М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Часть 1
На этой странице вы узнаете
- Печорин и Онегин — откуда появились эти фамилии?
- Чем отличалось поколение 1830-х годов?
- Может ли главный герой произведения умереть в середине романа?
«Супермен или Бэтмен?» — это вопрос, который иногда разделяет людей на два лагеря. Сегодня мы предлагаем познакомиться с другим персонажем — героем эпохи 19 века Григорием Печориным. У него нет суперспособностей, но его личность заслуживает внимания так же, как и приключения супергероев. Что в нем особенного? Узнаем в статье.
Интересный факт: «Герой нашего времени» — единственный завершенный роман писателя.
История создания
Как создавался роман «Герой нашего времени»? Где М.Ю. Лермонтов брал идеи?
- В 1836 году Лермонтов решает написать произведение «Княгиня Лиговская», героем которого и будет двадцатитрехлетний Григорий Печорин.
- Годом позже, в 1837 году, умирает А.С. Пушкин. Это событие повергает Лермонтова в шок, и он пишет стихотворение «Смерть поэта» — подробнее о котором можно прочитать в статье «М.Ю. Лермонтов. Лирика» — и останавливает написание своего произведения.
- За написание романа «Герой нашего времени» Лермонтов берется в 1838 году после ссылки на Кавказ. Побывав в Тамани и в селение горцев, автор решает, что главным героем будет служащий человек, способный к рефлексии. Он приступает к произведению в форме путевых записок главного героя. На произведения М. Ю. Лермонтова влияет творчество А. С. Пушкина, например, его роман в стихах «Евгений Онегин». Принято считать, что Лермонтов продолжает традиции Пушкина в литературе: обличает пороки общества и описывает типичного человека своей эпохи. Даже фамилии Онегина и Печорина созданы по одинаковому образцу.
Печорин и Онегин — откуда появились эти фамилии? Фамилия Григория Печорина происходит от названия реки Печора, как и фамилия Онегин — от названия реки Онега. В этом суть идеи автора. Печора расположена севернее Онеги, что соответствует характеру главного героя — он более “холодный”, чем персонаж А.С. Пушкина. |
- Спустя некоторое время замысел произведения меняется, Лермонтов решает объединить все путевые записки в один роман, показав читателю героя, который вбирает в себя качества и противоречия характера, присущие человеку эпохи 1830-х годов.
Чем отличалось поколение 1830-х годов? Посмотрим, какие события происходили в этот период времени: — Декабристское восстание 1825 года. — Люди ощущают упадок душевных сил, что автор называет «болезнью века» в предисловии к «Герою нашего времени». — Реакция на подавление декабристского восстания: молодежь ни во что не верит, ведет себя пассивно. |
- Произведение публикуется по частям:
- В 1839 году выходит первая часть романа — «Бэла», но называется она по-другому — «Из записок офицера на Кавказе».
- Следующей публикуется повесть «Фаталист».
- В 1840 году выходит «Тамань». Литературоведы утверждают, что в ее основу легли реальные события, произошедшие с Лермонтовым на Тамани: писатель встретил офицера, которого приняли за блюстителя порядка, выслеживающего контрабандистов.
- В 1840 году Лермонтов написал «Максим Максимыч» и собрал все части в одно большое произведение. Оно вызвало бурную реакцию у общественности. Некоторые считали роман превосходным, а некоторые находили его отвратительным, другие же совсем его не поняли. После критики было написано предисловие ко второму изданию, в котором объяснялась идея всего произведения.
Род, направление и жанр произведения
Род — эпос. Этот род характеризуется развитой сюжетностью, системой персонажей, показывает предметно-вещный мир, который характеризует героев, например, их одежду. Все это мы видим в произведении.
Основное направление — реализм. Но произведение может включать черты нескольких направлений, и в «Герое нашего времени» присутствуют черты романтизма.
Черты реализма | Черты романтизма |
— Характер героя обусловлен временем и эпохой: он становится скептиком, скучающим человеком, не принимает устои общества. — У героя сложный и даже противоречивый характер: с одной стороны, он дерзкий, с другой — спокойный. Пример: «…в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет». | — Характер Печорина статичный, он не изменяется на протяжении романа. Герой равнодушен ко всему кроме себя. — Судьба героя трагична. Печорин так и не находит своего предназначения, друзей, не заводит семью и умирает по пути из Персии. — Печорин — исключительная и необычная личность на фоне «водяного» общества. — В произведении видны экзотические пейзажи. Например, горы Кавказа, Минеральные Воды в Пятигорске. — Связь природы и героев, она отражает внутреннее состояние персонажей: «Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..» |
Жанр — роман. Каждый роман можно классифицировать, поэтому «Герой нашего времени» — это роман:
- социально-психологический, где автор обращает внимание на внутренний мир героя;
- философский, где автор поднимает вопросы, на которые человечество все еще не нашло ответ. Например, существует ли судьба?
Важно понимать, что каждая из частей романа также имеет свой жанр. «Бэла» и «Княжна Мери» — это повести, «Максим Максимыч» — очерк, «Тамань» и «Фаталист» — новеллы.
Темы и идеи «Героя нашего времени»
Произведение включает в себя несколько тем, над которыми можно долго рассуждать:
- Тема личности прослеживается через образ Печорина — его характер обуславливает социальная среда, в которой он находится. Ранее в статье мы говорили об эпохе 1830-х годов. Подавления декабристского восстания влияет на людей, они становятся разочарованными и пассивными, а Печорин как раз — представитель этой эпохи.
- Тема “лишнего человека”. Вокруг этой темы и строится произведение. Григорий Печорин — “лишний человек”. Герой образован и имеет неординарные способности, но не может применить их в том обществе, в котором находится. Поэтому Печорин испытывает скуку: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом <…> Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; <…> И тогда в груди моей родилось отчаяние…».
- Философская тематика показывает противоборство судьбы и личности, вопросы дружбы и любви, смысла жизни, связи человека и природы, веры, действия и бездействия. Эти вопросы автор поднимает на протяжении всего романа, пытаясь найти на них ответы.
- Тема Кавказа. Например, события в главе «Бэла» происходят на Кавказе. Автор показывает контраст горцев, которые живут по законам природы, и нашего героя, который действует согласно законам цивилизации.
- Тема светского общества. «Водяное» общество — так называет Печорин светских людей, которые поверхностны и ограничены. Им он себя и противопоставляет, при этом понимая, что живет так же, как и они.
Идея произведения — Лермонтов осмысляет то, что повлияло на формирования характера героя, который является типичным представителем своего поколения, критикует его. При этом пустота жизни Печорина заставляет страдать не только его самого, но и всех тех, кто находится рядом. В идею произведения входит и поиск ответов на философские вопросы, о которых мы говорили выше.
Композиция произведения
Может ли главный герой умереть в середине произведения? Да, и это особенность произведения «Герой нашего времени». Более того, автор упоминает о смерти главного персонажа вскользь в середине повествования. |
Об этом композиционном приеме мы сейчас поговорим подробнее.
Композиция — это структура частей произведения, закономерности их построения.
М. Ю. Лермонтов намеренно отказывается от хронологической последовательности расположения частей текста. Что это означает? Давайте разберемся.
Хронология — это события в их временной последовательности.
Представим, как человек просыпается утром, готовит завтрак, идёт в школу. Затем наступает время обеда. Это хронологическая последовательность.
Здесь можно сделать схему:
Если мы будем рассказывать друзьям о своём дне, и сначала опишем обед, а только потом дорогу в школу, завтрак и пробуждение, то хронология событий будет нарушена.
Нарушение хронологической последовательности:
Так и поступил М.Ю. Лермонтов. Сначала он описал более поздние события, произошедшие с Печориным, показал его смерть, а лишь после рассказал читателю предысторию. Поэтому в «Герое нашего времени» не совпадают сюжет и фабула.
Фабула | Сюжет |
Хронологическая последовательность событий в произведении. | Последовательность событий в произведении, какую выстроил автор. |
Посмотрим на расположение глав согласно сюжету и фабуле.
Расположение глав согласно фабуле | Расположение глав согласно сюжету |
1. «Тамань»; 2. «Княжна Мери»; 3. «Бэла»; 4. «Фаталист»; 5. «Максим Максимыч»; 6. Предисловие к «Журналу Печорина». | 1. «Бэла»; 2. «Максим Максимыч»; 3. Предисловие к «Журналу Печорина»; 4. «Тамань»; 5. «Княжна Мери»; 6. «Фаталист». |
А теперь давайте проследим хронологию событий романа. Для этого поменяем расположение глав согласно фабуле:
- «Тамань». По казенной надобности Печорин едет из Петербурга на Кавказ. В Тамани он встречает контрабандистов.
- «Княжна Мери». Далее герой доезжает до Пятигорска, где происходит дуэль с Грушницким. За дуэль Григория ссылают в отдельную крепость.
- «Бэла». В этой крепости Печорин живет с Максимом Максимычем, здесь происходят все события, связанные с Бэлой.
- «Фаталист». Далее герой уезжает в казачью станицу на две недели по делам службы.
- «Максим Максимыч». Проходит пять лет. По пути из Петербурга в Персию Печорин встречает Максима Максимыча и автора-повествователя во Владикавказе.
- Предисловие к «Журналу Печорина». На обратном пути из Персии Печорин умирает.
С какой целью автор меняет расположение глав?
Лермонтов хочет, чтобы читателя заинтересовала не столько судьба героя, сколько причины, по которым он становится таким, какой есть.
Из-за нарушения хронологии событий происходит постепенное сближения читателя и Печорина. Мы видим Григория сначала таким, каким его воспринимал Максим Максимыч. Затем таким, каким его видел автор-повествователь. В конце герой сам рассказывает о себе.
Печорин глазами Максимы Максимыча | Печорин глазами автора-повествователя | Печорин в своем дневнике |
Странный и упрямый человек, который умеет играть на слабостях людей. Максим Максимыч не разгадал Печорина и не понял его. Максим Максимыч — представитель старшего поколения и простой человек, ему чужда рефлексия, он не привык скрывать свои чувства от других, как это делает Григорий. | Неуловимая и противоречивая натура, которую сложно разгадать.Автор-повествователь выделяет красивую внешность и крепкое телосложение. Автор-повествователь приближается к раскрытию настоящего образа Печорина, потому что он — человек той же эпохи, что и герой. | Полностью раскрывает свой характер и причины, повлиявшие на его формирование. Герой такой, какой есть, потому что общество его заставляло становиться холодным и разочарованным в жизни. Григорий не находит отклик «души прекрасным порывам» и приспосабливается к окружению. Печорин — портрет всего поколения. |
Мы, читатели, только через время можем понять, какой на самом деле герой. Сначала он показан жестоким и холодным человеком, но через несколько глав описываются причины появления этих черт в его характере:
«Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен».
На этом мы закончим первую часть разбора романа «Герой нашего времени». Продолжение, которое поможет по справедливости оценить произведение, ждет вас в статье «М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Часть 2».
Термины
- Хронология — это события в их временной последовательности.
- Композиция — это структура частей произведения, закономерности их построения.
- Фабула — хронологическая последовательность событий в произведении.
- Сюжет — последовательность событий в произведении, какую выстроил автор.
Фактчек
- Идея произведения — критика поколения 1830-х годов. Пустота жизни заставляет страдать не только главного героя, но и всех тех, кто его окружает.
- Из-за нарушения хронологии событий происходит постепенного сближения читателя и героя. Читатель только через время может понять, какой на самом деле Печорин. Сначала герой показывает жестоким и холодным человеком, но через несколько глав мы узнаем о причинах появления этих черт в его характере.
- Лермонтов использует прием психологизма, чтобы показать внутренние переживания и мысли Печорина.
- Род произведения — эпос, жанр — роман, направления — реализм и романтизм.
Проверь себя
Задание 1.
Где верная последовательность глав согласно сюжету?
- «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
- «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери», «Фаталист», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань».
- «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина».
- «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери».
Задание 2.
Композиция — это…
- последовательность событий в произведении
- структура частей произведения, закономерности их построения
- время и пространство в произведении
- краткий пересказ текста
Задание 3.
К какому типу героя относится Печорин?
- романтический герой
- “лишний человек”
- “маленький человек”
- новый человек.
Задание 4.
Фабула — это…
- хронологическая последовательность событий в произведении
- последовательность событий в произведении
- последовательность частей текста
- раскрытие внутреннего мира героя
Ответы: 1. — 1; 2. — 2; 3. — 2; 4. — 1.