели начали создавать произведения в духе критического реализма — направления, в русле которого творил Ф.М. Достоевский. 

В СССР уровень жизни многих людей был не лучше, чем у «униженных и оскорбленных», но про это не писали (по крайней мере, не печатались).

Особенности этого периода:

  • Социалистический реализм остается ведущим направлением, но его понимание несколько меняется: теперь он должен давать объективную картину реальности, помогая делу строительства коммунизма.
  • Появляется правдивое изображение действительности в произведениях критического реализма

Например, если раньше герой говорил: «Как я обожаю работать на заводе! Смена 14 часов — ура! Построим коммунизм быстрее!», то теперь он чувствовал все тяготы этого труда и прекрасно понимал, что строительство коммунизма — неосуществимая мечта. 

Также происходит активное развенчание культа личности Сталина, реабилитация жертв политических репрессий. Теперь про репрессии и лагерную жизнь можно говорить вслух, можно писать про них произведения. Именно в этот период А.И. Солженицын публикует повесть «Один день Ивана Денисовича». 

Огромное количество произведений создается в виде мемуаров: в предыдущих десятилетиях реальные события замалчивались, и теперь авторы пытались восстановить прошлое по собственным воспоминаниям. 

Интересный факт: именно в этот период были созданы такие произведения школьной программы, как «Судьба человека» М.А. Шолохова и «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.

«Застой»

В период «Оттепели» наша река прорвала плотину. В период «застоя» она совершенно четко разделилась на 2 рукава.

  • Официальная литература. Здесь по-прежнему строили коммунизм и рисовали утопическую картину мира с героями, готовыми на все ради блага партии.
  • Неофициальная литература. Здесь все было не так однозначно. Некоторые авторы начали критически изображать действительность, то есть пошли по стопам Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Другие решили продолжить модернистские традиции Серебряного века с того момента, когда в 1920-х годах весь модернизм исчез под напором соцреализма. Также именно в этот период зародилась наша современная постмодернистская литература. 
Что такое проза андеграунда?

Это понятие произошло от английского слова «underground» — «подпольный». Поскольку в СССР было огромное количество талантливых литераторов, не желавших творить в духе соцреализма, в стране сформировалось «литературное подполье» — свободное общество, где создавалась «другая», не соцреалистическая литература. 

В этой среде с помощью «самиздата» распространялись официально запрещенные произведения (как старые, так и недавно написанные). Более того, многие начинающие литераторы, изначально создававшие произведения без учета цензуры, публиковали их только в самиздате, даже не пытаясь пробиться в официальные издания.

В период «застоя» происходил регресс: опять запретили писать про лагеря и репрессии, частично возродился культ личности Сталина, усилилась цензура, а неугодных литераторов объявляли сумасшедшими (как Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»), лишали гражданства и/или высылали из страны. Это произошло с А.И. Солженицыным и И.А. Бродским. 

«Гласность»

Соцреалистический рукав нашей реки постепенно мелеет и совсем исчезает, а вот второй — реалистический, модернистский, постмодернистский — становится все полноводнее и полноводнее, шире и шире. 

С середины 1980-х годов становится возможным официально печатать все что угодно, кроме пропаганды насильственного свержения существующего строя, расизма, фашизма и порнографии. 

А именно:

  • Критику Сталина и тоталитаризма.
  • Реалистические произведения.
  • Модернистские и постмодернистские произведения. 
  • Все то, что раньше было невозможно опубликовать: в свет впервые вышли произведения, написанные десятки лет назад. Например, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына. Эти книги получили условное название «Возвращенная литература».

 Именно этот период положил основу современной литературе.

Тематика и проблематика

На какие темы писали авторы второй половины XX века? В целом их можно поделить на несколько категорий:

Деревенская проза

Авторы этого направления описывали бедственное положение советской деревни. В соцреализме обычно рассказывали, как индустриализация помогла деревне и как колхозникам весело и счастливо жилось. Писатели критического реализма показали, что это все неправда: на самом деле индустриализация высосала все соки из деревни, люди годами работали на полях задаром и не имели никакой возможности уехать, так как у них не было паспортов. По факту в те годы существовало второе крепостное право. 

Вспомним «Матренин двор» А.И. Солженицына: старушка работает в колхозе за «палочки» — отметку, что ты пришел.

«Деревенщики» видели выход в возрождении вековых исконно русских нравственно-религиозных норм

Вы помните Платона Каратаева из «Войны и мира»? По мнению «деревенщиков», как раз такие герои, носители патриархальных традиций русской старины, и могут духовно возродить деревню. 

В деревенской прозе присутствует мотив истоков: человек неразрывно связан со своей малой Родиной, с землей, на которой родился, с родной природой. Поэтому ключевыми образами являются почва и малая Родина (обычно какая-нибудь деревня). 

Язык произведений «деревенщиков» — простой и понятный, насыщенный просторечием, диалектизмами, фольклорными оборотами. Такая лексика, во-первых, передает русский национальный колорит, а во-вторых, создает эффект правдоподобности: мы будто слышим речь этих простых деревенских людей. 

Одними из крупнейших представителей «деревенской прозы» являются Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.И. Белов. 

В качестве примера произведения деревенской прозы можно рассмотреть рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в котором обычный деревенский мальчик Васютка забредает далеко в тайгу и пытается выбраться из леса долгих 5 дней. 

 В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосРассказРеализм

Главный герой рассказа — типичный деревенский житель, мальчик, выросший в среде рыбаков. Васютка чувствует тесную связь с природой и разбирается в ее знаках, в повадках животных и птиц, знает, как избежать опасности в лесу. 

Скорее всего, вы тоже слышали от пожилых людей фразы в стиле: «Если закат красный — будет дождь». Герой нашего рассказа не только знает все эти приметы, но и умеет применять свои знания на практике: благодаря им ему удается выжить в тайге и даже вернуться домой.

В произведении представлен быт обычных деревенских жителей — рыбаков, живущих в избушке на берегу Енисея. Эта избушка старая и покосившаяся — представим жилище бабы Яги. Но автор описывает ее с большой теплотой. Для героев Астафьева деревня — родной дом, самое близкое и дорогое в жизни, они любят малую Родину всей душой.

Семья Васютки и рыбаки из бригады — простые трудолюбивые русские люди. Они бедны, но добры и дружелюбны, помогают друг другу, вместе занимаются рыбным промыслом. В их речи много пословиц, просторечий и диалектизмов: «Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий. — Оскудел батюшко Енисей»

Использование такой лексики позволяет автору достигнуть правдоподобия, мы без труда можем представить себе героев рассказа.

С большой любовью Астафьев описывает родную сибирскую природу. Это и бескрайние таежные леса, и озера, полные рыбы, и родной Енисей. Жители сибирских деревень во многом зависят от природы, именно она снабжает их едой и предоставляет источники доходов — рыбу и лес всегда можно продать. Однако несмотря на такое «материальное» использование даров, герои глубоко уважают природу и любят ее.

Что общего между В.П. Астафьевым и С.А. Есениным?

Описывая быт русской деревни с нежностью и теплотой, Астафьев сожалеет о том, что крестьянский патриархальный уклад жизни уходит в прошлое и вместе с деревенской жизнью утрачиваются и нравственные ценности, и единение с природой. 

Тот же самый мотив можно встретить в стихотворениях Есенина, созданных в начале XX века. Однако если Есенин связывал уничтожение старого быта с техническим прогрессом, то Астафьев переживает из-за того, что население просто покидает родные края и уезжает в города. 

Городская проза

В городской прозе чаще всего говорилось о горожанах, городском быте и проблемах городской жизни. Авторы большинства произведений писали о падении нравственности в современном им обществе. В период «застоя» интеллигентные, интеллектуально развитые люди часто «опускались», превращались в обывателей.

Вспомним рассказ Чехова «Ионыч»: в юности главный герой был активным, полным энтузиазма человеком, который «горел» своим делом и видел всю пошлость и однообразность окружающего мира обывателей. Но после того как персонаж проводит долгие годы в подобной среде, он сам становится частью ее. 

Нечто похожее происходит и с героями произведений городской прозы — им постоянно приходится идти на компромиссы с собой и своей совестью, чтобы выжить в окружающем мире. Так, шаг за шагом, и происходит деградация личности.

Одним из самых известных писателей этого направления является Андрей Георгиевич Битов

  • Ключевая проблема его произведений — «не-своя» жизнь в «ненастоящем времени». Героям может казаться, что они не живут, а прожигают свою жизнь, просто существуют, действуют чисто механически. 
  • Автор часто использует прием психологизма: фрагменты некоторых произведений — это поток сознания героя. Примерно так мы пишем в личных дневниках и тетрадях, не думая, что это кто-то когда-нибудь прочитает.
  • Битова в первую очередь волнуют нравственные законы, наиболее и наименее благоприятные для развития личности и общества.
Из-за чего человек может деградировать?

В произведении Битова «Улетающий Монахов» речь идет о молодом человеке-идеалисте, который глубоко и искренне влюблен. Однако с течением времени эта любовь разбивается о вполне обыденные жизненные преграды: семью надо на что-то содержать, а учиться и работать одновременно герой не готов. Его чувства еще сильны, однако молодой человек не собирается жертвовать благополучием и комфортом.

Автор показывает, что когда человек думает не о чувствах, а о быте и материальных вещах, он морально деградирует и становится циником, нравственно умирает. 

Военная проза

Великая Отечественная война привела к появлению огромного количества произведений на военную тематику. Во время самой войны и сразу после нее эта тема трактовалась в романтическом и героическом ключе: с воодушевлением описывались подвиги русского народа, отвага и мужество бойцов, оптимизм и вера в победу. Классическим примером таких произведений является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». 

Однако реальность, разумеется, была совсем не такой радужной: на настоящей войне хватало ужасов, грязи, крови и смертей. В период «оттепели» у бывших фронтовиков наконец появилась возможность рассказать обо всем, что они на самом деле пережили. 

Военной прозе этого периода свойственны:

  • Трагизм. Если ранее акцент делался на героических поступках, то теперь на первый план выходила их трагическая составляющая. 

Например, в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека» рассказана история советского солдата, прошедшего немецкий концлагерь. Этот человек — настоящий герой, однако автор делает акцент именно на страданиях, выпавших на долю персонажа. 

  • Правдивое изображение действительности. Теперь можно было рассказывать о совсем не героических аспектах войны — крови, грязи, страхах, влиянии всего этого ужаса на психику человека.
  • Критика сталинизма. Если раньше Сталина в произведениях о войне только превозносили и показывали идеальным вождем, то теперь все изменилось: нередко именно из-за неумелого руководства множились людские жертвы. 

В эпоху тоталитаризма солдаты должны были слепо выполнять приказы, даже если они вели к катастрофическим последствиям. Так, приказ Сталина «Ни шагу назад», призванный не допустить отступления армии в целом, некоторые понимали буквально. В результате целые воинские подразделения просто погибали, так как не могли остановить натиск врага, а с тыла их в случае отступления расстреливали свои же солдаты. 

  • Формат мемуаров. Авторы, писавшие о войне в тот период, сами были фронтовиками. В произведениях они излагали то, что некогда видели своими глазами, поэтому их книги часто напоминали мемуары и были во многом автобиографичны.

Одним из основных представителей военной прозы того времени является Василь Владимирович Быков

В качестве примера давайте рассмотрим его повесть «Сотников».

В.В. Быков «Сотников»

Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосПовестьРеализм

Ключевой темой этого произведения является тема нравственного выбора. Два героя повести, Сотников и Рыбак, обычные советские люди, сражающиеся во время войны в партизанском отряде, попадают в немецкий плен. Перед ними оказывается два пути:

Автор ставит своих героев в ситуацию жизни и смерти, где не может быть неоднозначных решений. Именно в такой момент и проявляется вся сущность человека. Сотников выбирает первый вариант, Рыбак — второй. Сотникову приходится заплатить за это жизнью, а Рыбаку — вечными угрызениями совести. Однако автор не судит своих героев и не говорит, какой выбор правильный — ведь неизвестно, как бы мы поступили, окажись мы в такой ситуации. 

Война в произведении показана очень реалистично: автор подробно описывает деятельность партизанского отряда, ужас положения простых жителей, кошмары немецкого плена — физические и психологические пытки.

Быков в повести часто прибегает к приему психологизма: он включает в повествование внутренние монологи героев, их сны, разговор героев с совестью, воспоминания о прошлом. Все это позволяет максимально полно и подробно раскрыть внутренний мир персонажей.

Интересный факт: повесть «Сотников» основана на реальных событиях. В 1944 году Быков неожиданно встретился с однополчанином, который считался погибшим. Как оказалось, боец попал в немецкий плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество с фашистами.

Идея повести Быкова состоит в том, что война — это страшное, ужасное событие, погружающее человека в нечеловеческие условия. Но если человек делает определенный выбор, он должен нести за него ответственность и быть готовым к последствиям своих поступков.

Ч.Т. Айтматов «Плаха»

Чингиз Торекулович Айтматов не относится ни к одной из вышеперечисленных групп. Для его творчества характерно:

  • Переплетение национальной (тюркской, киргизской) и русской культуры.
  • Выявление острейших проблем общества, актуальных и по сей день, таких как экология или наркомания.
  • Мифологические мотивы — за основу многих произведений берутся старые притчи и сказания, на их основе автор создает свою мифологию. 
  • Философские мотивы. В центре внимания писателя оказывается Человек в глобальном смысле, Айтматов пытается постигнуть законы бытия и смысл жизни. 

Одним из самых важных произведений Айтматова является роман «Плаха». 

Род литературыЖанр литературыНаправление
ЭпосРоманТочно не определяется

В этом романе поднимается несколько проблем

  • Проблема безнравственности. Именно от нее идут все проблемы человечества. В романе показано, как безнравственные люди снабжают подростков наркотиками и без всяких угрызений совести губят природу, что приводит к ужасным последствиям — гибели людей и животных.
  • Проблема наркомании и пьянства. Пить и принимать наркотики плохо, однако Айтматов на конкретных примерах показывает, почему не стоит этого делать. 
  • Проблема экологии раскрывается через историю жизни семьи волков, которая по вине людей теряет свое потомство. Причем волки в этом произведении выглядят куда более благородными и нравственными, чем люди.
Смысл названия: плаха — это деревянная колода, на которую приговоренные к казни в старину клали голову. В контексте романа это символ того, к чему придет человечество, если продолжит жить так же бездуховно, как и прежде. 

Идея произведения состоит в том, что безнравственность, равнодушие к природе, пьянство и наркомания могут привести к фатальным последствиям, к катастрофе для всего общества.

Термины

Мемуары — это записки современников, рассказывающие о событиях, в которых сам автор принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор лично был знаком.

Психологизм — способ изображения душевной жизни человека при помощи воссоздания внутренней жизни персонажа через описание его мыслей, снов, дневниковых записей.

Диалектизм — слово или оборот речи, который употребляют только в какой-то определенной местности.

Фактчек

  • После смерти Сталина в СССР наступила «Оттепель» — переход от тоталитаризма к более мягкой политике, в связи с чем стало возможным критиковать репрессии и писать произведения в духе критического реализма.
  • На смену «оттепели» пришел период застоя, когда литература окончательно разделилась на официальную (соцреализм) и неофициальную (критический реализм, модернизм, постмодернизм). К неофициальной литературе относится проза «андеграунда», распространявшаяся через самиздат.
  • Условно литературу периода «застоя» можно поделить на деревенскую, городскую и военную прозу. 
  • Писатели-«деревенщики» описывали тяжелое состояние русской деревни и уход в прошлое традиционных патриархальных ценностей. К ним относятся Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.И. Белов.
  • Авторы городской прозы (например, А.Г. Битов) описывали превращение интеллигентных людей в обывателей. 
  • Писатели военной прозы (например, В.В. Быков) реалистично описывали все ужасы Великой Отечественной войны, опираясь на собственные воспоминания. 
  • Ч.Т. Айтматов в своих произведениях обращался к злободневным вопросам современности и уделял большое внимание философским проблемам.

Проверь себя

Задание 1.
Как называется период, когда впервые была разрешена критика Сталина?

  1. «Застой»
  2. «Гласность»
  3. «Оттепель»
  4. «Перестройка»

Задание 2.
Чьи произведения относятся к городской прозе?

  1. Ф.А. Абрамова
  2. Ч.Т. Айтматова
  3. В.И. Белова
  4. А.Г. Битова

Задание 3.
Кто, по мнению поэтов-деревенщиков, может духовно возродить деревню?

  1. Партия.
  2. Молодые люди, переезжающие из городов назад в деревню.
  3. Носители патриархальных традиций русской старины.
  4. Энтузиасты, просвещающие народ через газеты и радио.

Задание 4.
Как, по мнению Быкова, нужно поступать в ситуациях жизни и смерти?

  1. Нужно просить помощи и совета у других.
  2. Каждый человек сам принимает для себя решение, главное — быть готовым нести ответственность за свои поступки.
  3. Необходимо оставаться верным Родине и своему человеческому достоинству несмотря ни на что.
  4. В критической ситуации нужно стремиться выжить во что бы то ни стало.

Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов