Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Лирика Марины Ивановны Цветаевой

18.3.2024
104

На этой странице вы узнаете

  • Ни рифмой единой, или Что вы могли упустить из наследия М.И. Цветаевой? 
  • «Пять букв», или Кто совершил ошибку?
  • «Места души твоей», или Где искать М.И. Цветаеву?

Портрет. Глубокий взгляд зеленых, как бы виноградных глаз, короткое небрежное каре на каштановых волосах, руки, неотъемлемая часть которых — браслеты и кольца: обручальное, гемма (ювелирный камень с вырезанной головой Гермеса) в серебряной оправе, перстень-печатка.

Портрет. Стихи — «как брызги из фонтана», «как искры из ракет».

Узнали или не узнали, согласны или не согласны — наша сегодняшняя статья посвящена русской поэтессе Серебряного века Марине Ивановне Цветаевой.

И начнем мы, соблюдая правила приличия, со знакомства.

Биография

Предлагаем взглянуть на хронологию событий жизни М.И. Цветаевой:

  • 1892: рождение («Красною кистью / Рябина зажглась. / Падали листья, Я родилась») в семье И.В. Цветаева, профессора Московского университета, основателя Музея изящных искусств, и М.А. Мейн, пианистки.
  • 1901-1908: обучение в пансионах и гимназиях Лозанны, Ялты, Москвы.
  • 1910: начало творческого пути, первая книга «Вечерний альбом».
  • 1912: замужество (С.Я. Эфрон).
  • 1922-1939: жизнь в эмиграции, в Чехии и Франции.
  • 1939: возвращение в СССР («Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»), арест мужа и дочери.
  • 1941: самоубийство.

Дни, недели, месяцы, годы — и вот перед нами, на ленте времени, — судьба.

М.И. Цветаева — в первую очередь поэтесса, но мы не можем не сказать о многогранности ее творчества.

Ни рифмой единой, или Что вы могли упустить из наследия М.И. Цветаевой?

Очевидно существование сборников стихотворений, чуть менее очевидно наличие поэм (например, «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов»), но есть еще и:

драматические произведения: «Червонный валет», «Метель», «Приключение», «Каменный Ангел», «Феникс», «Ариадна», «Федра»;
эссеистская проза: «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев», «Поэт и время», «Эпос и лирика современной России»;
мемуары: «Мать и музыка», «Сказка матери», «История одного посвящения», «Повесть о Сонечке»;
воспоминания: «Живое о живом», «Пленный дух»;
переводы: например, из Гете, Вебера, Франко, Лорки, Бодлера, Шекспира.

Рекомендуем читать и перечитывать!

Можно считать, что первая встреча состоялась. А значит — переходим к обсуждению лирики.

Особенности поэтики

«Своеобразный стих», «лирическая сила», «неподдельная искренность», «настоящая женственность настроений» — так прокомментировал творческую манеру М.И. Цветаевой один из ее современников, К.Д. Бальмонт.

«Поэт восклицательных знаков, форсированного голоса, крика, стона» — так определил М.И. Цветаеву литературовед И.Н. Сухих.

Многие люди говорили многие слова, и вы, конечно, тоже можете продолжить этот ряд в соответствии с личным восприятием. В связи с этим — мы остановимся только на объективных особенностях:

  • Направление: модернизм (поиск новых решений, отход от устоявшихся форм искусства); конкретизация невозможна, лирика М.И. Цветаевой сочетает в себе значительное количество признаков, поэтому ее нельзя отнести ни к символизму, ни к акмеизму, ни к футуризму, ни к имажинизму — она самобытна — «Ни к какому поэтическому и политическому направлению не принадлежала и не принадлежу» (индивидуализм и эгоцентризм).
  • Темы (смысловая сжатость — сокрытие за формой): 
  • любовь (часто — трагическая: например, «Мне нравится, что вы больны не мной…»);
  • поэт и поэзия (например, «Имя твое — птица в руке…»);
  • родина (часто — изгнанничество: например, «Тоска по родине! Давно…»).
  • Художественные средства:
  • ритмизация, авторская пунктуация (частое использование тире: «Мой милый, что тебе я сделала?»);
  • звукопись («Та гора была, как гром! / Зря с титанами заигрываем!»);
  • цветопись Зелень земли ударяла в голову, / Освобождала ее от дум…»);
  • детализация («Мои стихи — дневник, моя поэзия — поэзия собственных имен…»);
  • контрастность («Шестикрылая, ра — душная, / Между мнимыми — ниц! — сущая,  / Не задушена вашими тушами,  / Ду — ша);
  • обилие тропов и стилистических фигур.

Кроме того, нужно сказать о тематических разновидностях лирики поэтессы.

Тематические разновидности лирики М.И. Цветаевой

Гражданская лирикаФилософская лирикаЛюбовная лирика
патриотизм, судьба страны, участь народа, Москвасмысл жизни, сущность бытия, человеческая природа, «проклятые вопросы»романтические отношения на любом этапе их развития
«Тоска по Родине! Давно…»«Прохожий»«Мне нравится, что вы больны не мной…»

Добавим, что в творчестве М.И. Цветаевой можно выделить два периода:

  • доэмигрантский (1910-1922);
  • эмигрантский (1922-1839).

Ну что — кажется, фундамент заложен, пора анализировать конкретные произведения!

«Моим стихам, написанным так рано…»

Начнем со стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…», созданного в 1913 году, — его основные характеристики собраны в таблице:

РодЖанрНаправлениеРазмер
лирикалирическое стихотворениемодернизмямб

Если говорить о тематике: вычленимы две основополагающие темы — поэт и поэзия, поэт и толпа.

Лирическая героиня рассуждает о творческом становлении. Собственные стихи она сравнивает с «брызгами из фонтана», «искрами из ракет», «маленькими чертями» — неуемность, стихийность, неудержимость литературного дарования подчеркиваются использованием авторской пунктуации. Звучит предсказание: «настанет <…> черед» «нечитанных стихов», как придет время выпить настоявшееся «драгоценное вино».

Стихотворение, упругое от содержащейся в нем энергии, оказалось пророческим. Что же — поднимем еще один бокал редкого напитка?  

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Делая глоток, обратите внимание на таблицу:

РодЖанрНаправлениеРазмер
лирикалирическое стихотворениемодернизмамфибрахий

Тематика стихотворения такова: поэт и поэзия, поэт и толпа, море.

Лирическая героиня размышляет о судьбе и воле каждого человека. Она говорит о своем отличии от окружающих людей: «пена морская» против «камня», «глины», динамичность против статичности, легкость против тяжести, активность против пассивности, оригинальность против конформизма. В тексте снова есть пророчество: бессмертие в стихах, воскрешение в таланте — «Дробясь о гранитные ваши колена, / Я с каждой волной — воскресаю!».

От «бренной пены» перейдем к не менее бренному ЕГЭ — время практики!

Выполним упражнение формата ЕГЭ (тип 6).

Задание 6.
Стихотворение М.И. Цветаевой состоит из четырех ___ и шестнадцати строк, созвучие концов которых называется ___.

Решение.

Стихотворение М.И. Цветаевой состоит из четырех строф и шестнадцати строк, созвучие концов которых называется рифмой.

Ответ: СТРОФРИФМОЙ

А сейчас обратимся к стихотворению, атмосфера которого нисколько не похожа на настроение уже рассмотренных нами текстов, и взглянем на его содержание.

«Тоска по Родине! Давно…»

И снова — главная информация в таблице:

РодЖанрНаправлениеРазмер
лирикагражданская лирикамодернизмямб

В произведении раскрываются следующие темы: Родина, поэт и толпа, одиночество.

В первой строфе лирическая героиня заявляет, что тоска по Родине — «разоблаченная морока». Напускное равнодушие подчеркивается при помощи лексического повтора («Мне совершенно все равно — / Где — совершенно-одинокой…») и метафоры («…зоркий сыщик / Вдоль всей души, всей — поперек! / Родимого пятна не сыщет!»). Ничто не спасает от неустроенности и чужести — ни родной язык («Мне безразлично — на каком / Непонимаемой быть встречным!»), ни люди («Мне все равно, каких среди / Лиц ощетиниваться»): «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, / И все — равно, и все — едино». Невозможно не заметить эмоциональный надрыв, а признание звучит особенно остро благодаря фигуре умолчания: «Но если по дороге — куст / Встает, особенно — рябина…»

Мотив связи (пусть и иного типа) присутствует в нашем следующем стихотворении.

«Бабушке»

Для начала — сухая характеристика текста, написанного в 1914 году:

РодЖанрНаправлениеРазмер
лирикапосланиемодернизмдактиль

Основа — темы семьи, судьбы, связи поколений

Лирическая героиня описывает портрет своей бабушки: «продолговатый и твердый овал», «надменные губы», «ледяное лицо», «локоны, в виде спирали», «темный, прямой и взыскательный взгляд», «двадцатилетняя полька» (бабушка М.И. Цветаевой — М.Л. Бернацкая). Очевидно, что холодность, твердость «юной бабушки» удивляют и привлекают. Заметили оксюморон? А лирическая героиня заметила сходство: « — Бабушка! — Этот жестокий мятеж / В сердце моем — не от вас ли?..».

Автобиографические мотивы сквозят и в следующем стихотворении, созданном на два года позже, в 1916 году. 

«Семь холмов — как семь колоколов!… »

Москва действительно стоит на семи холмах, а текст — на таких столпах:

РодЖанрНаправлениеРазмер
лирикалирическое стихотворениемодернизмакцентный стих

Произведение из цикла «Стихи о Москве» затрагивает следующие темы: город, Родина, вера, детство.

Стихотворение начинается с красочного, торжественного описания родного для лирической героини города, в котором подчеркивается сакральное значение столицы, неразрывно связанной с духовностью: «И любила же, любила же я первый звон, / Как монашки потекут к обедне…». Контрастное описание жителей Москвы («…московский сброд, / Юродивый, воровской, хлыстовский!») не меняет пафоса произведения: город был и остается особенным, местом рождения и желанным местом смерти.  

А теперь рассмотрим, как реализуется тема детства в стихотворении «Книги в красном переплете». Но перед этим — попрактикуемся.

Выполним упражнение формата ЕГЭ (тип 7).

Задание 7.

Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («Колокольной землей московскою»).

Решение.

Стилистический прием, основанный на повторении одинаковых гласных звуков, — ассонанс («Колокольной землей московскою»).

Ответ: АССОНАНС

Пора возвращаться к наследию поэтессы!

«Книги в красном переплете»

Помимо темы детства — в стихотворении, написанном в 1910 году, упоминается роль искусства, литературы.

РодЖанрНаправлениеРазмер
лирикалирическое стихотворениемодернизмямб

Лирическая героиня делится трепетным отношением ко всему, что связано с чтением: и к воспоминаниям («Мама, десять строк!…», «Как хорошо за книгой дома!», «О золотые времена»), и к самим книгам — как предметам («Неизменившие друзья / В потертом, красном переплете»), и к литературным героям («Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий»). Ей удалось пронести любовь через года, что подчеркивается рамочной композицией (обрамление — художественное «настоящее»).

Думаем, вы поняли, что в стихотворении упоминаются персонажи Марка Твена. В нашем следующем тексте тоже есть тайна, но она — на удивление — математическая.

«Имя твое — птица в руке…»

В 1916 году было написано стихотворение-посвящение (цикл «Стихи к Блоку»), главная тема которого — поэт и поэзия:

РодЖанрНаправлениеРазмер
лирикапосланиемодернизмакцентный стих

Лирическая героиня говорит о личности и творчестве А.А. Блока, воссоздавая фонетический облик его фамилии: «Имя твое — птица в руке, / Имя твое — льдинка на языке. / Одно-единственное движенье губ. / Имя твое — пять букв»

«Пять букв», или Кто совершил ошибку?

Мы в интерпретации или М.И. Цветаева при счете?

На самом деле — никто! До орфографической реформы 1917-1918 годов, в результате которой изменились правила русского правописания и исключились из русского алфавита некоторые буквы, фамилия А.А. Блока писалась с «ером»: «Блокъ».

Так что — никаких ошибок.

В тексте есть акцент на амбивалентности творческой манеры А.А. Блока — она и хрупка, звонка («льдинка», «птица в руке», «серебряный бубенец во рту»), и резка («щелканье ночных копыт», «звонко щелкающий курок»). В итоге — фигура поэта возвышается, практически обожествляется: «Имя твое — ах, нельзя! — / Имя твое — поцелуй в глаза…».

Кстати — М.И. Цветаева часто обращается к поэтам-современникам, регулярно посвящает им тексты (принадлежность к поэзии как бы становится показателем духовного родства), в которых формируется обобщенный образ Поэта в его типических чертах.

Что же — мы рассмотрели приличное количество стихотворений. Надеемся, что их знание окажет вам услугу не только на экзамене: верить в «свой черед», «серебриться и сверкать» — чем не план на каждый день?

Напоследок предлагаем немного «погеографизировать».

«Места души твоей», или Где искать М.И. Цветаеву?

Вот точки на карте, связанные с именем поэтессы:
— Москва;
— Таруса;
— Коктебель;
«Чешские деревни»;
— Елабуга.

Ищите и обрящете, а если не обрящете — точно увеличите кругозор!

А еще советуем наслаждаться произведениями М.И. Цветаевой, положенными на музыку — для вас: плейлист «На стихи Марины Цветаевой»

Кажется, все наши «предпрощательные» дела сделаны, а значит, остается благодарить вас за прочтение и рекомендовать не останавливаться на изученном — ознакомьтесь подробнее с наследием А.А. Блока, к которому так благоговейно относилась М.И. Цветаева: «Александр Александрович Блок — личный дневник поэта. Особенности творчества», «Александр Александрович Блок — личный дневник поэта. Гражданская лирика», «Александр Александрович Блок — личный дневник поэта. Любовная лирика», «Александр Александрович Блок — личный дневник поэта. Философская лирика», «Александр Александрович Блок — поэма «Двенадцать». Часть 1», «Александр Александрович Блок — поэма Двенадцать. Часть 2»

До скорых встреч!

Термины

Акмеизм — литературное течение, для которого характерны материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Имажинизм — литературное течение, для которого характерны образность, метафоричность, эпатажность.

Символизм — литературное течение, для которого характерны новаторство и недосказанность, использование символов, загадочных образов, намеков.

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии (конец XIX — начало XX века).

Футуризм — литературное течение, для которого характерны разрыв с традицией и повышенное внимание к форме.

Фактчек

  • Марина Ивановна Цветаева — признанная поэтесса Серебряного века.
  • Направление творчества — модернизм.
  • Основные темы: любовь, поэт и поэзия, родина.
  • Лейтмотивы: одиночество, дисгармония, спор с судьбой.
  • Особенности стихотворений: ритмизованность (в том числе — благодаря авторской пунктуации), наличие звукописи и цветописи, использование тропов и стилистических фигур (в том числе — обилие антитез на всех уровнях текста).

Проверь себя

Задание 1.
Полное имя М.И. Цветаевой — это…

  1. Марина Игоревна;
  2. Мария Ильинична;
  3. Мария Ивановна;
  4. Марина Ивановна.

Задание 2.
Даты жизни М.И. Цветаевой — это…

  1. 1892-1941;
  2. 1891-1956;
  3. 1892-1975;
  4. 1892-1950.

Задание 3. 
Основные темы творчества М.И. Цветаевой — это…

  1. поэт и поэзия;
  2. любовь;
  3. Родина;
  4. детство.

Задание 4. 
Направление лирики М.И. Цветаевой — это…

  1. модернизм;
  2. акмеизм;
  3. реализм;
  4. маринизм.

Задание 5. 
Любимый знак препинания М.И. Цветаевой — это…

  1. :
  2. ;
  3. ,

Ответы: 1. – 4; 2. – 1; 3 – 1, 2, 3; 4. – 1; 5. – 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов