Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Часть 2
На этой странице вы узнаете
- Давай поженимся: что получилось из любви силлабики и тоники?
- Пиррихий: как стихотворение чем-то поперхнулось?
- Как стихотворения меняют привычный порядок ударений в словах?
Сегодня, как перед просмотром хорошего фильма, рекомендуется запастись чем-то сладеньким. Нам предстоит увлекательное знакомство с хорями и дамами, магией чисел — не переживайте, математические знания не потребуются. Мы будем развивать чувство ритма, отстукивая его по столу, и читать стихотворения вслух с такой интонацией, что окружающие могут усомниться в нашем состоянии. И все это — в рамках изучения литературы.
Сомневаетесь, что такое графика в тексте? Путаете стих и стихотворение? Забыли, что такое женская и мужская рифма? Тогда обязательно загляните в первую часть этой статьи — «Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Часть 1». Материал из нее нам очень понадобится сегодня.
Тем временем продолжаем наше поэтическое погружение.
Ритм
В первой части этой статьи мы говорили про отличия поэзии от прозы. Нам остался третий и последний аспект — ритм.
Ритм — звуковой строй произведения, количество и чередование безударных и ударных слогов в стихе.
Чтобы почувствовать, как работает стихотворение, при прочтении отбивайте ритм или качайтесь. Представьте, что вы — начинающий музыкант, вам нужно сочинить мелодию, подходящую под стихотворение.
Потренируем наше чувство ритма на отрывке из «Зимнего вечера» А.С. Пушкина. Читаем стихотворение вслух (это обязательно!), делая акцент на ударных слогах, и стучим по столу на каждом ударном слоге (и это тоже обязательно!). Для удобства ударные слоги выделены жирным:
Какая красивая закономерность, скажете вы. Действительно, в этом стихотворении Пушкина в каждой строке равное количество ударных слогов. Однако ритм не всегда выстраивается через равное количество ударений. От чего это зависит? От системы стихосложения.
Системы стихосложения
Система стихосложения — это способ организации звукового состава стихотворной речи, отражающий правила формирования ритма.
Давайте теперь посмотрим, какие бывают системы стихосложения. Сложных слов в названиях не пугаемся, все совсем не так страшно, как кажется!
Силлабическая система стихосложения — система стихосложения, основанная на равном числе слогов в стихотворной строке, при этом число ударных слогов не так важно.
В силлабической системе стихосложения ударения не играют роли, а количество слогов в строке — всегда одинаково.
Эта система стихосложения не очень прижилась в русской поэзии. Используется только некоторыми поэтами XVIII века. Например, посмотрим на стихотворение В.К. Тредиаковского:
Нач | ну | на | флей | те | сти | хи | пе | чаль | ны,
Зря | на | Рос | си | ю | чрез | стра | ны | даль | ны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умам есть много охоты.
Мы видим, что количество слогов в первых стихах одинаково (их десять). И снова самостоятельная работа: посчитайте, сколько слогов в следующих двух строках.
Ожидаемо, их также десять. При этом даже визуально заметно, что ударные слоги (выделены жирным) не находятся друг под другом — их количество не равно, закономерность нарушается.
Смотрим на следующую систему стихосложения.
Тоническая система стихосложения — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Тоническая система стихосложения была распространена в балладах. Наиболее характерны баллады были для фольклора, подробнее о них можно прочитать в другой статье нашего учебника — «Литературные роды и жанры. Часть 2». Нередко авторы прибегают к использованию тонической системы стихосложения для того, чтобы придать произведениям фольклорное звучание..Например, так написана поэма «Песня про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, частично тоника встречается в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова (там, где автор стремится показать связь с фольклорным жанром баллады).
Однако тоническая система стихосложения нашла применение и в другой литературной эпохе. Ее используют поэты модернизма. Почему именно тоническая система привлекает этих авторов? Это еще один способ показать самобытность модернистской поэзии, непохожесть на прежнее искусство. А подробнее про то, почему футуристы так стремятся выделиться, можно почитать в статье «Модернизм и его течения. Постмодернизм».
Особенность тонического стихосложения — в важности ударений. Посмотрим на отрывок из «Песни последней встречи» А.А. Ахматовой:
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!»
Мы видим, что в первых двух стихах по три ударных слога. Маленькое задание: посчитайте количество ударных слогов в следующих стихах. Ожидаемо, их также три.
С переходом к следующей системе связано появление двух видов стихотворения: дольника и акцентного стиха.
Дольник — стих с произвольным количеством безударных слогов.
Это значит, что в стихах нефиксированное количество безударных слогов, оно колеблется от одного до двух. Посмотрим на отрывок из «Вхожу я в темные храмы…» А. Блока:
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд...
Обрати внимание на безударные слоги — те, что не выделены жирным. Мы можем заметить, что безударные слоги чередуются с ударными так, что нет фиксированного расстояния между ними: где-то между двумя ударными слогами появляется только один безударный слог, где-то между двумя ударными слогами появляется два безударных слога. Это и есть дольник.
Двигаемся к следующему виду.
Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются любые.
Обратим внимание, что этот тип стиха относится к тонической системе стихосложения. Как мы и говорили, для нее важно равное количество ударений. Интервалы — это безударные слоги. Их количество может разниться.
Следующая система стихосложения — это синтез силлабической и тонической.
Давай поженимся: что получилось из любви силлабики и тоники? Представим, что эти две системы полюбили друг друга (Лариса Гузеева, здравствуйте!). А из этой судьбоносной встречи родилась силлабо-тоническая система стихосложения. Эта система стихосложения имеет черту тонической — одинаковое количество ударений и силлабической — одинаковое количество слогов. Прямо как ребенок перенимает черты родителей. |
Силлабо-тоническая система стихосложения — система стихосложения, в которой имеет значение и количество слогов, и количество ударений.
Силлабо-тоническая система чаще всего используется в поэзии русских авторов. Именно от нее как самой распространенной «бегут» футуристы в поисках новых творческих решений. Но нам бежать некуда, вернемся к силлабо-тонике.
Посмотрим на отрывок из «Ключа» Г.Р. Державина:
Ис|точ|ник| шум|ный и проз|рач|ный,
Те|ку|щий| с гор|ной| вы|со|ты,
Луга поящий, долы злачны,
Кропящий перлами цветы,
О, коль ты мне приятен зришься!
Считаем количество слогов и ударений в каждом стихе. В первых двух стихах — по восемь слогов и по три ударения. Количество слогов и ударений в следующих двух стихах проверьте самостоятельно.
Какая неожиданность: количество то же.
Силлабо-тоническая система учитывает и количество слогов, и количество ударений в стихе. Образовываются комбинации слогов: ударных и безударных. Поговорим о том, что это за объединения. Вот-вот мы уже научимся определять стихотворные размеры!
Графика. Стопы
В первой части статьи мы уже поговорили о графике — отличительной черте поэзии и обсудили слоги, стихи и строфы. Один из графических элементов мы все же оставили на десерт. Рады сообщить, что его время пришло.
Стопа — это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определенном порядке.
Понять, что такое стопа несложно на конкретном примере. Возьмем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен…
Шаг 1. Делим стихотворение на слоги и находим ударные (разделение на слоги выделено палочками; ударные слоги — жирным):
Мой | дом | вез|де|, где| есть| не|бес|ный| свод|,
Где | толь|ко| слыш|ны зву|ки пе|сен|
Вы спросите, почему слова «мой» и «где» оказываются безударными? Очевидно, что у слов из одного слога он будет ударным. Давайте разбираться.
Как стихотворения меняют привычный порядок ударений в словах? В стихотворениях ударение проставляется в соответствии со звучанием. Прочитаем вслух (да, это все еще необходимо) эти строки, делая акценты, где нам это кажется уместным. Выйдет, что слова, которые безударны на схемке, действительно «проваливаются». Ударения в них нет. |
Шаг 2. Делим наши слоги по парам или тройкам, где есть безударный + ударный звуки:
Мой дом| везде|, где есть| небес|ный свод,
Где толь|ко слыш|ны зву|ки пе|сен
Да, нашим навыкам находить идеальные пары обзавидовались бы все ведущие «Давай поженимся». Тем временем пары, которые у нас вышли (разделены палочками) — и есть стопы.
Теперь мы знаем все о графических особенностях поэзии. Давайте подведем итог в схемке:
Отлично! Теперь посмотрим на виды стоп. Да-да, в поэзии даже у стоп есть виды. Но не пугайтесь, тут все совсем просто!
Самые догадливые из нас скажут, что закономерности чередования ударного и безударного (или безударных) слогов могут быть очень разные: например, в двусложных стопах может быть вначале безударный, потом — ударный. В трехсложных — вариантов расположения целых три. Все это не просто так. И именно эти закономерности называют стихотворными размерами. Наконец мы дошли до них! Теперь будем разбираться.
Дисклеймер 1 Информация, представленная ниже, требует предварительной подготовки в виде употребления чего-то вкусненького. |
Стихотворные размеры
К двусложным размерам относятся хорей и ямб.
К трехсложным — дактиль, амфибрахий, анапест.
Давайте разберемся с каждым из этих размеров, нарисовав схемки. Сразу выведем план действий:
- Делим слова в первой строке стихотворения на слоги.
- Смотрим, сколько приходится безударных слогов на один ударный.
- Безударных один: значит, стопа представляет собой пару ударный + безударный — размер двусложный.
- Безударных два: значит, стопа состоит из ударного и двух безударных — перед нами трехсложный размер.
- Проставляем ударения и смотрим, на какой слог в стопе оно падает.
Алгоритм выведен, теперь погнали!
Хорей — двусложный размер с сильным первым слогом.
Например, в «Зимнем вечере» А.С. Пушкина (мы уже смотрели на это произведение):
Что здесь произошло? Мы поделили стихотворение на стопы (вертикальные палочки). Здесь стопа состоит из двух слогов (каждый слог подчеркнут внизу) — безударного и ударного (выделены жирным). Два слога в стопе — значит, размер двусложный.
Ударным в стопе оказывается первый слог. Давайте теперь нарисуем схемку к этой строке, обозначив слоги подчеркиванием, стопы вертикальными палочками, ударения черточкой:
Ямб — двусложный размер с сильным вторым слогом.
Давайте снова посмотрим на примере. Нарисуем схемку к строке из «Опять стою я над Невой…» Ф.И. Тютчева:
Мы видим, что в стопе два слога, значит, размер двусложный. Ударным является второй слог стопы — перед нами ямб.
Пиррихий: как стихотворение чем-то поперхнулось? Посмотрим на пример. Возьмем строку из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане…»: В первой строке все кристально ясно: размер двусложный, ударение падает на первый — значит, перед нами ямб. А вот во второй строке начинаются сюрпризы. Первые две стопы выглядят прилично, а что с третьей? Откуда там возник еще один безударный слог? На его месте как раз должно было бы стоять ударение, но оно пропущено. Это и называется пиррихием. Чтобы нам было проще запомнить это трудное слово, придумаем ассоциацию. Слово «пиррихий» звучит так, словно кто-то поперхнулся. Мы будем считать, что поперхнулся стихотворный размер и дал небольшой сбой, пропустил ударение. |
Пиррихий — пропуск ударения в хорее или ямбе.
Переходим к трехсложным размерам. Теперь, как догадываются самые сообразительные из нас, стопы будут состоять из трех слогов: ударного и двух безударных. А каким по счету в стопе будет ударный — первым, вторым или третьим — зависит как раз от размера.
Дактиль — трехсложный размер с сильным первым слогом.
Смотрим на строку из «Тяжко нам было под вьюгами…» А. Блока:
Амфибрахий — трехсложный размер с сильным вторым слогом.
Проделываем уже знакомые нам действия с отрывком из стихотворения «Тучи» М.Ю. Лермонтова:
В стопе три слога, располагаются они как безударный, ударный, безударный. Ударный слог — второй в стопе. Значит, перед нами анапест.
Анапест — трехсложный размер с сильным третьим слогом.
И снова обратим внимание на строку. На этот раз посмотрим на строку из стихотворения А.А. Фета «Вечер»:
Отлично! Посмотрим на две первые стопы: ударный слог стоит на третьем месте. Выходит такая последовательность: безударный, безударный, ударный. Перед нами анапест. Теперь мы знаем, как выглядят все стихотворные размеры.
Это значит, что настало время практики! Перед нами пример задания ЕГЭ №7, давайте внимательно изучим условие:
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите дватермина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятыхи других дополнительных символов.
Стихотворный размер произведения А.С. Пушкина «Эхо» — ___________, этот размер относится к силлабо-тонической ______________.
Эхо
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!
Решение. Выделим ударные слоги в первом стихе:
РевЕт ли звЕрь в лесУ глухОм…
Ударные слоги чередуются с безударными раз в два слога, значит размер двусложный. Ударные слоги следуют под номерами 2, 4, 6, 8 — значит перед нами ямб. Так, в первом пропуске ответом будет «ямб».
Теперь подумаем над вторым пропуском. Ранее в статье мы говорили о том, что существует три системы стихосложения: силлабо-тоническая, упомянутая в задании, а также силлабическая и тоническая.
Таким образом, в бланке нужно будет записать такой ответ: ЯМБСИСТЕМЕСТИХОСЛОЖЕНИЯ.
Вы спросите, как все это запомнить? Согласны, задачка не из простых. Именно поэтому для запоминания стихотворных размеров есть множество лайфхаков.
Лайфхаки для запоминания стихотворных размеров
Дисклеймер 2 Людям с аллергией на хорьков и дам, а также Вань, Иоаннов и цифры рекомендуется читать с осторожностью. |
Запоминалка №1 — Хоря и Дама
Чтобы запомнить все названия стихотворных размеров и их устройство, нам надо выучить два простых слова: хоря и дама. Посмотрим, как это работает:
В словах ХОРЯ и ДАМА зашифрованы первые буквы названий стихотворных размеров. А теперь еще более интересное: эти слова отражают и суть размеров.
Так, в слове ХОРЯ первым зашифрован хорей, а в хорее ударение падает на первый слог стопы.
Ямб в ХОРЕ второй — ударение на второй слог.
С ДАМОЙ все аналогично. Дактиль — первый в слове, значит, ударение на первый слог, амфибрахий второй, ударение также на второй, анапест — третий в шифре, ударным будет третий слог в стопе.
По такому же принципу работают и другие вариации этой запоминалки.
Можно запомнить слова ХОРЯ и ДАМАН — разница лишь в том, что в конце будет «ан» — анапест.
Есть еще чудесный шифр: ХУДАЯ ДАМА.
Запоминалка №2 — всевозможные Иваны
Давайте посмотрим на разные формы имени Иван, поделим слова на слоги и посмотрим, на какой падает ударение.
Запоминалка №3 — цифры для нематимаков (и математиков тоже)
Любителям четкости и тем, у кого память к цифрам расположена больше, чем к буквам посвящается.
Нам нужно будет выполнить три простых шага:
- Пронумеровать слоги в двух строках стихотворения.
- Обвести цифры, которые соответствуют ударным слогам.
- Посмотреть, какие номера обведены и определить размер:
- Хорей: 1 — 3 — 5 — 7
- Ямб: 2 — 4 — 6 — 8
- Дактиль: 1 — 4 — 7 — 10
- Амфибрахий: 2 — 5 — 8 — 11
- Анапест: 3 — 6 — 9 — 12
Давайте попробуем это сделать на отрывке из «Есть женщины в русских селеньях…» Н.А. Некрасова:
Мы выполнили два шага, теперь переходим к третьему. У нас обведены слоги 2 — 5 — 8. Значит, перед нами амфибрахий.
Теперь время для настоящей практики! Попробуем решить задание КИМ ЕГЭ №8 на определение стихотворного размера.
Задание.Укажите размер, которым написано стихотворение И.А. Бунина. Запишите ответ без указания количества стоп.
Перед нами стихотворение «Жасмин»:
Цветет жасмин. Зеленой чащей
Иду над Тереком с утра.
Вдали, меж гор — простой, блестящий
И четкий конус серебра.
Река шумит, вся в искрах света,
Жасмином пахнет жаркий лес.
А там, вверху — зима и лето:
Январский снег и синь небес.
Лес замирает, млеет в зное,
Но тем пышней цветет жасмин.
В лазури яркой — неземное
Великолепие вершин.
Решение. Выделим ударные слоги в первом стихе:
ЦветЕт жасмИн. ЗелЕной чАщей…
Ударные слоги чередуются с безударными раз в два слога, значит размер двусложный. Ударные слоги следуют под номерами 2, 4, 6, 8 — значит перед нами ямб. Двусложный размер с ударением на второй слог.
Ответ: ЯМБ.
Поздравляем! Зубодробительная тема со стихотворными размерами за спиной.
Сегодня мы закончили разговор о системах стихосложения и размерах. Нарисовали огромное количество схем, постучали по столу и познакомились с дамами и хорями.
Мы официально объявляем вас героями!
Термины
Баллада — это лиро-эпическое произведение, для которого характерны необычная интрига, легендарная или историческая тема.
Жанр — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.
Модернизм — это литературное направление, развивавшееся в XX веке, которому свойственны поиск нового стиля, отход от всех известных в прошлом форм искусства в сторону радикального пересмотра.
Поэма — лиро-эпическое произведение, которому свойственны, с одной стороны, событийное повествование, с другой стороны, изображение персонажей и оценка действий лирическим героем.
Стих — строка стихотворного произведения.
Строфа — часть текста, выделенная графически пустой строкой, и объединяющая ритмически и по содержанию несколько стихов.
Фольклор — устное народное творчество.
Футуризм — литературное течение в рамках модернизма, для которого характерен отказ от предыдущих форм и правил литературы, обращение от имени толпы, словотворчество (придумывание новых слов).
Фактчек
- Есть три системы стихосложения: силлабическая (одинаковое количество слогов в стихе), тоническая (одинаковое количество ударений в стихе), силлабо-тоническая (равное количество слогов и одинаковое количество ударений в стихах).
- К двусложным стихотворным размерам относят хорей (ударение на первый слог в стопе) и ямб (ударение на второй слог в стопе). Запоминаем с помощью слова ХОРЯ.
- К трехсложным размерам относятся дактиль (ударение на первый слог в стопе), амфибрахий (ударение на второй слог в стопе), анапест (ударение на третий слог в стопе). Запоминаем с помощью слова ДАМА (или ДАМАН).
Проверь себя
Задание 1.
Какие системы стихосложения существуют?
- дактильная
- акцентная
- силлабическая
- тоническая
- силлабо-тоническая
Задание 2.
Какие из приведенных утверждений о стихотворных размерах являются верными?
- Стихотворные размеры бывают двусложными и трехсложными.
- В трехсложных размерах в стопе три слога.
- Дактиль — трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на третий слог.
- Ямб — двусложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог в стопе.
- Амфибрахий — трехсложный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.
Задание 3.
Каким размером написано «Зимнее утро» А.С. Пушкина? Определите размер по приведенным строкам.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
- ямб
- хорей
- дактиль
- амфибрахий
- анапест
Задание 4.
Каким размером написано «Трех пальм» М.Ю. Лермонтова? Определите размер по приведенным строкам.
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной…
- ямб
- хорей
- дактиль
- амфибрахий
- анапест
Задание 5.
Каким размером написано «К музе» А.А. Блока? Определите размер по приведенным строкам.
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть…
- ямб
- хорей
- дактиль
- амфибрахий
- анапест
Ответы: 1 — 3, 4, 5; 2 — 1, 2, 4; 3 — 2; 4 — 4; 5 — 5.