Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Александр Александрович Блок — поэма «Двенадцать». Часть 1

8.2.2023
1184

На этой странице вы узнаете 

  • Как стать гением за три дня?
  • Откуда здесь Н.А. Некрасов?
  • Каков рецепт блоковской поэмы? 

Одно слово, революция — и как много в нем смысла. Можно ненавидеть ее, вдохновляться ею, но не отрицать. Революция изменяет мир, переворачивает его с ног на голову. Сразу вспоминается строчка из одной известной песни: «Бросай кости рядом со мной»! И мы бросим. Представляем вашему вниманию поэму Александра Александровича Блока — «Двенадцать». 

История создания поэмы 

Поэма «Двенадцать» была написана в процессе революционных событий. Блок гулял по Петрограду (нынешний Санкт-Петербург) и оказался под влиянием тяжелой атмосферы бунта и смены власти. Поэт хотел передать свои чувства в словесную форму, так как суждения об исторических событиях он уже выразил в другой работе. 

Мнение насчет революции Блок подробно изложил в статье «Интеллигенция и Революция». В ней он последовательно и логично выражает свое отношение к историческому контексту. 

Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году за три дня. Она описывает небольшой промежуток времени и частично задевает жизнь самого Блока. 

Как стать гением за три дня?

Ответ: написать за это время поэму, которая точно отобразит настроение революции.

Когда Блок поставил последнюю точку в поэме, он написал в личном дневнике: «Сегодня я — гений». Почему? Потому что Блок сумел изобразить народный мир таким, каким он был на самом деле в революционное время.

Через несколько лет, однако, он откажется от своих слов и полностью поменяет свое отношение к поэме. В конце жизни от даже отречется от произведения. 

С одной стороны, Блок был воодушевлен революцией. Он ожидал перерождения, изменения старых порядков, какой-то новой жизни. С другой стороны, поэт был напуган жестокостью революции. Люди разочаровывались, погибали, их убивали. Все это повлияло на восприятие поэта. 

Октябрьская революция — историческая памятка 

Сложно говорить про революцию, ничего о ней не зная. Давайте хотя бы мельком взглянем на то, что же произошло на самом деле. Более подробно с событиями революции вы можете ознакомиться в нашей статье по истории «Октябрьская революция. Приход большевиков к власти в России». 

Почему случилась Октябрьская революция? Причин у революции было несколько, однако мы расскажем вам о самых основных. 

1. Разочарование итогами Февральской революции 1917 г. Народу удалось свергнуть монархию, однако ожидаемых реформ так и не произошло. Все как было плохо, так и осталось.

2. Участие в Первой Мировой войне 1914—1918 гг. Любой военный конфликт — это очень дорого. На поддержку армии идут не только деньги, но и практически все производство. В это же время в солдатских рядах зрело революционное настроение. 

3. Анархия. В стране из-за отсутствия конкретной власти началось беззаконие и стихийность. 

Анархия — состояние общества без власти или руководящего органа, приводящее к беспорядкам и хаосу. 

4. Рост влияния Советских рабочих и солдатских депутатов. Плакаты и лозунги о прекращении войны для народа стало новой надеждой на лучшую жизнь. 

Что произошло? Октябрьская революция длилась с 24 по 26 октября. Сначала отряды Красной гвардии захватили важнейшие городские объекты, а спустя время Временное правительство было арестовано. Власть была передана Советам. 

На двадцать втором Всероссийском съезде Советов был издан Декрет о мире, земле и власти. Так и закончилась Революция. 

Надеемся, что краткая экскурсия по истории дала вам общее представление об атмосфере, в которой жил Блок. Настала пора поговорить о самом важном, о поэме. 

Тематика

  1. Революция

В произведении революция является разрушительной силой. Это подчеркивают образы ветра и вьюги: «Ветер, ветер», «Разыгралась чтой-то вьюга». Представителей «старого» мира, в числе которых буржуи, лишили не только их дома, но и имени. Они стали абсолютно никому не нужными. 

Революция также несет анархичный характер. Переворот происходит стихийно, народ без сожаления и необузданно движется вперед, неся за собой огромную энергию. 

  1. Христианство

Религии в изменяющемся мире нет места. Персонажи поэмы смеются над верой: «От чего тебя упас / Золотой иконостас?» Однако в конце двенадцать ведет именно Христос.

У этого эпизода есть два возможных значения:

1) Отрицая Бога, народ уничтожает в первую очередь себя. Революция отдаляет их от истины, нежели приближает их к ней.

2) Восприятие образа Иисуса Христа отдельно от церкви. Его слова были изложены неверно и использованы ради выгоды отдельных людей, поэтому он снова пришел в мир, чтобы исправить его. 

  1. Изменение нравственных ориентиров

Один из главных принципов нового мира — честность и отсутствие цензуры. В произведении упоминаются проститутки, которые обсуждают цены на клиентов: «На время — десять, на ночь — двадцать пять…» Эта тема раньше была абсолютно запрещена в литературе, однако теперь она не осуждается. 

Проблематика

  1. Отсутствие морали.

Персонажи полностью отвергают традиционную мораль. Двенадцать равнодушно убивает Катьку, они с легкостью используют оружие как средство для угрозы. Люди в революции теряют человеколюбие и милосердие. 

  1. Уход старого мира. 

Если раньше «наверху» были буржуи, то сейчас все меняется. Теперь народ главе, именно он диктует новые правила устройства этого мира.

  1. Нищета. 

Россия истощена восстаниями и войнами. Улицы полны не жизни, а разрушения вокруг. 

Композиция

Поэма «Двенадцать» имеет кольцевую композицию. Перекликание по главам происходит как по сюжету, так и по образам. Так, двенадцатая глава соотносится с первой, вторая — с одиннадцатой и так далее. 

Главы-близнецы

Первая и двенадцатая главы

Поэма начинается и заканчивается на контрасте, благодаря чему завершается логика повествования: 

Обе главы также объединяет петроградский пейзаж. Однако здесь есть одно «но». 

В первой главе художественное пространство сужается, то есть акцент делается:

  • на конкретных домах — «От здания к зданию / Протянут канат»;
  • на определенном плакате — «Вся власть Учредительному Собранию!»;
  • или на одном герое — «Старушка, как курица, / Кой-как перемотнулась через сугроб»

В двенадцатой главе художественное пространство, наоборот, расширяется. Лирический герой не делает акцент на чем-то одном. Пространство ведет в новый мир, «вперед», куда следует Исус Христос. Такая композиция логически завершает хронику событий поэмы. 

Вторая и одиннадцатая главы

В обеих главах звучит тема движения марша:

  • Во второй — «Идут двенадцать человек».
  • В одиннадцатой — «И идут без имени святого / Все двенадцать — вдаль»

Перекликаются также и смысловые части. Во второй главе лирический герой говорит: «Неугомонный и дремлет враг!», а в одиннадцатой уже: «Вот — проснется / Лютый враг». С движением марша просыпаются все слои России, так как такое восстание невозможно не заметить. 

Третья и десятая главы

Эти главы объединяют песенные народные четверостишия, которые поются внутри отряда. Они обе создают многоголосие и нестройность поэмы. 

В третьей главе есть три песни, которые описывают весь происходящий хаос: «В Красной Армии служить — / Буйну голову сложить!», «Рваное пальтишко, / Австрийское ружье!», «Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»

Десятая глава тоже начинается песенным четверостишием, описывающим происходящее: «Не видать совсем друг друга / За четыре за шага». Кончается все напевом из русской революционной песни «Варшвянки»: «Вперед, вперед, вперед / Рабочий народ!» 

Четвертая и девятая главы

Здесь представлен образ врага. В четвертой главе «врагом» является Ванька: «Он в шинелишке солдатской / С физиономией дурацкой». Этот герой воспринимается как предатель, который бросил свой отряд и поддался женскому соблазну. 

В девятой главе врагом является буржуй: «Стоит буржуй, как пес голодный». Благодаря этому образу лирический герой рисует образ старого мира. Прошлые богатые люди теперь стали такими же, как и бедный народ. Их лишили прошлых привилегий, поэтому старый мир и сравнивается с «безродным псом». 

Пятая и восьмая главы

Эти части объединяет эмоциональное состояние Петрухи. В пятой главе мы слышим его ревностный монолог: «Помнишь, Катя, офицера — / Не ушел он от ножа…» В восьмой Петруха уже думает о других вещах. Герой тоскует, однако обещает отомстить «за зазнобушку» буржуям: «Уж я ножичком / Полосну, полосну!»

В обеих главах звучит мотив мести, который вызвала Катька. Однако если в пятой главе Петька хочет отомстить из-за ревности, то в восьмой — из-за буржуев, которые развратили молодых девушек. 

Шестая и седьмая главы — кульминация

Структуру обеих глав составляют диалоги: «А Катька где? — Мертва, мертва!», «Ох, товарищи, родные, / Эту девку я любил» Именно здесь звучит одна из главных мыслей поэмы — в эпоху революции человеческая жизнь становится разменной монетой. 

После убийства Катеньки двенадцать спокойно идут дальше, не придавая значения случившемуся. Он горюет из-за убийства возлюбленной, однако отряд убеждает его взять над собой контроль: «Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой!»  

Символика числа 12

В поэме по-разному можно понимать число двенадцать: 

Время полночи также указывает на обновление. Уходит старый день или год, и наступает новое время.

Вы часто фантазируете перед сном? Обычно мы произносим фразу: «Вот завтра я начну новую жизнь с чистого листа». Так вот, герои поэмы «Двенадцать» находятся в промежутке между «новой» и «старой» жизнью. 

Кстати, о красногвардейцах. Их ведь тоже двенадцать, как мы уже поняли. Может быть, вы помните из Библии похожий состав из такого же количества человек? Если вы назвали апостолов — то совершенно правы. 

Апостолы — последователи и ученики Иисуса Христа. 

Иисус сам выбирал учеников и наделял их определенной силой. Апостолы должны были доносить до людей смысл христианства и направлять их на верный путь. 

Блок ассоциирует вновь вернувшегося Христа и Двенадцать последователей с мировой революцией. Они несут идею обновления в народ, тем самым указывая на создание нового мира. Как в первом, так и во втором своем пришествии у Блока Исус знаменует новый мир.

Откуда здесь Н.А. Некрасов?

В записках Блока есть одна цитата: «Было двенадцать разбойников». Она отсылает нас к стихотворению Некрасова «О двух великих грешниках», которая является частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Если вы с ней еще незнакомы, предлагаем вам почитать про нее в нашей статье «Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». 

В поэме писателя герой Кудеяр бросает разбойников и уходит служить Богу в монастырь. В этом значении Двенадцать может быть также идеей о преемственности поколения.

Любовь во время революции

Вспомним, в чем заключался любовный сюжет в поэме. Сначала у Катьки любовь с Петькой, однако она изменяет ему с Ванькой. В шестой главе двенадцать красногвардейцев нападают на Катьку с Ванькой и начинают в них стрелять. Героине, к сожалению, выжить не удалось, Петька убивает ее. 

Так для чего была показана любовная линия в поэме? Сейчас объясним. Дело в том, что именно описание любовных взаимоотношений помогает раскрыть тему насилия и напрасных жертв. 

Мы знаем, что Катька «гуляла» не первый раз, об этом нам говорят шрамы, которые «не зажили от ножа». Однако в этот раз героиня изменила Петьке не просто с другим мужчиной, а с богатым солдатом, который раньше тоже был дозорным.

Так, частный конфликт между Катькой и Петькой вырастает в социальный. Красногвардейцы воспринимают Ваньку как угрозу и против них: «Мою, попробуй, поцелуй». Именно поэтому убийство Катьки воспринимается ими как правильное решение. 

И в этом заключается трагизм события. Петруха убивает любимую женщину и недолго переживает по этому поводу. Он не испытывает жалости к Катьке, ему жаль только себя, свою любовь к героине. 

Подведем итоги первой части статьи. Но чтобы нам не было скучно, представим выводы в виде… рецепта.

Каков рецепт блоковской поэмы? 

Ингредиенты:
— Кольцевая композиция.
— Частушки и народные песни.
— Фольклорные мотивы.
— Несчастная любовь.
— Желание мести.
— Описание разрушения старого мира.

Рецепт: 
Для того, чтобы показать жизнь во время революции, необходимо соединить символический и реалистичные миры. Для этого введите в произведение кольцевую композицию, чтобы сделать поэму логически и символически завершенной. Добавьте в поэму остальные ингредиенты, особенно будьте осторожны с любовью. Она составляет особый вкус произведения и раскрывает все остальные мотивы. 

Фактчек

  • Поэма «Двенадцать» описывает действия Октябрьской революции 1917 года. 
  • Число «двенадцать» в поэме трактуется по-разному: оно означает время полночи, количество красногвардейцев, отображает название и указывает на количество частей в произведении. 
  • С помощью любовной линии Блок изображает тему насилия и напрасной смерти. 

Проверь себя

Задание 1.
Какая композиция у поэмы «Двенадцать»? 

  1. линейная
  2. кольцевая
  3. фрагментарная
  4. рамочная

Задание 2.
О какой революции идет речь в поэме?

  1. Октябрьская
  2. Февральская
  3. Январская
  4. Декабрьская

Задание 3.
Двенадцать красногвардейцев сравниваются с… 

  1. апостолами 
  2. полночью
  3. красным флагом
  4. бедностью 

Задание 4.
Почему Петруха убивает Катьку?

  1. Она ему никогда не нравилась.
  2. Она изменила ему.
  3. Она обозвала его.
  4. Она пыталась остановить революцию.

Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 1; 4. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов