Василий Андреевич Жуковский. «Море», «Невыразимое», «Лесной царь», «Светлана»
На этой странице вы узнаете
- Перевод стихотворного произведения с одного языка на другой — это плагиат?
- В кого был влюблен Жуковский?
- Чем связаны между собой имена Ленора, Людмила и Светлана?
В прошлый раз мы с вами поговорили о творчестве Г.Р. Державина. Если вы еще не знакомились с этой статьей, то скорее заглядывайте сюда: «Гавриил Романович Державин «Властителям и судиям», «Бог», «Памятник».
Сегодня мы немного изменим наш курс, окажемся в начале XIX века и познакомимся с творчеством Василия Андреевича Жуковского. Поверьте, будет не менее интересно! Но начнем мы с самого начала.
Подход В.А. Жуковского к творчеству
В.А. Жуковский — основоположник романтизма в русской литературе.
Романтизм — литературное направление, появившееся в конце XVIII — начале XIX века сначала в Западной Европе, потом в России. |
Подробнее о нем вы можете посмотреть в статье «Историко-литературный процесс и направления литературы. Классицизм и сентиментализм».
У Жуковского получился свой, уникальный романтизм.
Особенности романтизма в творчестве Жуковского:
- Автор намеренно избегает социальные и политические темы.
- Его романтизм — психологический и созерцательный, то есть он обращен к внутреннему миру героев.
Знали ли вы, что именно В.А. Жуковский утвердил жанр баллады в отечественном искусстве слова? Но это не простая баллада, а романтическая. Чтобы было все наглядно и понятно, давайте рассмотрим ее черты на примере «Светланы» в конце нашей статьи.
Перевод стихотворного произведения с одного языка на другой — плагиат? Нет. Интересно, что многие произведения В.А. Жуковского — переводы. Поэт хотел, чтобы у русских людей был эстетический вкус, а русская литература была не настолько развита, как зарубежная. Жуковский перевел на русский язык лучшие баллады Гете, Шиллера, Соути, Мура и других мировых авторов. |
«Переводчик в прозе — раб, переводчик в поэзии — соперник», — считал Жуковский.
Перевод прозы заключается в том, чтобы просто перевести слова с одного языка на другой. Однако перевод поэзии намного сложнее. Нужно не просто перевести стихотворный текст на другой язык, сохранив при этом идею, но и сделать это так, чтобы осталась авторская рифма.
Прежде чем мы перейдем к анализу произведений Жуковского, нужно выделить основные темы, к которым обращается автор в своих текстах.
Основные темы в творчестве Жуковского
- Любовь и дружба. С этой темой связана личная трагедия писателя.
В кого был влюблен Жуковский? Поэт был влюблен в свою племянницу Марию Протасову, однако этим отношениям не суждено было состояться. Мать возлюбленной, к сожалению, не давала своего согласия на брак. Поэт очень страдал из-за этой любви и посвятил Марие Протасовой множество стихотворений. |
Любовь в творчестве Жуковского — возвышенное и чистое чувство, сравнимое с близкой дружбой. Но чаще всего возлюбленные в его стихотворениях не могут быть вместе по разным причинам, хотя они и готовы абсолютно на все ради воссоединения.
- Природа. Жуковский — новатор в пейзажной лирике. Он впервые в русской поэзии одухотворяет природу, поэтизирует вечер, сумерки, ночь. Но это не название трилогии «Сумерки». Хотя кто знает, может быть, они вдохновлялись Жуковским? Оставим конспирологические теории на ваш суд.
В лирических произведениях Жуковского мы можем увидеть, как на фоне окружающего мира раскрывается или изображается душа человека.
- Жизнь и смерть. Жуковский размышляет о быстротечности жизни, о том, что она хоть и прекрасна, но может принести разочарование и горе человеку. Смерть же не воспринимается как нечто устрашающее и пугающее. Жуковский уверен, что она не сможет разрушить высоких чувств: дружбу, любовь, надежду.
А теперь приступает к анализу стихотворений Жуковского.
«Море»
Лето, солнце, песок и море — красота! Сейчас очень хотелось бы оказаться именно в том месте, правда? Перенести на море нас может Жуковский, но, правда, пейзаж уже будет совсем другой, но не менее прекрасный.
Род | Лирика, потому что «Море» написано в стихотворной форме, внутри стихотворения есть лирический герой, его мысли и чувства. |
Направление | Романтизм, так как в произведении показывается соотнесенность человеческих чувств и природы. В нем также осмысляются чувства лирического героя. |
Жанр | Элегия. На это указывает печальное настроение стихотворения, а также философские вопросы, которые поднимаются поэтом в лирическом произведении. |
Образ моря
В элегии показывает морскую стихию, ее красоту и могущество. Автор соединяет в стихотворении как статичный образ моря («Безмолвное море, лазурное море») так и динамичный («Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь»). Волнение морской стихии происходит из-за того, что тучи закрывают ей обзор на ясное небо.
Через описание моря показано романтическое двоемирие в стихотворении. Мечта моря — быть ближе к небу, рядом с ним, но это, к сожалению, невозможно. Так и проявляются два мира: мечта и реальность.
Выделим основные темы в произведении.
Тематика
- Взаимосвязь природы и человека.
Жуковский показывает сходство человеческой жизни и морской стихии. Спокойное состояние моря соотносится с обычной жизнью человека. Буря при этом олицетворяет собой проблемы, возникающие у людей на их пути. Однако трудности позже решатся так же, как и утихающие волны.
Как часто в жизни возникают какие-то сложности, которые огорчают нас? Думаем, у каждого из нас это периодически происходит. Вспомните, несколько дней назад, например, у вас были переживания по поводу какой-либо контрольной, но она прошла и переживаний как ни бывало, правда?
Так и в стихотворении Жуковского можно сравнить бурю и проблемы человека, потому что оба этих явления нарушают гармонию и доставляют неприятности. Но поэт показывает, что как любая буря имеет конец, так и сложности у людей рано или поздно проходят: «И мгла исчезает, и тучи уходят».
- Природа: образ моря.
Писатель одушевляет природу и поэтизирует море: «Безмолвное море, лазурное море, / Стою очарован над бездной твоей. / Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью». Жуковский хочет обратить внимание не на покой, а на движение, которое как раз проявляется через бурю. Он видит в этом определенную гармонию.
Композиции произведения
Все стихотворение можно разделить на три части, которые соотносятся с разными состояниями моря:
- До бури, где море показано прекрасным и спокойным.
- Во время бури, где море «терзает враждебную мглу» из-за того, что она закрывает ему обзор на небо, которым оно дорожит.
- После бури, где лирический герой видит, что безмятежное море на самом деле скрывает внутри себя смятенье.
Это показывает, что море, которое только кажется спокойным, на самом деле испытывает волнение и беспокойство.
Средства выразительности
- Эпитет: «Безмолвное море, лазурное море».
- Риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?».
- Олицетворение: «Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью».
- Анафора: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, / Ты, небом любуясь, дрожишь за него».
А мы уже двигаемся к следующему произведению В.А. Жуковского.
«Невыразимое»
Вы знаете игру «Крокодил», где нужно объяснить какое-то слово, не говоря ни звука? Сделать это трудно, поэтому приходится выкручиваться из ситуации всеми другими способами. Нам бывает сложно угадать, что показывает другой человек, потому что каждый жест люди трактуют по-разному так же, как и по-разному воспринимают то или иное слово.
Стихотворение «Невыразимое» похоже на эту игру. Жуковский буквально говорит — все, что мы видим, имеет словесное выражение, но при этом мы не можем передать наше впечатление полностью.
Род | Лирика, потому что главным в стихотворении являются чувства лирического героя. |
Направление | Романтизм, так как лирический герой ощущает драматизм жизни, который основывается на том, что люди не могут выразить свои чувства, мысли и эмоции ни словами, ни искусством. |
Жанр | Элегия, лирический герой задумывается над философскими вопросами жизни, пытается понять, почему люди не смогут запечатлеть какой-либо момент в полных его красках. |
Тематика
- Искусство. Лирический герой пишет о том, что искусство, будь то литература, живопись, скульптура — может выразить нашу действительность, но не до конца полно, то есть ограничено. Показать настоящие чувства человека очень сложно: «Когда душа смятенная полна / Спирается в груди болезненное чувство, / И обессиленно безмолвствует искусство?».
- Природа. Поэт восхищается природой. Лирический герой говорит, что ее, как и чувства человека, нельзя выразить через искусство: «Что наш язык земной пред дивною природой? <…> Но где, какая кисть ее изобразила?».
Смысл подзаголовка
О невозможности полноценно запечатлеть чувства указывает и подзаголовок стихотворения — «Отрывок». Даже это стихотворение, которое является примером литературного искусства, не выражает всех тех чувств, которые хотел передать Жуковский. Поэт ставит многоточие в конце элегии, оставляя при этом чувство недосказанности.
Средства художественной выразительности
- Эпитет: «дивною природой».
- Анафора: «Сие столь смутное, волнующее нас, / Сей внемлемый одной душою».
- Риторический вопрос: «Какой для них язык?».
- Метафора: «душа летит».
Переходим к следующему произведению — «Лесной царь».
«Лесной царь»
ПенниВайз, Каспер, Фредди Крюгер, а может быть Бабайка? Жуковский создает своего страшного персонажа — Лесного царя, образ которого осмысляет в одноименном произведении. Посмотрим на этот текст и проанализируем его.
Род «Лесного царя» — лиро-эпос: от лирики в произведении стихотворная форма, а от эпоса — сюжет и система персонажей.
Направление — романтизм. Так, в произведении есть:
- Фантастические силы в лице Лесного царя, которые зазывают ребенка в свой мир.
- Романтическое двоемирие:
- фантастический мир, где ребенок видит Лесного царя, боится его, утверждает, что он — реален;
- реальный мир, где отец настаивает на том, что такого существа рядом с ними нет.
Жанр «Лесного царя» — баллада.
Черты баллады:
- Фантастика, который выражен через образ Лесного царя.
- Недосказанность. Мы не знаем, куда и зачем скачет старик.
- Схематичный характер героев. Жуковский не дает подробную характеристику героям.
- Конфликт добра и зла, где вторым представляется Лесной царь.
- Беспощадность судьбы. Лесной царь настигает ребенка, и мальчик умирает.
Что еще важно в лирическом произведении?
- Стихотворение построено в форме диалога между отцом, ребенком и Лесным царем. С помощью этого приема Жуковский передает напряженную атмосферу баллады: отец и ребенок торопливо скачут по ночному лесу, в то время как ребенок бредит.
- Лесной царь — олицетворение смерти, которая предопределена ребенку. Отец пытается скрыться от гибели, обогнать и спасти своего сына, но смерть неотвратима.
- В балладе неожиданная развязка. Мы привыкли, что добро всегда побеждает зло, но в балладе Жуковского все по-другому. Ребенок умирает, и смерть побеждает жизнь.
Темы и идеи
Одной из главных тем «Лесного царя» является предопределение жизни, которое нельзя изменить.
Несмотря на скорость старика, смерть в лице Лесного царя настигает мальчика. Жуковский тем самым выражает идею произведения — от судьбы нельзя убежать, она неотвратима.
Средства выразительности
- Инверсия: «Обняв, его держит и греет старик».
- Эпитет: «Цветы бирюзовы, жемчужны струи».
- Метафора: «в глаза мне сверкнул».
- Повтор: «Младенец тоскует, младенец кричит».
А мы на финишной прямой, давайте разберем последнее произведение — «Светлана».
«Светлана»
Как часто вам снятся страшные сны? Когда вы испытываете сильный страх, но резко открываете глаза и понимаете, что это все неправда. У главной героини баллады «Светлана» произошла похожая ситуация.
Перед тем как узнать, что снилось Светлане, давайте обратим внимание на род, жанр и направление произведения.
Род — лиро-эпос: от лирики в произведении стихотворная форма, а от эпоса — сюжет и система персонажей.
Направление — романтизм. А как мы это поняли?
- Есть описание чувств Светланы. Они выражены в том числе через пейзаж, который важен в произведении. Это указывает на тесную связь человека и природы.
- Присутствует романтическое двоемирие: реальный мир, где живет Светлана, и фантастический, в котором девушка оказывается во сне.
Жанр произведения — баллада. Вы помните, что мы решили рассмотреть своеобразие романтической баллады Жуковского на примере этого произведения? Мы держим свое слово.
Черты баллады:
- Обращение к фольклорным мотивам. В «Светлане» показано гадание, которое присуще устному народному творчеству.
- Много необъяснимого, фантастика. В «Светлане» мы видим жениха-оборотня, то есть фантастический образ.
- Схематичное изображение характеров героев. В «Светлане» не даны углубленные пояснения характеров героев, о них сказано лишь несколько слов: главная героиня добра, покорна, верна.
Что в произведении показывает автор? Давайте посмотрим.
Тематика
- Любовь. Светлана, главная героиня произведения, целый год верно ждет своего возлюбленного, от которого не получает вестей: «Как могу, подружки, петь?/Милый друг далеко;//Год промчался — вести нет;//Им лишь сердце дышит…»
Любовь, которую описывает Жуковский, чистая и возвышенная, в нет места пошлости. Это чувство — одно из самых главных для поэта и его героев, они трепетно относятся к своим возлюбленным.
- Русская культура. Автор осмысляет русский быт, нравы, традиции и культуру России. Так, действия, описанные в произведении, происходят в крещенские вечера, на которых девушкам было принято гадать.
Гадание Светланы — пружина всего сюжета, именно благодаря ему начинаются все события: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали». Жуковский также описывает русский национальный характер в образе Светланы. Героиня целомудренна, доверчива и добра.
- Вера. Автор показывает, что истинная вера в Бога может спасти людей даже от смерти. Только благодаря вере Светланы все ужасные события оказываются сном: «Входит с трепетом, в слезах; / Пред иконой пала в прах, / Спасу помолилась; / И с крестом своим в руке,/ <…> Все утихло… вьюги нет…». Вера Светланы — образец христианского мировоззрения.
Идея баллады «Светлана»
Вера и стойкость помогает душе человека не погибнуть: «Вот баллады толк моей: / «Лучший друг нам в жизни сей / Вера в провиденье. / Благ зиждителя закон: / Здесь несчастье — лживый сон; / Счастье — пробужденье». Жуковский уверен в том, что Светлану от темных сил спасает именно вера в Бога.
Чем связаны между собой имена Ленора, Людмила и Светлана? Как мы выяснили выше, Жуковский по бóльшей части переводил баллады зарубежных авторов. Так, у Г.А. Бюргера, немецкого писателя, было произведение «Ленора», которое перевел В.А. Жуковский и назвал «Людмила». Ее сюжет похож на сюжет «Светланы», но с одной оговоркой — в конце Людмила ропщет на Бога из-за того, что ее жених умер, а потом сама падает к нему в могилу: «Смертных ропот безрассуден; / Царь всевышний правосуден; / Твой услышал стон творец; / Час твой бил, настал конец». «Людмила» при этом — перевод «Леноры» Г.А. Бюргера, а «Светлана» — интерпретация образа и темы с переносом на русскую культуру. |
Образ Светланы
Наоми Кэмпбелл, Тайра Бэнкс, а может быть лучше Светлана?
Образ главной героини — идеальный русский тип девушки. Какие черты осмыслял Жуковский в ее образе?
- Светлана — верная, кроткая, добрая, она покорно ждет своего жениха.
- Героиня — смелая. Не каждая девушка решится ехать ночью в лес.
- Светлана отличается неотступной верой в Бога. Понимая то, что ее жених мертв, и его забрал Бог, она все равно начинает молиться, продолжает верить в Бога.
- Девушка тверда характером, она не предает христианские принципы несмотря ни на что.
Русский колорит
Жуковский показывает нашу страну чуть в ином ключе, нежели принятые стереотипы про медведей, шапок-ушанок и балалаек, но не менее ярко и узнаваемо:
- События происходят зимой, в крещение, поэтому показан зимний русский пейзаж: «Вдруг метелица кругом, / Снег валит клоками».
- Типичным для фольклорных произведений является мотив ожидания суженного, который прослеживается и в «Светлане»: «Милый друг далеко; <…> Год промчался — вести нет».
- Показываются традиции русских людей, например, гадания девушек: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали».
Символика произведения
Часто, когда мы видим черную кошку, то стараемся не идти по тому пути, которому следовали изначально, правда? В нашем понимании это плохой знак. В «Светлане» тоже есть такие знаки, давайте разберемся в их значении.
Жуковский вводит в балладу символику, что приближает произведение к народному. Она помогает понять читателю настроение тех событий, которые только произойдут в произведении.
Символы смерти | Символы мира |
Черный ворон: «Черный вран, свистя крылом,/Вьется над санями;/Ворон каркает: печаль!». Ворон — птица всеядная, которая не боится ни жары, ни холода, во многих народных мифах он — предвестник зла. Лунный свет: «На луне туманный круг;/ Чуть блестят поляны». Луна же означает переход от дня к ночи — от живого к мертвому. Гроб: «В избушке гроб; накрыт/Белою запоной». Гроб говорит сам за себя, в него кладут покойников. | Белый голубь: «Вот глядит: к ней в уголок/Белоснежный голубок». Он появляется в самый страшный момент, когда Светлана видит своего жениха мертвецом. Эта птица — символ мира и добра, образ которой намекает на то, что все страшные события будут иметь положительный конец. Так оно и есть, после всего увиденного девушка сразу просыпается. |
Термины
Эпитет — образное определение, указывающее на существенный признак предмета или явления.
Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, не требующего ответа.
Олицетворение — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных.
Анафора — единоначатие, повтор слова или фразы в начале нескольких строк.
Фактчек
- В.А. Жуковский является основоположником русского романтизма. Также поэт принес в отечественную литературу жанр баллада.
- Основными темами в творчестве Жуковского являются любовь и дружба, природа, жизнь и смерть.
- Стихотворение «Море» можно разделить на три части, которые соотносятся с разными состояниями моря: до бури, во время и после нее.
- Баллада «Лесной царь» построена в форме диалога для создания напряженной атмосферы.
- Образ Светланы — идеальный русский тип девушки. Именно такой, как она, по мнению Жуковского, должны быть все русские девушки.
Проверь себя
Задание 1.
Кто из писателей не переводил «Памятник» Горация?
- А.С. Пушкин
- Г.Р. Державин
- В.А. Жуковский
- М.В. Ломоносов
Задание 2.
Какая тема есть в оде Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?
- природы
- власти
- любви
- купечества
Задание 3.
В каком направлении писал В.А. Жуковский?
- романтизм
- классицизм
- сентиментализм
- реализм
Задание 4.
«Лесной царь» написан…
- М.В. Ломоносовым
- В.А. Жуковским
- Горацием
- А.С. Пушкиным
Ответы: 1 — 3; 2 — 2; 3 — 1; 4 — 2.