Иван Алексеевич Бунин. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»
На этой странице вы узнаете
- В чем Бунин был первым?
- Что писатель зашифровал в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
- Солнечный удар по-бунински — что это?
Сегодня мы совершим кругосветное путешествие по творчеству И.А. Бунина вместе с господином из Сан-Франциско. Доставайте кошельки, господа, такой отпуск — недешевое удовольствие. Мы узнаем о том, почему же не стоит копить деньги всю жизнь, чтобы потратить их в старости, как после одной встречи можно постареть на 10 лет и разберемся, что может привести молодую девушку в монастырь.
Биографическая справка
Для начала давайте поближе познакомимся с Иваном Алексеевичем Буниным, чтобы лучше понимать его произведения.
- Писатель родился 10 октября 1870 года в Орловской губернии.
- Бунин рос в небогатой семье, потому автору не удалось окончить гимназию из-за отсутствия финансовых возможностей в семье.
- Свои первые стихи Бунин начал писать еще в семнадцать лет, а работу над первым романом закончил даже двумя годами ранее, еще в пятнадцать лет, однако это произведение не было принято ни одной редакцией. Несмотря на то, что далеко не все первые опыты в писательстве увенчались успехом, Бунин продолжал работать над произведениями.
- Центральными в творчестве писателя являются темы природы, любви, народа.
В чем Бунин был первым? В 1933 году Иван Алексеевич Бунин получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Жизнь Арсеньева» с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Первый из русских писателей, кто был удостоен этой почетной награды! И.А. Бунин стал своеобразным Колумбом, который открыл дорогу русским литератором к Нобелевской премии. |
Сегодня мы разберем сразу три произведения И.А. Бунина. Сначала узнаем историю создания каждого рассказа, а потом рассмотрим тематику и проблематику. Начинаем.
«Господин из Сан-Франциско» (1915)
История создания. Удивительно, но произведение автор написал всего за 4 дня. Бунина вдохновило название книги Т. Манна «Смерть в Венеции», которую он увидел на витрине магазина. Вскоре после этого писатель услышал историю об американце, который приехал на отдых на Капри и там умер, что и стало сюжетной основой его произведения.
Род | Жанр | Направление |
Эпос | Рассказ-притча / новелла | Реализм |
Род произведения не вызывают вопросов: текст произведения занимает всю страницу, в нем отсутствуют лирические отступления (размышления автора о своих мыслях и чувствах), нет рифмы и ритма, поэтому оно является примером эпического рода.
С направлением «Господина из Сан-Франциско» также не возникает вопросов, так как произведение написано в первой половине ХХ века, когда реализм уже получил активное развитие в России. Автор поднимает злободневные проблемы, стремится к изображению жизненной правды, что соответствует традициям реализма.
Если с направлением и родом все просто, то жанр произведения может вызывать вопросы.
Во-первых, почему «Господин из Сан-Франциско» — рассказ-притча? Давайте разбираться. Начнем с определения термина «притча».
Притча — небольшое эпическое произведение нравоучительного характера.
В этом определении нужно сразу зацепиться за слово «нравоучительный». О том, в чем заключается нравственный урок (то есть идея) рассказа вы узнаете, если продолжите читать нашу статью. Спойлерить мы не будем.
Во-вторых, почему произведение И.А. Бунина можно отнести к жанру новеллы. Сначала определимся, что такое новелла.
Новелла — эпическое произведение, по объему чуть больше или совпадающее с объемом рассказа, характеризующееся стремительно развивающимся острым конфликтом и композиционной строгостью (важен конкретный поворотный пункт в сюжете).
Для новеллы будет важен напряженный сюжет, какое-то необычайное происшествие на фоне размеренной и спокойной жизни, яркий духовный кризис героя или его столкновение с проблемами. В общем, откладываем попкорн и крепко держимся за подлокотник кресла.
Теперь давайте проверим, действительно ли «Господин из Сан-Франциско» — новелла.
- Это небольшое эпическое произведение? Да.
- Действие развивается стремительно? Да. Только мы знакомимся с главным героем и его семьей, а спустя несколько страниц господин из Сан-Франциско умирает и все меняется.
- Есть ли конкретный поворотный пункт в сюжете? Да, это смерть господина из Сан-Франциско.
Так как же указывать жанр произведения на экзамене?
В тестовой части — это задания №1 и №4 КИМ ЕГЭ, именно в них могут спросить про жанр произведения — допустимо писать оба варианта: и рассказ, и новелла. Уточнение про притчу в бланке писать не нужно.
Что касается сочинений, то там также можно использовать оба варианта, однако если вы выбираете писать в качестве жанра «новеллу», то во всем сочинение произведение называйте исключительно новеллой. Не стоит в рамках одного задания называть произведение и рассказом, и новеллой.
Вот теперь с жанром мы окончательно разобрались!
Поговорим подробнее о сюжете произведения, чтобы разобраться, как от позитивного начала автор приводит нас к такому трагическому концу.
Теперь, когда мы познакомились с сюжетом, поговорим подробнее о композиции произведения, так как в «Господине из Сан-Франциско» она довольно необычная.
Для начала вспомним, что композиция произведения — это, говоря простыми словами, его построение, схема расположения его частей, порядок появления перед читателем каких-то образов, задуманных автором.
Композиция рассказа зеркальная. Что это значит?
Ответ на этот вопрос кроется в самом названии. Зеркальная композиция предполагает объединение приемов повтора и противопоставления, в результате чего начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. То есть в произведении — обычно в начале и в конце — повторяются ситуации, обстоятельства, в которые попадают одни и те же герои, но они как бы «меняются местами».
Зеркальная композиция также используется в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Повторяются сцены с письмами, признаниями в любви и отказами. В начале романа Татьяна влюблена в Онегина и страдает от неразделенной любви, а в финале произведения герои меняются местами: героиня отвергает Евгения. Вот так и работает эффект бумеранга.
Теперь поговорим про тематику и проблематику произведения, то есть про тот круг тем и проблем, вокруг которого автор строит повествование.
В рассказе И.А. Бунина раскрываются следующие темы:
- жизнь и смерть;
- притворство и истинная красота;
- смысл жизни;
- богатство и бедность.
Как вы можете заметить, произведение отличается разнообразием философских тем – серьезных, настраивающих на размышление вопросов. На ЕГЭ в задании №6 вас могут попросить в качестве примера привести произведение, в котором звучит тема жизни и смерти или тема смысла жизни.
В таком случае «Господин из Сан-Франциско» будет идеальным примером для сопоставления. По этим темам его легко будет сравнить, например, с рассказами А.П. Чехова, которые часто встречаются в первой части экзамена (в заданиях №1–6 КИМ).
Например, в рассказе «Смерть чиновника» автор обличает чинопочитание и показывает бессмысленность жизни главного героя. Произведение также имеет трагический финал, в чем его тоже можно сопоставить с новеллой И.А. Бунина. А вот подробнее узнать о произведениях А.П. Чехова вы можете в другой статье нашего учебника. Поверьте, путешествие по творчеству этого современника Бунина будет не менее увлекательным.
А какие проблемы волновали И.А. Бунина? Писатель размышляет над бессмысленностью существования высшего общества, представители которого ценят только материальные ценности. Мнимая красота и счастье противопоставляются настоящей душевной гармонии, которую не суждено достичь главному герою, его семье и подобным им людям. Они не оставляют после себя ничего значимого, умирают безвестно, хотя при жизни им доступно очень многое: комфортные условия, дорогие развлечения, шик, путешествия.
Так, И.А. Бунин утверждает, что за деньги счастья не купишь. Поэтому давайте не будем Скруджами Макдаками, лучше прожить свою жизнь счастливо, чем купаться в деньгах, которые не принесут никакой радости.
Что же касается идеи, то есть главного «лозунга» произведения, в рассказе звучит мысль о том, что перед лицом смерти все равны: ни богатство, ни власть не спасут от нее. Господина из Сан-Франциско, несмотря на его положение и достаток, ожидала бесславная кончина.
Кроме того, И.А. Бунин раскрывает следующую идею: напрасно прожитую жизнь исправить нельзя, а новую не купишь. Господин из Сан-Франциско только в 58 лет решил «начать жить», а не существовать. Однако было слишком поздно. Он умер, так и не пожив по-настоящему.
Что писатель зашифровал в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Произведение И.А. Бунина наполнено образами-символами, которые помогают раскрыть авторский замысел. Так давайте же попробуем стать Шерлоками Холмсами и «расшифровать» тайный код писателя. — Многопалубный корабль — это некая модель устройства мира. Верхняя палуба принадлежит «хозяевам жизни», которые купаются в роскоши. Трюм — преисподняя, здесь господин из Сан-Франциско заканчивает свое путешествие в ящике из-под содовой воды. — Название корабля. «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации. Это связано с легендой о затонувшем мифическом острове Атлантида, вместе с которым под воду ушло и целое государство — все, кто населял остров. — Влюбленная пара, которую наняли «играть любовь за хорошие деньги» — символ фальши, искусственности и продажности. — Ящик из-под содовой воды — символ равенства всех перед смертью. |
Теперь самое время обратиться к персонажам.
«Солнечный удар» (1925)
Надеемся, что вам не доводилось получать солнечный удар. Очень неприятное состояние: сильно кружится голова, жарко, мысли путаются. Однако прежде чем разобраться с тем, что такое «солнечный удар» для героев Бунина, разберемся с историей создания произведения, чтобы лучше его понять.
Рассказ является частью сборника «Темные аллеи». Над этим сборником Бунин работал с 1937 года по 1945 год, он был для него спасением от происходящих в мире событий — от ужасов Второй мировой войны. В эти годы автор находился в эмиграции, что повлияло на его творчество. Тоска по родине, материальные трудности отразились на мировосприятии Бунина. Так, отличительной особенностью цикла является трагизм звучания любовной темы. Именно поэтому истории любви в цикле «Темные аллеи» редко бывают счастливым, и «Солнечный удар» — не исключение.
Теперь рассмотрим подробнее особенности произведения.
Род | Жанр | Направление |
Эпос | Рассказ | Реализм |
С точки зрения особенностей «Солнечный удар» не вызывает вопросов: оно, как и «Господин из Сан-Франциско», относится к эпическому роду литературы и реалистическому направлению. Жанр произведения также легко объясним: оно отличается небольшим объемом и малым количеством героев, поэтому является рассказом.
Вы обратили внимание на то, что у И.А. Бунина «солнечный удар» ассоциируется не с физическим состоянием, а с любовью? Почему же так происходит? Давайте проанализируем рассказ и выясним.
Начнем с сюжета, а затем обсудим тему, проблемы и основную идею.
Проблематика. Писатель размышляет над следующими проблемными вопросами:
- Какова сущность любви? По мнению И.А. Бунина, любовь — это не всегда чувство, которое приносит исключительно радость. Иногда она причиняет боль и страдания. Прекрасные мгновения с любимым человеком могут вскоре обернуться горечью разлуки и мучительным расставанием.
- Может ли счастье длиться долго? Автор рассуждает о зыбкости и мимолетности счастья.
Тема. В рассказе раскрывается тема любви. Автор стремится в произведении отразить все грани этого чувства.
Идея. Размышляя над темой любви, автор приходит к следующему выводу: любовь многогранна, она может принести человеку как счастье, так и боль. Это чувство одновременно прекрасно и мучительно. Тем не менее именно любовь привносит в жизнь человека смысл. Встреча с таинственной незнакомкой помогла поручику на короткий миг ощутить истинное счастье, а после разлуки герой почувствовал себя опустошенным: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».
Солнечный удар по-бунински — что это? Сравнивая любовь с солнечным ударом, И.А. Бунин акцентирует внимание на мимолетности этого чувства, его непродолжительности. «Солнечный удар» — также метафора (скрытое сравнение) сильной всепоглощающей страсти, которую испытали поручик и незнакомка. |
Герои в этом произведении очень загадочные: автор не дает им имен, не описывает подробно их портреты. Однако, несмотря на это, давайте все же познакомимся с ними поближе.
«Чистый понедельник» (1944)
Последний рассказ в нашем с вами путешествии по творчеству Бунина тоже посвящен теме трагической любви. Произведение также входит в сборник «Темные аллеи», потому шансов на счастливый конец практически не было.
Интересный факт из истории создания: литературоведы считают, что И.А. Бунин посвятил этот рассказ-новеллу своей первой любви, хотя точных подтверждений этой версии нет.
Обратим внимание на особенности произведения: тут мы снова видим «остросюжетный» жанр.
Род | Жанр | Направление |
Эпос | Рассказ / новелла | Реализм |
С литературным родом и направлением мы в этой статье встречались уже не раз: все так же, как и с двумя ранее нами разобранными произведениями.
Что касается жанра, то и его мы встречаем не впервые: «Чистый понедельник», как и «Господин из Сан-Франциско», относится к жанру новеллы. Как и история про господина, произведение отличается небольшим объемом, стремительным развитием событий и неожиданной развязкой, которую невозможно предугадать.
Сюжет. Как мы уже поняли, произведений о счастливой любви сегодня не будет. Однако, несмотря на это, давайте подробнее рассмотрим сюжет рассказа-новеллы, чтобы вспомнить, что на самом деле не позволило нашим героем обрести счастье в отношениях.
Как мы вместе уже успели отметить, произведения И.А. Бунина отличаются трагическим звучанием любовной темы.
На ЕГЭ в задании №6 тема трагической любви встречается очень часто, поэтому советуем вам запомнить эти рассказы, чтобы приводить их в качестве примеров для сопоставления. Их можно легко сравнить с произведениями классиков предыдущего столетия о неразделенной любви, например, с романом в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Подробнее об этом уникальном как по своему жанру, так и по другим своим особенностям произведении, вы можете прочитать в другой статье нашего учебника.
Еще более трагично тема любви раскрывается в драме А.Н. Островского «Гроза». Это произведение также часто встречается в первой части экзамена, его тоже можно хорошо сопоставить по этой теме с одним из изученных нами рассказов Бунина. Подробнее познакомиться с Катериной и разобраться в том, почему героиня не обретает счастье в любви вы сможете узнать, прочитав статью нашего учебника об этой драме А.Н. Островского.
Проблематика. В произведении поднимаются проблемы смысла жизни, отношений, не приносящих счастья и духовного развития, выбора между мирской жизнью и стремлением к Богу, самопознания.
Что касается темы произведения, то, как мы уже отмечали выше, центральная тема — любовная. Любовь в рассказе — это тайна, которая неподвластна человеческому разуму. Автор строит сюжет произведения так, что даже взаимные чувства между героями не переходят в супружество, они будто замирают на высшей точке чувств.
Бунин считает, что, соединив жизни двух любящих людей, он навсегда убьет истинное счастье.
В произведении также раскрываются темы любви, нравственности и выбора. Автор считает, что каждый человек должен возродиться духовно, как его героиня. От пошлости и низменных интересов можно избавиться благодаря вере и желанию понять самого себя. Это и есть основная идея рассказа.
Для более глубокого понимания произведения предлагаем обратить внимание на его название — «Чистый понедельник». Эпитет «чистый» подразумевает очищение души, а понедельник — символ появления нового смысла жизни. Кульминация новеллы как раз происходит именно в этот день.
Перед тем, как мы поближе познакомимся с героями произведения, рассмотрим еще один важный образ в рассказе — образ Москвы.
- Москва в рассказе-новелле — неоднозначный город. На протяжении всего повествования светскость Москвы противопоставляется ее духовности, в чем и заключается противоречивость.
- Светскость заключается в том, что автор показывает столицу как пространство с множеством увеселительных мест для отдыха городских жителей: ресторанов, театров.
- Но Бунин подчеркивает и духовную составляющую города — в Москве большое количество церквей и монастырей.
Как и в «Солнечном ударе», автор в «Чистом понедельнике» не балует читателей подробным описанием героев, у них также нет имен, однако их образы все равно имеют отличительные особенности, с которыми мы сейчас познакомимся поближе.
Вот мы и познакомились с творчеством И.А. Бунина, пора завершать наше путешествие. Если после изучения статьи вам стало немного грустно и хочется наконец прочитать что-то о счастливой любви, то советуем заглянуть в нашу статью о «влюбленной паре номер один» из кодификатора — о Маше Мироновой и Петре Гринёве — героях романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Термины
Кульминация — элемент сюжета, момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.
Развязка — стадия развития действия, когда все основные события уже произошли, поэтому действие идет на спад. Развязка следует за кульминацией.
Эмиграция — отъезд за границу, как правило, обусловленный определенными обстоятельствами и на длительное время.
Эпитет — образное определение при слове, которое придает выразительности.
Фактчек
- И.А. Бунин — первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию.
- Автор посвятил любовной теме огромное количество произведений: он размышлял о воздействии этого чувства на жизнь человека.
- В «Господине из Сан-Франциско» раскрывается следующая идея: перед лицом смерти все равны. Кроме того, в произведении звучит мысль о том, что напрасно прожитую жизнь исправить нельзя, а новую не купишь.
- «Солнечный удар» — рассказ о любви, которая приносит как счастье и радость, так и боль и страдания.
- Идея рассказа «Чистый понедельник» — каждый человек должен возродиться духовно, как героиня. От пошлости и низменных интересов можно избавиться благодаря вере и желанию понять самого себя.
Проверь себя
Задание 1.
Что символизирует название корабля, на котором плыл главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско»?
- Мир, процветание и благоденствие.
- Стремление цивилизации к прогрессу и просвещению.
- Трагический исход современной цивилизации.
- Вера в светлое будущее.
Задание 2.
В какой сборник И.А. Бунина вошел рассказ «Чистый понедельник»?
- «Темные аллеи»
- «Митина любовь»
- «Грамматика любви»
- «В наше время»
Задание 3.
Почему произведениям автора характерно трагическое звучание любовной темы?
- Автор верит, что брак двух людей может разрушить настоящее чувство.
- Автор считает, что люди не умеют искренне любить.
- Бунин показывает героев, которые не могут обрести счастье, потому что не готовы за него бороться.
- Бунин считает, что любовь не является определяющим чувством в жизни.
Задание 4.
Какая проблема не поднимается в рассказе «Чистый понедельник»?
- Проблема отношений, не приносящих истинного счастья.
- Проблема выбора между мирской жизнью и духовностью.
- Проблема любви между мужчиной и женщиной.
- Проблема взаимоотношений отцов и детей.
Ответы: 1. – 3; 2. – 1; 3. – 1; 4. – 4.