Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Поэзия ХХ века. Часть 3

26.3.2024
46

На этой странице вы узнаете

  • Кто из поэтов Серебряного века устроил последнюю литературную дуэль?
  • Кто самый «африканский» поэт в русской литературе?
  • Что за странные заклинания «бобэоби» и «вээоми»?

Итак, мы продолжаем наше знакомство с поэтами Серебряного века. Следующий в очереди у нас Максимилиан Александрович Волошин (1877 — 1932 гг.).

Особенности творчества М.А. Волошина

Кто из поэтов Серебряного века устроил последнюю литературную дуэль?

Как несложно догадаться, это Волошин. Он вообще был человеком с захватывающей биографией, например, он устроил литературную мистификацию, выдумав вместе с Е. Дмитриевой литературную маску таинственной красавицы-католички Черубины де Габриак. Из-за этой дамы и произошла дуэль М.А. Волошина и поэта Н.С. Гумилева. Они договорились стреляться на пистолетах пушкинского времени, на том же месте, где была дуэль Пушкина и Дантеса. Эффектно, не правда ли? Вот только Гумилев, стреляющий первым, промахнулся, а курок на револьвере Волошина, абсолютно не умеющего стрелять, дважды дал осечку. Третьего выстрела секунданты не допустили, сославшись на правила. Последняя дуэль в русской литературе завершилась бескровно, а ее участники становятся предметом осмеяния в светских кругах.

Но довольно о его судьбе, перейдем к литературной деятельности.

Его раннее творчество относится к символизму, однако в зрелые годы он не причислял себя ни к каким литературным течениям. Волошин вдохновлялся природой Крыма, творчеством российских и французских современников (особенно символистов), наследием античности. 

Одна из основных тем его произведений — «просторы всех веков и стран»; лирический герой Волошина — «странник и поэт, мечтатель и прохожий», сосредоточенный на «блужданиях» своего духа. В стихотворениях раскрывается связь природы и внутреннего мира человека, единство индивида и окружающего его мира. Поэзия раннего Волошина имеет описательно-созерцательный характер: он размышляет над судьбой человечества, над историей ушедших культур.

Особое значение в творчестве поэта имеет антивоенная тематика: он был свидетелем двух русских революций, Первой мировой и Гражданской войн. В своих сборниках «В год пылающего мира», «Иверни» и «Демоны глухонемые» Волошин выступает против любого насилия над человеком, размышляет о судьбе русского народа и сравнивает революцию с бесовской одержимостью.

Особенности творчества В.Ф. Ходасевича

Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 — 1939 гг.) осознавал себя как поэта, стоящего в отдалении от литературных течений его века и весьма ревниво относился к своему особому статусу своеобразного «поэтического консерватора», опиравшегося в своих поэтических достижениях на традиции «золотого» века русской поэзии.

В своих стихотворениях Ходасевич описывал свое положение между наследием поэтической традиции и трагическим окружающим миром.

Поздние тексты Ходасевича разнообразны по темам. В сборнике «Путем зерна» поэт обобщает свои ощущения от войны и революции в России, показывает страну, переживающую грозный, крутой перелом. Символично название сборника: Ходасевич выражает уверенность, что так же, как зерну, брошенному крестьянином в землю, всей России, ее народу, да и «всему живущему» дана единая общая мудрость — «идти путем зерна», — умереть и воскреснуть к новой жизни, пройдя через испытания революции. Кроме резких антивоенных произведений, Ходасевич создает образ поэта, живущего, как и всякий рядовой человек, «в заботах каждого дня». 

В сборнике «Тяжелая лира» автор снова использует как бы дневниковый стиль, беглые записи, в которых раскрывается глубокий смысл в обыденных, ничем не выдающихся моментах жизни. В лирике Ходасевича совмещаются начала поэтической архаики и современности, гармонии и дисгармонии, что придает его поэзии особое, неповторимое лицо.

Особенности творчества Н.С. Гумилева 

Пора познакомиться с Николаем Степановичем Гумилевым (1886 — 1921 гг.) Да, это тот самый литератор, с которым Волошин стрелялся на дуэли. А еще это муж Анны Ахматовой.

Кто самый «африканский» поэт в русской литературе?

Нет, здесь не будет шуток про предков Пушкина. Мы говорим о все том же Гумилеве. Он много путешествовал и особенно на него повлияла поездка в Африку — в его творчестве постоянно встречаются экзотические мотивы, образы путешественников и искателей приключений. Его поэзия — самая «африканская» из всех русских авторов, в ней много диких животных, красок и звуков пустынь и саванн.

Кроме того, Гумилев обращается к философской лирике, к теме духовных исканий, наполняет свое творчество религиозными отсылками. Но, как мы знаем, большинство писателей Серебряного века объединялись в творческие группы. Гумилев не был исключением, он принадлежал к течению акмеизма. Чтобы вспомнить особенности этого течения, вы можете вернуться к части 1 этой статьи, а мы переходим к стихотворениям!

Экзотические мотивы

«Жираф»

В этом стихотворении экзотические образы переплетаются с реальностью повседневной жизни. Монолог лирического героя о дальних странах прерывается обращением к печальной слушательнице. В начале стихотворения лирический герой видит, что близкая ему женщина особо грустна. Он хочет улучшить ее настроение, и поэтому рассказывает ей о чудесном жирафе, который живет на озере Чад. Лирический субъект отмечает изысканный вид животного, «грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Жираф сравнивается с отражением Луны в воде и с цветными парусами корабля. Лирический герой хочет и дальше рассказывать девушке о жарких странах, но она «верить не хочет во что-нибудь, кроме дождя» и продолжает грустить. Композиция стихотворения закольцовывается с помощью рефрена: «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад / Изысканный бродит жираф».

Литературный методРод Жанр Размер
АкмеизмЛирикаЭлегияАмфибрахий

«Капитаны»

Сейчас мы ненадолго погрузимся в текст, похожий на «Пиратов Карибского моря» больше, чем сам фильм. В цикле, состоящем из четырех частей, автор раскрывает тему морских путешествий, передавая таким образом привет романтическому течению в литературе. В центре текстов собирательный и многогранный образ моряка, который раскрывается через разных персонажей. Так, в стихотворении появляется фигура капитана: смелого и сильного, готового бросить вызов бурной водной стихии и пройти «дерзостный путь».

Автор также восхищается преемственностью поколений первооткрывателей и отважных мореходов, начиная людьми «на первом плоту» и заканчивая «паладинами Зеленого Храма». Поэт посвящает это произведение «всем, кто дерзает, кто хочет, кто ищет, / Кому опостылели страны отцов». В третьей части Гумилев рассказывает о досуге моряков на суше: в тавернах они гуляют «от заката до утра», «ведут речь» о своих невероятных морских приключениях, дерутся, торгуют привезенными из дальних стран артефактами. Рупор капитана обрывает всеобщее веселье.

В основе четвертой главы лежит легенда о Летучем Голландце. Согласно преданию, команда этого корабля бороздит просторы морей уже многие столетия. За штурвалом корабля-призрака капитан с «окровавленной, но железною» рукой, а матросы бледны, «как смерть». Поэт считает, что ужасающий капитан указывает путь, ведущий к окраине моря и, соответственно, краю света.

Литературный методРод Жанр Размер
АкмеизмЛирикаЛирическое стихотворениеПервая часть написана анапестом, вторая — амфибрахием, третья — хореем, четвертая — ямбом.

«Носорог»

Любовь Гумилева к дикому экзотическому миру Африки мы уже видели в «Жирафе», теперь пора познакомиться с другим животным. По своему строение произведение отсылает к жанру басни, так как в нем есть своеобразная мораль: зверю нужно держаться подальше от разъяренного носорога, даже если это сильный буйвол или быстрая обезьяна, но человек не должен искать спасения бегством. 

В этом стихотворении Гумилев говорит о законе джунглей (да, Киплинг, тебе привет) — когда зверь в ярости, от него нужно спасаться всеми доступными способами, ведь на кону стоит жизнь. Однако этому правилу не подчиняется человек. В последней строфе возникает образ «незримых фелук» (небольшое палубное судно), которые появятся из «розовых туманов» и приплывут на помощь застрявшему в диком мире путешественнику.

Литературный методРод Жанр Размер
АкмеизмЛирикаЛирическое стихотворениеХорей

Тема России

 «Заблудившийся трамвай»

В стихотворении раскрывается тема судьбы страны во время и после революции. Смысл текста спрятан между строк, вернее, между метафор, символов и аллегорий. Стихотворение написано от первого лица, мы смотрим на мир глазами лирического героя. Он вспоминает о своих «приключениях»: сначала он оказывается в летящем трамвае — образ, традиционно обозначающий ход истории. Пространство наполнено звуками, символизирующими хаос революции: слышен «вороний грай», «дальние громы» и «звоны лютни».

Лирический герой в ужасе просит вагоновожатого остановиться, но прерывать бешеное движение поздно. Лирический субъект видит жуткие образы: нищий старик, который умер в прошлом году, вокзал, где торгуют мертвыми головами, в том числе головой самого лирического «Я». Он видит дом, где жила его невеста Машенька, под образом которой может скрываться Россия. Сейчас же девушка мертва, лирический герой винит себя в том, что не пришел к ней на помощь. Размышляя о смерти, автор выражает идею о том, что настоящая свобода наступает после смерти, на небесах.

Литературный методРод Жанр Размер
АкмеизмЛирикаЭлегияДольник

Философская лирика

«Слово»

Чтобы разговаривать, нужны слова — это знает любой первоклассник. Но эта тема не так проста как кажется: вот Гумилев, например, раскрывает сакральное значение слова. Он отсылает своих читателей к Библии и к Евангелию, к сказаниям о том далеком времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны: «Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города». 

Речь идет о величии и высокой культуре слова, оно противопоставляется числам, которые предназначены «для низкой жизни». Однако в наше время лирический герой не находит баланса между духовным и материальным, когда «скудные пределы естества» ограничивают мощь слова. Автор сравнивает современников с «пчелами в улье опустелом» и использует оксюморон «мертвые слова», выражая основную идею стихотворения: «Дурно пахнут мертвые слова».

Литературный методРод Жанр Размер
АкмеизмЛирикаЛирическое стихотворениеХорей

«Шестое чувство»

Доверяете ли вы своему шестому чувству? Вот Гумилев доверял, хотя для него это было больше чем интуиция. В своем стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развита некая способность, которая позволяет ему воспринимать прекрасное. И хотя мы не всегда понимаем его происхождение, отрицать существование такого чувства нелепо.

Развивая мысль, автор показывает, что такие понятия, как прелесть мира или быстротечность времени невозможно познать при помощи привычных органов чувств. Он сравнивает этот опыт с чувствами мальчика, который смотрит на купающихся обнаженных девушек и «мучится таинственным желаньем». Гумилев создает метафорический образ ползающей доисторической твари, которая чувствует прорастание пока несуществующих крыльев. Этот образ символизирует начало длительного процесса одухотворения.

Согласно Гумилеву, человек подобен такой твари: он в муках рождает орган, который помогает ему воспринимать и создавать прекрасное. Именно эта способность отличает человека от других существ.

Литературный методРод Жанр Размер
АкмеизмЛирикаЭлегияЯмб

Особенности творчества Хлебникова В.В.

Поэзия Велимира Хлебникова (1885 — 1922 гг.) похожа на некий инопланетный диалог с читателем — это постоянные эксперименты со словотворчеством и звукописью, неологизмы, соединение разных видов искусств, отсылки к творчеству других поэтов. Глядя на его стихотворения, вам сначала нужно понять смысл употребленных в нем слов, прежде чем приступать к комплексному анализу. Да, футуристическая поэзия — она такая!

Часто его стихотворения описательные, лирический герой как бы наблюдает со стороны за окружающим его абсурдным миром. Ну что ж, перейдем к «бобэоби» — и нет, это не просто рандомный текст на клавиатуре.

«Бобэоби пелись губы…»

Что за странные заклинания «бобэоби» и «вээоми»?

Когда читаешь это стихотворение, возникает достаточно логичная мысль: «Что? Здесь? Происходит??» Кажется, что текст написан на каком-то инопланетном языке с периодическими вкраплениями русского. Но все объясняется творческой задачей автора: в этих строчках автор попытался перевести живописный язык на язык музыки с помощью слов и звукописи. Это своеобразный синтез искусств: лирический герой стоит перед «Лицом» и пытается «петь» черты, из которых складыва­ется портрет. Так живопись превращается в музыку с помощью поэзии.
Литературный методРод Жанр Размер
ФутуризмЛирикаЛирическое стихотворениеПервые строки написаны хореем, но последние две — верлибр.

«Заклятие смехом»

Минутка русского языка: попробуйте придумать однокоренные слова к слову «смех». Смеяться, смешно, насмешить… А как насчет: смехачи, смеянствовать, смеяльно, рассмешище, смейево? Да, именно так выглядит стихотворение «Заклятие смехом». 

Хлебников обыгрывает всего одно слово — «смех», которое у него обретает самые различные формы и за счет этого радикально меняет свой смысл. Автор активно использует звукопись, создавая всевозможные неологизмы, экспериментируя над формой слова. Образами в произведении являются «смехачи» — люди, которые призваны веселить публику. Их автор дважды призывает «засмеяться» и «рассмеяться», чтобы в полной мере проявить свой талант. Образы «смеянствуют смеяльно», то есть, скорее всего, смех — это действительно их профессия, а не временное состояние. Хотя возможна и другая трактовка: «смехачи» — это просто веселящиеся люди. И если вы поняли это стихотворение таким образом — вам и смех в руки!

Сам смех в тексте возведен в абсолют. Он может быть веселым и безобидным, а может стать опасным инструментом «рассмешищ надсмеяльных». При этом поэт проводит разделительную черту между «усмейными смехачами» и «надсмейными смеячами». Одни высмеивают толпу, а другие становятся объектами насмешек.

Литературный методРод Жанр Размер
ФутуризмЛирикаЛирическое стихотворениеХорей

«Мы желаем звездам тыкать…» 

Это стихотворение относится к патриотической лирике. Автор вспоминает великих воинов прошлого, прославивших славянские народы: наряду с русским первооткрывателем Ермаком он упоминает героя украинских песен Морозенко и атамана Платова. Поэт призывает возродить дух героического прошлого сейчас, когда «дух отчизны вымер»: «Вейся, вейся, русское знамя, / Веди через суши и через хляби!». Образ звезд ключевой для этого стихотворения — по мнению лирического героя, люди устали обращаться к звездам на вы, они хотят быть с ними на равных.

Литературный методРод Жанр Размер
ФутуризмЛирикаЛирическое стихотворениеХорей

«О достоевскиймо бегущей тучи…»

Передавать привет собратьям по перу в стихотворениях — не новая традиция для русской литературы. Но Хлебников и этот прием обыгрывает в необычном, футуристическом ключе. Дело не только в неологизации — постоянном спутнике Хлебникова. В этом стихотворении Хлебников описывает природу с помощью творчества других авторов. То есть слова вроде достоевскиймо, пушкиноты служат для описания пейзажа, а не наоборот. Читатель здесь становится участником сотворчества: он должен самостоятельно представить, опираясь на свой литературный багаж, как именно «бежит» туча по Достоевскому и что имеется в виду под «пушкинотами млеющего полдня».

Литературный методРод Жанр Размер
ФутуризмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

«Сегодня снова я пойду…» 

В этом стихотворении обыгрывается «больная» тема поэта и толпы. С помощью метафорики сражения автор противопоставляет фигуру творца остальной жизни, которая выражается в образе рынка. Все стихотворение является одним большим риторическим восклицанием, включающим в себя и радость жизни, и готовность противопоставить свои «песни» шуму и хаосу жизни-рынка. Лирический герой бодр и готов принять новый бой со своими противниками.

Литературный методРод Жанр Размер
ФутуризмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Термины

Верлибр — это стих, который не имеет четко заданной рифмы и ритма.

Лирический герой — это персонаж лирики, чьи эмоции и чувства становятся предметом повествования.

Фактчек

  • Поэты Серебряного века любили смелые эксперименты над формой и содержанием текста. Они использовали словотворчество, привносили в русскую литературу неизвестные до этого времени мотивы и образы.
  • Ходасевич и Волошин не относили себя ни к каким литературным течениям. Гумилев творил в стиле акмеизма, а стихотворения Хлебникова относятся к футуризму.

Проверь себя

Задание 1.
Какого животного нет в «зверинце» Гумилева?

1.     слон;
2.    жираф;
3.     носорог;
4.     тигр.

Задание 2.
Кто из этих поэтов больше всего использовал звукопись и словотворчество?

1.     М. Волошин;
2.     В. Хлебников;
3.     Н. Гумилев;
4.     В. Ходасевич.

Задание 3.
Кто из этих поэтов уехал в эмиграцию после революции?

1.     М. Волошин;
2.     В. Хлебников;
3.     Н. Гумилев;
4.     В. Ходасевич.

Задание 4.
Какой стихотворный размер используется в названии произведения Гумилева?

1.     ямбы;
2.     хореи;
3.     анапесты;
4.     дактили;

 Задание 5.
Кто умирает по-особому в стихотворении Хлебникова?

1.     кони;
2.     травы;
3.     люди;
4.     звезды.


Ответы: 1. — 4; 2.  — 2; 3.  — 4; 4.  — 1; 5.— 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов