Военная и репрессивная проза XX века
На этой странице вы узнаете
- Репрессии в СССР — что это, если говорить коротко и сухо?
- Почему «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова — это «новая проза»?
- Мастер военной прозы, или чьи тексты легли в основу фильмов о Великой Отечественной войне?
Друзья, сегодня мы говорим о большой истории и большой политике, о частной жизни и частной смерти. XX век, от которого нас отделяют ничтожные по космическим меркам двадцать с небольшим лет, еще совсем рядом. Его сложно объективно не только оценить, но и описать.
Эта статья — повествование о повествованиях. Мы рассмотрим художественные произведения Б.Л. Васильева, В.Т. Шаламова, А.И. Солженицына. Пора приступать.
Тексты, о которых сегодня пойдет речь, неотделимы от контекста, именно поэтому мы предлагаем небольшой экскурс в историю!
Историческая справка
Мы будем обсуждать военную и репрессивную прозу. Термины более, чем красноречивы.
- Две из двух войн, названных мировыми, произошли в XX веке: Первая — 1914-1918, Вторая — 1939-1945. Великая Отечественная война — главная составная часть Второй мировой войны, самый крупный и кровопролитный вооруженный конфликт в мировой истории. Одному из эпизодов борьбы СССР против нацистской Германии посвящена повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…».
- Репрессии — карательные меры, исходящие от государственных органов; они присущи любому государственному аппарату в любую эпоху, дело в их характере и масштабе. «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына и «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова — тексты о сталинских репрессиях. Это одна из самых дискуссионных тем XX века, уделим ей должное внимание.
Репрессии в СССР — что это, если говорить коротко и сухо? Репрессивный аппарат СССР начал формироваться в 1917 году для борьбы как с контрреволюцией внутри страны, так и с посягательствами извне. Возникла ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем), преобразовавшаяся позднее в ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), ставшее НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). В 1928 году произошло резкое увеличение количества осужденных по контрреволюционным преступлениям, в 1929 — было создано управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ = уголовно-исполнительная система, объединяющая лагеря, колонии и пересыльные тюрьмы), в реальность воплощается идея использования принудительного труда заключенных для колонизации отдаленных территорий. 1937 год — начало «большого террора» или «ежовщины» (по имени генерального комиссара государственной безопасности Н.И. Ежова), периода самых жестоких массовых репрессий. Среди причин произошедшего называют: ожидание войны, внутрипартийную борьбу, социальный конфликт в деревне, боязнь системной демократизации. Директивность и ускоренность «чисток» приводили к арестам, ссылкам и расстрелам не только виновных, но и невинных людей. В конце тридцатых годов пост Н.И. Ежова занял Л.П. Берия и провел первую, самую масштабную реабилитацию. Всплеск репрессивной деятельности наблюдается также в первые послевоенные годы. Дальнейшую историю репрессивной политики СССР мы прослеживать не будем — чаще всего подразумевается именно этот период. |
В отличие от выбранного нами принципа «бесстрастного изложения», А.И. Солженицын писал безапелляционно — о лагерной системе, о СССР, о коммунизме.
«Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына
Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) провел в лагерях восемь лет. Его самый известный труд — «Архипелаг ГУЛАГ», текст о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 год.
Обратимся к таблице:
Жанр | «Художественное исследование» (определение автора) |
Род | Эпос |
Направление | Реализм |
Посмотрим на особенности произведения.
- Некоторые исследователи считают название аллюзией на книгу А.П. Чехова «Остров Сахалин» (эта книга и «Записки из мертвого дома» Ф.М. Достоевского многократно упоминаются).
- Структура: три тома, семь частей («Тюремная промышленность», «Вечное движение», «Истребительно-трудовые», «Душа и колючая проволока», «Каторга», «Ссылка», «Сталина нет»).
- Материал: личный опыт А.И. Солженицына и 257 человек.
- Эклектика жанров, регистров авторской речи (пословицы, тюремный жаргон, бюрократический язык), временных пластов.
- Явно вычленимая фигура автора.
- Критика: наличие фактических неточностей, идеализация дореволюционного периода.
О лагерной жизни пишет и В.Т. Шаламов, при этом полемизируя с А.И. Солженицыным. Поговорим подробнее.
«Колымские рассказы» В.Т. Шаламова
Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) отбывал наказание дважды: три года заключения в Вишерском исправительно-трудовом лагере, четырнадцать — в Северо-Восточном исправительно-трудовом лагере (Колыма).
Труд его жизни — цикл «Колымские рассказы».
Попробуем охарактеризовать их.
Почему «Колымские рассказы» — это «новая проза»? — Художественный отбор, стилевые эффекты и композиционная цельность, создающие сильное впечатление. — Утверждение нового жанра, концентрированного и документалистичного высказывания: «Новая проза — само событие, бой, а не его описание. То есть документ, прямое участие автора в событиях жизни. Проза, пережитая как документ». — Музыкальность, ритмичность языка, его обогащенность повторами и аллитерациями. — Интертекстуальность, полифонизм. — Пребывание в лагере, по В.Т. Шаламову, — нахождение в обстоятельствах предельной дегуманизации («Лагерный опыт — целиком отрицательный до единой минуты»). — Галерея героев: людей без биографии, без прошлого и без будущего; «фиксация исключительного в состоянии исключительности». |
Сегодня мы обратимся только к двум рассказам. Но прежде добавим, что В.Т. Шаламов подчеркивал связь собственного творчества с модернизмом.
«Последний бой майора Пугачева» | «На представку» |
Рассказ, эпос, реализм | Рассказ, эпос, реализм |
— Кульминация книги «Левый берег»; — говорящая фамилия Пугачев («Капитанская дочка» А.С. Пушкина); — некоторые исследователи называют «балладой о безумстве храбрых»; — неоднозначность эпизода: «Майор Пугачев не верил власовским офицерам — до тех пор, пока сам не добрался до красноармейских частей. Все, что власовцы говорили, было правдой». | — Классическая новелла; — узнаваемая первая фраза: «Играли в карты у коногона Наумова» (перефразирование «Пиковой дамы» А.С. Пушкина); — описание деталей быта: самодельные карты из украденных книг, правила воровской игры, блатные татуировки. |
И — возьмем паузу на практику.
Выполним задание формата ЕГЭ. Помните — произведений В.Т. Шаламова не будет в тестовой части экзамена, однако тренировка никогда не помешает.
Задание 1. Фамилия Ивана Васильевича Пугачева несет в себе определенную смысловую нагрузку. Как называется этот тип фамилии?
Решение. Фамилии, акцентирующие внимание на наиболее яркой черте характера персонажа, называются говорящими.
Ответ: ГОВОРЯЩАЯ
Только заглянув в мир репрессивной прозы, перейдем к образцу прозы военной.
«А зори здесь тихие…» Б.Л. Васильева
«А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел» — последнее предложение одного из самых известных произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Эта повесть — рассказ о героической борьбе пяти юных девушек-зенитчиц и старшины Федота Евграфовича Васкова с шестнадцатью немецкими диверсантами; о том, как первый бой может стать последним.
Охарактеризуем произведение.
Жанр | Повесть |
Род | Эпос |
Направление | Реализм |
Б.Л. Васильев, ушедший добровольцем на фронт, в своем тексте поднимает еще не осмысленную тему — женщины на войне.
Женщина, стоящая к чуду зарождения и появления жизни ближе, чем мужчина, оказывается в реальности, переполненной смертью: «А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…» Автор не сомневается в противоестественности как этого, так и самой войны.
Обратимся к героям произведения.
Федот Евграфович Васков | Старшина; единственный остается в живых, усыновляет ребенка Риты Осяниной. | — «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать. Держать эту позицию, а то сомнут — и все тогда…» |
Рита Осянина | Командир взвода; получив смертельное ранение, стреляет себе в висок. | — «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются…» — «Она вообще была спокойной и рассудительной…» |
Лиза Бричкина | Утопает в болоте, пытаясь вызвать подкрепление. | — «Уж больно девка-то своя была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от нее тянуло, как от той русской родимой печки…» — «Она почти никогда не плакала, потому что была одинока и привыкла к этому…» |
Соня Гурвич | Погибает во время слежки за немцами, вызвавшись принести забытый кисет Федота Евграфовича. | — «В части ее почти не знали: она была незаметной и исполнительной…» |
Галя Четвертак | Погибает, в панике выбежав из засады прямо к немцам. | — «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном…» |
Женя Комелькова | Погибает, вызвав огонь на себя, уводя немцев от Осяниной и Васкова. | — «Рыжая Комелькова, несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной» — «товарищ проверенный» — «Женька ничего не боялась» |
А теперь — предлагаем вашему вниманию цитаты.
- Смел только тот, у кого правда. А у кого нет правды, тот просто нахален, вот и все.
- Человека ведь одно от животных отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого – зверь. О двух ногах, о двух руках и – зверь. Лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего уж по отношению к нему не существует: ни человечности, ни жалости, ни пощады.
- Родина ведь не с канала начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал.
- И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.
Минимально познакомившись со слогом Б.Л. Васильева, попробуем попрактиковаться.
Предлагаем сделать упражнение формата ЕГЭ. И снова напоминаем — повесть Б.Л. Васильева не встретится в тестовой части экзамена.
Задание 2.Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в повести, и их цитатной характеристикой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
А) Рита Осянина
Б) Женя Комелькова
B) Галя Четвертак
ЦИТАТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном…»
2) «Она почти никогда не плакала, потому что была одинока и привыкла к этому…»
3) «…несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной…»
4) «Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются…»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Решение. К сожалению, выполнить задание успешно, не прочитав произведение очень сложно, поэтому сразу приведем ответ.
Ответ: 431
Б.Л. Васильев — признанный писатель, а его произведения — остов многих известных фильмов.
Мастер военной прозы, или чьи тексты легли в основу фильмов о Великой Отечественной войне? Вот перечень киноработ, в ядре которых — творчество Б.Л. Васильева: — «А зори здесь тихие…» (трижды: 1972, 2005, 2015) — «Вы чьё, старичьё?» (дважды: 1982, 1988) — «Завтра была война» — «Не стреляйте в белых лебедей» — «Офицеры» — «Аты-баты, шли солдаты…» — «Я — русский солдат» |
Наш сегодняшний разговор был трудным — пожалуй, он не мог получиться другим. Приглашаем прочесть наше нейтральное «Руководство внимательного читателя» и выдохнуть.
Термины
Аллюзия — прием, заключающийся в намеке на известный художественный текст или какое-либо общественное, культурное, историческое событие.
Новелла — малый прозаический жанр, рассказ с четким сюжетом и ясной композицией.
Фактчек
- Военная проза — прозаические произведения советской и российской литературы, посвященные Великой Отечественной войне. Хрестоматийным примером является повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…».
- Репрессивная проза — прозаические произведения советской и российской литературы, посвященные политическим репрессиям. Например: «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына, «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова.
Проверь себя
Задание 1.
Аллюзией на произведение какого автора можно считать название текста А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»?
- А.П. Чехова
- Ф.М. Достоевского
- А.С. Пушкина
- М. Горького
Задание 2.
Какое слово является общеупотребительным синонимом термина «большой террор»?
- Наркомщина
- Произвольщина
- Опричнина
- Ежовщина
Задание 3.
Кто из центральных героев повести «А зори здесь тихие…» остался жив?
- Васков
- Осянина
- Бричкина
- Гурвич
Задание 4.
Чьи произведения, которым присущи концентрированность и документалистичность, обозначаются термином «новая проза»?
- А.И. Солженицына
- Б.Л. Васильева
- В.Т. Шаламова
- А.Т. Твардовского
Задание 5.
Выберите верный факт биографии Б.Л. Васильева?
- Был сослан в лагерь на Колыме
- Получил Нобелевскую премию по литературе
- Ушел добровольцем на фронт
- Был мастером рассказов новеллистического типа
Ответы: 1. — 1; 2. — 4; 3. — 1; 4. — 3; 5. — 3.