Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Драматургия второй половины ХХ века. Особенности и анализ некоторых пьес

11.2.2023
215

На этой странице вы узнаете

  • Как один писатель произвел революцию в русской драматургии? 
  • Что такое «подводное течение»?
  • Кто является примером для достижения целей? 

Обычно слово «драматургия» ассоциируется у людей с Уильямом Шекспиром или Антоном Чеховым, однако сегодня мы расширим этот круг. Вторая половина ХХ века насыщена красочными постановками на сцене, которые до сих пор ставятся в мировых театрах.

Вы уже готовитесь брать билеты на спектакли по мотивам произведений понравившихся вам авторов? Давайте скорее начинать. 

Особенности драматургии второй половины ХХ века

«Вторая половина двадцатого века» это довольно широкое понятие, согласны? Похоже на круглую пиццу с разными начинками. Для нашего удобства разделим вкусы этого времени на несколько кусочков и медленно их опробуем. 

Драма — род литературы, к которому относятся произведения, предназначенные для постановки на сцене. Подробнее о драме как роде литературы вы можете узнать в статье «Литературные роды и жанры. Часть 2». 

  1. Драматургия 60—80-ых годов. 

Для драматургии этого времени главенствующую роль играли нравственность и гуманизм, то есть главными в произведениях были именно человек и его поступки. В пьесах изучалась личность, ее изменения в ходе исторических событий.

Часто бывает, что произведения пишутся о социальных классах, которые больше всего влияли на описываемое время. В XIX веке, например, чаще всего встречались дворяне или интеллигенция. 

В 60—80х годах ХХ века такими классами стали инженерно-технический персонал, преподаватели, медики и работники в сфере культуры. Герои именно этих специальностей чаще всего становились персонажами пьес. 

Как один писатель произвел революцию в русской драматургии?

Он создал свой уникальный «Театр Вампилова»! Есть такой писатель — Александр Валентинович Вампилов, и он действительно изменил как русскую драматургию, так и русский театр.

Его пьесы, похожие скорее на анекдотические сюжеты, рассказывали о распространяющихся нравственных «недугах». Например, жестокость и хамство, которые привели за собой исчезновение доброты и утраты доверия между людьми. Это так называемое «потерянное поколение», о котором раньше никто так подробно не говорил.

Главный герой пьесы Вампилова — человек средних лет, которому некомфортно в такой жуткой атмосфере времени. Он показан в драматический момент свой жизни, когда ему необходимо либо отказаться от «жизни в спячке», либо бороться с несправедливостью.

Появилось даже понятие «пороговой ситуации». Именно у порога герой оказывается в ситуации выбора, где выявляется подлинная цена настоящей свободы.

Особенности драматургии 60—80-ых годов:

  • Лиризм, уделение внимания личности человека, субъективизм, свойственный литературе оттепели. Если вы не помните, что такое «литература оттепели», то скорее загляните в статью «Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков». 
  • Осуждается двойная мораль, жестокость, хамство как норма поведения, исчезновение доброты и доверия.
  • Ностальгия по идеальному герою (герою революции или Отечественной войны).
  • Бытовой фон пьес становится достаточно жестоким, появляется герой, трудно поддающийся четкой нравственной оценке.

Представители: В.С. Розов, Л.Г. Зорин, А.А. Афиногенов, А.Н. Арбузов, Л.М. Леонов, А.М. Володин и другие. 

  1.  «Новая волна» драматургии («поствампиловская драматургия»). 

Итак, Вампилов ушел, приходит новая эпоха драматургии — «поствампиловская». Она посвящена исследованию разных вариантов дискомфорта человека, чаще всего — интеллигента.

Выбор такого героя не случаен. Дело в том, что в это время господствовала еще и «двойная жизнь» — и речь здесь не о Ханне Монтане. Из-за того, что многое было под запретом из-за жесткой цензуры, духовно развиваться было достаточно сложно. Образованность и талант в этом случае не были востребованным, а как будто наоборот, вовсе не нужны. 

Помимо этого, главным в этих пьесах является быт, который проверяет героев в их эмоциональной зрелости. 

Давайте посмотрим на типичный портрет героя «новой волны».

Особенности «новой волны» драматургии:

  • Стремление ликвидировать дистанцию между сценой и зрителем. 
  • Одноактность становится способом ликвидации у зрителя ощущения несовпадения художественного и реального времени.
  • Натуралистичность языка. 
  • Переосмысление заимствованных сюжетов, в которых раскрываются вечные темы.
  • Попытки разобраться в душе человека и причинах разложения общества.
  • Нравственная проблематика, преодоление заштампированных явлений соцреализма.

Представители: Л.С. Петрушевская, М.М. Рощин, В.И. Славкин, Л.Н. Разумовская, А.М. Володин и другие

  1.  «Новейшая» драматургия. 

Хотите понять «новейшую» драматургию? Представьте в голове хаос, мир сериала «Черное зеркало». В точку, это именно оно. 

В пьесах этого времени (вплоть до наших дней) мир ощущается как сумасшедший дом, где традиции и привычные связи полностью разрушаются. Главные герои теперь ни интеллигенты, ни дворяне, ни даже труженик завода. Ими могут оказаться убийцы, проститутки и маргиналы. Нет, Раскольников из романа «Преступление и наказание» сюда не входит! 

Основной жанр драматургии этого времени — трагикомедия, когда сложные нравственные, духовные и философские вопросы преподносятся комично и даже забавно. 

Особенности «новейшей» драматургии:

  • Эксперименты в области театральной формы, современный авангард.
  • Нравственно-философские темы.
  • Проблема обесценивания духовных ценностей.
  • Темы одиночества, наркомании и т. д.

Представители: Н.В. Коляда, Н.Н. Садур, О. Михайлова и другие. 

Приемы драматургии второй половины ХХ века

Итак, мы с вами обсудили особенности драматургии. А какие были приемы, которые использовали авторы для своих пьес? Разбираемся.

  1. Создание «подводного течения».
Что такое «подводное течение»?

В реальной жизни подводное течение — опасная особенность, при которой заметить движение воды можно не сразу, оно будто скрыто. Так и в литературе, подводное течение — нечто неявное. Этот термин метафоричен.

Подводное течение в литературе — внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения. Иными словами, это разрыв между прямым значением реплики/диалога/ремарки и смыслом, который они приобретают в тексте. 
  1. Встроенный сюжет — прием, обозначающий неожиданный поворот в развитии сюжета и усложняющий сюжет.
  2. Расширение сценического пространства путем введения в действие поэтических или предметных символов.
  3. Внесценические «голоса», иногда составляющие, по сути, отдельный план действия, или фантастические видения героев.

Достижения драматургов второй половины ХХ века

Теория невозможна без практики, так ведь? Познакомимся с представителями драматургии второй половины ХХ века. Это время было богато на таланты, сейчас вы в этом точно убедитесь. 

Алексей Николаевич Арбузов

В 1939 Арбузов написал пьесу «Таня», которая стала по-настоящему успешной. В том же году ее поставили в театре Революции с Марией Бабановой в главной роли, а это было очень престижно. 

Во второй редакции 1946 «Таня» стала популярной по всей стране и принесла автору всеобщее признание. Все пьесы Арбузова становились известными, одна только «Иркутская история» была поставлена свыше 9000 раз за два года. 

Александр Валентинович Вампилов

Мы уже говорили с вами об этом авторе, однако давайте посмотрим на другие его достижения.

В коллекции Вампилова насчитывается 70 литературных трудов. В 1962—1963 годах юный писатель создает два одноактных произведения для сцены — «Двадцать минут с ангелом» и «Дом окнами в поле». 

В 1964 году из-под пера писателя появляется первая и главная серьезная пьеса — «Прощание в июне». Впоследствии Вампилов возвращался не раз к ее редакции и дополнению. Автор пытался поставить ее на большой сцене, но советская цензура блокировала любые попытки. Однако в 1970 году пьесу поставили в нескольких советских театрах. 

В 1965 году выходит в свет пьеса «Старший сын», которая является одним из самых известных его произведений.

Интересный факт: Александр Вампилов любил повторять: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека».

Александр Моисеевич Володин

Володин противостоял драматургии сталинской эпохи. В ней герой всегда отстаивал интересы общества, а вступать в конфликт с коллективом мог только отрицательный персонаж. 

Сюжеты для своих пьес писатель брал из повседневной жизни. Володин был на стороне человека, который восставал против общепринятых и бессмысленных норм, тем самым обнажая социальные, нравственные и психологические конфликты.  

Писатель определил в современной драматургии целое направление — психологический театр. Это был театр живого человека, имеющего право на свободу выбора, на счастье и мечту. 

Виктор Сергеевич Розов

Виктор Розов считается первооткрывателем «молодежной» темы в драматургии в период оттепели. 

Его слава началась в ноябре 1949, когда на сцене Центрального детского театра была поставлена пьеса «Ее друзья». Спектакль имел успех и ознаменовал собой рождение автора, чьи пьесы на многие годы определили развитие советской драматургии. 

Розов принес в театр остросовременную для того времени демократичную интонацию

Михаил Михайлович Рощин

Рощин известен не только как драматург, но и как прозаик. В его пьесах много эпических приемов и средств, особенно это видно в одном из самых известных его произведений «Эшелон». 

Часто Рощин сам давал жанровые определения. Одни из них: «фантазия в двух действиях» из «Радуги зимой», «трагическая повесть» из «Эшелона», «сказка для взрослых» из «Галош счастья». 

В героях его пьес зрители часто узнавали самих себя, но автор стремился никогда не судить своих персонажей слишком строго. Вы спросите: чтобы не обидеть читателя? Все может быть.

Обобщенный анализ некоторых пьес

Мы с вами поговорили об особенности драматургии, об авторах, что нам осталось?.. Конечно, обсудить сами произведения. Давайте кратко разберем одни из самых известных пьес второй половины ХХ века. 

Александр Володин «Пять вечеров»

РодДрама
ЖанрДрама
НаправлениеРеализм

Герои пьес Володина — беззащитные и ранимые интеллигенты. Нет, мы не иронизируем, все так и есть. Они предпочитают страдать сами, а не причинять боль близким людям. Поэтому персонажи особенно нуждаются в сочувствии и понимании. Как говорится, «У меня нет проблем, кроме моей бошки…»

Сюжет

 Середина 50-х годов. После 17-летнего отсутствия Ильин возвращается в родной Ленинград. Из окна квартиры своей приятельницы Зои он видит дом, в котором когда-то снимал комнату, и вспоминает девушку, которую любил в молодости — Тамару.

Тамара, не обретя счастья в личной жизни, ищет его в труде и в общественной работе и с гордостью рассказывает Ильину о своих достижениях. Он же представляется главным инженером крупного химического комбината.

Постепенно Тамара влюбляется в героя пьесы, но есть одна проблема… На самом деле Ильин простой шофер, и жизнь его не сложилась удачно. Он прячется от Тамары, хотя ей уже совершенно не важна его профессия. Тем не менее Ильин «от позора» спешит покинуть Ленинград.

Но не спешите расстраиваться, у этой пьесы счастливый финал. Ильин, в конце концов, возвращается и признается девушке в своей любви. Тамара отвечает ему взаимностью. 

В этой пьесе главным является преодоление недоверия между героями и разрушение их стереотипов.

Розов Виктор Сергеевич «Вечно живые»

РодДрама
ЖанрДрама
НаправлениеРеализм

В этой пьесе «розовские мальчики» совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, а также ищут свою систему координат. Условно говоря, герои «ищут себя». 

Настроение пьесы сочетает в себе сострадание, юмор, иронию и патетику.

«Розовские мальчики» — молодое поколение 1960-х годов, которое стремится найти собственное «я» через путь долгих исканий и размышлений о жизни. 

Сюжет

Пьеса Виктора Розова «Вечно живые» — это драматическая история об истории одной семьи во время Второй Мировой войны. 

Вероника, героиня произведения, не успела прибежать на вокзал, чтобы попрощаться с Борисом перед его отъездом. Все, что у нее осталось от него — это подарок на день рождения — игрушечная белка с золотыми орешками. Между этими орешками он оставил ей записку с теплыми словами, но она ее не увидела.

Бориса долго не было и все его стали считать без вести пропавшим на войне. Вероника вышла от безнадежности за двоюродного брата своего возлюбленного, Марка. Любви у них не было. Однажды муж пошел на день рождения к другой женщине и подарил ей ту самую белку. Как раз тогда и была обнаружена записка.

Борис погиб. Для молодой женщины это оказалось последней каплей, она решила уйти от Марка навсегда. 

Эта история отражает многие судьбы того времени. Она показывает, как бездумная жестокая война ломала жизни обыкновенных людей, навсегда лишая их счастья и радости.

Алексей Николаевич Арбузов «Мой бедный Марат»

А теперь предлагаем вам ознакомиться с более подробным анализом пьесы того времени. Давайте скорее начинать.

НаправлениеРеализм
РодДрама
ЖанрДрама

О чем произведение? В блокадном Ленинграде, потеряв все, шестнадцатилетние Марат и Лика полюбили друг друга. Однажды они встречают Леонидика и забирают его с собой. 

Оба парня уходят на войну. Лика ждет Марата, но первым возвращается Леонидик, который стал безруким инвалидом. Девушка выходит за него замуж из сочувствия.

Позже возвращается Марат, уже в статусе офицера. Он тоже жалеет Леонидика и не пытается помешать их семейной жизни, герой просто оставляет пару. Спустя какое-то время муж Лики осознает, что она до сих пор сильно любит Марата. Леонидик шлет молодому офицеру телеграмму, где просит его срочно приехать, а сам в это время навсегда уезжает. 

Действие завязывается во время блокады Ленинграда, но, несмотря на ужасы войны, герои сохраняют живость, чувство юмора и любовь. 

Тема — ценность момента жизни.

В пьесе Лика сказала: «Мой бедный Марат… Не бойся быть счастливым!», однако эти слова можно отнести и к ней самой. Девушка тоже отказалась от своего счастья с Маратом из-за жалости и чувства долга. Если говорить еще масштабнее, Лика сломала жизнь всем троим участникам любовного треугольника.

Идея — нужно не бояться быть счастливым.

Два парня любят одну девушку. Кого она выберет? Одного любит, другого жалеет и, как выясняется, эти чувства в ее душе практически равнозначны. Прямо сцена для нового эпизода «Леди Баг и Кот Нуар», да? Но о мультфильмах как-нибудь потом. 

Не случайно в произведении Леонидик рассказывает свою историю — он понял, что любовь закрывает глаза на все, а влюбленный человек забывает обо всем. Однако сердце не позволяет ему простить мать и ее любовника даже после того, как они умерли. Марат же готов оставить Лику с ее выбором, готов мучиться многие годы от тоски, не смея ломать ее семью и предавать друга.

Проще говоря, будьте счастливы, но при этом дайте быть счастливым другому человеку. Если чувствуете, что вас не любят — лучше отпустить. 

Особенности произведения

С помощью деталей Арбузов вносит лирические ноты в описание быта Лики и Марата. Сначала они много спорили, однако, как это иногда бывает, ненависть переросла в любовь. 

В дальнейшем автор использует «перепалки» как основу общения героев. С помощью них Арбузов изучает психологию человеческого общения, а также способность персонажей не только слушать, но и быть услышанными. 

В пьесе Марат упоминает отстраненность Лики от общества, которая очень вредит ей и плохо на ней сказывается. В этом как раз проявляется ее неумение «быть услышанной», она буквально отказывается от своих желаний и любви. 

Помимо этого, физическая слабость в произведении противостоит душевной. Все главные герои оказываются способными пережить ужасную войну, но при этом не в состоянии решить вопросы мирного времени. 

Композиция

Завязка пьесы происходит весной, когда Лика и Марат начинают испытывать друг к другу чувства. Эта любовь не получает развития, потому что герои отделяются друг от друга. 

Здесь четко видна проблема послевоенного поколения. Оно оказалось растерянным перед тяжестью ответственности, которое осталось на них после всех мертвых солдат. Многие считали, что они обязаны жить «правильно», чтобы окупить все несчастные смерти. 

Рефреном является мотив из пьесы «Годы странствий». Герои осознают, что их долг — жить счастливо за всех, кто не вернулся с войны живым.

Разрешение пьесы происходит под Рождество, когда к героям приходит осознание никчемности жизни из-за отсутствия мечты и страха быть счастливыми.

Кто является примером для достижения целей?

Алексей Николаевич Арбузов и его стремление быть частью театра. Автор начал свой путь с самого детства. В 14 лет он был статистом в Мариинском театре, в 16 лет поступил в драматическую студию, а спустя время начал писать пьесы сам.

Арбузов сохранял интерес к сложной и тонкой сфере человеческих чувств на протяжении всей своей творческой жизни. И за это зрители отвечали ему большой симпатией.

Пьеса «Таня» за первые годы после премьеры была сыграна 1000 раз, «Сказки старого Арбата» — 1827 раз, «Мой бедный Марат» — 3253 раза, «Иркутская история» — 9000 раз.

МХАТ им. М. Горького не стал исключением. На его сцене были поставлены пьесы «Мой бедный Марат», «Годы странствий», а «Таня» и «Домик на окраине» по сей день в репертуаре театра.

Термины

Реализм — течение в литературе, основным принципом которого является полное и верное отображение действительности. 

Соцреализм — стиль в искусстве, для которого характерно хвалебное изображение в произведениях идеи равенства, главенства партии и всей системы в СССР.

Оттепель это период в истории СССР после смерти И. В. Сталина, характеризующийся ослаблением тоталитарной власти, относительной свободой слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.

Фактчек

  • Драматургия второй половины ХХ века делится на драматургию 60—80-ых годов, «новую волну» и «новейшую» драматургию.  
  • Приемами драматургии второй половины ХХ века являются «подводное течение», встроенный сюжет, расширение пространства благодаря символам, а также внесценические «голоса». 
  • Пьеса В.С. Розова «Вечно живые» отражает судьбы многих людей того времени. Она показывает, как жестокая война ломала жизни обыкновенных людей, навсегда лишая их счастья. 
  • Идея пьесы А.Н. Арбузова «Мой бедный Марат» состоит в том, что не нужно бояться быть счастливыми человеком. В ином случае ты можешь сделать несчастным не только себя, но и близких тебе людей. 

Проверь себя

Задание 1.
К какому виду драмы относится это определение: воссоздает острые конфликты и противоречия, однако столкновение враждующих сил приводит к разрешению ситуации?

  1. трагедия
  2. драма
  3. комедия

Задание 2.
Кто из писателей ввел новое направление — психологический театр?

  1. А.М. Володин
  2. А.Н. Арбузов
  3. М.М. Рощин
  4. А.В. Вампилов

Задание 3.
Какая из характеристик относится к новейшей драме?

  1. лиризм
  2. черты авангарда
  3. натуралистичность языка
  4. реализм

 Ответы: 1 — 2; 2 — 1; 3 —2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов