Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

А.П. Чехов — путешествие по России. Часть 2

7.2.2023
1731

На этой странице вы узнаете

  • Что прячется за футляром?  
  • Как мундир прирос к человеку?
  • Где самые романтичные путешествия? 

Продолжаем наше увлекательное путешествие по рассказам Чехова! В первой части статьи мы с вами познакомились с Ионычем и Студентом, а сегодня нас ждут не менее увлекательные встречи с чеховскими героями. Просим пройти вас в кареты, не задерживайтесь!

«Человек в футляре»

Наш путь движется к городу С. Да, название совпадает с местом событий рассказа «Ионыч». Это название как улица Ленина — ее можно встретить практически в каждом русском городе. 

А сейчас мы просим вас быть внимательными и осторожными, потому что скоро мы познакомимся с достаточно опасным литературным типом. Он не принесет вам никакого ущерба, однако может заразить одной неприятной чертой… Но давайте по порядку, оставим страшные истории на потом. Для начала обсудим, о чем же это чеховский рассказ. 

Тематика рассказа

  1. Обособленность человека. 

Главный герой произведения, Беликов, практически не общается с жителями города С. Единственный контакт с людьми, который он себе позволяет, это молчаливый приход в гости. Беликов приходит домой к какому-нибудь коллеге, молчит и спустя время довольный покидает помещение.

При этом даже такие встречи не доставляют герою удовольствия: «…ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищенскою обязанностью».

Обособленность также подчеркивает стремление главного героя спрятать все свои вещи в футляр, чтобы их никто не увидел: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике…». 

Беликов по-настоящему боится людей, поэтому он хочет упрятать от них не только вещи, но и свои чувства: «И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр»

  1. Равнодушие к жизни. 

Главному герою абсолютно все равно на вещи, которые происходят вне его зоны комфорта. Развиваться и совершенствоваться каждый день? Вы что, а вдруг что-нибудь произойдет! И не важно что, просто вдруг! 

Беликова пугает настоящее время: «…чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было»

Не напоминает вам чем-нибудь Альму Мадригаль, одного из главных персонажей мультфильма «Энканто»? Эта милая бабушка отвечает за всю магию семьи, заботится о неугасающей свече, которая дарит членам семьи их волшебство. Но при этом она считает, что если раньше все работало по определенной инструкции, то и сейчас должно сработать. 

  1. Выбор жизненного пути.

Несмотря на то, что автор не одобряет образ жизни Беликова, мы не можем судить героя за его выбор. Он живет так, как комфортно ему, стараясь построить вокруг себя такую атмосферу, которая близка ему по духу.

Другое дело — это влияние Беликова на жителей города С. Главного героя, несмотря на его робкий характер, все боятся: «…однако же этот человечек <…> держал в руках <…> весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты…». 

Его отношение к жизни делает несчастным не только его, но и людей вокруг. 

  1. Любовь.

Тема любви, или, скорее, ее отсутствия, в рассказе представлена на примере отношений Беликова и Вареньки. Чехов показывает, что главный герой не может полюбить человека. Для Беликова намного важнее оказываются принципы и привычка жить размеренно, спокойно. 

Когда Беликов встретил Вареньку, которая каталась на велосипеде и громко смеялась, это разозлило его: «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?». Мы сразу понимаем, что Беликов совсем не испытывает искренних чувств к героине. 

При этом и Варенька соглашается выйти замуж за главного героя не из-за любви, а из желания съехать от брата: «Жить ей у брата было не очень-то весело, только и знали, что по целым дням спорили и ругались». 

Кто такой человек в футляре?

Человек в футляре — литературный тип, ограниченный в своих страхах и переживаниях. 

Представитель этого литературного типа, конечно же, Беликов. Футляр становится не просто деталью портрета Беликова, как, например, глаза или уши, а оболочкой, которая укрывает его от реальной жизни. Он старается избегать настоящую жизнь, ему страшны трудности или препятствия. Все должно быть так, как он представляет это себе в голове. 

Что прячется за футляром?

Страх жизни!

Каждый из нас может попасть в «футляр» собственных предрассудков, когда страх берет верх. Зачастую обычные люди оказываются в такой ловушке: «Лишь бы этого не случилось», «Вот бы все прошло без последствий», «Вот бы он не приходил». 

Проблематика рассказа

  • Эгоизм человека.

Практически каждый герой в рассказе в первую очередь думает только о себе. Беликов «заражает» своей футлярностью других жителей города С. Даже Варенька, согласившаяся выйти за него замуж, делает это только ради того, чтобы сбежать от брата. 

  • Счастье.

Что такое счастье? Богатая жизнь, карьера и бизнес, или же семья, любовь и домик на берегу озера? У каждого человека свое понятие счастья. Люди не должны осуждать то, что делает другого человека счастливым. Тем не менее мы часто принимаем за счастье какую-то вещь, которая на самом деле не делает нас счастливыми. 

Беликов отказывается от любви и свободы ради комфорта и стабильности жизни. 

  • Страх жизни.

Из-за того, что Беликов закован в своем футляре, он не способен прочувствовать жизнь по-настоящему. Автор поднимает проблему страха, которая заставляет людей позабыть о проявлении даже самых простых чувств. 

Герои рассказа

Вот кто точно боится жить, так это Беликов. Он настолько отстранился от жизни, что даже изучает и преподает мертвый язык. Это одна из важнейших деталей его образа. А теперь давайте по порядку. 

Беликов, учитель, 40 лет.
Род деятельности: учитель греческого языка. Любит древние языки, потому что они отвлекают его от действительности.

Описание внешности: даже в хорошую погоду ходит в калошах с зонтиком и теплом пальто: «…Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…»
— Его называют «человеком в футляре», потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира.
— Держит свои мысли в «футляре», у него узкие соображения. Он ничего не замечает, пока это не мешает его комфортной жизни. 
— Хранит свои вещи в футлярах и чехлах.
— Тревожный и робкий человек.
— Все время боится, «как бы чего не вышло».
— Не любит, когда кто-то нарушает правила.

Этот человек заставляет весь город бояться его. Футлярность его взглядов подавляет окружающих, и этим он буквально заражает весь город. Но не все горожане здесь такие послушные. 

Михаил Коваленко, учитель.
Описание внешности: высокий, крепкий мужчина, разговаривающий басом.

— С первого дня знакомства этот герой искренне не понимает, почему Беликова все боятся. Именно он играет решающую роль в судьбе Беликова — высказывает ему всю правду и отказывается от молчаливого терпения. 
— Когда Беликов высказывает свое недовольство по поводу сестры персонажа, Михаил выгоняет ненавистного гостя из дома, спуская главного героя с лестницы, называя фискалом.
Варенька Коваленко, 30 лет.
Происхождение: Сестра Михаила.

Описание внешности: «она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, — одним словом, не девица, а мармелад». 
Таланты: прекрасно поет: «Она спела с чувством «Виют витры», потом еще романс, и еще, и всех нас очаровала, — всех, даже Беликова».
— Часто спорит с братом из-за того, что они проживают вместе. 
— Город С. сватает героиню с Беликом, решая, что она не против такого жениха. Варенька соглашается на предложение выйти за него замуж, но делает это только из-за желания уйти от своего брата. 

«Смерть чиновника» 

Сейчас мы поговорим про короткое, но не менее интересное произведение Чехова — «Смерть чиновника». 

Это рассказ о «маленьком человеке», хотя в нем также есть черты новеллы. Давайте посмотрим, какие признаки жанра есть в этом произведении: 

Черты рассказаЧерты новеллы
Интерес к определенной теме — чинопочитания.Небольшой объем и количество действующих лиц.Ясна авторская позиция.Стремительно развивающийся сюжет.Неожиданный финал.

Тематика рассказа

  1. «Маленький человек».

Рассказ описывает необычного «маленький человек». Вспомним, например, Акакия Акакиевича из повести «Шинель». Если вы вдруг не припоминаете такого героя, то мы рекомендуем вам познакомиться с ним в статье «Н.В. Гоголь повесть «Шинель». 

Классического «маленького человека» в традиции девятнадцатого века принято жалеть или хотя бы сочувствовать ему. Это обычно очень бедные и безобидные люди, которые одиноко живут в своих маленьких квартирках и над которым часто издевается общество. 

Беден ли Червяков? Скорее да, чем нет, однако он может позволить себе походы в театр. Безобиден ли он? Да, потому что он несколько раз просит у генерала прощения. Издевается ли над ним Бризжалов? Скорее нет, чем да, потому что у генерала железное терпение.

Бризжалов и Червяков — это как Осел и Шрек из одноименного мультфильма. Червяков постоянно обращается к генералу с просьбой простить его, то же самое делает и Осел, который постоянно спрашивает у Шрека, не приехали ли они уже. 

Тем не менее вызывает ли главный герой у вас сочувствие? Жаль ли вам его? Думаем, что большинство ответило бы «нет». 

Дело в том, что главный герой сам на себя примеряет образ маленького человека, а не является им. Червяков сам решил, что он хуже генерала, хотя напрямую ему об этом никто не говорил. 

  1. Рабская психология.

Из-за того, что Червяков зависим от мнения вышестоящих людей, он думает, что совершил что-то непоправимое. Главный герой буквально лишается свой личности, потому что не может представить жизни без прощения генерала. 

В рассказе Бризжалов реагирует не на оплошность Червякова в театре, а на поведение мелкого чиновника после этого события. Главный герой приходит к генералу не один раз, и при этом каждый раз думает, что еще не заслужил прощения: ​​«То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать». 

Объектом насмешки становится именно Червяков, который подвергся рабской психологии. Герой теряет все ценности, кроме материальных. 

Проблематика рассказа

  • Чинопочитание.

Червяков, как мы уже поняли, изменяет своим духовным ценностям и считает одобрение вышестоящих людей более значимым. 

Помните Джеральда из фильма «Круэлла»? При появлении Баронессы персонаж теряет свою личность и готов исполнять любые приказы начальницы, лишь бы угодить ей. Так же поступает и Червяков, готовый из раза в раз возвращаться к Бризжалову и буквально выпрашивать у него расположения к себе. 

  • Социальное неравенство.

Героям рассказа «Смерть чиновника» ни разу не приходит в голову, что разговор между ними происходит на разных социальных уровнях. Это как общаться с балкона десятого и седьмого этажа, думая, что так и должно быть. 

Бризжалов и Червяков изначально не признают себя равными. Может быть, именно поэтому они так и не нашли общий язык? 

Герои рассказа

Иван Дмитриевич Червяков
Положение: мелкий чиновник.

— Вежливый и воспитанный мужчина: «…утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя…»
— Мнительный человек, раздувает «из мухи слона»: «Теперь не подумает, так после подумает!..»
— Трусливый человек, который боится вышестоящих людей.
— Боится даже тех, от кого он не зависит по службе.
Как мундир прирос к человеку?

Деталью, которая буквально слилась с телом главного героя. 

Повторяющаяся деталь в образе Червякова — парадный вицмундир, характеризующий привязанность героя к социальной роли. Это как полицейское удостоверение, если его лишиться — уже не назовешь себя полицейским. 

Без вицмундира Червяков не мыслит своего существования, и даже умирает главный герой именно в нем: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».  
Бризжалов 
Положение: статский генерал.

— Спокойный, не придает ошибке Червякова большого значения: «Какие пустяки… Бог знает что!»
 
— Терпеливый, выслушивает извинения Червякова не один раз. Только на третье посещение главного героя злится: «Пошел вон!»

«Дама с собачкой»

Давайте отвлечемся от городов С. и череды смертей их жителей. Наш курс держится навстречу отпуску и курортному роману. Представьте — Ялта, август, и мы с тобою… Поговорим о «Даме с собачкой»! 

Тематика рассказа

  1. Любовь.

Ключевая тема рассказа — любовь, которая способна на изменение человека. История отношений Дмитрия и Анны заканчивается многоточием, однако нам дается надежда на продолжение их отношений: «… и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается»

Любовь не только изменяет героев, но и помогает им возвыситься над бытовыми, будничными проблемами и сделать жизнь чуточку счастливее и осмысленнее. 

Где самые романтичные путешествия?
В Ялте! Именно здесь автор изображает искреннюю любовь между Дмитрием и Анной. При этом природа не только добавляет рассказу романтического настроения, но и передает состояние души героев.

Например, солнце и тепло символизирует расцвет чувства: «Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой…»

Чуть позже холод Москвы передает тоску Дмитрия: «Но прошло больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера»

Так, курортное увлечение на Ялте превращается в настоящее глубокое чувство, которое ни за что не покинет героев. 
  1. Судьба.

Анна Сергеевна буквально сбегает от нежеланного брака на юг, где и встречает Дмитрия Гурова. Эта встреча — судьба или совпадение? Именно в Ялте герои находят людей, которых любят по-настоящему, прожигая свои предыдущие дни на никому не известные цели. 

Вспомним для примера Белль из «Красавицы и чудовища»? Ее встреча с избранником тоже произошла, можно сказать, случайно. Тем не менее именно Белль помогает Чудовищу исправиться и изменить свою жизнь. 

Проблематика рассказа

  • Проблема счастья.

До заветной встречи главные герои не были счастливы в браках, однако ничего не хотели предпринимать для изменения своей судьбы. Гуров был равнодушен к женщинам и только пользовался их лаской: «Но при всякой новой встрече с интересною женщиной, этот опыт как-то ускользал из памяти, и хотелось жить, и все казалось так просто и забавно»

Анна в это же время решает сбежать от нелюбимого мужа вместо того, чтобы попытаться найти свое настоящее счастье: «…меня нельзя было удержать, я сказала мужу, что больна, и поехала сюда… И здесь все ходила, как в угаре, как безумная… и вот я стала пошлой, дрянной женщиной, которую всякий может презирать»

  • Проблема лжи.

Дмитрию и Анне приходится обманывать своих супругов и общество, в котором они живут. Главные герои искренне переживают на этот счет и всеми силами пытается найти выход из ситуации: «Потом они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах…»

  • Проблема безнравственности.

До встречи с Анной Дмитрий Гуров с презрением относится к женщинам, называя их «низшей расой». Он не уважает противоположный пол и считает многочисленные измены своей жене абсолютно нормальным порядком вещей. 

Помимо этого, Чехов поднимает вопросы морали и долга. Могут ли люди жить в браке без любви? Дмитрий и Анна регулярно изменяют своим супругам, но именно любовь оправдывает их общий грех. 

  • Футлярность.

Футлярным может быть не только Беликов. Футляр для Гурова — это попытка исправить неудавшуюся семейную жизнь в многочисленных изменах. Дмитрий в начале рассказа закрывает себя в многочисленных связях с разными женщинами, и поэтому не может открыть глаза и посмотреть на жизнь вокруг. 

Футляр Анны — это частые поездки, которые позволяют ей избегать общества мужа. При каждой возможности героиня сбегает из семейного дома и пытается забыться в многочисленных путешествиях. 

Герои рассказа

Дмитрий Дмитриевич Гуров, меньше 40
Семейное положение: женат, 3-е детей.

Проживание: живет в Москве с семьей.
Отношение к супруге: женился, еще будучи студентом, не любит свою супругу и давно обманывает ее.
Профессия: работает в банке, хотя по образованию филолог.
— Плохо отзывается о женском поле, хотя не может прожить без него и двух дней.
— Много горького опыта в общении с женщинами.
— Анна Сергеевна стала первой женщиной, которую Гуров действительно полюбил. 
Анна фон Дидериц Сергеевна, 22
Семейное положение: замужем за известным и обеспеченным человеком.
 
Проживание: выросла в Петербурге, но уже 2 года живет в городе С.
Отношение к супругу: не любит своего мужа, считает его лакеем.
— Ее зовут дамой с собачкой, так как у нее есть собака породы шпиц.
— Образованная женщина из порядочного общества.
— Чистая, наивная и порядочная девушка.
— Любит Гурова и страдает, что не может с ним жить.

На этом наше путешествие по рассказам Чехова подошло к концу. Благодарим вас за приятную компанию и надеемся, что вы хорошо провели время!

Термины

Маленький человек — тип героя в русской литературе, характеризующийся низким чином, невозможностью противостоять миру и бесправностью. 

Деталь — значимая подробность (пейзажа, интерьера, портрета), характеризующая образ.

Новелла — разновидность рассказа, для которой характерно описание повседневной частной жизни людей с неожиданным сюжетом, нарушающим размеренное течение будней.

Фактчек

  • Человек в футляре — это литературный тип, который ограничивает себя от мира и заключает в оковы своего страха. Ярким примером является Беликов. Он все время боится событий, которые могут нарушить его комфорт и привычный уклад жизни. 
  • Червяков в рассказе «Смерть чиновника» сам решает, что он хуже генерала, поэтому приписывает себя к «маленькому человеку». Он готов унижаться перед вышестоящими людьми, чтобы заслужить у них уважение. 
  • В рассказе «Дама с собачкой» любовь — это высшая ценность, которая может изменит человека и подарить ему совершенно новую жизнь. Без нее невозможно построить счастливый брак. 

Проверь себя

Задание 1.
Какой предмет преподает Беликов в рассказе «Человек в футляре»?

  1. русский язык
  2. греческий язык
  3. математику
  4. философию 

Задание 2.
Какая деталь есть в образе Червякова? 

  1. вицмундир
  2. некрасивый нос
  3. большие руки
  4. мятая шляпка

Задание 3.
Где работает Дмитрий Гуров?

  1. в кондитерской 
  2. в морском корпусе
  3. в банке
  4. он безработный

Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов