Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Особенности зарубежной литературы XX века

27.3.2023
192

На этой странице вы узнаете

  • Как изменилось отношение к литераторам в XX веке? 
  • Потерянное поколение — это кто?
  • Что делать, если вы хотите написать роман про универмаг?
  • Поток сознания — что это такое?

Часто ли вы слышите фразу: «Эх, раньше жилось лучше…» от представителей старшего поколения? Да? А не лукавят ли они? На самом деле, XX век, который от нас не так далек, не был таким уж безобидным. Череда войн, кровавых революций, массовых катастроф. Не самая прекрасная эпоха для жизни, согласитесь? 

Несмотря на все ужасы двадцатого столетия, это был один из самых удивительных периодов зарубежной литературы, который подарил нам множество шедевров мировой классики. В этой статье мы разберемся, почему так вышло, и что нам стоит ожидать от писателей и поэтов XX века.

Историко-культурный контекст

Как мы знаем, литература не может быть оторвана от современной ей действительности. Какие особенности исторического процесса оказали наибольшее влияние на искусство двадцатого века? Давайте разбираться.

Рубеж веков: можно расслабиться? Конец девятнадцатого столетия — это пик стабильности и процветания капитализма, который утвердился после Великой Французской Революции.

Великая французская революция (фр. la Révolution française) — крупнейшее изменение социальной и политической системы Франции, которое привело к уничтожению в стране старого порядка и абсолютной монархии, и провозглашению Первой французской республики де-юре свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство». 

Это очень важное событие, которое повлияло на политическое устройство всей Европы, не только Франции.

Развитие экономических и политических систем, научно-технический прогресс — все это дало ощущение европейцам, что так будет всегда. Цивилизационный отрыв подарил им чувство полной защищенности. Несколько западноевропейских держав стали метрополиями крупнейших империй, что помогло жителям этих стран достичь невиданного ранее уровня благосостояния. Многие были уверены в том, что закончился период войн, насилия, и что отныне все будет хорошо (о, как же они ошибались…).

Такое мнение было вполне обоснованным. С 1871 года европейцы в течение тридцати лет не переживали ужасов войны. Эта уверенность в том, что европейская цивилизация достигла своего пика и идет верным курсом, скоро разрушится, но об этом чуть позже.

Кто тут самый умный? На рубеже веков ведущие европейские страны пожинали плоды прогрессивных реформ в сфере образования. Обучение в начальных и средних учебных заведениях стало доступным для широкой аудитории. 

К чему это привело? Во-первых, производство было обеспечено квалифицированной рабочей силой. Во-вторых, это привело к росту читательского рынка. Это логично: больше образованных людей = больше тех, кто может и хочет читать. Только здесь нужно сделать одно уточнение: новоиспеченные ценители литературы все же отдавали предпочтение желтой прессе, фантастике и детективам, нежели классическим произведениям.

Кроме того, новые способы распространения и производства печатной продукции привели к снижению цен на книги и развитию системы общественных библиотек. Это небывалый прогресс. Раньше книги стояли состояние и были у ограниченного круга лиц.

Как изменилось отношение к литераторам в XX веке?
 
К двадцатому веку сильно изменился статус писателя. Раньше писатель был «приживалой», который был зависим от своего покровителя. Даже Вольтера могли побить слуги недовольного аристократа. В 1725 году слуги де Рогана избили великого литератора палками за то, что он победил аристократа в обмене колкостями на глазах у высшего общества. Ни суд, ни бывшие покровители Вольтера не заступились за него. Тяжела и неказиста жизнь придворного поэта.

В двадцатом столетии автор больше зависим от своей репутации и мнения читателей. Творец приобретает автономность. Тем не менее нельзя сказать, что писатель становится абсолютно свободным в это время. На него начинают влиять законы рынка. Кушать писателям тоже хочется.

Время колоссальных потерь

Первая потеря. Начало Первой мировой войны (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) европейцы восприняли несерьезно. Во многих английских газетах писали, что все к Рождеству-то точно закончится. Уверенность в собственной «неприкосновенности», привела к тому, что люди толпами бежали записываться добровольцами.

Однако все вышло совершенно иначе. «Первая» в названии войны означает не только то, что это первая мировая война. Это была также первая война с применением оружия массового поражения, что привело к колоссальным потерям среди мирного населения. 

Немцами во время Первой мировой войны впервые было использовано химическое оружие. Никто не был готов к такому исходу. Рухнули 4 империи: Османская, Российская, Кайзеровская Германия, Австро-Венгрия. Произошла череда революций. В итоге на Германию были наложены огромные контрибуции (денежная или материальная компенсация, которую побежденное государство обязано выплатить государству-победителю), которые подорвали экономику страны. К чему это приведет, поговорим чуть позже.

Вторая потеря. Что нужно понимать про Вторую мировую войну — это то, что она была предопределена итогами Первой. Германия была разорена репарациями (финансовое возмещение всех материальных ущербов, нанесенных странам-победителям), что привело к краху экономической системы, и обесцениванию национальной валюты. За один доллар в тот период пришлось бы отдать 150 миллионов марок.

Все это привело к росту радикальных настроений в обществе. И на политической арене появились они — национал-социалисты (читаем — фашисты). Они пообещали народу, что все будет хорошо. Всегда же хочется в это верить. И Гитлер в целом сдержал это обещание, он проигнорировал условия Версальского договора, восстановил экономику с помощью военной промышленности. 

В итоге, что мы имеем. Вторая мировая война — крупнейший военный конфликт в истории человечества, ареной этой войны был буквально весь мир. Количество потерь колоссально. Во время Второй мировой войны впервые было применено ядерное оружие. Сама мысль о том, что одним снарядом можно убить и искалечить более двухсот тысяч человек, ужасает. 

Также не нужно забывать об ужасной трагедии, случившейся во время Второй мировой войны, — Холокосте. 

Холокост — массовое уничтожение евреев нацистами в годы Второй мировой войны.

Какой эффект могло произвести все это на людей? Катастрофический, конечно. Чтобы проиллюстрировать, как увиденное на фронте и в концлагерях действовало на людей, вспомним биографию Дж. Сэлинджера (это тот, кто «Над пропастью во ржи» написал). Он был одним из первых, кто вошел в Бухенвальд (один из концлагерей). Увиденное настолько потрясло писателя, что он позднее провел полгода в психиатрической клинике. 

Как все это повлияло на искусство и культуру в целом?
Война как мировая катастрофа послужила доказательством упадка и падения человечества, абсурдности организованного им жизнеустройства, кризиса гуманистических ценностей. Немецкий философ, Теодор Адорно, даже посвятил эссе вопросу о том, возможна ли поэзия после Освенцима. Такое трагическое мироощущение отразилось на творчестве многих писателей.

Властители дум. Кто повлиял на писателей в двадцатом веке? Давайте посмотрим на главные фигуры.

  • Карл Маркс. Почему-то у многих Карл Маркс ассоциируется только с Советским союзом, коммунизмом и так далее. Нам же интересно совсем другое. 

    Что было такого революционного в философии К. Маркса? Это идея практики, реального действия. То есть личность, по мнению философа, осуществляется именно в непосредственном действии. Это была очень оригинальная мысль для того времени. Таким образом, Маркс провозгласил отказ от абстрактных философских схем человека, жизни и общества. Единственным значимым критерием для оценки вещей является практика.
  • Фридрих Ницше. В концепции Ницше у жизни нет никакого трансцендентного (высшего) значения. Жизнь у философа самодостаточна, это только физический процесс, следовательно, придавать ему какое-то «сверхзначение» — глупо.

    Основа жизни человека и окружающей действительности, по мысли Ницше, это «воля». Ницше выделяет несколько видов воли человека: «волю к жизни», волю внутри самого человека, бессознательную волю (страсти и влечения) и «волю к власти». По мнению философа, «воля к власти» присуща каждому человеку. По своей сути «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения.

    Наверное, самая известная фраза Ницше — «Бог умер». Бог для философа — это образ, чувство, которое вдохновляет людей. И в условиях смерти Бога, Ницше надеется на гениальных людей, которые смогут найти новые источники жизни в этот период. По мнению философа, человек должен освободиться от оков религии и морали, никакие ложные учения не должны определять его жизнь. Такой человек — это «сверхчеловек».
  • Зигмунд Фрейд. Главной заслугой известного психоаналитика является создание концепции бессознательного. В бессознательное, по его мнению, вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения. В основе человеческого поведения Фрейд видит природное начало. 

    Почему это революционно? В эпоху Просвещения человек представляется как существо 100-процентно разумное, а тут выясняется… Что нас также предопределяет наша биология.

Все эти люди изменили содержание современного мышления и повлияли на искусство и литературу в том числе.

Основные темы в литературе XX века

После того, как мы разобрали важные моменты историко-культурного аспекта двадцатого века, нетрудно определить основные темы в творчестве писателей этого периода. Мы назовем только некоторые из них, потому что охватить все разнообразие тематик просто невозможно. Кроме того, есть такие «вечные темы», как тема любви, судьбы человека, семьи и так далее, их мы тоже упоминать не будем.

  1. Тема войн и социально-политических катастроф, «потерянного поколения». Эти темы звучат в творчестве Э. Хемингуэя («Прощай, оружие!»), Э. Ремарка («На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка») и во многих других.
Потерянное поколение — это кто?

Потерянное поколение — это поколение людей, достигших восемнадцатилетия незадолго до или во время Первой мировой войны. По окончании войны, после всего увиденного и пережитого, такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни: они спивались, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. 
  1. Тема соотношения политики и нравственности, личного и коллективного, государственного. Раскрывается эта тема в таких произведениях, как «Скотный двор», «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Зона интересов» М. Эмиса, «Чума» А. Камю и т.д.
  2. Разочарование, крах надежд, мечтаний: «Алмаз величиной с отель Ритц» Ф. Фицджеральд, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «Деньги» М. Эмис.

Основные литературные направления в зарубежной литературе двадцатого века

 На протяжении двадцатого века главенствующими литературными направлениями являлись: натурализм, модернизм, постмодернизм. Подробнее о модернизме и постмодернизме можно прочитать в статье «Модернизм и его течения. Постмодернизм».

Натурализм

Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX — начала XX века.

Что примечательного в натурализме? Чем он отличается от реализма? 

Писатели-натуралисты стремились к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Однако в отличие от реализма, в натурализме человеческий характер был прежде всего обусловлен физиологической природой и средой.

Своей задачей натуралисты считали экспериментальное, научное изучение человеческого характера, предполагающее введение в художественное творчество научных методов познания. Художественное произведение при этом рассматривалось как «человеческий документ».

Натурализм возник под влиянием бурного научно-технического прогресса и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область литературы. Представители этого направления тщательно изучали быт, условия труда и саму работу героев. 

Одним из отличий натурализма от классического реализма является то, что герои натуралистов не способны нести ответственность за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов беспомощны, их двигают по жизни животные инстинкты.

Что делать, если ты хочешь написать роман про универмаг?

Э. Золя, родоначальник натурализма, перед тем как написать роман об универмаге «Дамское счастье», тщательно изучал все аспекты торговли. Кроме того, писатель даже попросил архитектора спроектировать универмаг, чтобы потом точнее воспроизвести облик здания в романе.

Роль натурализма в зарубежной литературе двадцатого века невелика, это направление утрачивает свою эстетическую актуальность. Тем не менее натуралистическая проза в XX веке была широко представлена в массовой литературе. 

Писатели-натуралисты: Э. Золя, Т. Драйзер, М. Митчелл, Г. Мопассан, Г. Уэллс и многие другие.

Модернизм

Модернизм являлся ведущим направлением в западном искусстве первой половины двадцатого века. 

Немножко хронологии: направление зарождается в 1890-е гг. в Берлине, Вене и Париже. Становление направления завершается к 1914 году, в межвоенный период достигает своего наивысшего расцвета. 

На протяжении долгого периода времени произведения модернистов были странным явлением в литературе, не получившим должного внимания. И только к середине XX они получили свое заслуженное признание.

Так в чем особенности модернизма?

  • Бунтарское начало. Модернисты бескомпромиссно критикуют буржуазную цивилизацию. Они восстают против скуки во всех ее проявлениях.
  • Эксперименты с формой произведения. 
  • В прозе модернизма наибольшее значение занимает роман.
  • Стремление к максимально прямому изображению персонажей и событий. Долой псевдофилософские авторские отступления.
  • Нет выраженной напрямую авторской позиции.
  • Один из повествовательных приемов — поток сознания.
Поток сознания — что это такое?

Поток сознания — повествовательный прием, с помощью которого непосредственно воспроизводится душевная жизнь персонажа. Это внутренний монолог, в котором отражаются разнородные проявления психики (переживания, ассоциации, воспоминания и т. п.), которые чаще всего передаются вне всякой логики или причинно-следственной связи — по принципу ассоциаций.
 
Например, описывается героиня, которая идет по саду. Она видит какой-нибудь цветочек, и тут же героиня начинает воспроизводить воспоминания, связанные с этим растением. 
  • В модернистской прозе слова не имеют однозначности.
  • Стремление к аскетичности формы. Здесь можно вспомнить в качестве примера «Черный квадрат» К. Малевича.

Представители модернизма: М. Пруст, Ф. Кафка, У. Фолкнер, Дж. Джойс, В. Вулф.

Постмодернизм: что было после?

Постмодернизм — ши­ро­кое те­че­ние в куль­ту­ре второй половины XX — начала XXI вв. (в фи­ло­со­фии, гу­ма­ни­тар­ных нау­ках, ис­кус­ст­ве и ли­те­ра­ту­ре), пре­имущественно в стра­нах Ев­ро­пы и Северной Аме­ри­ки.

В от­ли­чие от мо­дер­низ­ма с его ус­та­нов­кой на но­виз­ну, постмодернизм об­ра­ща­ет­ся к куль­тур­но­му на­сле­дию про­шло­го как объ­ек­ту иг­ро­во­го ос­вое­ния, иро­нического ци­ти­ро­ва­ния и си­туа­ци­он­но­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния. 

Например, в романе Дж. Кутзее «Мистер Фо» идет отсылка к знакомому роману «Робинзон Крузо» Д. Дефо. Постмодернист по-новому рассматривает героев и события романа предшественника.

То есть, если мы видим привычных героев в другом романе, и посыл произведения совершенно иной, с 99% точностью мы можем сказать, что это постмодернистское произведение. 

Так почему постмодернисты обращаются к уже известным произведениям, а не создают что-то новое? Проблема в том, что создать что-то принципиальное новое за тысячелетия развития литературы… проблематично. 

Это как история с комбучей, мы думаем, что это новый модный напиток, хотя у бабушки от чайного гриба все отказывались. Хорошая рекламная кампания, немного лоска, и вот чайный гриб вошел в моду. Дело все в интерпретации. 

Так и в литературе. Кроме того, использование аллюзий и отсылок к другим произведения порождают мириады смыслов. 

Так в чем заключаются особенности постмодернизма?

  • Плюрализм — множество взглядов на одни и те же проблемы, нет никаких канонов.
  • Неопределенность — никаких правил (не то, что в классицизме), эстетических критериев, размывание границ между жанрами.
  •  Фрагментарность — никакой систематизированности, может присутствовать повествовательный хаос. О хронологической последовательности повествования можно практически забыть…
  •  Многовариантность истолкования — нет единой интерпретации. Как читатель понял, так и правильно.
  • Поверхностность — отказ от попыток исследования глубинных проблем и процессов бытия, стремление к простоте и ясности. Согласно постмодернистам, «большие», универсальные истины не имеют значения.
  • Ирония, пародийность. Ирония является ответом постмодернистов на стереотипную массовую культуру, банальность и привычки. Для постмодернизма также характерно пародийное осмысление более ранних произведений. 
  • Игровой характер — автор играет с читателем, намеренно запутывает его.
  • Эпатажность — автор пытается поразить читателя, ошеломить его. То, чего никогда не описывалось в литературе до XIX века, вы можете отыскать в постмодернистских текстах. Вспомним «Лолиту» В.В. Набокова, ее же отказались печатать в 30 изданиях.
  • Черный юмор — особый вид юмора, для которого характерно отрицание моральных ценностей, а смех вызывается тем, что в иной ситуации должно было бы вызвать ужас.
  • Смешение высокой и низкой культур — стирание грани между элитарной и массовой культурами. Писатели больше не пишут только для элиты, они пишут для всех и сразу. Во-первых, это законы рынка, больше читателей = больше гонорар. Во-вторых, такой синтез позволяет каждому найти в произведении что-то свое. Кто-то примет книгу за обычный детектив, кто-то отыщет глубинные философские смыслы. И все счастливы.

Представители постмодернизма: М. Эмис, Дж. Барнс, В.В. Набоков, Х.Л. Борхес.

Таким образом, мы разобрали характерные черты литературы двадцатого столетия. Надеемся, что вы уже заинтригованы и жаждете применить все эти теоретические положения на практике, так сказать, взглянуть в лицо писателям XX века. Мы, в свою очередь, не можем лишить вас такого удовольствия и потому предлагаем ознакомиться со следующими статьями, посвященными важным фигурам литературного процесса этого периода: «Г. Бёлль, У. Голдинг, А. Камю», «Ф. Кафка, Дж. Оруэлл», «Д. Сэлинджер, Э. Хемингуэй, У. Эко». 

Термины

Аллюзия — стилистическая фигура, содержащая указание, на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт.

Аскетичный — строгий и скупой, бедный деталями, выразительными средствами. 

Концлагерь (сокр. от концентрационный лагерь) — место, где содержатся военнопленные, заложники, а также социально опасные лица. В нацистской Германии в концлагерях в основном содержались евреи, которых заставляли тяжело работать, морили голодом и убивали.

Модернизм — это литературное направление, которое развивалось в XX веке, которому свойственны поиск нового стиля, отход от всех известных в прошлом форм искусства в сторону радикального пересмотра. 

Постмодернизм — направление в литературе второй половины XX века, характеризуемое такими чертами как: фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д., а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе.

Радикализм — позиция человека или группы (партии), которая заключается в стремлении кардинально и бескомпромиссно изменить существующее положение дел. Такой радикальной группой можно назвать гитлеровскую партию национал-социалистов. Они хотели кардинально изменить жизнь в Германии, например, избавившись от евреев, так как фашисты их считали корнем всех бед.

Фактчек

  • Двадцатый век — это век, перенасыщенный историческими событиями: Первая и Вторая мировые войны, революции, Холокост. Все это повлияло на литературный процесс.
  • Философские истоки литературы двадцатого столетия — труды К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда. Их работы оказали влияние на мировоззрение людей, что отразилось в литературе.
  • Основные темы в литературе XX века: темы войн, политических конфликтов, потерянного поколения; тема соотношения политики и власти, личного и коллективного.
  • Основные направления: натурализм, модернизм, постмодернизм.

Проверь себя

Задание 1.
Какое историческое событие повлияло на литературу XX века?

  1. Хивинский поход.
  2. Ливонская война.
  3. Первая мировая война.
  4. Война за независимость США.

Задание 2.
Какие умонастроения главенствовали в период рубежа веков в Европе?

  1. Все будет хорошо, войны закончились.
  2. Все будет хорошо, войны еще будут.
  3. Все будет плохо, но войн не будет.
  4. Все будет плохо, войны будут.

Задание 3.
Чьи труды оказали большое влияние на литературный процесс в XX веке?

  1. Н. Буало
  2. К. Маркс
  3. Аристофан
  4. Отец Горио

Задание 4.
Что является чертой натурализма?

  1. фрагментарность
  2. черный юмор
  3. использование научных методов познания в литературе
  4. отказ от литературных канонов.

Задание 5.
Что является чертой модернизма?

  1. игровой характер
  2. смешение высокой и низкой культур
  3. стремление к максимально прямому изображению персонажей и событий
  4. пародийность

Задание 6.
Что является чертой постмодернизма?

  1. Стремление к объективному изображению реальности.
  2. Фрагментарность.
  3. Убеждение, что человеческий характер обусловлен природой.
  4. Соблюдение правила трех единств.

Ответы: 1. — 3; 2. — 1; 3. — 2; 4. — 3; 5. — 3; 6. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов