Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 2
На этой странице вы узнаете
- Как отличить эпифору от анафоры?
- Что может быть общего у таблеток от ангины и литературного приема?
- Как стихотворная речь подражает звучанию природы?
Возможно, многие об этом не задумывались, но процесс изучения литературы очень похож на освоение кулинарного мастерства. Если часто готовить и пробовать разные продукты в интересных исполнениях, уже очень скоро мы научимся с видом знающего человека говорить: «Однако розмарина стоило добавить побольше, сейчас он сильно перебивается ароматом чили».
Литература тоже когда-то была для нас чем-то неведомым, а теперь мы с каждой новой темой узнаем ее чуточку лучше. Погружаясь в литературу, мы понимаем произведения лучше, оценивая их не только по сюжету. Так отправимся же на очередную встречу с теорией литературы!
Фигуры речи
В статье «Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 1» мы подробно рассмотрели тропы. Теперь поговорим о фигурах речи и звукописи.
Фигуры речи представляют собой приемы сочетания слов, синтаксической организации речи, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.
То есть фигуры речи — это организация речи, ее устройство. Об этом говорит и название типа. Ведь фигура — это именно про форму, про строение.
Можно запомнить ассоциацию с математическими фигурами. Так мы точно не забудем, что фигуры речи — это не про смысл слов, а про устройство, форму сочетаний слов.
А теперь давайте внимательно посмотрим, какие же фигуры речи бывают.
Параллелизм
Параллелизм — фигура речи, проявляющаяся в идентичных по синтаксису (устройству) предложениях.
Получается, что параллелизм — это когда для построения нескольких предложений используется один «шаблон».
Пока непонятно? Нестрашно! Посмотрим на примере:
Око зрит — невидимейшую даль,
Сердце зрит — невидимейшую связь.
Ухо пьет — неслыханнейшую молвь.
(отрывок из стихотворения М. Цветаевой
«На заре — наимедленнейшая кровь…»)
Параллелизм часто видно даже визуально, как в примере из стихотворения Марины Цветаевой: во всех предложениях синтаксическая схема такая:
На этом разговор о параллельном не заканчивается!
Психологический параллелизм — это фигура речи, суть которой заключается в сопоставлении природы и человеческих поступков, отношений.
Психологический параллелизм похож на сравнение, но в более обобщенном и развернутом виде. Это прием, в котором проводится параллель. Например, в стихотворении Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» чувство «угасающей любви» сравнивается с рекой:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
Повтор и его виды
Теперь поговорим о повторах — той самой сложно выводимой речевой ошибке. Кстати, про тавтологию (неоправданное повторение однокоренных слов) и другие ошибки у нас есть статья: «Типы ошибок». А теперь давайте разберемся, всегда ли повтор — это страшно?
Оказывается, нет! Повтор — это общее название для разных фигур речи. О том, какие у повтора бывают проявления, мы сейчас и поговорим. Первый в категории — лексический повтор.
Лексический повтор — фигура речи, заключающаяся в намеренном повторении в одном участке текста слова либо речевой конструкции.
Вряд ли кто-то из нас действительно не понимает, что значит «повтор». Используется он, чтобы подчеркнуть слово, указать на его важность. Например: «А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!»
А теперь поприветствуем анафору!
Анафора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).
Анафору легко опознать, схожие начала строк видны визуально, а при прочтении повторы сложно не заметить:
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
(А.А. Фет отрывок из «Это утро, радость эта…»)
Эпифора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в конце каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).
Посмотрим на пример:
Милый друг, в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в тихом доме
Возле мирного огня.
(А.А. Блок, «Милый друг, и в этом тихом доме…» )
Как отличить эпифору от анафоры? Эпифора — это сестричка анафоры, но работает в конце предложений. Попробуем запомнить это так: — буква А — первая буква алфавита, и анафору мы будем искать в начале строки; — буква Э — хоть и не последняя в алфавите, но близка к этому. Тогда и эпифору мы будем искать в конце строки или предложения. |
Еще одна фигура речи, связанная с повторением — рефрен.
Рефрен —фигура речи, проявляющаяся в повторении строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения.
Например:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
<…>
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
(К.М. Симонов, отрывок из «Жди меня»)
Многосоюзие и парцелляция
Многосоюзие —фигура речи, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в строке или предложении.
Нет, многосоюзие — это не альтернативное название формы устройства СССР. Это фигура речи. Автор специально увеличивает количество союзов, чтобы передать ритм речи и эмоций лирического героя. Давайте посмотрим на пример:
И ароматы… и движенье,
И шум, и блеск, и красота —
Зелёный бал — воображенья
Едва рождённая мечта…
(из стихотворения «С кровати», И. Анненский)
Здесь перечисление с «и» создает ощущение бесконечности ряда, сильную увлеченность лирического героя происходящим. А мы, тоже увлеченные, идем дальше!
Парцелляция — фигура речи, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков.
Парцелляция делит предложение на несколько частей. Такая фигура речи часто создает ощущение прерывистости.
Есть одно до боли знакомое проявление парцелляции. Вспомните эту замечательную переписку с человеком, который каждое слово отправляет отдельно. Чтобы найти парцелляцию, представляем переписку в мессенджере. Давайте посмотрим на пример:
Товарища в беде не поддержать,
Во чьё-то горе обратить забаву,
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой…
(отрывок из стихотворения
«Сыну погибшего воина» А.Т. Твардовского)
Инверсия и антитеза
Инверсия —фигура речи, представляющая собой изменение прямого порядка слов в словосочетании или предложении.
Прямой порядок слов в предложении нарушается инверсией. Чем же отличается прямой и обратный порядок слов?
Давайте представим предложение как пирамидку. Тогда инверсия изменит последовательность ее частей. Примерно так:
Посмотрим на пример с использованием инверсии:
Сегодня у берега нашего бросил
Свой якорь досель неизвестный корабль.
(Н. Гумилёв, отрывок из
«Сегодня у берега нашего бросил…»)
А вот как бы выглядел этот отрывок стихотворения без инверсии:
Сегодня неизвестный корабль бросил свой якорь у нашего берега.
Всего лишь поменяв порядок слов, мы превратили поэтические строки в обычное предложение, лишенное художественности. Так проявляется инверсия — она акцентирует внимание на отдельных частях, делает высказывание более выразительным.
Бежим дальше! Нас ждет антитеза.
Что может быть общего у таблеток от ангины и литературного приема? Слово «антитеза» имеет какой-то лечебно-лекарственный оттенок. Таблетки «Антиангин» — это противостояние простуде. А антитеза — противопоставление. Оба слова начинаются с «анти», которое означает отрицание. |
Так что же отрицает антитеза?
Антитеза (контраст) — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.
Например, по принципу антитезы часто строятся стихотворения, где чувства лирического героя чему-то противопоставлены:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
(М.Ю. Лермонтов, отрывок из «Выхожу один я на дорогу…»)
В этом отрывке мы видим антитезу. Тревожные чувства лирического героя противопоставляются умиротворенному пейзажу.
Риторические конструкции
Риторические конструкции (восклицания, вопросы, обращения) — фигуры речи, условные конструкции, выражающие сильные эмоции.
Мы привыкли называть риторическими вопросами те, на которые не требуется ответ. Это значение сохраняется и в разговоре о литературе. Правда, здесь иногда ответ требуется, однако дать его невозможно, потому что вопрос оказывается вселенского масштаба. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
(М.Ю. Лермонтов, отрывок из
стихотворения «И скучно и грустно…»)
На вопросы, заданные в произведении, мы не можем дать ответ. Это выражает безысходность положения лирического героя, который не может обрести успокоение и найти смысл жизни.
Здесь есть и риторические восклицания — восклицания, которые употребляются в монологах, рассуждениях и выражают крайнюю эмоциональность.
Риторические обращения — подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, выражающее авторское отношение и сильную эмоциональность.
Например:
«Русь, куда несешься ты?» — отрывок из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя
или
«Друзья мои, прекрасен наш союз…» — из стихотворения «19 октября» А.С. Пушкина.
Давайте немного отвлечемся от теории и решим задание №7 ЕГЭ по литературе:
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В стихотворении А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» есть _______, то есть единоначатие: «Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и сила и венец!». Также в произведении автор использует _______ восклицание: «Вот в чем его и признак и венец!».
Решение.
Итак, вспоминаем, что единоначатие — это анафора. Две строки у нас начинаются со слова «вот». Второй термин — это риторическое восклицание.
Ответ: анафорариторическое
И напоследок, в разговоре о средствах художественной выразительности обсудим еще одну категорию приемов, связанную со звуками.
Звукопись
Рады представить вам удивительную звукопись!
Внимание! В этой части статьи придется шипеть, петь и читать рэп!
Звукопись — это использование фонетических (то есть звуковых) приемов для усиления выразительности речи.
Чаще всего мы будем видеть звукопись в лирике. Стихотворения привыкли к сюрпризам — сколько тропов есть в каждом произведении! Но, оказывается, даже на уровне фонетики (учение о звуках) нас встречают интересные штучки.
Давайте посмотрим на примере, как звуки становятся инструментом поэта и помогают ему воплотить свой художественный замысел:
Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
(Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского
«Хорошее отношение к лошадям»)
Звуки «п», «т» в первых двух строках — глухие. Произнесем их вслух: мы слышим глухие короткие звуки — они ассоциируются с движением копыт по пыли. Далее звонкие звуки «г», «р», «б» — дают гремящее, громкое, рычащее звучание. Именно так автор передает «песню» копыт.
Какие бывают виды звукописи?
Как стихотворная речь подражает звучанию природы? Давайте пропоем — прямо вслух — слово «ассонанс». Протянутся гласные звуки. Так мы запомним, что ассонанс — это повторение гласных звуков. Например: Быстро лечу я по рельсам чугунным Думаю думу свою (Н.А. Некрасов, отрывок из «Железной дороги») Буква «у» — это звук ветра, возникающий от стремительного движения вперед. С другой стороны, это звук тоски и растянутого времени: «Ску-у-ука». |
Чтобы запомнить понятие аллитерации, представим, что мы читаем реп. Слово «аллитерация» мы проговариваем быстро, с акцентом на согласные — так же, как это делает репер. Тогда мы точно не забудем, что аллитерация — это повторение согласных звуков.
Давайте еще немного потренируемся применять знания на практике и решим задание №9 ЕГЭ по литературе:
Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Семь холмов — как семь колоколов!
На семи колоколах — колокольни.
Всех счётом — сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом — пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
Провожай же меня весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землёй московскою!
М.И. Цветаева «Семь холмов — как семь колоколов!…»
1. Ассонанс
2. Лексический повтор
3. Антитеза
4. Рефрен
5. Риторическое восклицание
Решение. В приведенной строфе нет рефрена и антитезы.
Ассонанс: «Семь холмов — как семь колоколов! / На семи колоколах — колокольни. / Всех счётом — сорок сороков. / Колокольное семихолмие!». В приведенных строках видно повторение гласной буквы «о», а это как раз признак ассонанса.
Лексический повтор: «И любила же, любила же я первый звон». Одно и то же слово повторяется в пределах стихотворной строки — перед нами лексический повтор.
Риторическое восклицание: «Семь холмов — как семь колоколов!». Восклицательный знак в конце строки — признак использования риторического восклицания.
Ответ: 125
Мы разобрали много терминов и примеров, поэтому давайте все еще раз закрепим с помощью таблицы.
Мы разобрались с фигурами речи. Поняли, какие они бывают и как украшают наш язык. А чтобы еще лучше познакомиться с теорией литературы (это поможет вам понимать произведения), советуем прочитать статью «Литературные роды и жанры».
Фактчек
- К фигурам речи относятся параллелизм, психологический параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, обращение и восклицание, парцелляция и многосоюзие, разные виды повторов.
- Психологический параллелизм похож на сравнение, но в более обобщенном и развернутом виде. Это прием, в котором проводится параллель между образами природы и чувствами человека.
- Виды повторов: лексический повтор, анафора, эпифора, рефрен.
- Парцелляция — фигура речи, представляющая собой намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков.
- Инверсия — фигура речи, представляющая собой изменение прямого порядка слов в словосочетании или предложении.
- Антитеза (контраст) — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.
- Звукопись делится на ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерацию (повторение согласных звуков).
Проверь себя
Задание 1.
Что такое рефрен?
- Скрытое сравнение по схожим признакам.
- Изменение привычной последовательности слов в словосочетании.
- Открытое сопоставление явлений по схожим свойствам.
- Повторение строки или нескольких в разных частях произведения.
Задание 2.
Что такое аллитерация?
- Повторение гласных звуков.
- Лексический повтор.
- Подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, выражающее авторское отношение и сильную эмоциональность.
- Вид звукописи.
- Повторение согласных звуков.
Задание 3.
Что такое инверсия?
- Изменение порядка слов в предложении.
- Иносказание, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.
- Конструкция, выражающие сильные эмоции.
- Повторение слова или нескольких слов в конце строк или предложений.
Задание 4.
Что такое эпифора?
- Повторение слова или нескольких слов в начале каждой строки или предложения.
- Повторение целых строк или строфы в разных частях произведения.
- Повторение слова или нескольких слов в конце строк или предложений.
Задание 5.
Какой вид звукописи использован в приведенных строках: «Быстро лечу я по рельсам чугунным / Думаю думу свою»?
- аллитерация
- ассонанс
Ответы: 1. — 4; 2. — 4, 5; 3. — 1; 4. — 3: 5. — 2.