Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Осип Эмильевич Мандельштам. Лирика

8.2.2023
731

На этой странице вы узнаете 

  • Что О.Э. Мандельштам считал одной из главных удач своей жизни?
  • За что О.Э. Мандельштам подвергся политическим репрессиям?
  • Почему стихотворение «Notre Dame» можно назвать образцом поэзии акмеистов?

Почти у всех поэтов и писателей Серебряного века была трагичная судьба: кто-то покончил с собой, кто-то стал жертвой репрессий. Но едва ли не больше всего испытаний выпало на долю Осипа Эмильевича Мандельштама. Давайте подробнее узнаем об этой удивительной личности.

Биография

Осип Эмильевич Мандельштам (14 января 1891 — 27 декабря 1938) — один из крупнейших русских поэтов XX века.

Осип Эмильевич родился в Варшаве в еврейской семье. В 1897 году Мандельштамы переехали в Петербург, там Осип поступил в Тенишевское училище — российскую кузницу «культурных кадров» начала XX века. После его окончания молодой человек уехал в Европу и продолжил обучение в Сорбонне и Гейдельбергском университете. 

Однако вскоре семья Осипа Эмильевича начала разоряться, и он вернулся в Петербург. Там он познакомился с Александром Блоком, Анной Ахматовой и другими великими поэтами Серебряного века.

Что Мандельштам считал одной из главных удач своей жизни?

Поэт говорил, что дружба с акмеистами, Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым, является одной из главных удач его жизни. Мандельштам разделял их мировоззрение и питал к обоим искреннюю дружбу. В тяжелые годы репрессий, уже после расстрела Гумилева, Мандельштам и его жена и Ахматова всеми силами поддерживали друг друга. 

Первые стихотворения Мандельштама тяготели к течению символизм — тому самому, в котором творил Александр Блок. Однако после знакомства с Ахматовой и Гумилевым поэт примкнул к акмеистам, которые говорили о «предметности образов», и даже свой первый сборник стихотворений назвал «Камень». 

После Революции Мандельштам работал в разных газетах. Во время Гражданской войны он ездил по стране и в конце концов был арестован в Крыму. У поэта был шанс бежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочел остаться в родной стране и разделить с ней все горести. 

В 1920-е годы вышли сборники «Tristia» («Скорбные элегии»), «Вторая книга», «Стихотворения» и «О поэзии». К началу 1930-х талант Мандельштама достиг расцвета, поэт вошел в список видных советских литераторов. Однако вскоре в его жизни наступила «черная полоса».

За что Мандельштам подвергся политическим репрессиям?

В 1933 году поэт написал антисталинскую эпиграмму, в которой очень резко отзывался о руководителе СССР. Борис Пастернак пророчески назвал этот поступок Мандельштама самоубийством. На поэта донесли, и он был осужден на три года ссылки в Пермский край. 

После Пермского края Мандельштам и его жена были сосланы в Воронеж. Там они жили в полной нищете, но поэт все же не прекращал литературной деятельности. Однако его силы были на исходе.

В 1937 году закончился срок ссылки, однако в 1938 году поэта арестовали повторно и приговорили к 5 годам трудовых лагерей. На этот раз его жене запретили его сопровождать. В том же году Мандельштам скончался в пересыльном лагере в окрестностях современного Владивостока, место его захоронения неизвестно. Спустя много лет после смерти поэт был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Теперь давайте поподробнее поговорим о творчестве этого поэта.

Творческий метод

В начале XX века в искусстве господствовал символизм, которому были свойственны загадочность и таинственность, а поэты этого течения пытались заглянуть в потусторонние миры. Акмеисты же, и Мандельштам в частности, в противовес символистам описывали в произведениях «вещные образы» — например, здания, которые возвращали поэзию в реальный мир. 

Ключевым образом его произведений является образ камня.

Разные исследователи делят лирику Мандельштама на разное количество периодов, однако все они сходятся на том, что:

  1. В раннем творчестве серьезность тем сочетается с легкостью их подачи. Поэт считает себя строителем, а слово — камнем.
  2. В период Революции и Гражданской войны частыми становятся мотивы гибели, столкновения старого и нового, поэт ощущает себя зависимым от времени. Слово кажется Мандельштаму почти живым существом, обладающим внутренней свободой.
  3. В 30-е годы произведения построены на антитезе «свобода» — «несвобода», что связано с заключением поэта. Он описывает драматизм взаимоотношений личности и государства.

Основные тематические направления лирики Мандельштама

Лирика может относиться к разным тематическим направлениям: если произведение о любви, то оно относится к любовной лирике, а если в нем много отвлеченных размышлений, то к философской. По тематике стихотворения Мандельштама можно разделить на несколько направлений. 

Гражданская лирика

К гражданской лирике относятся стихотворения, в которых поэт размышляет над темами Родины, патриотизма, гражданского долга, государства.

Гражданской лирике Мандельштама свойственны:

  • Драматизм. Мандельштам жил в очень страшное время: за любое неосторожное слово человека могли отправить в тюрьму или вообще лишить жизни, что автор и прочувствовал на себе. Поэт писал о том, что личность — и жертва, и соучастник происходящего, ведь, с одной стороны, она страдает от власти, но, с другой стороны, сама допустила такое положение вещей.
  • Тема борьбы. Автор описывает противостояние человека и века, где человек пытается бороться со временем, в котором живет.
  • Тема революции. Разумеется, Революция была ключевым событием в жизни всех русских людей начала XX века, и не писать о ней было невозможно. Однако Мандельштам, как и Анна Ахматова, сразу увидел в этом событии и отрицательные моменты, так как эта бурная сила угрожала культуре и свободе.
  • Антисталинская направленность. Мандельштам был единственным литератором, который в страшный период репрессий решился открыто выступить против Сталина.  

К этому тематическому направлению относятся такие стихотворения, как «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Мы живем, под собою не чуя страны…».

Давайте рассмотрим конкретное стихотворение из гражданской лирики Мандельштама.

 «За гремучую доблесть грядущих веков…»

В этом стихотворении лирический герой-поэт говорит о том, что лишился многого из-за власти и времени, в котором живет. Он не может вынести ужаса, который творится вокруг него, не хочет быть частью этой жестокости и предпочитает такой жизни ссылку. Тем не менее лирический герой подчеркивает, что он сильнее века, ему не под силу уничтожить его.

ТечениеЖанрРазмер
АкмеизмЛирическое стихотворениеАнапест

Темы, раскрывающиеся в стихотворении:

  1. Поэт и поэзия. Лирический герой, в отличие от других поэтов, не восхваляет советскую власть. Напротив, он говорит о том, что потерял из-за нее все и тем не менее продолжит отстаивать свои идеалы:

Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

  1. Человек и власть. Мандельштам показывает, что в аппарате власти находятся ужасные, жестокие люди, которые уничтожают всех несогласных:

… не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе…

  1. Время. В стихотворении исторический период, в который живет лирический герой, назван «веком-волкодавом» — жестокой и кровавой эпохой.
  2. Природа. Лирический герой противопоставляет ужасам времени прекрасную сибирскую природу.

Тропы и стилистические фигуры:

  • Эпитеты «голубые песцы», «первобытной красе» и гипербола «сосна до звезды достает» подчеркивают невероятную красоту сибирской природы.
  • Метафора «на плечи кидается век-волкодав» наглядно показывает, как время, в которое живет лирический герой, подавляет его и пытается уничтожить. 
  • Метафора «За гремучую доблесть грядущих веков» отражает жизненную позицию лирического героя и показывает, ради чего он творит.  
  • Сравнение «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей» усиливает эмоциональное напряжение: герою настолько невыносимо жить в обществе, где он находится, что он готов по доброй воле уехать в Сибирь.

Идея стихотворения заключается в том, что власть старается подавить любые проявления вольности и свободы слова, уничтожить свободомыслящих людей.

Любовная лирика

К любовной лирике относятся стихотворения, посвященные теме любви. 

Характерные черты любовной лирики Мандельштама:

  1. Любовь к женщине в стихотворениях поэта светла и целомудренна.
  2. Лирический герой — скорее нежный брат, чем страстный любовник.
  3. Многие стихотворения Мандельштам посвятил своей жене.

К любовной лирике относятся стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Нежнее нежного», «Возьми на радость из моих ладоней…».

 «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

В этом стихотворении есть черты и любовной, и философской лирики. Лирический герой произведения читает «Илиаду» Гомера и переносится мыслями в Древнюю Грецию. Он размышляет об истории и любви.   

ТечениеЖанрРазмер
АкмеизмЭлегияЯмб

Темы, раскрывающиеся в стихотворении:

  1. История. В этом произведении Мандельштам обращается к античной истории, которой посвящено произведение древнегреческого автора Гомера «Илиада»: сын царя Трои Парис влюбился в жену царя Спарты Менелая Елену и похитил ее. Обманутый муж во главе греческого войска пошел на Трою, так началась Троянская война. Кстати, по мотивам «Илиады» был снят фильм «Троя» с Брэдом Питтом в главной роли.
  2. Литература. Очень часто при чтении мы забываем обо всем и будто погружаемся в другой мир, правда? Так и лирический герой Мандельштама, читая литературное произведение, начинает раздумывать о причинах Троянской войны и погружается в свои мысли:

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?

  1. Любовь. Размышляя о причинах, побудивших греков пойти войной на неприступную Трою, лирический герой приходит к выводу, что причина всему — любовь и Париса, и Менелая к прекрасной Елене. Любовь здесь предстает великой силой, которой невозможно противостоять.
  2. Море. Лирический герой пытается разобраться в себе, понять, кого ему слушать. В его воображении возникает образ моря из «Илиады» и наталкивает на размышления о смысле жизни.

Тропы и стилистические фигуры:

  • Эпитеты «тугие паруса» и «божественная пена» позволяют создать более осязаемые образы кораблей, идущих на Трою.
  • Метафора «Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный» подчеркивает масштаб конфликта, в котором участвует такое огромное войско.

Идея стихотворения заключается в том, что любовь является основой всего движения на Земле.

Философская лирика

К философской лирике относятся стихотворения, в которых лирический герой размышляет о жизни, смерти, судьбе, времени, то есть об отвлеченных философских вопросах.

Философской лирике Мандельштама свойственны:

  1. Обращение к античности. Мандельштам был очень образованным человеком и часто писал на древние сюжеты, пытаясь найти опору в античности.
  2. Осознание ценности жизни самой по себе. Эта черта лирики Мандельштама напрямую связана с акмеизмом: если символисты искали во всем какие-то надуманные смыслы, то акмеисты, наоборот, говорили о важности реальности.
  3. Мотив гибели. Трагизм мироощущения связан в творчестве Мандельштама с его биографией и непростым временем, когда он жил. 
  4. Мотив столкновения старого и нового. Представим, что на наших глазах насильственно меняется весь уклад жизни, все привычное навсегда уходит в прошлое, а несогласные с этим люди подвергаются преследованиям властей. Именно это произошло с Мандельштамом, об этом он писал в своих стихотворениях.

К философской лирике относятся стихотворения «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Паденье, неизменный спутник страха…», «Ни о чем не нужно говорить».

Переходим к разбору конкретных стихотворений философской лирики Мандельштама.

«Notre Dame»

В этом стихотворении лирический герой-поэт описывает процесс строительства собора Нотр-Дам и его внешний и внутренний вид. Лирический субъект вдохновляется историей создания собора и верит, что тоже сможет оставить великое творческое наследие.

Каждая отдельная строфа стихотворения содержит новый поворот мысли:

  • Первая строфа описывает строительство храма.
  • Вторая строфа показывает вид собора снаружи.
  • Третья строфа описывает его изнутри.
  • Четвертая строфа вводит тему поэта и поэзии.
ТечениеЖанрРазмер
АкмеизмЛирическое стихотворениеЯмб
Почему стихотворение «Notre Dame» можно назвать образцом поэзии акмеистов?

В этом стихотворении центральным является образ камня, характерный для поэзии акмеистов, обращавшихся к предметности образов. Мандельштам говорит о том, что из такого максимально прозаичного предмета, как камень, можно создать великолепный собор. 

Темы, раскрывающиеся в стихотворении:

  1. Искусство. Нотр-Дам для лирического героя — это великолепное здание, сочетающее в себе разные культуры:

Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость…

  1. Поэт и поэзия. Лирический герой чувствует в себе силы однажды из простых слов создать что-то великое.

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Тропы и стилистические фигуры:

  • Эпитеты «крестовый легкий свод», «тайный план», «стихийный лабиринт», «непостижимый лес», метафора «твои чудовищные ребра» и олицетворение «играет мышцами…свод» позволяют автору подчеркнуть мощь и великолепие собора. 
  • Сравнение «Как некогда Адам» отражает долгую историю собора.

Идея стихотворения: как из простого камня можно создать прекрасный памятник архитектуры, так и слова можно превратить в великолепное стихотворение.

 «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Во многих произведениях литературы описывается ситуация, когда герой много лет спустя возвращается в свой родной город. Например, в романе Вениамина Каверина «Два капитана» центральный персонаж приезжает в деревню, которую покинул ребенком, и пытается найти в ней знакомые черты. То же самое происходит и с лирическим героем Мандельштама. Лирический субъект стихотворения возвращается в свой родной город, с которым связано множество теплых воспоминаний, однако не находит его, потому что Петербург полностью изменился. 

ТечениеЖанрРазмер
АкмеизмЭлегияАнапест

Темы, раскрывающиеся в стихотворении:

  1. Человек и власть. Мандельштам показывает, что человек не защищен перед властью. Лирический герой находится в постоянном страхе и ожидании ареста:

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

  1. Город. Представьте себе ситуацию: вы возвращаетесь спустя много лет в свой родной город, в котором вы знали каждую улицу и каждый переулок, в котором жили ваши друзья и родственники. И вдруг вы понимаете, что город стал чужим: внешний облик зданий изменился, по знакомым адресам живут другие люди… В таком положении оказывается лирический герой. В любимом городе он ощущает страх и атмосферу смерти, это город мертвых, который продолжает хранить память о людях уже ушедшей эпохи. Но, несмотря на это, лирический субъект относится к Петербургу как к родному. 
Интересный факт: в стихотворении часто упоминаются черный и желтый цвета. В природе это сочетание означает опасность: например, тропические животные таких цветов будто говорят хищникам, что они ядовитые. Да и в повседневной жизни мы не раз видели черно-желтую ленту или предупреждающий знак. Так и у Мандельштама черный и желтый передают атмосферу беспокойства.
  1. Детство. С детскими годами связаны счастливые воспоминания лирического героя и светлый облик города. Однако этот город навсегда остался в прошлом.

Тропы и стилистические фигуры:

  • Метафоры «Рыбий жир ленинградских речных фонарей», «зловещему дегтю подмешан желток»,  «кандалами цепочек дверных» и эпитет «лестнице черной» создают атмосферу страха и ужаса, которые царят в городе. 
  • Анафора «Петербург!»«Петербург!» подчеркивает, что для лирического героя это по-прежнему город прошлого, счастливых детских воспоминаний, а не ужасный советский Ленинград. 

Идея стихотворения заключается в том, что человек не защищен перед властью, а к прошлому нельзя вернуться, потому что то время навсегда ушло.

Термины

Акмеизм — течение художественного направления модернизм конца XIX — начала XX вв., которое возникло в начале XX века в противовес символизму. Акмеизму был свойственен отказ от сложных метафор, многозначности образов и стремление к созданию точных зримых образов.

Символизм — течение художественного направления модернизм конца XIX — начала XX вв., которому свойственны недосказанность, загадочность, наполнение мистическим смыслом обычных земных образов.

Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или явление.

Антитеза — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.

Метафора — наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение. Например, «Роняет лес багряный свой убор»: листья напоминают автору багряный убор. 

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества. Например, «Я ему сто раз сказала».

Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления. Например, «печальный свет» — в прямом смысле свет не может быть печальным, но автор воспринимает его именно так.

Олицетворение — троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ. Например, «заговорила роща золотая».

Анафора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Фактчек

  • Осип Эмильевич Мандельштам писал в течении акмеизм. Ключевым образом его стихотворений является образ камня.
  • Мандельштам писал гражданскую, любовную и философскую лирику.
  • Лирике Мандельштама свойственен драматизм, а также частое обращение к темам человека и власти, времени, революции.

Проверь себя

Задание 1.
В каком течении творил Мандельштам?

  1. акмеизм
  2. футуризм
  3. символизм
  4. имажинизм

Задание 2.
За что Мандельштам подвергся политическим репрессиям?

  1. За участие в заговоре против Сталина.
  2. За попытку уехать из страны.
  3. За роман, содержащий критику на Сталина. 
  4. За эпиграмму на Сталина.

Задание 3.
Какой ключевой образ лирики Мандельштама?

  1. образ розы
  2. образ Нотр-Дама
  3. образ камня
  4. образ смерти

Задание 4.
Какой представлена эпоха в стихотворении «За гремучую доблесть грядущих веков…»?

  1. Великой и героической.
  2. Жестокой и кровавой.
  3. Веком возможностей.
  4. Периодом поэтического расцвета.

Ответы: 1. — 1; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов