М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
На этой странице вы узнаете
- Что за люди ездили на конях с привязанной собачьей головой и метлой?
- Как можно пожелать здоровья на древнерусском?
- Что в произведении повторяется трижды?
В известном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» изобретатель Шурик создал у себя дома машину времени и с ее помощью оказался лицом к лицу с самим Иваном Грозным. Нам с вами сегодня машина времени не понадобится. Мы погрузимся в эпоху правления Ивана Грозного, посмотрим на опричников и узнаем силу настоящей любви к семье с помощью произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова».
Исторический контекст
В этом произведении Михаил Юрьевич Лермонтов тоже не использует никакие машины времени для встречи с Иваном Грозным. Автор применяет более искусный метод — обращается к историзму, чтобы создать атмосферу XVI века.
Историзм — способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях. Он придает произведению характер правдивого исторического свидетельства.
Время действия в поэме — XVI век, время царствования Ивана IV Грозного, жестокого царя, и, если конкретнее, период опричнины. Царь поделил страну на 2 части: опричнину и земщину.
- Опричнина — личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну.
- Земщина — земли на окраинах, которые не вошли в опричнину, выделенные Иваном Грозным в управление боярам.
В это время было создано личное войско царя, состоящее из опричников — представителей высшей знати, которые получили огромную власть и фактически право на любые беззакония и преступления. В рамках своей политики Иван Васильевич конфисковывал (отнимал) земли у бояр и отдавал их опричникам.
А вот так выглядел сам опричник:
Что за люди ездили на конях с привязанной собачьей головой и метлой? Человек с грозным видом, метлой и головой собаки в руках выглядит страшно, правда? Но именно эта атрибутика выделяла опричников среди всех остальных людей. Она служила для устрашения народа и была символом власти приближенных правителя. Опричники были как бы защитой царя от бояр, с которыми у Ивана IV были плохие отношения. |
Теперь, когда мы знаем исторический контекст, можно переходить к анализу самой поэмы.
Род, жанр и направление произведения
Род | Жанр | Направление |
Лиро-эпос | Поэма | Романтизм |
Жанр произведения — поэма, но в названии мы видим слово «песня», давайте вместе разберемся, почему так получилось.
Автор: | Литературоведы: |
Лермонтов хотел приблизить произведение к фольклору (устному народному творчеству), а именно к исторической песне. | Литературоведы считают это произведение поэмой. |
1. Авторских размышлений и замечаний по ходу действия произведения практически нет. 2. Присутствуют гусляры (певцы), от которых автор-повествователь и слышит эту песню. 3. Автор делит сам текст на запев, припевы и основные части — неотъемлемые компоненты фольклорной песни. 4. При прочтении кажется, что нравственные оценки не авторские, а народные, это усиливает торжество правды. | 1. Лиро-эпический характер. В произведении есть система персонажей, сюжет, что относит его к эпосу. Но в то же время оно написано в стихотворной форме и имеет лирические мотивы. 2. Есть четко взаимосвязанная структура, о которой мы поговорим позже. 3. Присутствует героический пафос, то есть рассказ о подвиге во имя общего блага. Это кулачный бой, в котором Калашников стоит за честь семьи. 4. Есть выдающаяся личность — Иван Грозный. |
Теперь чуть подробнее об этом.
Поэма — это крупное или среднее по объему стихотворное произведение из нескольких частей лиро-эпического характера.
Как мы уже отметили в таблице, поэма сочетает в себе черты лирики и эпоса. От эпоса (повествовательной формы) в поэме есть система персонажей и сюжет. А от лирики — стихотворная форма, описание чувств и переживаний героя или лирического героя. Из этого правила бывают исключения: например, «Мертвые души» — поэма в прозе. Но в данном случае, на экзамене мы соглашаемся с литературоведами и пишем, что по жанру это именно поэма, а по роду, раз мы выделили лирические и эпические составляющие — лиро-эпос.
Теперь давайте разбираться с направлением произведения, ведь с ним тоже не все однозначно.
Направление произведения — романтизм, но поэма вбирает в себя и черты реализма. Почему так?
«Песня… про купца Калашникова» была написана, когда господствующим направлением был романтизм, которому свойственно изображение сильных страстей, исключительных характеров, борьбы героя с обществом. Однако в литературу уже проникал реализм с его изображением действительности такой, какая она есть. Мы должны учитывать, что смена направления — постепенный процесс, авторы не просыпаются утром и не решают, что с этого дня пишут в рамках реализма (хотя, конечно, жаль — нам было бы проще анализировать!).
Такой процесс можно сравнить с ремонтом дома: мы постепенно меняем старую мебель на новую, переклеиваем обои в разных комнатах — на это уходит не один день.
Также и для перехода от романтизма к реализму понадобилось время. Именно поэтому произведения, которые написаны в этот период, включают в себя черты сразу нескольких направлений. К таковым еще можно отнести, например, роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» или комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Какие черты романтизма и реализма мы можем увидеть в поэме?
Черты романтизма: | Черты реализма: |
— идея свободы; — обращение к историческому прошлому; — интерес к сильным личностям; — эмоциональность языка автора. | — изображение деталей быта, жизни различных сословий; — интерес автора к причинно-следственным связям; — обращение к историзму и народности. |
Мы разобрались в «фундаменте» анализа — определили род, жанр и направление поэмы. Но достаточно ли этого для полного понимания произведения? — Нет! Теперь давайте разберемся, каково полное название поэмы и почему автор выбрал именно его.
Смысл названия
Полностью поэма называется так:
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- Иван Васильевич.
На первый план в названии выходит образ царя — Ивана Васильевича (он же Иван Грозный), значит, что именно царь — главное лицо поэмы.
Действительно, Лермонтов подробно описывает нрав, характер и даже политику Ивана Грозного, показывает его с разных сторон. Этот герой играет важную роль в поэме: через его образ автор поднимает проблему вседозволенности власти, при которой возможны жестокость и несправедливость.
- Опричник.
Далее появляется опричник, которому автор сразу дает характеристику «молодой», что значит неопытный. Это мы понимаем, читая произведение: молодые и неопытные люди идут на поводу у своей страсти, своих эмоций.
- Калашников.
Последний в названии — Калашников — удалой купец, то есть обладающий безудержной смелостью. Также в названии показано, что герой принадлежит к купечеству. Этот персонаж отражает авторскую мысль, что человек всегда должен вести себя достойно и быть готовым защищать свою честь.
Таким образом, из названия мы можем приблизительно себе представить, о ком и о чем пойдет речь в данном произведении. А теперь поговорим о композиции поэмы.
Композиция произведения
Помните, как визуально выглядит текст вашей любимой песни? Наверняка там есть куплеты и припевы, которые легко различить, вот и эта поэма под названием «Песня…» построена по похожему принципу. Она разделена на несколько частей и имеет стройную композицию, характерную для произведений фольклора.
Композиция произведения выстроена как фольклорная песнь и имеет:
- Запев — устойчивое сочетание слов, с которого начинаются фольклорные песни.
Как можно пожелать здоровья на древнерусском? Поэма начинается со слов: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!». Если переводить на современный язык, то этой строчкой желают здоровья царю. Также это можно использовать в качестве приветствия по аналогии с современным вариантом «Здравствуй!». |
- Два припева, которые создают особенный настрой произведения и повторяются с некоторой периодичностью: «Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!»
- Три части, в которых описываются все события в произведении.
- Концовку, которая также характерна для фольклорной песни: «Гей вы, ребята удалые, / Гусляры молодые, / Голоса заливные! / Красно начинали — красно и кончайте, / Каждому правдою и честью воздайте. / Тороватому боярину слава! / И красавице боярыне слава! / И всему народу христианскому слава!»
Интересно то, что в основе каждой из трех частей лежит диалог героев, где один как будто «допрашивает» другого.
В первой части Иван Грозный допрашивает Кирибеевича | Во второй части Калашников допрашивает Алену Дмитриевну | В третьей части Иван Грозный допрашивает Калашникова |
Почему его любимый опричник находится в плохом настроении? | Почему она так поздно вернулась с церкви? | Специально ли купец убил Кирибеевича? |
Фольклорные элементы
Теперь разберемся с фольклорными элементами в произведении, наличие которых еще раз подтверждает, что композицию произведения мы определили правильно.
Фольклорные элементы — элементы речи и построения произведения, которые присущи устному народному творчеству.
Что мы видим в «Песне…»?
1. Песня исполняется гуслярами, это видно, например, по фразе «Мы сложили ее на старинный лад, / Мы певали ее под гуслярный звон / И причитывали да присказывали».
2. Произведение (как мы рассмотрели выше) композиционно выстроено по принципу фольклорной песни.
3. На протяжении всей поэмы мы замечаем:
- Постоянные эпитеты, которые присущи фольклору, например, «ночь темная», «красное солнце».
- Слова-синонимы, которые подчеркивают значимость выражения, например, «забегались, заигралися», «разгуляться для праздника, потешиться», «не найти, не сыскать такой красавицы».
- Слова, которые в целом присущи именно устному народному творчеству, например, «удалой», «на святой Руси, нашей матушке», «восплакалась».
4. Троекратные повторы также относятся к фольклорным элементам.
Что в произведении повторяется трижды? — Трижды царь пытается обратить внимание молодого опричника. — Трижды бояре и опричники «громкий клич кликали», чтобы найти двух людей на кулачный бой. — Трижды Степан Парамонович кланяется перед кулачным боем (царю, стенам церкви и народу). |
5. В произведении есть поединок и царский пир, которые тоже являются особенностями композиции фольклорной песни.
Мы уже затронули сюжет произведения, давайте поговорим о нем подробнее.
Сюжет произведения
Часть 1.
- Описание царского пира является завязкой в произведении. На пиру веселятся и пьют все, кроме Кирибеевича: «в золотом ковше не мочил усов». Иван Грозный замечает печаль своего опричника, обеспокоен ей, переживает за судьбу слуги. Царь спрашивает причину грусти Кирибеевича, хочет, чтобы он повеселел: «Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?»
- Опричник рассказывает о причине своей печали — он влюбился в Алену Дмитриевну, жену молодого московского купца Степана Парамоновича Калашникова. Однако то, что женщина была замужем, Кирибеевич скрывает от царя. Опричник говорит только о своем восхищении женщиной: «Ходит плавно — будто лебедушка; / Смотрит сладко — как голубушка…»
- Иван Грозный дает опричнику яхонтовый перстень и жемчужное ожерелье, чтобы он подарил это возлюбленной, и говорит: «Как полюбишься — празднуй свадебку, / Не полюбишься — не прогневайся».
Часть 2.
- Автор описывает гостиный двор, где торгует купец Калашников. Вечером главный герой направляется домой.
- Степан Парамонович узнает от старой работницы Еремеевны, что его жены, которая ушла в церковь, до сих пор нет дома, а на улице уже позднее время. Он обращает внимание, что стол не накрыт, ничего не подготовлено к его приходу: «И приходит он в свой высокий дом, / И дивится Степан Парамонович: / Не встречает его молода жена, / Не накрыт дубовый стол белой скатертью».
Степан Парамонович гневается на жену, и, когда она возвращается домой, высказывает ей свое недовольство: «Уж ты где, жена, жена шаталася? / На каком подворье, на площади, / Что растрепаны твои волосы, / Что одежа твоя вся изорвана?»
- Алена Дмитриевна рассказывает мужу, что ее честь опозорил Кирибеевич (целовал против ее воли у всех на виду), а соседи смотрели и насмехались: «И ласкал он меня, цаловал меня; / На щеках моих и теперь горят, / Живым пламенем разливаются / Поцалуи его окаянные… / А смотрели в калитку соседушки, / Смеючись, на нас пальцем показывали…»
- Выслушав жену, купец разговаривает со своими братьями и решает защитить честь своей семьи. Он хочет выйти на кулачном бою против Кирибеевича: «Я скажу вам, братцы любезные, / Что лиха беда со мною приключилася: / Опозорил семью нашу честную / Злой опричник царский Кирибеевич; / А такой обиды не стерпеть душе / Да не вынести сердцу молодецкому».
Часть 3.
- Третья часть поэмы начинается с описания Москвы: «Над Москвой великой, златоглавою, / Над стеной кремлевской белокаменной <…> Заря алая подымается…»
- Далее автор описывает начало кулачного боя — момент, когда Калашников выходит против Кирибеевича и говорит: «А зовут меня Степаном Калашниковым, А родился я от честнова отца, / И жил я по закону господнему: / Не позорил я чужой жены, / Не разбойничал ночью темною».
- В результате боя Степан Парамонович убивает Кирибеевича, признаваясь царю, что сделал это намеренно. Однако он не рассказывает о благородной причине, побудившей его выйти на бой против опричника.
- Иван Грозный казнит Калашникова, но сдерживает свое обещание. Перед казнью царь пообещал купцу заботиться о его семье, помогать им. Иван Грозный действительно сдержит свое обещание.
- Калашникова хоронят в безымянной могиле за Москвой-рекой, но, несмотря на это, народ его помнит и навещает могилу: «Схоронили его за Москвой-рекой, / На чистом поле промеж трех дорог <…> И проходят мимо люди добрые: / Пройдет стар человек — перекрестится, / Пройдет молодец — приосанится, / Пройдет девица — пригорюнится, / А пройдут гусляры — споют песенку».
А теперь нам важно понять, в чем же заключается конфликт в произведении. Нет-нет, это не те повседневные споры о чем-либо, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, а столкновение действующих лиц в поэме.
Конфликт произведения
Конфликт — это столкновение действующих лиц, их мировоззрений, идей в произведении.
Конфликт в поэме происходит между частным человеком в лице Калашникова и власть имущими людьми, которым все дозволено, в лице Ивана Грозного и Кирибеевича. Частный человек оказывается бесправным перед сильными мира сего: Калашников, хотя правда на его стороне, не может выступить на защиту своей семьи, не поплатившись своей головой.
Еще можно расширить конфликт до противостояния добра и зла. Фактически Калашникова казнят, из чего мы понимаем, что зло побеждает. Но Степан Парамонович одерживает нравственную победу: честь выигрывает бесчестие — купец на бою побеждает опричника.
Знание характеристик произведения (его жанра, направления, конфликта и т.д.) обязательно поможет вам на экзамене: данное произведение довольно часто встречается в первой части (и на ОГЭ, и на ЕГЭ).
В тесте вы можете встретить такие вопросы, как: «В “Песне про… купца Калашникова” отразились особенности литературного направления, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Назовите это направление» или «В основе сюжета “Песни…” лежит острое столкновение персонажей. Каким термином оно обозначается?».
В первом случае ответом будет «романтизм», а во втором — «конфликт».
Переходим к самому интересному — описанию героев произведения.
Герои произведения
- Степан Парамонович Калашников.
- Герой — купец, который владеет лавочкой (магазином), торгует разными товарами: «За прилавкою сидит молодой купец, / Статный молодец Степан Парамонович, / По прозванию Калашников».
- Он живет по Божьему закону, потому что искренне верит в Бога: «…А родился я от честного отца, / И жил я по закону господнему».
- Герой чтит семейные ценности, поэтому и выходит на смертный бой за честь жены и детей.
- Смелый человек: не многие решатся выйти на кулачный бой с любимым опричником царя. А еще вспомните, как выглядели опричники, многие испугались бы на месте купца: «…И я выйду тогда на опричника, / Буду насмерть биться, до последних сил».
- Через образ Калашникова автор показывает пример по-настоящему достойного и готового защищать свою честь человека. Чтобы не позорить своего имени, герой даже не рассказывает Ивану IV об истинной причине, побудившей его драться с Кирибеевичем. Царь думал, что это просто обычный поединок, а не вопрос чести. Хотя, расскажи он всю правду, возможно, царь мог бы помиловать персонажа.
- Опричник Кирибеевич.
- Опричник — любимец царя, из-за чего чувствует поддержку Ивана Грозного.
- Считает, что у него есть неограниченная власть, вседозволенность и безнаказанность.
- Принадлежит к роду Скуратовых. Малюта Скуратов — любимый опричник царя, жестокий человек, чье имя наводило ужас на людей: «…А из роду ты ведь Скуратовых, / И семьею ты вскормлен Малютиной!..»
- Герой не соблюдает народные нравственные принципы, испытывая чувства к чужой жене: «…И ласкал он меня, целовал меня; / На щеках моих и теперь горят, / Живым пламенем разливаются / Поцалуи его окаянные…»
- Иван Грозный.
- Автор его изображает таким, какой он остался в памяти народа.
- У него двойственный образ.
С одной стороны, царь: | С другой стороны, царь: |
— жестокий человек; — суровый. | — справедливый; — ценит своих слуг; — держит свое слово. |
Иван Грозный казнит Калашникова не потому, что Степан Парамонович убил его любимого опричника, а потому, что купец нарушил правила кулачного боя. По правилам нельзя было специально убивать своего противника, в чем Калашников признается царю сам.
3. Алена Дмитриевна.
- Жена купца Калашникова. Героиня верна мужу, любит, уважает и боится его: «Не боюся смерти лютыя, / Не боюся я людской молвы, / А боюсь твоей немилости».
- Очень красивая женщина: «На святой Руси, нашей матушке, / Не найти, не сыскать такой красавицы: / Ходит плавно — будто лебедушка; / Смотрит сладко — как голубушка; / Молвит слово — соловей поет; / Горят щеки ее румяные, / Как заря на небе божием».
- Не отвечает взаимностью Кирибеевичу, который влюбился в нее.
- Когда казнят Калашникова, она остается вдовой с маленькими детьми.
Чтобы глубже понимать произведение, нужно знать, что в нем изображается, какие выделяются темы, проблемы и идеи. Переходим к ним.
Тематика и проблематика
Раскрываемые в этом произведении темы, волновали писателей на протяжении всего XIX века и до сих пор не теряют своей актуальности. О чем же именно говорит автор?
- Честь и долг. Эту тему можно увидеть на примере образа Калашникова, который защищает честь своей семьи. Он идет на смерть ради того, чтобы жена и дети не были опозорены. Герой считает это своим долгом.
- Любовь. В произведении показаны два типа любви. Первый — это страсть, испытываемая Кирибеевичем к Алене Дмитриевне, которая сметает все на своем пути. Второй тип — глубокое чувство, связанное с уважением и почтением, которое Алена Дмитриевна испытывает к мужу.
- Несправедливость. Иван Грозный казнит Степана Парамоновича, хотя правда на его стороне.
Проблематика произведения также включает в себя несколько вопросов, которые поднимаются по ходу развития сюжета поэмы.
- Проблема безнравственности. Эта проблема видна в поступке Кирибеевича, который оскорбляет честь Алены Дмитриевны ухаживаниями, преследует ее, не заботясь о репутации замужней женщины.
- Проблема вседозволенности власти. Во времена Ивана Грозного опричник может безнаказанно преследовать обычных людей, а сам царь — казнить их, и у людей нет никакой защиты от этого произвола.
Это произведение Лермонтова можно встретить в заданиях экзамена, требующих написания большого сочинения: на ОГЭ — задание №5, на ЕГЭ — задание №12.
Например, задание может звучать так: «В каких произведениях русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чем эти произведения можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова?»
Здесь историю героев Лермонтова можно сравнить с отношениями Татьяны Лариной и Евгения Онегина из романа в стихах А.С. Пушкина, где героям помешало соединиться замужество Татьяны. По такой же причине не могли быть вместе Григорий Мелехов и Аксинья Астахова из романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Однако если в «Евгении Онегине» и «Тихом Доне» любовь героев была взаимной, то чувства Кирибеевича остаются без ответа.
Идея произведения
А для чего было написано произведение, какую мысль хотел донести Лермонтов до читателя?
Идея произведения заключается в том, что за правду нужно стоять до конца. Купец Калашников, не боясь смерти, стоит именно на своей правде, защищает свое доброе имя и своей жены.
Надеемся, что вам понравилось наше небольшое путешествие во времени. А если вам захотелось еще больше углубиться в творчество Лермонтова, предлагаем познакомиться со статьями, посвященными лирике этого автора, его поэме «Мцыри» и роману «Герой нашего времени».
Термины
Завязка — это начало движения сюжета; то событие, которое дает толчок к развитию конфликта, обусловливающее последующие события.
Историческая песня — это песня, повествующая о реальном или вымышленном историческом лице или событии. Например, песни о Степане Разине, известном казачьем атамане.
Композиция — соотношение, расположение и взаимосвязь компонентов литературного произведения.
Народность — близость художественного произведения народному творчеству, заимствование из народных произведений сюжетов, образов и мотивов.
Постоянный эпитет — это эпитет (образное определение), который неразрывно связан с определяемым словом, вследствие чего образуется устойчивое выражение. Например, «добрый молодец».
Синоним — слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом.
Фактчек
- «Песня про… купца Калашникова» включает в себя жанровые особенности как песни, так и поэмы.
- Произведение включает в себя черты двух литературных направлений: романтизма и реализма.
- В заглавии поэмы содержится краткая характеристика героев.
- Произведения построено как фольклорная песнь и включает в себя фольклорные мотивы.
- К ключевым персонажам произведения относятся: Степан Парамонович Калашников, опричник Кирибеевич, царь Иван Грозный и жена Калашникова Алена Дмитриевна.
- Иван Грозный казнит Калашникова не потому, что купец убивает его любимого опричника, а потому, что он поступает против правил кулачного боя.
- В произведении раскрываются темы чести и долга, любви, несправедливости и поднимаются проблемы безнравственности и вседозволенности власти.
Проверь себя
Задание 1.
Какой жанр произведения?
- эпиграмма
- поэма
- баллада
- стихотворение
Задание 2.
Какой темы нет в произведении?
- любовь
- честь
- образование
- смелость
Задание 3.
Какие из перечисленных элементов относятся к фольклорным?
- троекратные повторы
- повторы
- метафоры
- эллипсис
Задание 4.
Где Калашников торговал своими товарами во второй части произведения?
- в гостином дворе
- на ярмарке
- на рынке
- у себя дома
Ответы: 1. — 2; 2. — 3; 3. — 1; 4. — 1.