Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Александр Александрович Блок — личный дневник поэта. Любовная лирика

8.2.2023
500

На этой странице вы узнаете

  • Куда пропала Прекрасная Дама?
  • Какая первая встреча с Таинственной Незнакомкой будет худшей?
  • Что общего между Таинственной Незнакомкой и А.С. Пушкиным? 

В статье «Александр Александрович Блок — личный дневник поэта. Особенности творчества» мы начали разговор о творчестве А.А. Блока, разобрали основные черты его лирики и даже успели поговорить о стихах, посвященных Родине. 

В этой статье мы продолжаем наш разговор. На десерт нам достается любовная и философская лирика поэта. Вы когда-нибудь посещали рестораны в одиночестве? Прогуливались ли по ночным улицам, поражаясь ужасу, в котором вы живете? Если нет, то сегодня мы все это испытаем вместе. А если да, то вы наверняка найдете общий язык с А.А. Блоком. 

Закладка вторая — любовная лирика

Мы возвращаемся к личному дневнику поэта и открываем его на странице «Любовь». Это очень сложное и многогранное чувство, для Блока оно означало больше, чем просто связь между мужчиной и женщиной.

В ранних стихотворениях Блока его лирический герой испытывает особую любовь к возвышенной и недосягаемой героине — Прекрасной Даме. Лирический герой чувствует восхищение и желание прислуживать Прекрасной Даме. 

Спустя время появляется Таинственная Незнакомка. С одной стороны, она тоже является символом высокой любви, с другой — она часть не духовного, а земного мира. Любовь с Незнакомкой приобретает контекст страсти. Но мы еще не обсудили, куда и почему исчезла Прекрасная Дама. 

Куда пропала Прекрасная Дама?

Ушла к другому. Конечно, не в стихотворениях Блока. 

Прототипом Прекрасной Дамы была Любовь Менделеева. Это дочка того самого Ивана Менделеева, с которым мы познакомились на уроках в средней школе. К сожалению, «химии» между супругами не произошло. Спустя время Любовь ушла к Андрею Белому, другому поэту ХХ века. Именно по этой причине Прекрасная Дама разочаровала Блока и вскоре исчезла из его стихотворений. 

Теперь познакомимся с Прекрасными и Таинственными. 

«Вхожу я в темные храмы…»

ТечениеСимволизм
РодЛирика
ЖанрСтихотворение
РазмерДольник

Дольник — это размер тонической системы стихосложения, который характеризуется чередованием определенного количества ударных и произвольного количества безударных слогов.

Тематика

1. Прекрасная Дама.

Блок воспринимал влюбленность и любовь как мистические и таинственные чувства. Аура Прекрасной Дамы, например, близка к святости. А что может быть загадочнее святых? 

Героиня стихотворения Блока описывается как очень возвышенная и духовная девушка: «О, Святая, как ласковы свечи». 

В этом лирическом произведении также виден мотив двоемирия, связанный с Прекрасной Дамой. Есть реальность, ощутимая и материальная, в которой проживает лирический герой: «В тени у высокой колонны / Дрожу от скрипа дверей». Есть и духовный мир, божественный и недостижимый, в котором обитает Прекрасная Дама: «Только образ, лишь сон о Ней <…> Мне не слышно ни вздохи, ни речи»

2. Мечта.

Лирический герой не уверен, что достоин встречи с возлюбленной. Он считает героиню Святой, поэтому встреча с ней — его мечта: «Но я верю: Милая — Ты»

Почему храмы «темные»?

«Темные храмы» — это метафора, которая означает реальную жизнь. Именно здесь, на земле, лирический герой ждет свою Прекрасную Даму, которая находится «в мерцаньи красных лампад»

Можно сказать, что героиня стихотворения способна осветить своим появлением целую жизнь. Благодаря ей лирический герой избавляется от всех проблем, которые окружают его в реальности. 

Идея

Основная задача стихотворения — передать свои чувства к Прекрасной Даме.

Испытывали ли вы чувство трепета, когда перед вами появлялся человек, в которого вы влюблены? Иногда вы могли вести себя Кэндис из мультфильма «Финес и Ферб», говоря перед избранником какую-нибудь чепуху и сильно волнуясь, или спокойно добиваться внимания, как это сделала Изабелла из того же мультфильма. 

Блок объясняет это сложное чувство, которое возникает у человека в предчувствии встречи с возлюбленным или возлюбленной. Поэт призывает нас отдаваться этому ощущению и не искать в нем логики. Лирический герой стихотворения просто верит в свою Прекрасную Даму, как и должен сделать читатель: «Но я верю: Милая — Ты»

«Незнакомка»

ТечениеСимволизм
РодЛирика
ЖанрСтихотворение

Тематика

  1. Столкновение мечты и реальности.

Иногда совсем не хочется оказываться в той реальности, которая есть на данный момент. Хочется куда-нибудь убежать или спрятаться, лишь бы забыться. 

Лирический герой Блока также устает от страшного и гнилого мира, в котором он живет: «По вечерам над ресторанами / Горячий воздух дик и глух, / И правит окриками пьяными / Весенний и тлетворный дух». Он хочет забыться, только делает это при помощи алкоголя. 

В это же время в ресторане, где происходит действие стихотворения, появляется Незнакомка, и тут же все меняется. С ее приходом в центре внимания лирического героя оказывается девушка, а не пошлый мир. При этом он не понимает, существует ли она на самом деле, или это плод его воображения. 

Реальность, то есть нахождение в пошлом и «грязном» мире, сталкивается с мечтой — Таинственной Незнакомкой. 

  1. Таинственная Незнакомка.

Героиня стихотворения — вестница иного мира, «очарованного берега», который следует вместе с ней в ресторан. Таинственная Незнакомка несет с собой все тайны и древние поверья, принадлежащие неизвестной среде. 

Какая первая встреча с Таинственной Незнакомкой будет худшей?

Худшая первая встреча — это знакомство, которое не случилось. Таинственная Незнакомка очень многое значит для лирического героя: именно она заставляет его «пробудиться» ото сна, она становится его идеалом и мечтой. В то же время он не может к ней подойти и представиться, узнать ее имя. Таинственная Незнакомка для лирического героя это скорее вдохновение и надежда на спасение, а не любовница.

Так что худшая первая встреча — та, при которой вы так и не решились подойти к девушке.  
  1. Тоска и одиночество.

Как лирический герой, так и Незнакомка одинокие люди, но объединяет их не только это. Им обоим доступны «глухие тайны» жизни, но они не могут сойтись друг с другом. Почему?

А существует ли Таинственная Незнакомка в реальной жизни? Лирический герой сомневается в этом: «И каждый вечер, в час назначенный / (Иль это только снится мне?)» Он иронизирует над собой, благодаря чему приходит к решению оставаться «между двух миров». 

Таинственная Незнакомка и реальность — две стороны, между которых в ресторане сидит лирический герой. Это является признаком двоемирия, которое характерно для символизма. 

Интересный факт: стихотворение написано в тяжелый период жизни Александра Блока. Поэт сложно переживал время революции и уход любимой женщины. Его прошлые идеалы потерпели крах, и в душе поэта появилось чувство перелома. Страдая, Блок ходил по Петербургу и разгуливал по ресторанам вместе с местными жителями.
  1. Санкт-Петербург. 

Описание Петербурга связано с образом Таинственной Незнакомки с помощью антитезы

Антитеза — стилистическая фигура, которая основана на противопоставлении каких-либо понятий или образов. 

Мир пошлого Петербурга противопоставляется миру красоты, то есть героине стихотворения. Город вызывает у лирического героя негативные впечатления: «Вдали над пылью переулочной, / Над скукой загородных дач». В Санкт-Петербурге часто слышны крики и шум: «И правил окриками пьяными», «И раздается детский плач», «И раздается женский визг».  

Таинственная Незнакомка совершенно другая, и о ней мы поговорим отдельно. 

Таинственная Незнакомка 

Однажды кто-то сказал, что «в женщине должна быть загадка». Если бы автор этой цитаты познакомился с Таинственной Незнакомкой, то наверняка взял бы ее в пример.

Героиня стихотворения не флиртует с лирическим героем и никак не участвует в ресторанной жизни. Девушка только смотрит в окно: «Дыша духами и туманами, / Она садится у окна». Она выделяется на фоне пьяниц, шума и алкоголя. 

Таинственная Незнакомка является возвышенным и чистым образом, надеждой на спасение. Она существует как бы на грани мечты и реальности, лирический герой даже не уверен, есть ли она на самом деле. Тем не менее героиня смогла вдохнуть в лирического героя жизнь, поэтому он восхищается ей. 

Но стоит не забывать, что Таинственная Незнакомка ≠ Прекрасная Дама. Несмотря на то, что Незнакомка выделяется в пошлом мире, она — его часть. В свою очередь, Прекрасная Дама — символ чистой и духовной красоты. 

Композиция

Стихотворение можно разделить на две части: пейзажи Санкт-Петербурга и описание Таинственной Незнакомки. Такое построение лирического произведения вновь возвращает нас к теме противопоставления пошлой реальности и чистой мечты.

Первая часть стихотворения описывает пейзажи города и заканчивается строчками: «И пьяницы с глазами кроликов / «In vino veritas!» кричат». Запомним эти строчки, они нам еще понадобятся. 

Вторая часть стихотворения описывает Таинственную Незнакомку. Как мы уже говорили, во взгляде лирического субъекта она видится как совершенно особенная девушка. Он восхищается каждой деталью героини: «И странной близостью закованный», «И перья страуса склоненные / В моем качаются мозгу» и так далее. 

А вот финальные строчки словно возвращают лирического героя к реальности. Он соглашается с «пьяницами с глазами кроликов» и понимает, что недостоин Таинственной Незнакомки: «Ты право, пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине»

Средства выразительности

Средство выразительностиПримерЗначение
Эпитеты«пьяные окрики», «детский плач», «горячий воздух», «испытанные остряки»

«узкая рука», «упругие шелка», «очи синие», «очарованный берег»
Грубые сравнения используются в первой части стихотворения, подчеркивая образ Петербурга. 

Во второй части стихотворения присутствуют романтические эпитеты, которые описывают Таинственную Незнакомку. 
Анафора«И каждый вечер, за шлагбаумами»
«И каждый вечер друг единственный»
«И каждый вечер, в час назначенный»
Акцент на повторении событий вечера. Лирический герой каждый день приходит к это заведение, чтобы выпить, это подчеркивает его принадлежность к пошлому миру. При этом он всегда встречает Таинственную Незнакомку, которая пробуждает в нем жизнь. 
Сравнение«И влагой терпкой и таинственной / Как я, смирен и оглушен»Слияние образа лирического героя и его отражения в вине, которое говорит о его принадлежности к порочному миру. 
Метафоры«Дыша духами и туманами», «Стан, шелками схваченный»,
«Бессмысленно кривится диск», «Дух правит окриками»
Описание образа Незнакомки, которые говорят о ее возвышенности и таинственности. 
Лексические повторы«И вижу берег очарованный / И очарованную даль»Подчеркивание недостижимого мира Таинственной Незнакомки.

Идея

Даже в бытовом, разрушающемся мире можно найти красоту и того человека, который вас поймет. Вспомним, например, Китнисс и Пита из «Голодных игр». Чтобы выжить, они должны были убить людей из других районов, однако герои не хотели причинять кому-то вреда. Так, даже среди жестокого мира герои нашли союзников по своему духу.

В стихотворении «Незнакомка» лирический герой не может заговорить с девушкой, однако он все равно находит в ней родственную душу и красоту, которая помогает ему справиться с трудностями. Он понимает, что даже в жестоком мире есть прекрасное. 

В общем и целом, красота спасет мир. Это и есть идея стихотворения. 

 «В ресторане»

ТечениеСимволизм
РодЛирика
ЖанрЭлегия

Тематика

  1. Разочарование.

Наша мистическая героиня из стихотворения «Незнакомка» оторвала свой взгляд от окна и превратилась в соблазнительницу с презрительным взглядом: «Ты взглянула, я встретил смущенно и дерзко / Взор надменный и отдал поклон». Если кратко анализировать ее образ — она окончательно стала принадлежать реальному, пошлому миру. 

В стихотворении «В ресторане» лирический герой искал свой чистый и недосягаемый идеал, однако его ждет разочарование — Таинственная Незнакомка оказалась такой же надменной, как и он, и все люди в «страшном мире»: «Обратясь к кавалеру, намеренно резко». Термин «страшный мир» мы разбирали в первой части статьи, так что если вы что-то подзабыли — никогда не поздно повторить: «Александр Александрович Блок — личный дневник поэта. Особенности творчества»

  1. Тоска.

Лирический герой сидит в ресторане в полном одиночестве. Он надеется, что сможет привлечь внимание Таинственной Незнакомки, поэтому посылает ей черную розу — символ плотской страсти. Однако у этого цветка есть еще и другое значение. Роза отражает печаль по ушедшей мечте в виде возвышенной Таинственной Незнакомки. 

Лирическому герою не удается добиться девушки, поэтому в конечном итоге он вновь остается один, окруженный порочной реальностью. 

  1. Любовный поединок.

Хотя лирический герой и дарит черную розу Таинственной Незнакомке, это нельзя назвать скромным намеком на его заинтересованность в ней. Девушка находится в ресторане со спутником, поэтому такой жест можно расценивать как наглость.

Таинственная Незнакомка не дает четкого ответа на внимание лирического героя. Сначала она пренебрежительно произносит «И этот влюблен», однако в конце бросает ему свой заинтересованный взгляд: «И, бросая, кричала: «Лови»!..» Это говорит о том, что и со своим спутником у нее нет серьезных романтических отношений. 

В стихотворении можно даже найти мотив рыцарского поединка, только если в классическом варианте двое мужчин борются за любовь девушки, то в блоковском лирическом произведении мужчина и женщина сражаются за любовь

Что общего между Незнакомкой и А.С. Пушкиным?

Напиток! Лирический герой посылает Незнакомке Аи — шампанское популярной марки, которую также очень любил А.С. Пушкин. 

Образ Таинственной Незнакомки в стихотворении «В ресторане» 

Рестораны и тоска остались, а героини изменились. В сравнении со стихотворением «Незнакомка», мистика уступила реальной жизни, а платонические отношения — заигрываниям и флирту. 

Таинственная Незнакомка стала неотъемлемой частью пошлого мира, в ней исчезла гармония. Об этом нам говорит, например, цыганка, которая именно «визжит» от любви. Это не нежные чувства, это страсть

Героиня стихотворения равнодушна к подарку: «И этот влюблен». Но! Лирический герой замечает, что она была с ним. На некоторое мгновение она принадлежала его вниманию, его власти. За ее маской равнодушия скрывалась заинтересованность. 

Героиня чем-то напоминает Хельгу из мультфильма «Эй, Арнольд». Хельга тоже скрывала свои истинные чувства, разными способами показывая своему избраннику, что он ей неинтересен. 

Когда Таинственная Незнакомка проходила мимо лирического героя, она дала ему знак через зеркало — взгляд. Героиня смотрела на него с вызовом, и это мгновение означало торжество любви. Хоть и на секунду, но она вновь была с ним. 

Так, «В ресторане» — это антитеза всем стихотворениям о Прекрасной Даме. В нем разрушается женский идеал Блока, который мы видели в стихотворении «Вхожу я в темные храмы». 

Мечта, до которой нельзя было раньше дотянуться, превращается инициативу сделать первый шаг. Если раньше лирический герой мог только восхищаться девушкой, то на данный момент он мог себе позволить даже дерзкий подарок в виде розы с шампанским. 

Проще говоря, возвышенная любовь переходит в страсть.

Средства выразительности

Средство выразительностиПримерЗначение
Эпитеты«бледное небо», «желтая заря», «переполненный зал»

«встретил смущенно и дерзко», «взгляд надменный», «обратясь намеренно резко», «презрение юное», «дрожание руки»
Подчеркивание порочной обстановки не только ресторана, но и всей реальности в целом

Отражение «битвы» за любовь между лирическим субъектом и Таинственной Незнакомкой. Описание как надменности героини, так и ее заинтересованности.
Сравнения«золотого, как небо», «прошла, словно сон мой легка», «рванулась движеньем испуганной птицы»Описание образа Незнакомки и разрушение ее маски. Сравнение с птицей намекает на то, что ей тесно в ресторане. 
Метафоры«пожар зари»Изображение неидеального мира.
Олицетворения«пели смычки», «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались тревожно шелка»Лирический герой и все вокруг него словно «оживает», когда мимо него проходит Таинственная Незнакомка. 
Анафора«Ты рванулась движеньем испуганной птицы, / Ты прошла, словно сон мой легка»Подчеркивание важности Незнакомки для лирического героя. Он словно следит за каждым ее движением

Идея

Основная идея стихотворения — показать разрушение идеалов лирического героя. Чистая и возвышенная любовь сталкивается с жестокой и порочной действительностью, однако человек, хоть и на мгновение, может до нее дотянуться и почувствовать ее. 

Фактчек

  • В стихотворении «Вхожу я в темные храмы» есть двоемирие: реальность, в которой проживает лирический герой, и мир, где есть его чистый идеал — Прекрасная Дама. 
  • Героиня стихотворения «Незнакомка» — вестница иного, мистического мира. Она заставляет проснуться лирического героя и становится его надеждой на спасение. Таинственная Незнакомка показывает ему, что в мире есть не только пошлости и пороки, но и красота. 
  • В стихотворении «В ресторане» героиня окончательно становится частью «страшного мира». Любовь из светлого и возвышенного чувства превращается во флирт и земную страсть. 

Проверь себя

Задание 1.
В чем идея стихотворения «Вхожу я в темные храмы»?

  1. Показать силу любви.
  2. Изобразить святость Прекрасной Дамы.
  3. Описать разочарование в Прекрасной Даме.
  4. Передача сложных чувств лирического героя.

Задание 2.
На какие композиционные части можно разделить стихотворения «Незнакомка»?

  1. Описание Таинственной Незнакомки и порочного Санкт-Петербурга.
  2. Описание Таинственной Незнакомки и духовно-чистого Санкт-Петербурга.
  3. Описание пагубных действий вина и согласие лирического героя с пьяницами.  
  4. Описание Таинственной Незнакомки и Прекрасной Дамы. 

Задание 3.
В чем выражается мотив рыцарского поединка в стихотворении «В ресторане»?

  1. Двое мужчин борются за внимание героини.
  2. Две женщины борются за внимание героя. 
  3. Мужчина и женщина борются за любовь.
  4. Мужчина и женщина борются за дружбу.

Задание 4.
Частью какого мира является Таинственная Незнакомка в стихотворении «В ресторане»?

  1. Духовного мира.
  2. Мистического мира.
  3. «Страшного мира».
  4. Идеального мира.

Ответы: 1. — 4; 2. — 1; 3. — 3; 4. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов