Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Как написать свой текст

23.3.2023
597

На этой странице вы узнаете

  • Как составить план по захвату сочинения?
  • Почему пересказ опасен для сочинения? 
  • Что такое цитата-пустышка?

Сегодня мы поговорим о том, как хорошо писать тексты. Некоторые из этих советов будут полезны во многих случаях! Однако особое внимание мы уделим сочинениям, с которыми вы встретитесь на ЕГЭ и ОГЭ по литературе. 

Как стать особенно прокаченным автором текста? Нужно научиться быть внимательным читателем. О том, как запоминать текст вплоть до цитат и самых маленьких деталей, можно узнать в статье «Руководство внимательного читателя».

А теперь давайте научимся увлекательно писать!

Подготовка к написанию текста

Вспомним тот замечательный вечер, когда мы наконец добрались до несчастного сочинения по литературе. Смотрим на белый лист, решаем начать писать, и пошел полет фантазии. Восстановим нашу логику написания в этот момент.

Начинаем эссе описанием Онегина. О! Посередине вспоминаем интересный факт из биографии Пушкина (его же убил Дантес на дуэли!). В конце сочинения ну очень хочется упомянуть конспирологическую подробность: где-то мы слышали, что Александра Дюма не существовало — под его именем творил тот же Пушкин. 

И вот наше сочинение, словно одеяло из разных лоскутов, готово. Настроение на подъеме — послушаем любимую песню и с чистой душой ложимся спать. 

Все хорошо в этой истории и, главное, очень жизненно. Но так ли все гладко с нашим текстом? Мы будем честны: такая стратегия вредит нашему тексту. А что не так? 

Раздел первый: составление плана

Наш текст должен выглядеть как цельное и логичное высказывание. Полет фантазии и импровизация — прекрасные помощники в написании черновика, но не окончательного варианта сочинения, поэтому очень важно составить план. Да, нам может показаться, что это долго и бессмысленно, но на самом деле это сильно сэкономит время. Вот несколько доводов в пользу написания плана: 

  1. План заменит вам черновик и займет намного меньше времени.
  2. Вам не придется останавливаться во время написания и думать, о чем бы еще сказать — это вы уже спланировали.
  3. Все неточности и недостатки вы выявите на этапе составления плана, а само сочинение будет как бы второй попыткой — более чистой и организованной.
Как составить план по захвату сочинения?

Итак, мы убедились, что план — это отличная идея. А как написать такой план, чтобы он помог и не занял много времени?Вот несколько правил:

1. Продумываем композицию текста.Как истинные писатели, мы должны продумать, из каких частей будет состоять наш текст. Самый распространенный и беспроигрышный вариант: вступление — основная часть — заключение. Совсем скоро мы поговорим об этих частях сочинения подробнее. Пока только обозначим, что каждая новая мысль (в нашем случае, часть) начинается с нового абзаца. При этом в основной части может быть несколько абзацев. 

Каждый новый тезис (или произведение, если их несколько) — новый абзац.

2. Пишем тезисно, о чем будем говорить в каждой части.

3. Добавляем термины и цитаты, если это необходимо.
Например, в домашнем задании по литературе могут попросить использовать цитаты — тогда мы можем прописать к каждому пункту, какие цитаты будем использовать.

Цитаты нужны и на ЕГЭ, поэтому совет остается актуальным. Также сочинения на экзамене требуют использования теоретических понятий. В нашем плане это также стоит отразить. 

А теперь посмотрим на пример плана, составленного с учетом этих рекомендаций.

Тема: В чем проявляется избранничество поэта? (На материале трех стихотворений А.С. Пушкина).
Вступление: Избранничество проявляется не только в божественном происхождении дара, но и высшей миссии поэта и в вечной славе, которую он обретает.
Основная часть:

  1. «Пророк»: дар поэта сопоставим с даром пророка. Поэт избран богом: «И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился».
    Термины: символ, образ, метафора.
  1. «Поэт»: тема высшей миссии, божественное происхождение дара («Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон»), способность совершить побег в мир вдохновения и творить.
    Термины: мотив, антитеза (жизнь простая и жизнь возвышенная).
  1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: избранничество — в вечной памяти, в возможности избежать смерти, обрести вечную жизнь и славу через поэзию: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,/ К нему не зарастет народная тропа».
    Термины: анафора, эпитет.

Заключение: Тема избранничества отражается во многих произведениях, в каждом стихотворении раскрываются разные аспекты.

Этот план — мысли автора сочинения, структурированные по пунктам. Вам не обязательно писать в плане грамотно и красиво. Важно отразить логику и основные тезисы, а о красоте текста можно подумать при написании сочинения.

Отлично! Теперь перед нами симпатичный план сочинения. И вот мы решаем писать. И в голове пусто: вроде все уже лаконично есть в плане. А что еще стоит добавить в каждую из частей? Ох, как велик соблазн начать лить воду… Отставляем стакан в сторону и все же думаем, как раскрыть мысли без воды.

Раздел два: логика изложения

В начале статьи мы говорили про сумбурное сочинение, похожее на одеяло из разных лоскутов. Одна из главных проблем того сочинения — нелогичность. Важно следить как за логикой изложения в целом, так и за связью между отдельными предложениями.

Чтобы проверить, логично ли ваше повествование, запоминаем правило. Мы должны с легкостью отвечать на вопрос: «Как это предложение связано с предыдущим?». Нетрудно догадаться, этот вопрос надо задавать к каждому предложению текста. 

Попрактикуемся:

  1. Евгений Онегин отказывает Татьяне. Ленский вызывает друга на дуэль. (Как это предложение связано с предыдущим? Ответ: никак, нужно устранить ошибку.)
  2. Евгений Онегин отказывает Татьяне. Героиня тяжело переживает этот разговор, а Евгений оказывается совершенно не тронут случившимся: он ради забавы решает позлить Ленского. (Как это предложение связано с предыдущим? Ответ: речь про реакцию обоих героев, все логично). Поэт-романтик оскорбляется и вызывает друга на дуэль. (Как это предложение связано с предыдущим? Ответ: описывается следствие поведения Онегина).

Раздел три: что сказать в сочинении

В разделе о составлении плана мы пообещали, что рассмотрим подробнее содержание каждой части сочинения. Время пришло!

Во вступлении нужно обозначить тему, о которой вы будете рассуждать: будь то название произведения или сложный философский вопрос. Кроме этого, можно прямо ответить на вопрос, который дан в задании или просто обозначить вектор дальнейших рассуждений. 

Есть две стратегии: 

  1. Во введении мы отвечаем на поставленный вопрос, а дальше просто доказываем свой ответ.
  2. Во введении мы задаемся вопросом, и в процессе написания через рассуждения приходим к ответу.

Посмотрим на примере.

Тема сочинения по роману в стихах «Евгений Онегин»: «Почему Татьяна отказывает Евгению в конце романа?» 

Наше вступление:
«Евгений Онегин» — роман в стихах, написанный А.С. Пушкиным. Центральной в этом произведении становится тема любви. Тем не менее главные герои романа в стихах не обретают личного счастья друг с другом. Татьяна отказывает Онегину в конце романа, потому что честь оказывается для нее важнее чувств.

Основная часть — наши мысли, тезисы по теме сочинения. Как мы уже поняли, тезисов (утверждений, которые нужно доказать), как правило, несколько. 

Например, тезисом может быть: «Маша не любит математику». 

Однако помимо тезиса в основной части должны быть рассуждения и доказательства. Посмотрим:

Маша не любит математику: она хмурится перед каждым уроком. На ее эмоции указывает и цитата: «Я не буду этим заниматься, у меня голова скоро лопнет!» — метафора «голова лопнет» передает сильное раздражение Маши. 

Чтобы правильно оперировать тезисами, нужно объяснить:

  • как тезис связан с темой;
  • почему мы взяли именно этот тезис;
  • как он влияет на раскрытие темы.

Однако в сочинениях иногда требуется выразить ваше мнение по поставленному вопросу. На экзамене по литературе следует избегать излишней субъективности. Это не значит, что ваше мнение не важно, просто требуется научное подтверждение ваших рассуждений (с помощью терминов и цитат, например). Так, голословные утверждения: нравится/не нравится, будут не очень уместны. О том, как выразить свое мнение, поговорим совсем скоро. 

Итак, теперь к заключению. Самое важное — не высказывать новые мысли в этой части текста. В заключении нужно подвести итог, просуммировать все, что было сказано. 

Представим, что в нашем сочинении про Онегина нет ничего, кроме вступления. Тогда в заключении мы можем сказать только о теме любви и причине отказа — ничего нового не добавляем! А в примере с Машей? Если у нас есть только тот тезис, который мы написали вместе, то в выводе мы ограничены лишь нелюбовью Маши к математике.

Мы уже затронули важный вопрос. Догадаетесь, о чем сейчас пойдет речь? Ладно, долго томить вас не будем.

Раздел четыре: ваше мнение

Все тезисы в экзаменационном сочинении должны исходить из позиции автора произведения и доказываться текстом. Существуют разные трактовки произведений, и мы можем выбирать, какие из них рассматривать. О том, как это делать, мы совсем скоро поговорим. А пока — правила выражения своего мнения для не-ЕГЭшно-литературного сочинения.

  1. Ваше мнение должно быть четко и логично сформулировано

Например, если тема эссе: «Плюшки — самая вкусная еда на планете», не стоит в своем мнении писать: «Плюшки вредны для здоровья». Почему? Вас про это не спрашивали.

Чтобы понять логику, давайте придумаем облегчающую запоминалку.
Представим, что мы переписываемся с другом. Он пишет — тема сочинения, а мы отвечаем — наше мнение по теме.

Чем различаются наши ответы? В первом случае мы уходим от темы, даем уклончивый ответ: неясно, считаем мы плюшки вкусными или нет. А во втором случае — четкий ответ по теме.

  1. Ваше мнение необходимо подтверждать примерами.

Это значит, что стоит вспомнить книгу / фильм / сериал, в которых бы была схожая тема и которые подтверждают ваше мнение.

Например, в нашем случае с плюшками можно вспомнить мультик «Карлсон вернулся», где все герои (особенно фрекен Бок) испытывают нежные чувства к этим булочкам.

Раздел пять: доказательство текстом

Мы уже сказали, что любое мнение нужно подтверждать примерами. Чтобы они выглядели убедительнее, нужно подкреплять их цитатами, как доказательствами. 

В суде, например, доказательства нужны, чтобы показать виновность / невиновность человека. Но речь пойдет о других доказательствах, о цитатах.

Давайте рассмотрим самые распространенные ошибки при использовании цитат. 

Ошибки использования цитат

  1. Повторение.

Старайтесь писать пояснения своими словами, чтобы в тексте не было много повторов. 

Разберем на примере. Вот мы пишем:

Татьяна чувствовала себя чужой в своей семье: «Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой».
Здесь цитата и наша мысль идентичны по содержанию.

Такой вариант лучше заменить на: 

Татьяна всегда отличалась от других членов своей семьи: «Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой».

  1. Пересказ. 
Почему пересказ опасен для сочинения?

Иногда вместо цитат мы решаем показать знание сюжета произведения. Само по себе это важно, но не очень ценится в сочинении. Мы и сами знаем, что сюжет можно узнать из сайта брифли за пять минут перед уроком. Еще хуже, если мы начинаем объемный пересказ. Он не показывает наших знаний и не очень ценится.

Вычленить пересказ легко. Он сигнализирует огромным количеством перечислений и однообразных конструкций, а также большим количеством глаголов, означающих действия: «Он сказал, а потом пошел, а потом передал, а потом упал, а потом…».

Сам по себе пересказ не вреден. Просто необходимо использовать его в умеренных количествах и привлекать не просто так, а для анализа — подтверждения тезисов.

От пересказа избавляемся. И помним, что знать сюжет недостаточно. Общие положения из содержания лучше заменить деталями: например, ветку сирени в «Обломове». Знание деталей оценится проверяющим намного выше. Подробнее о том, какие бывают детали в литературных произведениях, вы можете прочитать в статье «Теория литературы: основные понятия».

  1. Встраивание в структуру предложения.

Опознать эту ошибку легко на конкретном примере. Вот перед нами отрывок из стихотворения «К ***» («Я помню чудное мгновенье») А.С.Пушкина: 

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И мы на крыльях вдохновения пишем: Автор «помнит», что его возлюбленная — «гений чистой красоты». Она «явилась, как мимолетное виденье». А что не так? 

Проблема в том, что такое встраивание нарушает структуру поэтического текста и не показывает никакого анализа. По сути, мы просто заменяем обычные слова на те, что используются в тексте. 

Однако иногда такой прием может сработать! Благодаря ему мы вводим авторские оценки и детали в текст. Например, лирический герой видит возлюбленную не просто красивой, а «гением чистой красоты». Вы можете использовать этот прием, однако очень и очень аккуратно. 

Уф, столько возможностей ошибиться… Но не стоит отчаиваться! Сейчас разберемся, как правильно использовать текст для доказательства своих мыслей.

Представим, что цитаты — это вкусный стейк из говядины. Однако самое главное — это суметь приготовить стейк правильно. Так и с цитатами. Они хороши сами по себе, но неправильное использование может испортить их «вкус».

Итак, задаем себе вопрос, прежде чем использовать цитату: насколько она полезна?
Привносит ли она новую информацию в текст? Не повторяет ли уже сказанное? Помогает ли раскрыть мысль?

Что такое цитата-пустышка?

Пустышка — то же самое, что ноль. Прибавляя нули, мы ничего не меняем в примере. Точно так же и с цитатой: прибавляя цитату, иногда мы ничего не привносим в рассуждение.

Цитата-пустышка вставлена просто «потому что». Она не анализируется, ничего не подтверждает. Встраивание цитаты в структуру предложения без анализа, а для замены своих слов текстом произведения — тоже использование цитаты без пользы.

Нам важно, чтобы цитата стала ценным дополнением, использовалась для анализа. 

Итак, подводя итог, посмотрим на корректные и не очень примеры цитирования: 

Так писать нельзя Так писать можно 
Лирический герой «помнит чудное мгновенье». Автор использует эпитет, чтобы передать ощущения лирического героя от встречи возлюбленной: «чудное мгновенье»
Митрофан из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» не хотел «учиться», а хотел «жениться»Эгоизм и избалованность Митрофана раскрываются через фразу: «Не хочу учиться, хочу жениться»

Отлично! Теперь мы все на свете докажем. И не сядем в лужу как не очень хороший адвокат на суде. 

Раздел шесть: проверка на ошибки

Итак, наш текст наконец-то написан, наши мнения подкреплены примерами и цитатами, теперь можно со смелостью сдавать работу и идти дальше заниматься своими делами? Все было бы слишком просто, если бы мы сказали «да». Вам стоит обязательно проверить свою работу на наличие ошибок. 

Они похожи на недуги человека, только болеет ими текст. Предлагаем вам пройти небольшой педиатрический экскурс по основным заболеваниям текста. Если вы хотите подробнее ознакомиться с этой частью, то прочитайте статью «Типы ошибок». 

Диагноз 1. Речевые ошибки

Речевые ошибки похожи на высокую температуру — симптом один, а причин может быть великое множество. Что они из себя представляют?

Речевые ошибки — любые случаи отклонения от действующих языковых норм. 

Давайте посмотрим на более частые случаи. 

  • Лексические ошибки. 

К этим ошибкам относится смешение слов, близких по значению или звучанию, словосочинительство, нарушение правил смыслового согласования и так далее. Как-то сложно звучит, да? Перейдем сразу к примеру.

Осетинец Батрадз не спеша мчался до школы, чтобы предоставить любимого брата директору. 

Итак, озвучиваем наш недуг. 

  • Во-первых, словосочинительство: слова «осетинец» не существует, есть только «осетин». 
  • Во-вторых, нарушение смыслового согласования: нельзя «мчаться» не спеша, этот глагол предполагает быструю скорость.
  • В-третьих, смешение слов, близких по значению: герой предложения, скорее всего, хотел «представить» любимого брата директору, а не «предоставить». 

Вот теперь понятно!

К лексическим ошибкам относятся всеми «любимые» тавтология и плеоназм. 

Тавтология — повторение того же самого другими, не уточняющими смысла словами. 

❌ Примеры тавтологии: «темная темнота», «задали задание», «судьбоносная судьба». 

Плеоназм — повторение слов, одинаковых или близких по значению.

❌ Примеры плеоназма: «первый дебют» (дебют — это первое выступление), «главный приоритет» (приоритет — это и есть главное), «ладонь руки» (ладонь — это часть руки) и так далее. 

  • Морфологические ошибки. 

Морфологические ошибки — неверное образование формы слова при словоизменении. 

К ним относятся неверные окончания существительных множественного числа в родительном падеже, неверное употребление несклоняемых имен существительных, ошибочное образование степеней сравнения имен прилагательных и так далее. Сразу обратимся к примеру.

Художник Худо нарисовал множество картинов в пальте, так как в этой одежде он творил лучшее

Уже видите симптомы? Давайте объявим наш вердикт. 

  • Во-первых, неверное окончание существительных множественного числа в родительном падеже: не «картинов», а «картин». 
  • Во-вторых, неверное употребление несклоняемых существительных: не «в пальте», а «в пальто». 
  • И, в третьих, ошибочное образование степеней сравнения прилагательных: не «лучшее», а «лучше». 

Стало понятнее? Тогда мы обращаемся ко второму недугу. 

Диагноз 2. Стилистические ошибки 

Стилистические ошибки — ошибки, связанные с употреблением слов, грамматических форм, синтаксической конструкции без учета их стилистической окраски.

К этим ошибкам относятся употребление слова без учета оценочной окраски, употребление просторечных слов, неправильный порядок слов в предложении, повторы слов и так далее. В сочинении на ЕГЭ, например, такое предложение принесет вам минус за стиль:

Поедет благородный Дима Билан щас на Евровидение, чтобы поехать и победить. 

Итак, оглашаем недуг этого предложения. Во-первых, употребление просторечных слов: вместо «щас» нужно сказать «сейчас». Во-вторых, употребление слова без учета оценочной окраски: прилагательное «благородный» звучит немного странно, лучше сказать «талантливый». В-третьих, повтор глагола «поехать». 

На этом наша статья подходит к концу. Наш последний совет на сегодня может показаться банальным, но это не отменяет его полезности: практика, практика и еще раз практика. Научиться писать классные сочинения можно только благодаря регулярным тренировкам! Так что, не откладывая в долгий ящик, открывайте тетради и начинайте… составлять план. Вы же не забыли про самый первый шаг?

Благодарим вас за чтение и надеемся, что теперь ваши тексты будут свежее и интереснее.

Фактчек

  • Составьте тезисный план перед написанием сочинения, чтобы продумать структуру и содержание. В плане следует отразить цитаты и термины, которые вы планируете использовать.
  • Выражая свое мнение, помните, что оно должно быть ясным. А также не забудьте подтвердить его текстом.
  • Следует помнить о правилах использования цитаты для анализа: не повторять уже сказанное, не пересказывать содержание произведения, быть внимательнее со встраиванием цитаты в структуру предложения.
  • Проверить логичность мысли можно с помощью простого вопроса: «Как это предложение связано с предыдущим?» Важно не забывать и про общую логику текста.

Проверь себя

Задание 1.
Выберите аспекты, которые необходимо отразить в плане сочинения:

  1. композицию (структуру) сочинения
  2. основные тезисы
  3. цитаты
  4. термины
  5. наиболее подробный вариант ваших рассуждений

Задание 2.
Соотнесите название элемента сочинения и его содержание: 

А. ВступлениеРаскрытие вопроса из темы
Б. Основная частьПрямой ответ на вопрос из темы
В. Заключение Тезисы, рассуждения, примеры
Обобщение сказанного в сочинении

Задание 3.
Выберите верные примеры употребления цитат:

  1. «Что пользы напрасно и вечно желать?» — риторический вопрос передает безысходность положения лирического героя.
  2. Лирический герой не видит смысла желать что-либо: «Что пользы напрасно и вечно желать?»
  3. Эпитеты «весенний и тлетворный дух» передают атмосферу вечера.

Задание 4.
Найдите, между какими предложениями в тексте случился логический сбой (используя вопрос-помощник): 

(1) Раскольников убил старуху. (2) От страха он умертвил и молодую ни в чем не виновную Лизу. (3) Раскольников жил в комнате, напоминавшей гроб. (4) Интерьер жилья героя отражает его внутреннее состояние.

  1. между 1 и 2
  2. между 2 и 3 
  3. между 3 и 4

Ответы: 1. — 1, 2, 3, 4; 2. — А1,2, Б3, В4; 3. — 1, 3; 4. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов