Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Часть 1

4.2.2023
2216

На этой странице вы узнаете

  • Какое событие делит творчество Лермонтова на две части?
  • Как связаны Лермонтов и Джордж Гордон Байрон?
  • Почему любовная лирика Лермонтова трагична? 

Представляете, в честь Лермонтова была названа малая планета, которую обнаружили в конце 1970 года! И это неслучайно, ведь он знаменит не только в России, но и далеко за ее пределами. Давай вместе посмотрим, чем же запомнился писатель людям.

Михаил Юрьевич Лермонтов: лирика от А до Я

Молодость Лермонтова пришлась на 1830-е годы. В это время выделяется новая культурно-историческая эпоха, связанная с подавлением декабристского восстания 1825 года. Она отличается тем, что в обществе появляются политически пассивные люди, которые были скептиками, рефлексирующими людьми. Подробнее об этой эпохе рассказывает роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», с которым можно познакомиться в этой статье.

Литература меняется вслед за исторической эпохой и обращает свое внимание на внутренний мир человека. Лермонтов тоже приспосабливается к «новым веяниям», поэтому он пишет о сложностях и трагизме мира человека. 

Три интересных факта о писателе:

  1. Современники говорили, что поэт был некрасив: маленького роста, немного хромал, сутулился.
  2. Поэт увлекался рисованием.
  3. Лермонтов был суеверным человеком, ходил к гадалкам.

Поэтика творчества М.Ю. Лермонтова 

Какое событие делит творчество Лермонтова на две части?

Творчество Лермонтова практически не делится на периоды, как, например, это было у А.С. Пушкина. Единственное, принято говорить о его раннем и позднем творчестве, границей между ними является смерть А.С. Пушкина (1837 г.), которая повлияла на писателя. Так, все те произведения, которые написаны до этого события, относятся к ранним, а остальные — к поздним. 
Особенности лирики Лермонтова
Ранний периодПоздний период
— Неудовлетворенность действительностью. Лермонтов рассуждает о своем поколении. Он считает, что оно живет неправильно.
— Ведущее направление — романтизм. Поэт опирается на творчество английских романтиков, например, Дж. Байрона. В романтизме Лермонтова важно не спокойствие, а страсть, которая движет лирическим героем.
Основные темы — философские, а не политические. Он практически не поднимает проблемы крепостничества, произвола власти. М.Ю. Лермонтова больше волнует внутреннее состояние лирического героя. 
— Если в ранней лирике Лермонтов винит общество в одиночестве лирического героя, то в поздней — мотив одиночества связан со странничеством. Его лирический герой ищет свое место в жизни.
— Стихотворения становятся более психологичными, наполненными трагизмом.
Социальная тематика, которая была и в раннем творчестве, становится более острой. Важно то, что он начинает презирать не свою страну, а текущую эпоху.
Как связаны Лермонтов и Джордж Гордон Байрон?

В таблице выше упоминалось про влияние Дж. Байрона на творчество Лермонтова. Возникает логичный вопрос, кто такой Байрон?

Джордж Гордон Байрон — английский поэт, который выражал в произведениях протест против государственной власти. Лермонтов видел в нем единомышленника. В России 30-х годов после подавления декабристского восстания была напряженная обстановка. Несмотря на влияние английского поэта на творчество Лермонтова, лирика русского автора сохранила свою индивидуальность и национальные особенности. Направление, в котором творили оба поэта, — романтизм. Подробнее о нем можно посмотреть в статье «Романтизм, Реализм, Импрессионизм». 

А мы с вами рассмотрим тематические особенности романтизма Лермонтова. 

  1. Обостренное чувство личности. Личность протестует против насилия, которое идет от государства, общества и даже Бога.
  2. Главное для лирического героя — мощная внутренняя активность, которую, к сожалению, он использовать не в силах.
  3. Лирический герой Лермонтова — трагический и страдающий, но это не плохо, наоборот, так выражается, что лирический субъект живой. 

Теперь детально разберем тематику лирики М.Ю. Лермонтова и проанализируем некоторые произведения.

Тема поэта и поэзии

Посланник Бога, одиночка или обычный человек: как видел поэта М.Ю. Лермонтов? Мы переходим к первой теме в лирике писателя — поэт и поэзия. Давайте выделим ее своеобразие.

  • Поэт Лермонтова несет людям идеи правды, любви и добра.
  • Автор осмысляет значение поэта для людей, которое с годами становится все меньше и меньше.
  • Продолжая традицию Пушкина, Лермонтов считает поэта пророком.

В стихотворениях эта тема обычно неразрывно связана с темой поэта и толпы, именно к ней мы и переходим. 

Тема поэта и толпы

  1. Лермонтов всегда противопоставлял поэта обычным людям, которые не понимали его.
  2. Поэт Лермонтова одинок.
  3. Поэт всегда гоним толпой, не принят ею.

Перейдем к конкретному стихотворению, где раскрываются темы поэта и поэзии и поэта и толпы. 

«Поэт»

Род Жанр НаправлениеРазмер 
ЛирикаЛирическое стихотворениеРомантизмЯмб

В стихотворении двухчастная композиция: в первой части говорится о клинке, который утратил свое назначение, а во второй — автор сравнивает этот клинок и поэта. 

М.Ю. Лермонтов сопоставляет «утратившего» свое назначение творческого деятеля и кинжал, который является лишь украшением стены, хотя раньше он служил своему обладателю. Лермонтов таким образам противопоставляет прошлое и настоящее, показывая, что в прошлом и поэт, и клинок были полезны людям, а сейчас о них забыли.

В этом стихотворении раскрываются следующие темы:

  • Поэт и поэзия. Поэт в стихотворении предстает как выдающаяся личность, которой доступно высшее знание и которая может передать его другим людям. Поэт способен воодушевить, вдохновить других людей.  

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой…

  • Поэт и толпа. Автор говорит о том, что раньше поэт творил по велению души, а теперь пошел на поводу у толпы и стал сочинять по ее велению, продал свой талант за деньги: 

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

В заключительной строфе лирический герой задается вопросом, начнет ли поэт снова следовать своему призванию, или все останется по-прежнему.

Средства художественной выразительности
Метафора«Покрытый ржавчиной презренья»
Эпитеты«Таинственный закал», «Век изнеженный», «Могучих слов», «Простой и гордый язык», «Ветхая краса»
Олицетворение«Стих… носился», «Звук… воспламенял»
Сравнение«стих, как божий дух», «звучал, как колокол»

Тема поэта и толпы звучит не только в лирике М.Ю. Лермонтова. Это частая тема, которая встречается у многих писателей разных веков и направлений. У Лермонтова звучание этой темы трагично, как и у большинства поэтов, поэтому произведение «Поэт» будет легко сопоставить в сочинении на экзамене с близкими по звучанию произведениями В.В. Маяковского (например, стихотворение «Нате!»), А.С. Пушкина («Пророк»).

То же самое можно сказать и о теме поэта и поэзии: «Поэта» М.Ю. Лермонтова можно сопоставить с произведениями А.А. Ахматовой («Мне ни к чему одические рати…»), М.И. Цветаевой («Кто создан из камня, кто создан из глины…»), В.В. Маяковского («А вы могли бы?) и др. 

Разберем еще одно стихотворение на эту тему.

«Нет, я не Байрон, я — другой…»

Название стихотворения Лермонтова звучит как оправдание, не так ли? Мы уже с вами разобрали, что Лермонтов лишь опирался на традиции Байрона, его тематику в своем творчестве, но при этом был самобытным автором.

Род Жанр НаправлениеРазмер 
ЛирикаЛирическое стихотворениеРомантизмЯмб

В этом произведении лирический герой рассуждает о своем творчестве, отмечает, что, несмотря на схожесть своей судьбы с судьбой английского поэта, его лирика исходит от «русской души», что его и отличает от Байрона: 

Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Ключевой темой стихотворения является тема поэта и поэзии, так как поэт здесь предстает исключительной личностью, обладающей особым даром. Только он или Бог могут выразить какую-либо мысль и донести ее до других:

…Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!

Также в стихотворении присутствует мотив одиночества. Поэт хоть и избран Богом, он остается не понятым людьми.  

Средства художественной выразительности
Метафоры«надежд разбитых груз лежит», «гонимый миром странник»
Эпитеты«океан угрюмый»
Риторические вопросы и восклицания«Кто может, океан угрюмый, / Твои изведать тайны?», «Я — или Бог — или никто!»
Сравнение«в душе моей, как в океане»
Повторы«Я раньше начал, кончу ране»

Однако не все стихотворения Лермонтова связаны с темой поэта и поэзии. Какие же еще темы он раскрывал? 

Тема любви

Любить? — три раза я любил,
Любил три раза безнадежно.

Почему любовная лирика Лермонтова трагична? 

Верите ли вы в настоящую любовь? М.Ю. Лермонтов даже не видит смысла в романтических чувствах. Это связано с тем, что в жизни поэта все его отношения были не взаимны: девушки не разделяли его высоких душевных порывов, впечатления от этого он переносит на бумагу.

Любовная лирика Лермонтова отличается:

  1. Пессимистическим характером.
  2. Пониманием лирического героя, что чувства человека недолговечны, так как вечно любить невозможно.
  3. Любовь для поэта — неземное счастье, возможность коснуться вечности.

Для примера разберем конкретное стихотворение на эту тему.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Род Жанр НаправлениеРазмер 
ЛирикаЭлегияРомантизмЯмб

В этом произведении лирический герой вспоминает о своей прошедшей любви и чувствует печаль, ведь возлюбленной уже нет рядом:

Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Девушка в стихотворении лишь напоминает лирическому субъекту ту, кого он когда-то любил, но не может заменить ее:

В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Средства художественной выразительности 
Метафоры«красы блистанье», «огонь очей», «сердцем говорю» 
Эпитеты«угаснувших очей», «таинственным… разговором», «молодость погибшую»

Переходим к следующему тематическому направлению лирики Лермонтова.

Философские темы: одиночество и не только

Как мы знаем, философская лирика — это отражение внутренних переживаний поэта, его размышлений о чем-либо. М.Ю. Лермонтов в своих произведениях преимущественно говорит об одиночестве, о мечте, о смысле жизни. Звучит немного депрессивно, но на самом деле стихотворения очень глубокие и красивые, поэтому давайте выделим их отличительные черты.

Особенности философской лирики:

  1. В центре философской лирики всегда находится человек, его душа, которая осмысляется Лермонтовым как что-то бушующее и страстное.
  2. Поэт задается вопросом о том, зачем вообще люди приходят на землю, какая их цель в жизни.
  3. Философские произведения его загадочные и мрачные.

Разберем одно из самых известных философских стихотворений.

«И скучно и грустно»

Род Жанр НаправлениеРазмер 
ЛирикаЭлегияРомантизмАмфибрахий

Наверное, это одно из самых депрессивных произведений поэта. Оно посвящено теме одиночества и смысла жизни: лирический герой рассуждает о смысле жизни своего поколения, о пустоте их чувств и отсутствия эмоций. Лермонтов показывает, как человек не может в полной мере любить или мечтать, он лишь разочаровывается в жизни, становится одиноким: 

Что страсти? ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — 
Такая пустая и глупая шутка.

С течением времени тоже ничего не меняется: годы идут, а тоска и печаль в сердце лирического героя остается неизменной. 

Средства художественной выразительности
Метафоры«вечно желать», «сладкий недуг исчезнет при слове рассудка»
Эпитеты«все там ничтожно», «сладкий недуг», «холодным вниманьем» 
Риторические вопросы и восклицания«Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?.. / А годы проходят — все лучшие годы!».

Обратим внимание на то, что это стихотворение будет прекрасным примером философской лирики. На ЕГЭ оно подойдет в качестве примера для сопоставления в задании 11 — в сочинении по темам одиночества, смысла жизни, философских вопросов, разочарования. Для сопоставления можно использовать последние две строки: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — / Такая пустая и глупая шутка…»

На ОГЭ по этому произведению вам могут встретиться аналогичные вопросы для сопоставления и анализа в заданиях 3 и 4.

Переходим к более позитивным темам.

Пейзажная лирика

Легкий морозец, яркое солнышко, которое светит прямо в глаза, вам 4 года, и родители везут вас на санках — такие картины могут резко всплыть в голове, сейчас, спустя несколько лет при виде похожего пейзажа, правда? И от них становится так тепло на душе. Лермонтов тоже описывает природу, с которой неразрывно связан человек, но немного в другом ключе. Прежде чем увидеть это, мы выделим особенности пейзажной лирики:

  1. Пейзаж практически всегда связан с размышлениями лирического героя.
  2. Природа Лермонтова одухотворена, притягивает взгляд.
  3. Через пейзажную лирику автор выражает свою любовь к России.

Все это можно увидеть в следующем стихотворении.

«Когда волнуется желтеющая нива…»

Род Жанр НаправлениеРазмер 
ЛирикаЛирическое стихотворениеРомантизмЯмб

Это произведение с атмосферным, насыщенным, и в то же время успокаивающим пейзажем.

В этом стихотворении проявляются черты и философской, и пейзажной лирики.

  • С одной стороны, здесь раскрывается тема природы. Лермонтов создает картину прекрасного русского пейзажа:

Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.

  • С другой стороны, в произведении раскрывается тема взаимосвязи человека и природы, что привносит в стихотворение философские размышления. Лирический герой понимает, что его наблюдения за спокойным пейзажем вокруг делают его счастливым, приближают к Богу. Лермонтов показывает взаимосвязь природы и человека, благотворное влияние окружающего мира на людей: 

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда сходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Средства художественной выразительности 
Олицетворения«волнуется…нива», «прячется…слива», «ландыш серебристый / Приветливо кивает головой», «ключ играет…лепечет»
Эпитеты«свежий лес», «тенью сладостной», «таинственную сагу», «ландыш серебристый», «румяным вечером», «час златой»
Анафора«Тогда смиряется души моей тревога, /Тогда расходятся морщины на челе»

В пейзажной лирике очень важны средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения и др. Скорее всего, на экзамене вам встретится вопрос, который будет связан именно с этим.

Так, в задании 10 на ЕГЭ или в задании 3 на ОГЭ, часто бывают вопросы о том, какую роль в приведенном стихотворении играют олицетворения. В таком случае имеет смысл написать, что благодаря одушевлению природы — «волнуется…нива», «прячется…слива» — автор показывает связь лирического героя с окружающим миром, создает яркий пейзаж, передает настроение лирического субъекта.

Не забывайте обязательно приводить цитаты и использовать примеры из текста, это поможет вам аргументировать свою точку зрения. 

Переходим к последнему тематическому направлению.

Гражданская лирика: «Родина. Верность. Честь»

Некоторые стихотворения М.Ю. Лермонтова имеют гражданскую направленность. В них автор раскрывает темы Родины и патриотизма. 

Отличительные черты гражданской лирики:

  1. Лермонтов противопоставляет два поколения России: свое, людей 30-х годов и их предшественников.
  2. Поэт показывает именно свое мнение о конкретных событиях, произошедших в стране.
  3. Россия для Лермонтова — противоречивая страна: в ней есть как прекрасные пейзажи, так и «печальные» деревни.

В качестве примера разберем одно из самых известных стихотворений автора на эту тему.

«Родина»

Род Жанр НаправлениеРазмер 
ЛирикаЛирическое стихотворениеРомантизмЯмб

В этом стихотворении лирический герой рассуждает о своей «странной», необычной любви к Отчизне. 

В стихотворении раскрываются следующие темы:

  • Родина. Родная страна для лирического героя неидеальна, в ней есть и отрицательные моменты. Россия для субъекта — это старая патриархальная страна с ее бедными деревнями и крестьянами. Помните образ Родины-Руси в стихотворениях С.А. Есенина? Как раз такой Родина предстает и у Лермонтова:

‎С отрадой, многим незнакомой,
‎Я вижу полное гумно,
‎Избу, покрытую соломой,
‎С резными ставнями окно.

  • Природа. Родина в представлении лирического героя в первую очередь связана именно с исконно русской природой:

‎И на холме средь желтой нивы
‎Чету белеющих берез.

  • Патриотизм. Образы страны находят отклик в сердце лирического героя. Однако его не волнует и не впечатляет то, с чем обычно люди связывают образ Родины — ее слава или богатая история. Лирическому герою ценны именно обыденные, повседневные моменты, и родная природа:

Но я люблю — за что, не знаю сам — 
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…

Средства художественной выразительности 
Риторическое восклицание«Люблю отчизну я, но странною любовью!»
Эпитеты«заветные преданья», «печальных деревень»
Метафора«степей холодное молчанье»
Сравнение«Разливы рек ее, подобные морям»
Анафора«Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданья»

Итак, мы проанализировали несколько стихотворений М.Ю. Лермонтова. Теперь вы без труда сможете написать в задании 12 экзамена сочинение на тему, связанную с творчеством этого автора (например, «Гражданская лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова»), а также привести его стихотворения в качестве аргументов в задании 11. Однако мы разобрали далеко не все произведения поэта! Больше анализов вы можете найти в нашей статье «Лирика М.Ю. Лермонтова. Часть 2».

Термины

Композиция — соотношение, расположение и взаимосвязь компонентов литературного произведения.

Двухчастная композиция — построение художественного произведения, которое по смыслу можно четко разделить на две части. 

Метафора — наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение. Например, «Роняет лес багряный свой убор»: листья напоминают автору багряный убор. 

Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления. Например, «печальный свет» — в прямом смысле свет не может быть печальным, но автор воспринимает его именно так.

Анафора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Олицетворение — троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.

Фактчек

  • Преимущественно лирические произведения М.Ю. Лермонтова относятся к романтизму.
  • Лирический герой в произведениях поэта часто предстает изгнанником и странником, находящимся в конфликте с миропорядком. Произведения М.Ю. Лермонтова проникнуты романтическими идеями и мечтаниями, главное для него — достоинство, личность и честь.
  • В лирике Лермонтова раскрываются следующие темы: поэт и поэзия, поэт и толпа, любовь, пейзажная лирика, гражданская лирика, философская лирика. 

Проверь себя

Задание 1.
Когда родился М.Ю. Лермонтов? 

  1. 3 октября 1814 года
  2. 15 января 1820 года
  3. 18 декабря 1830 года 
  4. 3 июля 1811 года

Задание 2.
К какому направлению преимущественно относится лирика Лермонтова?

  1. сентиментализму
  2. романтизму 
  3. реализму
  4. классицизму

Задание 3.
Какой предстает любовь в лирике М.Ю. Лермонтова?

  1. Несчастливая, часто заканчивается разлукой и одиночеством. 
  2. Счастливая, всегда приводит к положительному финалу.
  3. В лирике поэта не раскрывается тема любви.
  4. Преодолевающая любые преграды.

Задание 4.
На каком сравнении построено стихотворение «Поэт»?

  1. Сравнение поэта и кинжала.
  2. Сравнение поэта и пера.
  3. Сравнение поэта и слова.
  4. Сравнение поэта и толпы.

Ответы: 1. — 1;  2. — 2;  3. — 1;  4. — 1.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов