Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума». Часть 1

13.10.2022
4115

На этой странице вы узнаете

  • Чем интересна биография А.С. Грибоедова?
  • Какие две буквы повлияли на всю идею текста?
  • Почему жанровый вопрос «Горе от ума» можно назвать кондитерским?

Кто не наблюдает часов и что страшнее пистолета? На эти два вопроса вы, скорее всего, сможете ответить, даже если не читали комедию «Горе от ума». Меткие, емкие, имеющие сильный эмоциональный импульс цитаты героев главного произведения А.С. Грибоедова стали афоризмами. Впрочем, даже персонажи «сошли с книжных страниц» — их говорящие фамилии стали нарицательными (молчалины, фамусовы). 

Влияние «Горя от ума» на литературный процесс огромно, именно поэтому так важно пристальнее взглянуть на сам текст.

Давайте приступать! Но сначала — несколько слов об авторе.

Информация об авторе. Александр Сергеевич Грибоедов

Мы знаем Александра Сергеевича Грибоедова как человека, создавшего комедию «Горе от ума», но его жизнь была намного более насыщенной и многогранной — он был поэтом, прозаиком, драматургом, дипломатом, лингвистом, историком, востоковедом, пианистом, композитором, статским советником. В общем, сыном маминой подруги. Узнаем подробнее:

Чем интересна биография А.С. Грибоедова?

1. Вундеркинд: по одной из версий, поступил в Московский университет на отделение словесности в 11 лет.

2. «Закулисная» жизнь: был членом двух масонских лож, имел тесные отношения с членами тайных обществ.

3. «Дела чести»: был секундантом на дуэли, закончившейся гибелью одного из соперников, после чего его выслали из Петербурга секретарем русской дипломатической миссии в Персию.

4. Не литературой единой: дипломат, был участником подписания Туркманчайского мирного договора (1828), который укрепил позиции России в Закавказье и усилил ее влияние на Среднем Востоке.

5. «Что вы творите!»: трагически погиб в возрасте тридцати четырех лет во время дипломатического визита в Тегеран (был убит восставшими).

История создания произведения

Мы поговорили о не самых известных фактах биографии А.С. Грибоедова, самое время вернуться к главному тексту автора, к комедии, предопределившей дальнейшее развитие русской литературы.

Замысел произведения возник в 1816 году. Оказавшись в Петербурге, писатель вращался в высшем обществе, которое было крайне европоцентричным. На одном из аристократических приемов все «преклонялись» перед иностранным гостем, а А.С. Грибоедов высказался о неправильности подобного поведения. Пока молодой человек гневно озвучивал собственные мысли, кто-то предположил, что он может быть сумасшедшим. Стоит ли говорить, насколько эта история совпадает с одной из сюжетных линий будущего произведения?

В 1820-х годах А.С. Грибоедов начинает писать комедию, а в 1824 году заканчивает первый вариант пьесы. Она сразу запрещается цензурой, но расходится в рукописных вариантах (а это, кстати, пример первого в России самиздата).

Полностью произведение было впервые напечатано только в 1862 году, спустя тридцать восемь лет после его написания.

Упомянув связь текста с биографией автора, обратимся к историческому контексту произведения.

Исторический контекст произведения

Комедия содержит много деталей и намеков, сопряженных с периодом первой четверти XIX века. Что происходило тогда в российском обществе? 

  1. Это была эпоха общественного подъема между победоносной Отечественной войной 1812 года и декабристским восстанием 1825 года, повлекшим ужесточение внутренней политики.
  1. Это было время ориентации русского общества на западные образцы (французский язык, европейская мода, прогрессивные идеи). Вспомним, как резко на подобную тенденцию отреагировал сам А.С. Грибоедов, когда стал свидетелем «преклонения» перед иностранным гостем.

И все это, разумеется, нашло отражение в тексте.

Конфликты произведения 

  1. Общественный конфликтпротивопоставление двух эпох. Александр Андреевич Чацкий (и все либерально настроенное дворянство в его лице) противостоит фамусовскому обществу. Универсальный конфликт человека, не совпадающего с существующей действительностью, с миром по бытовой норме.

«Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший…»

Важно отметить, что это не конфликт двух изначально противоречащих сил, которые сталкиваются в определенный момент времени. «Раскалывается» сам уклад жизни, ведь Чацкий — выходец из той же среды, что и Софья, и Скалозуб, и Фамусов, и все московское общество. Несмотря на принадлежность к одной среде, у него категорически другой образ жизни, а тип поведения вообще можно назвать декабристским. Под декабристским поведением подразумеваем соответствие некоторому культурно-историческому и психологическому образу: это всегда человек действия, ценящий смелость, предприимчивость, твердость, стремящийся к словесному закреплению своих чувств и мыслей, склонный к прямоте и безапелляционности и видящий мир в идеологических, а не бытовых проявлениях.

  1. Любовный конфликт — Чацкий и Софья, Софья и Молчалин, Молчалин и Лиза – никто из них не отвечает другому взаимностью.

Подчеркнем: развитие конфликтов идет параллельно, что нарушает классицистическое единство действия. Именно это и является новаторским решением А.С. Грибоедова, о чем подробнее вы сможете прочитать далее.

Давайте потренируемся на упражнении, аналогичном №2 ЕГЭ.Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.

Чацкий
Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд…
Раскланяйся — тупеем не кивнут.
Вельможа в случае — тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкий;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдруго́рядь — уж нарочно, —
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по вашему? по нашему — смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — ну-тка!

Задание. В приведенном фрагменте Фамусов произносит от своего лица речь, которая не прерывается словами другого. Как называется такой тип высказывания?

Решение:
Монолог — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, обращенная к слушателям или к самому себе.

Ответ: МОНОЛОГ

Обсудив конфликты произведения, посмотрим еще глубже в толщу его содержания — на очереди тематика и проблематика. 

Темы и проблемы произведения

Литературовед Н.К. Пиксанов писал, что в комедии «заявлены смелые по-тогдашнему суждения о крепостном праве, о русском барстве, о екатерининских вельможах и придворных нравах, о бюрократии, о скалозубовщине, о реакционной политике и поверхностном радикализме, о национальном достоинстве и внешнем западничестве, о новых людях и вражде к ним косного общества…»

Давайте несколько структурируем выделенные литературоведом темы и отметим вытекающие из них проблемы:

  1. Семья и воспитание.

Семью Фамусовых точно нельзя назвать образцовой. Павел равнодушен к счастью своей дочери, думает только о факте удачного замужества, боится за собственную репутацию, совершает недостойные поступки (интерес к служанке Лизе). Софья не любит и не уважает отца.

Почему в семье Фамусовых нет уважения и доверия?
Почему так мало счастливых семей (например, на вечере в доме Фамусова)?

«Кто беден, тот тебе не пара!..» (Фамусов — Софье)
«Пустите, ветренники сами, / Опомнитесь, вы старики…» (Лиза — Фамусову)
«Да, дурен сон; как погляжу, / Тут все есть, коли нет обмана» (Фамусов — Софье)

  1. Образование дворян.

Фамусовское общество (безразличное, игнорирующее важность полного и всестороннего образования) противопоставляется человеку смышленому, начитанному и интеллектуальному.

Почему фамусовское общество боится «учености» и к чему это может привести?
Как, по мнению фамусовского общества, соотносятся понятия «образование» и «революция»?

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина, / Что нынче пуще, чем когда, / Безумных развелось людей, и дел, и мнений…» (Фамусов)
«Забрать все книги бы да сжечь…» (Фамусов)
«Остер, умен, красноречив…» (Софья о Чацком)

  1. Крепостное право и жестокость помещиков.

Тяжелая участь подневольных людей отражается в линии служанки Лизы и во фразах многих героев комедии.

К чему приводит абсолютное безразличие одной прослойки общества к интересам и потребностям другой?
Можно ли сказать, что крепостные уважают своих помещиков?

«Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь…» (Лиза)
«Или вон тот еще, который для затей / На крепостной балет согнал на многих фурах / От матерей, отцов отторженных детей?..» (Чацкий)

  1. Любовь.

Возникает любовный треугольник «Чацкий — Софья — Молчалин».

Почему Молчалину долгое время удается обманывать Софью, почему она долгое время не видит его недостатков?
Можно ли сказать, что все любовные линии в комедии заканчиваются трагично?

«Судьба любви — играть ей в жмурки…» (Чацкий)
«Мне в петлю лезть, а ей смешно…» (Чацкий)
«Не продолжайте, я виню себя кругом. / Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!..» (Софья — Чацкому)

  1. Бюрократия, чинопочитание, фальшь, лицемерие.

Фамусов и Молчалин представляют собой разные типы чиновников, существовавших в России начала XIX века: высокопоставленный чиновник и его подчиненный, мелкий служащий. Оба они противопоставлены Чацкому, нравственные координаты которого являются совершенно другими.

Почему Чацкий, выросший в той же среде, что и Фамусов, выбирает другие нравственные ориентиры?
Можно ли сказать, что фальшь и лицемерие — инструмент фамусовского общества, средство достижения целей?

«Служить бы рад, прислуживаться тошно…» (Чацкий)
«Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, / А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели…» (Чацкий)

  1. Нездоровый европоцентризм.

Чацкий старается объяснить ценность национальной культуры и необходимость ее развития, он выступает против слепого рабского подражания иностранцам, однако его слова не находят отклика.

Почему культурное положение России вообще вызывает столько споров, как герои комедии воспринимают его?
К каким сложностям может привести слепое копирование западных привычек?

«А все Кузнецкий мост, и вечные французы, / Оттуда моды к нам, и авторы, и музы…» (Фамусов)
«Ах! Франция! Нет в мире лучше края!..» (Чацкий)

  1. Ум.

Герои комедии понимают, что такое «ум», по-разному. Фамусов и московское общество как практичность и умение достичь желаемого, чего бы это не стоило. Чацкий — как образованность, независимость мнений.

Что такое «ум»?
Можно ли сохранить «ум» среди «глупцов»?

«Привстал, оправился, хотел отдать поклон, / Упал вдругорядь — уж нарочно, / А хохот пуще, он и в третий так же точно. / А? как по вашему? по нашему — смышлен…» (Фамусов)
«Когда в делах — я от веселий прячусь, / Когда дурачиться — дурачусь, / А смешивать два эти ремесла / Есть тьма искусников, я не из их числа…» (Чацкий)

  1. Честь.

Мы не знаем, насколько вообще для представителей московского общества в комедии актуальна идея чести, но мы точно можем сказать, что если она и присутствует, то не является безусловной. Ради достижения цели можно выполнить нечто, унижающее достоинство. Чацкий, конечно, имеет иное мнение, он безукоризненно честен.

Ради чего представители фамусовского общества готовы отказаться от чести и личного достоинства?
Можно ли о ком-то в комедии, кроме Чацкого, сказать «человек чести»?

«Вот, например, у нас уж исстари ведется, / Что по отцу и сыну честь…» (Фамусов)
«Служить бы рад, прислуживаться тошно…» (Чацкий)

Рассмотрев темы, затронутые в комедии, обратим внимание на проблемы — сложные вопросы, исследуемые автором.

Каждая из тем и проблем представляется как бы с двух точек зрения

  • с одной стороны, с точки зрения представителей «века минувшего»; 
  • с другой стороны, с точки зрения представителей «века нынешнего». 

Именно поэтому в комедии столь ключевую роль играют споры, позволяющие динамично представить прямое столкновение персонажей. Об этих дискуссиях мы поговорим во второй части этой статьи — «Александр Сергеевич Грибоедов. “Горе от ума”. Часть 2». А пока обозначим идеи произведения.

Идеи произведения

Посмотрим на главные мысли текста: 

  1. Ум — сложная характеристика, которая имеет разные формы. Фамусовское общество воспринимает «ум» как изворотливость, умение прислужить и притвориться, действовать только в своих интересах, а Чацкий — как образованность, способность выразить свое мнение. За таким умом, которым обладает Чацкий, — будущее.
  1. Конфликт «века минувшего» и «века нынешнего» носит вневременной характер, это вечное противостояние, неразрешимое. У обеих сторон есть «козыри», которыми они пользуются: сила Чацкого в пылкости, независимости, свободомыслии, а могущество Москвы в сплоченности.

Обилие поднятых тем, поставленных проблем, свежесть идей и просто непреложность факта популярности «Горя от ума» — свидетельство особой роли этого текста в истории русской литературы. Давайте поговорим о его названии.

Значение названия произведения

Изначально комедия должна была называться «Горе уму», затем А.С. Грибоедов решил изменить название на «Горе от ума». Сравним изначальный и итоговый варианты, помня, что в произведении «25 глупцов на одного здравомыслящего человека» (слова автора):

Какие две буквы повлияли на всю идею текста?

Заглавие отражает идею произведения, поэтому для Грибоедова было принципиально подчеркнуть это значение. К тому же — появляется новый слой понимания. Фразу «горе от ума» мы можем трактовать двояко: тяжело умному человеку и тяжело глупцам из-за умного человека. Помимо этого, стоит вспомнить, что Софья пускает сплетню, что Чацкий сошел с ума, — то есть «горе» настигает персонажей в прямом смысле из-за слова «ум».

На первый взгляд различие в названиях небольшое, но если присмотреться:

«Горе уму»«Горе от ума»
Умный человек = слаб и пассивен, не имеет идейной силы; сугубо страдательный смысл.Умный человек = силен и активен; имеет силу, может противостоять толпе. 
«Горе Феде» — субъект не действует.«Горе от Феди» — субъект действует.

А теперь обратим внимание на более формальную, но не менее интересную сторону комедии. 

Род, жанр, литературное направление как характеристики произведения

При необходимости можно освежить знания об этом в следующих статьях: 

Род. С этим все просто — бесспорно, драма. Во-первых, произведение предназначено для постановки на сцене. Во-вторых, есть ремарки (пояснения автора к тексту пьесы, дающееся, как правило, в скобках). В-третьих, Чацкий — герой с чертами резонера (персонаж драматических произведений эпохи классицизма, через реплики которого автор высказывает свои соображения и чувства).

Жанр. «Горе от ума» — комедия. Но об этом стоит поговорить подробнее — текст содержит не только комические, но и трагические черты.

Почему жанровый вопрос «Горе от ума» можно назвать кондитерским?

Представьте, что комедия «Горе от ума» — кусочек огромного литературного торта. Жанровое определение (комедия) — только крем, всем заметный. А вот содержание (начинка) неоднородно, а потому особенно вкусно — кроме ожидаемых черт комического, есть и трагические черты. Недаром критики XIX века называли это произведение «высокой комедией».

Обратимся к тексту комедии: финал произведения отлично иллюстрирует эмоциональную разнородность. Монолог Чацкого на балу стремится к лиричности, элегичности, дорастает до ноты трагедии. А последние слова Фамусова возвращают нас к быту, к комедии.

«Слепец! я в ком искал награду всех трудов! / Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко…» (Чацкий)
«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!..» (Чацкий)
«Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!..» (Фамусов)

Черты комического Черты трагического 
Обличение пороков дворянства, сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века. 

«А судьи кто? — За древностию лет / К свободной жизни их вражда непримирима…» (Чацкий)
Неразрешимость конфликта Чацкого с фамусовским обществом. Герой бежит из Москвы, бежит от общества, из дома, в котором воспитывался.

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок…» (Чацкий)
Комичное изображение персонажей (комедия характеров): комический прием несоответствия. 

Слова и поведение Фамусова: «Жмется к ней и заигрывает…» (ремарка автора, Фамусов — к Лизе) VS «Монашеским известен поведеньем!..» (Фамусов о себе).
Речевые характеристики («Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!..» (Молчалин).
Смешные ситуации: «разговор глухих».
Акцент на глубоком общественном кризисе: процветают пороки, а современные идеи не приживаются или неправильно понимаются. 

«А судьи кто? — За древностию лет / К свободной жизни их вражда непримирима…» (Чацкий)
Введение пародийного двойника Чацкого — Репетилова, в образе которого все недостатки Чацкого показаны в преувеличенном виде.

«У нас есть общество и тайные собранья / По четвергам. /
Секретнейший союз…» (Репетилов)
Любовная трагедия Чацкого и Софьи:

«Мне в петлю лезть, а ей смешно…» (Чацкий)
«Нейдите далее, наслушалась я много, / Ужасный человек! себя я, стен стыжусь…» (Софья — Молчалину)
Язык пьесы — разговорный, афористичный (производное от понятия «афоризм»).

«Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..» (Молчалин — Софье)

Направление. Комедия А.С. Грибоедова является классицистической. Однако нужно отметить, что «Горе от ума» — новаторский текст, в нем есть черты как классицизма, так и реализма, романтизма.

И снова кондитерская минутка! На случай если вы успели проголодаться. 

Черты классицизма:

  1. Частичное сохранение принципа трех единств. Единство времени — все события умещаются в одни сутки, единство места — все события происходят в доме Фамусовых. Эти две характеристики расширяются за счет монологов (в них упоминаются другие места и другие временные отрезки). Однако нет единства действия (есть два конфликта — любовный и общественный, – а это уже черта реализма).
  1. Наличие говорящих фамилий:
    «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь…» (Молчалин)
  1. Частичное сохранение системы амплуа: например, субретка Лиза (традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная, находчивая служанка, помогающая господам в их любовных интригах). Однако Чацкий по амплуа — резонер, а классический резонер не мог участвовать в любовной интриге.
  1. Присутствие классического «любовного треугольника» (девушка — Софья, удачливый любовник — Молчалин, неудачливый любовник — Чацкий).
  1. Если говорить об идейной составляющей, то служение государству показано как идеал:
    «И дым Отечества нам сладок и приятен!..» (Чацкий)
    «Служить бы рад, прислуживаться тошно…» (Чацкий)

Черты романтизма:

  1. Чацкий = герой с романтическими чертами (исключительный и изгнанный, он стремится донести до фамусовского общества свои идеи, но это невозможно, идеал недостижим).

Черты реализма:

  1. Отражение реалий эпохи: в комедии около 70 персонажей, все они узнаваемы. Вместе с речью этих людей на сцену входят целые бытовые пространства и миры: жизнь казармы — вместе со Скалозубом, мир департамента — с Молчалиным, настроение либерального дворянства — с Чацким.
  1. Новый подход к изображению личности: сочетание черт индивидуализации и типизации. Наконец персонажи = живые люди (разные черты характера сочетаются в одном персонаже).

    Индивидуализация наличие разносторонних характеров, нарушение классицистического деления на положительных и отрицательных героев: Софья Фамусова — способная любить и противостоять обществу, но распускающая сплетню о Чацком.

    Типизация стремление к созданию наиболее вероятного, образцового явления: Чацкий – «предвестник лишнего человека» (не понят обществом и находится в конфликте с ним, имеет отличные от большинства убеждения, прямо высказывает свои мысли и чувства, НО активен и разочарованным оказывается только в финале).
  1. Приоритет общественного конфликта: противостояние прогрессивных идей, провозглашенных на словах, и реальных пороков.

После обсуждения формальной стороны подведем некоторый итог и обратим внимание на значение комедии А.С. Грибоедова. 

Значение произведения

«Горе от ума» занимает особое место в истории русской литературы, именно с него начинается развитие реализма. Многие исследователи считают, что значение произведения А. С. Грибоедова соизмеримо со значением «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

  • Воспроизведение обстановки всей страны (пьеса – зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями).
  • Острое описание борьбы консервативного и прогрессивного лагерей.
  • Новаторство: введение в комедию вольного ямба (движение стиха подчиняется движению мысли, потрясающая имитация живой речи); узнаваемые элементы функционируют иначе (монолог обусловлен ситуативно, расширяется масштаб изображаемого, повышается событийность); впервые в русской литературе возникает индивидуальный характер (а значит, создается новая система персонажей) и едва ли не впервые появляется открытый конец.

А теперь предлагаем закрепить знания с помощью выполнения задания, аналогичного №3 ЕГЭ.Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание.

Задание. Установите соответствие между персонажами «Горя от ума» и характеристикой, данной им в произведении.

ПЕРСОНАЖИ
А. Молчалин
Б. Скалозуб
В. Чацкий

ХАРАКТЕРИСТИКА
1) «Не человек, змея!..»
2) «И прямизною стана, / Лицом и голосом герой…»
3) «Враг дерзости…»
4) «Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!..»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Решение.
В данном задании присутствует, кажется, только одна очень известная и абсолютно понятная цитата: «Не человек, змея!..». Именно так Софья отозвалась о Чацком, следовательно, В – 1.
Понять, что А – 3, можно, вспомнив кроткий, тихий характер Алексея Степановича Молчалина, таким образом его «рекомендовала» влюбленная Софья.
Вторая цитата — слова Александра Андреевича Чацкого о полковнике Сергее Сергеевиче Скалозубе. А значит, Б – 2.
А вот четвертая фраза («Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!..») принадлежит служанке Лизе, которая обращалась к Павлу Афанасьевичу Фамусову, проявлявшему к ней интерес. 

Ответ: 321

«Что за оказия!..» — мы успели обсудить биографию А. С. Грибоедова, содержание «Горя от ума», дважды попрактиковались… но нет предела совершенству, и чтобы продолжить изучение комедии, читайте: «А. С. Грибоедов “Горе от ума”. Часть 2».

А еще давайте смеяться над классицистической комедией («Д. И.Фонвизин. Комедия “Недоросль”: персонажи и особенности») и двигаться в такт уникальной онегинской строфе («Александр Сергеевич Пушкин. “Евгений Онегин”. Часть 1» и «Александр Сергеевич Пушкин. “Евгений Онегин”. Часть 2»)!

Термины

Афоризм — это емкая фраза, которая в лаконичной и оригинальной форме передает некую обобщенную мысль

Говорящая фамилия — художественный прием, при котором фамилия или имя персонажа передает важнейшую черту его характера

Драма — один из родов литературы, построенный в форме диалога и предназначенный для исполнения на сцене

Классицизм — направление в литературе и искусстве XVII-XIX веков, характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как наиболее совершенным

Комедия — это художественное произведение с юмористическим сюжетом, противоположность трагедии.

Масонская ложа — основная организационная единица масонства (движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества).

Нарицательные имена существительные — существительные, называющие предметы, которые не являются единичными.

Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.

Романтизм — это направление в искусстве и литературе, которое характеризуется утверждением ценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных характеров и страстей, зачастую бунтарских, а также воспеванием целительной и одухотворенной природы.

Самиздат — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР.

Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.

Фактчек

  • «Горе от ума» — самое известное произведение А. С. Грибоедова, один из значительнейших текстов всей русской литературы.
  • Особенности текста: род – драма, жанр – комедия, направление – классицизм.
  • Произведение написано в первой четверти девятнадцатого века, в нем нашли отражения как события и тенденции, свойственные истории всей страны (общественный подъем, ориентация на западные образцы), так и детали биографии самого А.С. Грибоедова (конкретный эпизод сюжетной канвы).
  • В тексте два конфликта: общественный (противопоставление двух веков, прошлого и будущего) и любовный (взаимоотношения Софьи, Чацкого, Молчалина, Лизы).
  • Основные темы таковы: семья и воспитание, образование дворян, крепостное право, любовь, бюрократия, чинопочитание, лицемерие, европоцентризм, ум, честь. Они представлены как минимум с двух точек зрения — с точки зрения представителей «века минувшего» и с точки зрения представителей «века нынешнего».
  • «Горе от ума» — новаторский текст, изменивший литературную традицию.

Проверь себя 

Задание 1.
Во сколько лет Грибоедов поступил в Московский институт (по одной из версий)? 

  1. 17
  2. 11
  3. 10
  4. 29

Задание 2.
В каком году у А. С. Грибоедова возник замысел комедии?

  1. 1816
  2. 1817
  3. 1810
  4. 1843

Задание 3.
Какие черты романтизма из перечисленных есть в Горе от ума?

  1. Исключительный и одинокий герой.
  2. Единство времени.
  3. Разносторонние характеры.
  4. Недосягаемый идеал у главного героя. 

Задание 4.
Черт каких литературных направлений нет в «Горе от ума»?

  1. сентиментализм
  2. романтизм
  3. классицизм 
  4. символизм

Задание 5.
Каким был изначальный вариант названия комедии?

  1. «Горе от ума»
  2. «Ума палата»
  3. «Горе уму»
  4. «Кто умен, тот силен»

Ответы: 1 — 2 ; 2 — 1; 3 — 1,4; 4 — 1,4; 5 — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов