Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

А. С. Грибоедов «Горе от ума». Часть 2

22.11.2022
3566

На этой странице вы узнаете

  • Почему Чацкий не “лишний человек”, хоть и убегает из Москвы?
  • О чем лжет Молчалин? 
  • Какое дело княгине Марье Алексеевне до дома Фамусовых?

Мы знаем, что необходимо стремиться к знаниям, читать книги и всячески прокачивать свой интеллект. Так отчего такой важной части человека как уму приписывают горе? Ответить на этот вопрос невозможно без анализа героев комедии А.С. Грибоедова. Этим и займемся в статье. 

Сюжет и композиция 

Эта статья — продолжение разговора о комедии «Горе от ума». Чтобы познакомиться с произведением в полной мере, обязательно прочитайте первую часть — «А. С. Грибоедов «Горе от ума». Часть 1».

Прежде чем познакомиться с героями комедии, давайте вспомним, что вообще происходит в произведении. А заодно посмотрим на композицию.

Отлично! Теперь бежим навстречу героям комедии.

Система персонажей

Герои комедии разделены на два лагеря: фамусовское общество и Чацкий с единомышленниками. Посмотрим, как распределяются герои.

Обратим внимание, что лагерь Чацкого более малочисленный: в нем всего три героя, все остальные относятся к фамусовскому обществу.

В первой части этой статьи мы уже сказали, что главный конфликт произведения: противостояние «века нынешнего» (Чацкий и единомышленники) и «века минувшего» (фамусовское общество). Этот конфликт взглядов раскрывается, когда Чацкий спорит с представителями фамусовского общества. О чем спорили герои? 

Предметы спора

Фамусовское обществоЧацкий
Народ и крепостное право«Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
—Тот и жених.»
«Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!»
Просвещение«Ученье — вот чума, ученость — вот причина.» (Фамусов)«Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то, чтобы в науке далеки;
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом!»
Подражание иностранному«Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных…»
(Фамусов)

«В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;
Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. — Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам, такие же наряды…»
(Чацкий о фамусовском обществе)
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев…»
Отношение к службеИстория про покойного дядю — Максима Петровича:
«Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…»
(Фамусов)
«Служить бы рад, прислуживаться тошно.»

«Кто служит делу, а не лицам…»

Хотя на первый взгляд может показаться, что Чацкий и его компания — стопроцентные “хорошие мальчики”, не всё так просто. Вопреки традиции классицизма, деления на положительных и отрицательных героев в комедии Грибоедова нет. Однако в произведении героев всё равно можно разделить на несколько групп, но уже не по критерию плохой/хороший, а по степени вовлеченности в конфликт. 

Главные героиВторостепенные и эпизодические героиВнесценические герои
Участвуют в конфликте.Участвуют в действии опосредованно. Только упоминаются, в действии не участвуют.
Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья, Лиза, Скалозуб.Репетилов, Горичи, Хлестова, Загорецкий, Тугоуховские, Хрюмины, господа N и D.Княгиня Марья Алексеевна, племянник Княгини Тугоуховской князь Федор, Фома Фомич, двоюродный брат Скалозуба.

Теперь мы окончательно готовы встретить героев комедии.

Александр Чацкий

Черты характера Чацкого: 

  • Умный и красноречивый: «Остер, умен, красноречив…».
  • Пылкий. Это качество раскрывается, например, через риторические вопросы в монологах Чацкого: 

Где, укажите нам, отечества отцы, 
Которых мы должны принять за образцы? 
Не эти ли, грабительством богаты?

  • Остроумный

Что помнится? Он славно 
Пересмеять умеет всех; 
Болтает, шутит, мне забавно…

  • Обладает противоречивым характером
    • С одной стороны, талантлив и умен. 
    • А с другой — ну неужели это не глупость, убеждать в чем-то общество, в котором никто не в силах тебя понять? И разве не легкомысленно верить в любовь Софьи, которая безразлична к Чацкому и выбирает Молчалина? 

Противоречивость выражается в сочетании горячности, импульсивности и рациональных мыслей. Обусловлено это противоречие во многом и судьбой героя: он рос в доме Фамусовых (русское воспитание), однако уехал учиться за границу (прогрессивные идеи).

Чацкий незауряден, поэтому не принят обществом. Он талантлив и умен, но не может реализовать свои способности, оказывается непонят. Может он “лишний человек”? Оказывается, что нет.

Почему Чацкий не “лишний человек”, хоть и убегает из Москвы?

Давайте посмотрим, что о нем думает И.А. Гончаров — автор критической статьи «Мильон Терзаний».

Чацкий не относится к типу лишнего человека. Герой, относящийся к этому типу, не нужен своему времени, в любом обществе ему скучно, и поэтому он нигде не реализовывается. А вот про Чацкого так однозначно сказать нельзя. Да, его не полюбили в московском обществе. Но это не беда! Он покидает Москву, но у него есть единомышленники. В комедии они даны как внесценические персонажи — двоюродный брат Скалозуба и племянник Тугоуховской. 

Чацкий нужен своей эпохе, у него есть интерес к жизни и ко времени, в котором он живет. В этом главное противопоставление лишнему человеку, который разочарован в жизни. 

Еще один аргумент против типизации героев в «Горе от ума» связан со временем написания произведения. Комедия была написана в первой половине XIX века, поэтому мы считаем ее классицистической, а значит, для типизации героев еще рано.

Монологи Чацкого как смысл жизни

В комедии Грибоедова есть одна важная особенность, которая заключается в том, что основное действие пьесы (общественный конфликт) развивается в основном в спорах героев и через монологи Чацкого. Внешнего действия и захватывающих поворотов фактически и нет. Поэтому важно понять: что такого, в этих монологах? В основном они принадлежат Чацкому и Фамусову.

«А судьи кто?» (2 действие, 5 явление) 

В монологе Чацкий рассуждает о том, что фамусовское общество не образец для подражания подрастающему поколению: 

Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы? 

Герой осуждает этих людей за то, что они «грабительством богаты», «защиту от суда в друзьях нашли»

Мысли героя в этом монологе оказываются настолько непонятны фамусовскому обществу, что им проще объявить Чацкого сумасшедшим. Слишком уже революционно и непривычно он отзывается о многовековых традициях в жизни общества.

«В той комнате незначащая встреча: / Французик из Бордо…» (3 действие, 21 явление). 

Здесь Чацкий вовсю критикует моду на подражание всему иностранному. История проста, смешна и показательна: приехавший «в Россию, к варварам, со страхом и слезами» француз нашел здешнее общество мало отличимым от родного. Ведь все его представители усиленно копировали иностранные привычки. Это воплотилось в манерах и внешнем виде героев, а также, по мнению героя, в приверженности пустословным сплетням. 

Чацкий является патриотом, для него неприемлемы попытки подражать всему французскому. Он обличает тягу к иностранному в этом монологе: 

Кто мог бы словом и примером
Нас удержать…
От жалкой тошноты по стороне чужой

Репетилов

Посмотрим на одного из второстепенных героев комедии. Нас ждет Репетилов — пародийный двойник Чацкого. Он важен именно в связке с главным героем.

Двойник — герой, который вводится в художественное произведение, чтобы раскрыть образ главного героя, подчеркнуть достоинства и недостатки в его характере или убеждениях.

Репетилов вступает в игру в четвертом действии на званом вечере Фамусова. Он старинный приятель Чацкого, но при этом его нельзя наделить той же силой характера. Хотя он сам признает некоторые недостатки и рассыпается в самокритике.

Что отличает Репетилова: 

  • Повторяет чужие мысли и слова.
  • Имеет интерес к «пустым» людям и развлечениям: 

Людьми пустыми дорожил! 
Сам бредил целый век обедом или балом!..

  • Любит азартные игры и вообще разгульный образ жизни: «…Играл! проигрывал! в опеку взят указом!..».
  • Является членом тайного общества: «У нас есть общество и тайные собранья / По четвергам. Секретнейший союз…» — здесь видна ирония: ведь если тайные общества состоят из таких членов, как Репетилов, то пользы от них очень мало.
  • Относится к себе уничижительно: «Ругай меня, я сам кляну свое рожденье…».

Репетилов криво, как испорченный телефон, повторяет за Чацким критику фамусовскому обществу. Однако он сам остается далеко от представляемого идеала. Схожесть с главным героем автор выделяет и в общих паттернах поведения. Так, и Чацкого, и Репетилова не смущает, слушают их или нет, им главное — высказаться. Однако эффект от такой речи выходит комичный и жалкий.

Павел Афанасьевич Фамусов

Фамусов — вдовец, отец Софьи, в его доме воспитывался Чацкий. Он представитель московского дворянства, богатый барин.

Черты характера и взгляды Фамусова: 

  • Отношение к образованию: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина…».
  • Идеал жизни: успешная карьера, богатство, власть. Чацкий называет Фамусова «страстным к чинам».
  • Лицемерие: не соответствует тому, что про него говорят в обществе. Например, о нем говорят, что он «монашеским известен поведеньем», а сам заигрывает со служанкой Лизой.
  • Зависим от общественного мнения: «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!..». Княгиня имеет большой вес в обществе, поэтому Фамусов не желает падать в ее глазах.

Алексей Молчалин

А теперь о главном лгуне комедии.
Скептически поприветствуем Алексея Молчалина!

Его черты и взгляды:

  • «Бессловесность»: он молчаливый, не высказывает свое мнение.
  • Главное для него: «умеренность и аккуратность». 
  • Инструментами для продвижения по службе считает лицемерие и услужливость:

Мне завещал отец: 
Во-первых, угождать всем людям без изъятья…

  • Он неумный человек, по мнению Чацкого: «Ума в нем только мало…».
О чем лжет Молчалин? 

Герой обманывает Софью, которая его искренне любит. В финале комедии его обман раскрывается. Он признается в любви служанке Лизе и говорит, что роман с Софьей — не более чем способ угодить дочери Фамусову. Всё это слышит Софья. Да, нам тоже очень жаль девушку.

Кстати, о Софье. Впереди нас ждет самый неоднозначный образ комедии. 

Софья Фамусова

Софья — дочь Фамусова, молодая дворянка семнадцати лет.

Чем отличается главная героиня: 

  • Она красива:

В семнадцать лет вы расцвели прелестно, 
Неподражаемо, и это вам известно…

  • Воспитана на французских романах, которые влияют на ее наивное представление о любви. Здесь снова видим особенность дворянства того времени, которую осуждает автор, — подражать всему иностранному.
  • Искренне любит Молчалина и не видит его обмана (возвращаемся к предыдущему пункту о наивности). В финале комедии раскаивается в своей доверчивости: 

Не продолжайте, я виню себя кругом.  
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!

  • Она выбивается из фамусовского общества, разделяет его взгляды только частично. Она испорчена средой. Поэтому, например, распространяет сплетню про безумие Чацкого. Оказывается, мотив сплетен интересует не только сценаристов сериала «Сплетница».

Мы упомянули о неоднозначности образа Софьи. Давайте обратим внимание, что в ее характере противоречиво.

Cергей Сергеевич Скалозуб

Скалозуб — богатый полковник, «метит в генералы». Из-за высокого чина и статуса «золотого мешка» Фамусов считает его идеальным женихом для Софьи.

Посмотрев на фамилию героя, мы сразу представляем себе не самого приятного, а даже опасного человека. Герой высокий и говорит басом, его называют солидным человеком.

Но на самом деле, не такой он уж и опасный — он обычный. Такой же лицемерный и духовно ограниченный, как и многие члены фамусовского общества. Сейчас мы сами в этом убедимся.

Черты и взгляды Скалозуба: 

  • Верит, что успеха в карьере можно достичь разными способами (в том числе, нечестными): «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…».

    Про Скалозуба подозрительно много хорошего говорит Фамусов. Но что не так в заслугах героя? Посмотрим, за что его хвалит Фамусов: «Давно полковники, а служите недавно». Получается, что Скалозуб подозрительно быстро дослужился до своего звания, и явно не соответствует чину “генерала”, к которому стремится, хотя бы по сроку службы.
  • Неумный человек, как о нем говорит Софья: «Он слова умного не выговорил сроду…».
  • Не видит смысла в просветительских реформах: 

Я вас обрадую: всеобщая молва,  
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; 
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;  
А книги сохранят так: для больших оказий.

Лиза

Лиза — крепостная в доме Фамусовых, горничная Софьи, которая невольно участвует в любовном конфликте из-за приставаний Молчалина. Сама Лиза влюблена в буфетчика Петрушу и отвергает Молчалина и Фамусова.

Обратим внимание, что Лиза имеет амплуа субретки (веселой горничной). Про систему амплуа в комедии мы говорили в первой части этой статьи. 

Черты характера Лизы:

  • Веселая: «Веселое созданье ты! живое!..»
  • Немеркантильная. На обещания Молчалина дарить ей подарки отвечает: «Вы знаете, что я не льщусь на интересы…».
  • Верна своему возлюбленному: «Прошу подальше руки!..» (Молчалину).

Мы завершили разговор об основных героях комедии, самое время рассмотреть второстепенных.

Второстепенные герои

К второстепенным (эпизодическим) героям «Горя от ума» будут относиться все гости на балу Фамусова. Именно герои этой категорию представляют московское общество, пороки которого обличает Грибоедов. 

Горичи

Наталья Дмитриевна Горич:

  • Активно участвует в светской жизни Москвы.
  • Неоднозначный образ: привлекательная, добрая, милая, заботливая, но духовно пустая, помыкает мужем.

Платон Михайлович Горич:

  • Старый друг Чацкого, офицер в отставке.
  • Муж Натальи Дмитриевны, несчастлив в браке.
  • В прошлом был смелым и активным офицером, а женившись, стал вести спокойную и ленивую жизнь.
  • Смирился с гнетом жены.

Князь и княгиня Тугоуховские

  • Говорящая фамилия: почти не слышат (или притворяются глухими, чтобы не участвовать в разговорах).
  • У Тугоуховских шесть дочерей, которых они хотят выдать замуж, поэтому возят их на балы и другие светские мероприятия.

Графини Хрюмины

Хрюмина младшая:

  • “Старая дева”, то есть, не замужем.
  • Слепо следует французской моде. 

Хрюмина старшая: 

  • Очень стара, но всё еще ездит на балы с внучкой, чтобы выдать ее замуж.  

Антон Антонович Загорецкий

  • Нечестно играет в карты, мошенник и плут. 
  • Посещает все балы и званые ужины.
  • Распространяет сплетни.
  • Умеет прислуживаться перед нужными людьми.

Анфиса Ниловна Хлестова

  • Сестра покойной жены Фамусова.
  • Знает всё и про всех.
  • Следует моде, у нее есть собачка-шпиц. 
  • Не видит смысла в просвещении.

Господа N и D 

  • Заядлые сплетники. 
  • С помощью этих образов Грибоедов демонстрирует, как быстро распространяются слухи.

Внесценические герои

Несмотря на то что внесценические герои «Горя от ума» не участвуют в действии комедии и даже в ней не появляются, а лишь упоминаются, они играют значительную роль.

С одной стороны, эти герои позволяют Грибоедову продемонстрировать большее количество представителей «века минувшего». Цель — показать укорененность устаревших взглядов в русском обществе.

С другой стороны, среди этой категории персонажей есть единомышленники Чацкого — так автор показывает и «век нынешний». 

Внесценические герои также помогают в изображении жизни дворянства того времени в целом, что было очень важно для Грибоедова. 

Вначале поговорим о единомышленниках Чацкого, которые разделяют его прогрессивные взгляды.

Князь Федор

Князь Федор — племянник княгини Тугоуховской.

Функции героя:

  • Единомышленник Чацкого.
  • Демонстрирует идеалы «века нынешнего»; образован и не приемлет чинопочитания: «Чинов не хочет знать!/ Он химик, он ботаник».

Двоюродный брат Скалозуба

Функции героя:

  • Разделяет взгляды Чацкого.
  • Показывает возможность нравственного перерождения, отказывается от идеалов «века минувшего».
  • Перенимает прогрессивные взгляды, начинает читать книги: «Крепко набрался каких-то правил».

Максим Петрович

Максим Петрович — покойный дядюшка Фамусова.

Функции героя: 

  • Демонстрирует идеалы прошлого: «Сурьезный взгляд, надменный нрав. / Когда же надо подслужиться, / И он сгибался вперегиб».
  • Раскрывает взгляды основного героя — Фамусова, поскольку является для него образцом.

Кузьма Петрович

Кузьма Петрович — покойник на момент действия, был служащим с высоким чином — камергер.

Функции героя:

  • Также демонстрирует идеалы «века минувшего».
  • Героя приводит в пример Фамусов, подчеркивая служебные достижения Кузьмы Петровича и его богатство — так мы понимаем, что именно это достойно уважения в глазах героя:

Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат…

Фома Фомич

Фома Фомич — «начальник отделенья», которым восхищается Молчалин.

Функции героя: 

  • Демонстрирует необразованность Молчалина и несостоятельность его идеалов.

Посмотрим, как отзывается о Фоме Фомиче Чацкий: 

Чацкий
Хорош!
Пустейший человек из самых бестолковых!

Молчалин
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Читали вы?

Чацкий
Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых.

Французик из Бордо

Герой упоминается Чацким в монологе в конце третьего действия.

Функции героя:

  • Показать крайнее стремление русского общества к французской моде; такое сильное, что француз ощущает себя в Москве как дома:

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам, такие же наряды…
Он рад, но мы не рады.

Княгиня Марья Алексевна

Какое дело княгине Марье Алексевне до дома Фамусовых?

В финале комедии Фамусов ужасается: 

Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

На самом деле, конечно, дело не в том, что Марья Алескевна имеет хоть какое-то отношение к Фамусовым. Важно, что упоминание героини раскрывает озабоченность Фамусова мнением окружающих. Реакция постороннего человека волнует Фамусова сильнее, чем случившееся с Софьей.

Комический эффект усиливается тем, что до этого Марью Алексевну ни разу не упоминали. Это значит, что она не имеет никакого отношения к Фамусову и его семье. Однако герой всё равно беспокоится за мнение абстрактной «всесильной дамы». 

Фактчек

  • Чацкий не является “лишним человеком”, потому что он заинтересован в жизни и полезен обществу (но не фамусовскому), а еще для типизации героев слишком рано.
  • Репетиловдвойник Чацкого. Этот герой подчеркивает недостатки и достоинства Чацкого.
  • Софья Фамусова — неоднозначный образ. С одной стороны, она обладает достоинствами и выбивается из фамусовского общества, а с другой, испорчена окружающей ее средой.
  • Внесценические герои играют особую роль в комедии: они раскрывают взгляды главных героев (и «века нынешнего», и «века минувшего») и помогают дополнить картину дворянских нравов того времени.

Проверь себя 

Задание 1.
Каких героев комедии относят к фамусовскому обществу?

  1. Двоюродный брат Скалозуба
  2. Молчалин
  3. Репетилов
  4. Скалозуб
  5. Горичи

Задание 2.
Выберите имена двух героев, похожих друг на друга:

  1. Чацкий
  2. Молчалин
  3. Софья
  4. Репетилов
  5. Рептилов

Задание 3.  
Каким принципам следует Фамусов?

  1. Ценит образованность и начитанность.
  2. Высшую ценность видит в чинах и богатстве.
  3. Считает, что лицемерие и услужливость — худшие пороки человека.
  4. Уверен в важности удачного с материальной точки зрения замужества.
  5. Не видит смысла в чтении книг и образовании.

Задание 4.
Выберите верные утверждения о героях произведения:

  1. Чацкий быстро понимает, что Софья к нему безразлична.
  2. Фамилия Скалозуба называется обманчивой — она не соответствует характеристикам героя.
  3. Софья любит Молчалина и не распознает обмана.
  4. Молчалин любит Софью, но не может быть с ней вместе.
  5. Фамусов «монашеским известен поведеньем» — он скромен и набожен.

Задание 5.
Какие герои относятся к внесценическим?

  1. Лиза
  2. Князь Федор
  3. Княгиня Тугоуховская
  4. Двоюродный брат Скалозуба
  5. Фома Фомич

Ответы: 1. — 2, 3, 4, 5; 2. — 1, 4; 3. — 2, 4, 5; 4. — 3; 5. — 2, 4, 5.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов