Гавриил Романович Державин. «Властителям и судиям», «Бог», «Памятник»
На этой странице вы узнаете
- Почему Г.Р. Державина часто выгоняли со службы?
- Что такое псалом, и как он связан с творчеством Г.Р. Державина?
- «Памятник» — оригинальное произведение?
Было ли у вас желание изобрести машину времени и путешествовать в другие эпохи? Это было бы круто, да? Взять у доктора Брауна из «Назад в будущее» машину времени и попасть на изысканный бал, например. Такое изобретение, к сожалению, еще не придумали, но попасть в другой век мы точно сможем.
Литература конца XVIII — начала XIX веков. Связь биографии и творчества Г. Р. Державина
Итак, наше путешествие в эпоху XVIII века начнем с биографии Г.Р. Державина. Вспомним, что события из жизни писателя влияют на его творчество, поэтому нам важно их знать.
Г.Р. Державин вырос в бедной, хотя и дворянской семье, в провинции. В то время положение деревень, а точнее, их населения, было тяжелым: крепостное право, власть, которая не заботится о народе, а наоборот, угнетает его — все это прочувствовал Державин на себе.
Конечно, такое положение дел его не устраивало. Именно поэтому в своих произведениях он обличает пороки чиновничества. Державин пишет, что власть должна заботиться об обычном народе, но не делает этого: «Не внемлют!/видят — и не знают!/Покрыты мздою очеса:/Злодействы землю потрясают,/Неправда зыблет небеса». С этим связано и тот факт, что поэта часто отстраняли от его службы. Державин, например, служил рядовым гвардейцем и даже лично участвовал в подавлении Пугачевского восстания!
Почему Г.Р. Державина часто отстраняли от службы? Поэт яростно боролся против злоупотребления властью. Это часто мешало ему в продвижении по службе, поэтому Державин не долго задерживался на хороших должностях. |
Направление, в котором работал Г.Р. Державин
Писатель работал в классицистическом направлении.
Классицизм — литературное направление, существовавшее в культуре России с начала XVIII по начало XIX века.
Подробнее о нем вы можете прочитать в статье «Историко-литературный процесс.Классицизм и сентиментализм».
Был ли у вас в детстве свой, никому не понятный, кроме вашей компании друзей, язык? Он звучал, наверное, немного смешно.
У Г.Р. Державина также был свой язык, который он называл «забавный русский слог». Давайте разбираться вместе, в чем же заключалась его странность.
Как Державин за рамки классицизма вышел?
Державин — один из первых писателей, который вышел за рамки канонов классицизма. Так, он смешивал высокие и низкие жанры. Что это такое? Сейчас расскажем.
Какие бывают жанры в классицизме?
- Низкие, в которых отражалась обычная жизнь с высмеиванием пороков людей.
- Средние, их тематика отличалась тем, что герои должны выбрать между своим долгом и чувством.
- Высокие жанры, которые имели философскую направленность.
Так, комедия относится к низкому жанру, элегия — к среднему, а ода к высокому. Жанры определяются выбором темы произведения, его героев и языковых особенностей произведения. В оде, например, нельзя использовать просторечия, допускается только высокая лексика, в то время как комедия не запрещает написание таких слов.
Однако правила нужны для того, чтобы их нарушать. Ода Г.Р. Державина «Фелица» относится к высокому стилю, но автор использует просторечные слова, например, «рожа»: «Князья наседками не клохчут,/Любимцы въявь им не хохочут/И сажей не марают рож». Именно в этом заключается «забавный русский слог» Державина. До этого ни один автор не позволял себе подобных экспериментов.
Теперь перейдем к анализу произведений Г.Р. Державина.
Анализ произведений Г.Р. Державина
«Властителям и судиям»
Обозначим род литературы, к которому относится произведение. Это лирика, так как в нем есть лирический герой, чьи чувства нам и показывает автор, нет сюжета и системы персонажей, а форма произведения имеет стихотворный характер.
Теперь определимся с направлением. «Властителям и судиям» относится к классицизму.
А жанром этого лирического произведения является ода, то есть торжественная песня, посвященная какому-либо событию, правителю или другому значащему лицу и их деятельности. В стихотворении Державина, например, осмысляется образ царей.
Что такое псалом, и как он связан с произведением «Властителям и судиям»? Само произведение — поэтическое переложение 81 псалма. Псалом — жанр и форма молитвенной поэзии у христиан и иудеев. В этом произведении автор обличает царей, показывает их несправедливое отношение к поданным, потому что долгом власти является соблюдать законы и помогать людям. |
А о чем Державин рассказывает еще? Давайте посмотрим.
Темы
- Власть. В оде Г.Р. Державин создает образ царей, которых поэт считает «земными Богами» и имеющими неограниченную власть: «Я мнил, вы боги властны,/Никто над вами не судья».
При этом лирический герой дает царям неоднозначную оценку. С одной стороны, он их возвышает, они могущественные в земном мире. С другой стороны, цари не заботятся об интересах народа и тем самым не соблюдает свой долг перед людьми.
Не напоминает вам чем-то Джоффри из сериала «Игра престолов»? Неограниченная власть, эгоизм по отношению к народу… Что-то есть общее в этих образах.
- Справедливость. Лирический герой оды понимает, что власть действует лишь в своих интересах и совсем не защищает обычных людей, наоборот, даже притесняет их. Цари поступают неправильно и несправедливо: «Ваш долг: спасать от бед невинных,/Несчастливым подать покров;/От сильных защищать бессильных,/Исторгнуть бедных из оков. Не внемлют! видят — и не знают!».
- Равенство людей перед Богом. Лирический герой верит, что перед божьим судом все люди будут равны: и цари, и обычный народ. Поэтому всем воздастся по заслугам: «Воскресни, боже! боже правых!/И их молению внемли:/Приди, суди, карай лукавых,/И будь един царем земли!».
Того и глядишь, кому-нибудь повезет после смерти отправиться в «Секрет Небес» из Клуба Романтики!
Средства выразительности
Для выражения своих мыслей Державин использовал следующие средства:
- Повтор: «Доколе, рек, доколь вам будет».
- Инверсия: «Несчастливым подать покров».
- Метафора: «Злодействы землю потрясают,/Неправда зыблет небеса».
- Сравнение: «Но вы, как я подобно, страстны,/И так же смертны, как и я».
А мы приближаемся к следующему произведению.
«Памятник»
Я памятник себе воздвиг… Так, это разве не начало стихотворения Пушкина?
«Памятник» — оригинальное произведение? Это стихотворение является вольным переводом работы Горация, древнеримского поэта, который говорит о величии литературного творца и его бессмертии. Переводом «Памятника» Горация занимались многие-многие поэты, в числе которых Державин и, например, Пушкин. Важно понимать, что все эти лирические произведения не буквальные переводы, они все равно являются самостоятельными текстами. Работа Горация — своеобразный скелет, на которые опираются, но не копируют другие авторы. |
Род «Памятника» — лирика. У него стихотворная форма, нет сюжета и системы персонажей, но при этом есть лирический герой, чувства и мысли которого показаны в произведении.
Направление — классицизм, потому что используется высокая лексика, есть отсылки к античности. Например, слово «Рифей», которым называли античные географы Уральские горы.
Жанр «Памятника» — ода.
Сейчас предлагаем вам взять лупу и включить режим «Шерлока». Давайте посмотрим, чем два «Памятника» разных авторов отличаются друг от друга.
Отличия Памятников Пушкина и Державина
Критерии сравнения | «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкин | «Памятник» Г.Р. Державин |
Бессмертие искусства | Пушкин считал, что его творчество будут помнить, пока в мире будет жив хотя бы один поэт: «И славен буду я, доколь в подлунном мире/Жив будет хоть один пиит». | Державин считал, что его творчество будут помнить люди, пока будет существовать Вселенная: «Доколь славянов род вселенна будет чтить». |
Заслуги поэтов | Пушкин акцентирует внимание на том, что он через творчество пробуждал в людях добро, показывал, высшая ценность человека — свобода: «Что чувства добрые я лирой пробуждал,/Что в мой жестокий век восславил/я Свободу/И милость к падшим призывал». | Державин же видит свою заслугу в том, что он мог открыто беседовать о Боге и высших человеческих ценностях с власть имущими людьми, не боясь их: «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге/О добродетелях Фелицы возгласить,/В сердечной простоте беседовать о боге/И истину царям с улыбкой говорить». |
Напутствие Музе | Пушкин, обращаясь к своей Музе, говорит ей не спорить с теми, кто не понимает его поэзию, равнодушно принимать как похвалу, так и клевету: «Хвалу и клевету приемли равнодушно/И не оспаривай глупца». | Державин говорит своей Музе, чтобы она относилась к людям так же, как и они к поэзии автора: «О муза! возгордись заслугой справедливой,/И презрит кто тебя, сама тех презирай». |
Г.Р. Державин, в отличие от А.С. Пушкина, представляет себя в произведении не только как творца, но и как придворного. А чтить его будут, потому что он не боялся высокопоставленных лиц и говорил им правду о государстве и о жизни других людей.
А теперь мы переходим к темам «Памятника»! В целом произведение относится к тематическому блоку поэт и поэзия, но в нем можно увидеть и кое-что еще.
Тематика
- Народная память и бессмертие искусства. Г.Р. Державин считал, что он, как и любой человек смертен, но память о нем останется благодаря его произведениям, которые даже спустя много лет будут читать.
Слышали ли вы фразу «Цой — жив»? Это прямое доказательство идеи Державина.
- Поэт и власть. Лирический герой не боится власти. Он готов говорить высокопоставленным лицам всю правду, на которую не осмеливаются другие: «И истину царям с улыбкой говорить».
- Муза. В стихотворении лирический субъект обращается к Музе, которая помогает ему творить. Он говорит, что все его произведения помогают людям увидеть истину жизни. Именно поэтому Муза должна гордиться, грубо говоря, «своей работой»: «О муза! возгордись заслугой справедливой, / И презрит кто тебя, сама тех презирай».
Посмотрим, какие средства выразительности используются автором.
Средства выразительности
- Эпитет, например: «чудесный, вечный».
- Инверсия, например: «Чело твое зарей бессмертия венчай».
- Метафора, например: «времени полет».
Пора проанализировать следующее произведение Г.Р. Державина.
«Бог»
Основа анализа произведения — род, жанр и направление, поэтому давайте вместе выделим их.
Род этого произведения — лирика, потому что в нем нет четкого сюжета и системы персонажей, зато здесь показаны чувства и мысли лирического героя.
Жанр «Бога» — ода, потому что в стихотворении осмысляется образ Бога, — высшего существа.
Направление — классицизм. Об этом нам говорит риторичность, иными словами, многословие стихотворения. В оде также прослеживается ораторский пафос — автор воздействует на читателя, донося до него определенные мысли и идеи.
В стихотворении лирический герой говорит о Боге, его всемогуществе. Он стоит намного выше обычных людей, но при этом человек создан по Божьему подобию, что позволяет ему приблизиться к недостижимому божеству.
Тематика
- Тема Бога. Лирический герой осмысляет образ Бога и говорит о его всемогуществе. Именно Бог создает весь мир, его дух охватывает всю вселенную и сливается с ней: «Ты цепь существ в Себе вмещаешь, / Ее содержишь и живишь». Однако никто не может постичь Бога и понять его, это недостижимый идеал.
- Тема человеческой природы. Лирический субъект говорит о человеке как о существе, который находится на грани двух миров. Нет, речь идет не о жизни и смерти. С одной стороны, человек — порождение Бога, созданный по его подобию, но с другой, он ничтожен по сравнению с божеством: «Лишь будет точкою одною; / А я перед Тобой — ничто».
- Возможность приблизиться к Богу. Несмотря на невозможность достичь Бога человек может хотя бы приблизиться к его пониманию. Каждый из нас создан по его подобию, а это значит, что мы можем найти его в себе самих: «…но Ты во мне сияешь / Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь».
Переходим к некоторым средствам выразительности, которые есть в оде.
Средства выразительности
- Повтор: «Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек».
- Анафора: «Я крайня степень вещества,/Я средоточие живущих».
- Сравнение: «Как искры сыплются, стремятся,/Так солнцы от Тебя родятся».
- Метафора: «Лучи животворящи льют».
- Эпитет: «Но огненны сии лампады»
Итак, мы проанализировали некоторые лирические произведения Г.Р. Державина. Надеемся, что вы нашли ответы на все свои вопросы. До встречи в новых статьях!
Термины
Повтор — повторение звуков, слов или выражений.
Анафора — единоначатие, повтор слова или фразы в начале нескольких строк.
Сравнение — уподобление, сопоставление явлений/предметов на основе общего признака.
Метафора — перенесение сходств одного предмета/явления на другой на основе сходства или контраста. Скрытое сравнение.
Эпитет — образное определение, указывающее на существенный признак предмета или явления
Фактчек
- Г.Р. Державин работал в направлении классицизм, однако он вышел за рамки этого направления. Поэт смешивал разные жанры: низкие, средние и высокие.
- В оде «Властителям и судиям» раскрывается тема власти. Лирический герой дает царям неоднозначную оценку. С одной стороны, они имеют неограниченную власть, но с другой не используют ее во благо народа.
- В оде «Памятник» автор пишет, что он видит свою заслугу перед людьми в том, что он с легкостью говорит с высокопоставленными лицами об истине, используя при этом русский язык.
- Ода «Бог» посвящена тому, что человек может приблизиться к пониманию Бога, однако никогда его не поймет до конца.
Проверь себя
Задание 1.
В каком направлении работал Г.Р. Державин?
- барокко
- классицизм
- сентиментализм
- реализм
Задание 2.
Какой темы нет в оде «Властителям и судиям»?
- власти
- справедливости
- равенства людей перед Богом
- природы
Задание 3.
Какой жанр произведения «Памятник»?
- ода
- роман
- баллада
Задание 4.
Ода «Бог» относится к роду…
- лиро-эпос
- эпос
- лирика
- драма
Ответы: 1. — 2; 2. — 4; 3. — 1; 4. — 3.