Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Поэзия ХХ века. Часть 1

26.3.2024
39

На этой странице вы узнаете

  • Как в модернизме размывается граница между искусством и реальностью?
  • Почему никогда не поздно начинать новое?
  • Кто впервые в России начал использовать термин «футурист»?

Вы наверняка слышали такие имена, как Сергей Есенин, Анна Ахматова, Александр Блок, Владимир Маяковский. Что объединяет всех этих людей? Дело в том, что все они были поэтами и творили на рубеже XIX и XX веков. Однако в это время сочиняли стихотворения и другие, не менее талантливые и известные авторы. Именно с ними мы сегодня и познакомимся. Но сначала давайте узнаем, что происходило в мире поэзии в тот период.

Общая характеристика 

На рубеже XIX-XX веков в литературе и искусстве вообще происходит очень важный процесс: формируется новое направление — модернизм.

Модернизм — это литературное направление, развивавшееся в XX веке, которому свойственны поиск нового стиля, отход от всех известных в прошлом форм искусства в сторону радикального пересмотра.

Ключевое отличие модернизма от всех предшествующих направлений состоит в том, что он противопоставляет себя вообще всей традиционной культуре. Если раньше одно направление отрицало только предыдущее (например, в классицизме главным был разум, а в сентиментализме — наоборот, чувства), то модернизм утверждает вообще все новое, создает новую художественную реальность

Как в модернизме размывается граница между искусством и реальностью?

Произведения поэтов и писателей-модернистов очень отличаются от всего, что было создано раньше. Например, в книге может рассказываться о том, как писатель пишет роман, или героями драмы могут стать персонажи недописанного произведения, ищущие автора, который бы дописал их. В модернистском романе «Туман» герой, узнав о своей судьбе, вообще приходит к автору с претензией — он не согласен с таким финалом. В этих произведениях размывается граница между искусством и реальностью, читатель не знает, чему верить.

Еще одно важное отличие модернизма от предшествующих литературных направлений заключается в том, что он очень неоднороден и делится на много течений.

Литературное течение — более узкое понятие, чем направление. Авторы, принадлежащие к одному течению, не только имеют общие художественные принципы, выраженные в литературных манифестах, но и входят в одни и те же литературные группы или кружки, зачастую связаны с конкретным журналом или издательством.

Художественные принципы различных течений модернизма очень сильно отличаются друг от друга. Самых крупных течений было три: символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм — течение художественного направления модернизма конца XIX — начала XX вв., которому свойственны недосказанность, загадочность, наполнение мистическим смыслом обычных земных образов.

Если в произведении очень много мистических образов, символов, загадок, попыток проникнуть в глубины мироздания — даже не сомневайтесь, это символизм. Одним из самых крупных русских символистов был Александр Блок, подробнее о нем можно прочитать в статье «А.А. Блок. Стихотворения». Однако он не единственный поэт, писавший в этом течении: чуть позже мы подробно разберем творчество других символистов. Но в чем же особенность этих символов, чем они так привлекали поэтов?

Символ — это самостоятельный художественный образ, который воплощает в себе какую-либо идею.

Например, роза может быть символом любви, смерти, радости, принадлежности к определенному роду (вспомним геральдику) и так далее — каждый наделяет этот цветок своим смыслом. У символа может быть огромное количество трактовок, поэтому и у стихотворений символистов чаще всего может быть много различных толкований.

Следующее течение, акмеизм, практически противоположно символизму.

Акмеизм — течение художественного направления модернизма конца XIX — начала XX вв., которое возникло в начале XX века в противовес символизму. Акмеизму был свойственен отказ от сложных метафор, многозначности образов и стремление к созданию точных зримых образов.

Известный акмеист О.Э. Мандельштам вообще сделал предметом стихотворения камень — максимально зримый и «вещный» образ.

Знание характерных черт направлений и течений, в которых творили известные поэты, необходимо для анализа стихотворений. Если мы знаем, что автор того или иного произведения — символист, мы можем вспомнить основные черты этого течения и затем без труда понять смысл произведения. Эти знания очень пригодятся на ЕГЭ, где для анализа может попасться совсем незнакомое стихотворение. 

И, наконец, направление, сильнее всего враждовавшее с предшествующей культурой — футуризм.

Футуризм — это течение художественного направления модернизма конца XIX — начала XX вв., которое полностью отрицало культурное наследие прошлого. Футуризму свойственны эпатаж, придумывание новых слов, создание новых форм стихотворений.

Футуристы призывали сбросить классиков предшествующих эпох «с парохода современности» и создавали абсолютно новые формы искусства (например, В.В. Маяковский располагал строки в стихотворениях «лесенкой»).

Но не думайте, что на рубеже веков писали только модернисты. По-прежнему создавали свои произведения поэты, приверженные традиционной культуре. Например, И.А. Бунин продолжал писать в реалистическом направлении, свойственном XIX веку.

Отдельное место в литературе того периода занимала новокрестьянская поэзия.

Новокрестьянская поэзия — это направление в поэзии начала XX века. Авторам этого направления была свойственна глубокая любовь к малой Родине (обычно — родному селу), обращение к христианским мотивам, фольклорным сюжетам и образам, следование вековым народным традициям, а также противопоставление городской «порочной» культуры нравственно чистой деревенской.

Итак, теперь мы понимаем, почему стихотворения поэтов, живших в одно время, могут оказаться максимально непохожими по художественному методу. Спешим знакомиться с первым из наших авторов! 

Иннокентий Федорович Анненский

И.Ф. Анненский

Иннокентий Федорович Анненский (20 августа 1855 — 30 ноября 1909) — русский поэт, переводчик и драматург, который творил в русле символизма.

Почему никогда не поздно начинать новое?

В течение жизни Анненский в основном был известен как литературный критик, преподаватель и драматург, а свой первый сборник стихотворений выпустил только в 1904 году — за 5 лет до своей смерти. И хотя сначала эта книга не произвела большого впечатления, впоследствии стихотворения поэта были оценены по достоинству. Поэзия Анненского оказала большое влияние на творчество поэтов-акмеистов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Более того, Ахматова назвала Анненского «‎творческим учителем» Бориса Пастернака, который тоже начинал как символист.

Поэзия И.Ф. Анненского неоднозначна.

  • С одной стороны, автор продолжает традиции XIX века, особенно в пейзажной лирике. Кроме того, он стремится проникнуть в глубины человеческой души, как это делали авторы предшествующего столетия, например, Ф.М. Достоевский.
  • С другой стороны, поэт разделяет настроение своей эпохи (тревога, ожидание катастрофы) и широко использует символы в своих произведениях.
  • Соединение в лирике поэта этих двух начал некоторые литературоведы называют «‎психологическим символизмом».

В основном Анненский писал философскую лирику, с чем связаны и ключевые темы его творчества.

Как видите, поэту было свойственно трагическое мироощущение. Кроме того, большое влияние на его поэзию оказали французские поэты-символисты, а также такие философы, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Итак, мы познакомились с первым из наших сегодняшних авторов. Переходим к следующему — тоже символисту!

Валерий Яковлевич Брюсов

В.Я. Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1 декабря 1873 — 9 октября 1924) — русский поэт, переводчик, прозаик, литературный критик и драматург, один из основоположников русского символизма.

Брюсов воспринимал поэзию как автономное искусство, не связанное с религией или общественным мнением. Он использовал как классические формы стихосложения, так и новые: например, неточные рифмы или чередования строк разного метра. Кроме того, настроение в его стихотворениях может меняться от оптимистического (призывы к любви и созиданию) до пессимистического (стремление к смерти, иногда — самоубийству), причем иногда эти настроения сменяют друг друга без перехода.

В поэзии Брюсова огромное количество самых разнообразных образов. Ключевые символы его поэзии — мечта, Муза и город. В целом его лирику можно разделить на несколько направлений.

  • Во многих стихотворениях Брюсов затрагивает важные исторические события, эпизоды мировой истории, а также мифы. Нередко Брюсов обращается и к образу царей, например, в стихотворении «Ассаргадон».
  • Через яркие исторические образы поэт раскрывает темы, связанные с вечными ценностями: долгом, честью, любовью. Особенно в этом ему помогают образы великих мифологических или религиозных персонажей. Так, автор иногда обращается к образу Господа или Дьявола, чтобы натолкнуть нас на рассуждения о чести и доблести, как это происходит в «Неколебимой истине…» 
  • Одной из самых важных в лирике Брюсова является урбанистическая тема. Поэта привлекали городские пейзажи и нравы городских жителей. Город в творчестве Брюсова предстает как символ цивилизации, поэт показывает зависимость человека от материальных благ, им же самим и созданных.
  • Отдельное место в его творчестве занимает любовь к родному языку. Лирический герой Брюсова воспевает его самобытность и красоту. Познакомиться с этими мыслями можно в стихотворениях «Творчество» и «Родной язык»

Но довольно теории, переходим к практике! Давайте попробуем найти все эти черты поэзии в конкретных стихотворениях автора.

«Грядущие гунны»

В этом стихотворении Брюсов предвосхищает появление гуннов — кочевых племен, которые в V веке напали на европейские государства и разрушили многие из них. Эпиграф стихотворения вводит в текст фигуру Аттилы — легендарного предводителя гуннов, который является воплощением грубой силы. Однако на самом деле речь идет не о событиях многовековой давности: под гуннами скрываются революционные силы, начавшие действовать в России в 1905 году. 

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеДольник

Лирический герой стихотворения неоднозначен. С одной стороны, он причисляет себя к мудрецам, хранителям древней культуры, которую гунны грозятся разрушить. С другой стороны, лирический герой словно дает племенам разрешение уничтожать все на своем пути и даже встречает их «приветственным гимном».

Ключевой темой стихотворения являются социальные потрясения. Брюсов предчувствует появление грозной силы, сравнимой с древними гуннами, и предсказывает, чем обернутся революционные потрясения. Однако «одряхлевшее тело» страны необходимо «оживить», пусть и кровью, появление орд предопределено социальными причинами, поэтому лирический герой приветствует варваров, под которыми подразумеваются рабочие и крестьяне.

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыСравненияАллитерация
«Топот чугунный»; «ордой опьянелой».«Тучей нависли»; «случай сохранит»;«Неповинны, как дети»; «тучей нависли над миром».«Грядущие гунны».

Нам осталось проанализировать еще несколько стихотворений.

«Есть что-то позорное в мощи природы…»

Это произведение относится сразу к двум тематическим направлениям лирики — пейзажной и философской. В стихотворении мир природы противопоставляется миру мечты.

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеДольник

Лирический герой стихотворения созерцает прекрасные картины природы — горы, океан —, однако понимает, что все они преходящи, подвержены разрушению. Тогда он задумывается о мире мечты, который, в отличие от мира природы, вечен: «Настанет день конца для вселенной, / И вечен только мир мечты».

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыОлицетворение
«Немая вражда»; «ордой опьянелой».«Лучам красоты»; «проносятся годы».«Грозит океан»; «гордо спят ледяные хребты».

Переходим к следующему произведению, которое оформлено несколько необычно — в форме диалога.

«Каменщик»

Это произведение построено в форме диалога между бедным каменщиком, строящим тюрьму, и богатым прохожим. Прохожий интересуется у каменщика, чем тот занят и кто будет сидеть в новой тюрьме, на что получает ответ: такие же бедняки, как он сам, и их дети. 

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

В стихотворении собеседники противопоставлены друг другу: богатый прохожий вежливо и участливо интересуется происходящим, в то время как каменщик неохотно и порой даже грубо отвечает на его вопросы. Для большей реалистичности ситуации Брюсов использует речевую характеристику. Если богач разговаривает вежливо и литературно правильно, то в речи рабочего присутствуют просторечия: «верно», «не балуй».

У этого стихотворения очень глубокая социальная проблематика. Автор показывает социальное неравенство, которое разделяет общество на бедных и богатых. Важен и символический смысл стихотворения: русский народ трудолюбив и терпелив, но он своими руками строит для себя тюрьму, не пытается ничего изменить в своей страшной и беспросветной жизни. Стихотворение заканчивается на напряженной ноте, когда каменщик готов привести угрозы по отношению к богачу в исполнение: так и русский народ в любую минуту может перейти к активным действиям. 

Поэты нередко создают стихотворения в форме диалога. На ЕГЭ в сочинении №10 вас могут попросить вспомнить подобные произведения. В таком случае вы можете вспомнить стихотворение «Поэт и гражданин», которое, как и «Каменщик», относится к гражданской лирике. Но если Н.А. Некрасов делает упор на том, каким должен быть поэт, то В.Я. Брюсов пытается отразить социальные проблемы в современном ему обществе.

Средства выразительности
Анафора
«Каменщик, каменщик….»

Переходим к следующему произведению.

 «Юному поэту»

В этом стихотворении лирический герой-поэт дает три совета молодому поколению. Если эти наставления будут выполнены, он сможет умереть спокойно, зная, что в мире и после него останется истинный поэт.

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Ключевой темой стихотворения, как вы, наверное, догадались, является тема поэта и поэзии. Брюсов рисует образы двух поэтов: умудренного опытом мужчину, который дает наставления, и юношу, мечтающего о творчестве. Истинный поэт, по мнению лирического героя, может не заботиться об окружающих людях, но должен полностью посвятить себя искусству. Чтобы лучше подчеркнуть возвышенность этой идеи, автор использует устаревшие слова: «завет», «ныне», «со взором», «паду», «грядущее».

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыСравнения
«Поклоняйся …безраздумно, бесцельно»; «полюби беспредельно».«Со взором горящим».
«Паду я бойцом побежденным».

И последнее стихотворение В.Я. Брюсова на сегодня.

 «Я»

Нет, это произведение не о восхвалении себя, как вы могли подумать, прочитав предыдущее стихотворение. Здесь лирический герой (а вместе с ним, сам автор) объясняет свою жизненную позицию.

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Жизнь в представлении лирического героя наполнена противоречиями, в ней много самых разных, подчас противоположных вещей. Однако его позиция заключается в том, чтобы не выбирать одну дорогу, одно учение, одну религию, а, напротив, следовать им всем. Автор использует в стихотворении образы, отсылающие к разным мировым религиям (иудаизму и христианству), разным цивилизациям (греческой и шумерской), подчеркивая, что все они одинаково важны для лирического героя: «Я все мечты люблю, мне дороги все речи, / И всем богам я посвящаю стих».

Необычна композиция стихотворения: первые четыре строки и последние четыре на первый взгляд практически одинаковы, но в них есть существенное различие. Если в начале лирический герой просто утверждает, что его «дух не изнемог во мгле противоречий», то в конце он подчеркивает, что даже любит эту мглу противоречий и переплетения страстей. К такому выводу герой пришел путем обращения к различным философским и религиозным школам, длительного изучения всех противоречий мира.

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыСравнения
«Верный ученик»; «стотельчих жертв».«Мой дух не изнемог во мгле противоречий»; «не обессилел ум в сцепленьях роковых».«Как жрец»; «сильную, как смерть, любовь».

Надеемся, что творчество В.Я. Брюсова вам понравилось. Но нам пора двигаться дальше, к следующему поэту.

Федор Кузьмич Сологуб 

Ф.К. Сологуб

Федор Кузьмич Сологуб (17 февраля 1863 — 5 декабря 1827) — русский поэт, писатель, публицист, один из представителей декаданса и русского символизма. Его настоящая фамилия — Тетерников.

В отличие от большинства символистов и вообще деятелей культуры и искусства конца XIX века, Сологуб происходил из социальных низов — его мать была служанкой. 

Тяжелое детство наложили отпечаток на все творчество автора. Кроме того, при анализе творчества Анненского мы уже упомянули, что на рубеже веков людям было свойственно ощущение тоски, приближения катастрофы, упадка сил, тревоги. В культуре и искусстве это явление называют декадансом. Такая атмосфера затронула и Сологуба, причем настолько, что некоторые критики вообще отмечали, что единственной темой его произведений являлась смерть.

Но в действительности это не совсем так. Сологуб разделял установку символистов о том, что существует некий непознаваемый мир, а реальный и земной мир считал непонятным и безобразным. Однако поэт и его творчество, по мнению Сологуба, способны превратить эту действительность в прекрасную сказку.

Критики отмечали, что на протяжении своей жизни Сологуб был верен самому себе и своей позиции и раскрывал в своем творчестве определенный круг тем и образов. Его лирический герой не удовлетворен жизнью, она представляется ему ужасной и бессмысленной, с чем связано частое присутствие мотивов страха, зла, абсурдности человеческого существования. 

Тема жизни и смерти — самая важная в творчестве Сологуба, однако раскрывается она достаточно пессимистично. Если жизнь в восприятии поэта жестока и безобразна, то смерть предстает спасительницей и утешительницей. Однако спасти от ужаса жизни может также чудесный мир, иная земля, или любовь и природа, которые в лирике Сологуба очень тесно взаимосвязаны.

Переходим к еще одному поэту-символисту, который, кстати, очень уважал Сологуба и считал его «одним из талантливейших поэтов».

Константин Дмитриевич Бальмонт

К.Д. Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт (3 июня 1867 — 23 декабря 1942) — один из крупнейших русских поэтов, прозаик и переводчик. Творил в направлении символизм.

Вместе с уже изученными нами поэтами этот автор относится к первому поколению символистов — «старшим символистам». Именно с их творчества началось это течение модернизма.

В отличие от творчества Сологуба, поэзия Бальмонта яркая и жизнеутверждающая, лирический герой открыт миру, в текстах господствуют доброта и внимание к человеку. Тем не менее, в некоторых стихотворениях присутствуют и мрачные тона. Как и А.А. Фет в XIX веке, Бальмонт стремился отразить в своих произведениях впечатление, мгновение, поэтому в лирике много импрессионистских черт. Чаще всего в его поэзии присутствуют такие символы, как свет, огонь и солнце.

Первые три направления в творчестве автора очень тесно связаны между собой. Во всех них присутствует один из ключевых образов в лирике Бальмонта — образ Красоты. Даже высшей жизненной ценностью поэт считает момент соединения с Красотой мира. Бальмонт воспевает различные стихии и противопоставляет существующей цивилизации возвышенное, совершенное начало. Совершенен и сам Бальмонт, об этом он пишет в стихотворении «Я – изысканность русской медлительной речи…», которое можно использовать в сочинениях на сопоставление по теме поэзии.

Гражданская лирика представлена, в основном, стихотворениями, раскрывающими тему поэта и поэзии. Бальмонт считал, что поэт должен воспевать Красоту, «излучать разумное, доброе, вечное».

Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве писателя. Бальмонт действительно умел наслаждаться природой и видел в ней тонкие грани. Подтверждением тому служат многие стихотворения, например, «Камыши» и «Чёлн томленья», которые можно использовать в сочинениях на сопоставление по теме возвышенности природы.

Также не будем забывать, что Бальмонт творил в начале XX века — время, когда популярны были различные эксперименты над рифмовкой и формой стихотворений. Творчество автора отличают особая музыкальность и частое использование звуковых эффектов (ассонанса и аллитерации). 

А теперь давайте попробуем найти все эти общие черты в конкретных произведениях.

«Будем как солнце, Забудем о том…»

В этом стихотворении Бальмонт призывает людей жить счастливо и беспечно, быть всегда в движении, устремляться к мечте, к новому, причем как доброму, так и злому.

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеДактиль

Это стихотворение относится к философской лирике и является очень характерным для Бальмонта: в нем мы видим любимые автором символы солнца и красоты. Почему нужно быть именно как солнце? Оно яркое, согревающее всех своим теплом и при этом всегда молодое — вот и лирический герой хочет навсегда остаться юным и полным сил и энергии.

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыОлицетворениеАнафораРиторические восклицания и вопросы
«Воздух прозрачный»; «недвижном покое»; «число роковое».«Кто нас ведет по пути золотому»; «стремимся мы в сне золотом».«Манит число роковое»; «вспыхнут цветы».
«Будем…
Будем…»
«Будем как Солнце!»; «счастлив ты?»

Но, как мы уже сказали, не все стихотворения Бальмонта были яркими и жизнеутверждающими. Теперь рассмотрим несколько довольно мрачных произведений.

«Безглагольность»

В этом стихотворении Бальмонт описывает русский деревенский пейзаж с помощью мрачных и печальных тонов. Все стихотворение пронизано тоской и грустью.

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеАмфибрахий

Почему у стихотворения такое необычное название, ведь в нем есть глаголы? Для начала немного вспомним русский язык. Глагол — это часть речи, обозначающая действие предмета. В пейзаже, который рисует Бальмонт в этом стихотворении, нет действия, это застывшая картина, поэтому произведение и называется «‎безглагольность»‎. 

Это произведение относится и к философской, и к пейзажной лирике. Лирический герой созерцает мрачную, наводящую тоску русскую природу: «Приди на рассвете на склон косогора, – / Над зябкой рекою дымится прохлада, / Чернеет громада застывшего бора, / И сердцу так больно, и сердце не радо». Тоска заложена в самом русском пейзаже («безвыходность горя, безгласность, безбрежность»), унылые природные картины навевают горестные размышления о тяжелом пути простого народа.

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыРефренПовторОлицетворения
«Безмолвная боль»; «усталая нежность»; «затаенной печали»; «холодная высь»; «зябкой рекою»; «глубокая тишь».«Безвыходность горя».
«И сердцу так больно, и сердце не радо».«И плачет, и плачет, и плачет невольно».«Дымится прохлада»; «сердце не радо»; «луга убегают далеко-далеко»; «душа о желанном просила»; «и сердце простило».

Идем дальше! В следующем стихотворении мы встретимся с очень необычным образом.

«Слова-хамелеоны»

В этом произведении Бальмонт воспевает слова, которые постоянно изменяются, меняют цвета и формы и вообще живут по своим собственным законам.

Литературный методРод Жанр Форма стихосложения
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Это стихотворение относится к философской лирике. Лирический герой отмечает невероятную силу слов, которые таят в себе огромное богатство и которыми можно так много выразить. 

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыПовторОлицетворенияРиторическое восклицание
«Вечная сказка»; «радужные краски».«Все радужные краски,
Все, что чарует взгляд,
Желая вечной сказки,
Они в себе таят».
«Сказка длится, длится».«Слова живут спеша, у них законы, душа»; «чарует взгляд».«Живите для измен!»

Переходим к следующему — очень красивому и необычному произведению.

«Я мечтою ловил уходящие тени…»

В этом стихотворении рассказывается о том, как лирический герой восходит на воображаемую башню, все сильнее отдаляется от земли и устремляется к небесам.

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеАнапест

Это произведение очень типично для символизма. Лирический герой пытается проникнуть в глубины мироздания, подняться на некую башню и отдалиться от земли, от материального. Однако в действительности он лишь пытается поймать тень. Чем выше он поднимается, тем сильнее сияет свет, однако, даже научившись ловить тени, лирический герой не успокаивается и продолжает восхождение.

В переносном смысле это стихотворение можно трактовать как стремление человека к мечте или творческий путь самого автора. Идея произведения заключается в том, что всегда нужно стремиться к своей цели и не останавливаться, даже достигнув ее. 

В этом стихотворении можно встретить один из любимых образов автора — огонь, а также заметить особенную музыкальность его лирики. В каждой строфе вторая половина первого стиха повторяется в начале следующей строки: 

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыАллитерацияОлицетворениеАнтитеза
«Погасавшего дня»; «огневое светило»; «отуманенный взор»; «сияньем прощальным».«Я мечтою ловил уходящие тени».
«Светлее сверкали выси».«Дрожали ступени»; «дремлющих гор»; «выси <…> ласкали взор»; «уснувшей земли».«Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило».

Хорошее знание творчества менее популярных поэтов может помочь вам написать сочинение №11 ЕГЭ. Тема может звучать, например, так: «“Вечные темы” в лирике поэтов Серебряного века». Конечно, можно взять и творчество хорошо известных авторов (Ахматовой, Есенина, Маяковского и т.д.), но не менее интересно будет написать работу по одному из наших сегодняшних поэтов. К тому же, такое сочинение наверняка впечатлит эксперта и выделится из всех остальных — если творчество Мандельштама проходят все, так как он входит в число обязательных авторов, то о Брюсове или Бальмонте знает далеко не каждый ученик.

И, наконец, последний символист в нашем списке. Представляем вам Андрея Белого!

Андрей Белый

Андрей Белый

Андрей Белый (14 октября 1880 — 8 января 1934) — русский писатель, поэт, критик, один из самых ярких представителей символизма и модернизма в целом. Настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев.

Андрей Белый — настоящий революционер в поэзии. Вы наверняка уже заметили, что все наши сегодняшние авторы стремились внести в лирику что-то новое, создать необычные образы или формы стихотворений, но Андрей Белый пошел дальше всех. В его лирических произведениях присутствуют смелые и неожиданные перебои в ритме, иногда ударение падает на какие-то отдельные слова. Его поэзия еще более музыкальна, чем поэзия Блока — недаром поэт так много времени посвятил работе над ритмичностью. Более того, Белый создал новый жанр — литературную симфонию.

В поэзии Андрея Белого важную роль играют яркие, ослепительные краски, а ключевыми символами являются солнце и огонь. 

  • Философская лирика связана с изучением различных философских доктрин и художественными исканиями поэта, его сложным и неоднозначным отношением к миру. 
  • Пейзажная лирика Белого двойственна: с одной стороны, это различные символические пейзажи, с помощью которых автор пытается проникнуть в глубины мироздания, с другой стороны — это почти реалистические картины русской деревни. 
  • Гражданская лирика представлена темой Родины. Одно время Белый увлекался творчеством Н.А. Некрасова, много писавшего про тяжелое положение русских крестьян, и вслед за ним тоже обратил внимание на трудное положение русского народа в своих стихотворениях, хотя произведения на такие темы были совсем несвойственны символистам.

Надеемся, что поэты-символисты вам понравились. Но не стоит останавливаться на одном течении! Сейчас мы предлагаем вам познакомиться с автором, творившим в совершенно другом ключе.

Игорь Северянин

Игорь Северянин

Игорь Северянин (4 мая 1887 — 20 декабря 1941) — русский поэт, переводчик, один из основоположников и крупнейших представителей русского футуризма. Настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарев.

Игорь Северянин — очень яркая личность Серебряного века. На протяжении жизни стиль его стихотворений менялся: во многих из них проявлялись даже реалистические черты. Однако нас больше всего интересует его творчество, созданное в течении футуризм. 

Кто впервые в России начал использовать термин «футурист»?

Термин «футуризм» появился в Италии в начале XX века и означал культ будущего и отказ от традиций прошлого (от латинского слова futurum — «будущее»). Примерно в то же время русские поэты также стали следовать принципам нового направления, однако еще не называли себя футуристами. Впервые это слово употребил Игорь Северянин, когда в 1911 году основал в Петербурге «Академию футуризма».

Однако не стоит думать, что все футуристы творили примерно одинаково. Внутри этого течения тоже были свои небольшие направления. Маяковский, например, творил в русле кубофутуризма, а вот Северянин — эгофутуризма. Эгофутуристы превыше всего ставили личность поэта и, в отличие от кубофутуристов, не призывали отказаться от всей предшествующей культуры. Больше того, Игорь Северянин сам очень любил классическую русскую поэзию.

Две важных особенности поэзии Северянина — это ироничность и лиризм. 

ИроничностьЛиризм
Поэт иронизирует над собой, над своими произведениями, над своими мечтами:
 «Каждая строчка — пощечина. Голос мой — сплошь издевательство».
«В блесткой тьме»
Поэт очень нежно и задушевно описывает родную природу, русские просторы. В его стихотворениях создается атмосфера доброты и чистоты:
«Весенней яблони, в нетающем снегу. Без содрогания я видеть не могу».
«Весенняя яблоня»
  • Тема поэта и поэзии. В стихотворениях Северянин нередко анализирует свой творческий путь, свой стиль стихотворений. В одних произведениях он эпатирует публику, подчеркивая собственную важность, в других серьезно задумывается о своей поэтической судьбе.
  • Тема любви. В произведениях на эту тему заметно преклонение автора перед женской красотой. Кроме того, автор изображает любовные переживания не только мужчины, но и женщины. Иногда эта тема переплетается с темой природы.
  • Тема природы. Северянин с большой любовью и нежностью относится к родной земле и посвящает ей большое количество стихотворений. Особенно часто поэт вспоминал родную природу во время жизни в эмиграции.
  • Тема Родины. Это одна из самых важных тем для Северянина. Поэт любил родную страну, переживал за нее и очень тосковал по России, живя в эмиграции в Эстонии.

Интересный факт: В 1918 году на поэтическом вечере Игорь Северянин был признан королем поэтов. На 2 месте оказался В.В. Маяковский, на 3 месте — К.Д. Бальмонт.

На этом наше сегодняшнее знакомство с модернизмом завершается. Однако нас ждут еще два автора, творившие на рубеже веков. Сначала давайте узнаем больше об одном из представителей новокрестьянской поэзии! 

Николай Алексеевич Клюев

Н.А. Клюев

Николай Алексеевич Клюев (10 октября 1884 — 23/25 октября 1937) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии.

Хотя Клюев был достаточно образованным человеком, больше всего на свете его привлекал патриархальный русский быт: села с деревянными домиками, березки, церквушки. Если вы читали поэзию Сергея Есенина, то легко представите себе такую картину. 

Клюев идеализировал крестьянский быт: если в действительности в деревне царили голод и разруха, в его стихотворениях там все было замечательно. Поэт пытался отразить в произведениях черты сознания простых людей: наивность, религиозность, сопротивление технике. Клюев воспевал русскую природу, культуру, обычаи и нравы, царящие среди простых крестьян.

Самый главный образ поэзии автора — образ избы. Для него это не просто строение из бревен, а целая вселенная, которая вмещает в себя множество временных и культурных пластов. 

И последний поэт на сегодня. Хотя многие из нас знают его прежде всего как писателя, не стоит забывать и о его поэтическом наследии.

Иван Алексеевич Бунин

И.А. Бунин

Иван Алексеевич Бунин (10 октября 1870 — 8 ноября 1953) — русский писатель, поэт и переводчик.

Можно выдохнуть: здесь нас не ждут никакие новшества, эксперименты и «реформы» в стихосложении. И.А. Бунин, хотя и творил параллельно с модернистами, оставался приверженцем старой реалистической школы и создавал стихотворения в духе всем нам привычной и знакомой традиционной культуры, идущей еще от А.С. Пушкина. 

Все черты, перечисленные Буниным, были присущи его поэзии. Как и поэты XIX века, он считал, что истинная поэзия неразрывно связана с простотой и естественностью (а не сложными и вычурными рифмами или необычной ритмикой, как думали его современники).

Интересный факт: В 1933 году Бунин получил Нобелевскую премию по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

  • Пейзажная лирика — основная тематическая направленность поэзии Бунина. Автор реалистично, в духе А.С. Пушкина описывает картины природы, особенно часто обращает внимание на переходное время суток, например, вечер. Чаще всего присутствуют образы неба, степи, звезд.
  • Философская лирика. Стихотворения посвящены размышлениям на различные философские темы, такие как вечность и красота. Также автор использует множество библейских мотивов. Среди коллекции стихотворений Бунина есть и не на шутку страшные, например, «Дурман» или «Аленушка». Эти стихотворения, вероятнее всего, не пригодятся вам для ЕГЭ, но вы точно сможете напугать их сюжетом любого ребенка!
  • Гражданская лирика представлена через тему Родины. Бунин искренне любил родную страну, ее образ неразрывно связан с пейзажами мест, где поэт родился и вырос. Однако Бунин видит все проблемы своей страны и обращает на них внимание в своих произведениях.
  • Любовная лирика. Стихотворения о любви Бунина в основном печальны и трагичны, так как влюбленные расстаются, хотя и продолжают испытывать чувства друг к другу. Любовь, по мнению поэта, испепеляет человека, несет разлуку, мучения, а иногда и смерть. По большей части тема любви нашла отражение в прозаическом творчестве автора. 

 «Вечер»

Это стихотворение относится и к философской, и к пейзажной лирике. Лирический герой, сидя вечером у окна, читает книгу. Взглянув ввысь, он видит прекрасный вечерний пейзаж, задумывается о счастье и понимает, что оно заключено в простых вещах.

Литературный методРод Жанр Размер
РеализмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

У этого стихотворения радостное, нежное и спокойное настроение. В нем раскрываются две основные темы.

  • Тема счастья. Лирический герой задумывается о том, что обычно мы вспоминаем о счастье, не понимая, что оно находится вокруг нас. Однако в действительности счастье заключено в самых простых вещах, таких как чистый воздух и бескрайнее небо. Лирический герой наслаждается моментом и понимает, что счастье состоит из таких мгновений, и чувствует его в себе: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
  • Тема природы. Именно прекрасный вечерний пейзаж наталкивает лирического героя на философские размышления. Бунин создает прекрасную и спокойную картину вечера в деревне: осенний сад, облако в небе, на подоконник садится птичка, вдалеке слышен гул молотилки. 

Средства художественной выразительности в этом стихотворении помогают автору подчеркнуть красоту и очарование тихого осеннего деревенского вечера.

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыПовтор
«Чистый воздух»; «усталый взгляд».«Легким белым краем
Встает, сияет облако».
«О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду».

А нас ждет еще одно стихотворение из пейзажной лирики Бунина.

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Это произведение тесно связано с биографией поэта. Оно написано в 1918 году за несколько дней до того, как Бунин уехал в эмиграцию. Расставание с родной страной было очень болезненным для поэта, поэтому он старался сохранить в сердце воспоминание о прекрасной родной природе. 

Литературный методРод Жанр Размер
РеализмЛирикаЛирическое стихотворениеАнапест

Для лирического героя стихотворения самое важное в жизни — это родная безыскусная природа. Именно она делает человека по-настоящему счастливым, вызывает в нем сильные, искренние переживания. 

В стихотворении раскрываются темы природы, смерти и счастья. 

  • Тема природы. Природа — весь смысл существования, самое дорогое, что есть у лирического героя. Причем он любит именно русские сельские пейзажи: «Полевые пути меж колосьев и трав». 
  • Тема счастья. Счастье для лирического героя — это природа родного края, она вызывает у него глубокую любовь и восторг. 
  • Тема смерти. Когда после смерти Бог спросит лирического героя, был ли он счастлив на Земле, герой, вспомнив родную природу, не усомнится в этом. Бунин показывает, что можно забыть все, однако воспоминание о родных пейзажах останется с человеком и на том свете.

Средства выразительности

ЭпитетыИнверсия
«Сладостных слез»; «милосердным коленям».«Сына блудного»; «жизни земной».

Идем дальше! На этот раз рассмотрим менее радостное стихотворение.

«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

Это стихотворение тоже тесно связано с биографией поэта. Сначала Бунин радостно принял революцию, однако потом разочаровался в ней. Поэт не мог оставаться в России, так как не был согласен с политикой властей, и вынужден был уехать в эмиграцию — покинуть родной дом.

Литературный методРод Жанр Размер
СимволизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Лирический герой стихотворения близок самому автору. Он покидает родной дом с глубокой горечью и тоской. Лирическое «я» даже завидует обитателям леса — птицам и зверям, у которых есть свои дома и которым не нужно покидать их.

Все эти темы тесно взаимосвязаны. Покинув родную страну, родной дом, лирический герой оказывается в одиночестве на чужбине, где он никому не нужен, где все другое и незнакомое. 

Средства выразительности

ЭпитетыМетафорыИнверсияРефрен
«Горестно и громко».«Горько было сердцу молодому».«Сердцу молодому». «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора».

Итак, сегодня мы познакомились со многими поэтами рубежа веков и проанализировали их стихотворения. Но это далеко не все талантливые авторы того периода! Еще больше поэтов XX века ждут вас в статьях «Поэзия ХХ века. Часть 2» и «Поэзия ХХ века. Часть 3».

Термины

Анафора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Ассонанс — повторение гласных звуков.

Дольник — промежуточная модель стиха между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. В дольнике ритмическая организация определяется не «классическим» повтором стоп, а одинаковым количеством ударений в строке, делящих слоги каждой строки на равные доли.

Композиция — построение художественного произведения, соотнесенность его частей, обусловленная содержанием.

Сентиментализм — литературное направление конца XVIII века, которое основывается на культе чувств.

Эпиграф — это изречение, краткая цитата перед произведением, характеризующая его основную идею

Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.

Фактчек

  • Модернизм — это литературное направление, развивавшееся в XX веке, которому свойственны поиск нового стиля, отход от всех известных в прошлом форм искусства в сторону радикального пересмотра. Оно делится на 3 основных течения: символизм, акмеизм и футуризм. В этот период также творили поэты новокрестьянского направления и авторы, придерживающиеся традиционной культуры.
  • Иннокентий Федорович Анненский — поэт-символист, в чьей лирике, с одной стороны, сохраняются традиции предшествующей эпохи, а с другой присутствуют настроения декаданса. В основном писал философскую лирику.
  • Валерий Яковлевич Брюсов — один из основоположников русского символизма. Ключевые символы его поэзии — мечта, Муза и город, лирика посвящена истории и мифу, вечным ценностям и урбанизму.
  • Федор Кузьмич Сологуб — русский символист, ключевой темой творчества которого является противопоставление жизни и смерти.
  • Константин Дмитриевич Бальмонт один из самых известных «‎старших символистов»‎, автор многих ярких и жизнеутверждающих стихотворений. Ключевые символы поэзии — свет, огонь и солнце, важным является образ красоты. Лирика отличается особой музыкальностью, частым использованием звукописи.
  • Андрей Белый — символист, любивший различные эксперименты в поэзии. Создал новый жанр — литературную симфонию. Больше всего писал философскую, пейзажную и гражданскую лирику.
  • Игорь Северянин — крупнейшая фигура русского футуризма, основоположник эгофутуризма. Его поэзии присущи и ироничность, и лиризм. Основные темы лирики — поэт и поэзия, любовь, природа, Родина.
  • Николай Алексеевич Клюев представитель новокрестьянской поэзии, идеализировал русский патриархальный быт, выступал против появления в деревни техники. Центральным образом лирики является образ избы.
  • Иван Алексеевич Бунин — приверженец реалистического направления, творил в духе традиционной культуры. Основные тематические направления лирики — пейзажная, философская, гражданская и любовная.

Проверь себя

Задание 1.
Что из нижеперечисленного не относится к течениям модернизма? 

  1. акмеизм;
  2. сентиментализм;  
  3. футуризм;
  4. символизм.

Задание 2.
Кто впервые употребил термин «‎футурист»‎? 

  1. Игорь Северянин;
  2. Владимир Маяковский;
  3. Валерий Брюсов;
  4. Давид Бурлюк.

Задание 3.
Как можно кратко охарактеризовать поэзию Бальмонта?

  1. жизнеутверждающая, наполненная светлыми образами;
  2. очень пессимистичная;
  3. посвященная социальной тематике;
  4. полная предметных, материальных образов.

Задание 4.
Кто из поэтов-символистов больше всего экспериментировал над стихотворениями?

  1. Александр Блок;
  2. Федор Сологуб;
  3. Андрей Белый;
  4. Валерий Брюсов.

Задание 5.
В каком направлении творил Бунин?

  1. классицизм;
  2. романтизм;
  3. реализм;
  4. модернизм.

Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 1; 4. — 3; 5. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов