Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Поэзия ХХ века. Часть 2

2.2.2024
180

На этой странице вы узнаете

  • Что такое эстрадная поэзия?
  • Какие тайны хранит стихотворение «Рождественский романс» И.А. Бродского?
  • Слова какой из известнейших песен, посвященных Великой Отечественной, были написаны не на русском языке?

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» — эту строку из стихотворения одного рыжего любителя кошек (и по совместительству лауреата Нобелевской премии) вы, вероятно, знаете. Быть может, слышали или использовали сами свистящее слово «диссидентство». Сегодня об этом речь, конечно, пойдет, но еще мы окажемся в переполненном зале, раздвинув вместе с Б.А. Ахмадулиной кулисы; увидим Кулундинские степи глазами Н.А. Заболоцкого; полюбуемся горами, выглянув из окна дома Р. Гамзатова; пробежимся по текстам Артура Конан Дойля, внимательно следя за пальцем юного Л.Н. Мартынова.

Дел у нас больше, чем много, поэтому давайте приступать!

Историческая справка

Прежде, чем «литературничать», предлагаем немного погрузиться в историю. Происходящее в мире, стране, городе, — не просто фон биографии, часто это «подвал» конкретного произведения, хранящий смыслы, недоступные без более подробного изучения. Чтобы в «подвалы» спускаться было не так страшно, делимся самым важным (в рамках нашей темы, конечно):

  1. 1917 год – революция, результатом которой стали установление Советской власти и приоритета социалистических идей над иными (социализм — идеология, направленная на реализацию социального равенства, социальной справедливости), а также разделение общества на поддерживающих режим и сопротивляющихся ему. 
  2. 1956 год – XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущев прочитал доклад о «культе личности» И.В. Сталина, что стало началом десталинизации (преодоление материального и нематериального — политического, идеологического — наследия, созданного в годы руководства И.В. Сталина), осуждения репрессий, ослабления цензуры и «оттепели».
    «Хрущевская оттепель» — неофициальное название исторического периода, характеризующегося относительной либерализацией и большей творческой свободой.
  3. 1964 год – избрание Л.И. Брежнева руководителем СССР, начало «эпохи застоя».
    «Эпоха застоя» — исторический промежуток, во время которого был произведен переход к более консервативному, в отличие от «оттепельного», курсу.

Большинство произведений, которое мы сегодня рассмотрим, было созданы в течение «оттепели» и «застоя».

А теперь, наконец-то, к литературе!

Литературная ситуация

Наше местоположение на литературной ленте времени — пятидесятые-шестидесятые годы XX века.

Что за плечами? Во-первых, невообразимо богатый на наследие Серебряный век, ставший целой вехой в истории русской литературы: творчество А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и многих других деятелей культуры. Во-вторых, время строго регламентированного искусства по законом социалистического реализма: произведения М. Горького, М.А. Шолохова, А.А. Фадеева.

Что сейчас?

Поэты-шестидесятники — авторы, популярность и влияние которых сопоставляют с ролью модернистов начала века, искренний и многогранный «голос поколения». 

«Декорации», в которых выступали шестидесятники, — переполненные концертные залы, а их «реквизит» — книга и микрофон, именно поэтому с именами шестидесятников связано понятие «громкая лирика», «эстрадная поэзия».

Кто: Б.А. Ахмадулина, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Б.Ш. Окуджава.

Что такое эстрадная поэзия?

Эстрадная поэзия — явление в истории русской литературы, связанное с публичным чтением поэтами стихотворений в Политехническом музее, во Дворце спорта в Лужниках, в других залах, рассчитанных на сотни и тысячи слушателей.

У поэта появлялся сценический образ (имидж), текст создавался с расчетом на аудиальное восприятие.

Поэты-фронтовики — авторы, принимавшие участие в самой кровопролитной войне в истории человечества, обращались к недавнему прошлому, к собственному опыту, к темам нравственности и памяти. 

Многое из того, что звучит в День Победы — плоды их таланта.

Кто: А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Ю.В. Друнина, О.Ф. Берггольц, П.Л. Коган.

Диссиденты — люди, отстаивающие взгляды, которые расходятся с общепринятыми, что может привести к гонениям, преследованиям и репрессиям со стороны официальных властей.

Кто: И.А. Бродский, А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров.

О других не менее значимых явлениях вы можете почитать в статье «Поэзия второй половины ХХ века. Особенности лирики и новые течения», а также убедиться, что «Цой жив!»

Что впереди? Рок-экспансия (зарождение русского рока как музыкального направления и превращение его в целое культурное движение), постмодернизм, верлибризация (потеря стихом «заданности»: рифмы, метра).

Кажется, мы немного сориентировались в историческом и литературном контексте эпохи, а значит — пора рассматривать реальные и творческие судьбы конкретных людей.

И первое знакомство состоится с И.А. Бродским.

И.А. Бродский. Очень краткая биография

Полное имя: Иосиф Александрович Бродский

Годы жизни: 1940-1996

И.А. Бродский родился в Ленинграде, который оказал огромное влияние на его эстетические взгляды и творческую манеру. Бросал школу, работал фрезеровщиком, истопником и матросом. В девятнадцатилетнем возрасте входит в литературную жизнь, знакомится с Е.Б. Рейном, А.А. Ахматовой, Н.Я. Мандельштам.

Был в заключении в СССР, в эмиграции. Наследие объемно: И.А. Бродский писал стихи на русском и английском языках, эссе, мемуары, переводил и преподавал. В 1987 году удостоился Нобелевской премии по литературе.

Скончался скоропостижно, похоронен (как завещал) в Венеции.

Несколько интересных фактов: 

  1. Был участникам ряда геологических экспедиций: побывал на Белом море, в Северной Якутии и Восточной Сибири.
  2. Любил кошек и часто заканчивал телефонный разговор с близкими людьми звукоподражанием «Мяу-мяу».
  3. Хорошо пел.

По мнению литературоведов, И.А. Бродский — едва ли не единственный современный поэт, ставший классиком. Давайте повнимательнее посмотрим на его наследие. 

И.А. Бродский. Особенности творчества

  1. Акцент на двоякости: как окружающего мира, так и человека, самого лирического героя.
  2. Всеохватность тем, образов: от размышления над «проклятыми вопросами» до вполне скабрезных подробностей.
  3. Сложность текстов для восприятия: и с чувственной, и с когнитивной (обилие перечислений, иррациональность, продуцирование неологизмов), и с ритмической (обилие переносов, анжамбеманов) сторон, и, как следствие, их узнаваемость.

Предлагаем посмотреть на то, как перечисленные черты реализуются в текстах, и убедительно просим: большое литературное «пожалуйста», читайте тексты в полном объеме! 

Отличие поэтической речи от прозаической состоит в большей усложненности первой, ведь помимо привычной горизонтальной связи слов (я-шла-домой) возникает связь вертикальная (домой-герой; «правил»-«заставил»). Кроме того, появляется возможность соотносить не только слова, но и строки, и строфы. Таким образом, смысла в стихотворном тексте так много, что его невозможно исчерпать пересказом, таблицей, схемой, поэтому единственный выход — наслаждаться им напрямую!

И.А. Бродский. Стихотворения

Обратите внимание на таблицу, в ней упомянуты известные стихотворения И.А. Бродского, от ранних — к поздним.

НазваниеЛирикаСозданиеОсобенности текстаЦитаты
«Воротишься на родину. Ну что ж…»Лирическое стихотворение1961«Автоирония» создается за счет анафоры «как хорошо» и следующих далее признаний, маскирующих одиночество, боль, вынужденную самостоятельность. Возникает образ сильного, гордого, самодостаточного человека в переломный момент.«…во всем твоя одна, твоя вина, / и хорошо. Спасибо. Слава Богу»
«Как хорошо, что некого винить, / как хорошо, что ты никем не связан»
«Ни страны, ни погоста…» («Стансы»)Лирическое стихотворение / элегия1962Выраженный автобиографизм: на Васильевском острове прошла юность И.А. Бродского. Мотивы смерти, изгнания, смирения и привязанности к родине (в том числе малой) сплетаются воедино. Текст-завещание, текст-«эпитафия», текст-предчувствие.«На Васильевский остров / я приду умирать»
«…и услышу я голос: / — До свиданья, дружок»
«Я обнял эти плечи и взглянул…»Любовная1962Автобиографизм (влюбленность в художницу Марианну Басманову). Двухчастная композиция (водораздел — союз «но», образ мотылька) позволяет противопоставить статику и динамику, мертвое и живое, явное и скрытое. Интерьер «зеркалит» состояние лирического героя.«Темнела печка. В раме запыленной / застыл пейзаж. И лишь один буфет / казался мне тогда одушевленным. / Но мотылек по комнате кружил, / и он мой взгляд с недвижимости сдвинул»
«1 января 1965 года»Философская1965Остов — евангельская история и связанные с ней образы, мотивы (волхвы, звезды, чулок для подарков). Религиозный контекст не согласуется с выведенной в название датой светского праздника (1 января), аналогично состоянию лирического героя противоречит атмосфера чуда, которая сохранилась в воспоминаниях. Поиск опоры в себе, в собственной миссии.«Что это? Грусть? Возможно, грусть»
«Пусть повторится впредь»
«Что поздно верить чудесам»
«…ты вдруг почувствуешь, что сам — / чистосердечный дар»
«В деревнеБог живет не по углам…»Лирическое стихотворение / философская1965Пространство: деревня. В реалиях сельской жизни происходит процесс богопознания (самобытность, вездесущесть, вписанность в уклад — черты Бога). Парадокс: «В деревне Бог живет не по углам»; «Возможность же все это наблюдать, <…> благодать,доступная в деревне атеисту».«В деревне он — в избытке»
«Конец прекрасной эпохи»Гражданская / философская1969Бытовая ситуация (поход за газетой и ее чтение) — позвоночный столб стихотворения, который обрастает размышлениями о ситуации в стране (диссидентские воззрения: «в этих грустных краях, чей эпиграф — победа зеркал»), погружением в историю («чтоб спросить с тебя, Рюрик»), отражением внутреннего состояния лирического героя. Обилие символов, метафор, аллюзий. Вписанность в исторический контекст. Строфы шестистишные.«В этих грустных краях все рассчитано на зиму»
«Только рыбы в морях знают цену свободе»
«То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом, / то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом»
«На смерть Жукова»Гражданская / философская1974Повод — реальное историческое событие, смерть маршала СССР Г.К. Жукова. Выдержанность в духе старинных од, которые посвящались знаковым событиям. Отстраненность лирического героя, выведение парадокса: «родину спасший», но «сколько он пролил крови солдатской».«Вижу в регалиях убранный труп: / в смерть уезжает пламенный Жуков»
«Воин, пред коим многие пали / стены»
«Сколько он пролил крови солдатской»
«Осенний крик ястреба»Лирическое стихотворение1975Четкость сюжета (редкость для лирики И.А. Бродского): ястреб, парящий в небе, против воли поднимается выше и погибает от недостатка кислорода, пух дети принимают за снег. Временной промежуток: переход осени в зиму. Аллюзия на миф об Икаре. Документалистичность текста (профессионализмы, термины) сочетается с допущениями, благодаря чему образуется символическое поле. Есть мнение, что птица — alter ego поэта.«На воздушном потоке распластанный, одинок»
«Но восходящий поток его поднимает вверх»
«В черт-те что. Все выше. В ионосферу»
«…вырывается и летит вовне / механический, нестерпимый звук, / звук стали, впившейся в алюминий»
«Я входил вместо дикого зверя в клетку…»Лирическое стихотворение / гражданская / философская1980Автобиографизм, исповедальность (эмоциональность, субъективность, гиперболизированность): ретроспективный взгляд человека накануне его сорокалетия: «трижды тонул, дважды бывал распорот». Астрофичность.«Только с горем я чувствую солидарность. / Но пока мне рот не забили глиной, / из него раздаваться будет лишь благодарность»
«То не Муза воды набирает в рот…»Любовная1980Автобиографизм (влюбленность в художницу Марианну Басманову). Оригинальность рифм. Ретроспективный взгляд, переходящий в прощание с былым: «Навсегда расстаемся с тобой, дружок».«Я бы заячьи уши пришил к лицу, / наглотался б в лесах за тебя свинцу»
«Но, видать, не судьба, и года не те. / И уже седина стыдно молвить — где»
«Рождественская звезда»Лирическое стихотворение1987Поэтическое осмысление евангельской истории. Существенна вертикаль: младенец — звезда («Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда»). «…младенец родился в пещере, чтоб мир спасти»
«…из глубины Вселенной, с другого ее конца, / звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца»
«На столетие Анны Ахматовой»Лирическое стихотворение / посвящение1989Линейный принцип развертывания текста: от упоминания божественной природы слова («Бог сохраняет все; особенно — слова») и его всеобъемлющей силы — до обращения к А.А. Ахматовой.«Великая душа, поклон через моря / за то, что их нашла, — тебе и части тленной, / что спит в родной земле»

Подобные четкие разборы стихотворений, разумеется, полезны и практичны, но одно произведение, мы хотели бы рассмотреть иначе.

Какие тайны хранит стихотворение «Рождественский романс» И.А. Бродского?

— Стихотворение «Рождественский романс» — одна из визитных карточек И.А. Бродского.
— Читая это произведение, поэт часто переходил на пение.
— Текст сложен, многомерен, главная его характеристика — двойственность (двоится мир, двоятся объекты): «кораблик негасимый» = и луна, и звезда на башне Кремля, и шпиль Адмиралтейства, и Вифлеемская звезда; Александровский сад = и московский, и петербургский; «полночный поезд новобрачный» = поезд «Красная стрела», отправлявшийся в полночь с Ленинградского вокзала в Москве, прибывавший на Московский вокзал в Санкт-Петербурге (и наоборот).
— Главное двоение = Рождество, Новый год; празднуется не религиозное Рождество, а светский Новый год, следствием чего, для И.А. Бродского, является иллюзорность, шаткость бытия, обыгранная в последней строфе троекратным повторением союза «как будто».

«Качнулись вправо», «качнулись влево» — и практиковаться!

Давайте выполним задание №7 формата ЕГЭ.

Задание. Укажите термин, которым обозначаются образные определения, являющиеся частью авторской системы изобразительно-выразительных средств (например, «полночный поезд новобрачный»).

Решение. Такой термин называется эпитетом.
Эпитет  — образное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Ответ: ЭПИТЕТ

Мы говорили об И.А. Бродском, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с США, а наша следующая собеседница — почетный член Американской академии искусств и литературы. Речь идет о Б.А. Ахмадулиной.

Б.А. Ахмадулина. Очень краткая биография

Полное имя: Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина

Годы жизни: 1937-2010

Б.А. Ахмадулина родилась в Москве, начала писать стихотворения в школьные годы, а затем поступила в Литературный институт. Первый значительный успех связан с выходом сборника «Струна» в 1962 году. 

После этого начались знакомства, выступления на творческих вечерах и стадионах, участие в литературной жизни, популярность как на родине, так и заграницей. 

Умерла в знаменитом дачном поселке Переделкино, похоронена на Новодевичьем кладбище. 

Несколько интересных фактов: 

  1. В восемнадцатилетнем возрасте вышла замуж за поэта Е.А. Евтушенко.
  2. Снялась в кинокартинах: «Живет такой парень», «Спорт, спорт, спорт», «Застава Ильича», «Ключ без права передачи».
  3. Стихотворения звучат в фильмах: «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Жестокий романс».

Б.А. Ахмадулина — настоящая легенда советской поэзии, давайте подробнее посмотрим на ее поэтическую манеру.

Б.А. Ахмадулина. Особенности творчества

  1. Сочетание модернистских приемов (неожиданность, новизна рифм) с классической традицией (изысканность форм, «лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век»), архаических элементов речи — с разговорным языком.
  2. Напряженность, динамизм ритма.
  3. «Прорастание» символизма из более или менее привычного, в том числе — материального.
  4. Импрессионистичность, сознательная размытость текста: усложненность смысла, ассоциативная разветвленность, не нарушающие цельности.
  5. Мотивы исповедальности, самоосуждения; высокопарность.

Вы могли не смотреть «Иронию судьбы, или С легким паром!», но вполне возможно слышали песню «По улице моей который год…» в исполнении А.Б. Пугачевой. А если не слышали — включайте!

Так вот, автор слов — Б.А. Ахмадулина. Предлагаем взглянуть на этот (и не только этот) текст внимательнее.

Б.А. Ахмадулина. Стихотворения

Обзор трех известных текстов поэтессы представлен в виде таблицы:

НазваниеСозданиеТемы и мотивыОсобенности текстаЦитаты
«По улице моей который год…»1959Одиночество, предательство,утрата друзей,единение с природой, духовное прозрениеОдиночество = живое существо, к которому обращается лирический герой; помимо холода и боли в нем есть импульс для достижения внутренней гармонии; двухчастная композиция;обрамление = упоминание о друзьях«Друзей моих медлительный уход»
«О одиночество, как твой характер крут!»
«И я познаю мудрость и печаль»
«О, мой застенчивый герой…»1960-1961Одиночество,личная трагедия, противостояние толпеПроведение параллели между реальной жизньюи театральной постановкой; великодушие лирического героя, принимающей все внимание толпы на себя«О, как ты гоготал, партер!»
«Одна, одна – среди стыда»
«Вся наша боль – моя лишь боль»
«Дождь в лицо и ключицы…»1955Любовная лирикаИмпрессионистичность; звуковая инструментовка (аллитерация на «ц», «р»); сопоставление чувства влюбленности и шторма«Ты со мной приключился»
«Мне и страшно, и весело»
«Не боюсь, что люблю»

Стихотворения Б.А. Ахмадулиной наложены на музыку, а тексты третьего нашего героя часто читают на конкурсах выразительного чтения и при поступлении в театральные институты. Их автор — Н.А. Заболоцкий.

Н.А. Заболоцкий. Очень краткая биография

Полное имя: Николай Алексеевич Заболоцкий

Годы жизни: 1903-1958

Родился недалеко от Казани. Еще в третьем классе «издавал» свой рукописный журнал с собственными стихами. Учился и служил в Ленинграде, участвовал в литературной группе ОБЭРИУ («Объединение реального искусства», провозгласившее «ощущать мир рабочим движением руки, очи­щать предмет от мусора стародавних истлевших культур»). Был отправлен в ссылку, вернулся из нее, жил в Москве. 

После смерти похоронен на Новодевичьем кладбище, реабилитирован. 

Несколько интересных фактов: 

  1. Был знаком с К.Э. Циолковским и состоял с ним в переписке.
  2. Перевел «Слово о полку Игореве».
  3. Серьезно увлекался живописью.

На протяжении всей своей жизни Н.А. Заболоцкий словно бы доказывал сформулированную им мысль («Душа обязана трудиться»), попробуем приблизиться к пониманию черт его литературной деятельности.

Н.А. Заболоцкий. Особенности творчества

  1. Один из главных мотивов — мотив одухотворенности природы, восходит к увлечению натурфилософией; изображение природы идеализированно.
  2. В лирике поэт раскрывает философские темы, размышляет над соотношением и восприятием жизни и смерти (вера в перевоплощение).
  3. Слияние научности и художественности.
  4. Антропоцентризм.

Давайте посмотрим на произведения советского поэта-философа.

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения

Три популярных текста Н.А. Заболоцкого помещены нами в таблицу:

НазваниеСозданиеТемы и мотивыОсобенности текстаЦитаты
«Не позволяй душе лениться»1958Необходимость «нравственного прогресса», «взращивания» собственной душиЗаданная в первой строке мысль развивается на протяжении всего произведения; императивы уменьшают дистанцию между читателем и миром стихотворения (лирический герой обращается как бы и к себе, и к слушающим его); кольцевая композиция («Душа обязана трудиться»)«Гони ее от дома к дому, / Тащи с этапа на этап, / По пустырю, по бурелому / Через сугроб, через ухаб!»
«Она рабыня и царица, / Она работница и дочь»
«Некрасивая девочка»1948Что такое красота; как соотносится красота внешняя и внутренняя; жестокость людейЗарисовка бытовой ситуации: игра детей; лирический герой, смотрящий на девочку, серьезен и объективен, в описании, которое он дает, нет гипербол; «открытый конец»«Она напоминает лягушонка»«Младенческая грация души»
«А если это так, то что есть красота / И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?»
«Признание»1955Любовная лирикаЦентральная фигура = женщина (имеет конкретные черты), вокруг которой существует все остальное (и сам лирический герой); синтаксический параллелизм«Драгоценная моя женщина!»
«Ты и песнь моя обручальная, / И звезда моя сумасшедшая»
«И слезами и стихотвореньями / Обожгу тебя, горькую, милую»

Самое время попрактиковаться — давайте выполним задание №6 формата ЕГЭ.

Задание. Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» относится к такому роду литературы, как ___. Как правило, произведения этого литературного рода характеризуются созвучием концов стихотворных строк, которые называются ___.

Решение. Существует три основных литературных рода: эпос, драма и лирика; стихотворение Н.А. Заболоцкого относится к последнему. А созвучия на концах строк — рифмы.

Ответ: ЛИРИКАРИФМА / ЛИРИКАРИФМОЙ

Н.А. Заболоцкий знал грузинский язык, занимался переводами. А вот наш следующий собеседник, Р. Гамзатов, писал на родном, аварском, и на русский язык переводили уже его произведения.

Р. Гамзатов. Очень краткая биография

Полное имя: Расул Гамзатович Гамзатов (псевдоним)

Годы жизни: 1923-2003

Родился в аварском ауле, стихи начал писать в девять лет. Учился в Литературном институте, занимал государственные посты. После смерти похоронен у подножия горы в Дагестане.

Несколько интересных фактов: 

  1. Переводил на аварский язык современную и классическую (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского, С.А. Есенина) литературу.
  2. Известен афоризмами.
  3. Именем Р. Гамзатова назван астероид.

Несколько познакомившись с биографией Р. Гамзатова, взглянем на его поэтическую деятельность.

Р. Гамзатов. Творчество

Произведения поэта самобытны, неразрывно связаны с бытом и культурой малой родины. Многие стихотворения Р. Гамзатов вообще писал на аварском языке.

Слова какой из известнейших песен, посвященных Великой Отечественной, были созданы не на русском языке?

Текст песни «Журавли», первым исполнителем которой стал М.Н. Бернес, был написан Р. Гамзатовым на его родном языке. А перевел стихотворение Н.И. Гребнев.

Посмотрим на содержание этого и двух других произведений Р. Гамзатова пристальнее:

НазваниеСозданиеТемы и мотивыОсобенности текстаЦитаты
«Журавли»1965Жизнь, смерть, перерождение, память, войнаИзначально написано на аварском языке; параллель: журавли = погибшие солдаты«Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю эту полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей»
«Берегите друзей»1972Ценность дружбы, доброты, умения прощатьИзначально написано на аварском языке; лирический герой выступает как наставник, делится собственным горьким опытом, пытается предостеречь читателя«Знай, мой друг, вражде и дружбе цену / И судом поспешным не греши»
«Люди, я прошу вас, ради бога, / Не стесняйтесь доброты своей»
«Я звезду засвечу тебе в угоду»***Любовная лирикаГотовность лирического героя сделать все возможное, чтобы возлюбленная была счастлива«Ярмо твоих печалей и недугов / Себе на шею я надеть готов»
«И ты поверишь: на земле метельной / Ни зла людского, ни печали нет»

Подошел черед нашего последнего на сегодня знакомства: Л.Н. Мартынов, поэт, переводчик.

Л.Н. Мартынов. Очень краткая биография

Полное имя: Леонид Николаевич Мартынов

Годы жизни: 1905-1980

Родился в Омске, дебютировал в печати в 1921 году. Входил в группу футуристов, был корреспондентом газеты «Советская Сибирь», участвовал в геологических экспедициях. Был в ссылке, по возвращении получил широкую известность, часто печатался. После смерти похоронен в Москве, реабилитирован.

Несколько интересных фактов: 

  1. В связи с внешними обстоятельствами, уже состоявшись как поэт, на протяжении девяти лет писал «в стол».
  2. По собственным словам, перевел около ста тысяч стихотворных строк.
  3. Вел закрытый образ жизни, имел прозвище «тихий классик».

А можно ли назвать «тихими» стихотворения поэта? 

Л.Н. Мартынов. Творчество

На этот вопрос любой читатель отвечает сам, а мы лишь предлагаем обратить внимание на таблицу:

НазваниеСозданиеТемы и мотивыОсобенности текстаЦитаты
«Первый снег»1946Любовная лирика / пейзажная лирикаЗарисовка бытовой ситуации; как через образ города прорывается образ леса, так и лирический герой проходит путь от «Не жди. Дела…» до «Он тронул это милое / Теперь ему навек»; первый снег = сквозной образ«Ушел он рано вечером»
«…Вернулся поздно утром он»
«И понял, / Чьим он золотом / Платил за свой ночлег»
«Ложь»1951Ложь, «тайное всегда становится явным»Сопоставление лжи и пыли, сора«И докторов напрасно не тревожь, / А знай: всего искуснее и чище / Глаза нам застилающую ложь / Прочь устраняет дерзкий язычище!»
«Примерзло яблоко»1952Пейзажная лирикаПарадокс: в семистишие описывается зима, а в заключительной фразе упоминается весна: «Все это значит, что весна близка!»«В киосках не осталось ни цветка, /  Объявлено открытие катка, / У лыжной базы — снега по колено»

Выше мы писали о песнях, основанных на стихах поэтов второй половины XX века, не стала исключением и лирика Л.Н. Мартынова. В.Г. Бутусов («Nautilus Pompilius») в альбоме «Невидимка» использовал стихи венгерского поэта в переводе Л.Н. Мартынова. 

Что же, за плечами — пять знакомств. А впереди — подведение итогов.

Заключение

Увидены лица, прочитаны тексты; надеемся, есть понимание исторического и литературного контекста. Настало время прощаться. Впрочем, мы — как на сцене — не прощаемся, а говорим: «До скорых встреч!» Слушайте музыку, читайте стихотворения, заглядывайте в наши статьи. Если устали от поэзии — отдыхайте прозой: «Проза второй половины ХХ века».

Термины

Аллюзия — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на нечто известное.

Анжамбеман —  перенос в стихотворении, возникающий из-за несовпадения метрического членения с синтаксическим.

Антропоцентризм — учение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Астрофичность — свободное расположение рифмованных метрических стихов.

Натурфилософия — умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Неологизм — новое слово, которое появляется в языке для обозначения нового явления, понятия, объекта.

Постмодернизм — художественная концепция в искусстве, радикально отличающаяся от всех других художественных систем: ирония, пародирование, переосмысление культуры прошлого, отказ от традиционных художественных ценностей.

Профессионализм — слово или выражение, свойственное речи представителей конкретной профессии, сферы деятельности.

Социалистический реализм — главенствующее художественное направление литературы и искусства в СССР и других социалистических странах, представляющее собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека.

Фактчек

  • Исторический контекст: СССР, управление страной — Сталин И.В., Хрущев Н.С. («Оттепель», относительная либерализация), Брежнев Л.И. («Застой», относительная консерватизация).
  • Литературный контекст: поэты-шестидесятники (разнообразие лирики, популярность, «эстрадность»), поэты-фронтовики (тематизированность лирики — война, память, нравственность).
  • И.А. Бродский — лауреат Нобелевской премии, фактически классик, создатель легко узнаваемого поэтического стиля.
  • Б.А. Ахмадулина — представительница эстрадной лирики, легенда советской поэзии.
  • Н.А. Заболоцкий — поэт-философ.
  • Р. Гамзатов — поэт-аварец.
  • Л.Н. Мартынов — «тихий классик».

Проверь себя

Задание 1.
Кто из перечисленных деятелей культуры преподавал в университетах США?

  1. Б.А. Ахмадулина
  2. Р. Гамзатов
  3. И.А. Бродский
  4. Л.Н. Мартынов

Задание 2.
Кто из перечисленных деятелей культуры не был отправлен в ссылку? 

  1. Н.А. Заболоцкий
  2. И.А. Бродский
  3. Л.Н. Мартынов
  4. Р. Гамзатов

Задание 3.
Песню на чьи слова (из перечисленных деятелей культуры) исполняла А. Б. Пугачева?

  1. Н.А. Заболоцкого
  2. Б.А. Ахмадулиной
  3. И.А. Бродского
  4. Л.Н. Мартынова

Задание 4.
Кто из перечисленных деятелей культуры переводил с венгерского языка?

  1. Л.Н. Мартынов
  2. Н.А. Заболоцкий.
  3. Р. Гамзатов
  4. Б.А. Ахмадулина

Задание 5.
Кто из перечисленных деятелей культуры был знаком с К. Э. Циолковским?

  1. Б.А. Ахмадулина
  2. Л.Н. Мартынов
  3. Р. Гамзатов
  4. Н.А. Заболоцкий

Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 2; 4. — 1; 5. — 4.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов