Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Творчество Эдгара Аллана По, Фредерика Стендаля и Гюстава

24.11.2022
188

На этой странице вы узнаете 

  • Истоки Шерлока: как зародился детективный жанр?
  • Почему роман о карьеристе назван «Красное и черное»?
  • За что судили роман Флобера «Мадам Бовари»?

Сегодня поговорим об изменах, самоубийствах, двойных убийствах, стрельбе в бывших возлюбленных — в общем, будет интересно! Мы продолжаем изучать зарубежную прозу XIX века. 

Эдгар Аллан По 

Эдгар Аллан По (1809 — 1849 гг.) — американский поэт и писатель XIX века, представитель романтизма, основоположник детективного жанра.

Как считаете, какому поэту стоит дать медаль за самые загадочные и таинственные произведения? Эдгар По точно должен быть одним из главных претендентов на это звание. 

Трагичность и таинственность этого писателя связана не только с его творчеством, но и с биографией. Так, до сих пор неизвестно, как именно Эдгар По погиб. Писателя нашли утром на скамейке в бредовом состоянии, после чего его отвезли в больницу, где он и скончался. Эдгар По так и не пришел в себя, поэтому не смог объяснить свое состояние. Существует много версий того, что могло случиться с писателем: самоубийство, алкогольное отравление, холера, сифилис. Но доподлинно установить причину так и не удалось. Мотивы трагичности в творчестве писателя связаны с его трагической судьбой. 

Особенности творчества Эдгара Аллана По

Давайте разберемся с несколькими моментами, которые важны для понимания творчества Эдгара По.

  • Самое главное, что нужно запомнить — в творчестве Эдгара По раскрываются две важнейшие темы, которые часто связаны друг с другом, — это любовь и смерть. Также в творчестве Эдгара По звучит тема преступления.
  • Эдгар По — романтик, его творчество относится к такому направлению, как романтизм. У Эдгара По было романтическое мировоззрение — отсюда и неприятие действительности. Этим также можно объяснить любовь поэта к мотивам одиночества, страдания и смерти. 
  • Эдгар По считал, что новеллы не должны быть слишком длинные — читатель должен осилить их «за один раз», то есть сразу, не растягивая чтение на несколько вечеров. Очень удобно, правда? Правило Эдгара По — в произведении не должно быть ничего лишнего, каждая деталь должна себя оправдывать. 

«Не должно быть ни единого слова, которое, прямо или косвенно, не было бы направлено на осуществление изначального замысла», — Эдгар По. 

Творчество Эдгара По разноплановое и богатое, но давайте рассмотрим несколько основных тем.

Основные темы творчества Эдгара По

Тема смерти. В произведениях Эдгара По постоянно кто-то умирает. Будь это труп ребенка, найденный в дымоходе в «Убийстве на улице Морг», или же заживо похороненная сестра в «Падении дома Ашеров». Мир Ф.М. Достоевского, в сравнении с Эдгаром По, полон позитива и надежды. В произведениях Эдгара По герои переживают настоящие кошмары, от которых их спасет только смерть. 

Тема преступления. Эта тема связана с психологическими и детективными произведениями Эдгара По. У героев этого писателя постоянно присутствуют маниакальные и навязчивые мысли, которые не способны понять окружающие люди. Эдгар По пытался понять устройство человеческого сознания и причины, которые мешают его нормальной работе. Возможно, такое внимание к подобной тематике можно объяснить депрессией поэта и его алкогольной зависимостью. 

Истоки Шерлока: как зародился детективный жанр?

Эдгар По считается создателем детективного жанра. Во времена По этот жанр называли логическим рассказом или логической новеллой — определение детектива появилось только в конце XIX века.

Рассказ «Убийство на улице Морг» (1841 год) — первое детективное произведение в истории литературы. Главный герой — Огюст Дюпен — расследует двойное убийство. Интересно, что моральная составляющая преступлений не интересует персонажа, для него расследование — это игра, в которой можно проявить свои аналитические способности; загадка, с которой не может справиться французская полиция, но которую способен решить он. 

Тема любви. Давайте начнем изучение этой темы с небольшой биографической справки. 

В 26 лет Эдгар По влюбился в свою 12-летнюю двоюродную сестру — Вирджинию Клемм. Важная ремарка: поэт рос в приемной семье, поэтому они с кузиной не были кровными родственниками. Позже пара обручилась, но их счастье продлилось недолго. Вирджиния заболела туберкулезом — именно от этой болезни уже скончались родная и приемная матери Эдгара По. Возлюбленная поэта погибла — это сильно отразилось на психическом здоровье поэта. Через несколько лет Эдгар По тоже скончался. 

Этот сюжет нашел свое отражение в знаменитой поэме «Ворон». Действие в поэме основывается на том, что к лирическому герою, который потерял свою возлюбленную, приходит ворон и говорит, что уже больше никогда ничего не будет, как прежде. Такому «оптимизму» можно только позавидовать. Ниже рассмотрим эту поэму подробнее, вас ждет много интересного. 

Интересный факт: это произведение настолько популярно, что у него есть адаптация в сериале «Симпсоны». Если интересно — можете посмотреть 3 серию 2 сезона (нужный тайминг: 15 минут и 35 секунд). Там в роли рассказчика выступает Гомер, а Мардж становится Линорой. 

Поэма «Ворон»

РодЖанрНаправление
Лиро-эпосПоэмаРомантизм

Начнем анализ этого произведения с разбора символики. 

Важно, что действие в поэме происходит ночью — это с самых первых строк создает мрачную атмосферу. Лирический герой переживает потерю возлюбленной, он печален и измучен. Темная ночь — только усиливает утомленное состояние лирического субъекта. Он ждет рассвета, надеется, что с восходом солнца ему станет легче: «О, как жаждал я рассвета…»

Следующий символ — это комната, в которой находится лирический герой. Она напоминает ему о возлюбленной, именно в этой комнате лирический субъект и его Линора были счастливы. Но сейчас он в ней один — погруженный в тоску и тревогу. 

Главный образ-символ в поэме — конечно, ворон. Эта птица считается предвестником зла и горя, гибели. Не случайно именно этот образ произносит знаменитый рефрен «Nevermore». Кстати, это слово — окказионализм Эдгара По, поэтому можно встретить разные вариации перевода: «никогда», «больше никогда», «больше ничего», кто-то же оставляет оригинальное английское слово. 

Рефрен — фигура речи, проявляющаяся в повторении строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения.

Окказионализм — это новое авторское слово.

Так вот, этот рефрен пророчит мрак в жизни лирического героя — он не будет счастлив не только со своей умершей возлюбленной, но и с кем-либо другим. На все вопросы лирического субъекта ворон отвечает одним словом — «Nevermore». Этот повтор говорит о неизбежности смерти и пустоты. Это усиливает трагизм произведения — лирический герой никак не может повлиять на свою судьбу. 

Давайте завершим знакомство с творчеством Эдгара По с помощью небольшой практики!

Выполним упражнение формата ЕГЭ (тип 3).

Задание.
Эдгар Аллан По творил в литературном направлении ___. В его знаменитой поэме «Ворон» много ___ (ворон — предвестник зла и гибели; комната, которая наполнена воспоминаниями).

Решение.
Эдгар Аллан По творил в литературном направлении романтизм. В его знаменитой поэме «Ворон» много символов (ворон — предвестник зла и гибели; комната, которая наполнена воспоминаниями).

Ответ: романтизмсимволов

Фредерик Стендаль 

Фредерик Стендаль (1783 — 1842 гг.) — французский писатель, один из основоположников психологического реалистического романа.

Фредерик Стендаль — это псевдоним Мари Анри Бейля. Знаменитый писатель был военным. После службы в армии Наполеона в 1799 — 1802 гг. Анри Бейль возвращается в Париж и начинает изучать литературу. Однако позже все же решает вернуться обратно на военную службу. Писатель даже принимал участие в войне 1812 года на стороне Франции. 

Особенности творчества Фредерика Стендаля

В 20-ые годы XIX века в литературной среде разворачиваются споры о романтизме и классицизме. Стендаль публикует трактат «Расин и Шекспир», который становится манифестом реалистического метода. В нем писатель выдвигает постулаты, которые, по сути, стали главными правилами реализма. Так, Стендаль требует от писателей правдивого изображения действительности, типизации образов. Он считает, что главная задача искусства — это изображение современности, решение актуальных проблем. 

Стендаля можно считать основоположником реализма. 

Основные темы творчества Фредерика Стендаля

Давайте разбираться, какие темы были главными в творчестве французского реалиста. 

Тема любви. Раскрытие этой темы связано с началом литературной деятельности Стендаля. В 1822 году выходит трактат писателя «О любви». В нем Стендаль размышляет о разных видах любви, о том, какая любовь в тех или иных слоях общества или исторических эпохах. Писатель пытается проанализировать душевные состояния человека, выяснить, что на них влияет. 

Тема Италии. Стендаль был французом, но при этом много и часто писал про Италию, исследовал итальянский характер. Например, в романе «Пармская обитель» Стендаль показывает страстный и эмоциональный итальянский образ — главного героя Фабрицио дель Донго. Давайте рассмотрим это произведение немного подробнее.

Роман «Пармская обитель»

РодЖанрНаправление
ЭпосРоманРеализм

Роман «Пармская обитель» (или «Пармский монастырь») впервые опубликован в 1839 году. Это одно из наиболее известных произведений автора и считается одним из важнейших романов XIX века. Интересно, что роман был написан всего за 52 дня! 

Идеей романа является важность свободы и индивидуальности. Герой романа, Фабрицио, с которым мы уже немного познакомились, стремится к свободе и независимости, он не хочет жить по общепринятым нормам и правилам. Он ищет свой путь в жизни, свою собственную правду, и не желает подчиняться чужому мнению.

Немаловажными при анализе романа являются темы, которые раскрываются в произведении. Тема любви и страсти часто звучит в романе. Автор описывает сложные отношения между Фабрицио и его возлюбленной, красавицей Клелией. Герой романа страдает от того, что не может быть с ней вместе из-за общественных норм и правил.

Следующая тема — это тема власти и политики. Стендаль описывает борьбу за власть и влияние между различными политическими течениями в Парме. Герой романа, Фабрицио, пытается найти свое место в этой борьбе и стать частью политической элиты.

Образ главного героя — Фабрицио дель Донго: 

  • Представитель аристократии, который стремится к свободе и независимости, не желая подчиняться общественным нормам и правилам.
  • Фабрицио также является человеком с силой воли и острым умом. Он способен понимать людей и их мотивы, а также принимать сложные решения в трудных ситуациях. Герой также проявляет свою храбрость и решительность в борьбе за свои идеалы и убеждения.

Тема Наполеона. Напомним, что Стендаль был французом и участвовал в Наполеоновских войнах, поэтому этот император не мог не фигурировать в произведениях писателя. Так, это имя упоминается и в «Пармской обители», и в «Красном и черном»

Образ исключительно одаренного героя. Эта тема также раскрывается в романе «Красное и черное». Жюльен Сорель был сыном плотника, но при этом он умный и образованный молодой человек: герой отлично знает латынь и изучает богословие. 

Мы уже несколько раз упомянули и роман Стендаля «Красное и черное». Это действительно выдающееся психологическое произведение писателя, поэтому давайте также разберем его подробнее. 

Роман «Красное и черное»

РодЖанрНаправление
ЭпосРоманРеализм

Интересно, что сюжет основан на реальной истории. Стендаль прочитал в газете о судебном деле Антуана Берте. Молодой человек был сыном крестьянина, устроился гувернером в семью богатого человека, чтобы сделать карьеру. Однако его выгнали из-за любовной связи с женой богача. После этого случая Берте ждало множество неудач, и, отчаявшись, он выстрелил в свою бывшую любовницу. 

Зачем что-то придумывать, если реальность дарит такие остросюжетные истории, правда? Именно так подумал Стендаль и написал на основе этой ситуации роман о Жюльене Сореле. 

Роман «Красное и черное» — одно из первых психологических произведений. В нем множество внутренних монологов. Жюльен Сорель — рефлексирующий герой. Он постоянно думает о том, как ему поступить, как добиться успеха. 

В романе часто фигурируют художественные детали, которые помогают раскрыть характер героев. Например, мы наблюдаем за тем, как Жюльен тщательно пытается скрыть от Луизы портрет Наполеона, который он бережно хранит: «У меня к вам еще одна просьба: сделайте милость, сударыня, умоляю вас, не глядите на этот портрет — это моя тайна».

Образ главного героя — Жюльена Сореля: 

  • Представитель низшего сословия, который хочет добиться высокого положения в обществе. Его цель — это не деньги, а именно карьера.
  • Стоит обратить внимание, что Жюльен Сорель — действительно талантливый человек. Он отважный, энергичный, твердый духом и непоколебимый в продвижении к цели. Но часто методы, благодаря которым он добивается результата, безнравственны и эгоистичны. 

Образ Наполеона важен для понимания характера главного героя. Наполеон — краш эпохи, что тут поделать! Жюльен стремится быть похожим на французского императора, но у него не получается. 

В итоге, главный герой все же получает долгожданную должность. Влиятельный маркиз — отец Матильды — делает Жюльена виконтом, чтобы тот мог жениться на его дочери. Добившись своей цели, главный герой понимает, что это все не стоило потраченных сил и потерянных им человеческих качеств. 

Окончательное просветление в душе героя происходит после выстрела в Луизу. Почему он вообще стрелял в бывшую любовницу? Луиза написала в письме к отцу Маркизы, что Жюльен — бесчестный человек с множеством пороков. Маркиз отменил женитьбу главного героя и его дочери после этого письма. Луиза помешала карьере Жюльена, поэтому он решил убить ее. 

Пережитое потрясение оказывает на Жюльена сильное влияние, теперь он понимает, что карьера — это только иллюзия счастья. Главный герой осознает, что его погоня за социальным статусом заставила его выстрелить в человека. 

Почему роман о карьеристе назван «Красное и черное»?

Смысл названия этого романа — одна из загадок, которая осталась после Стендаля. Нет единой теории о том, почему же произведение названо именно так, но есть множество вариантов трактовки. Рассмотрим несколько из них. 

1. Итак, название можно объяснить с социальной точки зрения. Красный цвет отсылает к форме Наполеоновских войск. Изначально Жюльен хотел стать именно военным, но из-за своего низкого социального положения ему пришлось строить карьеру в духовной сфере. Черный же цвет как раз означает духовенство. Под сомнение эту теорию ставит один из литературоведов, который говорил о том, что армия Наполеона на самом деле носила синий мундир, а не красный.

2. Также есть более символическая трактовка. Красный цвет — это страсть, любовь; черный же — лицемерие.

3. Красное и черное — это кровь и смерть.
В литературоведении существует еще несколько гипотез на этот счет, можете выбрать более близкую для себя. 

Гюстав Флобер 

Гюстав Флобер (1821 — 1880 гг.) — французский прозаик и реалист XIX века, его называют мастером «точного слова».

Самое время наконец поговорить еще об одном французском реалисте — Гюставе Флобере. Его творческий путь можно разделить на три этапа. 

  • Первый этап. Это раннее творчество 1835 — 1849 годов. Для произведений первого периода характерно влияние романтизма. Главный герой разочарован в окружающем мире, он стремится к своему идеалу. В эти годы написаны такие произведения, как «Чума во Флоренции», «Записки безумца».
  • Второй этап. Это зрелый и плодотворный период с 1850 по 1870-е годы. Флобер разочаровывается в своих идеях о политическом переустройстве страны после Французской революции 1848 года. К 1850-м годам формируется мировоззрение писателя. С этим периодом связаны романы «Мадам Бовари» и «Воспитание чувств». 

Интересный факт: во время этого периода Флобер встречался со многими знаменитыми писателями, в том числе с Ш. Бодлером и И.С. Тургеневым. Флобер восхищался повестью Тургенева «Первая любовь», а Тургенев, в свою очередь, высоко оценил «Воспитание чувств» французского классика.

  • Третий этап. К этому периоду относится десятилетие с 1870 по 1880 годы. Писатель тяжело переживает поражение Франции в войне с Пруссией, уходят из жизни его близкие люди. В эти годы написаны повести «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» и «Иродиада». Флобер переписывает роман «Воспитание чувств». 

Особенности творчества Гюстава Флобера

Теперь обратимся к особенностям творчества Флобера. 

  • Объективность. Флобер старался максимально обезличить повествование в произведениях. Это вам не «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, и не «Война и мир» Л.Н. Толстого. Для Флобера важны чувства героев, а не авторское начало.
  • Флобер стремился показать обычного человека в условиях его повседневности — специфику окружающего мира. По Флоберу, пошлость — это трагедия современности. 
  • Флобер не надеялся на вдохновение, он относился к творчеству как к кропотливой работе, много и часто изучал какое-то явление, прежде чем написать про него. Например, перед тем, как начать писать сцену отравления Мадам Бовари, Флобер тщательно собирал информацию о симптомах отравления мышьяком — именно поэтому страдания главной героини так правдоподобно описаны. 

Основные темы творчества Гюстава Флобера

Историческая тема. Флобер часто обращался к истории, например, в новеллах «Смерть Маргариты Бургундской» и «Чума во Флоренции». Также эта тема раскрывается в романе «Саламбо». В основе сюжета — реальная история о том, как военачальник Гамилькар Барка подавил восстание наемных войск в III в. до н.э.

Тема жизни молодого поколения. Флобер часто изображал путь главного героя, который теряет идеалы юности. Это, например, романы «Воспитание чувств» и «Мадам Бовари». 

Тема буржуазной действительности. Буржуазия в изображении Флобера безнравственная — она жадная и бездуховная. Буржуазное общество мы видим в романе «Мадам Бовари». 

Роман «Мадам Бовари», который шокировал Францию подробным описанием супружеской неверности, — одно из самых известных произведений Г. Флобера. О нем и поговорим. 

Роман «Мадам Бовари»

РодЖанрНаправление
ЭпосРоманРеализм

Это история о молодой женщине, которая вышла замуж не по любви, но искренне о ней мечтала. Она начинает изменять своему супругу в попытках все же испытать это светлое романтическое чувство, тратит деньги мужа на своих любовников. В конце главная героиня заканчивает жизнь самоубийством. 

Флобер показывает, как окружающая среда влияет на человека, он изучает современность. Жажду счастья главной героини можно сравнить с провинциальным обществом, в котором она жила. Попытки мадам Бовари испытать радость такие же, как и нравы окружающей среды, — пошлые и бездуховные.

За что судили роман Флобера «Мадам Бовари»?

После выхода в свет романа начался настоящий скандал. Вскоре Флоберу, типографу Пиле и редактору журнала, в котором была опубликована «Мадам Бовари», — Лорану-Пише — пришла повестка в суд по обвинению в «оскорблении общественной морали, религии и добрых нравов»

Обвинение было основано на четырех сценах:
1) Где Эмма влюбляется в Родольфа.
2) Где Эмма обращается к религии, пытаясь разобраться в своих изменах.
3) Сцена с наемным экипажем, когда Эмма отдается Леону.
4) Отравление главной героини.

Адвокат Флобера обращал внимание судьи на то, что неправильно читать четыре отдельных эпизода, нужно рассматривать роман целиком. В итоге все подсудимые были оправданы, но судья призвал осудительно относиться к аморальному роману. 

Интересно, что «Мадам Бовари» основана на реальной истории, Флобер только художественно перенес ее на страницы книги. А как вы считаете, стоит ли судить авторов за их произведения?

Образ Эммы Бовари 

Эмма выросла в монастыре, читая романтическую литературу. Главная героиня была вдохновлена ей и мечтала о любви, но ей все время приходилось оказываться в суровой и совсем не романтической реальности. В мире Эммы нет ни одной выдающейся и интересной личности — нет ни одного героя романтического романа, которыми она так зачитывалась. 

«Там было все про любовь, там были одни только любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках <…> Пятнадцатилетняя Эмма целых полгода дышала этой пылью старинных книгохранилищ».

Давайте узнаем о героине еще больше, выполнив эту небольшую практику формата ЕГЭ.

Выполним упражнение формата ЕГЭ (тип 1).

Задание.
Как звали Эмму Бовари до замужества? В ответе укажите только фамилию в именительном падеже.

Решение.
Эмму Бовари звали Эмма Руо.

Ответ: руо

Главная героиня была убеждена, что выйдет из монастыря и встретит принца на белом коне. Но Эмма быстро разочаровывается в замужестве и в заурядном супруге. Шарль Бовари абсолютно не устраивал главную героиню. Он «ласкал ее в известные часы. Это стало как бы одной из его привычек, чем-то вроде десерта, который заранее предвкушают, сидя за однообразным обедом». 

«Боже мой! Зачем я вышла замуж?» — вопрошает героиня. Измена мужу временно удовлетворяет Эмму, она как будто гордится собой, испытывает мнимое счастье. Это было настолько важным и радостным для нее, что она восклицает: «У меня есть любовник! Любовник!».

Родольф — один из мужчин Эммы — не любит ее. Ему нравится чувствовать себя любовником замужней дамы — именно поэтому он начинает отношения. Объяснение Эммы с Родольфом на сельской выставке — показательный эпизод. Флобер еще раз подчеркивает конфликт между мечтами героини и реальностью. Вместо романтических признаний в красивом месте — Эмму ждут неискренние разговоры о любви, где на фоне объявляют победителя в номинации «за породу свиней»

«— Благодарю вас! — воскликнул Родольф. — Вы меня не отталкиваете! Вы — добра! Вы поняли, что я — ваш! Позвольте мне смотреть на вас, любоваться вами!

     <…>

— «За применение жмыхов маслянистых семян…» — продолжал председатель».

В этом эпизоде проявляется ирония Флобера над романтической ложью. 

Родольф все же хочет расстаться с Эммой, поэтому решает написать ей письмо в лучших традициях романтизма. Он хочет, чтобы главную героиню тронуло это письмо, поэтому специально окунает пальцы в воде и имитирует слезы. Пользуйтесь лайфхаком! 

«»Бедняжка! — расчувствовавшись, подумал он. — Она решит, что я — твердокаменный. Надо бы тут слезу пролить, да вот беда: не умею я плакать. Чем же я виноват?»

Родольф налил в стакан воды и, обмакнув палец, капнул на бумагу — на ней тотчас же образовалось большое бледное чернильное пятно».

Трагедия Эммы Бовари заключается в том, что она искренне поверила, что ее мечты о романтической любви реальны. Но в жизни оказалось все не так, как в книгах. Она не нашла другого выхода, кроме как покончить с собой.  

Интересный факт: благодаря Эмме Бовари в психологии появился термин «боваризм». Так называют неспособность отделить реальность от фантазии.

Теперь вы знаете чуть больше о мистическом творчестве Эдгара По, о реалистических романах Гюстава Флобера и об образе исключительного героя Фредерика Стендаля. Продолжайте изучать зарубежную литературу! В этом вам помогут статьи о «Творчестве Чарльза Диккенса, Ги де Мопассана и Проспера Мериме» и о «Прозе Виктора Гюго, Оноре де Бальзака, Оскара Уайльда»

Фактчек 

  • Эдгар Аллан По — американский романтик. Его творчество отличается мрачностью и трагичностью. Рассказ «Убийство на улице Морг» (1841 год) — первое детективное произведение в истории литературы. 
  • Фредерик Стендаль — французский писатель, один из основоположников психологического романа. В трактате «Расин и Шекспир» Стендаль требует от писателей правдивого изображения действительности, типизации образов. Он считал, что главная задача искусства — это изображение современности, решение актуальных проблем. 
  • Гюстав Флобер — французский прозаик и реалист XIX века, его называют мастером «точного слова». Главные особенности творчества Флобера — это объективность, стремление показать обычного человека в условиях его повседневности.

Проверь себя

Задание 1. 
Какой рассказ Эдгара По можно считать первым детективным произведением?

  1. «Убийство на улице Морг»; 
  2.  «Падение дома Ашеров»;
  3. «Ворон»;
  4. «Золотой жук».

Задание 2. 
Кем был отец Жюльена Сореля в романе «Красное и черное»?

  1. слесаре;
  2. священником; 
  3. плотником;
  4. мэром.

Задание 3. 
Почему Жюльен Сорель выстрелил в Луизу?

  1. Она ему изменила.
  2. Она написала письмо маркизу.
  3. Луиза ничего не сделала.
  4. Жюльен выстрелил в Матильду, а не в Луизу.

Задание 4. 
Что случилось с Эммой Бовари в романе «Мадам Бовари»?

  1. Она смирилась с судьбой и осталась с мужем.
  2. Сбежала с Родольфом. 
  3. Осталась одинока до конца жизни. 
  4. Покончила жизнь самоубийством.

Ответы: 1. — 1; 2. — 3; 3. — 2; 4. — 4.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов