М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени». Часть 2
На этой странице вы узнаете
- Человек в обмен на лошадь: возможна ли такая сделка?
- Могут ли честность и противозаконные действия существовать вместе?
- Был ли Печорин фаталистом?
Эта статья является продолжением большого разбора произведения «Герой нашего времени». Прежде чем приступать к тексту, советуем посмотреть статью «М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Часть 1». Здесь мы углубимся в сюжет произведения, дадим характеристику героям и рассмотрим вопрос о предопределенности жизни.
Сюжет и герои произведения
Мы отправляемся на Кавказ, чтобы познакомиться с молодой черкешенкой, ее семьей и разгадать тайны характера Печорина.
Глава «Бэла»
Место событий — Кавказ.
События в главе:
- Печорин влюбляется в черкешенку Бэлу.
Человек в обмен на лошадь: возможна ли такая сделка? Да, Лермонтов как раз такую описывает. Брат Бэлы Азамат в обмен на коня Казбича соглашается выкрасть девушку и отдать Печорину. Григорий ворует коня и отдает его Азамату, а тот взамен — Бэлу. |
- Бэла долго грустит по родному дому и не разговаривает с Печориным, но через некоторое время привыкает и привязывается к герою.
- Спустя время Григорий теряет интерес к девушке, потому что уже добился ее внимания. Ему становится скучно.
- Казбич мстит Печорину за украденного коня и убивает черкешенку.
Образ Бэлы:
- Красивая, молодая, черноволосая девушка: «азиатская красавица».
- Мусульманка и «дикая черкешенка».
- Является “естественным” человеком, ей чужда рефлексия: она не привыкла думать о своих поступках, анализировать их. Девушка живет по законам природы.
- До конца жизни остается верной своей религии. Так, Бэла «начала печалиться о том, что она не христианка <…> я ей это предложил <…> наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась».
Можем ли мы на контрасте воспринимать природное начало в главе «Бэла»?
Люди, которые опираются на свои традиции, являются “естественными”: — Максим Максимыч; — Бэла; — горцы. | Печорин, который олицетворяет цивилизацию — то, что создано человеком. |
Цивилизация противопоставляется природе, а Григорий, соответственно, Бэле, горцам и Максиму Максимычу. Герои, которые близки к природе, живут в соответствии с ее законами, образы их просты. Печорин хоть и любит природу, не сможет с ней слиться. Он рефлексирующая натура, скептик и эгоист, что относит его к цивилизации.
Глава «Максим Максимыч»
Место событий — Кавказ.
События в главе:
- Автор-повествователь впервые видит Печорина.
- Происходит также встреча Печорина и Максима Максимыча спустя долгое время. Штабс-капитан рад увидеть Григория, а молодой человек холоден к нему, что оскорбляет старика. Максим Максимыч говорит, что для Григория дружба не ценна, потому что он — представитель гордой молодежи.
Образ Максима Максимыча:
- Человек пятидесяти лет, с седыми усами и волосами: «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду…».
- Является штабс-капитаном (воинское звание).
- Простой человек: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге…».
- Не понимает Печорина, потому что они совсем разные люди. Вспомним таблицу выше про “природных” людей. Так, главный герой склонен к рефлексии, а Максим Максимыч — нет: «…он вообще не любит метафизических прений…».
- Несмотря на неспособность рефлексировать, герой эмоционально выражает свои чувства. Например, он начинает плакать, когда видит Печорина спустя долгое время разлуки.
Журнал Печорина
События в «Предисловии к журналу Печорина» — читатели узнают о смерти Печорина, а автор-повествователь решает опубликовать его записи.
Глава «Тамань»
Место событий — Тамань, приморский город, граничащий с предгорьями Кавказа.
События в главе:
- Печорин приезжает в Тамань.
- Герой видит слепого мальчика, который уходит куда-то по ночам, и решает проследить за ним. Мы узнаём, что этот мальчик — контрабандист, и у него есть сообщники.
- Печорин угрожает раскрыть контрабандистов. Из-за этого ундина — девушка-контрабандистка, решает утопить героя, но у неё не получается это сделать.
- В конце главы ундина и Янко уезжают, боясь, что Григорий их раскроет. Они оставляют слепого мальчика одного.
Образ контрабандистов:
- Их было трое: ундина, Янко и слепой мальчик.
Могут ли честность и противозаконные действия существовать вместе? Герои — “честные” контрабандисты. Конечно, честность и противозаконность — понятия несовместимые, но контрабанда — единственный способ выжить ундине, Янко и слепому мальчику. Так они зарабатывают себе на жизнь, почему Печорин и называет их “честными”. |
- Янко удалой и решительный: «… Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей…».
- Внешность ундины хоть и не была ослепительной, но девушка все же понравилась Печорину: «Она была далеко не красавица,<…> В ней было много породы <…> Она, то есть порода, а не юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. <…> Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой‑то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос».
- Контрабандистка умела красиво петь, это сближает ее с русалками, которые “завлекают” своим пением: «Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню…».
- Автор вводит образ “честных” контрабандистов, чтобы показать еще одну сторону души Печорина. Герой разрушает жизнь этих людей. Янко и ундине приходится уехать, а слепой мальчик остается один. Григорий следит за героями, раскрывает их только потому, что ему скучно, его деятельность не имеет смысла. В конце он говорит: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих», — что показывает его равнодушие к людям.
Глава «Княжна Мери»
Место действия — Пятигорск.
События в главе:
- Печорин приезжает в Пятигорск, где встречает своего знакомого Грушницкого и Веру, свою давнюю любовь.
- Главный герой видит лживую сущность Грушницкого и решает показать ее всем, что приводит к дуэли. Печорин убивает Грушницкого.
- Григорий сближается с доктором Вернером, но друзьями их назвать нельзя.
- Герой разрушает судьбу Мери, используя девушку для раскрытия действий Грушницкого.
- Печорин также разрушает судьбу Веры.
Важные эпизоды главы
Дуэль Грушницкого и Печорина
Ссора с другом — обычное дело, да?
Например, известные персонажи книг, кино и сериалов — Шерлок Холмс и доктор Ватсон — часто вздорят, но всегда мирятся.
Но есть ссоры, после которых пути людей расходятся. Такую и изображает Лермонтов, только она заканчивается очень печальным исходом.
Внешне герои кажутся приятелями, но Печорин видит людей насквозь, поэтому он понимает все недостатки и слабости Грушницкого.
Причиной дуэли становится поведение Грушницкого по отношению к Мери и Печорину. Грушницкому нравилась девушка, а она же, в свою очередь, не ответила ему взаимностью из-за чувств к Григорию, поэтому Грушницкий решает ей отомстить: «..Я должен был этого ожидать от девчонки… от кокетки… Уж я отомщу!..».
Он стал распространять слух, что Печорин ходит по ночам к княжне и оскорбляет честь девушки. Чтобы защитить Мери, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль.
Перед дуэлью Грушницкий решает не вкладывать в пистолет Печорина пули, чтобы его опозорить, но Григорий узнает это: «…я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами».
Григорий предлагает во время дуэли перемирие, если Грушницкий признается в своей лжи, но персонаж этого не делает. Печорин просит заряженный пистолет и ранит Грушницкого, из-за чего тот падает с обрыва и погибает.
Отбытие Веры из Пятигорска
На что вы готовы ради любви? Возможно, не спать по ночам, отвечая на сообщения, прогуливать уроки, смотреть самый скучный сериал в мире, если он нравится твоей второй половинке.
Давайте посмотрим, на что был готов Печорин.
Вера и Печорин знакомы еще до описываемых в главе «Княжна Мери» событий: они находились в любовных отношениях, но расстались.
Герои встречаются на водах, устраивают тайное свидание, потому что у девушки есть муж. Становится понятно, что Вера любила героя на протяжении всего времени. Григорий также испытывает к ней чувства, но мучает ее своим эгоизмом и холодностью. Вера единственная, кто принимает Печорина таким, какой он есть: со всеми недостатками и особенностями характера.
Муж Веры узнает о тайных встречах девушки и Печорина, увозит ее подальше от Григория. Печорин, узнав об этом, пытается догнать Веру: «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге».
Но герой не рассчитал силы коня: «через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал».
В этом фрагменте прослеживаются настоящие чувства героя, которые он не скрывает, как делал это раньше. Мы понимаем, что Вера — единственная девушка, которую любит Печорин.
Образ Грушницкого
Это персонаж не имеет в романе ни имени, ни отчества. У него только фамилия — Грушницкий. Он одновременно и немного искаженное отражение главного героя, и его антагонист.
Грушницкий — двойник Печорина | Грушницкий — антипод Печорина |
— Грушницкого можно назвать карикатурным двойником Печорина: через его образ видны слабые места героя. Например, Грушницкий “производит эффект” на людей, так же как это делает Григорий. | — Грушницкий самовлюблен. — Герой пытается искусственно обрести глубину и таинственность, что есть в Печорине от природы. Например, специально говорит томно и медленно. — Грушницкий намного поверхностнее, чем Печорин. Григорий обладает способностью к рефлексии, думает о своих поступках и их последствиях, в отличие от Грушницкого. |
Образ Мери:
- Мери — княжна, представительница дворянства.
- Ей 16 лет, она молода: «…молоденькая, стройная…».
- Она красивая: «Хорошенькая княжна обернулась…», «У нее такие бархатные глаза — именно бархатные».
- Мери — девушка, которая сочетает в себе светскость и естественность. С одной стороны, она принадлежит «водяному обществу», живет по его законам, но, с другой стороны, она искренняя в своих чувствах.
- Она становится жертвой эксперимента Печорина. Герой влюбляет ее в себя, чтобы позлить Грушницкого, который также испытывает чувства к княжне. После признания Григория в том, что он не любит Мери, она сильно меняется: ее лицо начинает выражать страдание.
Образ Веры:
- Приходится дальней родственницей княжне Мери.
- Больна, из-за чего и находится на водах: «..Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается…».
- У Веры есть муж: «…Муж Веры, Семен Васильевич Г…в».
- Ее особенность — родинка на щеке «…Родинка! — пробормотал я сквозь зубы…».
- Жертвует всем из-за любви к Печорину: «…я пожертвовала собою, надеясь, что когда‑нибудь ты оценишь мою жертву, что когда‑нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий».
- Единственная девушка, которую любит Григорий, потому что она принимает его таким, какой он есть: «..что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями…».
Образ Доктора Вернера:
- Человек средних лет, который нравится женщинам, несмотря на свою некрасивость.
- Умеет разбираться в людях, что сближает их с Печориным.
- На дуэли Печорина и Грушницкого выступает секундантом первого.
- Приятель Григория, но друзьями их назвать нельзя: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен». Печорин считает, что один друг всегда будет подчиняться другому, и что именно Вернер будет “рабом” Григория. А “повелевать” другим человеком — утомительно для героя. Печорин равнодушен к людям, он ничем не сможет пожертвовать ради дружбы.
Глава «Фаталист»
Место событий — казачья станица.
События в произведении:
- Печорин и Вулич спорят о существовании судьбы. Вулич стреляет себе в голову, не зная, заряжен ли пистолет, но остаётся жив.
- Ночью Вулича убивает пьяный казак.
- Печорин испытывает судьбу, когда забирается в дом к убийце Вулича и захватывает казака.
Важные эпизоды главы
Спор Печорина и Вулича
Поручик считает, что все в этой жизни предопределено и предлагает товарищам спор. Печорин же убежден, что судьбы нет и соглашается на предложение Вулича. Они заключают пари: Вулич должен выстрелить себе в голову, не зная заряжен ли пистолет.
Поручик остался жив, потому что пистолет дал осечку. Но следующий выстрел в стену доказывает, что пистолет исправен. В этот момент Григорий говорит Вуличу: «…мне казалось, будто вы непременно должны нынче умереть…».
После спора Вулич возвращается домой, и его убивает пьяный казак: «…Вулич шел один по темной улице; на него наскочил пьяный казак<…> ударив его шашкой, и разрубил его от плеча почти до сердца…».
Образ Вулича:
- Офицер пехоты, поручик.
- Печорин и Вулич знакомятся в казачьей станице.
- Портрет персонажа: «Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…».
- Вулич — человек, который способен на странные и отчаянные поступки: «Что ты хочешь делать? Послушай, это сумасшествие! — закричали ему…».
Почему глава называется «Фаталист», и кто из героев им является?
Фаталист — человек, который верит в судьбу, в предопределение.
- Вулич — фаталист. Герой верит, что существует судьба и за человека все решено кем-то свыше.
- Максим Максимыч — фаталист. Герой говорит о Вуличе: «Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!..».
Был ли Печорин фаталистом? Мы не можем назвать Печорина ни человеком, который не верит в судьбу, ни фаталистом. Герой верит в рассудок и волю, но считает, что можно «прочесть по лицу» приближающуюся смерть. |
Идеи каких героев ближе вам? Возможно, вы выберете Вулича и Максим Максимыча, которые верили в предопределение. Или Печорина, который вроде и не верит в судьбу, но поддерживает определенные идеи фатализма. Вероятно, кто-то сочтет, что фатализм — крайне неверное убеждение. Выбор за вами.
Фактчек
- В главе «Бэла» цивилизация противопоставляется природе, а Григорий, соответственно, Бэле, горцам и Максиму Максимычу.
- В главе «Тамань» автор вводит образ “честных” контрабандистов, чтобы показать еще одну сторону души Печорина: скуку и равнодушие к людям.
- Грушницкий и двойник, и антипод Печорина.
- Григорий не способен ни на дружбу, ни на любовь.
- Печорин показывает свои настоящие чувства, когда теряет Веру — единственную девушку, которую он полюбил.
- Фаталист — человек, который верит в предопределение, судьбу, но Печорина мы не можем назвать ни фаталистом, ни тем, кто отрицает существование судьбы.
Проверь себя:
Задание 1.
Вера — это…
- богатая княжна
- контрабандистка
- прислуга
- дальняя родственница Мери
Задание 2.
В какой главе рассказывает про “честных контрабандистов”?
- «Бэла»
- «Тамань
- «Княжна Мери»
- «Максим Максимыч»
Задание 3.
Какое звание у Вулича?
- поручик
- рядовой
- генерал
- полковник
Задание 4.
У кого Печорин ворует коня и меняет его на черкешенку?
- у Вулича
- у Азамата
- у Казбича
- у Вернера
Ответы: 1. — 4; 2. — 2; 3. — 2; 4. — 3.