Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Александр Николаевич Островский. «Бесприданница»

21.2.2024
38

На этой странице вы узнаете

  • Драма в квадрате — что это за математическая фигура?
  • Какие образы-близнецы встречаются в произведениях А.Н. Островского?
  • О чем говорят фамилии?

«Бесприданница» — одно из самых знаменитых произведений А.Н. Островского, известнее этой пьесы только «Гроза». Почему же именно отсутствие приданого было таким значимым для автора, что он вынес этот факт в заглавие? Начнем изучать произведение, но сначала заглянем в рабочий кабинет драматурга и посмотрим, как создавалась пьеса.

История создания

В 70-х годах ХlХ века Александр Островский занимал пост почетного мирового судьи в Кинешемском уезде. Он был знаком с криминальной хроникой и принимал участие в уголовных процессах, что помогало ему находить новые сюжеты для своих пьес. Предполагается, что события «Бесприданницы» были вдохновлены одним из громких дел в уезде: местный житель Иван Коновалов убил свою юную супругу.

Писатель начал работать над пьесой в ноябре 1874 года. Обычно он создавал тексты в короткие сроки, но работа над «Бесприданницей» растянулась на 4 года. Наконец, осенью 1878 года пьеса была завершена. В те дни драматург писал: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали “Бесприданницу” лучшим из всех моих произведений».

Пьеса должна была стать успешной: она легко прошла цензуру, журнал «Отечественные записки» готовил текст к публикации, труппы Малого и Александринского театров начали репетиции. Однако премьерные спектакли провалились, а отзывы литературных критиков в газетах были резко негативными. Только через 10 лет после смерти драматурга, в 1890-х годах, «Бесприданница» стала популярной.

Да уж, пьеса прошла путь через тернии к звездам. Неоцененное современниками гениальное произведение — достаточно частый сюжет, к сожалению… Но хватит о грустном, пора окунуться в художественный мир «Бесприданницы» и поговорить об особенностях!

Род, жанр, направление

Вечные вопросы могут быть связаны с любовью, смыслом жизни и тайной смерти, а могут звучать так: «Пьеса А.Н. Островского — это трагедия или драма?» Что ж, давайте разбираться.

РодДрама
ЖанрДрама
НаправлениеРеализм

Род произведения — драма. Драматические произведения написаны для постановки на сцене, речь героев состоит из диалогов, монологов, внутренней речи персонажа. Также в произведении есть ремарки, которые являются пояснением автора по ходу действия событий в драме.

Направление пьесы — социально-психологической реализм. Пьеса отражает действительность, изображает быт и нравы купеческого сословия, характер персонажей обуславливается общественной средой. В драме присутствует глубокий психологизм, А.Н. Островский вводит в произведение тип «маленького человека».

Теперь давайте разбираться с жанром произведения.

Трагедия — драматическое произведение, в основе которого лежит неразрешимый конфликт, вызывающий сильные страдания героя.

Основа сюжета трагедии — непримиримый конфликт личности с другими силами, например, судьбой, стихией, государством или же с самим собой. В борьбе герой, как правило, погибает физически, но побеждает нравственно. 

Цель трагедии — вызвать в зрителе сострадание, чтобы произошел катарсис, то есть высвобождение эмоций у людей.

Драма — драматическое произведение, в основе которого лежит серьезный, чаще всего бытовой конфликт, имеющий и не трагический, и не комический финал.

В драме конфликт не так возвышен, как в трагедии, и зачастую даже разрешим. 

Если говорить о сюжете, то Лариса сталкивается не с силой государства, не с роковым стечением обстоятельств и не с волей богов, как, например, в древнегреческих трагедиях. Основной конфликт произведения разгорается между ней и бездуховным меркантильным обществом. Кроме того, героиня проживает внутренний конфликт между своими принципами и реальностью, а также любовный: ей приходится выбирать между жалким женихом Карандышевым и безнравственным Паратовым, чьих недостатков она не видит. Судьба главной героини «Бесприданницы» печальна, однако теоретически драма могла иметь менее грустный финал: Лариса могла бы остаться жить с мужем или уехать с Кнуровым, как и собиралась. Это драматический финал. В трагедиях подобный несмертельный конец невозможен в принципе. 

Драма в квадрате — что это за математическая фигура?

Драма в квадрате — так ассоциативно можно запомнить род и жанр пьесы. Но почему же все-таки драма? Разберемся, какие черты трагедии и драмы можно выделить в «Бесприданнице».

Трагедийное в пьесе

– Лариса — сильная личность, противопоставленная другим героям.
– У героини есть внутренний конфликт: борьба между страстью и благоразумием, собственными принципами и навязанными обществом стандартами.
– Катарсис достигается после гибели Ларисы. Смерть потрясает и героев, и зрителей, ее финальная реплика становится пиком внутреннего очищения. Даже если смерть Ларисы не способна изменить глубоко погрязшее в пороках общество, девушка все же одерживает моральную победу над окружающими ее людьми.

Драматическое в пьесе

– Каждый герой значим. Драматург не акцентирует внимание только на главной героине, он показывает сцены и с другими персонажами, в которых проявляется их низость и безнравственность.
– Писатель подробно показывает быт и нравы людей: собрания в Доме Огудаловых, значимые детали вроде шампанского в чайных приборах, одежда героев раскрывают их внутренний мир.
– В произведении бытовой конфликт, а не государственного/космического масштаба, как в трагедиях.

Несмотря на присутствие в произведении черт и драмы, и трагедии, Островский определяет его жанр как драму. Писатель видел в смерти Ларисы не столько трагизм, сколько душевное освобождение девушки из тяжелых оков несвободы.

Но чтобы верно проанализировать значение гибели девушки, для начала нужно разобраться в композиции и поговорить о сюжете.

Композиция и сюжет

Композиция пьесы выдержана согласно классическому канону, произведение состоит из четырех актов.

  • Первый акт: экспозиция и завязка (знакомство с героями, предстоящий брак Ларисы и Карандышева, приезд Паратова);
  • Второй акт: развитие действия (Лариса встречается с Паратовым, признается ему в любви);
  • Третий акт: кульминация (обед у Карандышева, судьбоносное решение Ларисы, бунт «маленького человека»);
  • Четвертый акт: развязка (отчаяние и смерть Ларисы).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм сюжета. Линейная композиция позволяет А.Н. Островскому реалистично показать мотивы действий главных персонажей. Становится ясно, что их поступки во многом обусловлены даже не особенностями характера, а средой, в которой они существуют.

С композицией разобрались, а теперь пора действовать!

Действие первое

События разворачиваются в провинциальном городе Бряхимове на Волге. Нас знакомят с героями: «один из представителей богатой торговой фирмы», молодой купец Василий Вожеватов, разговаривает с пожилым дельцом Мокием Парменычем Кнуровым. Вожеватов делится новостями: знакомая им бесприданница и красавица Лариса Дмитриевна выходит замуж за небогатого чиновника Карандышева. Герои удивляются, что «проворная», предприимчивая мать девушки Харита Игнатьевна Огудалова не смогла найти ей жениха получше: «Как это она оплошала? Огудаловы все-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то Карандышева!.. Да с ее-то ловкостью… всегда полон дом холостых!..» Однако Вожеватов объясняет, что девушка согласилась на неравный брак после того, как в прошлом году неудачно влюбилась в Сергея Сергеича Паратова. Мужчина тогда отбил всех ее женихов, а потом исчез. После нескольких неудачных попыток сватовства девушка не выдержала и заявила, что выйдет за первого, кто сделает предложение. Карандышев же «давно у них в доме вертелся», он и «тут как тут» с предложением. Кнуров и Вожеватов уверены, что Карандышев Ларисе не пара, ведь она «создана для роскоши».

К ним присоединяются Лариса с матерью и сам Карандышев. Юлий Капитоныч важничает, обращается к Кнурову и Вожеватову на равных, приглашая их к себе на обед. Купцы открыто презирают чиновника, но соглашаются прийти ради компании Ларисы.

Оставшись наедине с Ларисой Дмитриевной, Карандышев резко разговаривает с девушкой и называет дом Огудаловых «цыганским табором». Лариса возражает, что в их «таборе» бывали «хорошие, и благородные люди» — например, Сергей Сергеич Паратов. Для Ларисы он остается «идеалом мужчины», даже несмотря на то, что в прошлом году он ее фактически бросил.

Тем временем в Бряхимов на пароходе «Ласточка» прибывает тот самый Паратов. Вместе с ним приезжает провинциальный актер Аркадий Счастливцев, которого Паратов называет Робинзоном: его подобрали с необитаемого острова, куда Аркадия с другом высадили после дебоша на пароходе. Да, это тот самый человек в компании, который всегда находит приключения, а потом оказывается непонятно где. А у вас есть такие знакомые?

Паратов встречается с купцами и рассказывает им, что собирается жениться на богатой девушке и «берет в приданое золотые прииски», сейчас же прощается со своей свободой и хочет «повеселей провести последние дни».

Действие второе

Мокий Кнуров в разговоре с Харитой Игнатьевной выражает недовольство предстоящим браком Ларисы: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни». Кнуров думает, что Лариса скоро оставит мужа, и тогда ей понадобится богатый и солидный «друг» (читайте: он сам).

После ухода купца Лариса говорит матери, что желает побыстрее уехать в деревню: «…для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем»

Что ж, все мы периодически хотим уехать, чтобы просто отдохнуть от постоянных дел и дедлайнов… Хотя у героини была другая причина. Лариса считает, что с нее достаточно унижений и страданий. Однако ее жених не спешит покидать город, ему «повеличаться» хочется. От Карандышева Лариса узнает, что приехал барин — Сергей Сергеич Паратов. Испуганная девушка упрашивает жениха срочно уехать в деревню, чтобы не пересекаться с Паратовым. Но поздно: он уже стоит у дверей дома Огудаловых и Ларисе приходится с ним встретиться.

В диалоге с Ларисой Паратов обвиняет женский пол в ветрености: «женщины» — «ничтожество вам имя». Обиженная девушка признается, что все еще любит Сергея Сергеевича, а замуж выходит от безысходности: «…дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из городу».

Действие третье

Харита Игнатьевна и Лариса обсуждают вечер, который устроил Карандышев. Если коротко, то его можно обозначить фразой «испанский стыд». Мужчине кажется, что удивил всех роскошью. Он не понимает, что выглядит нелепо. Гости «потешаются» над его глупостью, спаивают его ради забавы. Карандышев не замечает издевок, не реагирует на попытки Огудаловой образумить его.

Паратов просит Ларису спеть и она исполняет романс «Не искушай». Для главной героини песня является своеобразной исповедью, признанием в чувствах Паратову.

Наедине Сергей Сергеич говорит Ларисе, что она «сокровище» и он виноват перед ней. Он уговаривает девушку поехать с их купеческой компанией кататься по Волге: «Сейчас или никогда». В итоге господа вместе с Ларисой уезжают из дома незаметно для Карандышева и Хариты Игнатьевны.

Когда Карандышев узнает, что девушка оставила его и уехала с купцами, он в отчаянии: «Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» Мужчина хватает со стола пистолет и убегает вслед за господами, обещая отомстить: «Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет».

Действие четвертое

Вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов лицемерно жалеют Ларису: они знают, что Паратов не откажется ради нее от выгодного брака, а после случившегося «положение ее незавидное». Кнуров предлагает «принять участие в ее судьбе». Чтобы избежать конкуренции, мужчины подбрасывают монетку, и удача благоволит Кнурову.

После случившегося Лариса отказывается возвращаться домой: «Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» В разговоре с Паратовым девушка просит ответить ей: теперь она жена его или нет? Сергей Сергеич объясняет, что обручен и не может отказаться от женитьбы, после чего оставляет девушку одну.

Лариса просит Вожеватова поддержать ее, но он считает, что данное Кнурову слово важнее страданий девушки. Мокий Парменыч предлагает Ларисе поездку в Париж и полное обеспечение на всю жизнь, но не торопит ее с ответом.

Оставшись одна, Лариса хочет броситься в реку, но не решается. К ней подходит Карандышев, который считает, что должен быть защитником девушки. Лариса говорит Карандышеву, что для нее его покровительство — самое тяжелое оскорбление. Мужчина упрекает ее в невзыскательности, говоря, что Кнуров и Вожеватов разыграли ее судьбу «в орлянку» и в целом относятся к ней как к дорогому предмету. Лариса соглашается, что она вещь, но «слишком дорогая вещь» для Карандышева — «уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой».

Девушка говорит бывшему жениху, что она никогда не будет ему принадлежать, и хочет согласиться на предложение Кнурова. Но Карандышев стреляет в Ларису со словами: «Так не доставайся ж ты никому». Девушка воспринимает смерть как благо, как освобождение: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»

Прибежавшим на выстрел Лариса объясняет: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама». Перед смертью героиня признается в любви ко всему миру: «Пусть веселятся, кому весело <…> вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Эх, хэппи-энда не будет… Ну за что вы так с нами, господин Островский?

Какие образы-близнецы встречаются в произведениях А.Н. Островского?



Можно сказать, что в драмах Островского встречаются образы, «кочующие» из одного произведения в другое. Так, Лариса очень похожа на Катерину из «Грозы». Обе девушки отличаются от окружающих их бездуховных людей своей честностью, способностью искренне любить. Они обе трагически погибают в результате конфликта с обществом. Близнецами являются и два города: Калинов и Бряхимов. Это собирательные образы городов России, места с искаженными отношениями между людьми, где лицемерие и бесчестность становятся основой межличностного взаимодействия. Только если в Калинове царят деспотизм и патриархальность, то в Бряхимове деньги вытесняют все человеческое.

А теперь пришло время разобраться, о чем вообще это произведение? Не похоже, что это краткое пособие «как НЕ нужно вести себя, если нет приданого». Чтобы разобраться, обсудим темы и идею произведения.

Темы и идея

1. Основная тема пьесы — деформированные отношения людей и бездуховность общества. Автор показывает приземленность людей, живущих в Бряхимове. Здесь все отношения основаны на торговле: если «товар» качественный, то его хотят приобрести, если же нет, то отказываются от него. В качестве товаров выступают сами люди, их принципы, их поступки. Так и с Ларисой: окружающие воспринимают ее как достойный и дорогой «товар», поэтому готовы дарить ей подарки и тратить деньги, чтобы пообщаться с ней. Кнуров и Вожеватов «съездили бы с ней в Париж», Харита Игнатьевна благодаря дочери живет на широкую ногу, Паратов использует ее в своих целях и оставляет ее скомпрометированной, даже искренне влюбленный Карандышев использует невесту как возможность изменить свой социальный статус. То, что к ней относятся как к вещи, осознает и сама Лариса: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его».

2. Точно так же все чувства искажены в этом управляемом деньгами мире. Любовь в Бряхимове обречена на провал. Когда Лариса влюбляется в Сергея Паратова, ее ждут боль и разочарование. Лариса была готова броситься вслед за Паратовым, она сохраняла свои чувства к мужчине больше года, но он поступает жестоко, оставляет девушку, не имея ни малейшего желания отказываться от выгодного брака. Для Паратова любовь — это способ потешить самолюбие, он готов «уступить» женщину другому мужчине, если понимает, что она по-прежнему его любит. Искреннее чувство Ларисы становится причиной ее страданий и гибели. Любовь Карандышева также делает его несчастным, ведь чувство не взаимно. Бесчестие в Бряхимове становится становится нормой, в то время как искренность приносит несчастья. Внешняя благопристойность купцов, их показная веселость и щедрость резко контрастирует с их внутренними качествами, с их меркантильностью и подлостью. Этот контраст обличает Карандышев, когда узнает, что Паратов, Вожеватов и Кнуров увезли Ларису: «И ведь это не разбойники, это почетные люди…»

3. В этом произведении можно выделить морально-нравственную проблематику, которая раскрывается через образы всех героев «Бесприданницы». Несмотря на всю искренность Ларисы Огудаловой, героиня решается бросить своего жениха и убежать с Паратовым. Ее поступок продиктован любовью, но он жесток по отношению к Карандышеву. У других героев моральные ориентиры также нарушены: Харита Игнатьевна буквально живет за счет дочери, Карандышев использует Ларису для самоутверждения, Вожеватов с Кнуровым играют «в орлянку», чтобы выбрать, кому достанется Лариса. Равнодушие и цинизм стали базой для любых межличностных отношений, а деньги везде вытеснили людей.

Пьесу «Бесприданница» можно использовать в сочинении №5 ЕГЭ, если встретится тема духовного оскудения личности. Тему можно раскрыть через образы Вожеватова, Кнурова или Паратова. Стоит упомянуть, что в бряхимовском обществе деньги вытеснили все человеческое, а отношения героев строятся на принципах купли-продажи, где «товарами» выступают сами люди, их внешние и внутренние качества. Так, для Вожеватова «честное купеческое слово» важнее помощи своей подруге детства, он и Кнуров разыгрывают Ларису в «орлянку». Все это примеры духовной деградации личности в меркантильном обществе.

4. А.Н. Островский также обращает внимание на социальные проблемы. Он раскрывает тему «маленького человека» и показывает его конфликт с обществом.

«Маленький человек» — это тип литературного героя в реализме. Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, с приземленными мечтами и желаниями. Обычно судьба такого героя трагична. Часто такие персонажи оказываются унижены более богатыми и знатными людьми. 

      Карандышев обладает многими чертами «маленького человека»: это бедный чиновник, не отличающийся особыми талантами. Он выглядит смешно и жалко, пытается поднять самооценку за счет невесты, в то время как купцы презирают его, потешаются над ним. Однако, несмотря на непривлекательные черты героя, автор сочувствует его судьбе, он показывает, насколько жестоко общество по отношению к «маленьким людям»: «Я знаю сам, что я смешной человек. <…> Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» А.Н. Островский показывает бунт «маленького человека», Карандышев не может смириться с уходом невесты, он готов мстить, и в итоге от его руки погибает Лариса. Его поступок — это протест против всего общественного порядка: «Если мне на белом свете остается только или повеситься от стыда и отчаяния, или мстить, так уж я буду мстить».

Идея произведения заключается в том, насколько преувеличено значение денег и богатства в обществе. Материальное поглощает все духовное, все человеческое, что должно присутствовать в людях. Лариса страдает из-за бедности среди людей, для которых деньги — главная ценность. В этом смысл ее трагедии, она не может и не хочет вписаться в это общество. Лариса не имеет права быть искренней — ее откровенность используют, она не должна любить — бесприданницы никому не нужны. Девушка существует в такой среде только за счет внешности и талантов. Лариса Огудалова воспринимается как красивая игрушка — богачи ей делают подарки, предлагают покровительство, но не сватаются к ней.

Все это вынуждает Ларису выходить замуж за нелепого и жалкого Карандышева, который не замечает, насколько он смешон. В такой ситуации гордость Ларисы оказывается уязвлена, девушка не может смириться с навязанной ей функцией вещи. В финале пьесы Лариса освобождается от своей несчастной судьбы. Идея финала заключается в радости избавления от унизительной сделки, на которую девушку вынуждали бесчеловечные законы общества.

О чем говорят фамилии?

Островский использовал в пьесе свой любимый прием — говорящие фамилии. Так, фамилия богатого Кнурова связана с «кнуром» или кабаном, Паратов получил фамилию от «поратый» — бойкий, сильный, быстрый. Фамилия Огудаловой происходит от глагола «огудать», то есть «оплести» или «облапошить», а фамилия Карандышев говорит о незначительности образа, о его неоправданных претензиях на собственное положение в обществе.

Ключевые образы

Имя: Лариса Дмитриевна Огудалова

Характер: Это девушка с чуткой, ранимой душой. Она выделяется из бездуховного общества Бряхимова своей искренностью, способностью любить и глубоко чувствовать. По мнению окружающих, Лариса Дмитриевна «простовата», в ней нет хитрости, она говорит правду, «а бесприданницам так нельзя». Лариса тверда в своих убеждениях, ничто не может изменить ее мнения о людях. Это возвышенная свободолюбивая натура, она не переносит пошлости и низости. Она нуждается в любви: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно». Лариса умна, она понимает негласные законы общества, понимает, что является для них всего лишь красивой игрушкой. Любовь к Паратову ослепляет ее, она не видит, насколько это жестокий человек.

После предательства возлюбленного Лариса в отчаянии, у нее не хватает смелости покончить с собой. Девушка готова предать и «продать» свои моральные принципы, подстроиться под общество: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой». Однако смерть девушки спасает ее от падения, она так и не становится частью этого общества. Лариса погибает счастливой, она чувствует избавление от гнета обстоятельств, от унижения и фальши. Она принимает свою судьбу, никого не обвиняет и ощущает только любовь ко всем людям — чувство, не встречающееся в меркантильном обществе: «Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

Положение в обществе: небогатая дворянка

Образ Ларисы можно использовать в задании №5 ОГЭ в сочинении «Мастерство А.Н. Островского в создании драматургического характера. (На примере героя или героини одной из пьес по выбору учащегося.)» В ответе необходимо показать богатый внутренний мир главной героини, раскрыть основные черты ее характера: честность, прямолинейность, верность своим принципам. Характер Ларисы раскрывается также через песни: она поет романс «Не искушай», который является чистым и искренним признанием любви к Паратову, перед тем как сделать судьбоносный выбор. А.Н. Островский показывает трагичность и драматизм переживаний главной героини, которая отчаянно нуждалась в любви, но не смогла найти ее в обществе Бряхимова: «…я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать».

Имя: Юлий Капитоныч Карандышев

Характер: Герой самолюбив, завистлив, заносчив, он не понимает, насколько он смешон в глазах окружающих. Карандышев любит пускать пыль в глаза, хвастается, пытается общаться на равных с презирающими его купцами: «Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще всегда был выше предрассудков». Персонаж находится в конфликте с обществом, которое не принимает его и издевается над ним. Он мелочен и ревнив: «А он-то, в углу сидя, разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает, отчаянным прикидывается». Лариса считает его «ничтожеством»: «вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня». Однако в конце герой оказывается способен на бунт. В порыве гнева и боли он убивает Ларису, тем самым освобождая ее. Лариса берет его вину на себя, но это не помогает Карандышеву, в финале он остается все тем же несчастным «маленьким человеком».

Положение в обществе: Бедный чиновник из небогатого мещанского семейства. В обществе Карандышев играет жалкую, смешную роль.

Имя: Сергей Сергеич Паратов

Характер: Харизматичный, веселый, и в то же время безнравственный человек. Паратов любит пустить пыль в глаза окружающим. Его приезд сопровождается пальбой из пушек, он нанимает коляску, запряженную четверкой роскошных лошадей, щедро платит за пение и танцы цыган. Это самоуверенный и дерзкий человек, который любит эффектные и наполненные риском поступки. Сергей Сергеич Паратов представляет тот тип человека, который комфортно чувствует себя в бездуховном обществе. Он торгует собой, ищет состоятельных невест, сравнивает лучшие варианты. Он не побоялся солгать Ларисе, пообещав ей взаимную любовь, унижает Карандышева. Это меркантильный человек, который относится к людям, как к вещам, развлечению, не боится ранить окружающих своими поступками. Он передает актера Робинзона Вожеватову, чтобы тот смог как следует натешиться, дважды бросает Ларису. Герой живет легкой жизнью. Он привык никогда и ни о чем не сожалеть, и для него на первом месте всегда стоит лишь его собственная выгода. Кроме того, Паратов — опасный, мстительный человек, который никогда и никому не прощает оскорбления в свой адрес.

Положение в обществе: Герой родом из богатого дворянского семейства, однако он растратил свое состояние из-за разгульного образа жизни. У него были финансовые проблемы, из-за этого он решился на продажу парохода и женитьбу на богатой девушке.

Имя: Василий Данилыч Вожеватов

Характер: Это смекалистый и хитрый делец, типичный представитель общества Бряхимова, который ставит выгоду на первое место. Вожеватов подлый и эгоистичный человек, который не задумываясь унижает другого человека ради собственной забавы: он вместе со своей компанией спаивает Карандышева, обманывает Робинзона, разыгрывает судьбу Ларисы «в орлянку». Герой является другом детства Ларисы, однако не проявляет к ней сочувствия в самый трудный для нее момент. Для него «честное купеческое слово», его обещание уступить Ларису Кнурову важнее чувств и страданий Ларисы.

Положение в обществе: один из представителей богатой торговой фирмы, родом из богатой купеческой семьи.

Имя: Мокий Парменыч Кнуров

Характер: Мокий Парменыч надменный и меркантильный человек, привык общаться исключительно с людьми своего круга, которых он уважает. Он считает для себя недостойным разговаривать с теми, кто стоит ниже его на социальной лестнице. Кнуров — глубоко безнравственный человек, который решает разыграть Ларису, словно ценный приз. Он хочет сделать Ларису своей любовницей, предлагает ей содержание.

Положение в обществе: пожилой купец «с громадным состоянием», родом из богатого купеческого семейства.

Вот такая вот история, полная бездуховности, горести и любви. Одним словом, все в духе Островского! На этом наш разговор о «Бесприданнице» подходит к концу. Чтобы лучше понять пьесы А.Н. Островского, вы можете посмотреть экранизацию «Бесприданницы» — фильм «Жестокий романс», или прочитать нашу статью про «Грозу».

Термины

«Говорящая фамилия» — это фамилия, данная персонажу автором, служащая подтверждением положительных или отрицательных качеств действующего лица.

Конфликт — столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях. 

Линейная композиция — построение художественного произведения таким образом, что события и явления происходят в хронологическом порядке, четко следуя друг за другом.

Образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. 

Психологизм это метод, который заключается в описании внутреннего мира персонажей, их психологических характеристик и мотивации действий.

Реализм — направление в литературе и искусстве, получившее развитие в России в XIX веке, в основе которого лежит правдивое и достоверное представление жизни.

Фактчек

  • Род произведения — драма, жанр — драма, а направление — реализм.
  • Главная тема и проблема произведения — деформированные отношения людей в обществе, построенном на деньгах, основной конфликт развертывается между Ларисой и обществом.
  • Идея произведения заключается в том, что деньги подчиняют себе все человеческие взаимоотношения и это приводит к трагедиям.

Проверь себя

Задание 1.
В каком городе происходит действие пьесы?

  1. В Петербурге
  2. В Калинове
  3. В Бряхимове
  4. В Москве

Задание 2.
Как называется пароход Паратова?

1. «Чайка»
2. «Ласточка»
3. «Бряхимов»
4.  «Волга»

Задание 3.
Нравы какого сословия отражены в «Бесприданнице»?

1. Дворяне
2. Разночинцы
3. Купцы
4. Духовенство

Задание 4.
Какого конфликта нет в драме?

  1. Любовный
  2. Общественный
  3. Внутренний
  4. Политический

Задание 5.
Соедините фамилии и имена героев.

  1. Мокий Парменыч                                      А. Карандышев
  2. Сергей Сергеич                               Б. Кнуров
  3. Юлий Капитоныч                                          В. Вожеватов
  4. Василий Данилыч                                          Г. Паратов

Ответы: 1. — 3; 2.  — 2; 3.  — 3; 4.  — 4; 5. 1Б 2Г 3А 4В.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов