Пьесы А.Н. Островского
На этой странице вы узнаете
- Почему Островского называют создателем русского национального театра?
- Как Островский воссоздавал на сцене атмосферу купеческой среды?
- Что вдохновило Островского на создание пьесы «Свои люди — сочтемся»?
Замоскворечье, торговые ряды, старинные деревянные дома, патриархальный быт… Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир русского купечества! А нашим проводником будет Александр Николаевич Островский — настоящий знаток быта купцов XIX века. Давайте познакомимся с ним поближе.
Биография Александра Николаевича Островского
Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, недалеко от центра Москвы. Именно там, среди купцов и мещан, прошли детство и юность будущего писателя. У отца Островского была большая библиотека, благодаря чему мальчик рано полюбил литературу.
После окончания Первой Московской губернской гимназии Островский по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета, но в итоге не окончил его, и тогда отец определил юношу на службу в суд. Параллельно с этим Островский начал писать сцены из жизни купеческого быта, и уже в 1847 году стал известен как драматург. Однако настоящую популярность Островскому принесла вышедшая в 1850 году комедия «Свои люди — сочтемся».
В последующие 30 лет Островский написал огромное количество драматических произведений, его пьесы каждый год появлялись на сценах театров в Москве и Петербурге. Кроме того, он был постоянным сотрудником журнала «Современник», а с 1874 года — председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1885 году Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров.
Несмотря на большой успех, драматурга не оставляли ни денежные проблемы, ни проблемы со здоровьем. 2 июня 1886 года он скончался в своем костромском имении от болезни сердца.
Итак, теперь мы знаем больше о жизни Островского. Самое время познакомиться с его творчеством!
Особенности творчества А.Н. Островского
Как мы уже поняли, Островский был выдающимся драматургом и написал много пьес. Однако на самом деле этот человек не только обогатил русский театр, но и серьезно реформировал его.
Почему Островского называют создателем русского национального театра? До Островского русский театр уже существовал: на сцене ставились произведения Д.И. Фонвизина или Н.В. Гоголя. Однако Островский решил писать пьесы не о дворянах и чиновниках, как его предшественники, а о купцах и мещанах, всесторонне показывая их быт и нравы. Драматург хотел демократизировать театр, то есть сделать так, чтобы спектакли были понятны и простым людям. Таким образом, он основал театр в его современном понимании. Кроме того, Островский сам написал около 50 драматических произведений, тем самым буквально создав репертуар для нового, национального театра. |
Так чем же этот театр Островского отличался от предыдущего? Во-первых, драматург хотел перенести на сцену «жизнь»: полностью воссоздать атмосферу купеческого Замоскворечья. Это можно заметить с первых же страниц любой из его пьес. Например, «Бедность не порок» начинается с подробного описания приказчичьей комнаты: «на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги».
Более того, для воссоздания полной картины жизни города Островский вводил в пьесы персонажей, просто представляющих нравы какого-либо сословия.
Во-вторых, Островский уделял внимание не столько сюжету, сколько проработке характеров героев. Из-за этого самая большая ответственность ложилась на актера, который должен был полностью вжиться в персонажа. Островский создал Артистический кружок, чтобы помогать начинающим актерам, и «воспитал» много талантливых людей.
В-третьих, в новом театре особую роль играла сценическая речь: в речевых характеристиках содержалась важная информация о героях, а различные реплики на бытовые темы создавали необходимую атмосферу, позволяли зрителю почувствовать реалистичность происходящего.
А теперь попробуем представить себя в театре. Раздается третий звонок, гаснет свет, занавес медленно поднимается… На сцене играют пьесу «Бедность не порок»!
«Бедность не порок»
В этом произведении рассказывается о неравной любви богатой купеческой дочери Любови Торцовой и приказчика ее отца Мити. Похожую историю можно увидеть, например, в популярном сериале «Аббатство Даунтон»: леди Сибил и Том Бренсон тоже не могут быть вместе из-за разницы в социальном положении. Однако в пьесе Островского особенно важно то, что действие происходит именно в купеческой среде.
Как Островский воссоздавал на сцене атмосферу купеческой среды? Одна из основных задач драматурга состояла в том, чтобы изобразить быт купечества максимально близко к действительности. Именно поэтому в речи персонажей встречается много пословиц, поговорок и просторечных слов. Кроме того, Островский показывает черты, присущие этому сословию: пение песен на святки, религиозность, полную зависимость членов семьи от главы семейства. |
А теперь подробно проанализируем то, что мы видим на сцене.
Особенности произведения
Род | Драма |
Направление | Реализм |
Жанр | Комедия |
В этом случае с родом, жанром и направлением все достаточно просто. Произведение создано для постановки на сцене, и мы без труда можем определить, что это драма по роду и комедия по жанру, так как в ней присутствуют комические характеры и мы видим ряд забавных ситуаций. Кроме того, пьеса заканчивается хэппи-эндом, что тоже свойственно именно комедии.
Обратите внимание, что «пьеса» — это не жанр, а просто форма организации текста, само драматическое произведение, которое построено в форме диалога героев и включает также их монологи и реплики «в сторону». А вот по жанру такое произведение может быть комедией, трагедией или драмой.
Направление произведения — реализм, так как мы видим реалистично воссозданную купеческую среду, в которой действуют типические характеры — например, деспотичный купец-глава семьи (Гордей Торцов) и его бедный честный приказчик (Митя).
Раз уж мы заговорили о персонажах, давайте узнаем о них побольше.
Ключевые персонажи
Гордей Карпыч Торцов
- Богатый купец.
- Он является полным властелином в своей семье, поэтому делает то, что считает нужным, ни с кем не считаясь.
- После знакомства с Коршуновым Гордей Карпыч начинает стыдиться невежества своего окружения и заинтересовывается модными веяниями: «Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно — хочу жить по-нынешнему, модами заниматься». Он хочет, чтобы в его доме все было по-современному, поэтому злится на жену, любящую старые порядки.
- Однако в душе Гордей Карпыч все же любит семью и даже оказывается способен совершить великодушный поступок: благословить брак дочери с бедным приказчиком.
Пелагея Егоровна
- Жена Гордея Карпыча и мать Любови Гордеевны.
- Искренне любит дочь и желает ей счастья, однако находится в зависимости от мужа и не может противиться его решениям.
- Пелагея Егоровна, в отличие от супруга, искренне любит исконно русские традиции и старый патриархальный быт: «Я, матушка, люблю по-старому, по-старому… да, по-нашему, по-русскому».
Любовь Гордеевна
- Дочь Гордея Карпыча и Пелагеи Егоровны Торцовых.
- Молодая и красивая девушка, взаимно влюбленная в приказчика Митю.
- Любовь Гордеевна полностью покоряется родителям, поэтому без какого-либо протеста подчиняется приказу отца выйти замуж за Коршунова, хотя он ей противен и она не хочет этого брака.
Любим Карпыч Торцов
- Брат Гордея Карпыча Торцова.
- Первоначально получил большое наследство, однако промотал его и в итоге оказался в нищете. Часть денег он потерял из-за обмана Коршунова. От безысходности живет подаянием.
- В душе — добрый и честный человек, который искренне переживает за судьбу племянницы и пытается добиться у брата сочувствия: «Человек ты или зверь? Пожалей ты и Любима Торцова! (Становится на колени.) Брат, отдай Любушку за Митю — он мне угол даст».
- Именно он озвучивает основную идею пьесы: «Бедность не порок».
Африкан Савич Коршунов
- Богатый московский фабрикант.
- Резко отрицательный персонаж. Он стар и некрасив внешне, у него много пороков: «Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил…» (Любим Торцов), «Ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать» (Митя).
- Он хочет жениться на Любови Гордеевне, так как она молода, красива и богата, ее согласие его совершенно не интересует.
Митя
- Приказчик (служащий) Гордея Торцова.
- Очень бедный молодой человек, однако обладающий большим сердцем. Почти всю выручку он отправляет матери: «Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается».
- Митя — простой, честный и добрый юноша: «Парень-то такой простой, сердцем мягкий».
- Он влюблен в Любовь Гордеевну и, в отличие от нее, готов бороться за их будущее: сначала он хочет пойти и открыто попросить руки девушки у Гордея Карпыча, а после оглашения помолвки Любови с Коршуновым предлагает возлюбленной бежать и венчаться тайно.
Итак, мы познакомились с основными персонажами, теперь переходим к самому главному: тематике и проблематике.
Тематика
- Тема любви. Это главная тема произведения. Она раскрывается через отношения Любови Гордеевны и Мити. Кроме того, в пьесе присутствует второстепенная линия племянника Торцова Яши Гуслина, который хочет жениться на молодой вдове Анне Ивановне, но не может, так как Торцов не дает на это разрешение.
- Тема семьи. В пьесе показаны взаимоотношения в семье Торцовых: деспотизм главы семейства, готового из-за прихоти выдать дочь за старика с сомнительной репутацией, неспособность жены хоть как-то помешать такому произволу, послушание дочери.
- Тема купечества. Островский пытается передать колорит купеческого сословия через язык, нравы и интерьер в домах купцов.
- Тема русского характера. Она раскрывается через противопоставление любви Пелагеи Егоровны ко всему исконно русскому — святочным гаданиям, ряженым, старинным песням — и пристрастия ее мужа к модным иностранным веяниям.
Произведение «Бедность не порок» можно использовать при написании 5 сочинения ЕГЭ. Задание может звучать следующим образом: «Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучат песни». Русские народные песни из произведения Островского можно сравнить с песнями из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» или романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». И в поэме, и в пьесе в песнях отражаются чувства и настроение героев. Например, в песнях крестьян из произведения Некрасова слышатся их мысли, рассуждения о тяжелой жизни и волнующие вопросы о судьбе страны: «Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и забитая, / Ты и бессильная / Матушка Русь».
Как и в романе-эпопее М.А. Шолохова, так и в пьесе А.Н. Островского в песнях отражаются различные предания старины, а также колорит народной культуры. Однако если в пьесе это чисто русские народные произведения (оборот «за реченькой, за быстрою»), то песни героев Шолохова — казацкие, показывающие самобытность культуры этого народа: «Проходил по дороженьке казачий полк. / За полком-то бежит душа добрый конь».
Проблематика
- Проблема выбора. Любови Гордеевне приходится совершить выбор: подчиниться решению деспотичного отца или бороться за собственное счастье. Девушка, не раздумывая, соглашается быть женой Коршунова, так как не может ослушаться отца.
- Проблема послушания. Это проблема тесно перекликается с предыдущей. Любовь Гордеевна была воспитана в христианском послушании своим родителям, поэтому не может даже представить возможность выйти замуж без отцовского благословения.
- Проблема любви. Эта проблема поднимается в рамках темы любви. Из-за разницы в социальном положении Любовь Гордеевна и Митя не могут быть вместе. Однако основным препятствием становится деспотизм отца, которого нисколько не волнуют чувства дочери.
- Проблема алчности. Из-за любви к деньгам Гордей Карпыч отказывается от своего промотавшегося брата, а позже едва не разрушает жизнь единственной дочери.
Идея произведения
Идея пьесы выражена в словах Любима Торцова: «Эх, кабы я беден был, я бы и человек был. Бедность не порок». Автор подчеркивает, что личные качества человека, такие как честь и достоинство, гораздо важнее его материального положения. Большие деньги, напротив, могут увести человека на плохой путь, как это случилось с Любимом Торцовым, или принадлежать мошеннику вроде Коршунова. Кроме того, автор подчеркивает, что русский человек не идеален, он может совершать ошибки, однако важно найти в себе силы признать их и постараться вернуться на путь истинный.
Занавес закрывается, мы посмотрели первую пьесу Островского. Однако не спешим покидать театр! Ведь нас ждет еще одно представление.
«Свои люди — сочтемся»
В этой пьесе речь пойдет о мошенничестве среди московских купцов. Один из них, Самсон Силыч Большов, решает объявить себя банкротом, чтобы не отдавать долги полностью, хотя в состоянии заплатить. Между тем его дочь, Олимпиада Самсоновна (Липочка), хочет выйти замуж за дворянина. Однако главный приказчик Большова Лазарь Подхалюзин, узнав об этом, решает заполучить богатство Самсона Силыча в свои руки и устраивает дело таким образом, что Большов отдает Подхалюзину дочь в жены и переписывает на зятя все имущество. Правда, после купцу приходится сильно пожалеть об этом: когда Большова сажают в долговую яму, Подхалюзин отказывается рассчитываться с кредиторами.
Что вдохновило Островского на создание пьесы «Свои люди — сочтемся»? Как мы уже выяснили из биографии драматурга, он рос в купеческой среде, а впоследствии работал в юридической сфере. В суде часто разбирались дела купцов о мошенничестве, поэтому сюжет произведения взят из реальной жизни. Правда, власти не были согласны с тем, что подобные истории случаются в действительности, поэтому запретили пьесу Островского, а его самого уволили со службы и отдали под надзор полиции. |
Мы вспомнили сюжет произведения, поэтому можем смело переходить к анализу!
Особенности произведения
Род | Драма |
Направление | Реализм |
Жанр | Комедия |
С родом, направлением и жанром здесь все так же просто, как и в предыдущей пьесе, поэтому перейдем к анализу главных действующих лиц.
Ключевые персонажи
Самсон Силыч Большов
- Московский купец, наживший большое состояние.
- Он очень жадный человек, готовый на любое мошенничество ради увеличения своего состояния.
- Большов равнодушен к жене и дочери, однако доверяет «своим людям», из-за чего в итоге и оказывается в тяжелом положении.
Аграфена Кондратьевна
- Жена Большова и мать Липочки.
- Необразованная женщина, находится в зависимости от мужа.
- В отличие от Большова, любит дочь, потакает ее капризам и прощает неуважение к себе.
Олимпиада Самсоновна (Липочка)
- Дочь Самсона Силыча и Аграфены Кондратьевны.
- Больше всего Липочка интересуется нарядами и балами, отчаянно хочет выйти замуж.
- Она считает себя образованной девушкой, достойной самого лучшего жениха, в то время как в действительности плохо танцует и плохо говорит по-французски.
- Эта героиня думает только о себе и своих желаниях. В конце произведения она показывает полное равнодушие к проблемам родителей, отказываясь выручить отца из долговой ямы, так как деньги нужны ей на развлечения.
- Изначально она отказывается выйти замуж за Подхалюзина, так как он не отличается красотой, богатством и знатностью, однако позже меняет свое мнение, так как узнает, что все богатство Большова теперь в руках его приказчика и он может обеспечить будущей жене сытую жизнь.
Лазарь Елизарыч Подхалюзин
- Приказчик Большова.
- Беспринципный мошенник, который готов на любую подлость ради своей цели. Он обещает свахе Устинье Наумовне и стряпчему Рисположенскому большие деньги за их услуги, однако, когда доходит до дела, не исполняет обещания и прогоняет обоих.
- Он почтительно и льстиво ведет себя с вышестоящими и грубо — с нижестоящими людьми.
- Лазарь демонстрирует полнейшую неблагодарность по отношению к Большову, который много лет держал его у себя и несмотря на провинности сделал его главным служащим, а после отдал дочь за него замуж. Подхалюзин соглашается отдать только часть суммы, которую требуют кредиторы за освобождение Большова из долговой ямы.
Итак, мы разобрали главных действующих лиц, а теперь перейдем к темам, которые раскрываются в этой пьесе.
Тематика
- Тема любви. Она раскрывается через взаимоотношения Олимпиады Самсоновны и Лазаря Подхалюзина. Между супругами нет любви, однако брак устраивает обоих: муж благодаря Липочке получает доступ к богатствам ее отца, а жена может спокойно тратить деньги на удовольствия и развлечения.
- Тема семьи. Эта тема развивается на примере семьи Большовых. Между членами семьи нет теплых взаимоотношений, напротив, они заняты удовлетворением своих собственных интересов.
- Тема купечества. Автор изображает быт и нравы купечества. В этом произведении мы видим, что среди купцов часто происходит мошенничество, а все герои заняты исключительно получением материальной выгоды. Представителям купеческого сословия свойственны алчность, лицемерие, невежество и другие пороки.
Переходим к следующему разделу — проблемам, поднимающимся в пьесе.
Проблематика
- Проблема воспитания. Единственная дочь Большовых выросла капризной и избалованной. Она не стесняется грубить матери, а позже и вовсе никак не реагирует на просьбы отца вызволить его из долговой ямы, хотя имеет все средства для этого.
- Проблема алчности. Практически все герои произведения стремятся только к наживе, и ради сохранения или увеличения своих богатств они готовы на любую махинацию. Однако нередко это приводит к печальному финалу, что и случилось, например, с Самсоном Большовым.
- Проблема равнодушия. В купеческом обществе никому нет дела до чувств других людей: Большов решает выдать дочь замуж без ее ведома и согласия, Подхалюзин и Олимпиада Самсоновна остаются равнодушными к страданиям тестя и отца.
Темы по произведениям Островского нередко попадаются в большом сочинении ЕГЭ № 11. Например, задание может звучать так: «Быт и нравы купечества в пьесах А. Н. Островского». В качестве аргументов вы можете взять изученные нами произведения. Тезисы могут звучать так:
1) Патриархальность быта. В семьях купцов царит домострой, глава семьи может решать судьбы домочадцев, ни с кем не считаясь. И Большов, и Торцов решают отдать дочерей замуж, даже не спрашивая их мнения и согласия.
2) Русские традиции. Купцы Островского поют русские песни, соблюдают исконно русские святочные обряды (эпизод из произведения «Бедность не порок»).
3) Алчность. В произведении «Свои люди — сочтемся» показано, что ради материальной выгоды купцы готовы пойти на любые махинации, большинство героев интересует только нажива.
На экзамене все эти тезисы потребуется подтвердить цитатами из произведений и добавить вступление и заключение. Наше сочинение готово!
Итак, спектакль подошел к концу! Нам остается только сделать выводы из увиденного.
Идея произведения
Островский показывает нравы, царящие в купеческом обществе того времени. Драматург обличает алчность, невежество и эгоизм, присущие представителям этого сословия. В обществе, где самым важным считаются деньги, предательство Подхалюзина и равнодушие Липочки к бедам родителей являются вполне закономерными.
Сегодня выдался насыщенный день — мы побывали в мире русского купечества и посмотрели целых два спектакля. Ждем вас на новых представлениях! Если вам понравилось творчество А.Н. Островского и вы хотите прочитать анализ других произведений о купцах и их быте, предлагаем вам познакомиться со статьей «А.Н. Островский “Гроза”».
Термины
Купцы — сословие торговцев, занимающихся продажей различных товаров.
Мещане — сословие горожан, простых жителей городов.
Реализм — художественное направление XIX века, которому свойственно полное изображение действительности такой, какая она есть.
Фактчек
- А.Н. Островский — русский драматург, который сильно реформировал русский театр. Он написал более 50 пьес, в большинстве из них главными героями выступают представители русского купечества.
- Род произведения «Бедность не порок» — драма, направление — реализм, жанр — комедия. Главными героями являются купец Гордей Карпыч Торцов, его жена Пелагея Егоровна, дочь Любовь Гордеевна, брат Любим Торцов, приказчик Митя, а также фабрикант Африкан Савич Коршунов.
- В произведении раскрываются темы любви, семьи, купечества, русского характера и поднимаются проблемы выбора, послушания, любви и алчности. Идея произведения состоит в том, что личные качества человека важнее его богатства.
- Род произведения «Свои люди — сочтемся» — драма, направление — реализм, жанр — комедия. Главными героями являются купец Самсон Силыч Большов, его жена Аграфена Кондратьевна, дочь Олимпиада Самсоновна и приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин.
- В произведении раскрываются темы любви, семьи, купечества и поднимаются проблемы воспитания, алчности и равнодушия. Идея произведения заключается в обличении пороков купеческого сословия.
Проверь себя
Задание 1.
Про какое сословие больше всего писал А.Н. Островский?
- Крестьяне
- Дворяне
- Купцы
- Священнослужители
Задание 2.
Через образ какого героя в большей мере выражена идея произведения «Бедность не порок»?
- Митя
- Гордей Торцов
- Яша Гуслин
- Любим Торцов
Задание 3.
Какой жанр у произведения «Бедность не порок»?
- Пьеса
- Комедия
- Драма
- Трагедия
Задание 4.
Какие темы раскрываются в пьесе «Свои люди — сочтемся»?
- Тема любви
- Тема семьи
- Тема патриотизма
- Тема природы
- Тема купечества
Задание 5.
Какова реакция Подхалюзина на просьбу Большова заплатить долг кредиторам?
- Подхалюзин категорически отказывается делать это
- Подхалюзин соглашается заплатить, но в итоге ничего не делает
- Подхалюзин полностью расплачивается с кредиторами
- Подхалюзин выражает готовность заплатить только часть суммы
Ответы: 1 — 3; 2 — 4; 3 — 2; 4 — 1, 2, 5; 5 — 4.